Девушка с синдромом дауна учит людей танцевать и любить жизнь. Игры и занятия. – Дети с синдромом Дауна – особенные. Поэтому, наверное, и критерии таких понятий, как «способность», «талант», «успех» для них несколько другие. Что, по вашему, означает для н

Студия «Танцующий дом» работает с 2005 года, сегодня в ней занимаются более 100 воспитанников из Москвы и Московской области. О том, что такое танец для особых людей, рассказывает ее руководитель Сергей Фурсов.


- Расскажите, как образовалась ваша студия?

- Когда я, 17-летний студент, пришел работать в коррекционную школу хореографом, то и подумать не мог, что останусь там надолго. Все началось с простого семинара - хотелось доказать, что дети с синдромом Дауна способны одновременно координировать движения рук и ног, для этого в короткий срок нужно было подготовить танцевальный номер. Сомнения, борьба с глупыми стереотипами, да просто страх – все это было… Но, к счастью, быстро сложился дуэт с моей первой ученицей Ольгой Гусаровой - мы поставили номер «Ветер Парижа». Буквально сразу мы дебютировали на сцене концертного зала «Россия», этот же танец представлял нашу страну на международном театральном фестивале «Орфей» - мы исполняли его на сцене королевского дворца в Версале. Это было незабываемо! И закрутилось: постановки, премьеры, показы… Из дуэта мы превратились в большой коллектив, дружную команду – студию «Танцующий дом». Она объединяет детей от 2 до 18 лет и взрослых с особенностями развития, их семьи, а также волонтеров, которые участвуют в наших проектах.


- Чему учатся ребята, занимаясь в студии?

- Наши музыкально-танцевальные тренинги – это сочетание групповой работы и индивидуального творчества каждого участника. На занятиях воспитанники развивают ориентацию в пространстве и координацию движений; изучают основные ритмико-гимнастические, танцевальные, логоритмические упражнения; работают с хореографическими предметами, занимаются импровизацией и танцевально-игровым творчеством. Но работа ради работы не имеет смысла, в нашем деле важен видимый результат. И он есть – это ежегодные хореографические постановки, с которыми студия выступает на конкурсах и фестивалях, в том числе международных. Ребята серьезно готовятся к каждому выходу на сцену, пристальное внимание уделяется не только танцевальной части номера, но и работе с музыкой, костюмами, реквизитом. Благодаря этому наши воспитанники развиваются во многих сферах: музыкальной, хореографической, театральной, художественной. При этом самое главное, чтобы ребята не только гармонично развивались и проявляли свои способности, но получали от каждого занятия радость и удовольствие.


- Какие новые направления работы студии появились в последнее время?

- По мере того как мы набирались опыта, появились возможность и желание его передавать. Этому способствует как научная и методическая работа (статьи в журналах, выступления на конференциях), так и новые виды практики. Это работа с совсем маленькими детьми (от 2 и даже 1,5 лет), создание инклюзивных групп, где люди с особенностями танцуют вместе с обычными партнерами, а также изучение импровизационных танцевальных техник. Семинары по инклюзивному танцу, супервизии творческих номеров коллег, участие в различных творческих проектах – все это позволяет постоянно развиваться и привносить новое в свою работу.


- Где можно увидеть выступления воспитанников студии?

- Просто занятий ради занятий недостаточно, ребятам нужно чувствовать себя настоящими артистами, понимать, что их труд не напрасен. Да и сам процесс репетиций, подготовки номера, подбора костюмов и грима усиливает интерес к занятиям, дает им цель. Мы участвуем в различных концертах, благотворительных и светских мероприятиях, фестивалях и конкурсах. Студия неоднократно была участником и лауреатом таких фестивалей, как «Надежда», «Семицветик», «От сердца к сердцу», «Inclusive Dance», "Звездная карусель", "Бриз" и других. Наши воспитанники получают неописуемое удовольствие от любого выступления, для них огромная радость – показать свои таланты.


На сегодняшний день в студии открыты группы:


Группа

Возраст

Форма работы

Основные направления работы

Младшая

2-4 года

индивидуальная и мини-группа (3-5 человек)

социализация и навыки работы в творческом коллективе, ф ормирование базовых двигательных умений, развитие ориентации в пространстве и координации движений, танцевально-игровое творчество, инсценировка песен, логоритмика, развитие речи и т.д.

Дети

5-10 лет

индивидуальная и мини-группа (5-8 человек)

формирование базовых танцевальных движений, постановка и совершенствование ритмико-гимнастических, танцевальных,

Молодежь и взрослые

от 10 лет

групповая (5-12 человек)

логоритмических упражнений, работа с хореографическими предметами, танцевально-игровое творчество, участие в творческих номерах и концертах и т.д.

Инклюзивная

от 10 лет

групповая (8-20 человек)

социализация в профессиональном инклюзивном творческом коллективе, работа с разными танцевальными стилями и направлениями, танцевальная импровизация и творчество, свободное самовыражение в танце, выступление на конкурсах и фестивалях, концертах и творческих вечерах, гастроли.


Руководитель студии - Сергей Фурсов – кандидат наук, педагог высшей квалификационной категории, режиссер и хореограф, дефектолог, эксперт международного творческого инклюзивного движения, автор программ и методик по двигательному и творческому развитию детей, лауреат всероссийских и международных конкурсов.


Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Особенности

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным.
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки.
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода — занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности.
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса.
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.

Обаятельной Лейсан Зариповой 22 года, она ведет танцевальные занятия, готовится к соревнованиям по настольному теннису, любит рисовать и вязать. При этом, в первые годы жизни, врачи уверяли мать, что ее ребенок не сможет ни говорить, ни ходить, или вообще не выживет. У Лейсан и она отлично справляется со всеми трудностями и даже делает больше, чем многие люди.

Instagram )

Семья солнечной девочки жила в обычном татарском селе. Родители воспитывали четырех дочерей, самая младшая Лейсан. Было много трудностей, связанных, как с развитием особой девочки, так и с материальным состоянием семьи. Но они справились, не поддались на уловки изречения, что дети с синдромом Дауна обречены. Со школой отношения не сложились, поэтому Лейсан все время находилась с мамой. Тогда она начала вязать крючком, рисовать. С семи лет девочка смотрела танцы в интернете и старалась повторить. Позже она начала выступать на сцене, участвовала в конкурсах, фестивалях.

Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )

Увлеченность Лейсан танцами переросла в любимое занятие. Сейчас у девушки с синдромом Дауна есть две группы подопечных в Казани. Она выбрала нелегкий путь — преподает занятия зумбой для особых детей, это первая группа. А вторая — родители этих деток и другие взрослые, им Лейсан помогает добиться фигуры своей мечты, так как сама когда-то избавлялась от лишних килограмм с помощью тренировок.

Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )

Удивительная девушка ведет очень активный образ жизни. Ее день расписан по часам. При этом она успевает делать необычные записи в своей тетради-дневнике. Лейсан опровергает существующие мифы о синдроме Дауна, с которыми столкнулась лично. Таким образом она хочет сделать этот мир добрее.

Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )



В продолжение темы:
Модные советы

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один...

Новые статьи
/
Популярные