Любимые напитки писателей. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

MENSBY

4.3

Были найдены дневники Льва Толстого, в которых он для себя записывал правила развития воли и совершенствования умственных способностей. Как открыть перед собой огромные возможности и выбирать любой путь в жизни по мнению писателя?

Льва Толстого, одного из величайших русских писателей, сложно назвать типичным образцом серьезного и старого помещика и графа, который пишет объемные, нравоучительные и сложные книги. Толстой был знаменит тем, что совершенно не соответствовал своему графскому статусу – был простым, работоспособным и приветливым человеком, любил природу и не имел склонности к роскошной жизни.

Были у него и свои недостатки – ветреный и тщеславный характер, страсть к азартным играм, даже легкомыслие были присущи еще молодому Льву, которого дважды отчисляли из казанского университета.

Но его живой ум вместе с потрясающей силой воли сделали его талантливым писателем и мыслителем, книги которого сегодня знают и любят по всему миру. По-видимому, человеку с таким характером непросто было заставить себя продуктивно и постоянно работать, но нам известны методы развития воли Льва Толстого.

Среди многочисленных книг писателя были найдены его дневники, в которых он для себя записывал правила развития воли и совершенствования умственных способностей. С тех пор эти правила не потеряли актуальности, хотя записаны были полтора века назад. Возможно, в начале своего творческого пути Толстому не хватало силы воли, но с помощью этих установок, которые он поставил для себя, он достиг больших успехов.

Писатель разделял три вида воли: телесную, чувственную и разумную. Самым главным видом считался последний, но развивать их, по мнению Толстого, необходимо одновременно. Когда человек совершенствует все три вида воли, он открывает перед собой огромные возможности и может выбирать любой путь в жизни, какой захочет.

1 этап – развитие телесной воли

Толстой упоминал, что именно этот вид – телесная воля – лучше всего развит у человека, так как благодаря этому человек отделился от остального животного вида. Поэтому зачатки телесной воли есть у каждого, ведь она составляет существенную часть нашей жизни – нужно и только немного развить. Единственные исключения из этого правила – это люди в младенческий или дряхлый период, когда человек еще или уже не контролирует свое тело.

1 правило. Толстой советует для развития телесной воли заранее записывать задачи на день – с утра или накануне. Просто составьте список дел, которые необходимо выполнить в течение дня, и за этот день обязательно исполните все назначенное. Более того, Лев Толстой указывает, что даже если исполнение какого-либо дела нанесет вред, все равно желательно его исполнить.

Это правило не только отлично тренирует волю, но и развивает ум, который поможет разумнее подходить к составлению списка задач. После прожитого дня человек обычно анализирует свои поступки, и на основе результатов может составить более продуктивный план на следующий день.

2 правило. Необходимо научиться контролировать сон. Рекомендуемая длительность сна около 7-9 часов, но каждый человек индивидуален, одному достаточно семи часов, другой хорошо себя чувствует только после продолжительного сна. Поэтому нужно выяснить, какое количество времени сна оптимально для вас, и с этого момента спать ежедневно именно столько часов, не больше и не меньше.

Помните, что «еще полчасика» по утрам, конечно, приятны, но, во-первых, ослабляют телесную волю, а во-вторых, лишают заряда бодрости по утрам. Толстой считал, что во сне телесная воля человека совершенно не работает, поэтому сам он по минимуму сокращал время сна и всегда вставал еще до восхода.

3 правило. Очень важно часто испытывать физические неприятности и трудности, и при этом не показывать внешне, как они тяжелы. Толстой писал, что необходимо «регулярно делать движения», то есть больше двигаться, делать зарядку, физические упражнения каждый день.

Можно заняться бегом или другим видом спорта – главное, не позволять себе весь день провести в относительном покое. Писатель рекомендовал заниматься движением на воздухе. Он не только регулярно занимался упражнениями, но и выполнял тяжелую работу – например, во время Крымской войны считался выносливым и сильным офицером.

Кроме того, в мирное время Толстой посещал бальные танцы и заставлял себя танцевать, хотя не очень любил это занятие. Но результат такого подхода просто великолепен – Лев Толстой прожил больше восьмидесяти лет, и даже в конце жизни его нельзя было назвать дряхлым, слабым и немощным. Рассказывали, что когда писателю было больше восьмидесяти, он ежедневно катался рысью на лошади по несколько верст.

4 правило. Это правило звучит кратко – будь верен своему слову, в том числе, если ты дал его себе. Казалось бы, ничего сложного, но именно оно часто подводит человека, решившего заняться развитием силы воли.

5 правило. Не бросать начатые дела. Это тренирует не только силу воли, но и осознанность действий. Когда у человека вырабатывается привычка доводить все до конца, он начинает заранее перед любым действием представлять себе результат. Это помогает делать все спокойно, целостно и по порядку, без суеты и суматошности. Это правило Лев Толстой вывел, исходя из собственного опыта – в юности он пытался посвятить себя множеству различных дел.

6 правило. Составить таблицу, которая включает в себя все мелочи повседневной жизни. Толстой вносил в эту таблицу все аспекты жизни: сколько трубок выкуривать в день, сколько есть, что есть, когда заниматься физическими упражнениями, какие упражнения в какой день выполнять и так далее. Такая таблица поможет планировать время, вести учет расходам, успевать выполнять все дела.

Ученые давно доказали пользу установленного распорядка дня: важно вставать в одно и то же время, принимать пищу в определенные часы – при таких привычках организм существует без резких изменений и стрессов, а при переменах становится как будто «дезориентированным». Подобный совет можно встретить не только у Льва Толстого, например, Кант тоже считал, что жизнь должна быть тщательно рассчитана по дням и часам.

Этот немецкий философ жил четко по хронометру: целыми десятилетиями вовремя вставал, делал все в одно и то же время, так что даже жители Кенигсберга часто проверяли по нему часы. У него было расписано все до таких мелочей, как например, в какой день что есть, какого цвета одежду надеть. Конечно, это крайность, и вряд ли кто-нибудь захочет повторить этот опыт. Но ввести в свою жизнь распорядок все же стоит.


1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с любимым конем Делиром

2 этап – развитие эмоциональной воли

Эмоциональная воля, как видно из названия, контролирует эмоции человека, подчиняет их его целям. Писатель считал, что все чувства вызываются любовью, которая может принимать различные формы: есть самолюбие, любовь к окружающему миру, страстная любовь. Важно развивать все стороны любви, не отдавая предпочтения какой-либо одной.

Когда Толстой придумал для себя это правило, он находился в неопределенном состоянии: то пытался отрешиться от своих желаний и посвятить себя любви к миру, то пускался в душевные искания и позволял себе любые развлечения. Но уже через некоторое время он нашел равновесие в своих эмоциях. Хотя дальнейшая его жизнь показывает, что самоотрешение проявлялось чаще, чем самолюбие.

Таким образом, общее правило для развития воли эмоций гласит: все чувственные дела не должны идти на поводу у чувств, а быть следствием воли. Кроме того, чувства человека не должны исходить исключительно из любви к себе.

1 правило. Не стараться угодить людям, которых вы не знаете или не любите. Этим правилом будет сложно руководствоваться в жизни, ведь почти каждый человек заботится о том, чтобы его уважали, любили и принимали окружающие. И зачастую это доходит до того, что нас начинает волновать мнение совершенно посторонних людей – мы забываем, что нужно нам самим и начинаем подстраиваться под общественные стандарты. Уходить в другую сторону тоже не стоит – гипертрофированное самолюбие и уход от окружающих ведет к потере контакта с другими людьми и вызывает неспособность к любви.

Нужно просто постоянно помнить, что как и вас, других людей в первую очередь волнуют чужие мысли. Они также волнуются из-за того, как их воспринимают со стороны, как к ним относятся, уважают ли их, а ваши собственные мотивы и побуждения не видны для них. Поэтому не стоит забивать себе голову подобными мыслями. Толстой советовал выполнять такое упражнение: регулярно спрашивать себя «Что бы я сейчас сделал, если бы мне было все равно, что подумают и скажут люди?» и «Что бы я перестал делать, если бы мне было безразлично мнение других людей?». В соответствии с ответами на эти вопросы нужно скорректировать свою жизнь.

2 правило. Заниматься самосовершенствованием для себя, а не для других. Хорошо, когда человек стремится стать лучше и имеет план для достижения цели. Но главное при этом – мотивы должны исходить от себя, а не от других людей. Как показывает практика, это приносит лучшие результаты.

Например, Толстой, который, наряду со многими другими великими людьми, имел трудности в получении стандартного образования, но сумел достичь многого самообучением и саморазвитием. Когда он открыл в Ясной Поляне народную школу, то не вводил никаких обязательных предметов, оценок, учета посещений – тем не менее, дело успешно продвигалось, и немало учеников получило образование.

3 правило. Стараться быть хорошим, но не показывать это остальным. Не стоит, конечно, скрывать от всех, что вы хорошо разбираетесь – но даже если этот так, все ваше мастерство может обесцениться, если кричать об этом на каждом углу.

4 правило. Находить в других людях достоинства и не искать недостатки. Настройка на позитив хороша не только в оценке других людей, но и всей жизни. Толстой призывал всех говорить правду, а самому не оправдываться.

5 правило. Жить хуже, чем можно себе позволить. Это правило как нельзя лучше тренирует силу воли: даже если вы разбогатели и можете позволить себе гораздо больше, не меняйте образа жизни. Как показывает история и практика, лишний комфорт и роскошь на корню убивают стремление к самосовершенствованию.

Даже великая Римская империя развалилась скорее из-за слишком изнеженной, роскошной жизни, а не из-за варваров. Нужно точно знать, какие вещи действительно необходимы в жизни, а какие просто приносят ненужный комфорт, убивают время, вредят телу или характеру.

6 правило. Десятую часть своего имущества жертвовать другим людям. Толстой на протяжении всей своей жизни занимался благотворительностью и призывал окружающих тратить часть своего богатства на полезные для общества дела. Главное, говорил он, не отдавать деньги на абстрактные блага и не подавать милостыню, важно выполнять действительно полезные, конкретные дела.


Русские писатели круга журнала «Современник». И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. 15 февраля 1856 г. Фотография С. Л. Левицкого

3 этап – развитие разумной воли

Высшей степени совершенствования человек достигает, когда его воля становится способна контролировать разум. Толстой писал о том, что наши мысли влияют на наши действия, на то, что с нами происходит. Если овладеть разумной волей, объединив ее с эмоциональной и телесной, то можно достичь высоких результатов развития различных способностей человека, в том числе памяти, ума, обдуманности и других.

1 правило. Назначать умственные занятия на каждый день. Утром или с вечера, составляя список задач на день, вы не должны обходить стороной и умственные дела: например, чтение книг, изучение науки, мыслительную деятельность и тому подобное. Для таких дел нужно выделять специальное время, также примерно раз в неделю необходимо отвести время для составления планов и анализа произошедшего.

Толстой, например, занимался этим по субботам. Подчинение умственной деятельности строгому распорядку дисциплинирует ум и заставляет его работать продуктивнее, вследствие чего можно добиться больших результатов. Постепенно можно начать планировать свою жизнь не только по дням, но и большим отрезкам времени. Также Толстой советовал вести письменный самоанализ и сам следовал этому совету.

2 правило. При изучении какого-либо дела или при любой деятельности все умственные силы должны быть направлены на этот предмет. Это значит, что в любом деле очень важно уметь полностью сосредотачиваться, концентрировать свое внимание, не давать разуму отвлекаться. Сложная задача, особенно в неблагоприятной или шумной обстановке, но в этом и состоит контроль воли. Сначала будет трудно не отвлекаться и посвящать весь свой ум одной проблеме, но это быстро входит в привычку.

3 правило. Не мечтайте. Это правило может показаться странным и даже не полезным. Толстой предупреждал о вреде мечтания. Но важно разграничивать два понятия – мечты и цели. Цели – важная и полезная часть жизни человека, они позволяют сосредотачивать свои силы на определенном пути и быстро прокладывать себе путь вперед. Мечты же, наоборот, возвращают человека назад, расслабляют волю, снижают внимание и сосредоточенность. Несбыточные мечты, бесполезные желания не приведут ни к чему хорошему, поэтому важно вдумчиво и сосредоточенно планировать свою жизнь, не мечтая.

4 правило. Нельзя позволять чувствам и эмоциям захватывать разум. Справиться со своими чувствами порой нелегко, сильные эмоции толкают людей на неразумные поступки, вызывают неадекватное поведение. Позже мы начинаем сожалеть об этом, так как в спокойной обстановке имеем возможность обдумать ситуацию и найти лучший выход. Поэтому нужно научиться даже в такие эмоциональные моменты перехватить контроль над разумом и не давать чувствам управлять им.

5 правило. Не бросать любые начатые умственные занятия. Развитие силы воли можно сравнить с укреплением мышечной массы – если регулярно заниматься, она растет, а если забросить, то сходит на нет.


Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

Не стоит кардинально менять свою жизнь и пытаться ввести в нее сразу все правила, иначе еще не развитая сила воли не позволит жить в таком режиме, что принесет только разочарования. Лучше следовать этим правилам постепенно, и главное, не забывать основного совета Льва Толстого: перед тем, как бездумно следовать правилу, нужно его испытать.

У каждого есть свой любимый напиток. Каждый любит жидкости по своему, один - за вкус, другой - просто потому, что испытывают особое удовольствие, попивая с утра, днем или вечером один из своих любимых избранных напитков. Но есть и третьи, для которых любимые напитки являются источником вдохновения. Конечно же, это творческие личности, например, писатели. Какие же напитки использовали классики и современники пера, чтобы повысить свое вдохновение?

Любимые напитки известных писателей:

  • Александр Сергеевич Пушкин
    (Лимонад, Жжёнка) - «Наше всё», он же Александр Сергеевич, для поднятия поэтического духа, да и просто для того чтобы отвлечься от дум - очень любил лимонад. Причем, исключительно домашнего приготовления. Как считал са м Пушкин, лимонад обыкновенный, который продается в лавках, зачастую вдохновения не вызывает. Поэтому, приходилось Александру Сергеевичу ставить домашний лимонад и браться за перо. А вот на случай бурных гулянок, предпочтение Пушкин отдавал Жжёнке- напитку из фруктов и сахара, чем-то напоминающего Пунш. Поговаривают, что к последнему напитку Пушкин относился с любовью, поскольку его пили Гусары, а Пушкин им симпатизировал.
  • Николай Васильевич Гоголь (Грушевый квас, Гоголь-Моголь) - А вот создатель «Вия» Николай Васильевич Гоголь, очень любил Грушевый квас. Однако, поехав в Италию, Гоголь попробовал один из напитков, который напрочь закрепился и у нас. Напиток этот был из козьего молока с добавлением рома. А так как для нас подобный напиток был в новинку, друзья Гоголя, естественно ради шутки, прозвали новизну «Гоголь-Моголь». Так и появилось название.
  • Оноре де Бальзак (Кофе) - Знаменитый Оноре де Бальзак был поклонником кофе. Да и не просто поклонником, а даже фанатом. Он мог выпить примерно 50 чашек этого напитка в день. Ну и, конечно же, сорт кофе, который любил Бальзак, был собственный. И назывался он «Бурбон Путаню». Кстати сказать, этот сорт был любимым у Людовика XV, сейчас считается утраченным.
  • Уильям Фолкнер (Виски) - Фолкнер обожал этот напиток, причем в чрезмерных дозах. Но всегда и всем он говорил, что пьет Виски исключительно в лечебных и профилактических целях. «Нет ничего, чтобы не смог излечить виски», – уверял он. В молодости, Фолкнер с друзьями собирались компанией и пили самогонное виски из таза, который стоял на столе.
  • Лев Николаевич Толстой (Кумыс, Чай) - Лев Толстой не представлял себе работу без хорошего чая. И говорил, что чтобы много работать, нужно пить много чая. Толстой был сугубым противником спиртных напитков. А вот Кумыс он полюбил после встречи с Башкирами в Самарской губернии.
  • Чарльз Диккенс (Игристое вино) - Диккенсу, в 1858 году предписали особую диету. Она состояла из обязательного выпивания полулитра игристого вина в день. И обязательно -стакан сливок с ромом. Как итог - плодотворное творчество, и выход в свет романа «Большие надежды» и многого другого.
  • Федор Михайлович Достоевский (Чай и Кофе) - Достоевский очень любил хороший чай. А если его вдруг не оказывалась под рукой пил кофе без сливок. Причем в ожидании, пока чай будет готов. Его (чай) он пил, заваривая в чайнике по нескольку раз, а пока ставили самовар - выпивал неспешно чашечку ароматного черного кофе без сахара. По крайней мере, этот факт был доведен до нас помощником, работавшим у Достоевского в книжном магазине.
  • Иоганн Вольфганг Гёте (Вино) - Один из основоположников немецкой литературы, Иоганн Гёте очень любил хорошее вино. И только хорошее. К среднем сортам вина Гёте страсти не питал. А вот хорошего вина он даже пил с избытком. Чего стоит тот факт, что Гёте попросил присылать ему хорошее вино из Баварии в количестве аж до 900 литров в год.
  • Василий Быков (RedBull)- Современные писатели тоже любят напитки. Например, Василий Быков очень любит энергетический напиток RedBull. Читать книги Быкова естественно нужно, а вот увлекаться энергетиками не рекомендуется.
  • Захар Прилепин (Чай и не только) - А вот Захар Прилепин любит побаловать себя каждый раз по-разному. Например, он может выпить как чай, так и пиво, как хорошее абхазское вино, так и Портер. Словом, разные сочетания для более плодотворного вдохновения.
  • Эрнест Хемингуэй (Мохито и Дайкири) - Многие считают Хемингуэя одним из самых пьющих писателей своего времени. Может быть это из- за того, что в его произведениях герои большее количество времени проводят с разными спиртными напитками. Но Хемингуэй все же пил. И не что-нибудь, а коктейли. Предпочитал писатель Мохито и Дайкири, которые благодаря описанию в его произведениях, стали модными и в наше время.

Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.

В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1875 году он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.
В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.

Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.

Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.

В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.
Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию - признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907-1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения. Закончив в 1869 году печатание «Войны и мира». Толстой не возвратился к замыслу «Декабристов», который привел его к созданию романа-эпопеи об Отечественной войне 1812 года. Творческое воображение художника волновали другие исторические темы. Постепенно творческие интересы сосредоточиваются на времени Петра I. Но в 1870 году работа над романом была едва начата.

Социально-философские, этические, эстетические искания, вообще характеризующие творческий путь Толстого, достигают мучительного напряжения в 70-е годы - период, непосредственно предшествующий перелому в мировоззрении и творчестве художника. Ощущение творческого перепутья, овладевшее Толстым в 1870 году, определило характер всей его деятельности на целое десятилетие.

В 70-е годы, Толстому становится, вполне ясен, переломный характер современной ему эпохи. Сознание того, что «все переворотилось и только укладывается», причем неизвестно, как уложится, что это самый важный вопрос для всякого человека думающего и чувствующего, владеет им неотступно.

«Переворотился» вековой крепостной строй, начал «укладываться» новый, капиталистический порядок вещей, но именно в России ему не суждено было уложиться надолго.

Перед, самим писателем и его положительным героем с трагической остротой встает проблема выбора пути; поиски смысла жизни привадят к пересмотру прежних решений. Одновременно с очевидностью раскрываются неисчислимые бедствия, принесенные новым временем трудовому народу и прежде всего русскому мужику, судьба которого особенно волновала Толстого.

Открывая вновь свою яснополянскую школу и содействуя организации школ по всей округе, Толстой мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе» 1 . Он был переполнен безграничной любовью к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей.

Убедившись в том, что за десять лет, протекших после прекращения журнала « Ясная Поляна», «не вышло ни одной книжки», которую бы можно было дать в руки крестьянскому мальчику» 2 , Толстой своими детскими рассказами восполнял этот пробел. С «Азбукой» он связывал самые «гордые мечты», полагая, что несколько поколений русских детей, от мужицких до царских, будут учиться по ней и получат из нее первые поэтические впечатления. «...Написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть» 3 ,- делился он в 1872 году своими мыслями с А. А. Толстой.

Своей «Азбукой» Толстой не открыл наилучший способ обучения грамоте или простейший путь усвоения четырех действий арифметики. Но помещенными там рассказами он действительно создал целую литературу для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари: «Филиппок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Кавказский пленник», рассказы о Бульке и др.

Писательская взыскательность к своему труду, вообще в высшей степени свойственная Толстому, в процессе работы над детскими рассказами привела к тщательному обдумыванию и взвешиванию буквально каждого слова. Простота языка и всего художественного рисунка доведена здесь до кристальной ясности.

Стилевое богатство последующего творчества Толстого, создателя «Анны Карениной» и «Воскресения», «Смерти Ивана Ильича» и «Хаджи-Мурата», «Власти тьмы» и «Плодов просвещения», конечно, не укладывается в рамки того, по необходимости примитивного художественного строения, какое являют рассказы для детского чтения.

Но художественные принципы, выработанные в рассказах «Азбуки» («надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное,- ясно»), несомненно, оказали затем воздействие не только на стиль «народных рассказов», но также на стиль «Анны Карениной», незавершенных исторических романов и других произведений позднейшего периода деятельности Толстого.

Заключение.

Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики.

Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.

Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни.

Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор.

Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.

Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.

Литература:

1. Н.А. Некрасов. Полн.собр.соч.и писем. Т.Х. М. 1952 г.

2. С.Н.Бычков. Толстой в оценке русской критики. М. “Детская литература” 1984 г.

3. К.Н. Ломунов. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М. “Детская литература” 1984 г.

4. Н.Г.Чернышевский. Письмо Некрасову от 5 ноября 1856 г. М. Гослитиздат, 1949 г.

5. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 61, М., «Правда», 1953

6. Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- , 2002.

7. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 2003.

8. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- ,2001.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828--1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.

В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача -- открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.

Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединение общественных сил на дело создания крестьянских школ, Л. Н. Толстой заключал признанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в издаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались его статьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденные на их собраниях под руководством Л. П. Толстого.

Примечательно, что секретарем журнала был один из учителей сельской школы Н. Н. Петерсон, бывший воспитанник И. Н. Ульянова, которого отец В. И. Ленина высоко ценил за передовые взгляды и преданность народным интересам. Н. Н. Петерсон был, по-видимому, членом тайной революционной организации «Земля и Воля» и в 1866 году привлекался к дознанию в связи с покушением Каракозова на царя, но был освобожден.

Об идейном направлении деятельности учителей сельских школ Крапивенского уезда Тульской губернии, приглашенных на работу Л. Н. Толстым, говорят его статьи по народному образованию, опубликованные в журнале «Ясная Поляна».

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.

Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.

В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1872 году была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.

В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.

Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.

Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.

В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.

Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию -- признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907--1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.

Сегодня в Ясной Поляне стартует театральный фестиваль «Толстой Weekend» - свои постановки по мотивам произведений Льва Толстого покажут как российские, так и зарубежные театры. Однако мало кто знает, что писатель, помимо прочего, был ещё приверженцем здорового образа жизни. Главные ЗОЖ-правила Льва Николаевича - ниже.

В сознании многих Лев Толстой - мудрый старец, аскет, посвятивший свою жизнь литературе и благим поступкам: обучению крестьянских детей, помощи неимущим. А знали ли вы, что этот интеллектуал был одним из главных трендсеттеров своего времени, популяризатором спорта, любителем модных экспериментов и первооткрывателем всего самого нового и актуального? Великий русский писатель, при жизни ставший классиком и живой легендой, находился в центре внимания современников не только благодаря своим литературным трудам, но и активному и осознанному образу жизни. Мы разобрали принципы здорового образа жизни Льва Николаевича и можем с уверенностью сказать: даже полтора века спустя стоит многому у него поучиться.

Л.Н. Толстой, 1900-е годы // фотография из фондов музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» ©

Распорядок дня и тайм-менеджмент

Залог здоровья и долголетия - правильный распорядок дня, а он требует самодисциплины и силы воли. Толстой выделял три вида воли: телесную, чувственную и разумную. Главным видом воли писатель называл последний, но считал необходимым развивать все три одновременно. Из его дневниковых записей следует, что зачатки телесной воли есть у каждого, поэтому при должном стремлении развить её не составит труда.

В первую очередь Толстой советует составлять список дел на день, в котором нужно обязательно отводить время на физическую активность, а также на умственные занятия - чтение книг, изучение чего-то нового. Необходимо чётко следовать плану. Ещё одно правило - контроль сна: важно найти оптимальное для себя время и не нарушать режим. В обязательную утреннюю программу писателя, независимо от настроения или погоды, входила зарядка и долгая прогулка - пешком или верхом. Днём Лев Николаевич непременно работал несколько часов у себя в кабинете в полном уединении. Перед обедом, который начинался около пяти часов дня, были прогулки и занятия спортом. Вечером все домашние и гости читали книги, играли в шахматы и устраивали камерные концерты.

Чёткое планирование времени, следование распорядку дня, смена видов деятельности тренируют силу воли и развивают ум, а утренняя гимнастика даёт заряд бодрости на весь день и повышает продуктивность. Очень важно не только составлять планы на день, но и анализировать их выполнение, как это делал Толстой. Таким образом можно начать планировать своё время не только на неделю, но и на более длительные промежутки, постепенно достигать целей, которые раньше казались недостижимыми.

Гимнастика

В своих дневниках Толстой часто отмечал, что для развития телесной воли нужно «регулярно делать движения» . Писатель каждый день находил время для зарядки и физических упражнений, предпочитая заниматься на свежем воздухе - недалеко от дома стояла «садовая гимнастика» с кольцами и турником. С лёгкостью писатель выполнял упражнение, получившее в семье название «Иван Михайлович». Для этого нужно было повиснуть на руках на перекладине, просунуть между ними ноги и, приподнявшись, сесть на перекладину. Лев Николаевич любил и упражнения с гантелями, не без гордости вспоминал о том, как в молодости мог креститься двухпудовыми гирями.

Во многом благодаря занятиям гимнастикой писатель оставался в прекрасной форме до самой старости. Он приучал к этому занятию своих детей: по утрам они все вместе делали зарядку, часто практиковали шведскую гимнастику. Перед домом Толстой установил «гигантские шаги» - своеобразную детскую карусель, но чтобы на ней покататься, нужно было прикладывать определённые физические усилия.

Возьмите за правило, как и Лев Толстой, заниматься гимнастикой каждый день. Регулярные занятия хотя бы по 15 минут в день способствуют всестороннему физическому развитию, совершенствуют координацию движений, тренируют выносливость, улучшают работу нервной системы, ускоряют кровоток, активизируют обменные процессы и формируют осанку. И помните: крепость тела рождает бодрость духа.

Теннис

Игры объединяли всех членов семьи: в них участвовали и взрослые, и дети - начинали обычно после обеда, а заканчивали затемно. Писатель увлёкся теннисом во второй половине 1890-х годов. Он играл увлечённо, с азартом и поразительной ловкостью.

Описав в романе «Анна Каренина» эпизод с игрой в лаун-теннис, Лев Николаевич предопределил моду на этот вид спорта. Писателю удалось представить на страницах романа диковинную в то время игру со знанием опытного теннисиста: «Стали играть в lawn-tennis. Игроки, разделившись на две партии, расстановились на тщательно выровненном и убитом крокетграунде, по обе стороны натянутой сетки с золочёными столбиками < …> Свияжский и Вронский оба играли очень хорошо и серьёзно. Они зорко следили за кидаемым к ним мячом, не торопясь и не мешкая, ловко подбегали к нему, выжидали прыжок и, метко и верно поддавая мяч ракеткой, перекидывали за сетку» .

Игровые виды спорта - это идеальный способ зарядиться энергией, отдохнуть и потренироваться. Учёные доказали, что во время спортивных игр стимулируется выработка гормона счастья, снижается риск развития гипертонии и множества других расстройств, спровоцированных стрессом. Всё это приводит к балансу энергии в организме. В своём дневнике Толстой оставил запись о том, что наслаждается игрой, как ребёнок. Советуем последовать примеру писателя: выбирайте командную игру по душе и занимайтесь спортом отдыхая.

Игра в лаун-теннис. Ясная Поляна // фотография из фондов музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» ©

Вегетарианство

В 55 лет Лев Толстой стал вегетарианцем. Во многом это было связано с периодом духовного кризиса писателя, ознаменованного поисками смысла человеческой жизни. Одним из поводов отказа от мяса стало посещение Толстым скотобойни. Вегетарианство для Льва Николаевича - это логичное продолжение его философского учения о безнравственной природе любого насилия.

Писатель был не строгим вегетарианцем: позволял себе яйца и молочные продукты. При этом его рацион был очень прост: он мог выпить за день до трёх бутылок кефира и съесть до пяти яиц, также он любил овсянку, рисовое пюре и дутый пирог. Толстой активно пропагандировал принципы вегетарианства в России: способствовал развитию журнала «Вегетарианство», поддерживал открытие вегетарианских трактиров и гостиниц, был почётным членом многочисленных вегетарианских сообществ. Во многом благодаря влиянию Толстого от мяса отказались Николай Ге, Илья Репин и Николай Лесков.

При этом Лев Николаевич верил, что важнейшую роль для духовного роста играет отказ не только от мяса, но и от огромного количества ненужных вещей, прихотей и вредных привычек, к которым в первую очередь относятся праздность и обжорство. Поэтому если вы не готовы отказаться от мяса, то начните с правильного питания, осознанного отношения к еде и окружающей природе в целом. «Отгоняй от себя всё то, что мешает тебе видеть свою связь со всем живым» , - писал Толстой.

Байкинг

Толстой по-настоящему удивил своих современников и членов семьи, когда в 67 лет начал ездить на велосипеде. На заре развития этого спорта в России Московское общество велосипедистов преподнесло писателю в качестве подарка велосипед английской фирмы Rover. Лев Николаевич быстро его освоил и вскоре свободно ездил не только по улицам Москвы, но и совершал длительные поездки из Тулы в Ясную Поляну. Толстой стал лицом новой спортивной моды: любители велосипедного спорта с восторгом принимали увлечение классика - это подтверждает статья в журнале «Циклист», посвящённая Толстому и его детям-велосипедистам.

Так как в XIX веке многие считали езду на велосипеде вредной, занятия Толстого не одобряли некоторые его знакомые и даже жена Софья Андреевна. Но в XXI веке уже доказано, что тренировки на велосипеде укрепляют мышцы, улучшают дыхательные процессы и положительно влияют на обмен веществ. Писатель видел в этом спорте пользу не только для развития тела, но и для ума. Он считал, что езда на велосипеде позволяет отдохнуть от мыслей. Так как нужно следить за неровностями дороги и препятствиями на пути, мозг полностью сконцентрирован на одном процессе и ни на что не отвлекается. Концентрация - один из способов развития «воли разума» . Когда будете ехать на велосипеде, постарайтесь тоже ощутить это состояние полной сосредоточенности.

Прогулка в седле - великолепный инструмент эмоциональной разрядки и борьбы со стрессом. Учёные доказали, что спокойная прогулка верхом равноценна спортивной ходьбе, а езда галопом - пробежке. При этом нагрузка на позвоночник и суставы существенно ниже, благодаря чему конный спорт стал одним из наиболее подходящих видов терапии после травм. Верховая езда укрепляет осанку, при регулярных тренировках формируется привычка держать спину ровно, улучшается обмен веществ. Прогулки верхом эффективны при ортопедических заболеваниях и нарушении координации движений.

Всю свою жизнь Толстой оставался активным человеком. Для него занятия спортом были не просто способом оставаться в форме, но и одной из важнейших составляющих ежедневной работы над собой. На своём примере Лев Николаевич доказал, насколько важно следовать простым правилам здорового образа жизни, уметь по-детски радоваться, проводить каждый день с пользой и становиться лучше.

Чертков В.Г. На прогулке. 1909 г. // фотография из фондов музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» ©



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные