Выставка деревянного зодчества. Выставка в музее деревянного зодчества. Историко-архитектурный музей под открытым небом в Новосибирске

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В рамках проекта «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» Музей архитектуры им. А.В. Щусева развернул выставку «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Экспозиция, посвященная северному деревянному зодчеству, организована в музейном флигеле «Руина».

Выставка расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Проект куратора Марии Уткиной посвящен показу памятников - жемчужин деревянного зодчества, находящихся на грани гибели.

Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. Посетителям будут представлены фотографии, макеты деревянных храмов, а также видеофильмы, снятые за несколько лет экспедиций.

Деревянные бревенчатые храмы составляют оригинальную и самобытную часть культурного наследия России и не имеют в мире аналогов. На Русском Севере, в селах и деревнях Архангельской, Вологодской, Ленинградских областях и Карелии, еще сохранились удивительные памятники деревянного зодчества, среди которых несколько сотен деревянных церквей и часовен конца XIX - начала ХХ века.

Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, если верить статистике, осталось около семисот: 356 церквей и 338 часовен в Архангельской и Вологодской областях и Карелии.

Сложная ситуация, сложившаяся в сфере реставрации памятников, законодательные, технологические и кадровые и иные проблемы ведут к неизбежным утратам деревянных построек, многие из которых расположены вне населенных пунктов, а некоторые вообще не учтены. Деревянные храмы, дома, часовни гибнут из-за небрежения, гниения, ударов молний и пожаров.

Интерес, проявленный в последние годы к возрождению заброшенных северорусских храмов, инициативные и волонтерские работы приезжих горожан сегодня становятся первыми шагами к сохранению уникальных памятников и возрождению храмов.

Несколько лет назад были созданы волонтерские движения, которые проводят консервационные работы: убирают мусор, латают крыши, выходят на субботники с местными жителями, занимаются с детьми. За годы существования волонтерских проектов было проведено более 100 консервационных работ, 3 храма и 3 часовни были полностью отреставрированы.

Организаторы и участники выставки надеются, что экспозиция привлечет внимание широкой общественности к катастрофическому состоянию памятников деревянного зодчества, и поможет найти ресурсы - финансовые, инициативные, административные - для спасения и реставрации деревянных храмов Русского Севера.

Организаторами выставки выступили Музей архитектуры, Министерство культуры РФ и Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Русский Север давно является предметом исследований историков, этнографов, искусствоведов и архитекторов. Так, например, в июле этого года состоялась премьера полнометражного документального фильма , посвященного жизни российских северных деревень и рассказывающего об исчезающих деревянных церквях и обычаях местных жителей.

О степени изученности архитектурного наследия северных регионов России говорит, среди прочих, тот факт, что здесь до сих пор находят бесхозные, заброшенные храмы. Последний подобный случай произошел в августе 2015 года, когда в результате прокурорской проверки в Архангельской области были обнаружены сразу .

Существенную сложность в деле сохранения и реставрации памятников деревянной архитектуры Русского Севера представляет отсутствие достаточного финансирования в местных бюджетах. Иногда ради спасения уникальных памятников энтузиасты предлагают даже перевозить их на новое место. Такой вариант решения проблемы обсуждается, в частности, в отношении а погоста Леждома Грязовецкого района Вологодской области (XVIII в.). Вполне возможно, для сохранения храма его перевезут в Татарстан.

Музей архитектуры имени Щусева готовит масштабный выставочный проект "Русское деревянное". Как следует из названия, он посвящен русскому деревянному зодчеству. Выставка охватывает период от XV до XXI века. В трех экспозиционных залах музея рассказывается об истории русского деревянного зодчества, восстановлении деревянных храмов Севера и о практике современной архитектуры.

Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Если выбирать среди самых известных архитектурных ансамблей, то на первом месте, безусловно, окажется знаменитый Кижский погост на Онежском озере. Именно туда едут иностранцы, чтобы увидеть настоящее русское чудо - величественный храм Преображения, построенный в 1714 году, как гласит предание, без единого гвоздя. Церковь увенчана 22 главами, каждая из которых покрыта осиновым лемехом.

"Таким наиболее известным многопридельным храмом является собор Покрова на Рву на Красной площади. Мы не можем сказать, что это прямое воздействие одного собора на другой, но вот эта идея, которая существовала в одном из главных столичных соборов, безусловно, могла повлиять в какой-то степени и на создание этого сложного сооружения", - рассказывает старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.

В музее можно даже увидеть целую луковичную главку, привезенную специально для выставки. Но, разумеется, не из Кижей. Ансамбль является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из критериев - "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Это смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству.

На выставке демонстрируются макеты сразу нескольких храмов, преимущественно Русского Севера. В музее можно увидеть и примеры авангардного использования дерева в ранние советские годы: мавзолей Ленина, проект пожарной части для деревни, купальня на Москве-реке.

"В такие тяжелые годы, когда трудно было строить из кирпича и камня, после войны, перед войной, опять обратились к дереву. И оно стало использоваться, и уже были очень оригинальные решения", - комментирует куратор выставки Ирина Чепкунова.

Открытие русского деревянного зодчества не просто как бытовой среды, а как феномена мировой архитектуры состоялось лишь в конце XIX века. Именно тогда стали организовывать первые экспедиции на Север, где деревянных построек сохранилось больше всего. Тогда же Россия впервые решила использовать русское деревянное зодчество как своеобразный фирменный стиль на международных площадках. Это проекты русских павильонов в Париже и Вене. В наше время не только государство охраняет выдающиеся ансамбли наподобие Кижей. Один из разделов выставки "Русское деревянное" посвящен сохранению храмов Русского Севера благодаря усилиям волонтеров.

Экспозиция в анфиладе позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, как развивалось изучение деревянного зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Деревянная архитектура стала неотъемлемым символом русской культуры, и интерес к исследованию её истории и перспективам развития с каждым днем возрастает.

Дом Е.А. Ершовой. Начало XIX века. С Ястребово, Великоустюжский район, Вологодская область. Макет, 1980.

Открытие русского деревянного зодчества как художественного направления произошло во второй половине XIX века. Усилившийся в российском обществе интерес к собственной истории, осознание особого исторического пути России в реде славянофилов активизировали в середине XIX века развитие новой науки - Истории русского искусства и ее особой части - Истории отечественной архитектуры.

Ветряная мельница-столбовка. XVII век. С. Щелкова, Кирилловский район, Вологодская область.

Ветряная мельница-столбовка (столбянка) - сооружение для размола зерна, конструктивной основой которого служил центральный неподвижный столб, вкопанный в землю. Устойчивость конструкции придавали рамы, столбы, «ряжи», «срубы». Вокруг центрального столба вращалась клеть амбара с мельничным оборудованием, включающим бревенчатый горизонтальный вал, крылья-махи на 4, 6, 8 лопастей, «воротила» (брёвна, при помощи которых клеть амбара поворачивается вокруг столба). Стенки амбара рубили из брусьев, обустраивали двускатную кровлю, снижая тем самым вес мельничного помещения. В зависимости от вида опоры мельницы-столбовки подразделяли на мельницы «на рамах», «на столбах», «на срубах», «на ряже» (ряж - деревянный сруб, заполнявшийся вязкой глиной или булыжником, служивший фундаментом всего сооружения). Срубная конструкция фундамента могла соединяться с фундаментом «в режь».

Успенская церковь. 1774. г. Кондопога, Карелия. Макет, 1980. Автор В.И. Садовников. Дерево, камень, металл, стекло, опилки, окраска.


Неподдельный интерес к древнерусской архитектуре, к русскому деревянному зодчеству был обсловлен желанием российских исследователей обратиться к историческим корням русской культуры. Ученые стремились обрести представление о подлинно русском искусстве, определить «черты его самобытности», отрешившись от произведений, созданных в европейских стилях, которые пришли в Россию после Петровских преобразований.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687 г. с. Богослов, Ростовский район Ярославская область. Копия. 1950-е годы.
Автор Б.В. Гнедовский. Дерево, резьба, столярная работа, лемех.

Лемех — кровельный материал в виде небольших деревянных пластин. В современном храмовом строительстве и в зодчестве Древней Руси использовался для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных главок православных храмов. Изготовляется из осиновых дощечек, концы которых заостряются в виде ступенчатого клина (городчатый) либо имеют округлое или треугольное завершение. Профиль лемеха имеет выпуклую форму (сообразно покрываемой поверхности), что значительно усложняет его изготовление и повышает требования к качеству древесины. Длина одного элемента — до 50 см. Прибиваются рядами, внахлёст. Назван «лемехом» благодаря всё той же выпуклой форме, по аналогии с плугом.

Троицкая церковь. 1727. С. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область. Макет. 1977.
Авторы: В.И. Садовников, В.В. Суслов (обмеры). Дерево, опилки, пластик, тонировка.


Изучая вновь обнаруженные произведения русского деревянного зодчества, делая их зарисовки, обмеры, фотографии, ученые второй половины XIX -начала XX века пытались определить специфику дерева как строительного материала, делали первые шаги в определении архитектурных особенностей русских деревянных храмов, выявляя основные типы сооружений.

Д.П. Сухов. Троицкая церковь. 1727. С. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область.
Перспектива. 1925. Бумага на картоне, акварель.


Один из залов анфилады практически полностью отведен проектам выставочных павильонов. Начиная с Всемирной выставки в Париже 1867 года, начала практиковаться постройка национальных павильонов, что стало особой профессиональной задачей для российских архитекторов. Такое проектирование вырывалось из канвы каждодневной работы зодчих, вольно или не вольно переводило их творения в разряд временных объектов, родственных театральным декорациям.

М.Н. Чичагов. Императорский павильон на Политехнической выставке в Москве. 1872. Фасад, план.


В начале 1870-х годов народнические идеи, активно пропагандировавшиеся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, пробудили в художественных кругах России повышенный интерес к национальной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Они способствовали появлению на Международных выставках XIX века выставочных павильонов выполненных в «русском» стиле, который отличался острой выразительностью и узнаваемостью самобытного национального образа.

И.П. Ропет при даче С. Мамонтова, близ Москвы. Главный фасад.
Из сборника «Мотивы русской архитектуры». Лист 33-34. Издание и литография А. Рейнбот, С. Петербург. 1878.

М. Кузьмин. Загородный дом. Боковой фасад.
Из сборника «Мотивы русской архитектуры». Лист 15. Издание и литография А. Рейнбот, С. Петербург. 1878.


После революции от проведения выставок не отказались, но теперь павльоны отражали дух нового времени, а не сказочные русские терема.

К.С. Мельников. Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустано-промышленной выставке 1923 года.
Макет 1982.


«Махорка» - павильон Всероссийского махорочного синдиката - является первой моей работой, построенной в 1923 году на первой Сельскохозяйственной выставке у Крымского моста в Москве. По заданию требовалось разместить на 270 кв. м. фабрику с механизированным оборудованием, помещения для экспонатов и оранжереи.» К.С. Мельников.

А.В. Щусев. Павильон боевых трофеев в ЦПКиО им. Горького. 1941. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель.


В архитектуре нового советского государства применение дерева в качестве строительного материала носило вынужденный характер и было обусловлено отсутствием возможности масштабного каменного строительства. Большое распространение деревянная архитектура получила при возведении временных сооружений, наделенных большой смысловой нагрузкой. Мемориальные и выставочные сооружения, трибуны различного характера, общественные задния, требующие быстрого возведения, наряду с различного рода хозяйственными постройками в 1920 годы строились в основном из дерева. Этот строительный материал позволял в сжатые сроки добиться необходимого образного решения при относительной легкости конструкции.

Второй деревянный мавзолей В.И. Ленина. Май 1924 года. Архитектор А.В. Щусев. Макет выполнен А. Юрковым под руководством автора.

А.В. Щусев. Деревянный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Вторйо вариант. 1924 год. Перспектива. Бумага, уголь, сангина.

Строительство второго временного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. Обшивка деревянными панелями фасадов.
Упаковка памятника «Рабочему». (худ. Франц Лехт, 1922). Фото, весна 1924.

Первый деревянный мавзолей В.И. Ленина. Январь 1924 года. Архитектор А.В. Щусев.
Макет выполнен Музеем архитектуры. Исп. Р. Кожевников. 1970 г.

Первый временный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Общий вид с памятником «Рабочий» (худ Франц Лехт, 1922)
Фото, январь 1924. Пересъемка из Партийного архива.


В середине 1930-х годов отмечался размах в проектировании и строительстве новых типов общественных зданий для колхозов, и прежде всего сельских клубов. Совесткий клуб являлся одним из важнейших общественно-политических и культурных сооружений социалистичсекой деревни. Ему отводилась ведущая роль в общей планировочной композиции поселка, взамен церковной доминанты.
Новый интерес к традиционному строительному материалу - дереву - возникает в один из наиболее драматических периодов в истории нашей страны - во время Великой Отечественной войны.

Н.И. Гайгаров. Памятник на месте сожженной деревни. 1940-е. Фасад. Бумага, карандаш, тушь, акварель, гуашь.


Большие людские потери, огромное количество индивидуальных и массовых захоронений, привели к возникновению большого количества памятных знаков. Материалом для такого рода сооружений была выбрана древесина.

Н.И. Гайгаров. Памятные знаки на могилах воинов. 1940-е. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь.


Заключительный зал анфилады посвящен музеям под открытым небом, в которых сохраняются деревянные постройки. Часто российские музеи под открытым небом основывались на месте значимых архитектурных ансамблей. Иногда основной будущего музея становился памятник каменного зодчества с обширной свободной от застройки территорией или закрытый в период советской власти монастырь с большим пространством, ограниченным монастырскими стенами.

Якутский острог. 1683. Г. Якутск, республика Саха(Якутия). Макет. 1956.
Авторы: А.Т. Юрков, Н.Д. Виноградов. Дерево, нитки, пластик, тонировка
.


Наверное самый известный музей деревянного зодчества - это выдающийся памятник русской архитектуры XVIII-XIX веков, объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО - ансамбль Кижского погоста. Памятники острова были поставлены на охрану в 1920 году. В 1945 году территория погоста была объявлена государственным заповедником.

Погост Кижи. XVIII века. Карелия. Макет. 1947. Дерево, латунь, оргстекло, пластмасса, металл, камень, нитки, окраска, тонировка.


История практически всего русского деревянного зодчества открывается для посетителей в Музее Архитектуры. Утилитарные строения и фантазии архитекторов все переплелось в залах анфилады дворца Талызиных на Воздвиженке. Приходите в музей увидеть красоту деревянных строений и почувствовать тепло живого дерева, затейливость старых мастеров и утилитаность нового времени.

Выставка продлится до 22 ноября 2015 года.

Посвященная истории деревянного зодчества, современной архитектуре и практике сохранения храмовых построек Русского Севера. Впервые феномен русской деревянной архитектуры демонстрируется в его эволюции - от XV до XXI века. Выставка продлится до 22 декабря.


___

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева открывается масштабная выставка, посвященная не столько деревянному зодчеству, сколько его спасению

Экспозиция позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении веков, как велось изучение этого вида зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Архитектурная графика, чертежи, макеты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и архивные материалы рассказывают о первых экспедициях и исследователях древнерусского зодчества, о музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре. О возрождения деревянных храмов Русского Севера говорит представленный в экспозиции опыт работы общественной организации «Общее дело» в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Музей архитектуры представил не только хорошо известное, как, например, знаменитую Церковь Преображения Господня в Кижах, построенную без единого гвоздя и ставшую символом всего русского деревянного зодчества, но и мало кому известное. Национальный романтизм, скажем, навеянный очарованием родных городков и весей был так люб в начале прошлого века русскому обществу. Проекты затейливых дач-теремов, сделанные лучшими архитекторами того времени, и сегодня поражают воображение. Но век их был недолог, и скоро те же лучшие архитекторы стали проектировать совсем незатейливые деревянные павильоны для выставок народного хозяйства, дворцы культуры для пролетариата и колхозников, и даже… саркофаг для усопшего вождя. В то же время, нельзя не признать, выдающимся деревянным сооружением в стиле сталинского ампира был, судя по макету, цирк в Иванове, построенный в начале 1930-х и разрушенный, к сожалению, 40 лет спустя… / По материалам СМИ


2.

«Русское деревянное». Во дворе музея


3.


4.

Мария Уткина, куратор выставки «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


5.

Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


6.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


7.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


8.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


9.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века"


10.

В центре проекта — храмы и часовни, многие из которых были утрачены


11.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


12.


13.


14.

Экспозиция раздела «Эпоха модерна»


15.

Церковь Флора и Лавра, 1775, Ростовский приход, Архангельской области (макет 1976, автор В.И. Садовников)


16.

Фрагмент декора крестьянского дома И.И. Мельникова второй половины XIX века, Нижегородская область


17.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687, Ярославская область (копия). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


18.

Ф.О. Шехтель - павильоны России на международной выставке в Глазго, 1901 г.


19.

Успенская церковь, 1774, г. Кондопога, Карелия (макет 1980, автор В.И. Садовников)


20.

Троицкая церковь, 1727, с. Нёнокса, Архангельская область (макет 1977, авторы В.И. Садовников, В.В. Суслов)


21.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


22.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года)


23.

Макеты памятников деревянного зодчества из Архангельской и Вологодской областей и из Якутии (автор В.И. Садовников)


24.

К.С. Мельников «Павильон «Махорка» на ВСХиКП выставке 1923 года» (макет 1982 г.)


25.

Деревянное зодчество Русского Севера. Древо жизни



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные