Евгений Богданов - Поморы

Евгений Николаевич Богданов родился 24 июня 1940 г. в посёлке Варгаши Варгашинского района Челябинской области (ныне - в Курганской области) в семье педагогов.

  • После окончания семилетки поступил в Свердловский машиностроительный техникум. Проучившись год, пришел к выводу, что выбор сделан ошибочно. Вернувшись домой, устроился учеником фрезеровщика на завод и поступил в вечернюю школу.
  • Будучи рабочим, писал заметки в районную газету «Маяк», после окончания школы работал в ней литсотрудником. Писать о людях, не познав жизни, сложно, поэтому Евгений Богданов решил поехать на Север. Устроился пионервожатым в детдом на Ямале, в поселке Кушеват, далее - геодезистом. И здесь продолжал писать. Рассказы публиковались в «Тюменском комсомольце».
  • Любовь к литературе привела его в Литературный институт им. Горького, после окончания которого он получил направление в журнал «Советская литература» на японском языке. Позже работал в журналах «Сельская молодежь» и «Дружба народов», в газете «Литературная Россия».
  • С 1975 года член Союза писателей СССР, членский билет получил в 1976 году. С 1978 г. - сугубо на творческой работе. Лауреат Всесоюзных литературных конкурсов - имени Николая Островского (1974), «Литературной газеты», премий журнала «Наш современник», газет «Известия», «Неделя».
  • Умер 19 февраля 2011 г. в Москве
  • Похоронен на Калитниковском кладбище в Таганском районе .


В разные годы публиковал романы, повести, рассказы и очерки в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Москва", «Наш современник», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Литературное обозрение», «Театр», «Проза», «Лепта», «Смена", «Сельская молодежь», «Советская литература», «Континент» (Франция) и др.; в газетах «Литературная газета», «Литературная Россия», «Советская Россия», «Известия», «Неделя», «Вечерняя Москва», «Труд", «Гудок» и др.

Творчество Евгения Богданова ─ в традициях русской классической сюжетной прозы. Языком сочным, живым, в движении и развитии, вобравшим в себя элементы нового, он создал целую галерею лиц, характеров на фоне примет времени. Как пишет критик Ю. Лопусов:

«Е. Богданов идет к прозе от очерка. Отсюда пристальное внимание к реальному факту жизни, стремление к максимальной точности. Его проза жизненно достоверна и убедительна. Каждый эпизод, каждая деталь прописаны отчетливо и легко просматриваются в контексте художественного замысла, словно камешек в прозрачной воде».

Сюжеты рассказов и повестей Е. Богданова всегда, если так можно выразиться, с заковыкой, с изюминкой. Через сюжетный ход и проявляются характеры со своими слабостями, неожиданностями, причудливостью…

Библиогра фия

  • Продолжение следует. ─ М., Молодая гвардия, 1966.
  • Шестьдесят девятая параллель. ─ М., Молодая гвардия, 1966.
  • Доверенное лицо. ─ Западно-Сибирское книжное изд., Новосибирск, 1973.
  • Двадцать солнечных верст. ─ М., Современник, 1973.
  • Третий возраст. ─ М., 1973.
  • Порт назначения. ─ М., Советская Россия, 1978.
  • Галерея. ─ М., Современник, 1979.
  • Расписание тревог. ─ М., Современник, 1983.
  • Песочные часы с боем. ─ М., Современник, 1987.
  • Князь и Евражка. ─ М., «Правда». Библиотечка «Огонька», № 22 за 1989
  • Микрорайон. ─ М., Московский рабочий, 1990.
  • Черный океан. ─ М., Советский писатель, 1991
  • Группа риска. ─ М., Столица, 1991
  • Нюансы бытия. ─ М., Советская Россия, 1992
  • Группа риска. ─ М., Вече, 1995
  • Облава. ─ М., Изд. «Мир дому твоему», М., 2000
  • Крайние обстоятельства. ─ М., Издание МГО СП РФ, М., 2002
  • Ушёл и не вернулся. - М., Роман-газета. 2011

Евгений Богданов родился 18 января 1923 года в деревне Погост Ошевенского сельсовета Каргопольского района Архангельской области – красивейшем месте, которое славится архитектурными памятниками древнего зодчества. Отец писателя Богданов Федор Николаевич работал на почте сопровождающим: на ямщицкой тройке возил по тракту кожаные мешки с письмами, денежными переводами, посылками; затем он был назначен начальником сельского почтового отделения. Позже семья переехала в Каргополь, где отец начал работать экспедитором в отделении связи.

В 1940 году Евгений Богданов окончил Каргопольскую среднюю школу, переехал в Ленинград и поступил на работу на авиационный завод, получил специальность сборщика–клепальщика.

Когда началась война, завод эвакуировали на Урал, в Нижний Тагил. Е.Ф. Богданов был эвакуирован вместе с заводом и участвовал в его восстановлении на новом месте. В июле 1941 года по комсомольскому призыву Евгений Богданов добровольцем ушел на фронт. Сначала он учился в Свердловске на курсах военных радистов, по окончании которых в звании сержанта был направлен в 128-ю отдельную стрелковую бригаду. В её составе, потом в составе 199-ой стрелковой дивизии отдельного пулеметно-артиллерийского батальона 118 укрепленного района он участвовал в боях на Западном, Калининском, 2-ом Прибалтийском фронтах, прошел боевой путь от Великих Лук до Балтийского побережья. День победы 9 мая 1945 года Е.Богданов встретил в Латвии. Осенью 1945 года демобилизовался, вернулся в Каргополь. За участие в боях награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», орденом Отечественной войны II степени, имеет благодарность Верховного главнокомандующего за взятие города Риги.

Теме войны посвятил Евгений Богданов повесть «Долгий путь к тишине», выпущенную Воениздатом в 1977 году. Воспоминания о войне отразились в повести для детей «Поезда идут на запад», в рассказах «Комдив и ординарец», «Случайный вальс», «Рубиновые серьги».

В Каргополе Е.Богданов возглавил редакцию радиовещания, писал заметки для местного радио, постепенно приобщаясь к журналистскому и к писательскому труду. В 1946 году Евгения Федоровича Богданова принимают в члены КПСС. В 1948 году он переходит на партийную работу - инструктором Каргопольского райкома КПСС, затем помощником секретаря райкома партии. В 1949 году Е.Богданов был утвержден собственным корреспондентом областной газеты «Правда Севера» в Каргопольском и Вельском районах. Коллеги-газетчики сразу отметили живость его письма, отличного от газетных шаблонов, его умение разбираться в людях, оценивать факты. В 1954 году райком партии поручил ему редактировать вельскую районную газету «Ленинский путь», а затем направил учиться в Ленинградскую межобластную высшую партийную школу (1956-1960). В эти же годы Е.Богданов избирался депутатом Вельского и Приморского районных Советов, был членом бюро Вельского райкома КПСС. По окончании ВПШ Евгения Федоровича направили на работу в Архангельск, в «Правду Севера». С 1962 по 1964 год Евгений Богданов возглавлял областную писательскую организацию. С 1965 года - редактор газеты Приморского района «Ленинский завет», редактор Северо-Западного книжного издательства. В 1972 году перешел на творческую работу.

В литературу Е.Богданов пришел через журналистику. В одном из своих интервью он так и сказал: «Журналистике я обязан тем, что стал писателем…». Работая журналистом, он много ездил по селам, малым городам, лесным поселкам, и люди, с которыми приходилось общаться, так или иначе, начинали жить в его произведениях. Впервые как писатель Евгений Богданов выступил в 1949 году в альманахе «Север» с очерком «В лесу». Затем альманах опубликовал его рассказы, на которые хорошо отозвалась «Литературная газета». Критика отметила в них знание сельской жизни, любовь к ней, проникновенность авторского тона. В 1954 году в Архангельске вышел первый сборник рассказов Богданова «Сентябрь». В последующие годы издаются два других его сборника - «Весна» (1957) и «Теплое лето» (1961). Общая тема почти всех рассказов писателя – жизнь северной деревни в послевоенное время. Писатель сумел показать важнейшие общественно-политические события, которые в то время происходили в северной деревне. С каждой новой книгой расширяется круг наблюдений художника, обогащается тематика его произведений. В 1958 году Е.Ф. Богданова приняли в Союз писателей.

Путь Е.Богданова в литературе не был гладким. В 1964г. в Северо-Западном книжном издательстве вышла его повесть «Огоньки». Замысел автора – показать трудовые будни молодежи на одной из строек, куда приехали юноши и девушки по комсомольским путевкам. Но, как пишет литературовед Ш.Галимов, «намеченные в произведении картины не прошли через разум и сердце художника <…> у автора не оказалось достаточно сопереживаний для показа жизни рабочей молодежи». Повесть не удалась.

Писатель не пал духом. Он начал искать себя в новом жанре – жанре исторической приключенческой прозы. Богатейшая история и культура Поморья стала для него источником вдохновения, и в 60-ые годы одна за другой появились четыре повести – «Ожерелье Иомалы», «Вьюга», «Лодейный кормщик», «Черный Соболь». Все они впервые были опубликованы в журнале «Уральский следопыт» в Свердловске, а повесть «Черный Соболь» даже получила специальный приз журнала. Позже эти повести вышли отдельными книгами.

В «Черном Соболе» история похода поморской артели в сказочную Мангазею за мехами раскрыта красочно, занимательно, с выдумкой и фантазией. Участники похода холмогорские крестьяне Аверьян Бармин и его сын Гурий, товарищи Никифор и Герасим своими замечательными человеческими качествами пробуждают в читателе уважение к таким понятиям как чувство ответственности, воля, готовность оказать помощь, отвага и трудолюбие. В «Лодейном кормщике», рассказывая о подвиге Ивана Рябова, автор сумел показать читателям пример истинного патриотизма, проявления любви к Отечеству, к родному народу. В «Чайном клипере» наполнена романтикой борьбы история ушедшего тайком от родителей в дальнее плавание поморского юноши Егора Пустошного. Во время океанского плавания он проходит «университеты жизни». На примере судьбы Егора показано человеческое достоинство людей из народа, их верность дружбе, идеалам добра. Повести Е.Богданова помогли почувствовать аромат давно ушедших времен, лучше понять эпоху, условия, в которых складывался и креп русский характер. Наши далекие предки предстают в неустанном труде, в действии, в борьбе, в тесном единстве с судьбой Родины.

Критика по достоинству оценила исторические повести Богданова. Ш.Галимов в рецензии писал: «…пристальным вниманием художника к истокам народной героики и притягательны прежде всего исторические изображения Богданова». А писатель Н.Жернаков отметил, что повести Е.Богданова «все более и более заинтересовывают широкие читательские круги…».

Успех исторических повестей помог автору подняться на следующую ступень в своем творчестве. Е.Богданов начинает работу над трилогией «Поморы». «Замысел этой книги, - рассказывает писатель, - появился у меня после поездки в Долгощелье Мезенского района в 1969 году. Там я впервые познакомился с поморским селом. Жил на квартире у хозяйки Матрены Афиногеновны Нечаевой, и она многое рассказала мне о себе, о рыбаках. Я «заболел» Поморьем…». В 1973 году в Архангельске, а в 1979 году в Москве вышел роман «Поморы», который стал первой книгой в одноименной трилогии. Вторая книга «Берег Розовой Чайки» была издана в Архангельске в 1977 году. Целиком роман–трилогия Е.Богданова о рыбаках и зверобоях Мезенского залива Белого моря «Поморы» увидела свет в 1982 году. Тогда под одной обложкой с первыми двумя впервые была опубликована третья книга «Прощайте, паруса!». В первой книге романа главные события разворачиваются в период коллективизации деревни. Во второй книге «Берег Розовой Чайки» автор обращается к деревне военных лет. Третья книга посвящена жизни поморской деревни в 70-е годы.

Попутно Е.Богданов продолжал трудиться над историческими повестями. В 1980 году в Северо-Западном книжном издательстве вышел своеобразный итоговый сборник этих повестей «Чайный клипер». «И случилось так, - пишет Ш.Галимов, - что попутная работа художника оказалась, на мой взгляд, более значительной и более самобытной, чем «основная». Именно в повестях наиболее полно и ярко раскрылись лучшие стороны его дарования».

Работа над историческими произведениями требовала от писателя разносторонних знаний. Чтобы написать повесть «Чайный клипер», Богданов изучал историю парусного флота, океанографию, устройство кораблей, их оснастку, условия плавания в разных широтах. Он прочитал описания путешествий разных мореплавателей - француза Луи де Бугенвиля, русского капитана Василия Головина, англичанина Джеймса Кука. Пришлось выучить все паруса и усвоить способы управления ими и кораблем в разную погоду, при малой и большой волне, в шторм и штиль, ознакомиться с правилами гонок чайных клиперов в 19 веке. Если небольшую повесть он писал около года, то на изучение и накопление материалов ушло несколько лет.

Подготовительная работа к повести «Поостри сердце мужеством» (Архангельск,1991) длилась 10 лет. Е.Богданов ездил на Украину в Киев и Новгород-Северский, побывал на родине князя Игоря, на месте древнего городища. Писатель сделал огромное количество выписок из летописей, исторических хроник, академических трудов исследователей, множество рисунков предметов древнего обихода и украшений. «Мне хотелось дать свой вариант авторства «Слова о полку Игореве». И появилась повесть «Поостри сердце мужеством». Она была одобрена знаменитым Пушкинским домом», - рассказывал писатель в одном из своих последних интервью.

Отдельные произведения Е.Богданова издавались на иностранных языках. Так, в 1974 году рассказ «Сугроб» был опубликован на польском языке. Он вошел в сборник избранных рассказов советских писателей «Сальто мортале», изданный в Варшаве.

Евгений Федорович Богданов был не только талантливым писателем, но ещё и хорошим фотографом, играл на аккордеоне, рисовал, занимался общественной деятельностью. Многие годы он являлся уполномоченным Литфонда СССР по Архангельской области и заместителем ответственного секретаря областной писательской организации. За активное участие в развитии советской литературы Е.Богданов был награжден орденом «Знак почета», почетными грамотами Союза писателей РСФСР, Комитета по культуре и искусству Администрации Архангельской области.

Умер писатель-фронтовик 22 июня 1999 года. Похоронен в Архангельске на Жаровихинском кладбище.

В 2014 г. на доме в Архангельске (Троицкий пр-т, 97), где жил писатель, была установлена мемориальная доска (автор проекта – заслуженный художник РФ Надежда Шек).

Евгений Федорович Богданов

(18.01.1923 — 22.06.1999)

Евгений Богданов родился 18 января 1923 года в деревне Погост Ошевенского сельсовета Каргопольского района Архангельской области – красивейшем месте, которое славится архитектурными памятниками древнего зодчества. Отец писателя Богданов Федор Николаевич работал на почте сопровождающим: на ямщицкой тройке возил по тракту кожаные мешки с письмами, денежными переводами, посылками; затем он был назначен начальником сельского почтового отделения. Позже семья переехала в Каргополь, где отец начал работать экспедитором в отделении связи.

В 1940 году Евгений Богданов окончил Каргопольскую среднюю школу, переехал в Ленинград и поступил на работу на авиационный завод, получил специальность сборщика–клепальщика.

Когда началась война, завод эвакуировали на Урал, в Нижний Тагил. Е Ф. Богданов был эвакуирован вместе с заводом и участвовал в его восстановлении на новом месте. В июле 1941 года по комсомольскому призыву Евгений Богданов добровольцем ушел на фронт. Сначала он учился в Свердловске на курсах военных радистов, по окончании которых в звании сержанта был направлен в 128-ю отдельную стрелковую бригаду. В её составе, потом в составе 199-ой стрелковой дивизии отдельного пулеметно-артиллерийского батальона 118 укрепленного района он участвовал в боях на Западном, Калиниском, 2-ом Прибалтийском фронтах, прошел боевой путь от Великих Лук до Балтийского побережья. День победы 9 мая 1945 года Е. Богданов встретил в Латвии. Осенью 1945 года демобилизовался, вернулся в Каргополь. За участие в боях награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», орденом Отечественной войны II степени, имеет благодарность Верховного главнокомандующего за взятие города Риги.

Теме войны посвятил Евгений Богданов повесть «Долгий путь к тишине», выпущенную Воениздатом в 1977 году. Воспоминания о войне отразились в повести для детей «Поезда идут на запад», в рассказах «Комдив и ординарец», «Случайный вальс», «Рубиновые серьги».

В Каргополе Е. Богданов возглавил редакцию радиовещания, писал заметки для местного радио, постепенно приобщаясь к журналистскому и к писательскому труду. В 1946 году Евгения Федоровича Богданова принимают в члены КПСС. В 1948 году он переходит на партийную работу — инструктором Каргопольского райкома КПСС, затем помощником секретаря райкома партии. В 1949 году Е. Богданов был утвержден собственным корреспондентом областной газеты «Правда Севера» в Каргопольском и Вельском районах. Коллеги-газетчики сразу отметили живость его письма, отличного от газетных шаблонов, его умение разбираться в людях, оценивать факты. В 1954 году райком партии поручил ему редактировать вельскую районную газету «Ленинский путь», а затем направил учиться в Ленинградскую межобластную высшую партийную школу (1956-1960). В эти же годы Е. Богданов избирался депутатом Вельского и Приморского районных Советов, был членом бюро Вельского райкома КПСС. По окончании ВПШ Евгения Федоровича направляют на работу в Архангельск, в «Правду Севера». С 1962 по 1964 год Евгений Богданов возглавлял областную писательскую организацию. С 1965 года — редактор газеты Приморского района «Ленинский завет», редактор Северо-Западного книжного издательства. В 1972 году перешел на творческую работу.

В литературу Е. Богданов пришел через журналистику. В одном из своих интервью он так и сказал: «Журналистике я обязан тем, что стал писателем…». Работая журналистом, он много ездил по селам, малым городам, лесным поселкам, и люди, с которыми приходилось общаться, так или иначе, начинали жить в его произведениях. Впервые как писатель Евгений Богданов выступил в 1949 году в альманахе «Север» с очерком «В лесу». Затем альманах опубликовал его рассказы, на которые хорошо отозвалась «Литературная газета». Критика отметила в них знание сельской жизни, любовь к ней, проникновенность авторского тона. В 1954 году в Архангельске вышел первый сборник рассказов Богданова «Сентябрь». В последующие годы издаются два других его сборника — «Весна» (1957) и «Теплое лето» (1961). Общая тема почти всех рассказов писателя – жизнь северной деревни в послевоенное время. Писатель сумел показать важнейшие общественно-политические события, которые в то время происходили в северной деревне. С каждой новой книгой расширяется круг наблюдений художника, обогащается тематика его произведений. В 1958 году Е. Ф. Богданова приняли в Союз писателей.

Путь Е. Богданова в литературе не был гладким. В 1964 г. в Северо-Западном книжном издательстве вышла его повесть «Огоньки». Замысел автора – показать трудовые будни молодежи на одной из строек, куда приехали юноши и девушки по комсомольским путевкам. Но, как пишет литературовед Ш. Галимов, «намеченные в произведении картины не прошли через разум и сердце художника <…> у автора не оказалось достаточно сопереживаний для показа жизни рабочей молодежи». Повесть не удалась.

Писатель не пал духом. Он начал искать себя в новом жанре – жанре исторической приключенческой прозы. Богатейшая история и культура Поморья стала для него источником вдохновения, и в 60-ые годы одна за другой появились четыре повести – «Ожерелье Иомалы», «Вьюга», «Лодейный кормщик», «Черный Соболь». Все они впервые были опубликованы в журнале «Уральский следопыт» в Свердловске, а повесть «Черный Соболь» даже получила специальный приз журнала. Позже эти повести вышли отдельными книгами.

В «Черном Соболе» история похода поморской артели в сказочную Мангазею за мехами раскрыта красочно, занимательно, с выдумкой и фантазией. Участники похода холмогорские крестьяне Аверьян Бармин и его сын Гурий, товарищи Никифор и Герасим своими замечательными человеческими качествами пробуждают в читателе уважение к таким понятиям как чувство ответственности, воля, готовность оказать помощь, отвага и трудолюбие. В «Лодейном кормщике», рассказывая о подвиге Ивана Рябова, автор сумел показать читателям пример истинного патриотизма, проявления любви к Отечеству, к родному народу. В «Чайном клипере» наполнена романтикой борьбы история ушедшего тайком от родителей в дальнее плавание поморского юноши Егора Пустошного. Во время океанского плавания он проходит «университеты жизни». На примере судьбы Егора показано человеческое достоинство людей из народа, их верность дружбе, идеалам добра. Повести Е. Богданова помогли почувствовать аромат давно ушедших времен, лучше понять эпоху, условия, в которых складывался и креп русский характер. Наши далекие предки предстают в неустанном труде, в действии, в борьбе, в тесном единстве с судьбой Родины.

Критика по достоинству оценила исторические повести Богданова. Ш. Галимов в рецензии писал: «…пристальным вниманием художника к истокам народной героики и притягательны прежде всего исторические изображения Богданова». А писатель Н. Жернаков отметил, что повести Е. Богданова «все более и более заинтересовывают широкие читательские круги…».

Успех исторических повестей помог автору подняться на следующую ступень в своем творчестве. Е. Богданов начинает работу над трилогией «Поморы». «Замысел этой книги, — рассказывает писатель, — появился у меня после поездки в Долгощелье Мезенского района в 1969 году. Там я впервые познакомился с поморским селом. Жил на квартире у хозяйки Матрены Афиногеновны Нечаевой, и она многое рассказала мне о себе, о рыбаках. Я «заболел» Поморьем…». В 1973 году в Архангельске, а в 1979 году в Москве вышел роман «Поморы», который стал первой книгой в одноименной трилогии. Вторая книга «Берег Розовой Чайки» была издана в Архангельске в 1977 году. Целиком роман–трилогия Е. Богданова о рыбаках и зверобоях Мезенского залива Белого моря «Поморы» увидела свет в 1982 году. Тогда под одной обложкой с первыми двумя впервые была опубликована третья книга «Прощайте, паруса!». В первой книге романа главные события разворачиваются в период коллективизации деревни. Во второй книге «Берег Розовой Чайки» автор обращается к деревне военных лет. Третья книга посвящена жизни поморской деревни в 70-е годы.

Новую книгу архангельского писателя составили повести, действие которых происходит в наши дни в северных селах.
В центре заглавной - директор совхоза "Борок" молодой специалист Степан Лисицын. Он сталкивается с рядом ключевых проблем в своем хозяйстве и прилагает немало усилий, чтобы вывести совхоз из отстающих.

На улице потревоженным косматым зверем ворочалась непогода. Она замела все пути-дороги, облепила снегом бревенчатые стены Каргополь-города. Вечером дворовая девка Марфушка, пробегая из дома в погреб, увязла в сугробе по пояс, набрала снегу в катанки...

Повесть "Вьюга" - о последних днях жизни вождя крестьянского восстания Ивана Болотникова и его трагической гибели в северном городке Каргополе.

Писатель Евгений Богданов в сборнике "Когда отцветают травы" верен своей теме - близкому его сердцу Северу, трудолюбивым людям, населяющим этот замечательный край.
В рассказах Е. Богданова как будто не заметно резких сюжетных поворотов, острых столкновений. Они отличаются лиризмом, раздумьями над судьбами людей. Это - рассказы настроения.

Двинский воевода Алексей Петрович Прозоровский пребывал в великих заботах. Указом царя Петра Алексеевича, получившего от верных людей известие о том, что шведы собираются напасть на Архангельск и закрыть ворота Российского государства в Европу, воеводе предписывалось немедля принять меры, с тем чтобы враг, ежели сунется на Двину, получил решительный и хорошо организованный отпор.

Притихли, затаились лесистые берега Северной Двины перед приходом чужеземных кораблей. И вот от моря Белого показались паруса скандинавов-викингов - богатого норвежского ярла Туре Хунда-Собаки и братьев Карле и Гунстейна. В низовьях Северной Двины жили мирные племена биармов-звероловов и рыбаков. Викинги пришли торговать с ними, выменивать на серебро и золото драгоценные меха.

Евгений Богданов - Поморы

Елисей, выпалив все патроны, в отчаянии опустился на лед возле убитой им утельги "Утельга - самка тюленя" и, положив бесполезный теперь уже ремингтон рядом, закрыл лицо руками. Несколько минут он сидел так, раскачиваясь и тихонько охая. Потом поднялся. Прерывисто вздыхая, до боли напрягая зрение, стал всматриваться в бескрайнюю снежную сумеречную муть. Ветер свирепо рвал на нем одежду, леденил лицо, шею, перехватывал дыхание. Колкий снег сек щеки.

Холодное февральское солнце до рези слепило глаза. В небе - пустынная неуютная синева. Если бы не лютый холод да не льды, глядя на него, можно было подумать: лето, исход дня перед закатом, когда усталое солнце, плавясь от собственного усердия, клонится к горизонту.

Сборник известного северного писателя составили рассказы как ранее издававшиеся, так и новые. Незаёмное знание жизни, ненавязчивая манера письма, хороший язык - вот что отличает прозу Е. Богданова.
Завершают сборник автобиографические заметки "Каргопольские зарисовки" - воспоминания писателя о времени и о себе.

Есть под Архангельском в устье Северной Двины - при слиянии двух ее рукавов, Маймаксанского и Кузнечевского, знаменитые Соломбальские острова, именуемые здесь Соломбалой. И предместье Архангельска, поселок, что расположен на одном из островов, носит то же имя.

В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные