Пословицы к ненецкой сказке «Кукушка» (2 класс). Пословицы про кукушку к ненецкой сказке Пословицы к немецкой народной сказке кукушка

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе

Ненецкая сказка «Кукушка».

учитель: Фролова Т.И.

Задачи уроков:

познакомить учащихся со сказками народов России;

учить находить в сказках отражение быта, традиций народов;

следить за развитием действия сказки;

учить кратко пересказывать текст сказок по вопросам;

учить осмысливать поступки героев сказок и давать им оценку;

Планируемые достижения учащихся:

формирование умения находить в сказках отражение быта, традиций народов;

формирование умения определять последовательность событий;

формирование умения самостоятельно определять мотивы действий героев;

формирование умения строить собственное суждение;

формирование умения выбирать подходящую интонацию.

Ресурсы и оборудование:

Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.

Книги-сборники сказок разных народов России («Сказки народов России», «Гора самоцветов. Сказки разных народов в пересказе М. Булатова», «Сказки народов Севера»).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (С.1)

Проверка организации рабочих мест.

Прочитаем девиз нашего урока:

«Читаем быстро, уверенно, лучше, чем вчера»

II. Артикуляционная гимнастика.

а) Дыхательные упражнения.

вдох (через нос) - выдох (через рот) (без звука)

вдох (через нос) - выдох (через рот) (без звука порциями)

вдох (через нос) - выдох (через рот) (со звуком)

вдох (через нос) - выдох (через рот) (со звуком порциями)

«Пёрышко»

в) Работа с чистоговорками. (С.2)

Ло-ло-ло - на улице тепло. (1 ряд)
Лу-лу-лу - стол стоит в углу. (2 ряд)
Ул-ул-ул - у нас сломался стул. (3 ряд)
Оль-оль-оль - мы купили соль. (вместе)

б) Чтение по слоговой таблице.

С разной громкостью

Ускоряясь

Жужжащее чтение

III . Проверка домашнего задания.

Произведения какого жанра мы с вами читали на последних уроках?

Что такое сказка? (С.3)

Сказки - произведения устного народного творчества с вымышленными героями и событиями.

Работа в парах. «Собери пазл» (Собрать иллюстрацию, подобрать к ней цитату, составить диафильм)

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Составим диафильмы. Мы поиграем с вами в игру ""Угадай". По фразе вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку. И те ребята у кого иллюстрация к данной сказке встаньте.

а) «- Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» -
русская народная сказка)

б) «Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород…» («У страха глаза велики» - русская сказка)

в) «- Не, старуха, - говорит дед, - какой воротник привёз я тебе на шубу!….» («Лисичка-сестричка и волк» – русская сказка)

Все сказки можно разделить на три большие группы. Какие? (С.4)

(волшебные, бытовые, о животных)

Работа в группах (Определение вида сказки по иллюстрации или по названию)

- Вспомним правила работы в группах.(С.5)

I V. Постановка темы урока.

Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа

Ненцы - народ, составляющий основное население северных районов России. (С.6)

(показать на карте, фото ненцев)

А название сказки, которую мы сегодня будем читать, вы узнаете, если отгадаете загадку. (С.7)

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка)

Какая тема нашего урока? (клик)

V. Сообщения учащихся о кукушке.

А как выглядит кукушка? Вы узнаете, прочитав необычные предложения. Слоги в словах переставлены местами. Восстановите порядок.

(Каждому ряду даётся своё предложение. Дети в парах выполняют задание.)

Эта птица очень осторожная.

Она немного больше голубя.

Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки.

(На экране рисунок с изображением кукушки) (С.8)

Кукушек хорошо знают все. И если кто-то не видел собственными глазами (увидеть кукушку не так уж просто), то слышал, посещая весной или ранним летом лес. Достаточно один раз услышать голос кукушки, чтобы сразу понять, почему ей дали такое имя.

Какую особенность в поведении кукушки вы знаете?

Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов.

VI . Физкультминутка. Под песню «Мама первое слово…» (С.9)

Почему для физминутки я взяла эту песню, вы ответите в конце урока.

VII. Чтение сказки учителем. (Дети следят) Обмен впечатлениями.

VIII . Работа со словарем. ( На экране ) (С.10)

Чум - жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами.

Малица - верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Тундра - холодные северные безлесные пространства.

I X. Чтение сказки учащимися и работа по содержанию

(Дети читают по цепочке)

Что важнее оказалось для детей: свои дела или просьба матери?

Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.

Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.

Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?

Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

X. Обобщение.

Почему же для физминутки я выбрала ту песню?

Вспомните пословицы, которые можно использовать в качестве названия к ненецкой народной сказке. (С.11)

Гулять - гуляй, но отца и мать уважай.

Родителям помогай при жизни.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Кто матери не послушает – в беду попадёт.
Родительское слово мимо не молвится.
Родную мать никем не заменишь.

В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок.» Чему учит нас эта сказка?

XI. Оценивание. (С.12)

XII . Домашнее задание.

Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: «Мы весело играли,; мама в это время...». Или от лица матери: «Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы...»

Наталья Пильщикова
«В мире сказок». Конспект занятия по чтению ненецкой народной сказки «Кукушка»

Цель : понимание морали сказки

Задачи : учить понимать мораль сказки , расширять представления детей о сказках разных народов , о традициях и обычаях народов севера . Развивать внимание, мышление, память, внимание. Воспитывать способность к сочувствию, отзывчивости, уважения к матери.

Словарь : чум, малица, пимы, тундра.

Оборудование : иллюстрации : чума, малицы, пимов, шкатулка, золотой ключик, наперсток, цветные полоски (синяя, красная, желтая) каждому ребенку, книжка- малышка сказка "Кукушка ", ребус.

Ход занятия

1. Игровой момент. "Ключик, ключик золотой!

Сказку новую открой !"

Кто может прочитать название сказки ? Как вы думаете, о ком эта сказка ? Кто такая кукушка ? Что вы знаете о ней? Отвечает подготовленный ребенок. (Кукушка - перелетная птица . Она не строит гнездо,свои яйца подкладывает в чужие гнезда. Никогда не заботиться о своем потомстве.)

Какие бывают сказки ? (о животных, волшебные, бытовые) Сказки каких народов вы знаете ? (русские, казахские, украинские и т. д)

"Кукушка " - это ненецкая народная сказка . Кто такие ненцы? Отвечает подготовленный ребенок. (Ненцы - это жители севера. Занимаются оленеводством. На севере очень длинная и холодная зима, поэтому люди носят теплую одежду из меха и оленьих шкур.)

2. "Мастерская слов"

В шкатулке что-то лежит. (иллюстрации) Что такое чум? Подготовленный ребенок : чум - это жилище северных народов , покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш. Что такое малица? Подготовленный ребенок : малица - это одежда из оленьих шкур с капюшоном мехом вовнутрь. Что такое пимы? Подготовленный ребенок : пимы- это у северных народов меховые сапоги .

3. Рассказывание сказки воспитателем .

4. Физминутка. (воспитатель читает, дети показывают действия)

Жила на земле бедная женщина. Дети одежду промочат, а женщина - сушит. Снегу натащат, а мать - убирай. И рыбу она ловила на реке. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, просит принести ей воды. Мать встала посреди чума, малицу надевает. Берет мать доску, она превращается в хвост. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей, вылетела из чума.

5. Индивидуальное задание. (5 детей отгадывают ребус по первым буквам предметных картинок. У каждого одно слово.)

6. Беседа по сказке : Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом? Как вы относитесь к своим мам? Чем помогаете своим близким и родным? Какие слова говорите своим мамам, когда они устают?

7. Пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о матери? ("При солнышке тепло, при матери добро", "Нет такого дружка, как родная матушка", "Материнская ласка не знает конца")Что они означают?

Ребята отгадали ребус. Назовите свои слова. ("Сердце матери лучше солнца греет") Кто может повторить пословицу? Как понять?

8. Итог. Рефлексия. Как называется сказка ? Кто ее автор? Какая это сказка ? Вам понравился конец сказки ? Какой конец сказки предложили бы вы ? Из трех цветных полосок выберите две : первая - это ваше настроение в начале сказки , а вторая - ваше настроение в конце сказки . Какие полоски выбрали вы? Почему? Я выбрала три полоски : в начале сказки у меня было спокойное настроение поэтому желтая полоска, синяя - в середине, потому, что заболела мать и дети не дали ей воды, красная полоска в конце сказки потому , что мать улетела и дети остались одни.

Ненецкую сказку «Кукушка» проходят дети во 2 классе , и среди заданий могут встретиться такие:

  • Определите, какая пословица подходит к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, подходящие к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, выражающие смысл сказки.

Сказку неспроста выбрали для изучения в школе. Она содержит глубочайший смысл и раскрывает очень важную тему взаимоотношений между родителями и детьми. Сказку полезно также прочитать детям дошкольного возраста, если те не слушаются и расстраивают маму.

Ненецкая сказка повествует о семье, в которой только мать и четверо детей. Мать трудилась и трепетно ухаживала за детьми. А они, в свою очередь, не слушались ее, играли и шалили. В трудную минуту, когда мама заболела, дети не пришли на помощь. Обернувшись птицей, мать собралась покинуть свой дом. Дети осознали, как дорога им мама, только когда ее не стало.

Таким образом, сказка учит людей бережно относиться к родителям, ценить и уважать их. Но, к сожалению, пока близкие люди рядом, мы склонны не замечать их добрых поступков. А потом бывает уже поздно. Нужно ценить добро и любовь близкого человека здесь и сейчас, отвечать добром на добро.

К ненецкой сказке «Кукушка» подходят русские народные пословицы о добре и любви, о родителях и детях:

Не плюй в колодец пригодится водицы напиться.
Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Плохо ветвям без ствола.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Родную мать никем не заменишь.
Родительское сердце - в детях, а детское - в камушке.

Радуется сердце тяти от ласкового дитяти.
Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.
Детки деткам рознь.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Птица рада весне, а дитя - матери.
У отца с матерью за пазухой - и на морозе тепло.
Во всяком хлебе есть мякина: бывает добр и худ детина.
Дай детям полную волю - сам наплачешься.
Малые дети заснуть не дают, большие вырастут - сама не спишь.
Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
На свете все сыщешь, кроме отца с матерью.
Детей растить - осинку глодать.
В семье - любовь да совет, так и нужды нет.
Семья вместе - и душа на месте.

Нет такого дружка, как родимая матушка.
Кто матери не послушает, в беду попадет.
Около матки хорошо дитятке.
Ребенок без матери, что стол без скатерти.
Мать при детках, что птица в клетке.

Добро не лихо - ходит тихо.
Нет худа без добра.
За добро добром и платят.
Истинное добро всегда просто.

Кукушка кукует, по бездомью горюет.
Кукушка на радость в лесу, ребёнок на радость в дому.
Кукушка не мать, не каждому судьбу поймать.
Кукушка не мать, не каждому счастье поймать.
Кукушка своего гнезда не вьёт.
О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.
Скуковала кукушка на голый лес.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с ненецкой народной сказкой, углубить представление о сказке, как о жанре;
  • формировать навыки чтения, умений самостоятельно работать с текстом;
  • обогатить словарный запас;
  • воспитать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.

Технология: критическое мышление

ХОД УРОКА

I. Побуждение

1) Оргмомент

2) Опрос домашнего задания

– Ребята сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации, что вы на них видите? (Проявление любви человека, птицы и зверю к своему дитя) (Слайд 1)
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим птенцам и детенышам?
– Как вы и ваши родители проявляют свою любовь?
– А какие проблемы существуют в настоящее время в отношениях родителей и детей?

(Просмотр видеоролика) (Слайд 2)

II. Осмысление

– Такая ситуация распространена почти во всем мире, немало можно прочесть об этом и в художественных произведениях, газетных статьях. И сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, где освещена эта проблема.

Словарная работа

ненцы – жители севера;
чум – жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы – обувь
малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами (Слайды 3, 4)

Чтение сказки учителем, показ иллюстраций (Слайды 5, 6)

– Почему мать превратилась в кукушку?
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
– Какой урок мы должны извлечь из сказки “Кукушка”?
– Какому виду относится сказка?
– Какая из пословиц соответствует сказке?

  • Родни много, а мать одна
  • Отец – гора, мать – у подножия горы родник.
  • Детки – радость, детки и горе (Слайд 7)

(Рассуждения детей)

III. Рефлексия

– Ребята, а сейчас напишите письмо любому из героев нашего урока. Напомню, письма бывают благодарственные, письма-уведомления, просьбы, претензии.
– И в заключение нашего урока предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы» (Слайд 8)

Домашнее задание: Сравнить ненецкую сказку «Кукушка» с татарской сказкой «Три сестры» и В.Сухомлинского «Семь дочерей» (Слайд 9)

Это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.
Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.
Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:
Чтение перевернутого текста:
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует:
Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Чтение «задом наперёд»
Это упражнение тренирует внимание. Текст читается в нормальном исполнение, а потом задом наперед. После тренировок чтение обычного чтения будет очень легким.

Средняя общеобразовательная школа № 26

Урок литературного чтения
во 2 классе
по теме: В.А.Осеева «Добрая хозяюшка»

Подготовила: Салихова А.Р.
учитель начальных классов

г.Уральск

Тема: В.Осеева «Добрая хозяюшка»
Цели: формировать представление о творчестве В.Осеевой, совершенствовать навыки сознательного, беглого и выразительного чтения, учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев;
развивать творческие способности и творческое воображение учащихся, развивать память, связную речь;
воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.
Тип урока: комбинированный
Межпредметная связь: самопознание
Оборудование: портрет В.Осеевой, карточки со словами к схеме, карточки с пословицами, разноцветные листы для проведения «ковра идей», компьютер, магнитофон, учебник, иллюстрации к произведению.

Ход урока.

I. Психологический настрой
II. Фаза вызова интереса.
1) Разминка: чтение слогов, слов предложений демонстрируемых на компьютере (с элементами анимации)
2) - Послушайте стихотворение. Какие похожие слова вы услышали?
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- Как вы думаете, что такое доброта?
- Среди слов, которые записаны на карточке, назовите те, которые подходят к слову «доброта»
Отзывчивость, упрямство, помощь, щедрость, страх, сердечность, грубость, неуважительность, бескорыстие, забота, внимательность.
Составление схемы

Про какого человека можно сказать, что он добрый?
- Прочитать определение доброты и доброго человека
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.

Мы вернемся к этим словам после чтения произведения В.Осеевой «Добрая хозяюшка».

III. Подготовка к восприятию текста
Показ портрета писательницы
- В.Осеева написала много произведений для детей. Они серьезные и юмористические и юмористические. Она писала о любви к природе, дружбе и трудолюбии.
- Как вы думаете, о чем будет произведение «Добрая хозяюшка»?
IV. Работа над произведением.
Первичное чтение с остановками
Чтение эпизода о петушке
- Была ли девочка петушку настоящим другом?
- Почему она решила поменять его на курочку?
Чтение эпизода про курочку
– Понравилась девочке курочка? – Чем закончилась эта дружба?
Чтение эпизода про уточку
– Может быть, дружба с уточкой получилась?
Чтение эпизода о щенке
– Как развивались события дольше? – Почему же девочка осталась одна? - Можно ли назвать девочку доброй хозяюшкой?
Повторное чтение
Чтение рассказа детьми с переворачиванием книги по сигналу учителя.
Выборочное чтение
– Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки. – Может быть, курочка обрадовалась? – А уточка? – А как поступил щенок?
– Давайте, определим наше настроение от прочитанного? Выбираем настроение – «мордашку» - Уважаете ли вы девочку за такие поступки?
Работа с пословицами
- Прочитать пословицы и выбрать те, которые подходят к произведению (чтение задом наперед)
Ешчул ошорох ьтипутсоп, меч ошорох ьтировог.
Улед ямерв, а ехетоп – сач.
Яьзурд ястюанзоп в едеб.
Йырбод кеволеч урбод и тичу.
Тен агурд – ищи, а лёшан – игереб.
Юукперк убжурд и йодов ен ьшёьлозар.
- Объясните свой выбор.
– Почему девочка осталась без домашних питомцев? – Можем ли мы уважать ее за такие поступки? – Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка? – Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость? – Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
«Ковер идей» (работа в группах)



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные