Интересные задания к сказочной викторине. Викторина по сказкам (начальные классы). Для чего нужны нам сказки

Конспект урока-викторины по сказкам А.С.Пушкина

Урок- викторина по сказкам Пушкина « …Там чудеса, там леший бродит …»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний умений
Цель урока: создать условия для применения обобщённой системы знаний полученной в результате изучения сказок А.С.Пушкина
Задачи урока:
1. Повторить и обобщить знания о творчестве А.С.Пушкина:
2. Уметь узнавать сказку по её характерным особенностям
3. Знать содержание основных сказок писателя.
4. Развивать внимание, память, логическое мышление.
5. Прививать интерес к чтению
6. Расширять читательский кругозор
7. Развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся
8. развивать зрительное восприятие
9. Формирование коммуникативных умений
10. Развивать умение работать в группах
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, уважение к прошлому многонационального народа России, развитие творческого воображения.
Регулятивные УУД: уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников: о волшебных предметах героев, название и девиз команды.
Коммуникативные:уметь работать в группе и в паре; слушать и слышать учащихся класса, толерантному отношению к партнёру по группе, паре; адекватно воспринимать успехи соперников.
Оборудование :компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядный материал:
презентация, выполненная в программе Power Paint (приложение №1);
аудиозапись музыкальных произведений Э.Грига, П.И.Чайковского;
рисунки сказочных героев, выполненных учащимися;
выставка книг «В мире сказок А.С.Пушкина»;
цветовые ярлычки для групп;
конверты с заданиями: медали

Ход урока.

1. Организационный момент.
Начинается урок!
Он пойдёт ребятам впрок
2. Вступительное слово учителя о теме и целях урока. (на фоне музыки)
У нас сегодня урок необычный
Надеюсь, вы справитесь все на «отлично»
Но прежде чем начинать читать,
Язычок нам нужно хорошо размять.
Дыхательная гимнастика «Свеча»
«Лесенка»
«Воздушный шарик»
Артикуляционная гимнастика «Почесывание»
«Лошадка»
«Чистим зубки»
Чтение соединений
с па к ро иа у ивз уки
сп р у ол ашк сви лна
Прочитайте выделенные буквы и вы узнаете о чем мы будем говорить на уроке.(Сказки Пушкина)
Правильно, мы будем говорить о сказках Пушкина, ведь « …там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит,»

3. Распределение учащихся на 2 команды.
ВИКТОРИНА
Каждой команде по одному отрывку, правильный ответ- 1 балл
Первый конкурс «Из какой сказки эти строчки», продолжите. 5 мин.
1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,
-Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
(Приготовила б я пир).
"Кабы я была царица,
-Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
(Наткала я полотна".)
"Кабы я была царица,
-Третья молвила сестрица, -
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря ".) Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне лебедь.
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно...(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу.
Старуха пряла свою пряжу.) Сказка о рыбаке и рыбке
3. . Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился
И царица у окна
(Села ждать его одна)" Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?"
Поп ему в ответ: ...
"Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
(Служителя не слишком дорогого? ") Сказка о попе, работнике его Балде.

2 конкурс называется «Внимательный читатель» (каждой команде по очереди задаются вопросы) 12-15 мин.
Мы проверим, как внимательно вы читаете сказки

Первая сказка Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне лебедь
1.Как звали сына царя Салтана? (Ответ: Князь Гвидон.)
2. В кого превращался князь Гвидон? (Ответ: комар - муха - шмель.)

А сейчас ребята возьмите карточку №1. Прочитайте этот отрывок про себя. С какими героями. встретились в этом отрывке? (Три сестры, царь, автор))
Прочитайте этот отрывок про себя и отметьте, где чьи слова. Приготовьтесь читать этот отрывок по ролям.

Вторая сказка Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
1.. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Ответ: солнце, месяц, ветер.)
2. Кто в этой сказке Пушкина умер от восхищения?(первая царица)
3. С какими словами обращалась царевна к зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи- Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?)
4. Что ответило царице зеркальце в конце сказки? ("Ты прекрасна, слова нет; но царевна все ж милее, все румяней и белее".)

Третья сказка Сказка о рыбаке и рыбке
1. Сколько лет старик рыбачил? ("Ровно тридцать лет и три года".)
2. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (Ответ: 3 раза.)
3. Что поймал старик в первый и во второй раз? (Ответ: 1-й раз - тину, 2-й раз - морскую траву.)
4. Помогла ли рыбка старику и как?

Четвёртая сказка Сказка о попе, работнике его Балде.
1. Кто вспомнит, какие состязания были у Балды с чертями? (Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.)
2.За какую плату согласился работать Балда? (Ответ: за 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу
Возьмите карточку №2 прочитайте отрывок жужжащим чтением. А сейчас прочитайте выразительно этот отрывок

Третий конкурс называется «Волшебный сундучок» , в нем остались предметы, забытые героями сказок Пушкина. Вы должны отгадать хозяина. 5 мин
a) Яблоко (царица –мачеха)
b) Белочка (царь Гвидон)
c) Верёвка (Балда)
d) Рыбка (старик)
e) Зеркало (царица-мачеха)
f) Орехи (белочка)

Четвёртый конкурс конкурс «Путаница» нужно восстановить отрывок одной сказки. 5-6 мин
Прочитайте, что у вас получилось.

Пятый "ИЗ ОДНОЙ ЛИ МЫ СКАЗКИ?" :6 мин
Предлагается ответить за одну минуту на шесть вопросов.
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Попадья и золотая рыбка? (Нет)
Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
Проверка – за каждый правильный ответ 1 балл

Ведущий:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Победители викторины награждаются медалями с с надписью "Знатоку сказок А.С. Пушкина" I, II степени.

Разминка Назвать сказки, героиней которых была, например, лиса. («Золотой ключик», «Волк и лиса», «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Рукавичка», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль» и т. д.)

Подборка «сказочных» вопросов с ответами по авторским и русским народным сказкам.

Викторина по авторским сказкам

1. В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба?
2. Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь?

3. Где проживал Карлсон?

4. Директором чего был Карабас - Барабас?

5. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?

6. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли?

7. Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники?

8. Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними?

9. Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук?

10. Кто подарил девочке красную шапочку?

11. Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами?

12. Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей?

13. Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»?

14. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора?

15. Кто Золушке дал такое имя?

16. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?

17. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов?

18. Как назывался город, в котором жил Незнайка?

19. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок?

20. Какое имя было у медвежонка-поэта?

Ответы:

1. «Муха-Цокотуха». 2. Царевна-лебедь. 3. На крыше. 4. Кукольного театра. 5. Горошина. 6. Сняла с шеста. 7. Март. 8. Спас гусей от лиса Смирре. 9. Баранок, лепестков, белых медведей. 10. Ее бабушка. 11. Осел, петух, кот и собака. 12. По два часа. 13. Золотой перстень. 14. Нашел клад. 15. Младшая дочка ее мачехи. 16. Во льва и мышку. 17. Гулливер. 18. Цветочный. 19. Маугли. 20. Винни-Пух.

Викторина по русским народным сказкам

1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?

2. Чью избушку заняла коза-дереза?

3. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?

4. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым?

5. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля?

6. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу?

7. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика?

8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?

9. Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос?

10. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?

11. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?

12. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле?

13. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?

14. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?

15. Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там?

16. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка?

17. Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне?

18. Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку?

19. Как у стариков появилась дочка Снегурочка?

20. Чем закончилась сказка «Теремок»?

Ответы:

1. «По щучьему велению». 2. Зайчика. 3. Вершки. 4. Жучка. 5. Нет. 6. Крошечка-Хаврошечка. 7. Три раза перекувыркнулся через голову. 8. «Три медведя». 9. Мужика. 10. Крупу, масло и соль. 11. На гуслях. 12. В ухе у лошади. 13. Василиса Премудрая. 14. Окрошку. 15. Так приказала старуха-мачеха. 16. Из соломы, палок и смолы. 17. Волк съел коня.18. Дуб. 19. Сами вылепили из снега. 20. Звери построили новый теремок.

Конкурс «Название сказки»

Представитель каждой команды берет у ведущего листок с названием сказки. Нужно при помощи пальцев, рук, ног изобразить буквы, составляющие название. Один человек – одна буква. Если зрители сумели прочитать название, то команда получает балл. («Репка», «Пых», «Клад», «Заяц», «Маугли» и т. д.)

Игра для всех «Одна буква»

Ведущий называет по порядку буквы алфавита (кроме: й, ъ, ы, ь). Дети выкрикивают имя сказочного героя на сказанную букву. Например, «А» - Айболит, «Б» - Буратино, … «Я» - Яга.

Конкурс «Одна буква»

Выбирается какая-либо буква алфавита (можно не глядя ткнуть карандашом в книгу или один ребенок говорит про себя алфавит и, когда ему говорят «Стоп!» он озвучивает букву, на которой остановился). От каждой команды выходят по одному игроку. Ведущий по очереди задает 6 любых вопросов. Игрок отвечает словом, начинающимся на выбранную букву.

Например, буква «К».

Твое имя? (Коля, Катя)

Твоя фамилия? (Ковалев, Ковалева)

В каком городе живешь? (Курске, Киеве)

Добрый сказочный герой? (Колобок)

Злой сказочный герой? (Кощей)

Любимая сказка? («Курочка Ряба»)

1. Не открывай двери незнакомым людям.

2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.

3. Покушал, вымой за собой посуду.

4. Не ходи по лесу один.

5. Помогай друзьям в трудных ситуациях.

6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.

7. Не выполняй просьбы малознакомых людей.

8. Пей только чистую воду.

9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход.

10. Хорошо учись.

11. Читай художественные и научные книги.

12. Не ешь много сладкого.

Ответы:
1. Семеро козлят. 2. Мойдодыр. 3. Федора. 4. Красная Шапочка. 5. Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди». 6. Курочка из сказки «Бобовое зернышко». 7. Колобок. 8. Братец Иванушка. 9. Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда. 10. Буратино. 11. Знайка. 12. Винни Пух.

Викторина «Сколько?»

1. Сколько сказочных героев тянуло репку?

2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?

3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?

4. Сколько глаз у Бастинды?

5. Сколько козлят похитил волк?

6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?

7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке?

8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?

9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?

10. Сколько мартышек составляют длину удава?

11. Сколько лет спала спящая красавица?

12. Сколько лет крокодилу Гене?

Ответы: 1. Шесть. 2. Двенадцать. 3. Четверо. 4. Один. 5. Шесть. 6. Четыре. 7. Пять. 8. Пять. 9. Четверо. 10. Пять. 11. Сто. 12. Пятьдесят.


Эстафета «Да» или «Нет»

Ведущий по цепочке называет фамилии известных людей, а дети отвечают «Да», только если этот человек писал сказки. Во всех других случаях – «Нет».

Чуковский («Да»), Чайковский, Успенский («Да»), Гагарин, Перро («Да»), Андерсен («Да»), Маршак («Да»), Шишкин, Гримм («Да»), Киплинг («Да»), Некрасов, Пушкин («Да»), Линдгрен («Да»), Родари («Да»), Крылов, Кэрролл («Да»), Носов («Да»), Есенин, Бажов («Да»), Бианки («Да»), Шварц («Да»), Михалков («Да»), Чехов, Волков («Да»), Гайдар («Да»).

Викторина по сказкам от Юлии Белки

  • Какое число встречается в сказках чаще всего? Какие ещё числа встречаются в сказках?

(Число 3 - три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)

  • Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был?

(Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)

(Волк в сказке «Лиса и Волк»)

  • Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата.

(Баба-Яга)

(Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)

  • Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента?

(Каша из топора)

  • Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы?

(Трое. Все остальные – звери)

  • Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги?
  • Она бывает живой и мёртвой.
  • Что такое сусек?

(Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

Где хранится смерть Кощея?
(На кончике иглы)

  • Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена?
  • Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»?

(Она растаяла, потому что была сделана изо льда)

  • Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль?

(Из тарелки и кувшина)

  • Какую рыбу выловил Емеля?
  • Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки.

(Золотая рыбка)

(Не послушался сестры и попил из копытца)

  • В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»?

(Зима, так как щуку выловили из проруби)

  • Кто был помощником Хаврошечки?

(Коровушка)

  • Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки?
  • Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»?

Пара вопросов повышенной сложности:

Викторина по сказкам

1.Организационный момент.

поговорить о ваших любимых сказках. Ещё с малых лет ваши мамы, папы,

бабушки читали вам сказки о животных, о сказочных героях и разных

существах. Вы знаете много сказок, любите их слушать и читать. Поэтому

я предлагаю вам отправиться в страну сказок. Согласны?

2.Вступительная беседа.

Для того, чтобы успешно преодолеть все испытания, которые ждут нас

по пути в страну сказок, необходимо разделиться на 2 команды. Каждая

команда должна дать себе название.

А вы знаете, где находится страна сказок? И я не знаю. Для того, чтобы

не заблудиться по дороге, мы возьмём с собой провожатого. Кто же это,

вы узнаете, отгадав загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

возьмёт с собой самых умных, самых смелых. Давайте же выполним все его задания, чтобы поскорей узнать, где страна сказок!

(Дети работают в командах; отвечают на вопросы те, кто первыми под-

нимают сигнальную карточку и дадут правильный ответ. За верный ответ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по сказкам

1.Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы вспомнить и

поговорить о ваших любимых сказках. Ещё с малых лет ваши мамы, папы,

бабушки читали вам сказки о животных, о сказочных героях и разных

существах. Вы знаете много сказок, любите их слушать и читать. Поэтому

я предлагаю вам отправиться в страну сказок. Согласны?

2.Вступительная беседа.

Для того, чтобы успешно преодолеть все испытания, которые ждут нас

по пути в страну сказок, необходимо разделиться на 2 команды. Каждая

команда должна дать себе название.

А вы знаете, где находится страна сказок? И я не знаю. Для того, чтобы

не заблудиться по дороге, мы возьмём с собой провожатого. Кто же это,

вы узнаете, отгадав загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

А Ёжик наш непростой. У него в корзине много заданий - конкурсов. Ёжик

возьмёт с собой самых умных, самых смелых. Давайте же выполним все его задания, чтобы поскорей узнать, где страна сказок!

3.Конкурсная программа.

(Дети работают в командах; отвечают на вопросы те, кто первыми под-

нимают сигнальную карточку и дадут правильный ответ. За верный ответ

дети получают фишку. За соблюдением правил следит жюри, оно же подводит итоги конкурсов.)

Задание № 1.

Узнать, из какой сказки отрывок:

А дорога – далека,

А корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(«Машенька и медведь»)

Ах ты, Петя-простота,

Схлопотал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Петушок-золотой гребешок»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка.

(«Снегурочка»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода-

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то!

(«Волк и семеро козлят»)

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл я сказки?

(«Колобок»)

(Жюри подводит итоги первого конкурса).

Задание№2.

Собрать мозаику и назвать, из какой сказки получившийся герой.

4.Физминутка.

Мы всё ближе к стране сказок. А, чтобы было побыстрее,нам надо проехать

Поездом, потом вплавь переплыть речку, ещё немного пробежать и пролезть

по тоннелю.(Дети имитируют все движения).

Задание № 3.

Отгадать сказочных героев:

Всех на свете исцелит.

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит

Добрый доктор…

(Айболит)

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына

Шалунишку…

(Буратино)

Кто навстречу Красной Шапочке попался,

Потом бабушкой в кровати притворялся?

(Волк)

Он к мёду поднимался

И умудрялся петь:

-«Я тучка, тучка, тучка,

А вовсе не медведь!»

(Винни-Пух)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше лепестка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

(Дюймовочка)

Конёк дивный был у Вани,

На спине с двумя горбами.

Помогал добыть Жар-птицу,

Деву в царскую светлицу.

(Горбунок)

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому, что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Что зовётся… (Чебурашка)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил)

Её тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)

Из театра Карабаса убежала,

Звери и птицы её обожали.

Занималась воспитанием Буратино

Голубоволосая… (Мальвина)

Курочка жила-была,

Яичко редкое снесла.

Жаль, разбила его мышь.

Вспомни курочку, малыш! (Ряба)

Скучен, страшен, слишком громок.

Так капризничал спросонок

Глупый маленький … (Мышонок)

Задание № 4.

Угадать мелодию, назвать из какой сказки или мультфильма она.

Задание № 5.

Ребята, все вы читаете книжки или же разглядываете картинки. И,

признайтесь честно, всегда спешите и небрежно переворачиваете страницы.

А что помогает вам всегда найти нужную страницу, даже если вы забыли её номер? Конечно же, закладка. А этот конкурс состоит как раз в том, чтобы

сделать быстро и из подручных материалов закладку. Вам даётся три минуты.

Задание № 6.

Ребята, помогите найти ошибки. Какой-то поэт-неумейка неправильно написал буквы в стихах, отчего стихи утратили смысл. Помогите исправить.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.(сом)

В глазах у Машеньки испуг:

Ползёт большой зелёный лук.(жук)

Мы собирали васильки.

На головах у нас щенки.(венки)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.(лес)

На волке - сметана,

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.(на полке)

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок! (по кочкам)

5. Подведение итогов.

Ну вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Мы почти добрались до цели. А чтобы узнать, где же манящая нас страна сказок, надо отгадать

Последнюю загадку Ёжика:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь лучше и умней!

(Книга)

Да, ребята, естественно, что страна сказок находится в книге. Ведь только из

книги мы узнаём все интересные сказки и рассказы, ведь только при помощи

книги вы выучили или ещё выучите буквы и цифры, чтобы уметь читать и

писать. Только благодаря книге вы обретёте нужные вам знания. Книга- ваш

друг, который поможет вам стать умными людьми. Поэтому книги надо ценить и беречь.

(Жюри подводит итоги викторины).

увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковёр-самолёт; гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим языком Серого Волка или ещё

случайно набрести на ветхую избушку Бабы-Яги?! Я хочу подарить вам

книжку-малышку со сказкой, чтобы вы почаще заглядывали в страну сказок.»


Урок - викторина внеклассного чтения в 3 классе

Тема: «Любимые сказки»

Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках; Задачи: обобщить знание о народных и литературных сказках; развивать умение соотносить иллюстрацию с текстом, прививать интерес к чтению, развивать речь; воспитывать интерес к чтению, чувство прекрасного; прививать любовь к сказкам и их героям. Воспитывать коммуникативные умения работать в группах. На примере героев сказки воспитывать чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Оформление, оборудование: иллюстрации к сказкам; наглядный материал к заданиям; экспертный лист

Ход урока

Сегодня на уроке мы вспомним все сказки, с которыми познакомились на уроках литературного чтения в разделе «Фольклорные мотивы».

А для чего нам нудны сказки?

Чтение стихотворения детьми наизусть

Для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Сегодня вы узнаем, насколько хорошо знаете сказки. Для этого мы разделимся на команды.

(Деление на группы. Игра «Собери героев сказки». Всем детям раздаются карточки с картинками, они должны найти героев одной сказки и объединиться в группы.)

Викторина состоит из 6 конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает одну звезду. Звезды приклеиваются на экспертный лист. Все задания связаны с названиями, героями сказок, либо с авторами, которые написали эти сказки.

1 конкурс Каждая команда вытягивает конверт с ребусом.

(Снежная королева)

2.

(Колобок)

3.

(Буратино)


(Чиполлино)


(Красная шапочка)

1. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? …… (Золушка)

3. Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади – сынок
Удивительный конёк
По прозванью (Горбунок)

В сказке этой царь на спицу
усадил подарок – птицу.
Коль кругом столицы мирно,
та сидит на башне смирно.
Но лишь чуть со стороны
к ним потянет дым войны,
закричит она, забьётся
и в то место обернётся.
Враг побит со всех сторон.
Кто ликует? ...

____________________________

Про принцессу вам загадка:

Ей нужна была кроватка

С сотней новеньких матрасов.

Говорю вам без прикрас я.

Добрая, хорошая

(Принцесса на горошине)

Кто любил играть и петь?

Два мышонка – Круть и...

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу ходил ?

Намелил муки мешок?

Это – Петя-петушок.

Пирогов напёк он много

И спросил друзей от строго:

– Что вы делали, мышата,

От рассвета до заката ?

Веселились целый день,

Вам работать было лень !

А теперь за стол садитесь.

Нет, сначала потрудитесь

И прочтите "........".

__________________________________

«Оформи обложку книги» (выбирают картинку, которая подходит к данной сказке)




3. Конкурс Сказочники приходят к нам из разных стран и в разные времена. Вам надо отгадай сказочников и из списка вычеркнуть название сказки, которую данный автор не писал.

Каждая команда получает лист с заданием

1. Французский сказочник. Он родился в семье судьи и был младшим из его шести детей. Он написал сказки: «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Дюймовочка»

2. Они родились в Германии, захолустном гессенском городе Ханау. Детство их протекало в городе Штайнау. Братья _____________ начали собирать сказки очень рано, и помогали им в этом совершенно разные люди. Сказки присылались со всей Германии. Так появилось на свет много замечательных и любимых всеми, и взрослыми, и детьми сказок, которые читают и до сих пор. Они написали сказки «Храбрый портной», «Госпожа метелица», «Король дроздобород», «Золушка»

3._____________________ родился а Дании 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн . Отец был бедным башмачником, а мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшая их, как бы расцвечивая свежими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя… Он прожил долгую жизнь и подарил нам много сказок. По-разному сказочник помогает нам разобраться в людях, помогает понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь, учит ненавидеть ложь и несправедливость. Он написал сказки: «Бременские музыканты» , «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво»

4 конкурс (1 звезда за каждого героя)

Разгадайте филворд. Найдите героев сказок.

Отгадки : Едельбай, Крить, Верть, Дадон, Спящая красавица, Король Дроздобород, Петя Зубов, Золушка

5. Конкурс. «Ты мне, я – тебе»

Команда составляет для других команд 2 «толстых» вопроса для других команд. Все вопросы складываются в шкатулку и перемешиваются. Капитан команды достаёт вопрос и отвечает на него.

6. Конкурс «Обгонялки»

Каждой команде задается по 10 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 звезда

2. С помощью чего Принц нашёл Золушку? ((При помощи туфельки)

3. Чем укололась Спящая Красавица? (Веретеном)

4. Кого в проруби поймал Емеля? (щуку)

5. Кем была в русской народной сказке лягушка? (царевной)

6. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот а сапогах)

7. Сколько лет рыбачил старик в сказке о золотой рыбке? (33 года)

8. Сестра братца Иванушки? (Алёнушка)

9. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему веленью» (на печке)

10. Как звали девочку, которая отправилась по всему свету искать своего названного брата (Герда)

11. Кто написал сказку «Золушка» (Шарль Перро)

12. Лучший друг Карлсона? (Малыш)

13. Кто поймал золотую рыбку? (старик)

15. В кого превратился гадкий утенок? (в прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (из тыквы)

17. Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)

18. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?

19. Кто подарил девочке красную шапочку?

20. Сколько козлят похитил волк? (6 козлят)

21. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино? (5 монет)

22. Сколько лет спала спящая красавица? (100)

23. Сколько было сыновей у царя Дадона в "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина? (2)
24. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку? (Василиса Премудрая)

25. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)

26. Сколько волшебниц было приглашено в крёстные принцессе? (7)

27. Сколько футляров и приборов из чистого золота заказали для волшебниц? (7)

28. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
29. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
30. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
31. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
32. В казахской народной сказке «Мудрая девушка» старшая сноха попросила у Едильбая купить ей (сундук с зеркальными стенками внутри)

33. Главных героев сказки «Колосок» звали (Петушок, Круть и Верть)

34. …До сих пор стоит та скала. Она напоминает женщину с ребёнком на спине, поэтому и получила название….. (Материнская скала)

36. Сколько лет был принцессе, когда она уколола палец веретеном? (15)

37. Что сделала добрая фея, когда принцесса все же уколола свой палец веретеном? (Прикоснулась волшебной палочкой ко всем, кто был во дворце, и все, как и принцесса, заснули на 100 лет)

38. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы?
(20 тюфяков, 20 перин и одну горошину)

39. Где хранится горошина в настоящее время? (в Кунсткамере)

40. Как звали известных на весь мир сказочников братьев Гримм? (Вильгельм и Якоб.)

41. Из какой страны были родом братья Гримм? (Из Германии.)

42. За кого выдал король свою дочь в сказке «Король Дроздобород»? (За принца, переодетого в нищего уличного музыканта.)

43. В «Сказке о потерянном времени» волшебники подсчитывали время на… (счётах)

44. В «Сказке о потерянном времени» для совершенства волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону (77 раз)

45. Чем Золушка в сказке Шарля Перро угощала на балу своих сестер? (апельсинами и лимонами)

Подведение итогов.

Лист самооценивания в группе

Фамилия, имя учащегося __________________________________

Я работал(а) устно да нет

Я сделал(а) всю работу да нет

Я играл(а) активную роль, выполняя все работы на уроке 5 4 3 2 1

Работая в группе, я был(а) лидером, слушателем, генератором идей

За работу в группе на уроке я себе ставлю 5 4 3 2 1

Награждение команд.

Выбор «лучшего знатока сказок» и награждение.

Литературная викторина

«Путешествие в мир сказок»

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников.
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

(Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

    «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне» (Емеля)

    «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

    «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад» (Волк)

    «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка» (Хаврошечка)

5. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс «Угадай из какой это сказки?».

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:


Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. (Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

5 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»

Слушайте внимательно.

«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

6 конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»

Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

7 конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно ответить на мои вопросы:


1. Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? (Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебный сундучок»

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос « Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

9 конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

10 конкурс «Найди домик для героя сказки»

На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

11 конкурс «Сказочные задачки».(Конкурс капитанов)

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? (4 - заяц, волк, лиса, медведь)
2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)
3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
6.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
7.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? (Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

Молодцы, капитаны!


Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.


А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные