Мифологические сюжеты в живописи. Мифологические картины. Главные герои и символы. «Геракл побеждает Лернейскую гидру»

Мифологический жанр

Мифологический жанр

разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрождения достиг расцвета.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Мифологический жанр" в других словарях:

    - (франц. genre род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры … Художественная энциклопедия

    Один из основных жанров изобразит, искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий,… … Художественная энциклопедия

    - (Zurbarán) (1598 1664), испанский живописец севильской школы. Строгий монументализм композиций и образов тонко сочетал с тщательностью в передаче предметной фактуры, теплотой цветовой гаммы, светотеневой моделировкой (цикл картин из жизни… … Энциклопедический словарь

    - «Благая весть» … Википедия

    - «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne), Музей Метрополитен, Нью Йорк Живопись барокко или барочная живопись живописные произведения периода барокко в культуре XVI XVII веков, тогда как в политическом плане… … Википедия

    Колыбельная песня - жанр детского фольклора бытового назначения. Колыбельные песни пелись матерью у колыбели засыпающего ребенка в возрасте до пяти лет. В русской народной культуре колыбельные носят мифологический характер, в них много мифических персонажей – Дрема … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ - территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ «Лицей №11 им. Т.И.Александровой г.Йошкар-Олы»

Исследовательская работа

На тему: «Мифологические сюжеты в живописи»

Научный руководитель:

Косова Светлана Ивановна, учитель

черчения и ИЗО первой квалификационной категории.

Ученица 11 «А» класса:

Шпарбер Ксения

Йошкар-Ола 2015г.

Введение

Миф -- предание, в котором воплощены представления древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы. В мифах повествуется о богах, духах, обожествленных героях и предках. Они возникли во времена первобытного общества, на заре человеческого существования. Древний человек не мог понять причин возникновения различных природных явлений. Многие вопросы возникали в его голове: как появились люди на земле? почему гремит гром и идет дождь? по какой причине дует ветер? и др. Не умея подойти к этим вопросам с научной точки зрения, человек придумывал свои, понятные для него ответы. Этими ответами и стали мифы.

Данная работа актуальна, поскольку мифы и искусство являются неотъемлемой частью культуры. Целью работы является доказательство утверждения о том, что мифы-это не иссекаемый источник творчества художников разных времен и эпох. Задачи исследования: раскрыть понятие миф, показать историю развития мифа в искусстве, доказать поставленную гипотезу. Объекты: Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», Санти Рафаэль «Видение Иззекиля», Никола Пуссен «Царство флоры», Буше Франсуа «Юпитер и Каллисто», Карл Брюллов «Последний день Помпеи».

1. Основная часть

Миф не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой породнение человека с силами бытия природы или общества. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Параллельно с мифом в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Художники разных эпох и стилей не обходили своим вниманием древнегреческую мифологию. И хотя в средние века живопись сосредоточилась в основном на христианских сюжетах, в эпоху Возрождения живописцы с большим энтузиазмом принялись изображать мифологические сюжеты на своих полотнах. В эпоху модерна на фоне общих изменений в изобразительном искусстве интерес к классическим мифологическим сюжетам несколько иссяк, зато возродился интерес к мифическим чудовищам, образы которых активно используются в современном искусстве. Русские живописцы традиционно обращались к теме славянской мифологии, изображая на своих картинах, как былинных богатырей, так и мифических существ славянской мифологии.

Для начала обратимся к произведению живописи 15 века. Знаменитая картина художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Боттичелли - итальянский живописец эпохи раннего Возрождения, представитель флорентийской школы, один из самых ярких художников итальянского ренессанса. «Рождение Венеры» художник написал для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Сюжет этой картины основан на мифе о том, как из пены морской появилась на свет богиня любви

Венера, стоя в раковине, плывет, подгоняемая Зефиром и Хлоридой, а навстречу ей идет Ора, одна из спутниц богини, которая держит покрывало, чтобы окутать ее. Трепещущие на ветру прихотливые складки покрывала и одежд, волны на море, изломанная линия берега, «гофрированная» створка раковины, наконец летящие волосы Венеры - все это оттеняет плавные очертания тела богини и усиливает то чувство высшей гармонии, которое вызывает ее облик. Над головой Венеры едва ли не смыкаются руки персонажей, и кажется, будто ее осеняет арка, которой вторит круглящийся низ раковины. Таким образом, фигура богини замыкается в воображаемый овал. Венера здесь - центр, к которому стремится все.

Прекрасное лицо героини напоминает лики Мадонн на картинах Боттичелли, и потому в этой работе сквозь античную тему звучит христианская, именно это соединение античного гуманизма и христианства и дало феномен итальянского Возрождения.

Следующая картина Рафаэля Санти «Видение Иезекииля» относится уже к 16 веку. Это небольшое полотно было написано для частного заказчика. Фон картины полностью соответствует библейскому описанию этого видения: «...бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (Иезекииль 1:4). В самом же видении Бог изображен плывущим по воздуху, поддерживаемый «подобиями четырех животных». традиция с их с четырьмя крылатыми созданиями: человек или ангел, лев, бык и орел, которые символизируют в изобразительном искусстве четырех Евангелистов. Именно этой Христианской традиции, а не собственно описанию видения Иезекииля следовал Рафаэль при написании этой картины. По своим размерам картина небольшая, но она дает представление о мастерстве Рафаэля в области решения столь сложной композиции. В ней художник разрабатывает исключительную по своей трудности задачу-показать стремительный полет. Фигура самого Бога Саваофа дана в очень сложном ракурсе. Живописный образ Бога полон такой титанической силы, а движение передано настолько совершенно, что зрителю кажется, будто «Видение Иезекииля»-большое полотно, а не крохотная картина, размеры которой едва превышают миниатюру. Картина написана на один из самых насыщенных мифической символикой библейских сюжетов.

На очереди полотно 17 века, а именно «Царство флоры» известнейшего французского художника-Николы Пуссен. Мастер изображал античность такой, какой он себе ее представлял. На его полотнах герои античности ожили вновь, чтобы совершать подвиги, идти против воли богов или просто петь и веселиться. Картина Пуссена "Царство Флоры" создана на основе античной легенды, рассказанной римским поэтом Овидием. Это поэтическое иносказание происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы

Герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека трактуется в ее неразрывности с жизнью природы. Строгий порядок царит в мироздании, разумны его законы. Это чувствуется и в картине Пуссена, которая отличается уравновешенностью композиции, красотой героев, вдохновенных образами античной пластики. Логика и поэзия гармонично сосуществуют на этом полотне. Здесь он изображает свой идеал - человека, живущего единой счастливой жизнью с природой.

Во всех своих произведениях Пуссен выражал эстетический идеал классицизма, в основе которого лежит подражание "украшенной природе". Это означает, что художник отражал только возвышенное, прекрасное и совершенное в человеке и жизни, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое.

"Царство Флоры" принадлежит к числу картин Пуссена, отличающихся тонкой и богатой разработкой колорита.

Примером мифологических сюжетов в живописи 18 века является холст Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто». В картине художник обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы. Художник интерпретировал чувственный эпизод античной мифологии в поверхностном, игривом духе. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В творчестве самого Буше то и дело мелькают нимфы и Венеры. И названия работ говорят сами за себя - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы». Он умел радоваться красоте жизни и призывал к этому других. Стиль рококо был его родной стихией, здесь он чувствовал себя, как рыба в воде - естественно и органично. Декоративность, изящная интимность, атмосфера будуара, пастельные тона - таковы основные черты художественного стиля Франсуа Буше.

И наконец, одно из известнейших полотен 19 века-картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи», также относится к мифологическому жанру живописи. Карл Брюлловизвестный живописец, акварелист, рисовальщик. Учился в Петербургской Академии художеств. Его творчество внесло в живопись академического классицизма свежесть романтики, жизненности, увлечения красотой действительности и этим способствовало развитию реализма в русской живописи. Всемирную славу художнику принесла картина «Последний день Помпеи». Гибель Помпеи в представлении Брюллова -- это гибель всего античного мира, символом которого становится самая центральная фигура холста -- прекрасная женщина, разбившаяся насмерть, упав с колесницы. Брюллов потрясен внутренней красотой и самоотверженностью этих людей, не теряющих человеческого достоинства перед лицом неотвратимой катастрофы. В эти страшные минуты они думают не о себе, а порываются помочь свои близким, оградить их от опасности. Художник видит и самого себя среди жителей Помпеи с ящиком красок и кистей на голове. Он здесь, рядом с ними для того, чтобы помочь, поддержать их дух. Но даже перед гибелью его не покидает зоркая наблюдательность художника -- он отчетливо в блесках молний видит совершенные в своей пластической красоте человеческие фигуры. Они прекрасны не только благодаря необыкновенному освещению, но так же и потому, что как бы сами излучают свет душевного благородства и величия. Прошло почти шесть лет с того памятного дня, когда на улицах безжизненной Помпеи у Брюллова возникла мысль написать картину о гибели этого древнего города. В последний год художник так неистово работал, что его не раз выносили из мастерской в состоянии полного изнеможения.

Заключение

миф искусство картина брюллов

Проделанная нами работа подтверждает гипотезу о том, что мифы являются не иссекаемым источником для творчества художников разных веков и эпох. Для этого были рассмотрены работы мастеров различных веков. Также был проведен опрос.

Список источников информации

· http://citaty.su/

· http://muzei-mira.com

· http://jivopis.org

· http://www.mifyrima.ru/

· https://ru.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место и значение К. Брюллова в развитии русского изобразительного искусства. Путь развития К. Брюллова как художника, личности, интеллигента. История создания главного полотна художника "Последний день Помпеи". Анализ портретной живописи художника.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Искусство художника Карла Павловича Брюллова. Направления в творчестве художника. Жанровые сцены из итальянской жизни. Картина "Последний день Помпеи". Галерея Карла Брюллова. Автопортрет 1848 года. Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    Начало творческого пути художника эпохи итальянского Возрождения Сандро Боттичелли. Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, влияние творчества Андреа Верроккьо и первые работы. Сюжеты картин художника: "Весна", "Рождение Венеры", "Мадонна с гранатом".

    реферат , добавлен 06.05.2009

    Живопись Сандро Боттичелли, тонкость и выразительность ее стиля. Энергичные охристые тени для передачи телесного цвета как характерная черта стиля художника. Чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры, прославление чистоты и непорочности.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Академические годы и ранние произведения Брюллова. Итальянский период творчества. Особенности жанровой живописи и новаторство в портретном искусстве. Критика современников на картину "Последний день Помпеи". Художественная и педагогическая деятельность.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Изучение жизненного пути и творческой деятельности Карла Павловича Брюллова - замечательного русского художника. Особенные успехи художник в реалистическом, психологическом портрете. "Последний день Помпеи" – самого значительного произведения Брюллова.

    презентация , добавлен 11.12.2011

    "Музыкальность" живописи в творчестве живописцев-романтиков. "Последний день Помпеи" как созвучность оперы Д. Пачини и картины К. Брюллова. Музыкальная и художественная деятельность М.К. Чюрлёниса. Отображение музыки в живописи и картин в симфониях.

    реферат , добавлен 29.09.2009

    Анализ жизненного пути и творческой деятельности Сандро Боттичелли - известного итальянского художника. Композиция и особенности картины "Спящая Венера", которая ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом "Коронования Девы".

    реферат , добавлен 04.05.2011

    Биографические сведения о жизни и творчестве Сандро Боттичелли – итальянском живописце эпохи раннего Возрождения, представителе флорентийской школы. Его наиболее известные картины "Весна", "Исцеление прокаженного и искушение Христа", "Рождение Венеры".

    презентация , добавлен 07.11.2014

    Понятие, структура и функции мифа. Космогонические мифы и мифы о происхождении. Мифы обновления и конца света. Мифы и время. Мифология, онтология, история. Величие и упадок мифов.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от греч. μυθολογία - кол-лек-ция ми-фов) - жанр изо-бра-зительного искусства, сю-же-ты ко-то-ро-го по-черп-ну-ты из ми-фов.

Мифологический жанр фор-ми-ру-ет-ся в эл-ли-ни-стическом и римском искусстве, в хо-де вы-де-ле-ния сис-те-мы жан-ров из син-кре-тиз-ма ар-ха-ич-ной тра-диционной куль-ту-ры, един-ст-вен-ным со-дер-жа-ни-ем ко-то-рой и был миф.

Таким образом, воз-ник-но-ве-ние мифологического жанра со-пря-же-но с де-ми-фо-ло-ги-за-ци-ей соз-на-ния; миф вос-при-ни-ма-ет-ся как ху-дожественный вы-мы-сел, его ге-рои под-вер-га-ют-ся все-воз-мож-ным транс-фор-ма-ци-ям и пе-ре-ос-мыс-ле-ни-ям: ока-зы-ва-ют-ся в бы-то-вой об-ста-нов-ке, слу-жат об-раз-ца-ми по-ве-де-ния, ино-гда под-вер-га-ют-ся ос-мея-нию или же вы-сту-па-ют в ка-че-ст-ве ал-ле-го-рий, пер-со-ни-фи-ка-ций.

Ес-ли в средне-вековом искусстве хри-сти-ан-ская сю-же-ти-ка поч-ти пол-но-стью вы-тес-ня-ет «язы-че-скую», то в эпо-ху Воз-ро-ж-де-ния ан-тич-ные ми-фы пе-ре-ос-мыс-ли-ва-ют-ся и сбли-жа-ют-ся с хри-сти-ан-ски-ми, на-пол-няют-ся но-вым ал-ле-го-рическим со-дер-жа-ни-ем (А. дель Пол-лай-о-ло, С. Бот-ти-чел-ли, А. Ман-те-нья , Пье-ро ди Ко-зи-мо, Ф. дель Кос-са, Ра-фа-эль, Кор-ред-жо, Б. Пе-руц-ци, Дж. Ро-ма-но, Джорд-жо-не, Ти-ци-ан, П. Ве-ро-не-зе, Я. Тин-то-рет-то, А. Брон-зи-но, Дж. Ва-за-ри, Л. Кра-нах Стар-ший, Ж. Гу-жон, Н. дель’Аббате, ху-дож-ни-ки Фон-тенб-ло шко-лы и др.).

«Ме-та-мор-фо-зы» Ови-дия, на-ря-ду с го-ме-ров-ским эпо-сом, ста-но-вят-ся основнм ис-точ-ни-ком ми-фо-ло-гических сю-же-тов в искусстве ба-рок-ко и клас-си-циз-ма XVII века (скульп-ту-ра Дж.Л. Бер-ни-ни, жи-во-пись Ка-ра-вад-жо, братьев Кар-рач-чи, Дж.Б. Тье-по-ло, П.П. Ру-бен-са, Рем-бранд-та, Д. Ве-ла-ске-са, Н. Пус-се-на, К. Лор-ре-на и др.), ро-ко-ко (Ф. Бу-ше, Ж.О. Фра-го-на-ра) и клас-си-циз-ма второй половиныXVIII - начала XIX веков, ко-гда мифологический жанр сбли-жа-ет-ся с ис-то-рической и ре-лигиозной жи-во-пи-сью, на-пол-ня-ясь иде-аль-ны-ми клас-си-ци-стическими об-раз-ами (скульп-ту-ра А. Ка-но-вы, И.Г. Ша-до-ва и Б. Тор-вальд-се-на, жи-вопись Ж.Л. Да-ви-да, Ж.О.Д. Эн-гра, А.Р. Менг-са, В. Ка-муч-чи-ни и др.) или по-лу-чая тра-гическое пе-ре-ос-мыс-ле-ние в жи-во-пи-си ро-ман-тиз-ма (Ф. Гойя, Э. Де-лак-руа).

Ут-ра-тив глу-бо-кий под-текст и пла-стическую ост-ро-ту сти-ля в позд-неа-ка-де-мическом и са-лон-ном искусстве второй полоины XIX века, мифологический жанр вы-ро-дил-ся в по-верх-но-ст-но-ил-лю-ст-ра-тив-ные про-из-ве-де-ния (В.А. Буг-ро, Л. Аль-ма-Та-де-ма, Ф. Лей-тон и др.), по-лу-чил са-ти-рическое ис-тол-ко-ва-ние в се-рии ли-то-гра-фий О. До-мье.

В XIX веке, бла-го-да-ря ин-те-ре-су ро-ман-ти-ков к национальным кор-ням и средне-вековой и на-род-ной куль-ту-ре, в искусство во-шли сю-же-ты гер-ман-ских, кельтских, индийских и славянских ми-фов. Вме-сте с тем в твор-че-ст-ве пре-ра-фа-эли-тов и мас-те-ров не-ои-деа-лиз-ма воз-ро-ж-да-ет-ся ин-те-рес к ан-тич-ной те-ма-ти-ке (жи-во-пись Х. фон Ма-ре, А. Бёк-ли-на, скульп-ту-ра А. Хиль-деб-ран-да).

Мифологический жанр ши-ро-ко пред-став-лен в искусстве XX века, на-чи-ная с сим-во-лиз-ма и мо-дер-на ру-бе-жа XIX-XX веков (Г. Мо-ро, М. Де-ни, Ф. Вал-лот-тон, Ф. фон Штук, Г. Климт, А. Му-ха), ар-хаи-зи-рую-щей не-оклас-си-ки (А. Май-оль, Э.А. Бур-дель и др.) и аван-гар-ди-ст-ской жи-во-пи-си и гра-фи-ки (М. Бек-ман, П. Клее, П. Пи-кас-со). Ин-ди-ви-ду-аль-ное ми-фо-твор-че-ст-во от-ли-ча-ет про-из-ве-де-ния мас-те-ров сюр-реа-лиз-ма. То-та-ли-тар-ное иск-во Ита-лии, Гер-ма-нии куль-ти-ви-ро-ва-ло мифологический жанр. Ан-ти-то-та-ли-тар-ная ин-тер-пре-та-ция ми-фа ха-рак-терна для пред-ста-ви-те-лей по-стмо-дер-низ-ма (К.М. Ма-риа-ни, Дж. Шоу и др.).

В Рос-сии мифологический жанр по-лу-чил рас-про-стра-не-ние с XVIII века, осо-бен-но в искусстве клас-си-циз-ма конца XVIII - начала XIX веков (скульп-ту-ра С.С. Пи-ме-но-ва, В.И. Де-мут-Ма-ли-нов-ско-го, И.П. Мар-то-са, жи-во-пись А.П. Ло-сен-ко, П.И. Со-ко-ло-ва, К.П. Брюл-ло-ва, А.А. Ива-но-ва).

Во втрой половине XIX - начала XX веков ин-те-рес к национальному фольк-ло-ру по-ро-ж-да-ет свое-об-раз-ную ин-тер-пре-та-цию мифологического жанра в сти-ле мо-дерн : ска-зоч-ные об-ра-зы жи-во-пи-си В.М. Вас-не-цо-ва и М.А. Вру-бе-ля, гра-фи-ки И.Я. Би-ли-би-на и Е.Д. По-ле-но-вой, скульп-ту-ры С.Т. Ко-нён-ко-ва и К. Эрь-зи. Славянская и восточная ми-фо-ло-гия пред-став-ле-ны в по-лот-нах Н.С. Гон-ча-ро-вой и Н.К. Ре-ри-ха. Ми-фы Эл-ла-ды пре-ло-ми-лись в про-из-ве-де-ни-ях Вл.А. Се-ро-ва и Л.С. Бак-ста.

В современном искусстве мифологический жанр пред-став-лен отдельными ра-бо-та-ми на ан-тич-ную те-му П.П. Кон-ча-лов-ско-го , В.Н. Яков-ле-ва, Э.И. Не-из-вест-но-го и др., а так-же ря-дом про-из-ве-де-ний ху-дож-ни-ков СССР, по-свя-щён-ных ге-ро-ям национальных эпо-сов.

На ру-бе-же XX-XXI веков на-блю-да-ет-ся воз-ро-ж-де-ние мифологического жанра в отечественном искусстве, к не-му об-ра-ща-ют-ся А.Г. Ак-ри-тас, Д.Д. Ка-мин-кер, М.М. Ше-мя-кин, З.К. Це-ре-те-ли и мн. др.

Совы, конечно же, сопутствуют (картинки кликабельны):)

Цирцея , она же Кирка
...В косах прекрасных – богиня ужасная с речью людскою.
Полный мыслей коварных Эет приходился ей братом.
От Гелиоса они родились, светящего смертным,
Матерью ж Перса была, Океаном рожденная нимфа...

Гомер. Одиссея. Песнь десятая.

Волшебница, дочь Гелиоса и океаниды Персеиды, сестра колхидского царя Ээта и жены Миноса Пасифаи, тетка Медеи, обитает на острове Эя, в роскошном дворце среди лесов, куда бежала после того, как отравила своего первого мужа, царя сарматов.
Дикие животные, населяющие остров - это люди, испытавшие на себе магию Цирцеи.
Цирцея превращает в свиней спутников Одиссея, опоив их колдовским напитком. Одиссей, отправляется спасать своих спутников. Он получает от Гермеса волшебную траву «моли», которую необходимо бросить в напиток, приготовленный Киркой, и, выхватив меч, разрушить ее злые чары. Одиссей Церцею успешно побеждает, и его спутники получают вновь человеческий облик. Целый год повёл Одиссей на острове у волшебницы.
И, если суммировать различные источники, то продолжение истории "Цирцея - Одиссей" выглядит так:
- У Одисся и Церцеи родился сын Телегон (буквально, «далекорожденный»), впоследствии нечаянно убивший отца, а потом женившийся на его вдове Пенелопе. А сама Цирцея вышла замуж за старшего сына Одиссея и Пенелопы, Телемаха, но была убита им, когда тот полюбил её дочь Кассифону.
О как древние греки сюжеты-то закручивали!:)))


Доссо Досси (итал. Dosso Dossi, собственно итал. Giovanni di Niccolò de Luteri, ок.1490, Мантуя - 1542, Феррара) - итальянский живописец и гравер.
Учился у К.Косты и мастерской Джорджоне, сложился под влиянием венецианских мастеров. Работал вместе с Беллини, Тицианом, Романино. C 1516 - официальный живописец феррарского двора. Почти всю жизни провел на службе у герцогов Эсте, Альфонсо I, Эрколе II, где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения. В 1520 г. с братом посетил Рим и встретился с.Рафаэлем. Потом работает над алтарем для соборов в Модене и Ферраре. В 1530-е гг проявляет себя как мастер пейзажа. Один из представителей феррарской школы. Иллюстрировал Ариосто, оставил его портрет, упомянут им в поэме «Неистовый Роланд».

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



Ещё одна Цирцея


Антонио Мария Вассалло (родился около 1620 в Генуе, в Лигурии и умер в Милане между 1664 и 1673 годами) - итальянский живописец эпохи барокко из генуэзской школы.
О жизни и творчестве Вассалло, который принадлежит к наиболее талантливым и ярким живописцам генуэзской школы, до нашего времени дошли весьма скудные сведения.
Он был из богатой семьи и получил хорошее образование, прежде чем начать свое обучение в качестве художника с фламандского живописца Винсента Мало (в Генуе в 1634 году - Венеция, 1649). Вассалло приобрел широкую известность как анималист, автор пасторалей и мифологических сюжетов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Фортуна

Древнеримская Фортуна, или, соответственно, древнегреческая Тюхе (Fortuna, греч. Τύχη) - богиня случая и удачи. Ее изображали различным образом: то с рогом изобилия как дарующую счастье; то с рулем как руководительницу судеб; то с шаром в знак переменчивости счастья. Тюхе причисляли иногда к мойрам.

Аллегория "Фортуна" , 1658 г.

Paul Getty Museum, Los Angeles.
Сальватор Роза (1615, Неаполь - 1673, Рим)- 1615, Неаполь - 1673, Рим. Итальянский живописец, актер, музыкант и поэт. Мастер неаполитанской школы.
Родился в небольшом городке Арнелла близ Неаполя в семье землемера. С детства был отдан на воспитание в коллегию иезуитской конгрегации Сомаска. Изучение латыни, Священного Писания, итальянской литературы, античной истории в коллежде иезуитов помогло Сальваторе Роза в будущем, когда он стал живописцем. Живописи учился у шурина, художника Ф.Фраканциано, а также у своего дяди, художника А. Д. Греко, возможно посещал мастерскую Х. Риберы, был знаком с известным неаполитанским баталистом А. Фальконе, одним из ранних мастеров этого жанра.
Имя Сальваторе Роза окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Он был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность его натуры. Живописный талант художника реализовался в пейзаже, портрете, батальных сценах, полотнах исторического жанра.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Аврора
Аврора (от лат. aura - «предрассветный ветерок», у греков Эос) - богиня зари, дочь Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея.
Богиня Аврора родила титану Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспера и прочие созвездия. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

"Аврора или Утренняя звезда" , 1814 г.

Château de Compiègne - Замок Компьен, Франция. Потолок в спальни императрицы.
Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон (1767-1824 гг.) - французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель.
Получил основательное гуманитарное образование. Один из лучших учеников Давида, у которого учился с 1785. В начале художественной деятельности увлекался греческой мифологией, и среди псевдоклассицизма, господствовавшего в то время в французском искусстве, стал предвозвестником романтизма, вскоре сменившего это направление.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Геката

Геката - дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил.
У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.
Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить свое влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежалетльным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных.
Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид.
Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона.
Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.

"Геката" , около 1795г.


The Tate Gallery.
Уильям Блейк (англ. William Blake, 1757-1827) - английский поэт и художник, мистик и визионер.
При жизни Блейк не получил никакой известности за пределами узкого круга почитателей, но был «открыт» после смерти. Оказал значительное влияние на культуру XX века. Считается, что в 1863 году положено начало признания Уильяма Блейка и роста интереса к нему.
В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы, одним из наиболее ярких и оригинальных живописцев своего времени.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Гера /Юнона

Юнона - римская богиня, соответствовавшая греческой Гере, супруга Юпитера, пользовавшаяся еще большей властью на небе, чем греческая Гера. Вместе с Минервой и Юпитером она чествовалась в Капитолии. На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей). Там же находился монетный двор римского государства, которому она, согласно легенде, оказывала покровительство.
Царица неба Юнона, также как и её супруг Юпитер, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец - фламин, а культом Юноны - жена фламина (фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни.
В честь Юноны был назван месяц июнь.

"Богиня Юнона в доме сна" , 1829 г.


Museo Nacional del Prado
Эскиз маслом для фрески на потолке салона Карлоса III в Королевском дворце Мадрида.
Луис Лопес Пикер - испанский живописец.
Родился в Валенсии 1802 г., умер в Мадриде 5 июня в 1865г. Сын известного художника Винсента Лопеса и брат художника Бернардо Лопес Пикера.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Лето / Латона
Латона в римской / Лето в греческой мифологии - дочь титанов Коя и Фебы, сестра Астерии, родившая от Зевса близнецов Аполлона и Артемиду.
Согласно мифу, ревнивая Гера/Юнона закляла землю, чтобы ни один клочок суши не смог принять Латону для разрешения от бремени. Только маленький остров Делос согласился принять ее, и там она родила блезницов, Артемиду и Аполлона. По одному из вариантов мифа, жена Зевса/ Юпитера задержала на Олимпе богиню разрешения от бремени Элифию, и Лето/Латона мучилась родами 9 дней, пока остальные, сочувствующие ей, богини не подкупили Элифию ожерельем, переданным через Ириду, богиню радуги.
Утомленная долгим путешествием, Латона хотела напиться из озера в Ликии, но местные крестьяне, добывавшие там вербу, тростник и осоку, не позволили ей этого. В наказание она превратила их в лягушек.
Эта тема встречается как в живописи, так и в садовой скульптуре, особенно во Франции в XVII веке. Латона изображается (обычно с малышами) около озера, где барахтаются вперемешку крестьяне и огромные лягушки.

Латона и ликийские крестьяне , ок. 1605 г.


Rijksmuseum, Amsterdam.
(1568 г. - 1625 г.) - известный фламандский художник.
Родился в Брюсселе. Происходил из великой династии фламандских живописцев Брейгелей, его отцом был Питер Брейгель Старший. Работал в Риме, в Антверпене, в Праге, в Брюсселе. К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, на библейские и аллегорические сюжеты. Ян Брейгель Старший знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, часто вместе со своим другом Питером Паулем Рубенсом.
Умер от холеры, жертвой эпидемии вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Орфей
Орфей - фракиец, из области киконов, жил в селении Пимплея у Олимпа. Сын фракийского речного бога Эагра (вариант - Аполлона) и музы Каллиопы. Орфей славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Любимец Апполона, который подарил ему золотую лиру. Он участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля "Арго".
Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства, и музыке, и в поэзии, и в живописи. Особенно популярна трагическая история любви певца Орфея и его жены, нимфы Эвридики. И её смерть, и попытка Орфея вернуть жену из царства мёртвых.

"О вы, божества, чья вовек под землею обитель,
Здесь, где окажемся все, сотворённые смертными! …
Хаоса бездной молю и безмолвьем пустынного царства:
Вновь Эвридики моей расплетите короткую участь! ...
Если же милость судеб в жене мне откажет, возврата
Не захочу и себе: порадуйтесь смерти обоих."

(Овидий, "Метаморфозы", перевод С. В. Шервинского)

"Орфей в в Царстве мертвых" , 1594 г.


Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция, Италия.
Ян Брейгель Старший, Бархатный

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

"Орфей и Эвридика в в Царстве мертвых" , 1652 г.


Museo Nacional del Prado
Питер Фрис (1627, Амстердам – 1706, Делфт), художник-пейзажист Голландского Золотого Века.

Райнер Мария Рильке
Сонеты к Орфею
О, дерево! Восстань до поднебесья!
Цвети, послушный слух! Орфей поет.
И все умолкло. Но в молчаньи песне
был предназначен праздник и полет.

Прозрачным стал весь лес. К певцу теснились
и зверь из нор, и жители берлог.
Уже не хищный умысел их влек,
и не в молчаньи звери затаились, -

они внимали. Низкий рев и рык
смирился в их сердцах. Там, где недавно,
как гость незваный, оробел бы звук, -

в любой норе, убежище от вьюг,
где тьма и жадность властвовали явно, -
ты песне храм невиданный воздвиг.
Перевод с немецкого Грейнема Ратгауза

1640 г.


The Rose-Marie and Eijk van Otterloo Collection.
Альберт Якобс Кёйп (Aelbert (Aelbrecht) Jacobsz Cuyp, 1620 - 1691, Дордрехт) - голландский живописец, график и гравёр эпохи барокко.
И дед и дядя Альберта были художниками, специализировавшимися по витражам, отец - Якоб Герритс Кёйп - был известным портретистом. Вероятно, именно у отца Альберт обучался живописи, а в начале 1640-х гг. отец и сын совместно работали над заказами: Якоб писал портреты, а Альберт снабжал их пейзажным фоном.
Кёйп проявил себя в самых разных жанрах живописи, его кисти принадлежат библейские, мифологические и исторические полотна, натюрморты, портреты (последние свидетельствуют о несомненном влиянии на него Рембрандта), но славу ему принесли именно пейзажи.
Деятельность Кёйпа протекала преимущественно в Дордрехте. После смерти отца в 1651 или 1652 г. Альберт унаследовал значительное состояние и вошёл в число наиболее уважаемых горожан. Он был активным членом голландской реформистской церкви и занимал важные городские и церковные должности. В 1659 г. он стал деканом.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ещё один "Орфей, очаровывающий животных"
Горем, страданьем души и слезами несчастный питался.
И, бессердечьем богов попрекая подземных, ушел он
В горы Родопы, на Гем, поражаемый северным ветром.
Вот созвездием Рыб морских заключившийся третий
Год уж Титан завершил, а Орфей избегал неуклонно
Женской любви. Оттого ль, что к ней он желанье утратил
Или же верность хранил - но во многих пылала охота
Соединиться с певцом, и отвергнутых много страдало.
Стал он виной, что за ним и народы фракийские тоже,
Перенеся на юнцов недозрелых любовное чувство,
Краткую жизни весну, первины цветов обрывают.

Овидий Публий Назон, "Метаморфозы", Книга десятая.

За это, по Овидию,и был растерзан фракийскими менадами.


Джованни Франческо Кастильоне - итальянский живописец (1641 - 1710 г.г., Генуя).
Художник был сыном и учеником Джованни Бенедетто Кастильоне и обучался живописи в мастерской своего отца. Примерно в 1664 году он получил заказ от Оттавио Гонзага Старшего, а с 1681г. он стал придворным художником Фердинандо Карло Гонзага. После смерти герцога в 1708 году Кастильоне возвращается в Геную. Он похоронен там в церкви Санта-Мария-ди-Кастелло.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Есть ещё один древнегреческий герой, который сходил на экскурсию в загробный мир.

Эней
Эней, в античной (и прежде всего, в римской) мифологии один из главных защитников Трои и легендарный родоначальник римлян. Согласно «Илиаде» Гомера избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так как ему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродить славу троянцев на другой земле. Эта версия легла в основу «Энеиды» Вергилия которая является основным источником при изложении мифа об Энее.
Родители Энея, согласно Вергилию, были Анхиз, внук троянского царя Ила и двоюродный брат Приама, и Афродита (в римской традиции Венера).
Эней женился на Креусе (дочь Приама и Гекубы), его сын Асканий (Юл или Иул) станет, согласно Вергилию, основателем римского патрицианского рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и Октавиан Август.
Эней был свидетелем разрушения и гибели Трои, убийства царя Приама. Гектор поручает ему вывезти и сохранить изваяния троянских богов и установить их в том месте, где Эней станет основателем нового города.
На 20-ти судах оставшиеся в живых троянцы отправляются в плавание. Во время плавания по морю Эней со спутниками побывали во многих местах и переделках и только немногие из выживших прибывают с Энеем в Италию. Там происходит встреча с таинственной пророчицей Сивиллой. Сивилла проводила Энея в Царство Мертвых, там после трудного и полного опасностей пути Эней встречает своего отца, от которого слышит пророчества о великом будущем Рима.

Меч Эней обнажил, внезапным страхом охвачен,
Выставил острый клинок, чтобы встретить натиск чудовищ,
И, не напомни ему многомудрая дева, что этот
Рой бестелесных теней сохраняет лишь видимость жизни,
Ринулся он бы на них, пустоту мечом рассекая.

Вергилий, "Энеида", Книга VI.

"Эней и Сивилла в Царстве мертвых" , 1630 г.


The Metropolitan Museum of Art.
Ян Брейгель Младший (нидерл. Jan Bruegel de Jonge, 13 сентября 1601 - 1 сентября 1678) - представитель южнонидерландской (фламандской) династии художников Брейгелей, внук Питера Брейгеля старшего, Мужицкого и сын Яна Брейгеля старшего, Бархатного.
Ян был старшим ребенком в семье. Через два года после его рождения умерла мать и отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей. Будучи первенцем, Ян продолжил отцовскую династию и стал художником. В возрасте десяти лет он поступил в ученики к отцу. На протяжении своего творческого пути он создавал полотна в похожем стиле. Вместе со своим братом Амброзием писал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные мелких деталей. Он копировал работы своего отца и продавал их под его подписью.
Ян совершал путешествие по Италии, когда получил известие о смерти своего отца от холеры. Он прервал вояж и немедленно вернулся, чтобы возглавить антверпенскую мастерскую. Вскоре он достиг значимого положения и стал деканом Гильдии Св. Луки (1630). Лучшие работы Яна Младшего - крупные пейзажи.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Прометей

Прометей- в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея - богиня правосудия Фемида (по другим вариантам: океанида Климена или океанида Асия). Братья Прометея: Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры).
Кто ж не знает мифа о Прометее? Поэтому я лучше стихами запощу. Выбирала между Эсхилом, Гёте и Байроном, а остановилась на Юне Мориц .:)

Прометей
Орел на крыше мира, словно кошка,
Взъерошен ветром, дующим с Кавказа.
Титан казнимый смотрит в оба глаза
на Зевса зверского. Так выглядит обложка
бессонницы. И соки пересказа
клубит луны серебряная ложка.

У Зевса от страстей отвисли груди,
напряжена свирепая брюшина, -
туда, где любят скапливаться люди,
он извергает громы, как машина.
Титан за печень держится. Вершина
Кавказа ходит с ним по амплитуде.

Орел, приплод Ехидны и Тифона
и брат Химеры с козьей головою,
заводится, как ящик патефона,
и печенью питается живою.
Титан об этом думает: «Освою
дыханье крупное, чтоб избежать урона».

Плоды лимона в погребе долины
сплотили свет вокруг овчарни спящей.
Пастух, изделье из воды и глины,
пастушке в кружку льет отвар кипящий.
Орел титана жрет, как настоящий, и
брызжет в мощный пах слюной орлиной.

Титан не видит ни орла, ни плена,
он видит, как спускается со склона
Кентавр, смертельно раненный в колено.
О дьявол! В благородного Хирона
стрела врубилась, как топор в полено,
он почернел от боли, как ворона,

и пена пышным облачным обводом
усугубляет существа продольность.
Он просит смерти, но бессмертен родом -
будь проклят рок, бессмертья подневольность!
Такая мука в нем, такая больность!..
Титан колотит по небесным сводам, -

Выходит Зевс: - Чего тебе, ворюга? -
Титан диктует: - Сокруши порядок
и смерть мою перепиши на друга,
чтоб светел был отход его и сладок:
Кентавру пусть - нежнейшая из грядок,
а мне - его бессмертья центрифуга, -

ты понял? - Зевс кивнул ему невольно
и удалился ублажать титана.
Кентавру больше не было так больно,
его зарыл Геракл в тени платана.
Орел терзал титана неустанно,
въедаясь в печень. Но как раз об этом
известно всем и сказано довольно.
1973 г.

"Сага о Прометее" (часть триптиха), 1950 г.


Оскар Кокошка (нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия - 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) - австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма в литературе и изобразительном искусстве.
По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров. Учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Харон
Вечно ходит челн Харона,
Но лишь тени он берет...

"Жалоба Цереры", В.А. Жуковский

Харон , греч. - сын бога вечной тьмы Эреба и богини ночи Никты, перевозчик мертвых в загробное царство.
При таком мрачном происхождении и роде занятий можно не удивляться, что Харон был грубым и ворчливым стариком. За­нимался перевозом через реку Стикс или Ахерон, причем только в загробное царст­во, но не в обратном направлении. Харон пере­возил только души умерших, погребенных по всем правилам; души непогребенных были обречены вечно скитаться по берегам загробных рек или, по менее строгим представлениям, хотя бы сто лет. За перевозку Геракла, который одним из немногих жи­вых попал в загробное царство, Харон целый год работал в оковах по приказу Аида. За доставку душ умерших в аид Харон требовал вознаграждения. Поэтому греки клали по­койникам под язык монету (один обол). Зачем Харон нужны были деньги в загробном мире - этого никто не знал. Во всяком случае, все отмечают грязный и оборван­ный вид, этого странного бога (а Харон дейст­вительно был богом), его клочковатую не­стриженую бороду. Обычай снабжать по­койников деньгами на дорогу сохранялся в греко-римском мире еще долго после по­беды христианства и проник в погребаль­ные обычаи других народов.

Лодка Харона , 1919 г.


Музей изобразительных искусств в Валенсии
Хосе Бенль­у­ре-и-Хиль (José Benlliure y Gil; 1855, Валенсия - 1937, Валенсия) - испанский художник.
Родился в семье художника.Он был сыном художника Хуана Антонио Бенль­у­ре и братом скульптора Мариано Бенль­у­ре и художников - Блас и Хуан Антонио. Вскоре он показал свой талант к живописи, и после того, как провел время, работая в Валенсии и Мадриде, он переехал в Рим, где прожил почти двадцать лет, получив международный успех и став лидером испанской художественной колонии в Риме. Он был назван Officier де l"Academie во Франции, был членом Академии Сан - Карлос в Валенсии и Сан - Фернандо в Мадриде, а в 1926 году он был членом латиноамериканского общества Америки в Нью - Йорке.
Изображал преимущественно сцены испанской и римской народной жизни, а иногда и историческо-бытовые сюжеты, отличаясь большим реализмом, блеском красок и тонкостью исполнения.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Фаэтон

Фаэтон - сын Гелиоса (бога солнца) однажды сильно поспорил со своим другом, потому что тот сомневался в его происхождении. Тогда он пошел к отцу и просил от него знака -доказательства родства. Отец погорячившись обещал исполнить его любое желание, тогда фаэтон попросил дать на день управлять солнечной колесницей. Отец был против, но не смог отговорить сына. Отец давал наставления своему сыну, чтобы тот сдерживал коней и не гнал их по итак кривой дороге и не спускался слишком низко (чтобы не поджечь землю: леса, поля, горы) и не поднимался слишком высоко (чтобы не пожечь небо).
Фаэтон не смог сдержать коней, но было уже поздно, как ни пытался он усмерить бег колесницы, ничего не выходило. Кони выскочили из колеи и спустились слишком низко и подожгли землю, а потом резко поднялись вверх и подожгли небо. Бог Посейдон пыталась потушить этот огонь, но сильный жар не давал сделать ему это. Тогда богиня Земля попросила Зевса-громовержца прийти на помощь.
Зевс одной молнией разбил колесницу и своим пламенем потушил солнечный огонь. Кони разбежались, а горящий Фаэтон показался людям падающей звездой. Объятое пламенем тело Фаэтона приняла в свои воды таинственная река Эридан, которой никогда не видели глаза ни одного смертного, и загасила пламя. Наяды, сожалевшие о Фаэтоне, таком смелом и таком молодом, чтобы умереть, похоронили его и вырезали на могильном камне стихи:

Здесь погребен Фаэтон, колесницы отцовской возница;
Путь ее не сдержал, но, дерзнув на великое, пал он.

Его сестры Гелиды, дочери Гелиоса, пришли на его могилу, чтобы оплакать его. Там, на берегу Эридана, они были обращены в тополя.

Вот уже слезы текут, источась на молоденьких ветках
Стынет под солнцем янтарь...

Эти капельки находят на берегу девушки и носят их как украшение.
Боги оплакивают Фаэтона


Теодор ван Тульден (нидерл. Theodoor van Thulden, 1606 или 1607 - 12 июля 1669)- - фламандский живописец и гравёр.
Теодор ван Тюльден родился в городе Хертогенбосх в Северном Брабанте. С 1621 года отправился в Антверпен и учился в мастерской Блейенберга. Работал в своём родном городе Герцогенбуше, в Антверпене, в Париже и Гааге.
В 1626 году стал мастером в гильдии Святого Луки, с 1631 по 1633 год работал в Париже, в 1634 году вернулся в Антверпен, где часто работал с Рубенсом и работал по заказам богатых горожан. В 1640 году вернулся в Северный Брабант, где выиграл конкурс на право создавать живописные политические аллегории по заданию городского совета.
Теодор ван Тюльден очень искусно сочинял и исполнял декоративные картины аллегорического и исторического содержания; писал также сцены обыденной жизни (в частности, деревенские праздники и свадьбы) и портреты. Он был одним из самых модных художников эпохи Людовика XV. Иметь в коллекции полотна художника было престижно.
Был женат на дочери художника Хендрика ван Балена.

Раздел VI. Исторический жанр и его разновидности

Тема 27. Мифологический жанр

Мифы, легенды и предания являются важным источником художественного творчества народов на ранних этапах их истории. Это сказание о древние верования людей о происхождении Земли, явлений природы, богов, героев, Вселенной.

В художественных произведениях мифологического жанра изображаются не реальные, а воображаемые события и герои, которые наделяются необыкновенными способностями.

Мифологический жанр - изображения событий и героев мифов и легенд различных народов мира в изобразительном искусстве.

Николай Рерих. Святогор

Мифологический жанр начал выделяться среди других жанров изобразительного искусства тогда, когда мифы превратились из верований на литературные произведения, образы которых изображали художники. Античные мифы отражают жизнь и приключения богов, подвиги героев.

Мифологический жанр приобрел яркого расцвета в эпоху Возрождения, когда античные легенды побуждали художников на создание картин и скульптур с соответствующими сюжетами. Произведения мифологического жанра олицетворяли высокие идеалы искусства античности. Впоследствии к античных мифов в искусстве приобщились темы из мифов разных народов: скандинавских, славянских, индийских и тому подобное.

Сравните изображение мифологического образа в скульптуре и живописи.

Диана Версальская. Римская копия с греческого оригинала Леохара

Уолтер Крейн. Диана и Эндимион

Сюжеты античных мифов получили распространение в живописи, скульптуре, книжной графике.

Рассмотрите произведения мифологического жанра. Поинтересуйтесь, какие античные мифы они иллюстрируют.

Орфей, фрагмент стар одавньої мозаики из Тарса

Скульптура Нептуна (м. Копенгаген, Дания)

Эдвард Берн-Джонс. Зеркало Венеры

В разные времена мифологические образы привлекали художников многих стран, которые воплощали их по-своему.

Рассмотрите произведения мифологического жанра в графике и живописи. Какими средствами художественной выразительности художники раскрыли эпизод из мифа?

Михаил Пиков. Прощание Гектора с Андромахой

Ангелина Кауфман. Прощание Гектора с Андромахой

Сравните мифологический образ Европы в трактовке различных художников (композицию, колорит, декоративность и тому подобное).

Вирджиния Стеретт. Европа на быке

Валентин Серов. Похищение Европы

Сравните образ легендарного троянского героя Энея в настенной росписи и книжной графике. Обратите внимание на одежду, головные уборы, оружие. Национальные мотивы можно заметить в иллюстрации украинского художника-графика?

Раненый Эней. Настенная роспись в Помпеях

Джованни Баттисто Тьеполо. Явление Венеры Энею у берегов Карфагена (за Вергилием)

Георгий Нарбуг. Иллюстрация к поэме И. Котляревского «Энеида»

Практическое задание

Нарисуйте иллюстрацию на античный мифологический сюжет, который заинтересовал вас больше всего (художественные материалы по выбору).

Обратите внимание на создание выразительного, характерного образа главного персонажа. Нарисуйте одежду, вещи, присущие давней эпохе.

Примеры античного наряда, оружия, орнаментов

Вопросы и задания

1. Какие античные мифы распространены в изобразительном искусстве?

2. Назовите виды изобразительного искусства, в которых приобрел популярность мифологический жанр.

Самостоятельная работа для любознательных

1. Поинтересуйтесь, какие произведения скульптуры, посвященные мифологическим персонажам античности, существуют на территории Украины.

2. Посмотрите мультфильмы по мотивам мифов Древней Греции.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные