В каком стиле писал гюго. Виктор Гюго (1802–1885)

Виктор Мари Гюго (Hugo) – великий французский писатель и поэт. Родился 26 февраля 1802 в Безансоне, умер 22 мая 1885 в Париже. Сын офицера, Сигисбера Гюго, ставшего впоследствии генералом и графом первой империи , и дочери нантского судохозяина, роялистки Софии Требюше (Trébuchet). Готовясь к военной карьере, Виктор сопровождал отца в его различных командировках по Италии. Уже в возрасте 15 лет он получил похвальный отзыв за дидактическое стихотворение «Les avantages de l"étude», представленное и в академический конкурс, затем трижды получил премию на «празднике цветов» (jeux floraux) в Тулузе за стихотворения «Верденские девы», «На восстановление статуи Генриха IV » и «Моисей на Ниле» (1819 – 21) и наконец, написал «Оды и баллады» (1822 – 1828, 4 т.), возбудившие чрезвычайный интерес. По форме, они еще мало отклонялись от установившихся образцов, но увлекающий подъем речи, смелость картин и необыкновенно свободное владение стихом обличали будущего реформатора поэзии.

Виктор Гюго в молодости

Получив от короля Людовика XVIII пенсию в 1000 (позже 2000) франков, Гюго женился на Адели Фуше и в ближайшем времени напечатал два романа: «Ган Исландец» (1823) и «Бюг-Жаргаль» (1825), в которых уже решительнее отклонился от академического направления и, пока еще только введением в поэзию элемента ужасного, безобразного (grotesque) и чудовищного, дал сигнал к великому романтическому движению, верховным вождем которого ему было суждено оставаться в течение последующих двадцати лет.

Далее следовали: более книжная, чем сценическая трагедия «Кромвель» (1827), в предисловии к которой он изложил свои тогдашние эстетико-философские убеждения; «Восточные мотивы» (1828), стихотворения, прославляющие восстание Греции и в живописных строфах воспевающие чарующую прелесть Востока; драмы: «Марион Делорм» (1829), идеализация очистившейся и спасенной любовью куртизанки, и «Эрнани», которая была 1830 поставлена в первый раз на сцене и послужила поводом к настоящему сражению между сторонниками классицизма и романтиками . Пьеса эта может служить образцом всех драм Гюго, со всеми их недостатками и странностями, но и с увлекательностью диалога, заставляющей забывать о её эстетической, исторической и психологической несостоятельности во многих отношениях.

Виктор Гюго. Биография

С переменным успехом следовали одна за другой драмы: «Король забавляется» (1832), запрещенная после первого представления; «Мария Тюдор» и «Лукреция Борджиа» (1833); «Анджело, тиран падуанский» (1835); «Рюи Блаз» (1838) и трилогия «Бургграфы» (1843). Последняя потерпела такую полную неудачу, что поэт совсем перестал писать для сцены. Из других произведений к этому периоду относятся роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), представляющий, несмотря на слишком изобильное присутствие в нем «гротеска», прекрасную культурную картину средневекового Парижа: «Последний день приговорённого к смерти» (1829), красноречивая проповедь против смертной казни, с примыкающей к ней по тенденции «Клод Гё» (1834); «Осенние листья» (1831) – сборник задушевных лирических стихотворений; эссе «Этюд о Мирабо» (1834); поэтический сборник «Песни сумерек» (1835), со знаменитым циклом песен к Вандомской колонне; следующие сборники – «Внутренние голоса» (1837); «Лучи и тени» (1840) и путевые воспоминания «Рейн» (1842, 2 т.). В 1841 Гюго был избран членом французской академии, а в 1845 король Луи Филипп пожаловал его в пэры Франции.

В политическом отношении Гюго постепенно перешел от консервативного образа мыслей эпохи реставрации к либеральным воззрениям и стал бонапартистом, чтившим в великом императоре не только славного полководца, но и «человека судьбы», воплотившего новые идеи и разнесшего со своими орлами по всей Европе плоды французской революции. Как член учредительного национального собрания 1848 , он все-таки сначала примкнул к правой стороне и принадлежал к партии порядка, но затем смело перешел в лагерь крайней левой, и отсюда в ряде пламенных филиппик громил все реакционные мероприятия. После переворота 2 декабря 1851 Гюго один из первых подвергся изгнанию. Он удалился со своим семейством на остров Джерси, через несколько времени на Гернси и здесь напечатал 1852 уничтожающий памфлет против Наполеона III «Наполеон Малый» и написанный беспощадным стилем Ювенала цикл стихотворений «Возмездие», который, несмотря на строгие запрещения императорского правительства, распространился в бесчисленных экземплярах по всей Франции и доставил поэту ту почти беспримерную популярность, которою он пользовался впоследствии.

В изгнании лирика Гюго приняла преимущественно философское, сильно пантеистическое направление, которое он с тех пор выражал в многочисленных, неравных по качеству стихотворениях. Сюда относятся: «Созерцания» (1856, 2 т.); «Песни улиц и лесов» (1865); «Легенда веков», охватывающая в смелых, часто темных видениях все эры и формы человеческой цивилизации (1859, вторая серия 1877, третья 1883); «Папа» (1878); эссе «Фанатики и религия» (1879); «Революция» (1880) (все написано в годы изгнания). В романах этого времени «Отверженные» (1862, 10 т.), «Труженики моря» (1866, 3 т.), «Человек, который смеётся» (1869, 4 т.) Гюго разрабатывал социальные вопросы. Кроме того, в это же время написана книга «Вильям Шекспир» (1864).

Он вернулся в Париж лишь после падения империи Наполеона III в 1870, подарил осажденному во время франко-прусской войны городу два орудия, а в феврале 1871 был избран в национальное собрание в Бордо, где протестовал против заключения мира, но скоро сложил полномочия. При второй кандидатуре в Париже, в 1872, он не был избран за свои симпатии к Коммуне , но в 1876 прошёл от Парижа в сенат. По возвращении во Францию, им были изданы кроме упомянутых выше лиро-дидактических произведений: стихотворный сборник «Грозный год» (1872), полный жажды мести и гневных нападений на Наполеона III и Германию; «Девяносто третий год» – исторический роман из эпохи восстания в Вандее (1874); эссе «Мои сыновья», в память своих рано умерших сыновей (1874); «До изгнания», «Во время изгнания», «После изгнания» (1875 – 76, 3 т.); «История одного преступления» – описание государственного переворота 2 декабря по личным воспоминаниям (1877); цикл стихов «Искусство быть дедом», лирическая семейная картина (1877) и «Высшая жалость» (1879), заключительная речь за амнистию осужденных коммунаров. После смерти Гюго, напечатаны: стихи «Четыре ветра духа», «Конец Сатаны», цикл пьес «Свободный театр», публицистическое произведение «Что я видел» и несколько других мелких произведений.

Виктор Гюго краткая биография французского писателя, поэта и драматурга изложена в этой статье.

Виктор Гюго биография кратко

Годы жизни — 1802-1885

Известные произведения Гюго: «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Кромвель».

Виктор Гюго родился в 1802 году в Безансоне, в семье наполеоновского офицера. Семья много путешествовала. Гюго посетил Италию, Испанию, Корсику.

Гюго учился в лицее Карла Великого. И уже в 14 лет писал первые произведения. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены.

Читатели обратили внимание на его творчество после выхода сатиры «Телеграф». В 20 лет Гюго женился на Адель Фуше, с которой впоследствии имел пять детей. Через год вышел в свет роман «Ган Исландец».

Бурную реакцию публики вызвала пьесы «Кромвель» (1827) с элементами романтической драмы. В его доме чаще стали бывать такие выдающиеся личности как Мериме, Ламартин, Делакруа.

Большое влияние на его творчество оказал известный романист Шатобриан. Первым полноценным и, несомненно, успешным романом писателя считается «Собор парижской Богоматери»(1831). Это произведение сразу же было переведено на многие европейские языки и стало привлекать тысячи туристов со всего мира во Францию. После выхода этой книги в стране стали бережнее относится к старинным зданиям.

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра, в 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании (жил в Брюсселе).
В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Виктор Гюго - самый авторитетный из французских романтиков XIX века, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать происходила из древнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком. Мать воспитала сына в духе католицизма и роялізму. В своих первых Стихах юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбонов. В 14 лет он записал в дневнике: «Хочу быть Шатобріаном или никем», а потом перешел к состоянию республиканцев, и хотя остался «революционером со Христом», благословил все революционные выступления народа как исторически необходимы.

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый(1820-1850) - реформирование французской поэзии, создания национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851-1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870-1885) - осмысление революционного пути Франции, накал трагического окраску творчества.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а впоследствии и королевским правительством

Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) он написал в стиле классицизма.

Однако классицизм Гюго оказался очень неустойчивым. Только молодой поэт выходит из стадии школьного подражания, начинается постепенный, сначала робкий, а затем все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством тому является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821-1822). Последующим утверждение Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к описанию восстания негров-рабов.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартіна. Но его собственный поэтический дар был намного сильнее, чем дар его учителей. Именно ему суждено было провести ре форму французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. В сборнике «Орієнталії» (1828), нарушая классические требования единства стиха, Гюго дежурит размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи путников с джинами в пустыне («Джинны»), безумной скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»),

Реформа Гюго состояла и в стремлении заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекается от требований строгого разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посередине строки, а также мнение, которое умещается в один поэтическая строка. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно выражать собственное видение мира. Гюго ввел «смысловую» цезуру, а также «перенос», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников раВНОобразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О г-Доваля» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе» и подчеркивал, что «литературная свобода-дитя свободы политической».

В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда всеобщее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады».

В конце 20-х годов романтики придают особого веса за воюванню театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает про английскую буржуазную революцию XVII века.

Широкую огласку получила предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения. Предисловие к «Кромвелю» давно уже считают отдельным теоретическим трудом - манифестом французского романтизма.

Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровое раВНОобразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. И прежде всего он был поэтом.

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), лежит конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и другие).

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов отмечена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную Историю, связанный с актуальной современной проблематикой.

Конец 20 и 30-х годов принадлежит, наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго. В эти годы он возводил строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но в то же время не ослабла и интенсивность его поэтического творчества. В 3"0-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенние листья» (1836), «Песни сумерек» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много стихов вошли в «Созерцаний» - огромного двухтомного сборника, опубликованного уже в период изгнания (1856).

После Февральской революции 1848 года и установление диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и опозорить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать их быстрому падению в первый год миграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю Одного преступления» - своеобразную обличительную хронику развития событий во время государственного переворота 1851 года.

Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карт» (1853), которая справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в ней четко очерченные смысловые линии и поля необыкновенно высокого эмоционального напряжения, которые всем этом раВНОродном материале предоставляют определенной упорядоченности и завершенности.

Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Во всех этих романах центральной является тема народа.

В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «более грозные год» (1872) является своеобраВНОй поэтической хроникой драматических событий, которые переживала Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).

Творческая активность Виктора Гюго не угасала до последних лет его долгой жизни. Но он оставался и активным: общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо боролся против политической ре акции, общественного зла и несправедливости.

В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: «Искусство быть дедом» (1877), сатирические и поэмы: «Папа» (1878), «Осел» (1880), «Все струны лиры» (1888-1893) и другие.

Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, поистине всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Творчество Гюго прочно и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.

«Собор Парижской Богоматери»

25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери». Книга вышла в свет в 1831 году, в тревожные дни холерных бунтов и разгрома архієпископського дворца парижским народом. Бурные политические события определили характер романа, который, как и драмы Гюго, был историческим по форме, но глубоко современным за идеями.

Самый выбор эпохи является важным для раскрытия основной идеи. XV века во Франции - эпоха перехода от средневековья к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живое лицо этой динамичной эпохи, Гюго ищет нечто вечное, общее для всех эпох. Так, на первом плане - собор Парижской Богоматери, который народ создавал веками. Народная засадничість будет определять в романе отношение к каждой действующего лица.

В системе персонажей главное место занимают три героя. Ци крыльца Эсмеральда своим искусством, всем видом дарит наслаждение толпе. Она далека от благочестия, не отказывается от земных утех. В этом образе наиболее ярко отражено возрождение заинтересованности человеком, которое становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтический контраст, відтінюючи красоту девушки образами низов общества, в обрисовке которых он использует гротеск. Эсмеральда - цыганка (правда, только за воспитанием) и француженка (по происхождению). ее уникальная красота свела с ума Фролло, и он уничтожил ее, потому что не мог понять и не мог присвоить. Эсмеральда воплощает идеал Гюго. Это его субъективное, романтическое видение свободы и красоты, которые всегда идут рядом. И одновременно прекрасная танцовщица воплощает черты новой ренессансной культуры (народность, единство духовного и телесного, человечность), которая идет на смену средневековому аскетизму, и этого нельзя изменить (символический смысл имеет первая сцена романа, показывает неизбежную потерю церковью бывшего авторитета).

Противоположный образ в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло (созданного после кардинала-ката с «Марион Делорм»), раскрывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображены в романе как враждебные народу силы. Рассудительно-жестокий Людовик XI очень близок к галерее коронованных преступников из драм Гюго. Чувства Клода Фролло искривленные: любовь, родительская привязанность, жажда знаний перекрываются эгоизмом и ненавистью. В нем тоже выражена одна из характеристик людей Возрождения, но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится к всех жизненных утех. Он отгородился от народной жизни стенами собора и своей лаборатории, и поэтому душа его находится во власти темных и злых страстей. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного свода человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не имея сил ее одолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть.

Расплата приходит к архидиакона от его слуги, звонаря собора Квазимодо. Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешные и устрашающие. Гротесковый Квазимодо, уродливый, умственно неполноценный, невероятно сильный физически, всю жизнь знал только обиды и жестокость. И он отвечал жестокостью на жестокость. Даже Фролло, который якобы воспитал сироту, иначе, как с отвращением, на несчастного смотреть не может. Квазимодо Вхож на химер - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже покохало красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа пробуждается от сна, в который его погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь за своим внешним видом, Квазимодо является ангелом в душе. Любовь Квазимодо к Эсмеральды является высокой любовью к ренессансной Мадонны. Так Дайте любил Беатриче, так Петрарка относился к Лауре. До встречи с Эсмеральдой Квазимодо не знал, что в мире существует любовь, красота и добро. Добрый поступок девушки из Двора Чудес стал для Квазимодо «чистосердечным событием», перевернул его жизнь.

Квазимодо воплощает авторское осмысление природы и судьбы народа, забитого и бесправного, неразумного и рабские покорного. Но не всегда. До встречи с Эсмеральдой жизни Квазимодо проходило якобы в состоянии сна. Он видел перед собой только огромное сооружение собора, служил ей и был ее частью. Теперь он увидел другое и это другое готов отдать жизнь. Протест Квазимодо является бессознательным протестом, жестоким, и даже страшным. Но его трудно винить, ему можно только сочувствовать. Так Гюго средствами романтического искусства выражает собственное отношение к революционным событиям, к народу, что проснулся и уже не может быть другим.

Изображение Клода Фролло дополняется разделом, имеет выразительное название «Нелюбовь народа».

Внешне блестяще, а на самом деле бессердечном и опустошен высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство.

Душевное величие, высокий гуманизм присущие только обездоленным людям из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо - покаліченість общественной судьбы угнетенных.

В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен руками сотен безымянных мастеров; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французское национальное бытие. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - жив народ, который не прекращает борьбу.

Собор, вечный и неподвижный, является главным персонажем романа. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, которая объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо и относится к ним бай очень. Собор воплощает вечный закон «ананке», вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово, начертанное неизвестной рукой на стене одной из его башен.

Одновременно собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводом, сливаясь с удивительными каменными химерами, оглушенный гулом колоколов, одиноко живет Квазимодо, «душа собора», чей гротескный образ олицетворяет средневековье.

В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарит простому люду свое искусство, веселье и доброту.

Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темные стороны феодального общества. Вместе с тем его произведение глубоко поэтичен, полон горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа.

Концентрация противоположных черт, накал страстей создают мощный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из самых ярких в истории мировой литературы.

Это интересно!

Гротеск (от итальянского «пещерный») является явлением достаточно молодым. Его и! не знала античность. В начале XIX в. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими странными и причудливыми изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Уродливые и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и в то же время пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так в искусстве возникло явление гротеска, к которому часто обращались романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает уродливые или комические черты, это не реалистичное, а обостренное, странное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно заинтриговывает нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуїнплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, г но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неоспоримым. Гротескные образы протитиставляться на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуїнплен - Дея, священник Міріель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих и в Гюго. Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между «ангелом и зверем», между двумя противоположностями.

Отправить

Виктор Гюго

Краткая биография Виктора Гюго

Виктор Мари Гюго (/hjuːɡoʊ/; фр.: ; 26 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, прозаик и драматург романтического направления. Он считается одним из самых великих и самых известных французских писателей. Самые известные его произведения за пределами Франции – романы "Отверженные" 1862 г. и "Собор Парижской Богоматери" 1831 г. Во Франции Гюго известен в первую очередь своими поэтическими сборниками, такими как "Les Contemplations" ("Созерцания") и "La Légende des siècles" ("Ле­ген­да ве­ков"). Он создал более 4000 рисунков, а также проводил различные общественные кампании, в том числе за отмену смертной казни.

Несмотря на то, что в молодости Гюго был преданным роялистом, за десятки лет его взгляды изменились, и он стал страстным республиканцем; его творчество затрагивает большинство политических и социальных проблем и художественных тенденций его времени. Он похоронен в Пантеоне в Париже. Почтение к его наследию оказывалось множеством способов, в том числе, тем, что его портрет был размещен на французских купюрах.

Детство Виктора Гюго

Гюго был третьим сыном Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго (1774-1828) и Софи Требюше (1772-1821); его братьями были Абель Жозеф Гюго (1798-1855) и Эжен Гюго (1800-1837). Он родился в 1802 году в Безансоне в регионе Франш-Конте на востоке Франции. Леопольд Гюго был свободомыслящим республиканцем, считавшим Наполеона героем; напротив, Софи Гюго была католичкой и роялисткой, у которой была тесная связь и, возможно, роман с генералом Виктором Лагори, который был казнен в 1812 году за заговор против Наполеона.

Детство Гюго пришлось на период национальной политической нестабильности. Наполеон был провозглашен императором Франции через два года после рождения Гюго, а восстановление власти Бурбонов произошло до его 13-го дня рождения. Противоположные политические и религиозные взгляды родителей Гюго отражали силы, которые боролись за первенство во Франции на протяжении всей его жизни: отец Гюго был высокопоставленным офицером в армии Наполеона, пока не потерпел поражение в Испании (это одна из причин, почему его имени нет на Триумфальной арке).

Так как отец Гюго был офицером, семья часто переезжала и Гюго многому научился в этих путешествиях. В детстве, во время семейной поездки в Неаполь, Гюго увидел обширные альпийские перевалы и снежные вершины, великолепное синее Средиземное море и Рим во время торжеств. Хотя ему было всего пять лет тогда, он прекрасно помнил шестимесячное путешествие. Они остановились в Неаполе на несколько месяцев, а затем отправились обратно в Париж.

В начале семейной жизни, мать Гюго Софи последовала за мужем в Италию, где он получил должность (там Леопольд служил губернатором провинции около Неаполя) и в Испанию (там он возглавил три испанских провинции). Устав от постоянных переездов, требуемых военной жизнью, и вступив в конфликт с мужем из-за того, что он не разделял католических убеждений, Софи временно разлучилась с Леопольдом в 1803 году и поселилась в Париже с детьми. С этого момента она оказывала наибольшее влияние на образование и воспитание Гюго. Как результат, ранние работы Гюго в области поэзии и художественной литературы отражают ее страстную преданность королю и вере. Лишь позже, во время событий, приведших к французской революции 1848 года, он начал бунтовать против собственного католического роялистского образования и поддерживать республиканизм и свободомыслие.

Брак и дети Виктора Гюго

Молодой Виктор влюбился и, вопреки воле своей матери, был тайно помолвлен ​​с подругой детства Адель Фуше (1803-1868). Из-за своих близких взаимоотношений с матерью, Гюго дождался ее смерти (в 1821 году), чтобы вступить в брак с Адель в 1822 году.

У Адель и Виктора Гюго в 1823 году родился первый ребенок, Леопольд, но мальчик умер в младенчестве. В следующем году, 28 августа 1824 года, родился второй ребенок четы, Леопольдина, а затем - Чарльз, 4 ноября 1826 года, Франсуа-Виктор, 28 октября 1828 года, и Адель, 24 августа 1830 года.

Старшая и любимая дочь Гюго, Леопольдина, умерла в возрасте 19 лет в 1843 году, вскоре после заключения брака с Чарльзом Вакри. 4 сентября 1843 года она утонула в Сене в Вилькье, тяжелые юбки увлекли ее на дно, когда лодка перевернулась. Ее молодой муж погиб, пытаясь спасти ее. Эта смерть оставила ее отца опустошенным; Гюго в это время путешествовал со своей любовницей по югу Франции, и узнал о смерти Леопольдины из газеты, которую прочел в кафе.

Он описывает свой шок и горе в знаменитом стихотворении "Вилькье":

После он написал еще множество стихов о жизни и смерти своей дочери, и по крайней мере один биограф утверждает, что он никогда полностью не оправился от ее гибели. В своем, вероятно, самом известном стихотворении "Завтра, на рассвете" он описывает посещение ее могилы.

Гюго решил жить в изгнании после государственного переворота Наполеона III в конце 1851. Покинув Францию, Гюго недолгое время жил в Брюсселе в 1851 году, прежде чем переехать на Нормандские острова, сначала в Джерси (1852-1855), а затем на меньший остров Гернси в 1855 году, где он оставался до того, как в 1870 г. Наполеон III покинул власть. Хотя Наполеон III провозгласил всеобщую амнистию в 1859 году, согласно которой Гюго мог бы благополучно вернуться во Францию, писатель остался в изгнании, вернувшись только когда Наполеон III лишился власти в результате поражения Франции во франко-прусской войне в 1870 году. После осады Парижа с 1870 до 1871 Гюго снова жил в Гернси с 1872 по 1873 г. прежде чем окончательно вернуться во Францию ​​до конца своей жизни.

Лучшие книги Виктора Гюго

Гюго опубликовал свой первый роман на следующий год после вступления в брак (Han d"Islande, 1823), а второй - спустя три года (Bug-Jargal, 1826). С 1829 по 1840 годы он опубликовал еще пять поэтических сборников (Les Orientales, 1829, Les Feuilles d"automne, 1831, Les Chants du crépuscule, 1835 Les Voix intérieures, 1837; и др Les Rayons et les Ombres, 1840 г.), закрепив за собой звание одного из величайших элегических и лирических поэтов своего времени.

Как и многие молодые писатели его поколения, Гюго находился под сильным влиянием Франсуа Рене де Шатобриана - яркой фигуры романтизма и выдающегося французского литературного деятеля начала 19 века. В юности Гюго решил, что он хочет быть "Шатобрианом или никем", и в его жизни прослеживается множество параллелей с путем его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго способствовал развитию романтизма, был вовлечен в политику (хотя в основном в качестве защитника республиканизма) и был вынужден покинуть страну из-за своих политических взглядов.

Несвойственные его возрасту страстность и красноречивость первых работ Гюго рано принесли ему успех и известность. Его первый поэтический сборник (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было всего 20 лет, и принес ему ежегодную пенсию от короля Людовика XVIII. Несмотря на то, что стихотворениями восхищались за их непосредственную пылкость и плавность, только сборник, опубликованный четыре года спустя, в 1826 году, (Odes et Ballades) раскрыл в Гюго великого поэта, настоящего мастера лирического стихотворения.

Первое зрелое художественное произведение Виктора Гюго появилось в 1829 году и отражало острое чувство социальной ответственности, которое проявилось и в поздних его работах. Le Dernier jour d"un condamné ("Последний день при­го­во­рён­но­го к смерти") оказал глубокое влияние на более поздних писателей, таких как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Фёдор Достоевский. Claude Gueux ("Клод Ге"), документальный рассказ о реально существовавшем убийце, казненном во Франции, появился в 1834 году, а позже сам Гюго счел его предшественником своего знаменитого труда о социальной несправедливости - Les Misérables ("Отверженные").

Гюго стал центральной фигурой романтического движения в литературе благодаря своим пьесам "Кромвель" (1827) и "Эрнани" (1830).

Роман Гюго Собор Парижской Богоматери был опубликован в 1831 году и вскоре переведен на другие европейские языки. Одной из целей написания романа было заставить руководство Парижа восстановить запущенный Собор Парижской Богоматери, ведь он привлекал тысячи туристов, прочитавших знаменитый роман. Книга также возродила интерес к зданиям, созданным до эпохи Ренессанса, которые впоследствии стали активно охранять.

Гюго начал планировать крупный роман о нищете и социальной несправедливости в начале 1830-х годов, но для написания и публикации "Отверженных" понадобилось целых 17 лет. Гюго прекрасно осознавал уровень романа и право публикации досталось тому, кто предложил наивысшую цену. Бельгийское издательство Lacroix and Verboeckhoven провело необычную для того времени маркетинговую кампанию, пресс-релизы о романе выпускались за целых шесть месяцев до публикации. К тому же, сначала была опубликована только первая часть романа ("Фантина"), который был пущен в продажу одновременно в нескольких крупных городах. Эта часть книги была распродана в течение нескольких часов и имела огромное влияние на французское общество.

Критики в целом отнеслись к роману враждебно; Тэн нашел его неискренним, Барбе д’Оревильи жаловался на его пошлость, Гюстав Флобер не нашел в нем "ни правды, ни величия", братья Гонкур раскритиковали его за искусственность и Бодлер - несмотря на благоприятные отзывы в газетах - критиковал его в частном порядке как "безвкусный и нелепый". "Отверженные" оказались настолько популярны среди людей, что проблемы, которые он освещает, вскоре были в повестке дня Национального собрания Франции. Сегодня роман сохраняет статус самого популярного произведения Гюго. Он известен во всем мире и был адаптирован для кино, телевидения и сцены.

Существуют слухи о том, что самая короткая переписка в истории состоялась между Гюго и его издателем Hurst and Blackett в 1862. Гюго был в отпуске, когда были опубликованы "Отверженные". Он поинтересовался реакцией на произведение, отправив своему издателю телеграмму из одного символа: ?. Издатель ответил одним-единственным: !, чтобы показать успех романа.

Гюго отошел от социальных и политических вопросов в своем следующем романе, "Труженики моря", опубликованном в 1866 г. Книга была хорошо принята, возможно, из-за успеха "Отверженных". Посвященный канала острове Гернси, где он провел 15 лет ссылки, Hugo рассказывает о человеке, который пытается получить одобрение своего отца возлюбленной, спасая свой корабль, намеренно высадили его капитаном, который надеется сбежать с сокровищами денег она транспортирует через изнурительную битву человеческой инженерии против силы моря и борьбе против почти мифического зверя моря, гигантский кальмар. Поверхностно приключение, один из биографов Гюго называет это "метафора для 19-го века технического прогресса, творческого гения и упорного труда, преодолевая имманентной зло материального мира."

Слово, используемое в Гернси для обозначения кальмара (pieuvre, также иногда применяется к осьминогам) вошло во французский язык из-за того, что использовалось в книге. Гюго вернулся к политическим и социальным вопросам в своем следующем романе, "Человек, который смеется", опубликованном в 1869 году и изображавшем критическую картину аристократии. Роман не был столь успешным, как его предыдущие произведения, и сам Гюго начал отмечать растущую пропасть между собой и литературными современниками, такими как Флобер и Эмиль Золя, реалистические и натуралистические романы которых в то время превосходили его работы по популярности.

Его последний роман, "Девяносто третий год", опубликованный в 1874 году, был посвящен теме, которой Гюго раньше избегал: террор во время Французской революции. Хотя популярность Гюго уже снизилась к моменту его публикации, многие теперь ставят "Девяносто третий год" в один ряд с более известными романами Гюго.

Политическая деятельность Виктора Гюго

После трех неудачных попыток Гюго был наконец избран в Французскую Академию в 1841 году, тем самым он укрепил свою позицию в мире французского искусства и литературы. Группа французских академиков, в том числе Этьен де Жуи, вели борьбу против «романтической эволюции», и им удалось задержать избрание Виктора Гюго. После этого он стал принимать все более активное участие в французской политике.

Он был возведен в звание пэра королем Луи-Филиппом в 1845 году и вошел в Высшую палату как пэр Франции. Там он выступал против смертной казни и социальной несправедливости, а также за свободу прессы и самоуправление для Польши.

В 1848 году Гюго был избран в парламент в качестве консерватора. В 1849 году он порвал с консерваторами, произнеся выдающуюся речь, призывающую к избавлению от страданий и нищеты. В других своих выступлениях он призывал к введению всеобщего избирательного права и бесплатного образования для всех детей. Вклад Гюго в отмену смертной казни признается во всем мире.

Когда Луи Наполеон (Наполеон III) захватил власть в 1851 году и ввел антипарламентскую Конституцию, Гюго открыто объявил его предателем Франции. Он переехал в Брюссель, затем в Джерси, откуда был изгнан за поддержку газеты Джерси, критиковавшей королеву Викторию и, наконец, поселился со своей семьей в Отвиль-Хауз в Сент-Питер-Порт, Гернси, где он прожил в изгнании с октября 1855 года до 1870 года.

Находясь в изгнании, Гюго опубликовал свои знаменитые политические памфлеты против Наполеона III, "Наполеон Малый" и "История одного преступления". Памфлеты были запрещены во Франции, но, тем не менее, были там популярны. Он также писал и публиковал одни из своих лучших работ во время жизни в Гернси, в том числе "Отверженных", а также три широко признанных поэтических сборника ("Возмездие", 1853; "Созерцания", 1856, и "Легенда веков", 1859).

Как и большинство его современников, Виктор Гюго придерживался колониалистского взгляда на африканцев. В речи, произнесенной 18 мая 1879, он заявил, что Средиземное море - естественный разрыв между "конечной цивилизацией и полным варварством", добавив: "Бог предлагает Африку Европе. Возьмите же," чтобы цивилизовать местных жителей. Это может частично объяснить, почему, несмотря на его глубокий интерес и участие в политических делах, он сохранял странное молчание по алжирскому вопросу. Он знал о зверствах французской армии во время завоевания Алжира, о чем свидетельствуют его дневники, но никогда не осуждал армию публично. Современный читатель также может быть, мягко говоря, озадачен значением этих строк из заключения к "Рейн. Письма к другу", глава 17, издание 1842, двенадцать лет спустя высадки французских войск у Алжира.

То, чего не хватает Франции в Алжире, - это немного варварства. Турки знали, как резать головы лучше, чем мы. Первое, что видят дикари - не разум, а силу. У Англии есть то, чего не хватает Франции; у России тоже".

Следует также отметить, что до изгнания он никогда не осуждал рабство и никаких упоминаний об его отмене нет в записи от 27 апреля 1848 в подробных дневниках Гюго.

С другой стороны, Виктор Гюго всю жизнь боролся за отмену смертной казни в качестве романиста, мемуариста и члена Парламента. "Последний день приговоренного к смерти", опубликованный в 1829, анализирует страдания, испытываемые человеком в ожидании казни; несколько записей из "Что я видел", дневника, который он вел между 1830 и 1885 годами, выражают решительное осуждение того, что он считал варварским приговором; на 15 сентября 1848 года, через семь месяцев после революции 1848 года, он выступил с речью перед Ассамблеей и пришел к выводу: «Вы свергли короля. Теперь свергните эшафот». Его влияние заметно в исключении статей о смертной казни из конституций Женевы, Португалии и Колумбии. Он также призвал Бенито Хуареса пощадить недавно захваченного императора Мексики Максимилиана I, но безрезультатно. Его полные архивы (изданные Pauvert) показывают также, что он написал письмо США с просьбой, ради их собственной репутации в будущем, сохранить жизнь Джона Брауна, но письмо пришло после того, как Браун был казнен.

Хотя Наполеон III предоставил амнистию всем политическим ссыльным в 1859 году, Гюго отказался от нее, так как это означало, что он должен будет ограничивать свою критику в адрес правительства. Только после того, как Наполеон III лишился власти и была провозглашена Третья республика, Гюго наконец вернулся на родину (в 1870 году), где он вскоре был избран в Национальное собрание и Сенат.

Он был в Париже во время осады прусской армией в 1870 году, и, как известно, питался животными, подаренными ему зоопарком Парижа. По мере того как осада продолжалась, и пища становилась все более скудной, он написал в своем дневнике, что был вынужден "есть нечто непонятное".

Благодаря своей озабоченности правами художников и авторским правом, он стал одним из основателей Международного сообщества писателей и художников, которое добилось создания Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Тем не менее, в опубликованных архивах Pauvert он решительно заявляет, что «любое произведение искусства имеет двух авторов: людей, которые смутно чувствуют что-то, автора, который придает форму этим чувствам, и снова людей, которые освящают его видение этого чувства. Когда один из авторов умирает, права должны полностью быть предоставлены другому, людям».

Религиозные взгляды Гюго

Религиозные взгляды Гюго резко менялись в течение его жизни. В юности и под влиянием своей матери он считал себя католиком и проповедовал уважение к церковной иерархии и власти. Затем он стал непрактикующим католиком, и все больше выражал антикатолические и антиклерикальные взгляды. Он часто практиковал спиритизм во время своего изгнания (там он участвовал также во многих сеансах, проводимых мадам Дельфиной де Жирарден), а в последующие годы укрепился в рационалистическом деизме, подобным тому, которого придерживался Вольтер. Переписчик спросил Гюго в 1872 году, католик ли он, и тот ответил: "Нет. Вольнодумец".

После 1872 года Гюго никогда не терял антипатии к католической церкви. Он чувствовал, что Церковь была безразлична к бедственному положению рабочего класса под гнетом монархии. Возможно, он также был расстроен частотой, с которой его работы появлялись в списке запрещенных церковью книг. Гюго насчитал 740 нападок на "Отверженных" в католической прессе. Когда сыновья Гюго Чарльз и Франсуа-Виктор умерли, он настаивал на том, чтобы они были похоронены без креста или священника. В своем завещании он выразил те же пожелания касательно собственных смерти и похорон.

Рационализм Гюго отражается в его стихотворениях, таких как "Торквемада" (1869, о религиозном фанатизме), "Папа" (1878, антиклерикальное), "Фанатики и религия" (1880, отрицается полезность церквей, опубликованных посмертно, "Конец Сатаны" и "Бог" (1886 и 1891 соответственно, где он изображает христианство в виде грифона и рационализм в виде ангела). Винсент Ван Гог приписывал выражение "Религии проходят, но Бог остается", на самом деле произнесенное Жюлем Мишле, Гюго.

Виктор Гюго и музыка

Хотя в число многих талантов Гюго не входят исключительные музыкальные способности, он все же оказал большое влияние на мир музыки благодаря тому, что его работы вдохновляли композиторов 19 и 20 веков. Гюго очень любил музыку Глюка и Вебера. В "Отверженных" он говорит, что хор егерей в "Эврианте" Вебера - "пожалуй, самая красивая музыка из всего, когда-либо написанного". Кроме того, он восхищался Бетховеном, и, что было довольно необычно для его времени, также высоко оценивал произведения композиторов прошлых веков, таких как Палестрина и Монтеверди.

Двое известных музыкантов 19 века были друзьями Гюго: Гектор Берлиоз и Ференц Лист. Последний играл Бетховена в доме Гюго, и в одном из писем к друзьям Гюго шутил, что благодаря урокам фортепиано Листа он научился играть свою любимую песню на пианино одним пальцем. Гюго также работал с композитором Луизой Бертен, он написал либретто для ее оперы 1836 года La Esmeralda, основанной на персонаже из "Собора Парижской Богоматери". Несмотря на то, что по различным причинам опера была исключена из репертуара вскоре после пятого представления и мало известна сегодня, она пережила возрождение в наше время в виде как концертной версии для голоса и фортепиано от Листа на Festival international Victor Hugo et Égaux 2007, так и в полной оркестровой версии, представленной в июле 2008 на Le Festival de Radio France et Montpellier Languedoc-Roussillon.

Более тысячи музыкальных произведений с 19 века и до сегодняшнего дня было вдохновлено работами Гюго. В частности, пьесы Гюго, где он отвергал правила классического театра в пользу романтической драмы, привлекли интерес многих композиторов, которые превратили их в оперы. Более сотни опер основано на работах Гюго, в их числе "Лукреция Борджиа" Доницетти (1833), "Риголетто" и "Эрнани" Верди (1851), "Ла Джоконда" Понкьелли (1876).

И романы, и пьесы Гюго были огромным источником вдохновения для музыкантов, побуждая их создавать не только оперы и балеты, но и представления для музыкального театра, такие как "Собор Парижской Богоматери" и вечно популярные "Отверженные", самый долгоиграющий мюзикл Лондонского Вест-Энда. К тому же, красивые стихотворения Гюго создавали дополнительный интерес со стороны музыкантов, создавались многочисленные мелодии на основе его стихотворений, такими композиторами как Берлиоз, Бизе, Форе, Франк, Лало, Лист, Масне, Сен-Санс, Рахманинов и Вагнер.

Сегодня наследие Гюго продолжает вдохновлять музыкантов на создание новых композиций. Например, роман Гюго, направленный против смертной казни, "Последний день приговоренного к смерти", стал основой для оперы Дэвида Алагна, с либретто Фредерико Алагна и участием их брата, тенора Роберто Алагна в 2007 году. В гернси каждые два года проводится Victor Hugo International Music Festival, привлекающий большое количество музыкантов, где впервые исполняются вдохновленные стихотворениями Гюго песни таких композиторов, как Гийом Коннессон, Ричард Дубугнон, Оливер Каспар и Тьерри Эскеш.

Примечательно, что не только литературные произведения Гюго были источником вдохновения для музыкальных произведений. Его политические труды также удостоились внимания от музыкантов и были переведены на язык музыки. К примеру, в 2009 году итальянский композитор Маттео Соммакал получил заказ от фестиваля "Bagliori d"autore" и написал произведение для чтеца и камерного ансамбля под названием "Дела и речи", текст которого был разработан Чиарой Пиолой Каселли на основе последней политической речи Гюго, обращенной к Законодательному собранию, "Sur la Revision de la Constitution" (18 июля 1851). Премьера состоялась в Риме 19 ноября 2009 в аудитории Французского института центра Сент-Луис французского посольства для Святейшего престола. Произведение было исполнено музыкальным коллективом Piccola Accademia degli Specchi при участии композитора Маттиаса Кадара.

Преклонные годы и смерть Виктора Гюго

Когда Гюго вернулся в Париж в 1870, страна приветствовала его как национального героя. Несмотря на свою популярность, Гюго не был переизбран в Национальное Собрание в 1872. В течение короткого промежутка времени он перенес легкий инсульт, его дочь Адель была помещена в сумасшедший дом, и двое его сыновей умерли. (Биография Адель послужила вдохновением для фильма "История Адели Г.") Его жена Адель умерла в 1868 году.

Его верная спутница, Жюльетта Друэ, умерла в 1883 году, всего за два года до его смерти. Несмотря на личную потерю, Гюго сохраняет приверженность делу политических реформ. 30 января 1876 Гюго был избран в состав вновь созданного Сената. Эта последняя фаза его политической карьеры считался провалом. Гюго был индивидуалистом и мало смог сделать в Сенате.

Он перенес легкий инсульт 27 июня 1878. В честь того, что ему исполнялось 80 лет, было проведено одно из величайших чествований живых писателей. Торжества начались 25 июня 1881, когда Гюго вручили севрскую вазу, традиционный подарок для монархов. 27 июня был проведен один из крупнейших фестивалей в истории Франции.

Демонстрация растянулась от авеню Эйлау, где писатель жил, до Елисейских полей, и до центра Парижа. Люди шли в течение шести часов мимо Гюго, пока он сидел у окна в своем доме. Каждая деталь мероприятия была в честь Гюго; официальные гиды даже носили васильки – намек на песню Фантины в "Отверженных". 28 июня руководство Парижа поменяло название авеню Эйлау на авеню Виктора Гюго. На письмах, адресованные писателю, с тех пор писали: "Господину Виктору Гюго, на его авеню, Париж".

За два дня до смерти он оставил записку с последними словами: "Любить означает действовать". Смерть Виктора Гюго от пневмонии 22 мая 1885, в возрасте 83 лет, оплакивалась всей страной. Он почитался не только как значимая фигура в литературе, он был государственным деятелем, формировавшим Третью республики и демократию во Франции. Более двух миллионов человек присоединились к похоронной процессии в Париже от Триумфальной арки до Пантеона, где он был похоронен. В Пантеоне он похоронен в одном склепе с Александром Дюма и Эмилем Золя. В большинство крупных французских городов есть улица, названная в его честь.

Гюго оставил пять предложений для официальной публикации как свою последнюю волю:

Картины Виктора Гюго

Гюго создал более 4000 рисунков. Будучи в начале лишь случайным увлечением, рисование стало важнее для Гюго незадолго до его изгнания, когда он принял решение прекратить писать, чтобы посвятить себя политике. Графика стала его единственной творческой отдушиной в период 1848-1851.

Гюго работал только на бумаге, и в малом масштабе; как правило, пером и темно-коричневыми или черными чернилами, иногда с вкраплениями белого, и редко в цвете. Сохранившиеся рисунки удивительно совершенны и "современны" по стилю и исполнению, они предугадывают экспериментальные приемы сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

Он не колеблясь использовал свои детские трафареты, чернильные кляксы, лужи и пятна, отпечатки кружева, "pliage" или складывание (т.е. пятна Роршаха), выскабливание или отпечатки, часто используя древесный уголь из спичек или даже пальцы вместо пера или кисти. Иногда он даже плескал кофе или сажей, чтобы получить эффект, которого он хотел. Известно, что Гюго часто рисовал левой рукой или не глядя на страницы, или во время спиритических сеансов, чтобы получить доступ к своему подсознанию. Эту концепцию позже популяризировал Зигмунд Фрейд.

Гюго не представлял свои художественные работы общественности, опасаясь, что из-за этого останутся в тени его литературные произведения. Тем не менее, он любил делиться своими рисунками с семьей и друзьями, часто в виде витиеватых визитных карт ручной работы, многие из которых были подарены его посетителям, когда он находился в политической ссылке. Некоторые из его работ были показаны, и одобрены современными художниками, такими как Ван Гога и Делакруа; последний высказал мнение, что если бы Гюго решил стать художником, а не писателем, то он затмил бы художников своего века.

Память о Викторе Гюго

Народ Гернси воздвигнул статую, созданную скульптором Жаном Буше в Candie Gardens (Сент-Питер-Порт), чтобы почтить память о пребывании Гюго на островах. Руководство Парижа сохранило его резиденции в Отвиль-Хауз (Гернси) и в доме номер 6 по площади Вогезов (Париж) в качестве музеев. Дом, где он останавливался в Виандене (Люксембург) в 1871 году, также стал музеем.

Гюго почитается как святой во вьетнамской религии Каодай, в парадном зале Святого Престола в Тэйнинь.

Авеню Виктора Гюго в 16 округе Парижа носит имя Гюго и тянется от дворца Этуаль до окрестностей Болонского леса, пересекая площадь Виктора Гюго. На этой площади находится станция Парижского метро, также названная в его честь. В городе Безье именем Гюго названы главная улица, школа, больница и несколько кафе. Множество улиц и проспектов по всей стране названы в его честь. Школа Lycée Victor Hugo была основана в городе, где он родился, Безансоне (Франция). Авеню Витора Гюго, находящееся в Шавинигане, провинция Квебек, было названо так, чтобы почтить его память.

В городе Авеллино (Италия), Виктор Гюго ненадолго останавливался во время встречи со своим отцом, Леопольдом Сигизбером Гюго, в 1808 в месте, известном сегодня как Il Palazzo Culturale. Позже он вспоминал об этом месте, цитируя: "C"était un palais de marbre..." ("Это был замок из мрамора...").

Существует статуя Виктора Гюго напротив Museo Carlo Bilotti в Риме, в Италии.

Виктор Гюго является тезкой города Hugoton, штат Канзас.

В Гаване, на Кубе есть парк, назван в его честь. У входа в Старый летний дворец в Пекине стоит бюст Гюго.

Мозаика в честь Виктора Гюго находится на потолке в здании Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона.

Лондонские и Северо-Западные железные дороги переименовали "Принца Уэльского" (класс 4-6-0, № 1134) в честь Виктора Гюго. Британские железные дороги увековечили память Гюго, назвав электрическую единицу 92001 92 класса в его честь.

Религиозное почитание

Благодаря вкладу в развитие человечества, добродетель и веру в Бога он почитается как святой в Каодай, новой религии, созданной во Вьетнаме в 1926 году. Согласно религиозным записям, ему было предназначено Богом исполнять внешнюю миссию как часть Божественной иерархии. Он представлял человечество, наряду с основными святыми Сунь Ятсеном и Нгуен Бинь Кхьемом, для подписания религиозного договора с Богом, обещавшего привести человечество к "любви и справедливости".

Произведения Виктора Гюго

Опубликованные при жизни

  • Кромвель (только предисловие) (1819)
  • Оды (1823)
  • "Ган Исландец" (1823)
  • "Новые оды" (1824)
  • "Бюг-Жаргаль" (1826)
  • "Оды и баллады" (1826)
  • "Кромвель" (1827)
  • Восточные мотивы (1829)
  • Последний день приговорённого к смерти (1829)
  • "Эрнани" (1830)
  • "Собор парижской богоматери" (1831)
  • "Марион Делорм" (1831)
  • "Осенние листья" (1831)
  • "Король забавляется" (1832)
  • "Лукреция Борджиа" (1833)
  • "Мария Тюдор" (1833)
  • Литературные и философские опыты (1834)
  • Клод Ге (1834)
  • Анджело, тиран Падуанский (1835)
  • Песни сумерек (1835)
  • Эсмеральда (только либретто оперы, написанной самим Виктором Гюго) (1836)
  • Внутренние голоса (1837)
  • Рюи Блаз (1838)
  • Лучи и тени (1840)
  • Рейн. Письма к другу (1842)
  • Бургграфы (1843)
  • Наполеон Малый (1852)
  • Возмездие (1853)
  • Созерцания (1856)
  • Тростник (1856)
  • Легенда веков (1859)
  • Отверженные (1862)
  • Уильям Шекспир (1864)
  • Песни улиц и лесов (1865)
  • Труженики моря (1866)
  • Голос с Гернси (1867)
  • Человек, который смеется (1869)
  • Грозный год (1872)
  • Девяносто третий год (1874)
  • Мои сыновья (1874)
  • Дела и речи – перед изгнанием (1875)
  • Дела и речи – во время изгнания (1875)
  • Дела и речи – после изгнания (1876)
  • Легенда веков, второе издание (1877)
  • Искусство быть дедом (1877)
  • История одного преступления, первая часть (1877)
  • История одного преступления, вторая часть (1878)
  • Папа (1878)
  • Высшее милосердие (1879)
  • Фанатики и религия (1880)
  • Революция (1880)
  • Четыре ветра духа (1881)
  • Торквемада (1882)
  • Легенда веков, третье издание (1883)
  • Архипелаг Ла Манш (1883)
  • Стихотворения Виктора Гюго

Опубликованные посмертно

  • Оды и поэтические опыты (1822)
  • Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (1886)
  • Конец Сатаны (1886)
  • Что я видел (1887)
  • Все струны лиры (1888)
  • Эми Робсарт (1889)
  • Близнецы (1889)
  • После изгнания, 1876-1885 (1889)
  • Альпы и Пиренеи (1890)
  • Бог (1891)
  • Франция и Бельгия (1892)
  • Все струны лиры - последнее издание (1893)
  • Распределения (1895)
  • Переписка – том I (1896)
  • Переписка – том II (1898)
  • Мрачные годы (1898)
  • Что я видел – сборник новелл (1900)
  • Послесловие к моей жизни (1901)
  • Последний сноп (1902)
  • Награда в тысячу франков (1934)
  • Океан. Груда камней (1942)
  • Интервенция (1951)
  • Разговоры с Вечностью (1998)

Виктор Гюго был младшим в семье генерала Жозефа Гюго и роялистки, дочери богатого судовладельца, Софи Требуше. Родился он в 1802 году в Безансоне, а последующие 9 лет переезжал с родителями с места на место. В 1811 году семья возвратилась в Париж. В 1813 году родители Виктора развелись, и младший сын остался жить с матерью.

Согласно краткой биографии Виктора Гюго, с 1814 по 1818 мальчик получал образование в престижном парижском лицее Людовика Великого. В это время он и начал писать: создал несколько трагедий, перевел на французский язык Вергилия, написал несколько десятков стихов, поэм и даже оду, за которую получил медаль Парижской Академии и еще несколько престижных наград.

Начало профессиональной литературной деятельности

В 1819 году Виктор Гюго начал заниматься издательским трудом. Он печатался в нескольких журналах, а потом стал издавать свой собственный. Содержание журнала говорило о том, что юный Гюго был ярым сторонником монархии и придерживался ультрароялистских взглядов.

В 1823 году Гюго опубликовал свой первый роман, который был раскритикован. Писатель не огорчился, а наоборот стал больше и тщательнее работать над своими произведениями. Он даже подружился с критиками, например, с Шарлем Нодье, который, в свою очередь, оказал большое влияние на творчество писателя. До 1830 года Гюго придерживался классической школы, но после романа «Кромвель» решил окончательно «уйти» в романтизм. Именно Гюго заложил основы так называемой романтической драмы.

Вершина писательской карьеры

Несмотря на проблемы с критиками, Гюго был достаточно известным писателем и вращался в соответствующих кругах. На праздники в дом приглашались такие известные деятели искусства, как Ламартин, Мериме, Делакруа . Гюго поддерживал хорошие отношения с Листом, Шатобрианом, Берлиозом.

В романах 1829-1834 годов Гюго проявил себя не только литератором, но и политиком. Он открыто выступил против практики смертной казни, что было особенно актуально для постреволюционной Франции.

С 1834 по 1843 году писатель работал, в основном, для театров. Его трагедии и комедии вызывали большой общественный резонанс – скандалы во французском литературном мире, но, при этом, они ставились в лучших парижских театрах. Его пьесы «Эрнани» и «Король забавляется» даже на какое-то время снимались с показов, но потом их снова включали в репертуар, и они имели оглушительный успех.

Последние годы

В 1841 году Виктор Гюго стал членом Французской Академиии, а 1845 начал политическую карьеру, которая была отнюдь не простой, хотя именно в 1845 году он получил звание пэра Франции.

В 1848 году он был избран в Национальное собрание, в котором продержался до 1851 года. Не поддержав новую революцию и восшествие на престол Наполеона III, Гюго отправился в изгнание и вернулся во Францию только в 1870 году. В 1876 году он стал сенатором.

Умер писатель в 1885 году. Во Франции на 10 дней объявили траур. Похоронен Виктор Гюго в Пантеоне.

Семья

В 1822 году Гюго женился на Адель Фуше. В этом браке родились пятеро детей, из которых определенную известность получила только младшая дочь Адель Гюго.

Другие варианты биографии

  • Такие великие произведения автора, как роман-эпопея «Отверженные», роман «Последний день человека, приговоренного к казни», роман «Человек, который смеется», вызывали большой общественный резонанс. Деятели мирового искусства и культуры, такие, как Ф. Достоевский , А. Камю , Ч. Диккенс, высоко оценивали литературный талант Гюго, а Достоевский вообще считал, что его «Преступление и наказание» во многом уступает романам Гюго.
  • Известно, что на похороны писателя пришло около миллиона человек, чтобы проститься с ним.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные