Выставка название зодчество дерево церкви. «русское деревянное»: выставка в муаре. Кенозерский национальный парк

Музей архитектуры имени Щусева готовит масштабный выставочный проект "Русское деревянное". Как следует из названия, он посвящен русскому деревянному зодчеству. Выставка охватывает период от XV до XXI века. В трех экспозиционных залах музея рассказывается об истории русского деревянного зодчества, восстановлении деревянных храмов Севера и о практике современной архитектуры.

Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Если выбирать среди самых известных архитектурных ансамблей, то на первом месте, безусловно, окажется знаменитый Кижский погост на Онежском озере. Именно туда едут иностранцы, чтобы увидеть настоящее русское чудо - величественный храм Преображения, построенный в 1714 году, как гласит предание, без единого гвоздя. Церковь увенчана 22 главами, каждая из которых покрыта осиновым лемехом.

"Таким наиболее известным многопридельным храмом является собор Покрова на Рву на Красной площади. Мы не можем сказать, что это прямое воздействие одного собора на другой, но вот эта идея, которая существовала в одном из главных столичных соборов, безусловно, могла повлиять в какой-то степени и на создание этого сложного сооружения", - рассказывает старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.

В музее можно даже увидеть целую луковичную главку, привезенную специально для выставки. Но, разумеется, не из Кижей. Ансамбль является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из критериев - "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Это смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству.

На выставке демонстрируются макеты сразу нескольких храмов, преимущественно Русского Севера. В музее можно увидеть и примеры авангардного использования дерева в ранние советские годы: мавзолей Ленина, проект пожарной части для деревни, купальня на Москве-реке.

"В такие тяжелые годы, когда трудно было строить из кирпича и камня, после войны, перед войной, опять обратились к дереву. И оно стало использоваться, и уже были очень оригинальные решения", - комментирует куратор выставки Ирина Чепкунова.

Открытие русского деревянного зодчества не просто как бытовой среды, а как феномена мировой архитектуры состоялось лишь в конце XIX века. Именно тогда стали организовывать первые экспедиции на Север, где деревянных построек сохранилось больше всего. Тогда же Россия впервые решила использовать русское деревянное зодчество как своеобразный фирменный стиль на международных площадках. Это проекты русских павильонов в Париже и Вене. В наше время не только государство охраняет выдающиеся ансамбли наподобие Кижей. Один из разделов выставки "Русское деревянное" посвящен сохранению храмов Русского Севера благодаря усилиям волонтеров.

3 сентября 2015 года в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева стартует масштабный выставочный проект, демонстрирующий феномен русской деревянной архитектуры как на музейных, так и на современных материалах. Программа лекций, дискуссий, экскурсий и мастер-классов распланирована до конца ноября — archspeech, как всегда, выбрал самое интересное.


Понять, как случилось, что деревянное русское зодчество стало культурным явлением мирового уровня

От XV века до сегодняшнего дня — проект подобного масштаба, показывающий развитие русского деревянного зодчества и эволюцию самого отношения к нему на протяжении шести столетий, пожалуй, представляется впервые. Первая большая выставка, посвященная деревянному зодчеству, состоялась в Музее архитектуры в 1980 году, но даже за 35 лет в этой сфере произошли серьезные изменения. Многие памятники русской деревянной архитектуры на сегодняшний день безвозвратно утрачены. Осознание необходимости их сохранения, консервации и реставрации происходило постепенно, медленнее, чем хотелось бы, и сегодня, в начале третьего тысячелетия, мы, кажется, наконец готовы оценить значение деревянного зодчества в истории отечественной культуры и его перспективы в нашем ближайшем будущем.

Именно многовековой эволюции «русского деревянного» будет посвящена экспозиция в парадной анфиладе музея: как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, как развивалось изучение деревянного зодчества и рос интерес к нему со стороны всего мира. Архитектурная графика, чертежи, макеты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и архивные материалы расскажут о первых экспедициях и исследователях древнерусского зодчества, о музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре, о русских павильонах для международных выставок конца XIX — начала ХХ веков, о постройках в неорусском стиле конца XIX века и авангардных клубах 1920-1930-х годов.

Отдельного внимания заслуживает подготовленный к выставке каталог-исследование, презентация которого состоится в середине октября. В его создании принимали участие виднейшие российские специалисты по реставрации деревянного зодчества, истории архитектуры и издании книг и каталогов просветительско-культурной направленности.

Где : Анфилада ГМА им.А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 3 сентября — 22 ноября 2015 — выставка «Русское деревянное. Взгляд из XXI века»;
середина октября (дата уточняется) — презентация каталога выставки.


Узнать, «где русский человек может осознать истоки своей культуры и духовного развития»

Это цитата из описания к полнометражному документальному фильму «Атлантида Русского Севера» — одного из немногих кинопроектов, полностью созданных на средства краудфандинга с помощью ресурса planeta.ru (кстати, прямо сейчас в таких же неравнодушных «вкладчиках» нуждается очередной номер архитектурного журнала archmag.ru, посвященный опять-таки Русскому Северу ). Тема, очевидно, затрагивает многих, причем в самом широком аспекте, потому что архитектурные традиции Русского Севера невозможно изучать в отрыве от уклада и характера живущих здесь людей — цитируя рецензию к вышеупомянутому фильму от журнала «Афиша», на «территории, сформировавшейся и существующей будто в параллельном мире по своим собственным неписаным законам».

В августе лента идет в широком прокате, однако у посетителей Музея архитектуры будет возможность попасть на закрытый показ. Он состоится в рамках «Деревянного уикенда» 9 октября во флигеле «Руина». И, признаться, лучшего места для знакомства с подобным фильмом не найти — открывающаяся здесь выставка называется «ВОЗРОЖДЕНИЕ. Деревянные храмы Русского Севера».

Проект куратора Марии Уткиной расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии.

Неслучайно соорганизатором выставочного проекта «Русское деревянное» выступил Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Кижи, Валаам, Соловки, Малые Корелы — заветные точки на карте для всех интересующихся деревянным зодчеством, которые приезжают сюда со всего света — и Старого, и Нового. Одним из таких энтузиастов стал профессор современной архитектуры из США Уильям Брумфилд, посвятивший русскому зодчеству 40 лет своей жизни.

Этим летом вышла его книга «Архитектура на краю земли», вдохновленная русскими северными красотами и местными деревянными «чудесами». Издание, рассчитанное на американскую аудиторию, — сочетание результатов многолетних искусствоведческих изысканий с мастерскими фотоработами самого Брумфилда. В конце сентября профессор лично представит свой труд московской публике, а на выставке в «Руине» будет экспонироваться целый ряд его фотографий — совсем недавно он подарил Музею архитектуры порядка 400 авторских отпечатков.

На большинстве из них — «архитектура на краю гибели»: «жемчужины» деревянного зодчества, находящиеся на грани уничтожения. Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. И хочется верить, что после выставки желающих внести свой посильный вклад станет значительно больше.

Где : Флигель «Руина» ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 9 октября, 19.00 — показ фильма «Атлантида Русского Севера»;
конец сентября (дата уточняется) — лекция Уильяма Брумфельда и презентация книги «Архитектура на краю земли»;
3 сентября — 22 ноября 2015 — выставка «ВОЗРОЖДЕНИЕ. Деревянные храмы Русского Севера»


Убедиться, что дерево — это по-настоящему авангардный материал

Ошибочно было бы полагать, что деревянная архитектура — это исключительно музеифицированная история. Дерево как строительный материал во все времена использовалось в самых передовых проектах: чего только стоят постройки для разного рода выставок всероссийского и международного масштаба — от Павильона Крайнего Севера в Нижнем Новгороде Льва Кекушева (1896) до русских павильонов Федора Шехтеля в Глазго (1901) и «Махорки» Константина Мельникова на Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве (1923).

Даже гений металлоконструкций, инженер Владимир Шухов, в определенный период своей жизни обратился к дереву. Мера была скорее вынужденной, поскольку в 20-е годы прошлого века в Советском Союзе металла катастрофически не хватало. Но Шухов однозначно опередил свое время и успешным строительством деревянных перекрытий, трубопроводов и башенных кранов наглядно доказал, что дерево не сдает позиций перед индустриальными конкурентами. А сегодня, в связи с курсом на экологичность и энергоэффективность, наиболее перспективным даже и в многоэтажном строительстве представляется возведение .

Где : Анфилада ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 3 сентября — 22 ноября 2015 — выставка «Русское деревянное. Взгляд из XXI века»


Почувствовать «русское аутентичное» в шедеврах современного деревянного зодчества

Итак, дерево — очень востребованный и неизменно современный материал: из него строят и частные дома, и общественные сооружения, а также новые храмы, мосты, парковые павильоны, концертные и выставочные залы, гостиничные комплексы, объекты современного искусства. «Новейшую деревянную историю» на выставке представляет проект «3×3» с участием трех современных архитекторов: Светланы Головиной, Николая Белоусова и Тотана Кузембаева. Все они активно работают именно с деревом, строя офисы, дома, дачи, гостиницы и клубы и по-своему оригинально интерпретируя традиции и обращаясь к новым технологиям. В дни открытия выставки эти архитекторы будут сами представлять свои работы и участвовать в общественных дискуссиях. А во время «Деревянного уикенда» Музей архитектуры организует экскурсию в «Курорт Пирогово» — бывший советский санаторий, на территории которого по инициативе девелопера Александра Ешкова в начале 2000-х сформировалась звездная «архитектурная коллекция». В поселке, генеральный план к которому проектировал Евгений Асс, появились постройки тех же Кузембаева и Белоусова, Александра Бродского, Юрия Аввакумова, Николая Лызлова, Алексея Козыря, Бориса Бернаскони. За самобытной русской деревянной архитектурой нового поколения — однозначно сюда.


Где
Когда : 3 сентября — 22 ноября 2015 — проект «3×3»

Где : Аптекарский приказ ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 3/4 сентября 2015, 19.00 — artist talk со Светланой Головиной, Тотаном Кузембаевым и Николаем Белоусовым

Где : «Курорт Пирогово»
Когда : 11 октября 2015, 11.00-16.00 — автобусная экскурсия с Денисом Ромодиным


Познакомиться с творчеством молодых и перспективных бюро, сделавших ставку на дерево

Фактически сразу после открытия выставки Москва будет праздновать День города, и 5 сентября Музей архитектуры приглашает всех на «Деревянный маркет». Во дворе музея молодые команды архитекторов и дизайнеров будут не только продавать готовые «дизайнерские штучки», но и изготавливать из прямо на глазах у изумленной публики. Например, студия After-Form, специализирующая на параметрическом дизайне, обещает в этот день сделать эффектную деревянную скамью. Приходите — непременно найдете для себя что-нибудь особенно «близкое к телу».

Заслуживают безусловного внимания и идеи молодежи на более концептуальном уровне. Возвращайтесь в музей через месяц — на октябрьский «Деревянный уикенд». В формате печа-куча, с короткими докладами не более 10 минут, своими проектами поделятся такие бюро, как «Народный архитектор», megabudka, Form и другие. Многие из них уже успешно реализованы, что лишний раз подтверждает актуальность дерева в современном контексте.

Где : Двор Музея архитектуры
Когда : 5 сентября 2015, 11.00-20.00 — «Деревянный маркет»;
10 октября 2015, 17.00 — печа-куча с молодыми архитекторами


Развлечь собственных детей

В День города, пока родители будут подыскивать что-нибудь деревянное для себя, детская студия музея вместе с участниками маркета устроит целый ряд увлекательных мастер-классов. Каких именно — пока секрет, но длиться они будут целый день, до закрытия экспозиции.

А во время «Деревянного уикенда» самых юных любителей деревянного зодчества ждет еще один мастер-класс — от Айрата Багутдинова и его образовательного проекта «Москва глазами инженера». Впрочем, организаторы обещают, что тематических мероприятий для детей будет гораздо больше — следите за обновлением программы!

Где : Двор Музея архитектуры
Когда : 5 сентября 2015, 11.00-20.00 — детские мастер-классы;
10 октября 2015, 13.00 — мастер-класс Айрата Багутдинова

Где : Детская комната / Анфилада, зал № 8, ГМА им. А.В.Щусева на Возвиженке
Когда : 19 сентября 2015 — мастер-класс дизайн-студии «Шуша» (другие мастер-классы в процессе формирования)


Сформировать и высказать свое мнение о месте деревянного зодчества в современном мире

В завершении выставки, 21 ноября, в Музее архитектуры состоится одноименная с ней дискуссионная панель. Список участников — так же широк, как спектр затрагиваемых проектом различных аспектов. Это и представители музея Ирина Коробьина и Ирина Чепкунова, и архитекторы — Александр Бродский, Илья Уткин, Николай Белоусов, Олег Шапиро, Антон Кочуркин, Александр Асадов. Все они представляют деревянную архитектуру — такую стилистически разную, но такую актуальную!

Где : ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 21 ноября 2015 (время проведения дискуссионной панели уточняется)

Изображения Музей архитектуры им. Щусева

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» — под таким названием в московском Музее архитектуры открылась выставка весьма внушительных масштабов: на все три музейных здания.

Из фондов извлекли все, что можно — живопись и графику, чертежи, фотографии, макеты, архивные документы… И начали с первых исследований — а они в основном разворачивались во второй половине XIX столетия.

Чему, в общем, не стоит удивляться — именно в это время возникла мода на так называемый «историзм». А вместе с ним — интерес и к этнографии, и к старинной архитектуре. Что для севера и средней полосы России означало архитектуру большей частью деревянную.

И архитектуру большей частью церковную. Выше — церковь XVIII века из Архангельской губернии. Оттуда — и колокольня того же времени (не сохранилась).

А вот эту прелесть вообще датируют концом XV века (поверю музейщикам на слово — но есть и версия начала XVII столетия). Ленинградская область — хотя надо бы все-таки говорить о Санкт-Петербургской губернии.

А вот крестьянский дом XIX века (Карелия).

Еще один, начала XIX столетия (Вологодская область).

Другие строения хозяйственного назначения. Особенно хороши мельницы.

А вот Якутский острог XVII века (в терминологии того времени — не тюрьма, а крепость).

Конечно, все эти макеты — уже ХХ столетия. Однако к тому времени многие представленные строения были уже давно утрачены. На какой же основе делали макеты? Тем более, что очень подробно указываются все данные — и о церквях, и о частных домах.

Тут нам следует вернуться в XIX столетие. То самое, с его интересом к «историзму». И для этого достаточно внимательно читать таблички с экспликациями к экспонатам: рядом с именами исполнителей макетов значится «по обмерам Л. Даля» (кстати, сын автора небезызвестного словаря, да), «по обмерам В. Суслова».

Для профессионалов эти имена, вероятно, не потребуют пояснений. И Лев Даль, и Владимир Суслов, и многие другие отправлялись в самые настоящие экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества. Делали зарисовки, обмеры, позже и фотографировали. Результаты публиковались — в конце концов появлялись не только отдельные статьи, но и целые научные труды. Суслов издал на рубеже XIX-XX веков «Памятники древнего русского зодчества».

Публиковались архитектурные данные и в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря. Который, кстати, отметился древнерусской тематикой и в живописи. Вот его масштабная панорама селения на Северной Двине.

К живописным работам как к историческому источнику надо, разумеется, относиться осторожно — художники зачастую стремились не столько к архитектурной точности, сколько к композиционному равновесию работы, а то и просто к почти театральным эффектам. С исторической точки зрения интерес могут представлять скорее маленькие натурные этюды, нежели большие сюжетные полотна.

Ну, тут благо есть честный архитектурный рисунок — с планами, обмерами и даже указанием сторон света.

Но надо сказать, что возникший в XIX веке интерес к «историзму», и истории русской архитектуры в частности, вызвал к жизни и еще несколько линий использования достижений древнего русского зодчества. О чем — в следующий раз.

В рамках проекта «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» Музей архитектуры им. А.В. Щусева развернул выставку «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Экспозиция, посвященная северному деревянному зодчеству, организована в музейном флигеле «Руина».

Выставка расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Проект куратора Марии Уткиной посвящен показу памятников - жемчужин деревянного зодчества, находящихся на грани гибели.

Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. Посетителям будут представлены фотографии, макеты деревянных храмов, а также видеофильмы, снятые за несколько лет экспедиций.

Деревянные бревенчатые храмы составляют оригинальную и самобытную часть культурного наследия России и не имеют в мире аналогов. На Русском Севере, в селах и деревнях Архангельской, Вологодской, Ленинградских областях и Карелии, еще сохранились удивительные памятники деревянного зодчества, среди которых несколько сотен деревянных церквей и часовен конца XIX - начала ХХ века.

Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, если верить статистике, осталось около семисот: 356 церквей и 338 часовен в Архангельской и Вологодской областях и Карелии.

Сложная ситуация, сложившаяся в сфере реставрации памятников, законодательные, технологические и кадровые и иные проблемы ведут к неизбежным утратам деревянных построек, многие из которых расположены вне населенных пунктов, а некоторые вообще не учтены. Деревянные храмы, дома, часовни гибнут из-за небрежения, гниения, ударов молний и пожаров.

Интерес, проявленный в последние годы к возрождению заброшенных северорусских храмов, инициативные и волонтерские работы приезжих горожан сегодня становятся первыми шагами к сохранению уникальных памятников и возрождению храмов.

Несколько лет назад были созданы волонтерские движения, которые проводят консервационные работы: убирают мусор, латают крыши, выходят на субботники с местными жителями, занимаются с детьми. За годы существования волонтерских проектов было проведено более 100 консервационных работ, 3 храма и 3 часовни были полностью отреставрированы.

Организаторы и участники выставки надеются, что экспозиция привлечет внимание широкой общественности к катастрофическому состоянию памятников деревянного зодчества, и поможет найти ресурсы - финансовые, инициативные, административные - для спасения и реставрации деревянных храмов Русского Севера.

Организаторами выставки выступили Музей архитектуры, Министерство культуры РФ и Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Русский Север давно является предметом исследований историков, этнографов, искусствоведов и архитекторов. Так, например, в июле этого года состоялась премьера полнометражного документального фильма , посвященного жизни российских северных деревень и рассказывающего об исчезающих деревянных церквях и обычаях местных жителей.

О степени изученности архитектурного наследия северных регионов России говорит, среди прочих, тот факт, что здесь до сих пор находят бесхозные, заброшенные храмы. Последний подобный случай произошел в августе 2015 года, когда в результате прокурорской проверки в Архангельской области были обнаружены сразу .

Существенную сложность в деле сохранения и реставрации памятников деревянной архитектуры Русского Севера представляет отсутствие достаточного финансирования в местных бюджетах. Иногда ради спасения уникальных памятников энтузиасты предлагают даже перевозить их на новое место. Такой вариант решения проблемы обсуждается, в частности, в отношении а погоста Леждома Грязовецкого района Вологодской области (XVIII в.). Вполне возможно, для сохранения храма его перевезут в Татарстан.

Деревянное зодчество – изюминка отечественного туризма. В разных областях страны собраны строения, относящиеся к этому стилю. Они соединены в полноценные музеи под открытым небом и выглядят максимально аутентично. Перед туристами предстают маленькие поселения, существующие, как напоминания о прошлом и о традициях русского народа.

Каждое подобное место неповторимо. Побывав в одном, путешественники получат представление о деревянном зодчестве, но, переместившись в другое, точно узнают много нового. Ряд музеев дополнен и другими экспозициями, например, внутренним убранством, диорамами, воспроизведением сцен из жизни предков. Всё это вписано в единую концепцию и помогает гостям лучше прочувствовать атмосферу.

Памятники русского народного деревянного зодчества

Музеи под открытым небом. Список самых интересных и красивых мест, фото и описание!

Музей-заповедник «Кижи»

Находится в Карелии. Основан в 1966 году. Относится к территории одноименного заказника, поэтому деятельность здесь ограничена. Экспозиция обширна, большая её часть находится на острове Кижи, отсюда и название. Первые экспонаты – пара церквей с колокольней, построенные на рубеже XVIII-XIX веков. Постепенно добавились и другие строения, некоторые – более ранние: Дом Ошевнева, храмы, мельницы, амбар.

Шушенское

Находится в Красноярском крае, основан в 1930 году. Выглядит, как настоящее село начала прошлого века. Экспозиция включает порядка 30 построек. Почти все из них подлинники. Сохранена или воссоздана внутренняя обстановка. Воссозданы сцены из быта сибирских крестьян, есть два дома, где временно жил Ленин. Регулярно устраиваются фольклорные мероприятия. Экскурсия рассказывает о народных промыслах.


Малые Корелы

Находится в Архангельской области. Основан в 1964 году. Площадь – почти 140 га. Включает в себя порядка ста построек разного назначения. Сюда свезли жилые дома, как купцов, так и крестьян, амбары, колодцы, ограды и прочее. Датированы экспонаты периодом с XVI по XIX век. Также здесь представлены предметы искусства и творчества, созданные представителями северных народов.


Семёнково

Находится в Вологодской области. Основан в 1979 году. Площадь – около 13 га. Выглядит, как русская деревня конца XIX – начала ХХ века. Экспозиция включает 19 строений: дома, амбары и баня – подлинники, часовня современная, но построена, повторяя стиль прошлого. Самое старое здание – дом Кочкиных, наиболее украшенное – дом Бочкиных. Работает несколько выставок, как постоянных, так и сменяющих друг друга.


Василёво

Находится в Тверской области. Основан в 1976 году. Комплекс составлен из привозных объектов XVIII–XIX веков. Главные постройки: церковь Преображения, Знаменский храм, ярусная Успенская церковь и прочие. Ландшафтный парк разбит здесь же, его особенность – валунный «Чертов мост», гармонично вписанный в ансамбль. Проводится ряд регулярных мероприятий, в том числе традиционные «Троицкие гулянья».


Витославлицы

Находится в Новгородской области. Основан в 1964 году. Название получено в честь села, существовавшего здесь ранее. На территории собраны памятники архитектуры, созданные в XVI веке и позже. Проводятся этнографические фестивали и народные гулянья, устраиваются смотры народных художественных промыслов с мастер-классами. Достопримечательность рядом – Свято-Юрьев мужской монастырь.


Костромская слобода

Находится в Костромской области. Основана в 1955 году. Рядом стоит Ипатьевский монастырь. Главная достопримечательность – церковь Собора Пресвятой Богородицы – это самая старая из сохранившихся подобных построек в Центральной части России. Создание музея частично было вынужденной мерой: сюда свозили архитектурные памятники с затапливаемых территорий, чтобы спасти хрупкие деревянные объекты от уничтожения.


Музей деревянного зодчества в Суздале

Находится во Владимирской области. Основан в 1854 году. Помимо жилищ крестьян и батраков на территории есть Преображенская и Воскресенская церкви, хозяйственные постройки, дворы оформлены в соответствующем стиле. Если выбрать не свободное посещение, а экскурсионный тур, то можно ознакомиться с внутренним убранством. Проводятся временные выставки на разные темы, например, «Увертюра к обеду» и «Перед судом истории».


Тальцы

Находится в Иркутской области. Основан в 1969 году. Всего здесь порядка 40 памятников архитектуры. Помимо привычных для таких музеев хат и церквей, здесь есть уникальные экспонаты: Эвенкийское стойбище, Кузнечная площадь, Острожные башни, Илимский острог. Работают постоянные выставки, вроде «Тальцинской керамики». Зимой заливается ледяная горка, проводятся увеселительные мероприятия.


Хохловка

Находится в Пермском крае. Основан в 1969 году. Площадь – около 35 га. Состоит из 23 памятников архитектуры. Почти во всех сохранены оригинальные интерьеры или оборудованы выставочные залы. Ежегодно проводятся «Большие манёвры на Хохловских холмах» – фестиваль и военно-историческая реконструкция. Место проведения и других краевых мероприятий, например, Масленицы.


Парковый комплекс «Усадьба «Богословка»

Находится в Ленинградской области. В состав входят: усадебно-парковый комплекс Зиновьевых, туристический и культурный центры. Главная достопримечательность — действующая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – это воссозданная копия сгоревшей постройки 1708 года. Музей усадьбы собирает предметы народного творчества и принимает в дар даже современные экспонаты, если они достаточно оригинальные и интересные.


Марийский этнографический музей

Находится в республике Марий Эл. Основан в 1983 году. Площадь – более 5 га. Экспонаты – архитектурные памятники, предметы быта и творчества со всей территории Марийского Поволжья. В центре комплекса установлена шатровая ветровая мельница. Посетить музей можно самостоятельно, однако в этом случае входить внутрь построек нельзя, эта часть экспозиции исключительно для экскурсионных туров.


Этнографический музей народов Забайкалья

Находится в республике Бурятия. Основан в 1973 году. Представлены постройки, связанные с каждой из групп народов Забайкалья. По этой причине рядом оказались: эвенкийские чумы, бурятский дуган, могильник хуннской культуры и т.д. Представлены также дома старообрядцев и городские атрибуты прошлого. Широко отмечается на территории музейного комплекса Масленица, гулянья растягиваются на неделю.


Нижнесинячихинский музей-заповедник

Находится в Свердловской области. Основан в 1978 году. В одном месте собраны жилища народов Урала, а также хозяйственные постройки и предметы быта. Самые приметные экспонаты: три усадьбы зажиточных крестьян, каждая представляет свой век от XVII до XIX, пожарная каланча, ветряная мельница, сторожевые башни и часовни. В музее хранятся иконы и древние манускрипты.


Историко-архитектурный музей под открытым небом в Новосибирске

Находится в Новосибирской области. Основан в 1981 году. Спасо-Зашиверская церковь – лицо комплекса. Другие объекты: избы, амбары, острог, баня по-чёрному. На общем фоне выделяются буддийские дуган и юрта, подаренные регионом музею. У территории большой потенциал, проект был изначально шире в культурном и историческом плане, поэтому работы по его развитию продолжаются.


Коломенское

Находится в Москве. Музей основан в 1923 году. Образцы деревянного зодчества свозились сюда из многих областей. Несколько церквей разных веков постройки дополняются более редкими экспонатами: водовзводной башней, домиком Петра I, доставленным с острова Святого Марка, сытным двором, полковничьими палатами и т.д. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича – воссозданный образец из железобетона, но покрытый деревом – украшение экспозиции.


Щелоковский хутор

Находится в Нижегородской области. Площадь – около 36 га. Выглядит, как типичная заволжская деревня середины позапрошлого века. Всего в него входит 15 объектов: от изб до амбаров. К жилищам прилагаются предметы обихода, вроде саней, прялок, сундуков, посуды и прочего. В течение года проводятся мастер-классы народных промыслов, гулянья, приуроченные к большим праздникам, фольклорные концерты.


Мышкинский народный музей

Находится в Ярославской области. Основан в 1966 году. Сюда свезли деревянные постройки разной исторической ценности из соседних сёл. Коллекция сопутствующих экспонатов обширна. Некоторые фонды оформлены в полноценные выставки, например, «Прялки Нечерноземья». Здесь проводятся тематические конференции. Главная достопримечательность – Музей мыши, появившийся в 1991 году.


Новый Иерусалим

Находится в Московской области. Основан в 1920 году. Примечательные экспонаты: часовня, крестьянская усадьба, ветряная мельница. В музее хранится порядка 180 тысяч единиц фондов. Достопримечательность рядом – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Работают постоянные и временные выставки, причём их тематика иногда далека от основного направлении Нового Иерусалима.


Кенозерский национальный парк

Находится в Архангельской области. Основан в 1991 году. В этом месте природа и культурно-исторические ценности не просто соседствуют, но и дополняют друг друга. На территории имеются памятники эпохи неолита, обширные леса, озёра, Кенозерская впадина, Озовая гряда, несколько часовен, включая часовню Николая Чудотворца. Флора и фауна представлены множеством видов.


Этномир

Находится в Калужской области, открыт в 2007 году. Площадь – более 140 га. Уникальное место, так как представляет экспонаты со всего мира. Есть несколько самостоятельных музеев, входящих в комплекс: Музей пчеловодства, Музей самоваров, Музей Беларуси, Музей карт и прочие. Работают постоянные выставки, например, «Мировые архитектурные шедевры». Территория разделена по регионам.


Ангарская деревня

Находится в Иркутской области. Значится в качестве музея с 1979 года. Первые экспонаты прибыли сюда с затопленных территорий. Разделён на два направления: русский и эвенкийский. Они пересекаются в некоторых деталях, но сами строения и убранства различаются разительно. Есть полноценная экспозиция в виде стоянки эвенков, очень детализированной и точной. Всего в музее порядка 25 строений.


Томский музей деревянного зодчества

Находится в Томской области. Постоянная экспозиция работает с 2009 года. Редкий музей такого типа для Сибири, однако, в отличие от большинства, не имеет реальных примеров сооружений. Экспонаты распределены по нескольким залам. Имеются фрагменты домов, части облицовки, ставни, фотоматериалы, документальные свидетельства. Экскурсия включает рассказ об этапах становления деревянного зодчества.


Музей-заповедник «Дружба» в Соттинцах

Находится в Якутии. Основан в 1987 году. Создан на территории, где ранее находился первый в Якутии острог. Цель сбора экспонатов – показать, как русская культура влияла на народы, населявшие эту местность на историческом срезе. Купеческий дом, восстановленное национальное кладбище, коллекция утвари и других предметов хозяйственного назначения – часть коллекции музея.


Музей «Лесная крепость»

Находится в Рязанская области в Клепиковском районе, деревня Лункино. Все постройки очень яркие, об исторической ценности здесь речи не идёт – большинство новостройки и копии. Много резных скульптур из дерева, разбросанных по всей территории. Вход платный, но цены символические. Располагается в лесополосе, окружён забором и резными воротами. Внутри работает постоянная выставка.




В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные