Category archives: основы архитектурной композиции. Направление основных композиционных линий и линейная структура кадра Точки напряжения в рисунке линии композиция

Теперь, овладев этими навками хотя бы в общих чертах, можно переходить к композиции.

Композиция — как она есть, силовые линии и равновесие — это сложный и достаточно , субЪективный вопрос, ведь взаимное гармоничное расположение предметов на рисунке — это дело вкуса каждого отдельного человека. Однако, несмотря на то, что на вкус и цвет товарища нет, существуют некоторые общие принципы композиции, пользуясь которыми, можно сделать любую кучу предметов гармоничной. По крайней мере, достаточно натренировавшись.

Композиция — это то, как относительно друг друга расположены различные предметы на рисунке или в реальности.

То, как они расположены в реальности, в данном случае не особо важно. Если вы, конечно, не занимаетесь планировкой сада камней. А вот взаимные отношения изображений объектов на рисунке… Это действительно важно. Кроме всего прочего ещё и потому, что даже если в "натуре" предметы расположены абы как, то, зная правила, на рисунке можно их расставить намного лучше, чем в жизни.

Итак, первое правило — рисунок не должен касаться краёв листа , если это не предусмотрено специфической целью и дизайном. При формате А3 должно оставаться примерно по 2 см отступа от края.

Второе правило. И, собственно, основное. На рисунке должна присутствовать гармония . Другими словами, равновесие . Или же, наоборот, должно быть отсутсвие гармонии, отсутствие равновесия. Всё зависит от того, что вы хотите показать.

Что это значит?

Давайте, сравним стоящий на поверхности квадрат:

и этот же квадрат, только немного искажённый.

Какое из изображений более равновесное?

Теперь поставим большой квадрат с краю листа. А маленький — по центру.

И наоборот, большой квадрат в центр листа. А маленький — в угол.

Какой из них более гармоничный?

У каждого человека есть личные предпочтения. Одни считают гармоничным и равновесным одно, другие — другое. Почти невозможно объяснить принцип гармонии и неравновесности на расстоянии, отдалённо. Каждый разрабатывает для себя систему гармонии и неравновесности самостоятельно. И потом, если это входит в его задачи, тестирует систему на других людях. Проверяя её.

Выработать свою собственную систему гармонии можно только на практике. И проверке на других людях.

Правило гармонии и неравновесности выполняется как для форм на рисунке, так и для цветов и тонов, которые использованы при рисунке. Цвет — это красный, синий и т.д. Тоны — темнее, светлее, очень темно, очень светло. Один цвет может иметь много тонов. Один цвет может иметь много оттенков — жёлтый может быть более красным, менее красным, более зелёным и т.д. Все эти особенности так же находятся друг по отношению к другу либо в гармонии, либо в неравновесности.

Гармония и неравновесность в чистом виде достигаются той или иной комбинацией изображений объектов и цветовыми сочетаниями.

Третье правило. Силовые линии . Оно немного похоже на второе правило. Некоторые люди добиваются гармонии или неравновесности с его помощью. Но силовые линии — это другое.

Небольшое упражнение. Возьмите картину, которая наиболее вам понравилась.

Например, "Мадонну" Леонардо да Винчи.

И теперь следите за рукой Младенца, которой он тянется к лицку Мадонны. Линии этой руки плавно перетекают в волосы Мадонны. Контур волос плавно обходит лицо, спускается к плащу и линия продолжается складками плаща. Складки плаща теряются под рукой Мадонны с ягодами. Однако, силовая линия продолжается складками одежды над локтем, перетекает в руку с ягодами, к нижней руке Младенца.

Линия верхней руки младенца переходит так же и в силовую линию его головы, в силовую линию лица Мадонны.

Точно так же, как и руки, объеденены силовой линией и ноги Младенца. Начало линии задают пальцы руки Мадонны. Это направление продолжается правой ногой Младенца и переходит в линии складок плаща. Левая нога Младенца продолжается силовой линией с одной стороны — в складках плаща, а с другой — в его теле, переходит к голове.

Посмотрите, как силовые линии объединяют передний план с фигурами и фон в окнах на заднем плане. В левом окне линия ближайшего холма переходит в линию подбородка Младенца. Линия дальней горы в левом окне переходит в силовую линию внешней стороны лица Младенца.

Точно так же "входит" в пейзаж Мадонна. Линия ближайшего холма продолжается складками плаща. Склоны гор так же сходятся на линиях плаща. Заметьте, что линия ближайшего левого холма и линия ближайшего правого холма продолжаются в ожерелье мадонны и сходятся друг с другом на украшении. Кстати, украшение — это зрительный центр картины, точка пересечения большинства силовых линий.

Надеюсь, вы заметили эти особенности. Перечисленные линии не являются всеми, которые есть на картине. Я не знаю, расчитывал ли Леонардо да Винчи эти линии при разработке композиции "Мадонны", или нет. Но эти линии присутствуют. И благодаря им композиция оказывается не только гармоничной и равновесной, но и связанной. Композиция не распадается на части. Она является цельной.

Таким образом,

линии, которые можно чётко проследить вне зависимости от объекта на каждом изображении — это силовые линии.

Они называются силовыми потому, что они несут на себе всю картину, её целостность. Убрать их, расположив предметы по-другому — и картина распадётся на части, станет слабой. Силовые линии — это то, что объединяет изображения объектов. Это могут быть как реальные линии, так и воображаемые. Они исчезают и появляются. Однако, если они прослеживаются, то картина целостна.

С другой стороны, силовые линии — это то, что выражает характер объекта. Если меняется их сочетание, то меняется объект. Силовые линии — это то, что останется, когда убрать все неважные, незначащие и несущественные детали предмета. Убрать всё, что безоговорочно не характеризует предмет. Силовые лини — это скелет идеи предмета. Его эйдос, идеальный образ.

Предметы взаимодействуют на рисунке с помощью силовых линий. Они либо общаются, либо оторваны друг от друга. Силовыми линиями показывается отношение предметов друг к другу.

Силовые линии имеют разную плотность, могут образовывать точки схождения — эпицентры. На картине их может быть несколько или же один. Может не быть вообще. В зависимости от этого меняется характер картины.

Научится пользоваться силовыми линиями просто — нужно наблюдать. За уже сделаными картинами, за тем, что вы рисуете. И в какой-то момент, когда накопится фактический материал, вы поймёте, как это применить к вашим конкретным задачам. Тем более что практически всё живое содержит в себе очень много силовых линий.

Итак, сначала наблюдать на примерах, а потом — рисовать самим.

Как перечисленные правила применяются? Очень просто. Если вам хочется нарисовать движение, то уравновешенным это изображение быть не может. Потому что движение — это не покой. В движении нет равновесия, есть стремление куда-то. Силовые линии сходятся к цели движения. Если вы хотите изобразить статичную картину, то отсутствие гармонии точно не позволит вам этого достичь. Когда нет гармонии, взгляд зрителя рыщет по картине, создавая движение.

В статичной картине должно быть равновесие. Все части увязаны друг с другом. Объеденены силовыми линиями в единое целое. Силовые линии не имеют эпицентров или же имеют один чётко определяемый эпицентр.

С помощью комбинаций этих правил вы можете добиться огромного количества возможных нюансов и настроений, когда части картины переплетаются друг с другом в запланированном вами порядке, и, даже, возможно, вписываются в интерьер вашей комнаты, силовые линии которой продолжают линии картины. Ну, а теперь, собственно, указание по тренировке композиции:

Тренируйтесь выражать гармонию и неравновесность, силовые линии и расположение рисунка на бумаге до того уровня, когда вы почувствуете, что освоили этот шаг полностью.

По материалам http://wozmoznosti.narod.ru/drow/yegor/step4.html

Дрю Хоппер - фотохудожник и пейзажный фотограф из Австралии. Стремясь увидеть и показать всем разнообразие культур, людей и мест он много путешествует, а также пишет статьи о фотоискусстве. В этой статье он на примерах своих работ рассказывает, как правильно выстраивать композицию на снимках.

«В двух словах - композиция описывает положение элементов на фотографии. Сильная композиция чаще всего имеет ведущие линии, которые направляют внимание зрителя к вашему персонажу или объекту. Эти линии могут быть горизонтальными, вертикальными или диагональными в зависимости от расположения персонажа.

Давайте взглянем на следующие снимки и посмотрим, как я построил изображения с использованием ведущих линий. Я отметил их стрелками, чтобы пояснить, как я видел и составлял каждый кадр.

На этом фото я хотел провести взгляд зрителя вглубь кадра, по длинному коридору, при этом чтобы взгляд молодого монаха шел в противоположном направлении, но по тем же диагональным линиям. Женщина с корзиной на голове на заднем плане, идущая вдоль галереи, тоже помогла создать направление. Обратите внимание на повторяющийся мотив, созданный колоннами, которые становятся все меньше и меньше. Это позволило создать глубину на снимке, при том что в фокусе - монах на переднем плане.

Это довольно простая композиция, где персонаж находится по центру. Я построил кадр так, чтобы рыболовная сеть создавала диагональные линии, которые ведут к рыбаку. Фото снималось на широкоугольный объектив, дисторсия помогла придать изображению глубину.

Фокус в этом кадре - на молодых монахах, но я хотел также запечатлеть свет и использовать лучи солнца как ведущие линии. Построив изображение так, чтобы монахи сидели под лучами, я смог направить взгляд зрителя на их книги. Вместе с тем линии, которые создаются стеной на левом крае, направляют внимание на самих детей.

Здесь я построил кадр так, чтобы молодой монах находился в левой трети изображения, а колонны справа придавали снимку глубину. Линии галереи направляют взгляд к монаху, а линии потолка ведут глаза зрителя вниз. Глаза самого монаха, идущего вперед, тоже опущены. Это очень простая, но сильная композиция, снятая на широкоугольный объектив.

Еще один кадр, где персонаж находится в центре. Здесь я использовал низкий угол для съемки и широкоугольный объектив для дисторсии - это позволило направить диагональные и горизонтальные линии к монаху. Плитки на полу также создают ведущие линии, направленные вглубь кадра, и делают композицию компактной.

Композиция на этом кадре необычна для моих работ - обычно я не люблю наклонные горизонты. Но в этом случае она сработала отлично. Я снимал с низкого угла, сидя в лодке. Когда рыбак поднял корзину, в воде появилось отражение, которое добавило дополнительную линию, ведущую в центр кадра. Линия горизонта, бегущая от левого нижнего угла в правый верхний, создает диагональную композицию.

Еще одна довольно простая композиция. Свет падал слева, поэтому я расположил молодого монаха в правой части кадра - так, чтобы он смотрел в противоположную направлению лучей сторону. Кроме того, свет, направленный на монаха, создал резкий контраст, который помог сделать фотографию сильнее».

ЗАДАНИЕ 1. Выполнение макетов простых геометрических тел (ил. 1). цель: Овладеть первичными моторными на­выками макетирования. задачи: Познакомиться с основными на­чальными приемами изготовления макетов объемных форм.

Требования: Выполнить макеты: куба (8×8 см), цилиндра (диаметр 8 см, высота 16 см), пирамиды (сторона 8 см, высота 16см), конуса (диаметр 8 см, высота 16см) по предложенным образцам. методические указания: Приведенные на схе­ме развертки куба и пирамиды (ил. 2) скле­иваются встык клеем ПВА. Чтобы линии сгиба на ребрах куба и пирамиды были ров­ными и четкими, необходимо с внешней сто­роны бумаги по линии сгиба сделать надсеч­ку. Надсечка делается на 0,5 толщины листа бумаги, это надо делать легко, чтобы не про­резать бумагу насквозь. Затем нужно согнуть бумагу по этим линиям и склеить стыки.

Основания конуса и цилиндра (окружно­сти) вырезаются ножом и подравниваются ножницами. Окружность можно вырезать и при помощи измерителя, если очень хорошо заточить одну из иголок. Для склеивания боковых поверхностей конуса и цилиндра можно предусмотреть дополнительный кла­пан. Чтобы боковая поверхность цилиндра согнулась ровно, можно на ее выкройку на­нести надсечки через равные промежутки (5 мм). Ровную кривизну можно получить также, если скручивать детали между двух листов пленки, используемой для рентге­новских снимков.

На всех приводимых далее исходных чертежах приняты определенные условные обозначения: самая толстая линия соответ­ствует линии основного контура и прореза­ется насквозь; пунктирная линия - неви­димый контур, ее надо надсечь с изнаноч­ной стороны; самая тонкая линия соответ­ствует надсечке с лицевой стороны.

Чтобы качество макета было высоким, надо сделать очень точный чертеж, сделать надсечки и прорези, а следы карандаша аккуратно стереть. Иногда можно не поль­зоваться карандашом, а делать уколы изме­рителем в нужных местах. Сначала на вы­кройках делаются надсечки, а потом сквоз­ные прорези.

ЗАДАНИЕ 5. Пластическое решение двух граней куба с использованием метроритми­ческих закономерностей. цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: гео­метрический вид, масса, поло­жение в пространстве, свето­тень и т. п.

Задачи: Усвоить ПОНЯТИЯ фронтальной и объемной композиции.

Освоить приемы создания пластики поверхностей объ­емной формы.

Требования: Создать фронталь — ную композицию, как часть объемного сооружения, по­вернутого к зрителям главным фасадом (статическое воспри­ятие). Размер куба 10×10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в прост­ранстве на основное направ­ление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (ил. 16-20). методические указания: КОМПО­ЗИЦИОННЫЙ центр может рас­полагаться на одной из граней куба или на его ребре. Плас­тические членения куба долж­ны быть выполнены таким об­разом, чтобы при трансформа­ции превращаться в плоскость листа, ограниченного контура­ми выкройки.

На примерах видно, что по мере увеличения пласти­ки в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущест­венную ориентацию на глав­ную точку восприятия. В за­висимости от места располо­жения и характера членений (угловое, центральное, сим­метричное, асимметричное) меняется и восприятие само­го объема в пространстве, его ориентация на зрителя.

Иллюстрация 20

ЗАДАНИЕ 6. Пластическое решение поверх­ности куба (ил. 21-23). цель и задачи смотри задание 5. требования: Пластически решить куб как объемную форму, рассматриваемую со всех сторон. Проследить единый композицион­ный замысел в решении пластики всех гра­ней. Размер куба 10×10 см.

Методические указания: Композиция предус­матривает восприятие со всех сторон, что не исключает и основного направления дви­жения к этому объему.

На примерах можно видеть разные вари­анты решений пластики поверхности куба, от слабого до глубокого рельефа.

Макеты цилиндрических объемов реша­лись по такому же принципу, как и кубы.

В ЗАДАНИЕ 7. Ритмические членения поверх­ности цилиндра. цель и задачи смотри задание 6. требования: Выявить объем цилиндра за

Счет пластической разработки его поверх — | ности (ил. 24-26). Диаметр основания 10 см, высота 18 см.

Методические указания: Макет клеится ме­тодом встык. Пластическое решение по­верхности достигается с помощью надсе­чек, прорезей, отгибов.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ФОРМ С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Рассмотрим еще одну возможность по­лучить объемную форму из листа бумаги без клея. На чертеже (ил. 28) показаны геометрические рисунки прорезей в виде окружностей и квадратов. Путем проре­зывания и отгибания отдельных частей можно создать полусферу и пирамиду (ил. 27). Форма пирамиды строится из взаимно перпендикулярных треугольных пластин разной величины. Создается впечатление объема и пространства внутри него. Рит­мический рисунок прорезей на горизон­тальной поверхности основания опреде­ляет ориентацию объема пирамиды во внешнем пространстве по отношению к зрителю. Организуется движение вокруг пирамиды и направление основного дви­жения внутрь нее.

Этот прием можно использовать для членения поверхностей и проникновения во внутреннее пространство объема. При этом достигаются разные впечатления от решения поверхности и степени простран­ственного раскрытия самой формы.

Иллюстрация 29

ЗАДАНИЕ 8. Членение объемной формы с помощью ритмических элементов. цель: Изучить свойства объемных форм: гео­метрический вид, величина, масса, положе­ние в пространстве.

Задачи: Проследить, как меняются свойства геометрической формы в зависимости от степени ее членения и характера используе­мых для членения элементов. требования: Выполнить макеты объемных форм из ритмических элементов по предло­женным образцам (ил. 27-29). Разработать одну из объемных форм (куб, пирамида, тетраэдр) с помощью ритмических пространственных элементов (ил. 30-33). методические указания: Элементы, как части плоскости, могут изменяться по ритмическим закономерностям и отгибаться наружу или внутрь основного объема. Отгибать элементы надо только после склеивания основного объема, чтобы не помять отгибаемые детали.

Открывается интересная возможность исследования пространственных сочетаний разных геометрических форм: куба, пира­миды, полусферы, тетраэдра.

В зависимости от количества, размеров, расположения членящих элементов получает­ся различная степень изменения первона­чальной массы основного объема. Из глухой, статической, форма может превратиться в легкую, ажурную, имеющую свое внутреннее пространство. Когда объемная форма глад­кая, поверхность ее не разработана, то внут­реннее пространство не читается. Если по­верхности членятся, прорезаются, то появля­ются пространственные проемы, начинает выявляться внутреннее пространство самой объемной формы.

Один из педагогов БАУХАУЗа, Моголь — Надь, рассматривал пространство как ре­зультат развития массивности формы. Вот некоторые этапы преобразования, которые, по его мнению, происходят с простой фор­мой по пути превращения цельного массива в пространственную форму:

Предельная массивность, целостность не- расчлененного объема;

Цельная форма, но уже пластически пре­образованная;

Форма, сохраняющая композиционную целостность построения с активным включе­нием пространства.

На этих заданиях изучаются первичные свойства объемных форм: величина, пропор­ции; геометрический вид; положение в прост­ранстве; масса как состояние, изменяющееся в пределах от наибольшей массивности до мак­симальной пространственности; светотень. Используются такие композиционные средст­ва, как нюанс, контраст, пластический ритм.

15 правил для начинающих

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни держал в руках фототехнику. Пленочный фотоаппарат, цифровую "мыльницу", зеркальную фотокамеру, ну или, на крайняк, сотовый телефон со встроенной фотосистемой. И у каждого из нас свое видение и понимание того, как нужно производить фотоснимки. Многим достаточно алгоритма "увидел (неважно что), навёл камеру (все равно как), сфокусировался (в камере что-то пикнуло/пукнуло) и дожал спуск (оба-на, фотка прикольная)". Намного меньшее количество людей задумывается над прочими элементами управления камерой, кроме спусковой кнопки и автоматических режимов съемки, и для чего все это, собственно, предназначено. И уж совсем небольшой контингент снимающих фото постоянно не удовлетворены результатом, потом они пытаются найти информацию, читать, выяснять, анализировать, пробовать снимать, учиться обрабатывать снимки... и только после многих-многих попыток и экспериментов, начинают наслаждаться тем, что у них получается. И их снимки при этом разительно отличаются от того безобразия, что получалось у них на начальном этапе познания фотографической технологии.

Статья эта предназначена второй группе из перечисленных, ибо первая группа "неизлечимо счастлива" и без наших советов, а третья - молодцы, они уже сами всего добились, либо читают более профессиональную, грамотную литературу, нежели этот блог. Тем не менее, второй группе тоже нужна первая помощь, советы, изложенные максимально упрощенно, которые не оттолкнут любопытных пользователей фототехники, а, наоборот, направят их на путь истинный, и далее у них будет замечательный шанс перейти в третью категорию пытливых любителей фотодела.

Итак, тема сегодняшнего поста - основы композиции в фотографии . Что же такое - композиция? Обратимся для начала к нашей, всеми часто читаемой, Википедии;)

Композиция (от лат. compositio — складывание, соединение, сочетание) — одна из основных категорий художественного творчества. В отличие от рисунка, цвета, линии, объема, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность — наиболее сложный и совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны между собой. Такая целостность в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне имеет иррациональную природу, достигается художником интуитивно, она оригинальна и неповторима. Иными словами, единственное, уникальное сочетание элементов и составляет суть композиционной целостности. Эта специфическая целостность основана на следующих принципах:новизны, ясности, целостности, развития.

Более простым языком можно сказать, что композиция, если она присутствует в кадре, отличает грамотно построенный, художественно выверенный кадр от бездумного щелканья затвором и тоннами выкидываемого потом в "Корзину" джпегнутового непотребья.

Тем не менее, хоть архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435-1436) и сказал, что Композиция—это сочинение, выдумывание, изобретение, как акт свободной художнической воли . Но подобного рода свободное творчество недоступно большинству приобщающихся к фотоделу людей, им нужен алгоритм, последовательность действий на начальном этапе, некие правила, которые позволяют собирать в кадре осмысленную картинку. Поэтому мы сегодня рассмотрим основы композиции в виде последовательного изучения основных и наиболее простых правил, которые, на самом деле, может применить на практике любой здравомыслящий человек.

Основным правилом композиции принято считать Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление). Золотое сечение это соотношение двух величин b и a, a > b, когда справедливо a/b = (a+b)/a. Число, равное отношению a/b, обычно обозначается прописной греческой буквой Φ, в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия, реже — греческой буквой τ. Упрощенной моделью золотого сечения является Правило третей .

Правило № 1 . Правило третей — это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле золотого сечения. Правило третей применяется в рисовании, фотографии и дизайне.
При определении зрительных центров, кадр, как правило, делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорциях 3:5, 2:3 или 1:2 (берутся последовательно идущие числа Фибоначчи). Последний вариант дает деление кадра на три равные части (трети) вдоль каждой из сторон.
Несмотря на заметное отличие положения центров внимания, полученных по правилу третей, от золотого сечения, технологическая простота и наглядность сделали эту схему композиции более популярной.
Сетка, построенная по правилу третей, используется в видоискателях некоторых фотоаппаратов для облегчения компоновки кадра.

Правило утверждает, что изображение должно рассматриваться разделенным на девять равновеликих частей с помощью двух равноудаленных параллельных горизонтальных и двух параллельных вертикальных линий. Важные части композиции должны быть расположены вдоль этих линий, или на их пересечении - в так называемых точках силы. Сторонники этого принципа утверждают, что выравнивание важных частей за этими точками и линиями создает впечатление акцентирования, большего напряжения, энергии и большей заинтересованности к композиции, чем простое расположение предмета съемки в центре кадра.

Правильный выбор точки или линии, на которой располагается основной объект съемки, позволяет увеличить выразительность снимка. При прочих равных условиях имеет место следующее: если на снимке присутствует только один объект, его желательно расположить с левой стороны кадра. Рекомендация основана на выработанной чтением привычке просматривать образы слева направо (аналогично для читающих справа налево).

На данном снимке самая выразительная часть композиции - глаза змеи, они расположены на пересечении двух линий третей, горизонтальной верхней и вертикальной правой.

Если на снимке присутствуют несколько объектов, доминирующий объект должен быть размещен в правой нижней точке. Эта техника особенно полезна при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом. Рекомендация основана на усилении восприятия последней полученной информации. Правило третей является одним из наиболее простых правил композиции, но существуют и другие правила композиции. Так, известный советский и российский фотограф Александр Лапин считал: «так называемое правило третей придумано для начинающих, которые просто не знают, как скомпоновать кадр».

Правило № 2 . Диагональный метод (метод диагоналей) — одно из правил композиции в фотографии, живописи и графике. Голландский фотограф Эдвин Вестхофф (Edwin Westhoff) случайно натолкнулся на этот метод, когда он визуально экспериментировал с целью исследовать, почему правило третей так неточно. После изучения многочисленных фотографий, картин и гравюр он обнаружил, что детали изображений, на которые обращается больше внимания, лежат на диагонали квадрата.

Кадр — прямоугольник в соотношении 4:3 или 3:2. Смотрящий обращает больше внимания на детали, расположенные на четырёх биссектрисах проходящих через углы кадра. Детали изображений, на которые обращается большее внимание, находятся часто, с точностью до миллиметра, на одной или нескольких диагональных линиях, лежащих под углом 45° и проходящих через углы кадра. В противоположность другим правилам композиции, таким, как правило третей и золотое сечение, диагональный метод не придает большого значения тому, в каких местах линии пересекаются и акцентирует внимание на произвольной позиции, лежащей по диагонали. Пока эти детали лежат на диагональных линиях, проходящих через углы кадра, они привлекают внимание. Однако диагональный метод требует, чтобы эти детали изображения лежали точно по диагонали, с максимальным отклонением в 1 мм на формате А4. В отличие от других правил композиции, метод не используется для того, чтобы улучшить саму композицию.

Едвин Уэстхофф (Edwin Westhoff) обнаружил, что если начертить линии на изображении под углом в 45°, то можно увидеть, какие детали художник хотел выделить. Исследования показали, например, что важнейшие детали картин и гравюр Рембрандта ван-Рейна лежат именно по диагоналям: глаза, руки, предметы домашнего обихода.

Диагональный метод применяется только для изображений, в которых надо подчеркнуть или выделить определенные детали: например, портрет, где определенные части тела заслуживают большего внимания, либо рекламное фото товара. На некоторых фотографиях ландшафтов есть немаловажные детали, такие как люди, отдельно стоящие деревья или здание, которые могут лежать на диагоналях, но обычно на фотографиях ландшафтов и зданий надо видеть общую картину, где часто другие линии определяют построение картины, например горизонт.
Несколько примеров фотографий, выполненных в диагональном методе: http://www.diagonalmethod.info/

Правило № 3 . Симметрия . Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Это очень сильный инструмент для построения композиции. Кадры с зеркальным отражением — еще одна возможность использовать симметрию.

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции как будто является зеркальным отображением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Правило № 4 . Расфокусировка . Использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии двухмерны по своей природе, а этот прием позволяет добиться трехмерного эффекта. Подобного эффекта можно добиться и обесцвечиванием фона, но это уже программные методы пост-обработки.

Правило № 5 . Фрейминг . Рамка внутри кадра (или "кадр к кадре") является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Необходимо обращать внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. "Рамка" не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным. Это еще один способ изображения глубины и перспективы, придания кадру ощущения трехмерности.

Правило № 6 . Линии . Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом, линия ведет взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на основном объекте съемки. Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми. Изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью.

На этом кадре габаритные линии моста и воображаемые линии фонарного освещения по обе стороны от центра кадра «ведут» нас к главному объекту съемки - Храму. В данной композиции также применен метод симметрии.

Правило № 7 . Геометрия: треугольники и диагонали . Треугольники и диагонали добавляют "динамическое напряжение" в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемовдиагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

Правило № 8 . Закономерности и текстуры . Закономерности в фотографии - это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Вокруг нас очень много закономерностей, особенно в городском ландшафте. Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём.

Правило № 9 . Правило нечетных объектов . Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается, как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях.

Правило № 10 . Заполнение кадра . Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции, без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния.

Правило № 11 . Изменение высоты точки съемки . Ракурс - основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: при этом форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.
Такие точки съемки называются нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Большинство фотографий в мире делается с "нормальной" точки съемки. Но, нередко для реализации творческого замысла помогает использование верхних и нижних точек съемки.

Правило № 12 . Больше свободного пространства в кадре , либо простые фоны. Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь. Часто делают снимки с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Можно также создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.

Правило № 13 . Направление и пространство . В кадре нужно оставлять пространство для воображаемого движения движущихся в кадре объектов. Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Если воображаемая линия взгляда субъекта довольно быстро выпадает из кадра - это кажется странным, кадр становится недосказанным. Грубо говоря, если человек на кадре расположен слева, то смотреть он должен либо в объектив, либо на право, но не на лево.

На фото слева теплоход плывет слева на право, и в кадре оставлено место для его воображаемого движения, справа от теплохода.

Правило № 14 . Баланс . Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.
Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалансу, если оставить своего рода "пустоты" в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, можно сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Правило № 15 . Дополнение/контраст . Подобие или противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Этот прием означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.

На этой фотографии на заднем плане увеселительное заведение «Мулен Руж» в Париже, на переднем плане извивающиеся в потоке воздуха разноцветные ленты, которые дополняют друг друга со зданием знаменитого французского кабаре, усиливая атмосферу праздника на снимке.

Все фотографии - photomatika

В случае использования данной записи активная ссылка на нее обязательна .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Воронежская государственная лесотехническая академия»

Макетирование

Методические указания к выполнению графических работ

для студентов очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки 250700.62 – Ландшафтная архитектура

ВОРОНЕЖ 2013

Лукина, И.К. Макетирование [Электронный ресурс] :Методические указания к выполнению графических работ для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 250700.62 – «Ландшафтная архитектура»/И.К. Лукина – Воронеж: ФГБОУ ВПОВГЛТА 2013. – 39 с.

В методических указаниях приводятся основные определения и термины, а также материалы, инструменты и приспособления, необходимые для успешного усвоения дисциплины «Макетирование». Даны подробные методические указания для выполнения светотеневых рисунков, живописных и декоративных работ, выполняемые студентами на практических занятиях. Большое внимание уделено методики выполнения набросков, как основы самостоятельной работы студентов.

графических работ

Целью данного курса является не только умение владеть техникой макетирования и приобретение практических навыков в изготовлении макетов, но и умение выразить свою концепцию в трехмерном пространстве, отобразив любую форму видимого мира за рамками плоскостных проекций.

Однако, перед тем как перейти к решению всех этих сложных задач, необходимо овладеть общими приемами макетирования, познакомиться с формообразованием простых геометрических тел, общими закономерностями композиционного построения объекта.

Для овладения техническими приемами изготовления макетов нужны будут следующиеинструменты и материалы:

– бумага (тонированная и белая – акварельная, типа «Ватман», цветная бумага для пастели, которая по своим характеристикам более приближена к картону), однотонные клеящиеся пленки,картон, эглин, иногда пенопласт. Кроме того могут быть использованы самые разнообразные подручные материалы, иногда самые неожиданные: различная крупа, куски фактурной бумаги и т.д.;

– макетный нож или резак должен быть хорошо заточен;

– клей (наиболее удобен для склеивания бумаги и картона клей ПВА, так как он белого цвета и не оставляет следов на листе);

– карандаши твердостью НВ, Н, 2Н, ЗН;

– линейки предпочтительны металлические, так как они не портятся макетным ножом;

– набор чертежных инструментов (готовальня).

– прямоугольные треугольники под углами 30 и 45 градусов;

– резинки мягкие типа;

– лекала, имеющие различную форму и служащие для вычерчивания кривых линий;

– для резки материалов необходима специальная доска из фанеры, пластика или оргалита;

Ландшафтные макеты выполняются на специальном основании, в качестве которого используется подрамник – деревянная обрешетка, выполненная из реек, на которую набивается фанера или ДВП (рисунок 1). Для того чтобы натянуть бумагу на подрамник, лист «Ватмана» необходимо замочить в холодной воде, затем положить на горизонтальную чистую поверхность (стол). Сверху лицевой стороной вниз ровно укладывают подрамник, так чтобы с каждого края бумага выступала на минимум на 4…5 см. Осторожно наклеивают бумагу к торцам, слегка натягивая бумагу по углам.Для наклейки бумаги можно использовать клей ПВА.

Рисунок 1. – Подрамник. Закрепление бумаги на подрамнике

Сушить планшет с натянутой бумагой необходимо в горизонтальном положении вдали от нагревательных приборов, сквозняков и солнца. При высыхании бумага сама натянется, и поверхность будет ровной. Только после того как бумага высохнет, на ней можно начать работать: чертить, наклеивать различные детали и выполнять другие необходимые операции.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАКЕТИРОВАНИЯ

Главное при макетировании – это аккуратное черчение, которое включает в себя грамотное выполнение разверток. Причем необходимо найти своеобразный баланс между склеенными и цельновырезанными элементами. Иногда необходимо воспользоваться цельной заготовкой для макета, а иногда удобнее использовать мелкие бумажные детали.

Кроме качественного инструмента и аккуратного черчения, необходимо использовать некоторые основные приемы макетирования. Для того чтобы ребра, грани сгибов в развертках деталей бумаги или картона были четкими, без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро . Надрезы выполняются макетным ножом по металлической линейке на 1/3 толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца (рисунок 2). Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например внешней стороной конца ножниц.

Рисунок 2. – Выполнение углов гранных поверхностей

Чтобы сделать любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через какой-нибудь цилиндрический предмет, например карандаш (рисунок 3 а), или провести с усилием через ножницы (рисунок 3 б).

Другой, часто применяемый способ – способ закругления листа бумаги, используемый, если нужно сделать цилиндр, конус или другое тело вращения. Для этого достаточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3-5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на 1/3 толщины листа (рисунок 4).

Рисунок 4. – Изготовление криволинейной поверхности с помощью надрезов

Все надрезы и вырезы желательно выполнять макетным ножом, ножницы применяют в самых крайних случаях.

После того как бумага или картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, остается приступить к сборке и склеиванию.

Самый лучший способ склейки – это склейка встык (на ребро), но для этого нужен достаточный опыт работы с макетами. Существует более простой вариант склейки – приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Отвороты, в свою очередь, надрезаются в сторону загиба. Этот метод приклеивания наиболее эффективен и необходим при изготовлении достаточно крупных цилиндрических объемов, где требуется закрыть все поверхности. В этом случае надо очень тщательно по окружности сделать надсечки отворачиваемых треугольников, чтобы предельно сохранить кривизну круга и избежать образования щелей между кругом и прямоугольной частью развертки цилиндра.

Рассмотрим основные принципы построения самой художественной формы.

Говоря о композиции, нельзя забывать о простейшей организации плоскости – компоновке – размещении изображения на листе . Естественно, приступая к работе, художник руководствуется, прежде всего, идеей изображения. Точных рецептов здесь нет, но зрительное ощущение соответствия размера изображения размеру листа должно быть. Нужно следить, чтобы изображение получилось достаточно крупным, но не подходило слишком близко к краям листа. Примыкание («прилипание») изображения к краю листа не допускается. Кроме того, изображение не должно быть смещено относительно зрительного, т. е. композиционного центра листа. Необходимо помнить, что композиционный и геометрический центры листа не совпадают. Этот центр располагается несколько выше середины листа (рис. 4).

Рис. 4. Расположение композиционного центра листа

Перечислим основные свойства композиции, присущие любому произведению искусства.

1. Любая композиция должна быть законченным целым и все составные части его должны находиться в гармоничном соотношении с целым, что дает возможность сразу охватить это изображение взглядом, обеспечить зрительное восприятие его как целого. При этом композиция не должна содержать таких частей или элементов, которые бы противоречили его функциональной, конструктивной либо художественной сущности. Очень часто ради сохранения единства художнику приходится отказываться от красивой детали, которая не соответствует общему замыслу. Достаточно одного, даже незначительного элемента, пусть интересного самого по себе, но чужеродного в данной композиции, и художественное целое будет разрушено.

Основными признаками целостности являются ограниченность, связность и компактность .

Ограниченность – это ясно воспринимаемое отделение объекта от среды, в которой он находится, разделение фигуры и фона.

Связность определяется наличием приемов, которые удерживают цельную композицию от распада: пропорциональные системы, близкое расположение элементов, использование вспомогательных связующих элементов и т.д.

Для поддержания связей в композиции, а также для упорядочения ее структуры используют композиционные пропорции, т.е. соотношение всех величин элементов композиции друг с другом и с целым. Простейшие пропорции основаны на целочисленных отношениях и называются арифметическими или модульными, поскольку в них имеется некоторая единая исходная величина, служащая мерой всех частей композиции – модуль. Вторую пропорциональную систему называют геометрической, или иррациональной, поскольку в ней решающее значение имеют геометрические построения, основанные на несоизмеримом (иррациональном) отношении величин. Примером использования геометрических пропорций служат композиции, основанные на методе подобия элементов.

Другим приемом, удерживающим цельную композицию от распада, является близкое расположение, либо наложение друг на друга элементов композиции (рис. 8).

Рис. 8. Близкое расположение или наложение элементов композиции

Как уже говорилось выше, одним из основных признаком целостности наряду с ограниченностью и связностьюявляютсякомпактность .

Компактность характеризует то правильно выбранное количество частей, которое может восприниматься одновременно. Опыт показывает, что их количество должно быть от трех до пяти. Психологи также установили, что существует предельное число элементов, которые можно воспринять одновременно как самостоятельные. Их число –от пяти до девяти . Если же в поле зрения попадает больше элементов, то возникает ощущение хаотичности.

Чтобы преодолеть это, такое множество элементов можно разделить на группы, объединенные по какому-либо признаку. Зрительные группы могут быть образованы за счет взаимного приближения, путем подбора элементов по размеру, по их подобию, цвету, фактуре и т.д. Так, например, в композиции на рис. 11 за счет подобия линий и взаимного приближения сформированы две группы элементов, соединенные между собой прямой линией.

Рис. 11. Компактная лаконичная композиция из линий

2. При создании композиции необходимо помнить о системе построения целого: каждая композиция должна иметь главную и второстепенные части. Их взаимная согласованность очень важна для создания гармоничного единства. Композиция как целое может состоять из отдельных частей. Каждая часть в свою очередь также представляет собой нечто целое, состоящее из частей. Для того чтобы создать по-настоящему гармоничное произведение, надо найти единство не только между главным и второстепенным, но и между целым и его частями. Не менее важно согласовать между собой и различные части, каждая из которых представляет собой нечто целое.

Главный, доминирующий элемент, который выделяется на общем фоне окружающих либо примыкающих к нему частей, принято называть композиционным центром. Композиционным центром может быть элемент, группа элементов или свободное пространство –композиционная пауза . Иногда композиционный центр заменяет зрительная направленность композиции –композиционная ось . Главный элемент может быть выделен благодаря контрасту – ярко выраженной противоположности свойств, например по размеру (рис. 13), форме (рис. 12 а, б), цвету, богатству проработки и т.п.

3. Композиция становится художественным произведением только в том случае, когда обладает таким свойством при ее восприятии как законченность. От художественного произведения создается такое впечатление, при котором не возникает желания что-либо добавить или убрать. Законченность композиции во многом зависит от ее геометрической формы и характера построения деталей. Так, античные художники считали совершенными фигурами квадрат и круг, как наиболее законченные. Законченность композиции придают и детали. Так, например, карниз, завершающий предмет мебели или архитектурное сооружение, останавливает его развитие вверх.

На рис. 15 элементы композиции случайным образом разбросанные на композиционном поле создают впечатление незавершенности: кажется, что разнообразные элементы разлетаются в разные стороны. Причем это зрительное движение настолько сильное, что возникает ощущение, что композиция продолжается в разные стороны до бесконечности. Кроме того, внутренний порядок нарушен из-за композиционной неустойчивости – элементы закомпонованы в круг в нижней части. Аналогичные ощущения создает и композиция на рис. 17: ощущение незавершенности возникает из-за постоянного движения по кругу и отсутствия понятия «верх» и «низ». Рис. 16, напротив, иллюстрирует удачную в этом смысле композицию.

4. Еще одним свойством композиции является ее уравновешенность.

В физическом аспекте равновесие – это такое состояние тела, в котором действующие на него силы полностью уравновешивают друг друга. Данное определение в какой-то мере отвечает и зрительно воспринимаемому равновесию – каждый предмет имеет точки опоры и центр тяжести. С точки зрения композиции равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по полю композиции.

Одним из наиболее сильных средств создания уравновешенной гармоничной композиции является симметрия. Симметрия представляет собой закономерное расположение равных частей относительно друг друга. Симметричная структура человека, симметрия в формах растительного и животного мира – одна из основных причин активного воздействия симметрии на восприятие.

Существуют несколько видов симметрии, которые дают возможность создавать разнообразные симметричные композиции: зеркальная симметрия, центрально-осевая симметрия, симметрия винта и спирали и другие.

Зеркальная симметрия – наиболее простой для восприятия и наиболее распространенный вид симметрии. В ней одна половина композиции является как бы зеркальным отображением другой (рис. 18).

Центрально-осевая симметрия – вид симметрии, в котором равные части одинаково расположены вокруг центральной оси. При повороте вокруг нее равные части будут полностью совмещаться. Композиция, построенная на основе центрально-осевой симметрии, может иметь любое число равных частей.

Рис. 18. Симметричная композиция уравновешена относительно вертикальной оси

Симметрия винта и спирали. В этом виде симметрии композиция строится путем вращения элемента вокруг оси симметрии и одновременного движения его вдоль этой оси. Закручивать элемент можно как влево, так и вправо, поэтому различают правые и левые винтовые и спиральные оси. В спиральной симметрии элементы могут перемещаться и в одной плоскости, постепенно приближаясь к центру.

Любое отклонение в симметричной системе, устранение даже мелкой детали привлекает внимание, вызывая ощущение напряжения от всей композиции. Такая, частично нарушенная симметрия, называется дисимметрией. Дисимметрия используется как художественное средство композиции в том случае, когда симметричные формы производят слишком жесткое, излишне организованное и строгое впечатление. На рис. 19 приведена дисимметричная композиция.

Рис. 19. Дисимметричная композиция

Единство композиции может быть достигнуто противоположным методом. Однако этот метод – не просто отсутствие и разрушение симметрии. Средство композиции, в котором равенство частей и их расположения заменяется зрительным равновесием, называется асимметрией. Основной способ создания единства в асимметричной композиции – это согласованность ее частей (рис. 20 а, б, в) Соподчиненность элементов проявляется в соотношении размеров, расстановке акцентов, в подчинении частей и деталей композиционному центру, в общей направленности элементов композиции. Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей. Таковы и многие природные формы: части отвечают законам симметрии, а целое – асимметрично. Например, листья дерева симметричны, а само дерево представляет собой асимметричную, но уравновешенную форму.

В асимметричных композициях неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что они создают зрительное равновесие, скрадывающее различие их размеров и форм. Например, небольшой элемент с выразительной формой может быть уравновешен элементом большим по площади, но менее выразительным, выделяющимся слабее. Можно уравновесить в композиции два элемента разной величины, располагая меньший элемент дальше от оси равновесия. Чем элемент меньше, тем больше расстояние от него до центра равновесия.

Рис. 20. Асимметричные композиции. При этом возникает зрительное равновесие частей

Рис. 21. Неустойчивые асимметричные композиции

Неудачными примерами можно считать и композиции на рис. 21. Хотя авторы пытались уравновесить правые и левые части асимметричных композиций, но осталось ощущение неустойчивости. На рис. 21а в целом композиция неустойчива – создается впечатление зрительного балансирования на длинном центральном элементе. Для композиции на рис. 21б характерно «укатывание» за счет расположения круглых элементов в нижней части.

5. И наконец, впечатление, которое производит художественное произведение, зависит от его выразительности , т. е. способности художника посредством разнообразных художественных приемов образно передавать человеческие эмоции, настроения, страсти, его умение найти и использовать в образной характеристике такие детали, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера.

Для придания композиции выразительности очень часто пользуются контраст, т.е. резкое различие, противоположность – прием, заключающийся в резко выраженном противопоставлении качеств (например, объемов, цветов) и характеров изображаемых в произведениях искусства предметов и явлений, что помогает ярче оттенить их особенности.

Придание форме выразительности помогает глубже раскрыть содержательную сторону предмета. Если, рассматривая композицию, зритель получает эстетическое удовольствие, значит, изделие представляет собой художественное произведение.

Цвет в композиции

Приступая к любой графической работе, студенты выполняют ряд зарисовок, чтобы определить рисунок будущей композиции. Но, поскольку в работе будет использован цвет – одно из самых значительных композиционных средств, студентам важно овладеть цветовой грамотой, знать свойства цветов и умело использовать их сочетания в композиции.

Итак, к важнейшим элементам художественной формы произведения искусства принадлежит колорит (краска, цвет) – гармоническое сочетание цветов, способствующее раскрытию смысла произведения, выявлению его сущности.

Цветовые композиции обычно делят на три категории:

а) композиции, построенные по принципу изолированного цвета;

б) композиции, построенные по принципу гармонии колорита,

в) композиции, построенные по принципу соотношения цветов.

Рассмотрим перечисленные цветовые композиции.

а) Композиции изолированного цвета. Характерным признаком композиции, построенной по принципу изолированного цвета, считают выделение одного или нескольких насыщенных цветов, причем для каждого цвета создаются условия, при которых звучание его, яркость и сочность усиливаются. Количество разных цветов в этих композициях невелико, обычно не более трех-четырех. Этот цветовой прием наиболее приемлем для построения цветной композиции.

Рисунок Композиция изолированного цвета

В композициях изолированного цвета применяют цвета чистые, радостные. Такие цвета особенно сильно «звучат» в ахроматическом окружении – на черном, белом или сером фоне, иногда с едва заметной примесью дополнительного (в том случае, если в композиции участвует один цвет) или уравновешивающего (если в композиции участвуют два цвета). Этот фон «изолирует» цветные плоскости друг от друга.

Два-три небольших цветовых пятна в ахроматическом окружении воспринимаются мгновенно, сразу бросаются в глаза, заставляя, сосредоточить на них внимание.

Композиции изолированного цвета относительно легки в исполнении, так как с ахроматическими тонами хорошо сочетается любой яркий цвет. Два-три цвета, участвующие в композиции, не соприкасаются друг с другом, изолированы друг от друга, поэтому их подбор менее ответствен, чем при других родах цветовых композиций.

б) Композиции колорита. Цветовая композиция «гармонии колорита» совершенно противоположна композиции изолированного цвета.

Характерным признаком построения цветовой композиции по принципу «гармонии колорита» считается большое количество цветов и их оттенков с более или менее постепенным переходом одного цвета в другой. Добавление еще нескольких близких тонов или исключение их из композиции этого рода не нарушит в целом первоначального впечатления.

Рисунок Композиции колорита

Такие композиции характерны для станковой живописи. При большом цветовом разнообразии глаз человека не может сразу охватить и оценить каждый из цветов и отношение одного цвета к другому. И в целом, и в деталях композиция колорита рассчитывается на длительное рассматривание.

В декоративных работах прикладного характера «гармония колорита» не часто используется, поэтому ей не уделяется особого внимания в настоящей работе.

в) Композиции соотношений цветов. Построение цветовой композиции по принципу соотношения цветов сводится к подбору нескольких цветов, рассматриваемых в определенном порядке и образующих гармонический «аккорд».

От степени различия цветового тона, насыщенности и светлоты, а также от количества каждого цвета и их расположения зависит характер воздействия на человека такой композиции. Иногда в гармонии такого рода каждый цвет в отдельности кажется некрасивым, однако в сочетании с другими цветами он приобретает иное значение.

В отличие от гармонии колорита добавление какого-либо одного цвета, так же как и исключение одного из цветов, резко меняет характер композиции и ее воздействия.

Рисунок Композиция соотношений цветов

Величина и форма цветовых пятен зависит от характера выбранной формы. Например, параллелепипед легче деформировать пятнами, повторяющими очертания его ребер или диагоналей. Другим примером деформации формы может служить военный камуфляж. Чрезмерно мелкие пятна могут воспроизвести эффект фактуры или текстуры без разрушения объема.

Пространственные свойства цвета находятся в зависимости от восприятия воздушной перспективы: яркие, теплые и контрастные сочетания характерны для ближнего плана, холодные - для дальних планов. В реальных условиях, с удалением, контрастные отношения смягчаются, темные цвета высветляются, яркие цвета теряют насыщенность.

Прежде, чем приступать к работе с цветом, студентам целесообразно выполнить эскизы композиции в линейном варианте на бумаге небольшого размера. Необходимо убедиться в гармоничности композиционных пропорций, целостности и выразительности композиции. Цвет может несколько изменить восприятие композиции, поэтому на следующем этапе работы студенты выполняют цветные зарисовки наиболее удачной композиции: вариантов должно быть несколько. Только после утверждения эскиза, студенты приступают к работе над композицией в технике макетирования.

Ландшафтные макеты

Архитектура – это искусственная среда, создаваемая человеком для себя. Человек осваивал природные ландшафты, благоустраивал их и пространственно преобразовывал. Большое значение для будущего архитектора имеет умение пластически разрабатывать горизонтальную плоскость макета – подмакетник.

Подмакетник служит моделью поверхности земли. Он может выполняться, как условно ровная поверхность и как рельеф местности. В первом случае определяем величину подмакетника и по концам его делаем подгибы от 2 до 5 мм в зависимости от величины поверхности и склеиваем его по углам, так чтобы получилась тонкая пластина. Во втором случае, когда необходим показ сложного рельефа, мы условно расчленяем рельеф горизонтальными плоскостями через равные промежутки и монтируем их друг над другом.

Существует множество приемов показа рельефа в макете. Приведем некоторые из них. Если макет выполняется из плотного картона и рельеф достаточно плоский, то плоскости рельефа могут наклеиваться друг на друга. Если макет выполняется из бумаги и угол рельефа достаточно велик, то его лучше изготавливать из отдельных плоскостей, приподнятых друг над другом. Для этого можно использовать полоски бумаги толщиной около 5 мм, сложенных «гармошкой» и приклеенных на ребро. Сначала наносим клей ПВА на одну торцовую сторону «гармошки» и приклеиваем ее к поверхности сечения, а затем на другую, и размещаем ее на основе подмакетника. Этот способ показа рельефа позволяет нам получить ступенчатую поверхность подмакетника.

Если необходимо выполнить плавную линию рельефа, то поступают иным способом. Нарезают полоски бумаги в виде горизонталей нужной высоты и на них приклеивают мятую кальку или бумагу. Сами горизонтали выклеивают способом, описанным выше. Начинать работу над макетом целесообразно с карандашного эскиза, где следует прорисовать характер рельефа и продумать размещение всех элементов: главных и второстепенных.

Выполняя рельеф, как сложную объемно-пространственную композицию (ландшафтный макет), вы уже должны иметь навыки макетирования. Требования к ландшафтной композиции предъявляются такие же как и в целом к объемно-пространственной композиции. А именно: законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью и образностью. Кроме того, в ландшафтном макете предусматривается организация движения человека. Масштаб изображения в макете можно передать с помощью реальных предметов, таких как деревья, дома, мощение и т. д. В условном языке макета элементы окружающей среды приобретают условную форму изображения. Форма деревьев, кустарников и других элементов должна подчеркивать общую художественную мысль, заложенную в образе проектируемого объекта.

Цвет помогает выразить настроение, форму пространства, организовать движение. В выборе цвета предпочтительней использовать сдержанные оттенки и цвета. Яркие цвета нарушают масштаб пространственных форм. Мощение изображается просто и естественно: нарезанные кусочки бумаги, имитирующие мощение, наклеиваются непосредственно на основание макета.

Кустарники изображаются изогнутыми или многократно сложенными, поставленными на ребро отрезками бумаги. Можно обработать края полосок бумаги мелкими надрезами, тогда они будут выглядеть более воздушно. Чем детальней проработка деревьев, тем больше они конкретизируют ландшафт.

Цели и задачи дисциплины «Макетирование». Основные понятия и определения. Знакомство с основами предметами, инструментами, техническими приемами изготовления макетов из бумаги Природные и искусственные

Инструменты, используемые при макетировании, должны быть хорошего качества, это залог успеха в выполнении макета. При этом необходимо отметить, что важными факторами являются точное черчение и чистое изготовление деталей и разверток.

Графическая работа 1

ВИТРАЖ

Фронтальные композиции играют весьма заметную роль в организации как внутреннего, так и экстерьерного архитектурного пространства. К наиболее часто встречающимся фронтальным композициям относятся барельефы, различные панно, витражи.

Сегодня существует большое количество различных техник исполнения витражей. Каждая из техник обладает своими преимуществами и особенностями. Эти техники используют стекло, элементы фьюзинга, фацетированное стекло, специальные пленки, металлические элементы, а также различные приемы химического травления стекла, пескоструйную обработку, роспись по стеклу.

Для имитации витража наиболее подходящей является техника аппликации (рисунок). Особенно усиливает эффект стеклянной поверхности использование глянцевой бумаги. При этом применение клеящего карандаша в отличие от ПВА и канцелярского клея дает более ровную поверхность будущего макета витража.

Тематика композиции определяется студентом по согласованию с преподавателем.

Эскиз выполняется в графическом (линейном) варианте и двух цветовых подвариантах. При выполнении итогового цветового эскиза необходимо выявить композиционный центр.

Рисунок – Работа выполненная в технике аппликации

Рисунок – . Пример выполнения графической работы 1 «Витраж»

Рисунок –

Графическая работа 2

Шрифтовая композиция

Графическая рифма – повторяющиеся элементы, задающие ритм надписи. Это может быть точный повтор, зеркальное отражение, общая для нескольких элементов горизонталь или вертикаль, не повторяющиеся, но похожие формы и т. д. Работает графическая рифма точно так же. как поэтическая: она легко считываете я и легко запоминается, делая знак или акциденцию узнаваемой.

Рисунок – . Точный повтор в шрифтовой композиции

Рисунок – Использование одинаковых декоративных изгибов и завершений букв

Рисунок – Общая наклонная линия для нескольких строчек

Рисунок – Прием использования тени букв

Графическая работа 3

Пластика поверхности и фактура различных материалов. Орнамент. Барельеф

Прежде чем приступить к созданию сложных композиций необходимо ознакомиться с приемами и методами их моделирования. Целесообразно начать изучение пластики поверхности с простейших барельефных композиций.

Рельеф в архитектуре выпуклое изображение , главное назначение которого не только декорировать плоскость, но и подчеркивать плоскостной характер композиции. Различают три вида рельефа: барельеф – выпуклое изображение, выступающее над плоскостью фона не более чем на половину своего объема, горельеф – выступает более чем на половину своего объема, контррельеф – заглубленное относительно плоскости фона изображение.

Рисунок. Фрагмент горельефа храма Христа Спасителя

Выполнить на картоне размера 105х297 макет объемного орнамента

Поверхности и типы их пластической разработки крайне разнообразны. Среди них можно выделить типы членений в виде выступающих и западающих элементов. Членение рельефа может быть выступающим и заглубленным, горизонтальным, вертикальным и наклонным, а также и различным по очертанию: прямолинейным, ломаным, криволинейным и смешанным.

Необходимо помнить, что величина выноса элемента над плоскостью должна быть небольшой, иначе плоскость превратится в объем.



Рисунок –

Орнамент – это художественное украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, в переводе с латинского – украшение. Орнаменты бывают ленточные, ковровые с четким чередованием однотипных форм, часто с геометрически построенным узором, и «геральдические» с симметричным построением узора.

Рисунок. Пример ритмического чередования


Рисунок –

Графическая работа 4

Объемная композиция

Особенности построения объемной композиции

Работая над третьим графическим заданием, студентам необходимо выполнить рисунок объемной композиции.

Объемная композиция состоит из частей и элементов, соизмеримо развитых по всем трем координатам – по длине, ширине и высоте. Именно трехмерность и является отличительным свойством такой композиции. Требования, предъявляемые к этому виду композиции те же, что и к фронтальной композиции – создание единства, выразительность композиции, ее целостность, законченность, уравновешенность. Так же, как и во фронтальной композиции, элементы в объемной композиции могут примыкать друг к другу, располагаться один на другом, врезаться друг в друга либо находиться на некотором расстоянии друг от друга. В последнем случае надо не забывать о том, что интервалы между элементами должны быть достаточно малы, чтобы композиция не распалась на несколько отдельных частей, а выглядела законченно. Следует выполнить абстрактную объемную композицию, т.к. абстрактное моделирование помогает отвлечься от второстепенных свойств объекта среды и выявить визуально существенные параметры пространства.

Сочетание объемных форм может быть построено из подобных элементов или из элементов контрастных по форме. В первом случае получаем цельную композицию, во втором – композиция строится на принципе противопоставления.

В композиции, построенной на контрасте, часто используется подчинение малых объемов одному главному большому объему, благодаря чему легко выделить композиционный центр; могут быть противопоставлены прямолинейные и криволинейные формы.

На первом этапе выполняются быстрые зарисовки – небольшие карандашные эскизы, как в плане, так и в перспективе. Причем продумывается не только основные параметры формы элементов, их пересечения и врезки, но и основной масштаб деталей. Размеры и сложность конфигурации деталей определяют способы выполнения макета: в некоторых случаях можно воспользоваться одной разверткой, гораздо чаще уместнее применить способ составления деталей.

На следующем этапе решаются вопросы цвета. Если форма достаточно сложна, возможен принципиальный отказ от цвета или выполнение композиции в одном нейтральном цвете. Если есть сомнения в собственных силах при решении цветовых задач, можно использовать ахроматическую гамму цветов.

Выполнение собственно макета происходит в две стадии. Сначала делается черновой или рабочий макет. На этой стадии уточняются общие пропорции и соотношения форм, определяются места крепления или врезок, подбирается гамма общего цветового решения композиции.

И только затем макет разбирается и на его основе изготавливается чисто­вой вариант.


Использование ахроматических цветов в композиции

Хроматические цвета в композиции

Графическая работа 5

Глубинно-пространственная композиция

Графическая работа 6

Ландшафтный макет


В планировочных макетах поверхности воды встречаются довольно часто. Они изготовляются в первую очередь до наклеивания рельефа. Первая горизонталь, наклеенная на подмакетник, должна несколько перекрывать поверхность воды.

Материалами для изготовления поверхностей воды могут служить - органическое стекло, целлулоид, целлон, листовой алюминий, калька, фотобумага и пр.

Прозрачное органическое стекло является лучшим материалом для изготовления водных поверхностей.

Листовой целлулоид (или целлон) используется прозрачный с последующей его окраской с внутренней стороны или черный. При толщине материала от 0,5 до 1 мм изготовлять большую поверхность не рекомендуется, т. к. последняя может быть неровной.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные