Презентация волшебные сказки дочь семилетка. Урок литературного чтения «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка. Этап информации о домашнем задании

Урок: Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Дочь – семилетка».

Цель: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Дочь-семилетка».

Задачи урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Дочь-семилетка»; продолжать формировать у обучающихся беглое, сознательное, правильное и выразительное чтение; выработать активное отношение к обсуждаемой проблеме, отраженной в названии раздела «Мудрец отличен о глупца тем, что он мыслит до конца», присутствующей в литературном произведении; научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость;

2. Развивающие:

Совершенствовать навык чтения; развивать грамотную, связную речь обучающихся; активизировать «вдумчивое чтение»; принимать и выполнять воспитательную задачу; развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление;

3. Воспитывающие:

Содействовать воспитанию трудолюбия; воспитывать уважению к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

1.Словесный (беседа, объяснение, работа с книгой, описание);

2.Наглядный (иллюстрации, наблюдение, метод демонстрации);

3.Практический (упражнения).

Формы обучения:

Фронтальная работа;

Индивидуальная работа;

Работа в паре.

Оборудование:

У учителя: учебник, презентация, карточки.

У ученика: учебник, сигнальные карточки

1. Мотивирование к учебной деятельности

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

3 мин.

Слушать учителя и рифмованно отвечать ему.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

У вас на столах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, своё настроение.

Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

Пусть этот урок принесёт нам радость общения.

Цель: (Научиться беседовать с книгой;

-Улучшать технику чтения;

-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному;

-Описывать героев произведений и давать им характеристику;

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно;

-Учиться работать с учебником и словарями.)

Личностные: нравственные установки обучающихся.

Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Артикуляционная гимнастика.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата перед чтением.

3 мин.

3. Формулирование темы учащимися.

Цель: дети самостоятельно выдвигают цель и формулируют тему урока.

4.Открытие нового знания.

Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на открытие нового знания.

20 мин.

А) Словарная работа

Дети выполняют упражнения.

Дети у доски из букв собирают слово: «Сказка».

Отвечают на вопросы

В начале урока литературного чтения мы с вами делаем артикуляционную гимнастику. Как вы думаете, для чего она нужна?

Я предлагаю вам сделать несколько упражнений.

1. Лягушка-слон.

(Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт).

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

2. Чистим зубки.

Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Прочитайте, пожалуйста, название на слайде. –

Определите, о чём будут произведения этого раздела в книге.

Какие жанры произведений вы знаете?

Чтобы узнать с каким из жанров мы сегодня познакомимся, нужно из букв собрать слово.

Что значит сказка?

Какие сказки бывают?

Какие виды сказок вы знаете?

Чему учит нас сказка?

Откройте учебник на с.50

Давайте с вами выполним задания. Первое задание прочитает…

Прочитай слитно:

ПОДУМАЛ - ПОДУМАЛ

Читай правильно:

МЯГЧЕ

Читай внимательно:

ПОКАТИЛСЯ – ПОДКАТИЛСЯ

В какой части слов есть изменение (в приставке по, под)

Прочитайте название сказки.

Какая это сказка?

Определите по названию сказки, о ком пойдёт речь?

В тексте вам встретятся незнакомые слова, давайте познакомимся с их значением:

Мерин – это жеребец;

Каурая - светло-каштановой, рыжеватой масти.

Рябой боров – самец свиньи, покрытый пёстрыми пятнами;

Кросна – старинный ткацкий станок.

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Дети выполняют упражнения.

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.

О мудрости и глупости.

Сказка, рассказ, басни, стихотворения.

Сказка

Вымысел, фантазия.

Волшебная, бытовая, про животных, богатырские

Доброте, смелости, щедрости, уму и т.д.

В приставке по, под.

Дочь-семилетка

Русская народная

О девочки.

Регулятивные УУД: - сформулировать тему урока;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, делать выводы;

Проводить сравнение, обобщать.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задания;

Коммуникативные УУД:

строить монологическое высказывание; работать в паре.

Регулятивные УУД:

сохранять учебную задачу и осуществлять контроль.

Б)Первичное чтение.

5.Физкульт.минутка

6. Закрепление изученного.

Цель: закрепить усвоенные новые знания.

9.Подведение итога урока.

10.Рефлексия

11.Д.З.

Дети работают в парах, характеризуя героев сказки.

Сегодня на уроке нас посетили четыре мудрых вопроса. Послушайте, какие: Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что на свете мягче? Что всего милее?

Какую мы поставим цель, исходя из этих вопросов?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти в сказке, которую сегодня прочитаем.

Мы походим на носках, А потом на пятках. Вот проверили осанку. И свели лопатки.

К какому жанру мы отнесем данную сказку и почему?

Кто герои сказки?

Почему сказка названа: Дочь – семилетка.

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Почему начался спор?

Для чего братья обратились к начальнику?

Скажите, какую роль в сказке играет царь?

Сколько загадок загадал царь бедному мужику? (4)

Какое количество заданий для девочки придумано было царём?(3)

Для чего царь загадывал загадки?

Как побеждает бедный брат своих противников? (Помогла дочь)

Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Для чего? в сказке нужны загадки?

Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

Какие ещё пословицы на эту тему вы знаете?

Какова главная мысль этой сказки?

Перед вами на столах лежат карточки.

Ваша задача: дать характеристику героям.

В начале урока я вам задала вопросы, ответьте, пожалуйста, на них.

Что всего на свете сильнее и быстрее?

Что всего на свете жирнее?

Что всего на свете мягче?

Что всего милее?

Какой вывод вы сделаете для себя?

Узнать ответы на эти вопросы.

Чтение сказки целиком.

(В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

Бедный, богатый, кума, дочь, царь.

7 лет, она была главной героиней.

Жеребёнок оказался под телегой

Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Решающую. Он глава страны.

Три

Проверить насколько они умны.

Помогла дочь

В сказке есть загадки.

Отгадывание загадки помогает понять героев.

Деньги не всегда смогут помочь. Главная сила – это свой ум. Надо стоять за правду до конца.

Девочка – умная, добрая, честная, мудрая.

Кума: глупая, злая, хитрая.

Богатый- хитрый, жадный

Ветер

Земля

Руки

Сон

Нельзя быть жадным. Свой ум всегда поможет.

Познавательные:

уметь формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога.

Личностные: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Познавательные УУД:

Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

строить монологическое высказывание

Регулятивные УУД:

Адекватно воспринимать оценку;

Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

Соотносить цели и результаты собственной деятельности;

осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; оценивать результаты своей деятельности и всего класса;

Русская народная сказка "Дочь-семилетка"

Жанр: народная бытовая сказка

Главные герои сказки "Дочь-семилетка" и их характеристика

  1. Богатый брат, жадный и глупый
  2. Бедный брат, тоже не шибко умен.
  3. Царь, веселый, мудрый, хитрый
  4. Дочь-семилетка. Разумница и красавица, все знает и все умеет.
План пересказа сказки "Дочь-семилетка"
  1. Жеребенок и телега
  2. Спор братьев
  3. Загадки царя
  4. Ответы кумы
  5. Ответы семилетки
  6. Шелковая нить и прутик
  7. Яйца и пшено
  8. Сеть, заяц и перепелка
  9. Справедливое решение
Кратчайшее содержание сказки "Дочь-семилетка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Родила кобыла бедняка жеребенка под телегой богача
  2. Богач требует отдать ему жеребенка, спор до царя доходит
  3. Царь дает четыре загадки
  4. Богачу неправильно подсказывает кума, бедному ответы дает дочь-семилетка
  5. Царь дает три загадки дочери-семилетки
  6. Царь присуждает жеребенка бедному брату.
Главная мысль сказки "Дочь-семилетка"
Народная сметка и ум дороже любого богатства

Чему учит сказка "Дочь-семилетка"
Учит не доводить дело до абсурда, учит правильно отвечать на глупые вопросы, учит проявлять сметку и находчивость. Учит не быть жадным, учит тому, что бедность не порок. Учит до всего доходить своим умом.

Отзыв на сказку "Дочь-семилетка"
Мне понравилась эта история про умненькую девочку, которая легко отвечала на любые самые сложные и хитрые вопросы. Ребенок видел абсурдность притязаний богатого брата и посмеялся над ними, и над судьями-крючкотворцами, как сумел. Мне очень понравилась ловкая девочка и ее богатая фантазия.

Пословицы к сказке "Дочь-семилетка"
Каков вопрос, таков и ответ.
Жадность последнего ума лишает.
Суд крив, коли судья лжив.
И за прялкой нужна смекалка.
Из песка кнута не сплетешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Дочь-семилетка"
Ехали как-то два брата, богатый и бедный. И вот ночью кобыла бедного брата родила, а жеребенок возьми и спрячься под телегой богатого.
Богатый и говорит, мол моя телега родила, значит мой жеребенок. Бедный спорит, не может родить телега, это мой жеребенок. Спорили братья, спорили, в судах рядили, дошел их спор до самого царя. а царь задал братьям четыре загадки: что на свете всего сильнее и быстрее, мягче, жирнее, и милее.
Богатый к умной куме пошел. Та его научила: Сильнее всего моя кобыла, которая зайца догонит, жирнее - рябой боров, мягче - пуховик, а милее всего - внучек Иванушка.
Бедный в слезах домой приходит, а его дочь-семилетка учит: Сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего - земля, мягче всего - человеческая рука, а милее всего сон.
Вернулись братья к царю, докладывают отгадки. Удивился царь ответам, узнал, что бедному дочь-семилетка помогала, и дал ей задание, из шелковой нити узорчатое полотенце сшить.
А дочь отцу прутик от веника дает и говорит, чтобы попросил царя мастера найти кросна (ткацкий станок) из прутика сделать, чтобы было на чем полотенца шить.
Еще больше удивился царь, дает яйца и требует полтораста цыплят к утру вывести.
Девочка испекла яйца, на обед и ужин припрятала, а отца к царю посылает, просит однодневного пшена для цыплят, которое в один день посеяно, сжато и обмолочено.
Услыхал то царь, последнее задание придумал. Пусть, говорит, твоя дочь завтра ко дворцу явится, ни голой и ни одетой, ни пешком, ни на лошади, ни с гостинцем, ни без подарка.
Совсем запечалился бедный, куда такое ребенку решить! А дочь просит его у охотников зайца, да перепелку взять.
На следующее утро семилетка одевает на себя сетку, садится на зайца, берет перепелку и ко дворцу едет. Протягивает царю перепелку - вот твой подарочек. Царь только брать, а перепелка улетела.
Одобрил царь решение, спрашивает, чем кормятся дочь с отцом. Отвечает умная девочка, что отец на сухом берегу рыбу ловит, ловушек не ставит, а она в подоле рыбу носит и уху варит.
Спрашивает царь, как же может рыба на сухом берегу жить, а дочка ему отвечает, что так же как телега может жеребенка родить.
Засмеялся царь, отдал жеребенка бедному брату, а когда девочка подросла, на ней и женился.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Дочь-семилетка"

- Какой раздел мы изучаем?

Далеко за лесами, морями, высокими горами есть удивительная страна сказок. Представьте эту страну.

Какая она?

В страну сказок не приехать на машине, не приплыть на пароходе, не прилететь на самолете.

А как попасть в страну сказок?

Можно лишь перенестись на крыльях фантазии.

Я знаю, что вы умеете фантазировать, поэтому приглашаю вас побывать в этой удивительной стране под названием сказка.

Принимаете мое приглашение?

Вспомним, что вы знаете о сказках.

Возьмите свои таблицы «Знаю, Интересуюсь, Учусь»

Что вы знаете о сказках?

Знаю

«это я знаю»

Интересуюсь

«что я хотел

узнать»

Учусь

«теперь я узнал»

Есть зачин(начало)

Концовка

Троекратный повтор

Волшебные герои

Волшебные события

Добро побеждает зло

Мудрость

Молодцы!

Мы попали с вами в сказку. А в какую сейчас отгадаем.

Игра «Вспомни сказку»

Работаем в парах.

Каждая пара выбирает карточку с отрывком из сказки.

Договоритесь, кто читает, а кто находит карточку с ответом и прикрепляет на доску. Карточка с ответом имеет цифру. Вам надо ее расположить на доске в соответствующее цифре окошко.

  • Посмотрим, что у нас получится.

Карточки с отрывками из сказок.

1На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старухой.

Старик ивовые прутья резал, корзинки плёл. Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились («Самое дорогое» русская народная сказка)

2 Были у старика со старухой две дочери. Старшая и минуты без дела не посидит. И за что не возьмётся, всё у неё выходит, всякое дело спорится.А меньшая дочь была ленивица. Ничего делать не хотела, к тому же спесивая была, неприветливая. Что ни станет делать, всё с неохотой да кое-как. И прозвали в народе старшую Радивая, а меньшую - Ленивой. Так и пошло - Радивая да Ленивая («Про Ленивую и Радивую» Русская народная сказка)

3 Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом.У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного.

Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила

(«Дочь семилетка» русская народная сказка)

4 А было это, голубчик, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на Луну;

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала.

(«Царевич Нехитер-Немудер» русская народная сказка присказка)

5 Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.(В. Даль «Старик- годовик» (загадка-сказка)

6.В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть (.Л. П. Толстой «Два брата»)

7. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,

Говорит одна девица

То на весь крещёный мир Приготовила б я пир»

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

8. Жил богатый купец, и было у него три дочери.

Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привести. Старшая попросила бусы. Вторая попросила колечко, а меньшая говорит: - Мне ничего не нужно. Если вспомнишь обо мне, то привези ореховую ветку.(Л.Н.Толсто «Ореховая ветка»)

9.В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело то было ночью.(«Елена Премудрая» русская народная сказка)

  1. Жили-были старик со старухой. Жили они бедно. Скотинки никакой у них не было - только один кот. Жил он у стариков долго, остарел так, что перестал мышей ловить. Старуха стала обижаться на кота, говорит: «Раз не ловит он мышей, так не нужен нам!» И заставила старика положить кота в мешок, унести в лес подальше и там вытряхнуть.(«Лиса и Котофей Иванович» русская народная сказка)

11 Жил- был Дрозд Еремеевич. Он свил на дубу гнездо и вывел трёх детёнышей. Повадилась к нему Лиса Романовна. Придёт и поёт:

Этот бы дубочек ссекти, срубить:

Сохи, бороны чинить да полозья гнуть! («Дрозд Еремеевич» русская народная сказка)

12.Жили старик со старухой, и сними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была красивая, как в сказке сказывается, только умная она была.(«Умная внучка» русская народная сказка)

Прочитаем, что получилось.

Шарль

Перро

А что такое подарки?

  • Какие бывают подарки?

А как разгадка связана с нашим уроком?

Что бы вы хотели узнать на уроке?

Какие сделать открытия?

Запишите в ваши таблицы

Знаю

«это я знаю»

Интересуюсь

«что я хотел

узнать»

Учусь

«теперь я узнал»

Сказка –один из литературных жанров

Что за подарки подарила фея?

Какие подарки подарили?

Чему учит сказка?

Есть зачин(начало)

Концовка

Троекратный повтор

Волшебные герои

Волшебные события

Добро побеждает зло

Мудрость

2012 год объявлен годом Франции в России.

Знакомство с биографическими данными автора

Давным-давно (381 год назад) в одной стране, она называется Францией, жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг с другом, что даже писали одинаковым почерком.Одного из братьев звали Шарль Перро. Детство его было благополучным. Как и других сыновей его красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Братья выросли. Каждый занялся своим дело, а Шарль Перро посвятил себя государственным делам. Прошло много лет. Однажды зимним вечером 68летний Ш.П. сидел у камина. Вдруг ему вспомнилась няня и её удивительные сказки. Ему так захотелось записать их, что он тот час же сел стол. Сказки писались так быстро, как будто за спиной стояла фея и нашёптывала слова. Несколько дней Ш.П. не отходил от стола, вспоминая всё новые и новые нянюшкины сказки. Как настоящий сказочник, Ш.П. сделал сказки очень современными: хотите узнать, какая мода была более 300 лет назад? Прочитайте сказку «Золушка»:сёстры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. Так появились на свет сказки, которые вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни».

Шарль Перро родился во Франции 1628году.

Какой это век? (17)

Сколько веков прошло с того времени? (4 века)

Сказки Перро читают уже несколько веков, значит это классика, то что не устаревает со временем.

А что вы узнали из разных источников о Шаре Перро?

Какие сказки вы читали?

Знакомство и разбор новой сказки

Познакомимся еще с одной сказкой Шарля Перро «Подарки феи»

подготовка к чтению

1) Задуваем свечку один большой выдох, два маленьких.

2) Сдуваем с ладошки листочек.

3) Повернулись друг к другу и произнесите «сказка»

С удивлением

С грустью

С радостью

Загадочно

Молодцы!

ФИЗМИНУТКА

Чтение и работа над содержанием (23мин)

Откроем учебник с 145 . Читает…

Чтение 1 части.

Возьмите карандаш, следите, подчеркивайте непонятные слова.

Какие слова были непонятны, какие подчеркнули?

Где можем найти толкование слова?

Грубы - недостаточно культурны, неучтивы, неделикатны

Спесивы –надменный, высокомерный, стремится подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими.

Заносчивы – высокомерны, самоуверенны.

Кроткая – уступчивая, покорная, смирная.

О ком узнали из прочитанного?

Как начинается сказка?

Как можно озаглавить? (Две дочери)

Кого встретила младшая дочь?

Какой показана младшая дочь? (внимательной, доброй)

Почему вы так решили?

Как озаглавим? (Фея и младшая дочь)

3 часть

Почему фея приняла вид простой, деревенской женщины?

Что подарила фея младшей дочери?

За что она получила подарок?

Какой дадим заголовок? (Подарки феи младшей дочери)

4 часть

Чем вторая встреча отличается от первой?

Почему фея приняла такой облик?

Озаглавим (Фея и старшая дочь)

5 часть

Какой подарок сделала фея старшей дочери?

Почему?

В каком предложении выражена главная мысль всей сказки?

Как можно озаглавить? (Подарок феи старшей дочери)

6 часть

Где встретил младшую дочь принц?

Как он рассудил? Почему?

Озаглавим (Младшая дочь и принц)

7 часть

Что случилось со старшей дочерью?

Почему так случилось?

Как озаглавим? (Судьба старшей дочери)

Сказку мы дочитали.

Какое настроение у вас?

Почему?

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Какой урок в сказке Шарля Перро «Подарки феи»?

(Какова услуга, такова и награда!)

Как вы понимаете эти слова?

(Будешь делать добро, к тебе оно вернется)

А у вас были случаи, когда добр

С какой сказкой познакомились, кто её автор? Кто её главные герои?

1) Пересказ сказки по плану.

2)Упр.1,2 стр.108.Р.Т.

Урок: Литературное чтение.
Тема: Русская народная сказка «Дочь – семилетка».
Цель: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Дочь-семилетка».
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Дочь-семилетка»; продолжать формировать у обучающихся беглое, сознательное, правильное и выразительное чтение; выработать активное отношение к обсуждаемой проблеме, отраженной в названии раздела «Мудрец отличен о глупца тем, что он мыслит до конца», присутствующей в литературном произведении; научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость;
2. Развивающие:
- Совершенствовать навык чтения; развивать грамотную, связную речь обучающихся; активизировать «вдумчивое чтение»; принимать и выполнять воспитательную задачу; развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление;
3. Воспитывающие:
-Содействовать воспитанию трудолюбия; воспитывать уважению к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
1.Словесный (беседа, объяснение, работа с книгой, описание);
2.Наглядный (иллюстрации, наблюдение, метод демонстрации);
3.Практический (упражнения).
Формы обучения:
- Фронтальная работа;
- Индивидуальная работа;
- Работа в паре.
Оборудование:
У учителя: учебник, презентация, карточки.
У ученика: учебник, сигнальные карточки

Этапы урока
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированного результата
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

1. Мотивирование к учебной деятельности
Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
3 мин.

Слушать учителя и рифмованно отвечать ему.

У каждого на парте лежат 2 смайлика (улыбка и грусть)
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
- У вас на столах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, своё настроение.
– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?
-Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения.
Цель: (Научиться беседовать с книгой;

Улучшать технику чтения;
-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному;
-Понимать позицию автора;
-Описывать героев произведений и давать им характеристику;
-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно;
-Учиться работать с учебником и словарями.)

Личностные: нравственные установки обучающихся.
Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Артикуляционная гимнастика.
Цель: подготовка артикуляционного аппарата перед чтением.
3 мин.

3. Формулирование темы учащимися.
Цель: дети самостоятельно выдвигают цель и формулируют тему урока.

4.Открытие нового знания.
Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на открытие нового знания.
20 мин.

А) Словарная работа
Дети выполняют упражнения.

Дети у доски из букв собирают слово: «Сказка».

Отвечают на вопросы

В начале урока литературного чтения мы с вами делаем артикуляционную гимнастику. Как вы думаете, для чего она нужна?
- Я предлагаю вам сделать несколько упражнений.
1. Лягушка-слон.
(Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт).
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
2. Чистим зубки.
Рот откройте, улыбнитесь,Свои зубки покажите,Чистим верхние и нижние,Ведь они у нас не лишние.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Прочитайте, пожалуйста, название на слайде. –
- Определите, о чём будут произведения этого раздела в книге.
- Какие жанры произведений вы знаете?
- Чтобы узнать с каким из жанров мы сегодня познакомимся, нужно из букв собрать слово.

Что значит сказка?
- Какие сказки бывают?
- Какие виды сказок вы знаете?

Чему учит нас сказка?

Откройте учебник на с.50
- Давайте с вами выполним задания. Первое задание прочитает
Прочитай слитно:
ПОДУМАЛ - ПОДУМАЛ

Читай правильно:
МЯГЧЕ

Читай внимательно:
ПОКАТИЛСЯ – ПОДКАТИЛСЯ
- В какой части слов есть изменение (в приставке по, под)
- Прочитайте название сказки.
- Какая это сказка?
-Определите по названию сказки, о ком пойдёт речь?

В тексте вам встретятся незнакомые слова, давайте познакомимся с их значением:
Мерин – это жеребец;
Каурая- светло-каштановой, рыжеватой масти.
Рябой боров – самец свиньи, покрытый пёстрыми пятнами;
Кросна – старинный ткацкий станок.
Артикуляционная гимнастика- это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Дети выполняют упражнения.

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.

О мудрости и глупости.

Сказка, рассказ, басни, стихотворения.

Доброте, смелости, щедрости, уму и т.д.

В приставке по, под.
Дочь-семилетка
Русская народная
- О девочки.

Регулятивные УУД: - сформулировать тему урока;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, делать выводы;
-проводить сравнение, обобщать.
- выбирать наиболее эффективный способ решения задания;
Коммуникативные УУД:
строить монологическое высказывание; работать в паре.
Регулятивные УУД:
сохранять учебную задачу и осуществлять контроль.

Б)Первичное чтение.

5.Физкульт.минутка

6. Закрепление изученного.

Цель: закрепить усвоенные новые знания.

9.Подведение итога урока.

10.Рефлексия

Дети работают в парах, характеризуя героев сказки.
- Сегодня на уроке нас посетили четыре мудрых вопроса. Послушайте, какие: Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что на свете мягче? Что всего милее?
- Какую мы поставим цель, исходя из этих вопросов?
Ответы на эти вопросы вы сможете найти в сказке, которую сегодня прочитаем.
Мы походим на носках, А потом на пятках. Вот проверили осанку. И свели лопатки.

К какому жанру мы отнесем данную сказку и почему?

Кто герои сказки?

Почему сказка названа: Дочь – семилетка.
- Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой
Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор
- Скажите, какую роль в сказке играет царь?
-Сколько загадок загадал царь бедному мужику? (4)
- Какое количество заданий для девочки придумано было царём?(3)
- Для чего царь загадывал загадки?
- Как побеждает бедный брат своих противников? (Помогла дочь)
– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки
- Для чего? в сказке нужны загадки?

Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»
- Какие ещё пословицы на эту тему вы знаете?
- Какова главная мысль этой сказки?
Перед вами на столах лежат карточки.
Ваша задача: дать характеристику героям.

В начале урока я вам задала вопросы, ответьте, пожалуйста, на них.

Что всего на свете сильнее и быстрее?
Что всего на свете жирнее?
Что всего на свете мягче?
Что всего милее?

Какой вывод вы сделаете для себя?

Узнать ответы на эти вопросы.

Чтение сказки целиком.

(В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

Бедный, богатый, кума, дочь, царь.
7 лет, она была главной героиней.
Жеребёнок оказался под телегой

Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Богатый хотел, заплатив выиграть спор
Решающую. Он глава страны.

4
Три
- Проверить насколько они умны.
- Помогла дочь
- в сказке есть загадки.

Отгадывание загадки помогает понять героев.

Деньги не всегда смогут помочь. Главная сила – это свой ум. Надо стоять за правду до конца.

Девочка – умная, добрая, честная, мудрая.
Кума: глупая, злая, хитрая.
Богатый- хитрый, жадный

Нельзя быть жадным. Свой ум всегда поможет.

Познавательные:
уметь формулировать выводы.
Коммуникативные УУД:
вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога.

Личностные: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Познавательные УУД:
- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
строить монологическое высказывание
Регулятивные УУД:
- адекватно воспринимать оценку;
- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;
- соотносить цели и результаты собственной деятельности;
осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; оценивать результаты своей деятельности и всего класса;

Дочь-семилетка
Русская народная сказка

Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

Как можно, чтоб телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла. Богатый говорит:

Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле нее был!

Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее? И положил им сроку три дня:

На четвертый приходите, ответ дайте!

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить.

Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:

Что так печален, куманек?

Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

Что такое, скажи мне.

А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?

Экая загадка! У моего мужа карая кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.

Вторая загадка: что всего на свете жирнее?

У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!

Третья загадка: что всего в свете мягче?

Известное дело - пуховик, уж мягче не выдумаешь!

Четвертая загадка: что всего на свете милее?

Милее всего внучек Иванушка!

Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век тебя не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:

О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.

Скажи мне, какие загадки.

А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек не ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!

Пришли к царю оба брата - и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:

Сам ли ты дошел или кто тебя научил? Отвечает бедный:

Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.

Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое.

Мужик взял шелкову ниточку, приходит домой кручинный, печальный.

Беда наша! - говорит дочери. - Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.

Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка; отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает: - Поди к царю, скажи, чтоб нашел того мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!

Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц.

Отдай, говорит, - своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.

Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее:

Ах, дочка! От одной беды увернешься - другая навяжется!

Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:

Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, да просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.

Царь выслушал и говорит:

Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

“Ну, - думает мужик, - такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!”

Не кручинься, батюшка! - сказала ему дочь-семилетка. - Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку.

Отец пошел и купил ей зайца и перепелку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, а в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец.

Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю.

Вот тебе, государь, подарочек! - и подает ему перепелку.

Царь протянул было руку, перепелка порх - и улетела!

Хорошо, - говорит царь, - как приказал, так и сделано. Скажи мне теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?

Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.

Что ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!

А ты умен! Когда видано, чтобы телега жеребенка принесла?

Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.



В продолжение темы:
Детская мода

Гадание на кофейной гуще – стоит на одном из первых мест среди гаданий у тех людей, кому нравится непознанное. Метод заключается в правильном определении символов, которые...

Новые статьи
/
Популярные