Smoke on the Water — пожар как источник вдохновения. История создания «Smoke on The Water

Песня описывает реальные события. В декабре 1971 года группа съехалась в швейцарский городок Монтрё, чтобы записать новый альбом на передвижной студии, арендованной у Rolling Stones и известной как Rolling Stones Mobile. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино Монтрё (в песне - «the gambling house»), в котором они уже бывали с концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention, как часть их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением.



FRANK ZAPPA

Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь - очевидно, один из зрителей (которого найти не удалось) выстрелил из ракетницы в крышу («some stupid with a flare gun»). Заппа спокойно сказал «без паники, у нас пожар» (возможно, они сами ничего не заметили и им самим сказали), после чего музыканты покинули сцену. Зрители эвакуировались довольно организованно, обошлось без жертв. В песне упоминается «funky Claude», который «вбегал и выбегал», - это директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс, помогавший зрителям выбраться из зала. Среди зрителей были и участники Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших синтезаторов.
В результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным залом и аппаратурой «The Mothers» (которая была застрахована, но концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить). Из гостиницы Europe Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали через большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером.

Группе, уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему городу новое помещение. Вскоре Нобс нашёл для них театр «Павильон» (The Pavilion), расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать в середине дня над инструментальной дорожкой с новым риффом, заготовленным Блэкмором, ещё без текста, под рабочим названием «Title #1». Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нём остановились. Как оказалось, всё это время обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись дорожки.
Поскольку работа только в дневное время музыкантам не подходила, пришлось искать новый зал. К помещению предъявлялось много требований, и его поиски заняли 5-6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер проснулся в гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on the water». Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как «наркоманские» («sounds like a drug song»), и, относя себя исключительно к «пьющим» группам, они поначалу эти слова отвергли.
В конце концов, уже в цейтноте, группа сняла целиком гостиницу «Гранд Отель», находившуюся на отшибе и почти пустовавшую, а потому практически неотапливаемую в декабре («We ended up at the Grand Hotel, / It was empty, cold and bare»), превратив её Т-образный коридор на первом этаже в импровизированную студию. Пришлось специально нанять столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал фойе, и обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку раз в день. Из припаркованной рядом студии провели кабели в гостиницу. Поскольку выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и выбирались обратно на улицу в передвижную студию через боковой коридор и балконы прилегающих смежных номеров. Пространство, где они играли, было подсвечено красными прожекторами для создания творческой атмосферы («With a few red lights and a few old beds / We made a place to sweat…»). Барабанные партии были записаны отдельно в коридоре гостиницы, так как Иэну Пэйсу пришлась по душе реверберация холла между номерами.
В таких условиях был записан весь альбом Machine Head. А на инструментальную дорожку, записанную ранее в «Павильоне», был наложен вновь написанный текст с припевом «Smoke on the Water».
Из всех композиций альбома песня «Smoke on the Water» вошла в концертную программу 1972 года самой последней, это произошло в конце мая.


Сохранено

Самая популярная «вещь» группы Deep Purple, бесспорно являющаяся настоящей легендой хард-рока – это песня «Smoke on the Water». Она собрала множество престижных музыкальных премий, побила рекорды по продажам, на нее были записаны многочисленные каверы. Более того, «золотому» синглу «тёмно-пурпурных» установили памятник в Монтрё – городе, где он родился.

Пожалуй, нет человека, не слышавшего эту песню, и музыканта, не пытавшегося наиграть ее.

Неожиданные успехи «Дыма над водой»

«Smoke on the Water» (перевод с англ. – «Дым над водой») записали в декабре 71-го. В марте следующего года песня вышла в составе полноформатного релиза «Machine Head». А в 1973-м дебютировала в качестве сингла: на одной стороне пластинки помещалась ее «чистая» версия, на второй – концертная запись из альбома «Сделано в Японии» («Made in Japan»).

Пластинку с синглом тут же расхватали меломаны. И это несмотря на то, что трек уже два года крутился с любого устройства, способного воспроизводить звук.

По результатам продаж синглу Deep Purple «Smoke on the Water» присвоили звание «золотого» . Он достиг 4-го места в чарте Billboard, обосновался на 434 позиции среди пятиста величайших песен всех времен и народов и проскочил в двадцатку лучших композиций на радио BBC. По версии музыкальных критиков, именно этот трек сделал альбом «Machine Head» платиновым .

История «Smoke on the Water» знаменуется многочисленными каверами. Ее не перепел разве что ленивый. Свои версии песни представили легенды рок-сцены Yngwie Malmsteen, Iron Maiden, Jon Bon Jovi, Sepultura, Santana, Dream Theatre, Brian May, Soulfly, Vains of Jenne, Six Feet Under и многие-многие другие.

Самое интересное, что такого успеха создатели трека не ожидали . Они делали ставку на «Never Before» и «Maybe I’m a Leo», тогда как песня «Smoke on the Water», по их мнению, должна была стать проходной.

Что же в ней особенного , кроме простенькой запоминающейся мелодии?

Рождение легенды

Тех, кто давно хотел узнать, о чем повествует песня «Smoke on the Water», ждет разочарование. Никаких аллегорий, метафор и скрытого смысла . Все просто, как музыкальный размер четыре четверти. Такой же, как и у легендарного трека.

Текст «Smoke on the Water» отображает события, в реальности произошедшие с группой в городе Монтрё, что на западе Швейцарии.

История «Smoke on the Water» берет начало зимой 1971 года. Музыканты приехали в этот городок, чтобы записывать очередной альбом. Они планировали обустроить звукозаписывающую студию в развлекательном комплексе «Montreux Casino». Но не стали сразу разгружать аппаратуру, а решили подождать окончания концерта Фрэнка Заппы.

Оказалось, что это решение было судьбоносным. Во время выступления один из присутствующих зрителей выстрелил из ракетницы вверх и попал в потолок, в результате чего загорелся бамбуковый подвес.

Заппа объявил о начинающемся пожаре и покинул сцену. В то же время директор джаз-феста Клод Нобс начал выводить зрителей из зала. В треке ему посвящена строчка – «Напуганный Клод бегал туда-сюда».

Огонь разгорался постепенно, поэтому многие гости, как упертые бараны, требовали продолжение концерта.

Одним из таких «баранов» оказался бас-гитарист Deep Purple Роджер Гловер. Он вернулся в здание комплекса, чтобы полюбоваться двумя новенькими синтезаторами.

Но вскоре небольшое возгорание превратилось в настоящую катастрофу и комплекс сгорел дотла. А над водами озера Lac Léman разостлался густой дым, державшийся несколько дней. Именно этот «дым над водой» и подразумевается в песне «Smoke on the Water».

Апокалиптическим видом музыканты «любовались» из окна «Europe Hotel». Особенно он впечатлил Гловера . Через несколько дней он проснулся со словами «дым над водой» . А во время завтрака набросал текст «Smoke on the Water» на салфетке.

Остальные участники группы вначале не хотели использовать фразу «дым над водой». Они посчитали ее «наркоманской». С таким мнением был согласен и Роджер Гловер. Но найти более удачное сравнение было невозможно.

После пожара музыканты начали подыскивать новое здание для записи альбома. Вначале Нобс договорился об аренде театра «The Pavilion». Но консервативные швейцарцы взбунтовались против громогласных ночных репетиций в сердце города. И вызвали полицию.

Обслуживающему персоналу удалось сдержать натиск правоохранителей. Благодаря их усилиям появилась предзапись будущего хита Deep Purple «Smoke on the Water» с рабочим наименованием «Title #1».

Музыкантам пришлось искать другие варианты. Через неделю они присмотрели гостиницу «Grand Hotel». Вне сезона она пустовала. И не отапливалась.

Одна из строк – «Мы обосновались в «Гранд Отеле», / Он был пустым, холодным и бедным» – описывает именно ту нежилую гостиницу.

На первый взгляд холод кажется мелочью. Но играть в таких условиях почти невозможно: пальцы коченеют, руки сводит, а аппаратура постоянно расстраивается.

И все же именно здесь и была записана вся пластинка «Machine Head». Работа велась в фойе гостиницы. И только ударные партии писали в коридоре «Grand Hotel». Иэну Пэйсу (Ian Paice) понравился звук в холле между номерами.

Там же на демо-запись, сделанную в «The Pavilion», наложили слова. И сделали перевод «Smoke on the Water» из рабочего трека в полноценный.

Монументальная память

Хит Deep Purple «Smoke on the Water» не минули упреки в плагиате . Схожесть нашли в альбоме певицы из Бразилии Аструд Жилберту (Astrud Gilberto) и пианиста из Америки Джила Эванса (Gil Evans) – «Look to the Rainbow», записанному за пять лет до появления «Дыма над водой». Мотив, практически полностью совпадающий со знаменитым риффом «тёмно-пурпурных» звучит во вступлении песни «Maria Quiet» (Maria Moite). Совпадение настолько разительное, что в случайность верится не особо.

От этого сравнения Ричард Блэкмор (Richard Blackmore) отшучивался, говоря, что на самом деле просто переиграл задом наперёд Пятую симфонию Бетховена.

В принципе, не так уж и важно, совпадение это было или Deep Purple действительно сплагиатили . Ведь именно они сделали легендарный мотив известным . Настолько, что его увековечили.

В том самом судьбоносном городе Монтрё сооружен своеобразный памятник, посвященный «золотому» синглу британской группы : на металлическом нотном стане, опутанном плющом, начертаны ноты знаменитого риффа.

Благодаря этому монументу, песня «Smoke on the Water» группы Deep Purple оставила отпечаток не только в сердцах меломанов всего мира, но и увековечена в физическом мире, что является довольно редким достижением для музыкальных произведений.

Последнее обновление: Август 9th, 2017 by RockStar

По воле случая если вам когда-нибудь вам доведется побывать в швейцарском городке Монтре, то уж не поленитесь, отыщите там две действительно знаковые для истории тяжелой музыки достопримечательности.

Freddie Mercury"s monument

Разговор даже не о бронзовом Фрэдди Меркюри, который в 1996 году на века встал на берегу Женевского озера, хотя и ему лишний раз поклониться не грех. Речь идет о местном зале "Казино" и, прежде всего, об уникальном и единственном в мире памятнике - "песне". И эта песня - "Smoke On The Water" с альбома Machine Head группы Deep Purple ! "Smoke On The Water - не просто хитовая композиция.
Её судьба сложилась иначе - она стала настоящим "стандартом хард-рока" и гимном целого поколения меломанов. Вряд ли найдется хоть один поклонник рока, да и не только рока, который не слышал бы её. А для группы Deep Purple "Smoke On The Water " стала пропуском в вечность. Итак, в декабре 1971 года Deep Purple прибыли в Монтрё. Планы их были просты и понятны им предстояло записать очередной студийный альбом Machine Head . Для этого у Rolling Stones была арендована передвижная студия Rolling Stones Mobile представлявший собой внушительных размеров грузовик-фургон, где была смонтирована звукозаписывающая аппаратура.
Ранее планировалось, что сами музыканты расположатся на сцене местного развлекательного комплекса "Казино", что стоит прямо на берегу озера Начало записей было запланировано на 5-ое декабря, музыканты же приехали в город четвертого. В этот день в "Казино" давал концерт Фрэнк Заппа со своей группой "The Mothers Of Invention", сцена была пока занята, и свою аппаратуру Deep Purple решили пока не выгружать. Как бы предчуствуя что-то не ладное.
Через час после начала выступления Заппы, во время синтезаторного соло на композиции "King Kong", какой-то обезумевший oт счастья фэн пальнул в потолок зала из ракетницы. А там был сооружен декоративный бамбуковый навес.

Smoke on the lake

Предстоящему пожару не пришлось ждать долго. Заппа с грустью произнес в микрофон "без паники, у нас пожар", после чего его музыканты сложили инструменты и покинули сцену. Затем спокойно, без давки и истерик, вывели всех зрителей - никто не пострадал.
Эвакуацию организовал лично директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс (он, кстати организовал запись альбома "Machine Head" и стал его продюсером).
Вначале пламя разгоралось медленно - его даже не было видно. Роджер Гловер , не сознавая, насколько он рискует, снова вошел в горящее "Казино", чтобы поближе разглядеть и пощупать два новейших синтезатора Заппы. Хорошо, что Гловер вовремя успел выйти из горящего здания и соединился к остальным музыкантам, укрывшимся от суеты и толпы в ресторане отеля "Еurоре". И оттуда, через большое окно, они видели. как здание Казино", которому в 1971 году стукнуло уже 90 лет, обратилось в пылающий ад, а над водой Женевского озера повисла завеса дыма, не рассеивавшаяся потом ещё пару дней.
А синтезаторы Заппы, к слову, не успели вынести, они сгорели.
Таким образом Deep Purple остались без помещения для записи. Но уже утром следующего дня Клод Нобс договорился с администрацией расположенного неподалеку театра "Павильон". Днём туда перевезли всю аппаратуру и группа начала подготовку к записи инструментальных партии для трека с условным обозначением "Title #1". Рифф для этой песни Ричи Блэкмор заготовил ещё до поездки в Монтре (злые языки уверяют, что он "содрал" его с песни бразильца Карлоса Лиры "Maria Moita", которая впервые была записана Аструд Жильберто для альбома Look At The Rainbow. 1965).
К вечеру была завершена настройка аппаратуры, и группа начала работать. Только третий дубль понравился всем, а на часах было уже далеко за полночь. Остановившись, музыканты обратили внимание на слегка напряженное поведение обслуживающего персонала, которому было поручено обеспечивать тишину и отсутствие посторонних лиц во время записи. Оказывается, весь вечер в двери студии ломился наряд полиции, вызванный жителями окружающих домов! Тут вам следует пояснить кое-что. Монтре несмотря на концерты рок-звезд и джазовые фестивали, и тогда, и сегодня, представляет собой очень тихий, дорогой, аристократический курорт на "швейцарской Ривьере". Queen, Deep Purple, Боуи, Заппа - да, конечно.
Но Монтре как место для отдыха и лечения, задолго до них облюбовали Стравинский, Набоков, Хемингуэи. Руссо... Чайковский, опять же - он своё "Лебединое Озеро" не пропускал через мегаваттные "Маршаллы" в час ночи! А местных здесь всего тысяч двадцать. И они привыкли к курортникам определенного типа. Так что сами понимаете - малейший шум после захода солнца, и бдительные "монтрейцы" сразу же "звонят в полицию"! Итак, прибывшие полицейские корректно попросили музыкантов ограничить работу дневными часами. Это никого не устраивало. Поэтому Нобса "зарядили" подыскивать новое помещение - в маленьком городе это оказалось довольно сложным. Прошло пять или шесть дней. Легенда гласит, что именно в эти дни Иен Гиллан услышал, как Роджер Гловер, очевидно под впечатлением, пробормотал несколько раз во сне фразу "smoke on thе water" - "дым над водой".

Smoke on the water song"s monument

Утром, сидя, в ресторане, Гиллан снова вспомнил эти слова, схватил салфетку и записал их. Так родился знаменитый припев, который дал окончательное название записанной накануне песне - "Smoke On The Water" вместо рабочего "Title #1!". Затем, наконец Нобсу удалось снять целиком "Гранд Отель", находившийся на окраине города и в это время года абсолютно пустовавший. Естественно, он не отапливался. Для записи был облюбован Т-образный коридор на первом этаже. Специально нанятый плотник сколотил деревянный щит, отгородивший его от фойе. Щит был обложен матрасами из пустующих номеров. Ограниченное таким образом пространство отапливалось промышленной тепловой пушкой. Для создания "творческой атмосферы" коридор подсвечивался красными лампочками. Рядом припарковали грузовик с Rolling Stones Mobile и протянули от него кабели внутрь помещения. Вот только пробираться в коридор музыкантам приходилось через балконы смежных номеров - ведь вход в фойе был заколочен! Там и были увековечены все остальные инструментальные партии альбома "Machine Head", только барабаны Иена Пейса решили записать в другом коридоре, не отделенном от холла, так как ему понравилась реверберация звука в этом месте. В последнюю очередь был наложен вокал, в том числе и на дорожку "Smoke On The Water", записанную ещё в театре "Павильон". К этому времени у Гиллана был готов уже весь текст. И повествует он, в общем и целом, обо всех вышеупомянутых заключениях при записи альбома - о пожаре на концерте Заппы, о том, как Клод Нобс выводил людей, как сгорело "Казино", как был найден "Гранд Отель" и там уже записана вся пластинка: "Нам никогда не забыть, этот дым над водой и огонь в небесах!" Песня "Smoke On The Water" была выпущена на альбоме "Machine Head" в марте 1972 года. Постепенно стало ясно, что она будет одной из самых значимых композиций на диске. В виде сингла она появилась на прилавках музыкальных магазинов в 1973 году, на второй стороне была её концертная версия.

Smoke on the water manuscript

Сингл по результатам продаж стал "золотым" и достиг четвертой позиции в авторитетном чарте Billboard. Говорят, благодаря ему весь альбом занял вскоре 1 место в национальном английском хит параде, а к 1986 году стал дважды "платиновым" (2.000.000 копии)! Впоследствии диск не раз переиздавался, в Британии был даже выпущен его квадрофонический вариант. Песня "Smoke On The Water" попала в список "500 величайших композиции всех времен" журнала Rolling Stone, издание поместило ее в первую двадцатку 100 величайших гитарных треков, как и радиостанция ВВС. Кавер версиям её просто нет счета, можно упомянуть варианты от Iron Maiden, Ингви Мальмстина, Dream Theater, Sepultura, Metallica, Bon Jovi, Six Feet Under.
Известны и тематические слеты гитаристов, которые соревнуются друг с другом только в исполнении знаменитою риффа, последнее такое мероприятие состоялось в 2009 году в Польше собрало 6346 человек!
Этот показатель был внесен в Книгу Рекордов Гиннеса. А что же "Казино"? Оно было вновь отстроено к 1975 году и стало местом проведения джазовых фестивалей, а в 90-е годы его хотели было закрыть, но у его владельцев (а это какие-то французы) всё-таки не поднялась рука сделать это. Теперь его можно посетить - местоположение "Rue du Theatre", ее вы легко без особого труда можете найти на любой туристической карте города.
Теперь вы, наверное, хотите узнать, как выглядит памятник песне "Smoke On The Water" и как его найти? Очень просто. Отыщите (тоже по туристической карте) памятник Меркюри (пересечение Place du Marche и набережной Rouvenaz). Встаньте на набережной к нему лицом, а спиной, соответственно, повернитесь к озеру. Внимательно посмотрите налево. И вы увидите на грубом, железном нотном стане увитые плющом ноты знаменитого риффа - "Smoke On The Water"

4 декабря 1971 года, небольшой швейцарский городок Монтре навсегда был вписан в историю рок-музыки. Пожар, случившийся в казино города во время концерта Фрэнка Заппы и группы Mothers of Invention, вдохновил Deep Purple на написание одной из величайших песен в истории рока – «Smoke on the Water» (Дым над водой).

Группа Заппы Mothers of Invention исполняла композицию King Kong, шло соло Дона Престона на синтезаторе, когда один из зрителей выстрелил в потолок из ракетницы. Покрытие помещения было выполнено из дерева и огонь быстро распространился во все стороны. Музыканты быстро осознали грозящую опасность и Заппа, сохраняя хладнокровие, попросил зрителей без паники покинуть зал. Директор джазового фестиваля Монтре, Клод Нобс, бегал по зданию, помогая людям безопасно эвакуироваться.

Позже, в интервью после пожара, Заппа говорил: «Они были очень организованы. Мне повезло, что многие знали английский, поскольку я не знал, что говорить на французском». В 2009 один из зрителей, Питер Шнайдер, описал свои воспоминания в блоге: «Огонь распространился очень быстро, и люди в передней части зала оказались в ловушке. Справа от сцены была большая дверь, но я не знал, открыта она или закрыта… Я стоял позади толпы, которая пыталась выйти через огромное окно, проходящее по всему фасаду здания. Своей жизнью я обязан швейцарскому пожарному, который, зайдя внутрь с огромным топором, начал разбивать окна одно за другим… Люди начали выпрыгивать… Зал находился выше уровня земли, второй этаж, так что это был прыжок на 2-3 метра».

Вскоре после того, как эвакуировался последний человек, пожар добрался до системы отопления и последовал взрыв. К счастью, каким-то чудом, никто не погиб. Как говорил Фрэнк Заппа, основными ранениями были небольшие порезы и ожоги, несколько человек отправили в больницу. Казино было полностью уничтожено, погибло все оборудование и музыкальные инструменты группы, за исключением, как ни странно, колокольчика.

Музыканты Deep Purple все это время наблюдали за пожаром из окна отеля. Они прибыли в город накануне и должны были записывать альбом в другой день. Зрелище было грандиозным. На фоне вечернего неба, огромный столб дыма поднимался вверх и стелился вдоль водной глади Женевского озера.

Вид катастрофы вдохновил группу на написание одной из ключевых песен 20 века, в тексте которой они описали практически всю историю:

We all came down to Montreaux / Мы прибыли в Монтре,
On the lake Geneva shore line / На берег Женевского Озера,
To make records with the mobile / Чтобы записать в мобильной студии пластинку,
We didn’t have much time / Времени было немного.

Frank Zappa and the Mothers / Фрэнк Заппа и «Мамаши»
We had the best place around / Занимали лучшие места в округе,
But some stupid with a flare-gun / Но глупец с ракетницей
bruned the place to the ground / Все сжег дотла.


They burned down the gambling house / Они сожгли дотла игорный дом,
it died with an awful sound / Он погибал с ужасным звуком,
The funky claude was running in and out / Фанки Клод метался туда и обратно,
pulling kids out on the ground / Вызволяя детей из опасной зоны.

When it all was over / Когда все было кончено,
We had to find another place / Нам пришлось искать другое место,
The Swiss time was running out /
Но время пребывания в Швейцарии было на исходе,
It seemed that we would lose the race / Казалось, мы не выиграем эту гонку.
Smoke on the water / Дым над водой
A fire in the sky / И огонь в небесах

We ended up at the Grand Hotel / Мы осели в Гранд Отеле,
It was empty cold and bare / Он был пуст, холоден и беден,
But with the rolling truck stones thing just outside / Но когда «Роллинги» предоставили нам «Стоунскую» передвижку,
Making our music there / Мы записали новую пластинку.

With a few red lights, a few old beds / При скудном свете красных фонарей на паре старых коек
We made a place to sweat / Мы изрядно попотели,
No matter what we get out of this, I know / Не важно, что у нас из этого получилось,
I know I’ll never forget / Я знаю, мы никогда не забудем
Smoke on the water / Дым над водой
A fire in the sky / И огонь в небесах

Песня описывает реальные события. В декабре 1971 года группа съехалась в швейцарский городок Монтрё, чтобы записать новый альбом на передвижной студии, арендованной у Rolling Stones и известной как Rolling Stones Mobile. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино Монтрё (в песне — «the gambling house»), в котором они уже бывали с концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention, как часть их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением.




FRANK ZAPPA

Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь — очевидно, один из зрителей (которого найти не удалось) выстрелил из ракетницы в крышу («some stupid with a flare gun»). Заппа спокойно сказал «без паники, у нас пожар» (возможно, они сами ничего не заметили и им самим сказали), после чего музыканты покинули сцену. Зрители эвакуировались довольно организованно, обошлось без жертв. В песне упоминается «funky Claude», который «вбегал и выбегал», — это директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс, помогавший зрителям выбраться из зала. Среди зрителей были и участники Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших синтезаторов.
В результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным залом и аппаратурой «The Mothers» (которая была застрахована, но концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить). Из гостиницы Europe Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали через большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером.

Группе, уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему городу новое помещение. Вскоре Нобс нашёл для них театр «Павильон» (The Pavilion), расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать в середине дня над инструментальной дорожкой с новым риффом, заготовленным Блэкмором, ещё без текста, под рабочим названием «Title ». Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нём остановились. Как оказалось, всё это время обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись дорожки.
Поскольку работа только в дневное время музыкантам не подходила, пришлось искать новый зал. К помещению предъявлялось много требований, и его поиски заняли 5—6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер проснулся в гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on the water». Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как «наркоманские» («sounds like a drug song»), и, относя себя исключительно к «пьющим» группам, они поначалу эти слова отвергли.
В конце концов, уже в цейтноте, группа сняла целиком гостиницу «Гранд Отель», находившуюся на отшибе и почти пустовавшую, а потому практически неотапливаемую в декабре («We ended up at the Grand Hotel, / It was empty, cold and bare»), превратив её Т-образный коридор на первом этаже в импровизированную студию. Пришлось специально нанять столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал фойе, и обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку раз в день. Из припаркованной рядом студии провели кабели в гостиницу. Поскольку выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и выбирались обратно на улицу в передвижную студию через боковой коридор и балконы прилегающих смежных номеров. Пространство, где они играли, было подсвечено красными прожекторами для создания творческой атмосферы («With a few red lights and a few old beds / We made a place to sweat…»). Барабанные партии были записаны отдельно в коридоре гостиницы, так как Иэну Пэйсу пришлась по душе реверберация холла между номерами.
В таких условиях был записан весь альбом Machine Head. А на инструментальную дорожку, записанную ранее в «Павильоне», был наложен вновь написанный текст с припевом «Smoke on the Water».
Из всех композиций альбома песня «Smoke on the Water» вошла в концертную программу 1972 года самой последней, это произошло в конце мая.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные