Строили башню но бог на разных языках. Вавилонская башня. вавилонское столпотворение. Вавилонская башня в музыке

На вопрос Где находится Вавилонская башня в наше время заданный автором Европейский лучший ответ это Развалины башни находятся на берегу Евфрата, примерно в 90 км южнее современного Багдада в Ираке.
Вавило́нская ба́шня (ивр. מגדל בבל‎ Мигда́ль Баве́ль) - башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата) , где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя» . Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй - 18, третий и пятый - по 6 метров, седьмой - святилище бога Мардука - был высотой в 15 метров.
Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия - "сковорода") на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.
"В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой - святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок - четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней - еще башня; в общем, восемь башен - одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи - должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин.

И имевшее целью бунт против Б-га. Чтобы этот замысел не осуществился, Вс-вышний смешал языки и рассеял по свету строителей Вавилонской башни. Место, где строилась башня, получило название Бавель (русск. Вавилон ) - от слова «балаль» - «перемешал» . Поколение строителей Вавилонской башни стали называть «поколением Раскола» - «дор афлага» . История строительства Вавилонской башни и смешения языков рассказана в главе Ноах , в начале книги Берешит (Бытие) (Берешит 11:1-9) .

Начало строительства Вавилонской башни

Инициатором строительства Вавилонской башни был царь Нимрод, который к тому времени подчинил себе весь мир и, ощутив всю полноту неограниченной власти, начал бунтовать против Б-га. В недельной главе «Ноах» первой книги Пятикнижия (книга Берешит) сообщается о том, что Нимрод «стал богатырем на земле. Он был богатырем в ловле перед Г-сподом» (Берешит, 10:8 ). Раши объясняет эти слова так: Нимрод начал подстрекать весь мир к бунту против Вс-вышнего, призывая строить Вавилонскую башню. Он расставлял сети своими речами и ловил в них людей. «Перед Г-сподом» означает «намеренно гневил Б-га», «признавая Его, делал наперекор».

В 1996 году (1764 г. до н.э.) по призыву Нимрода его подданные поселились в долине Шинар и начали строить башню «вершиной до неба». За неимением другого строительного материала, они стали делать кирпичи из глины и обжигать их в печи (Берешит, 11:2-3 ). Башня росла быстро, в ее строительстве участвовало 600 тысяч человек - почти все тогдашнее население земли. Только Ноах (Ной), его сын Шем , правнук Шема Эвер , сын Шема Ашур, а также праотец Авраам (тогда его еще звали Аврам) не приняли в этом участия.

Для каких целей она строилась?

В то время люди жили в согласии друг с другом. Их объединял общий язык (святой язык иврит) - язык, данный самим Б-гом Первому человеку . У них были общие ценности: все они хотели жить в безопасности - без войн, без каких бы то ни было катаклизмов (например, еще одного Потопа), стремились создать благополучное общество во главе с сильным правителем. При этом их общей целью было утвердить величие человеческого рода, добиться «независимости» от Создателя мира.

Для этого и понадобилась Башня. Одни предполагали, взобравшись на нее, спастись от Потопа. Другие считали, что жизнь всего человечества в одном месте поможет избежать войн. Третьи собирались установить на вершине Башни идолов , поклоняться им и управлять миром без помощи Б-га. Четвертые пошли еще дальше: они хотели вложить в руки идола меч, чтобы таким образом угрожать Б-гу. Среди строителей были и такие, кто вообще не допускал возможности Высшего управления миром. По их мнению, Потоп был всего лишь природным явлением, случающимся раз в 1656 лет (такой срок прошел от Сотворения мира до Потопа). Чтобы этого больше не случилось, они хотели подпереть небесный свод высокой башней.

Неосуществленный замысел

Строители Башни, восставая против Б-га, хотели прославить самих себя, «сделать себе имя» (Берешит, 11:4 ). К, казалось бы, разумным целям (обеспечение безопасности, достижение единства и благополучия в обществе) они шли принципиально неверным путем. Поэтому они не только не достигли того, чего хотели, но и пришли к противоположным результатам.

Чем дальше продвигалось строительство, тем меньше ценилась человеческая жизнь. Все плакали от огорчения, когда вниз падал кирпич, но никто не обращал внимания на разбивавшегося насмерть человека. А после того, как Вс-вышний, наказав их, «смешал» языки, они начали ссориться и убивать друг друга. Не только работать, но и жить вместе стало невозможно, и люди «рассеялись по земле».

Как были наказаны строители?

Строителям Вавилонской башни было послано несколько наказаний:

  1. Смешение языков
  2. Рассеяние по всей земле
  3. Уничтожение их же собственными руками
  4. Превращение в обезьян и слонов

1. Смешение языков

В недельной главе Ноах читаем: «И сошел Г-сподь увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г-сподь: Вот народ один, и язык один у всех их, и такое стали делать… Давайте низойдем и смешаем там их язык, так что они не поймут (более) один речь другого» (Берешит, 11:5-7 ).

До Вавилонской башни существовал один общий язык - святой язык (иврит). Кроме того, у каждой народности был свой собственный язык. В период строительства люди общались только на иврите и были как «один народ». Но это преимущество было использовано не по назначению - не для служения Б-гу, а для противоположной цели. Поэтому Вс-вышний заставил их забыть иврит, и они начали говорить каждый на своем языке.

Место, где строилась Башня, а впоследствии город и вся империя Нимрода получили название Бавель (Вавилон ) - от слова «балаль» , то есть «перемешал» . Это слово также связано с понятием «бильбуль» - путаница. Поколение раскола находилось в состоянии духовного тумана, потеряло ориентиры и ясное осознание Истины.

2. Рассеяние по всей земле

Люди поколения раскола поселились в одном месте. Кроме строительства Башни, в этом был еще один смысл - нарушить повеление Вс-вышнего расселяться по всей земле, данное после Потопа

Вавилонская башня - башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. Строительство башни было прервано Богом, который «смешал» язык людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, сказание о вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь истории о вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений. Самый высокий зиккурат (высотой 91 м) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Размеры башни: 1-й этаж - 91,5х91,5х33 м; 2-й этаж - 78х78х18 м; 3-й этаж - 60х60х6 м; 4-й этаж - 51х51х6 м; 5-й этаж - 42х42х6 м; 6-й этаж - 33х33х6 м; 7-й этаж - 24х21х15 м (храм). Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.).

Практически все историки сходятся на том, что описанная башня существовала в реальности. Сказания о башне возникли не позже самого начала 2-го тысячелетия до н. э. По мнению немецкого ученого Г. Гункеля, речь в легендах идет о храме богу Мардуку в Вавилоне, где в наше время было сделано немало открытий археологами Р. Кольдевеем, А. Парро и другими. Они описывают увиденное как два яруса гигантской кирпичной кладки, осевшей „посередине от землетрясений, опаленной и наполовину расплавленной молниями разгневанного бога“. Согласно тем же наблюдениям, у башни прежде было 8 ярусов. Обычно под Вавилонской башней подразумевают строение, раскопанное в начале ХХ века в Борсиппе (около Вавилона) и называемое Вавилонским зиккуратом. Согласно измерениям, это 7-этажное строение имело основание периметром около 360 м и общую высоту 90 м, нынешние же развалины не превышают высоты 46 м. Другие исследователи также отмечали внутри и снаружи здания следы от воздействия огромной температуры. По описаниям, жар „раскалил и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалив весь остов башни, сплавившейся от жара в плотную массу, подобную расплавленному стеклу“.

Выдвигалось несколько гипотез относительно причины оплавления. Действиями огромной молнии, электрическими эффектами, другими физическими явлениями не удалось объяснить загадку феномена. Трудно объяснить оплавление камней воздействием ядерного взрыва (по крайней мере, только одного взрыва), т. к. камни и стены были оплавлены с нескольких направлений.

32.536389 , 44.420833

В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Более стилизованное геометрически сооружение изобразил М. Эшер на гравюре 1928 года .

Литература

Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в европейской литературе:

  • Франц Кафка написал на эту тему притчу «Герб города» (Эмблема города)
  • Клайв Льюис , роман «Мерзейшая мощь»
  • Виктор Пелевин , роман «Generation P»
  • Нил Стивенсон в романе «Лавина » дает интересную версию строительства и значения Вавилонской башни.

Музыка

Следует отметить, что многие вышеуказанные песни содержат в названии слово Вавилон, но в них нет упоминания о Вавилонской башне.

Театр

Категории:

  • Древний Вавилон
  • Невоплощённые сверхвысокие строения
  • Сюжеты Ветхого Завета
  • Понятия и термины в Библии
  • Зиккурат
  • Вавилонская башня
  • Книга Бытия
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вавилонская башня" в других словарях:

    И смешение языков, два предания о Древнем Вавилоне (объединённых в каноническом тексте Библии в единый рассказ): 1) о постройке города и смешении языков и 2) о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания приурочены к «началу истории»… … Энциклопедия мифологии

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего. постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1 9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей,… … Энциклопедия Кольера

    В Библии предание, приуроченное к началу истории человечества (после потопа), когда строили город и башню до небес (первое большое строительство людей). Если город строили оседлые жители, умевшие обжигать кирпич, то башню кочевники с Востока;… … Исторический словарь

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес … Православная энциклопедия

    Вавилонская башня - Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонская башня в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Вавилонская Башня - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (см. Быт. 11, 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни,… … Православие. Словарь-справочник



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные