Мастер и Маргарита - «"Трусость - это самый страшный порок!". Что это такое

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда Михаил Афанасьевич Булгаков писал роман о Мастере, едва ли он предполагал, что создает самое значимое произведение русской литературы ХХ века. Сегодня произведение заслуженно входит в списки наиболее читаемых книг мира, оставаясь при этом объектом бесконечного спора литературоведов и философов.

А для сайт «Мастер и Маргарита» - просто любимая история, полная загадок и бесконечной мудрости. То, что больше всего нужно в наше непростое время.

  • Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
  • Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
  • Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
  • Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
  • Трудный народ эти женщины!
  • Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
  • Все будет правильно, на этом построен мир.
  • Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
  • Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
  • Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
  • Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
  • Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.
  • Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
  • Помилуйте... Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
  • Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
  • Правду говорить легко и приятно.
  • Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
  • - Достоевский умер.
    - Протестую, Достоевский бессмертен!
  • А факт - самая упрямая в мире вещь.
  • Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
  • Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
  • Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
  • - Трусость - один из самых страшных человеческих пороков.
    - Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость - самый страшный человеческий порок.
  • Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
  • Самый страшный гнев - гнев бессилия.
  • Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
  • Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда!
  • Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... Квартирный вопрос только испортил их.
  • Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

На вопрос Почему трусость - самый страшный порок? заданный автором Бросок лучший ответ это если мы трусливо избегаем ответственного решения и, не внимая голосу совести, выбираем легкий путь, который другие называют правильным, хотя сами мы чувствуем его неверность и таким образом вопреки своей совести идем по пути, указанному другими, что делаем мы тогда? Мы заглушаем божественный голос внутри нас; мы выбираем низшее, а не высшее, более легкое, а более грудное, мы решаем отказаться от своей воли, вместо того, чтобы очистить ее; и хотя бы путь, взятый нами по указанию других, и был лучшим из двух, мы все же Повредим своей эволюции, не сделав того, что по совести считали более правильным.
Самая страшная смерть - это духовная, здесь и не должен работать инстинкт самосохранения
Все это чушь.
Причины трусости в том, что так поступают большинство людей. И каждый готов найти оправдание своей глупости и злорадству.
Любить малодушных людей почти невозможно.
Вот это действительно ужас.

Ответ от Двутавровый [гуру]
Неа философ, я тебе возражаю. Нет страшнее порока чем предательство!


Ответ от Fomart [гуру]
трусость - порождение тьмы и всего что с ней связанно
ощущение опасности - диаметрально другое чувство, именно инстинкт, ОСОЗНАНИЕ разницы


Ответ от Опорос [гуру]
Даже самые великие герои трусили, не боятся только психи. Паника- вот наверно что самое страшное.


Ответ от Протоныч [гуру]
возможно ответ на этот вопрос можно поискать в выссказываниях Мастера в ремейке М. Булгакова "Мастер и Э. П. Кругляков"
(скачать текст)


Ответ от Пользователь удален [гуру]
трусость не позволяет человеку расти, быть сильным, преодолевать препятствия, трусость заставляет людей делать необдуманные поступки, например: меня обвинят в том-то, меня поймаю на этом, ой боюсь про меня узнают, а дай ка я этого человека запугаю или убью, я же боюсь, что меня осудят, или я боюсь говорить "нет" и меня используют и потому я такой несчастны, нет я лучше буду сидеть в "норе",чем высунусь наружу, меня же съедят, а становиться сильным я боюсь, вдруг не получиться....


Ответ от Евгений Соболев [гуру]
Трусость бывает разная. Иногда человек знает что его ждет, но трусит - это порок. А вот когда он не знает что его ждет и трусит - это инстинкт. А Га Ноцри подразумевал, что если знаешь свою участь и боишься (т. е. не можешь смириться) , то это порок. Он же уже знал что идет на верную смерть и не боялся. Потому и был спокоен. Согласитесь, если бы он стал метаться в истерике и просить о прощении это опустило бы его на уровень...ну ниже не куда, а так богом стал.


Ответ от Девушка с кленовой веткой [гуру]
Как же нам нужны оправдания! Как же нам надо быть идеальными! Ну хоть в чьих-то глазах!


Ответ от Волхов [новичек]
Трусость и есть самое большое предательство перед Богом, наделивших нас от начала всем своим величием


Ответ от Вечно Человек [гуру]
1) Порок (ГРЕХ) №1 - это лицемерие первых "лиц" - верховных мохнорылых церковников (РПЦ) и высокопоставленных бритых рыл** царской охранки (ФСБ) . **Сказать - лиц просто язык не поворачивается.
Порнография №1 или жизнеописание Блудницы №1 (церкви) - это ничто иное, как библия (Книга Мёртвых душ)
2) По роману "Ма$Ма" и по аФФтАру вопроса можно легко выстроить идИот-логическую цепочку:
Порок - Предательство.
Предательство - порождение Трусости.
Трусость - порождение Бездуховности.
Бездуховность - порождение бедного извилинами мозга.
Бедность (умственная) не порок....: -)))
3) Всё намного проще.
Трусость маленького человечка, например, ребёнка или человека из простого народа, несопоставимо мала и незначительна по сравнению с ТРУСОСТЬЮ сильных мира сего.
4) Господа бесы! Вам ли не знать, что вас ожидает. Впрочем, у вас есть шанс уменьшить "глубину" пропасти на несколько триллионов лет.. .
😉
Подпись: Вечный


Ответ от Ёветлана Карпова [гуру]
Инстинкт самосохранения это страх, который можно преодолеть. Преодолеть трусость нельзя. Но я не уверена, что это такой уж страшный порок. Известно, что трусы живут дольше, чем смельчаки.


Ответ от Tajmahal [гуру]
Таких пороков много, гордыня ещё хуже. И все же.... слабодушие - это болезнь духа. А с больного что спросить?


Ответ от T T [гуру]
стадное чувство.


Ответ от Maya matveeva [новичек]
так трусость и порождает предательство!


Ответ от Овидий Баженов [гуру]
При чём тут инстинкт самосохранения и трусость?
"Инстинкт самосохранения" - это неконтролируемая реакция на угрозу жизни.
Трусость - это боязнь возможных негативных последствий.
Почему трусость - самый страшный порок?
Покопайтесь в себе, вспомните самые постыдные поступки, и за ними будет именно трусость.


Ответ от Alyona 185 [новичек]
Слова о том, что трусость – один из самых страшных пороков, принадлежат Иешуа Га-Ноцри, герою романа Мастера. Они были адресованы Понтию Пилату в связи с тем, что последний не решился рискнуть своей карьерой и послал на смерть невинного человека, лишь бы не пойти наперекор толпе. Малодушными можно назвать всех людей, кто во многом не согласен с действиями какого-либо руководства, власти в целом, но не будет говорить об этом во всеуслышание, только в своём узком кругу. Это те, кто не согласен, но будет выполнять, недоволен, но не протестует. А таких большинство. Трусость опасна тем, что очень распространена и, в общем-то, ненаказуема. Что касается


В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита два сюжета. В московских главах изображена современная писателю действительность тридцатых годов двадцатого века. Роман создавался в эпоху тоталитарного государства, в период сталинских репрессий. В это страшное время люди бесследно исчезали из своих квартир и уже не возвращались туда. Страх сковывал людей, и они боялись иметь своё мнение, открыто выражать свои мысли. Общество было охвачено массовым психозом шпиономании. Атеизм стал частью государственной политики, а доносительство возвели в ранг добродетели. Зло и насилие, подлость и предательство торжествовали. Писатель - гуманист верил в силу добра и был уверен в том, что зло должно быть наказано.

Поэтому в Москву тридцатых годов силой своего воображения он помещает дьявола, который в романе носит имя Воланда. Булгаковский сатана отличается от традиционного образа дьявола, существующего в религиозном сознании. Он вовсе не склоняет людей на грехи, не искушает соблазнами. Он разоблачает уже существующие пороки и наказывает грешников, неся справедливое возмездие и служа таким образом делу добра.

Второй сюжет представлен как роман мастера о Понтии Пилате. Чтобы утвердить вечные духовные ценности, писатель обращается к евангельским образам.

Христианские мотивы связаны с образами Иешуа, Понтия Пилата, Левия Матвея и Иуды.

Понтий Пилат появляется на страницах романа во всём величии человека, обладающего огромной властью, - " в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой" выходит он в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого.

Римский наместник является пятым прокуратором Иудеи. Он имеет право подписывать смертные приговоры. И в то же время М.Булгаков наделяет своего героя физической слабостью - мучительной головной болезнью - "гемикранией", при которой болит полголовы. Он ужасно страдает от "непобедимой" болезни, от которой нет средств, нет никакого спасения. В таком болезненном состоянии начинает Понтий Пилат допрос "подследственного из Галилеи". Прокуратор должен утвердить смертный приговор Синедриона.

Образ Понтия Пилата в романе является наиболее сложным и противоречивым. С именем этого героя связана проблема совести, поставленная очень остро. На примере образа всесильного прокуратора утверждается мысль о том, что "трусость - самый страшный порок".

Понтий Пилат - человек храбрый и мужественный, он смело сражался в бою "под Идиставизо, в Долине Дев". "Пехотный манипул попал в мешок, и если бы не врубилась с фланга кавалерийская турма, а командовал ею я, - тебе, философ, не пришлось бы разговаривать с Крысобоем", - говорит он Иешуа. В сражении прокуратор не боится смерти и готов прийти на выручку товарищу. Этот человек наделён огромной властью, он утверждает смертные приговоры, жизнь осуждённых в его руках. Но, тем не менее, Понтий Пилат допускает слабость и проявляет малодушие, осуждая на смерть человека, в невиновности которого он ни минуты не сомневался.

Чтобы понять, почему игемон принял такое решение, следует обратиться к сцене допроса во дворце Ирода. Великого.

Эпизод допроса можно разделить на две части. В первой части Понтий Пилат принимает решение отменить смертную казнь, так как в действиях бродячего философа он не видит ничего преступного. Иешуа не подговаривал народ разрушить ершалаимский храм. Он говорил в переносном смысле, а сборщик податей неправильно понял и исказил мысль философа. Во второй части допроса Понтий Пилат стоит перед нравственной проблемой совести, проблемой нравственного выбора. На куске пергамента прокуратор читает донос на Иешуа. Иуда из Кириафа задал провокационный вопрос о государственной власти. Бродячий философ ответил, что всякая власть является насилием, что в будущем никакой власти не будет, а наступит царство истины и справедливости.

Перед прокуратором стоит выбор: не подписать смертный приговор -- значит нарушить закон об оскорблении величества; признать Иешуа виновным - значит спасти себя от наказания, но обречь невинного человека на смерть.

Для Понтия Пилата это мучительный выбор: голос совести подсказывает ему, что арестованный не виноват. Когда прокуратор прочитал донос, ему показалось, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо её появилась плешивая голова Ирода с редкозубым золотым венцом. Это видение символизирует тот выбор, который сделает Понтий Пилат. Он пытается как-то спасти Иешуа, посылая "сигналы", чтобы тот отказался от своих слов о великом кесаре, но бродячий философ привык говорить только правду. Римский прокуратор внутренне не свободен, боится наказания и поэтому неискренен. "На свете не было и не будет никогда более великой и прекрасной власти, чем власть императора Тиверия", - произносит Пилат и с ненавитью смотрит на секретаря и конвой. Он произносит слова, в которые не верит, боясь доноса свидетелей его допроса. Понтий Пилат сделал свой выбор, утвердив смертный приговор, потому что он не готов занять место бродячего философа, он проявил малодушие и трусость.

Главного уже не изменить, и прокуратор стремится изменить хотя бы второстепенные обстоятельства, чтобы заглушить муки совести. Проявляя сочувствие к осуждённому, он отдаёт приказ умертвить Иешуа на кресте, чтобы тот долго не мучился. Он приказывает убить доносчика Иуду и вернуть деньги первосвященнику. Прокуратор старается хоть как=то загладить свою вину, унять угрызения совести.

Важную роль в романе играет сон, который увидел римский прокуратор после казни Иешуа. Во сне он идёт в сопровождении своей собаки Банги - единственного существа, к которому он испытывает привязанность. А рядом с ним по прозрачной голубой дороге идёт бродячий философ, и они спорят о чём-то сложном и важном, причём ни один из них не может победить другого. Во сне прокуратор убеждает себя, что казни не было. Он вспоминает слова, произнесённые Иешуа перед казнью, которые передаёт начальник службы Афаний: "...в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость". Во сне прокуратор возражает бродячему философу: "...это самый страшный порок!" Он вспоминает о своей храбрости в бою: "...не трусил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя - Великана". Во сне прокуратор делает правильный выбор. Ещё утром он бы не погубил свою карьеру из-за человека, совершившего преступление против кесаря. Но ночью он всё взвесил и пришёл к выводу, что согласен погубить себя, чтобы спасти от казни "решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача". Здесь показано, что прокуратор раскаивается в своей трусости. Он понимает, что совершил ужасную ошибку. Но он способен на подвиг и самопожертвование. Если бы можно всё изменить или повернуть время назад, Понтий Пилат не подписал бы смертный приговор. "Мы теперь всегда будем вместе", - говорит Га-Ноцри. Речь идёт о том самом бессмертии, о котором почему-то подумал прокуратор, когда прочитал донос Иуды. Бессмертие Иешуа в том, что он остался верен проповеди добра и взошёл на крест ради людей. Это подвиг самопожертвования. Бессмертие Пилата в том, что он проявил малодушие и из трусости подписал смертный приговор невинному человеку. Такого бессмертия никто бы не захотел. В конце романа прокуратор утверждает, что "более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу". Он говорит, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем".

После геофизической катастрофы, уничтожившей прежнюю цивилизацию (Атлантиду), началось восстановление образа жизни, желательного для её хозяев и наставников. Были достигнуты определённые успехи. Снова расцвели магия, «многобожные» эгрегориальные религиозные культы (основа социальной магии). Египет стал интеллектуальной столицей древнего мира. Казалось, что можно переходить к распространению в глобальных масштабах этого образа жизни и созданию единой глобальной цивилизации, объединяющей всё человечество под верховенством Египта.

И вдруг 14-летний мальчик, взойдя на египетский престол под именем Аменхотеп IV, заявляет: «Все ваши «боги» - выдумка. Нет Бога, кроме Единого Всевышнего Бога, Милостивого Творца и Вседержителя». Он принимает новое имя Эхнатон и приступает к строительству в Египте культуры, основываемой под его руководством на иной нравственности и мировоззрении Жизни, а не посмертного бытия, как то было в Египте до и после него. Удар был столь силён, что Эхнатон на некоторое время достиг успеха.

Потом противники Эхнатона оправились от ошеломления и приступили к противодействию. Эхнатон был отравлен медленно действующими ядами, извратившими физиологический строй его организма (в этом причина возникновения с возрастом женоподобия его тела). После его смерти приступили к уничтожению его наследия. Имя его было обречено забвению, с какой целью все упоминания о нём были выскоблены со всех папирусов, находившихся в обращении, изглажены с каменных изваяний и настенных росписей. И он действительно был забыт на тысячи лет до тех пор, пока археологи не установили, что был в истории фараон-единобожник, проповедовавший мир и радость в ладу с Богом на всей Земле, отказавшийся вести войны.

Но после случившегося «тайные» хозяева и наставники цивилизации решили, что если уже они не смогли предотвратить оглашение в обществе идеи Единобожия и лада людей с Богом , то впредь миссию проповеди «единобожия» им следует взять на себя, что позволит придать ей направленность, отвечающую их интересам. Так возникло «Откровение» Моисею и все последующие «Откровения», данные через так называемых пророков, посланников и т.п.

Кто из «пророков» сам ошибочно или заведомо ложно заявлял, что исключительно через него Бог вещает другим людям Свою истину, а все остальные люди обделены непосредственным вразумлением Свыше, или кому из «пророков» такое воззрение было приписано самими людьми (сподвижниками и потомками), значения для культуры человечества не имеет, хотя многим из «пророков» нелегко пережить Постыдный день. То же касается и возведения в ранг богов или Бога тех или иных людей персонально.

Значение имеет то, что культы единобожия, восходящие к «Откровению» Моисею, едины в запугивании нескончаемым адом всех, кто не признаёт их Божественного происхождения или проявляет свою волю, переступая через их заповеди - предписанные ими нормы жизни индивидов и общества.

Кроме того, все они замалчивают крайне неприятный для их «не проявленных» («тайных) хозяев факт: 14-летний мальчик Аменхотеп, за плечами которого не было жизненного опыта, свойственного зрелости, окрылённый истиной Свыше, вырвался из их плена, НЕ ПОБОЯВШИСЬ ни суда Осириса, ни иерархии культодержцев Египта, традиционно именуемых «жречеством» вопреки сути того, что они делали.

И все культовые вероучения «единобожия» отрицают истинность того:

- Что все люди , при всём различии в их физическом, интеллектуальном, психическом развитии, в их образовании, знаниях, навыках, всегда и везде по их предназначению - Посланники Всевышнего Бога один к другому и наместники Божии на Земле;

- Что люди уклоняются от миссий наместничества и посланничества только под воздействием разнородных страхов , включая и ничем не оправданный страх перед Богом . Но не эти наваждения страхов, а собственная трусость глушит в людях совесть и стыд , вследствие чего они и не приемлют Правды-Истины, которую Бог даёт каждому непосредственно в его внутренний мир через совесть, через обращения к ним других людей, через произведения и памятники общей всем культуры;

- Что Бог ни от кого не отступился и не отступится , и никого и никогда не обделяет Своим вниманием, заботой и милостью, но из трусости, подчинившись наваждениям страхов, люди предпочитают отказываться от Его внимания и заботы в отношении них.

И тезис о трусости как о худшем пороке многократно провозглашается в романе М. А. Булгакова:

«…и трусость , несомненно, - один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок .

Вот, например, не трусил теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

- Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив всё, согласен погубить. Он пойдет на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого мечтателя и врача!

- Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом ставший на дороге всадника с золотым копьём».

Пилат во сне прошёл сквозь стыд, переосмыслил всё . И если в дальнейшем он жил в соответствии с истиной, пришедшей к нему во сне, и смог освободиться ото всего того, что помешало ему утром 14 числа весеннего месяца нисана поддержать Промысел, то сбылось и сказанное ему Иешуа во сне: «Мы теперь всегда будем вместе» .

Это - освобождение: Пилат пришёл в царство истины, в приход которого не верил утром 14 числа весеннего месяца нисана, а придя в царство истины, он стал неподсудным.

Все дальнейшие россказни в истории «про Пилата» про сидящую в кресле на скале под луной две тысячи лет фигуру, про освобождение Пилата мастером, про видение Пилата и Иешуа, идущих к Луне, во сне профессором Поныревым - наваждения от Воланда.

Что есть истина в отношениях людей с Богом? Что произошло в Иерусалиме в начале эры?

Изложенная концепция религиозной истории нынешней глобальной цивилизации приводит к вопросу:

Как относиться к информации, содержащейся в имитациях “Откровений Свыше”, зафиксированных в «священных писаниях», если она хотя бы отчасти проистекает от противников Промысла Божиего?

Ответ на него - самый простой из всех, связанных с романом:

Относиться ко всему без трусости по совести , поскольку всё, к чему человека приводит Бог (а равно и всё, что Бог приводит к человеку милостью или попущением) - даётся человеку в поучение, и этим не должно пренебрегать.

И это действительно так, поскольку трусость - самый страшный порок . Трусость вызывает к жизни безволие ; безволие - одержимость ; одержимость - отчаяние , которое, в свою очередь усугубляет трусость , всё более и более уводя человека от Бога.

Кроме того, «2х2=4» - вне зависимости от того:

Дошёл ли человек до этого своим умом;

Сообщил ли это ему Всевышний в Откровении;

Научил ли его этому знанию дьявол, преследуя свои интересы;

Либо поведал ангел Божий, исполняя Промысел.

Иными словами, информация в русле Предопределения Свыше объективна, т.е. обладает самодостаточной сутью . Поэтому, что истинно - то истинно, а что ложно - то ложно , вне зависимости от ретранслятора информации.

Есть только одно исключение: Бог не лжёт, ни при каких обстоятельствах, а всегда говорит человеку Правду-Истину на всех языках всеобъемлющего Языка Жизни.

Человек же сам во всех жизненных обстоятельствах должен искренне отвечать в ладу ума и сердца на вопрос «что есть истина?» При этом приобретая опыт на своих ошибках, человек должен исправлять свои нравственно-этические стандарты, в чём ему Бог и помогает.


Примечание : глава 5 из аналитической работы ВП СССР «„Мастер и Маргарита“: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры» (дана в сокращении). Книгу можно приобрести в штабе КПЕ или взять с сайта

ТЕОРИЯ ДОЛГА

Трусость привычно порицается обществом

У многих на слуху фраза М. Булгакова, что трусость - это самый страшный порок.Что же, верно. Однако очень плохо, когда под давлением таких сентенций совестливый человек ставит на себе крест после трусливого поступка.

Еще бы - у него и так на душе кошки скребут, а вдобавок и общество незримо твердит ему: «Ты дошел до самого страшного порока!»

Но обратите внимание - ведь Булгаков вряд ли кого-то осуждал. Скорее, он просто констатировал явный для него факт. И я позволю себе дополнить знаменитую фразу:

Трусость - страшнейший из пороков, если ты с нею не борешься.

Аморальна не сама трусость, а нежелание ей сопротивляться.

Повторюсь - тысячелетиями вожди всех мастей самыми жестокими средствами культивировали в людях трусость. Она въелась в нашу душу, она стала буквально ее частью! Вот почему, когда нам угрожают, мы инстинктивно стремимся подчиниться.

В этих условиях нельзя порицать человека, который поддался трусости. Было бы правильнее чествовать того, кто смог ее преодолеть!

В Евангелии есть яркий эпизод, когда апостол Петр отрекся от Христа. Буквально перед этим он горячо убеждал учителя, что не бросит его никогда. На что получит ответ: «…истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».Так и случилось - под угрозой быть схваченным, Петр трижды отрекся от Христа - и тут же прокричал петух. И Петр, исшедвон, плакася горько…

Так что же - считаем мы теперь Петра подлецом и предателем? Нет. Преодолев свой страх, он затем стал продолжателем дела своего учителя - и в конце жизни тоже принял мученическую смерть.

А теперь приведу отрывок из книги Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен», в котором описывается артобстрел:

«Рядом с нами лежит насмерть перепуганный новобранец...

Он закрыл лицо руками. Его каска откатилась в сторону.

Я подтягиваю ее и собираюсь нахлобучить ему на голову.

Он поднимает глаза, отталкивает каску и, как ребенок,

лезет головой мне под мышку, крепкоприжимаясь к моей

груди. Его узкие плечи вздрагивают…

Постепенно он приходит в себя. Вдруг он краснеет как маков цвет,

на лице его написано смущение. Он осторожно дотрагивается рукой до

штанов и жалобно смотрит на меня. Я сразу же соображаю, в чем дело:

у него пушечная болезнь. Я стараюсь утешить его:

- Стыдиться тут нечего; еще и не таким, как ты, случалось

наложить в штаны, когда они впервые попадали под огонь. Зайди за куст,

сними кальсоны, и дело с концом…

Ни капли порицания и осуждения нет в этом эпизоде. Не только боги, но и люди мудры, понимая природу трусости и не делая из нее приговор. Трусость плоха не сама по себе, а лишь тогда, когда ты отказываешься с ней бороться. В этом случае можно смело ставить знак равенства между трусостью и леностью души…

Хорошо - но что же все-таки делать, если совершен постыдный трусливый поступок?

Как не парадоксально, но первым делом - немного воспрять духом. Тысячи и тысячи людей абсолютно не стыдятся своей трусости - их слабое сознание устроено таким образом, что мгновенно вытесняет из памяти все неприятные воспоминания.

Вы - не такой. У вас в душе есть некий недремлющий сторож, который не дает вам расслабиться. И это, с одной стороны, хорошо. Но с другой стороны, вы вскоре можете просто надорваться от бесконечных упреков совести. Особенно, если следовать ее голосу по-прежнему не хватает сил…

Я предлагаю вам взять на вооружение теорию долга . Если в какой-то момент жизни вам не хватило смелости поступить по совести - запишите это действие себе в пассив. Будьте уверены - судьба, увидев намерение расквитаться с долгами прошлого, обязательно предоставит возможность это сделать

Один из самых ярких эпизодов в моей жизни - когда я не заступился за женщину, которую обокрали в автобусе. Когда мы, плотно стиснутые в салоне, подъезжали к остановке, она заволновалась и крикнула: «Водитель, не открывайте дверь! У меня украли кошелек! Я знаю, кто украл - вот этот!». И она показала на бугая рядом со мной, ухмылявшегося и уводившего взгляд в сторону. А я стоял у самой двери и вполне мог сказать: «Я готов показать свои карманы. Ты делай тоже самое, или отдавай кошелек». Более того - я столь плотно был притиснут к двери, что при желании мог сделать так, чтобы она не открылась.

Но… Автобус подъехал к остановке, водитель, отворотив лицо в сторону, открыл дверь, бугай тут же выскочил на улицу - и был таков…

Мне было донельзя стыдно вспоминать этот эпизод, пока я не сказал себе: «Просто терзания души делу не помогут. Они лишь измотают меня. Поэтому я записываю этот эпизод себе в долг. Как только я вновь стану свидетелем подобной ситуации - я буду готов в нее вмешаться…»

Едва ли не каждый из нас допустил в жизни трусливые, постыдные поступки. Переживать по этому поводу похвально - но лишь в том случае, если переживания приведут к конкретному положительному результату.

Трусость происходит только от отсутствия…желания

Р. Декарт

ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ

Устраха глаза велики

Что несет в себе эта поговорка? Да очень простую мысль - мы склонны преувеличивать масштабы неведомого. Как сказал еще Шекспир: «Действительные ужасы не так еще страшны, как ужасы воображения».

Основной инструмент победы над трусостью - практика. Боитесь темноты - идите в темноту. Боитесь гопников - делайте им замечания за маты в общественном месте.

Но, разумеется, осуществляйте это с умом. Если вы идете в темноту - то в такую, где нет болот и острых веток. Ведь ваша задача - вернуться живым, здоровым и с опытом победы над трусостью.

Если вы делаете замечание гопнику - то в таком месте, где вам в случае чего могут помочь окружающие. Да и гопника для первого раза стоит выбрать подохлее - на случай возможной драки.

Начав с маленьких шажочков, вы постепенно будете все более уверенно нащупывать почву под ногами. И скоро вы осознаете, что можете делать замечания даже пьяной компании в купе поезда - а вместо драки встречать сконфуженные взгляды…

В общем, давно сказано - нельзя победить страх, не пройдя тот путь, что тебя страшит. Более того - чем чаще вы будете попадать в экстремальные ситуации, тем быстрее ваш организм адаптируется к этому. Все дело в практике!

Человек страшится только того, чего не знает, знани-ем побеждается всякий страх.

В. Г. Белинский

КАК СТРАШН ЧЕРТ?

Зачастую мы не отваживаемся на поступок лишь потому, что нам внушили мысль об ужасных последствиях поступка…

Человек - существо ленивое. Найдя более-менее комфортный уголок в жизни, мы предпочитаем не высовываться, чтобы не лишиться пусть даже иллюзии благополучия. Привычка - страшное дело.

Жена терпит пьяного мужа, потому что думает, что одной будет тяжелее.

Сотрудник терпит хама-начальника, потому что не уверен, что

найдет столь же высокооплачиваемую работу

Народ терпит власть, потому что предполагает, что в случае

непослушания та применит к нему самые жесткие меры воздействия

Итак - обратите внимание: «думает», «не уверен», «предполагает»… В общем, мы живем по принципу бессмертной фразы: «Как бы чего не вышло!». Нам трудно даже решится на эксперимент - а что будет, если я все-таки…

Итак, давайте его все-таки проведем - пока в безопасных, лабораторных условиях. Возьмите ручку, лист бумаги и напишите вверху название ситуации. А теперь ниже в двух колонках напишите минусы и плюсы в результате ее изменения.

Работайте спокойно, не торопясь. Внимательно взвешивайте все варианты. И вполне может оказаться, что перспектива увольнения с работы уже не так страшна. Или что провал на публичном выступлении вовсе не грозит катастрофой. И т. д.

Отдельный вопрос - драки. Что греха таить - многие из нас пасуют перед ними. Поэтому возьмите и для начала внимательно посмотрите видеозаписи драк, которые, к сожалению, в огромном объеме предлагает сегодня Интернет. Затем подведите итог: что характерно для драк? Как они проходят? Какой результат меня ожидает, если я ввяжусь в драку?

После этого стоит внимательно изучить советы специалистов о том, как вести себя в драке. После этого неплохо пройти курс самообороны без оружия - благо, их сейчас немало. И вот вы обнаружите, как возросла теперь ваша уверенность - вплоть до того, что вы овладели ледяным умением гасить драку до того, как она началась.

Наши страхи наполовину лишены всяких оснований, наполовину же просто постыдны.

К. Боуви

БОИШЬСЯ - НЕ ДЕЛАЙ, ДЕЛАЕШЬ - НЕ БОЙСЯ

В заключение хочу еще раз сказать вот о чем

Отваживаться на смелый поступок должен только тот, кто чувствует в себе силы. Это не значит, что в схватку с хулиганами можно вступать, лишь изучив кикбоксинг. Но в данном случае важна не физическая подготовка, а сила духа.

История не раз являла примеры того, как бугаи и верзилы отступали от более слабого противника лишь потому, что он не собирался сдаваться. Отчаянное, целенаправленное сопротивление порой творит чудеса. Но способны на такое сопротивление только внутренне зрелые люди.

Поэтому не торопите время. Если вы взяли курс на смелость - уже хорошо. Неустанно и последовательно идите к намеченной цели. Будьте готовы к неудачам. Воспринимайте их как тренировку и закалку. Поднимайтесь с колен - и снова идите вперед.

И в один из моментов придет спокойное внутренне ощущение того, что вы уже не боитесь.

Не боитесь гопников.

Не боитесь спорить с начальством.

Не боитесь открыто высказывать свою позицию на форуме.

Не боитесь жить.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные