Тургеневская девушка и чеховская дама. Образ тургеневской девушки в XXI веке

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?

Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.

Неудачи в личной жизни неизбежно наложили отпечаток на личность, мировоззрение и творчество классика. Когда-то А. С. Пушкин признался: «Я атеист счастья; я не верю в него» (позднее он свое мнение изменил). Так и Тургенева можно назвать атеистом счастливой любви. Но, в отличие от Пушкина, он своего мнения не изменил. Для Тургенева любовь — роковая сила, которая ломает личность. По его мнению, человек, столкнувшись с сильным чувством, уже не может оставаться прежним, любовь слепа, безжалостна и перемалывает любого. Она злой фатум, сама обреченность. Полюбив, герои Тургенева умирают или физически, или духовно. Страшная концепция: чувства человека не меняют к лучшему, не преображают, а именно губят! Но для некоторых читателей в этом есть какое-то очарование: они получают сильные впечатления от творчества Тургенева, находят в его трагизме источник катарсиса.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф. И. Тютчев

Итак, герой умирает физически или духовно. Если с телесной смертью все понятно (а зачем «жить» такому герою, который самое главное уже почувствовал, понял? Автор просто его «убивает»), то с духовной все сложнее. Человек как будто исчерпывает все силы души и живет по инерции, его существование становится жалким. Так было, например, с Павлом Петровичем Кирсановым, героем романа «Отцы и дети». Он полюбил княгиню Р., но они не могли быть вместе. Безымянная героиня умирает, а опустошенный Павел Петрович не видит смысла в жизни. Во многом в его образе Тургенев отразил и свою судьбу. Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, Тургенев чувствовал себя глубоко одиноким, не создав своей семьи. Но, несмотря на весь трагизм его понимания любви, в изображении чувств и идеальной женщины среди русских писателей практически нет ему равных. Появление особого типа девушки — это как будто писательский протест против трагедий любви и жизни. Его лучшие героини очень разные, но все же у них есть некоторые общие черты.

Имена этих девушек — Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести, Лиза из повести «Дневник лишнего человека», Вера из повести «Фауст» и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо». Но не каждая героиня в творчестве писателя воплощает его любимый тип. Анна Сергеевна Одинцова (роман «Отцы и дети») являет собой полную противоположность писательскому видению идеала. В этом произведении тургеневскими барышнями, скорее, назовешь сестру Анны Сергеевны Катю и Фенечку, вторую жену Николая Петровича Кирсанова.

Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт. Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.

Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.

Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу. Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно. Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.

Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя. Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»). Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».

Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.

Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше. В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.

29/04/2017 - 20:00

«Слово за нами…»

Участник

Кадырова Алина, Быкова Анастасия

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы, республика Башкортостан

Российская Федерация

Руководитель:

Фёдорова Евгения Сергеевна, Лещенко Ольга Александровна

Пользователь

menu123_1

Обзор материала

У каждого времени есть свои герои, носители идеальных качеств. Летописцы Древней Руси оставили нам память о мужественных князьях и их верных жёнах. Первые русские писатели: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин – воспели силу, грациозность, стать царственных особ. Великие наши классики – А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой – подарили глубокие психологические образы, отличающиеся высокой нравственностью. При этом особенное место в литературе занимают женские образы, олицетворяющие идеальные качества хранительницы народных традиций и устоев, семейного очага и нравственного здоровья человечества. И в этом отношении наше пристальное внимание привлекло творчество И.С.Тургенева, точнее созданный им образ «тургеневской девушки», к которому мы обратились в нашей исследовaтельской рaботе. Теме изучения женских образов, созданных Тургеневым, уделяется много внимания в различных работах, как критиков прошлого, так и современных литературоведов. В приложении 1 мы представили стихи и известные выражения, посвященные тургеневским девушкам. Женщина…Девушка… Кто это? Сон, видение, человек? Для Ивана Сергеевича это всегда было тайной, манящей и непостижимой. Женщины, окружавшие его в жизни, были разные, но неизменно все они оставили отпечаток на душе писателя. Они научили Ивана Сергеевича видеть красоту, ценить жизнь, сохранив в нём веру в добро, мягкосердечие и желание любить. Их образы, повлиявшие на мировоззрение и чувствительную душу писателя, Иван Сергеевич перенёс на бумагу. Анализируя образы тургеневских героинь, можно выявить ряд характерных качеств, на основании которых сформировался типаж женского характера с определённым набором черт, названного «тургеневской девушкой». Многие критики, литературоведы отмечают противоречивость этого образа: вместе с сильным характером, упорством следовать до конца своей идее и стремлением глубоко, преданно любить, «тургеневская девушка» обладает детской наивностью и мечтательностью. Так, Ю.В.Лебедев отмечает, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Его героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах». Историк литературы И. И. Иванов заметил, что в произведениях Тургенева сердце русской женщины – пробный камень поведения героя, его решительности, его эмоций. Споры вокруг созданного Тургеневым образа не утихают до сих пор. Новые времена и нравы вносят коррективы в образы современных героинь. Неужели в 21 веке не осталось места для воспетых создателем идеалов женских образов? Мы решили разобраться в этом вопросе, глубже изучив и проанализировав типичные черты характеров «тургеневских девушек», и выявить их востребованность в наше время. Данная тема является актуальной, т.к. с течением времени характеры девушек меняются, приспосабливаются к изменившимся условиям жизни, но черты «идеального» женского образа можно найти и в наших современницах. Это еще раз доказывает, что классика находит свою актуальность независимо от времени.

Объект исследов a ния: творчество И.С.Тургенева.

Предмет исследов a ния: образ «тургеневской девушки» в повестях И.С.Тургенева и в современной жизни.

Цель исследов a тельской р a боты – выявить основные черты тургеневских героинь и проследить их в облике современной девушки.

Цель определяет постaновку з a д a ч:

    изучить справочную, критическую, художественную литературу по данной теме, в т.ч. исследователей творчества И.С.Тургенева;

    выявить значение женщин в жизни писателя и определить прототипы его героинь;

    проследить создание образа «тургеневской девушки» в творчестве И.С.Тургенева через aнaлиз отдельных произведений, взятых из цикла повестей о первой любви: «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь»;

    на основе собранных материалов выявить качества «тургеневских девушек» и составить психологический портрет литературного типа «Тургеневская девушка»;

    выявить актуальность и проявление черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе через сопоставительный анализ мнений разных возрастных групп населения.

Гипотез a : несмотря на резко изменившиеся социальные условия жизни, многие качества «тургеневский девушки» актуальны и востребованы в наше время.

Теоретическая база проведённого исследования: сведения из русского, советского и российского литературоведения и тургеневедов, таких как Гинзбург, Писарев, Бялый, Пустовойт, Лебедев.

Теоретическ a я зн a чимость: системaтизaция мaтериaлa по дaнной теме.

Пр a ктическ a я зн a чимость: работа может служить предварительным этапом к более масштабному исследованию – о роли женских образов в русской литературе XIX века. Также работа способна значительно облегчить подготовку к проведению уроков литературы по творчеству И. С. Тургенева.

Методы исследов a ния: изучение литературы, сопоставление данных, срaвнительный анализ, тестирование, опрос.

База исследования: 1)повести И. С. Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь»;

2) учащиеся 9-х классов МБОУ СОШ №2 г. Туймазы

Глава I. Женские образы в жизни и творчестве И.С.Тургенева 1.1 Исследователи творчества И.С. Тургенева

Исследованию творчества И.С. Тургенева всегда уделялось много внимания. Значимость женских образов писателя была отмечена еще его современниками. Каждое его произведение, появлявшееся в печати, сразу же оказывалось в центре внимания критики. В свое время Н.А.Добролюбов, анализируя роман «Накануне», подчеркнул, что в нем главное лицо - Елена, и по отношению к ней должны мы разбирать другие лица. А.И. Майков писал в письме к Я.П. Полонскому, что женщин Тургенева «не видела природа», однако такие редкие женщины существуют. По мнению же Л.Н. Толстого, Тургенев «сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он писал их, они появились» . П. А. Кропоткин писал: «Тургенев <…> показал нам, что такое русская женщина, какие сокровища таятся в её сердце и уме и чем она может быть как вдохновительница мужчины. Он нас научил, как лучшие люди относятся к женщинам и как они любят…». Творчеству Тургенева дали весьма высокую оценку как его современники, критики и литературоведы, так и вожди, руководители советского государства, зарубежные писатели. В XXI веке в России также много внимания уделяется изучению творчества Тургенева . Каждые пять лет Гослитмузей И. С. Тургенева в г. Орле совместно с Орловским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проводят международные научные конференции.Тургеневские юбилеи отмечаются не только в России, но и за рубежом. Так, в музее Ивана Тургенева в Буживале ежегодно проходят музыкальные салоны, на которых звучит музыка композиторов времён Ивана Тургенева и Полины Виардо. В последние десятилетия немало сделано в изучении романов Тургенева, чему способствовало издание полного собрания сочинений писателя в 28-ми томах (1960-1968 г.) и вслед за ним 30-томного собрания сочинений. Исследование женских характеров в творчестве Тургенева не раз привлекало внимание ученых: в монографии И.А.Беляевой «Творчество И.С.Тургенева» (2002) изучаются произведения писателя, начиная с ранних лирических стихотворений и заканчивая «Стихотворениями в прозе». В своей работе мы систематизировали исследователей творчества И.С. Тургенева и для удобства пользования свели данные в табличную форму (Приложение 2).

1.2 Женщины в жизни писателя

И.С. Тургеневу принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века и особое - в создания женских образов . Женщины, окружавшие его в жизни, были разные, но все они оставили отпечаток на душе писателя. Деспотичная, строгая мать, Варвара Петровна, милая и жизнелюбивая княгиня Екатерина Шаховская (первая любовь его), умная и смелая Татьяна Бакунина (подруга студенческих лет), робкая, задумчивая Авдотья (крепостная, родившая от Тургенева дочь), страстная, увлекающаяся Полина Виардо (любовь всей его жизни), юная красавица Ольга (дальняя родственница), романтичная Мария (сестра Льва Толстого), талантливая, чувственная артистка Мария Савина - они научили Ивана Сергеевича видеть красоту, ценить жизнь, сохранив в нём веру в добро, мягкосердечие и желание любить . В.Н.Топоров отмечает, что «Тургенев был несчастным человеком в собственных глазах: ему недоставало женской любви и привязанности, которую он искал с ранних лет. Трагическое его жизни коренилось в одержимости женским началом, в остром и горьком сознании его дефицита и невосполнимости его» . Личная жизнь Тургенева с самого начала как-то не складывалась, первая любовь вышла безответной и оставила горький осадок: дочь жившей по соседству княгини Шаховской - Катенька, пленила 18-летнего Тургенева девичьей свежестью, наивностью и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, у неё уже давно есть постоянный любовник - известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В 1841 году студент увлёкся белошвейкой Дуняшей, которая в 1842 году родила от него дочь Пелагею (Полину), которая воспитывалась у матери Тургенева. В 1843 году он знакомится с Полиной Виардо, французской певицей, гастролировавшей в это время в Петербурге, влюбляется и всюду следует за предметом своей страсти. Это были нелёгкие отношения, поэтому он пытался устроить свою личную жизнь без Полины: с18-летней дочерью своего кузена, с Марией Савиной, Марией Толстой, но ничего не вышло, его сердце было занято. Не имея официального брака, Тургенев живет в семействе Виардо, куда забирает и свою внебрачную дочь. С этих пор Тургенев уверился в том, что его возлюбленная - святая женщина, и всю оставшуюся жизнь он проведет с ней. В произведениях Тургенева большое количество женских образов взято непосредственно из жизни . Писатель был лично знаком с подобными женщинами или наблюдал их (Приложение 3, 4). Итак, жизнь Тургенева – вечный поиск истины, стремление постигнуть «загадочную русскую народную душу», а тема любви является одной из главных в его творчестве.

1.3 Женские образы в творчестве И.С.Тургенева

Анализируя тексты выборочных произведений И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь» (Приложение5), мы выяснили, что прототипами героинь стали реальные девушки, занявшие немаловажное место в биографии писателя, повлиявшие в своё время на становление его личности, а также отразившие в себе те замечательные черты, которыми всю жизнь он восхищался. Повесть «Ася» была написана в Германии в 50-е годы XIX века, которые писатель считал переломными для себя в личном плане. Он занимался вопросами «личного счастья» человека в столкновении с его нравственным и общественным долгом . История детства главной героини напоминает судьбу незаконнорожденной дочери Тургенева, Полины (от крепостной крестьянки), которая воспитывалась в доме его матери, а также сводной (по отцу) младшей сестры самого писателя, Вари . Ася - самолюбивая, открытая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей благородностью, непосредственностью и необычной внешностью. Она дочь помещика и крепостной крестьянки, что является причиной её необычного поведения в обществе. После того, как ее мать умирает, девушка оказывается предоставлена сама себе, она рано начинает задумываться над всем, что ее окружает, и над противоречиями жизни. С другими женскими образами Асю роднит искренность, нравственная чистота, мечта о подвиге, способность к сильным страстям. Онапривыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают, что доказывает одно: героиня - сильная личность, требующая во всём правды, откровенности, обладающая огромнейшим духовным потенциалом, большой нравственной силой. Повесть Тургенева «Первая любовь» (1858), написанная в родовом имении Спасское-Лутовиново, - любимое произведение писателя. «Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено»,- признавался он . Писатель не скрывал её автобиографического характера: прототипом юного Володи послужил сам Тургенев, главной героини – поэтесса Екатерина Шаховская (соседка по даче), прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Об автобиографичности «Первой любви» пишет и А. В. Половцев: «Одну только повесть я перечитываю с удовольствием. Это „Первая любовь“. Она, пожалуй, мое любимое произведение…в „Первой любви“ …описано действительное происшествие без малейшей прикраски…действующие лица встают как живые предо мною» (Царь-колокол, иллюстрированный всеобщий календарь на 1887 г.). В повести писатель очень поэтично описывает чувство неразделенной любви, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Героиня повести, Зинаида, на первый взгляд, инфантильная особа, но главный герой увидел в ней свет, говорящий о внутренней чистоте, несмотря на всю противоречивость поведения княжны. Ей хочется любви сильного человека: «кто бы сам меня сломил». Ей надоел глупый флирт с поклонниками, она ждет большого, сильного чувства. Данный образ пронизан легкостью, светом и любовью к жизни, что делает его женственным и запоминающимся . Не менее лиричный образ Джеммы из повести «Вешние воды». Находясь во Франкфурте, Тургенев влюбился в красавицу итальянку, послужившую прототипом Джеммы. Повесть появилась в «Вестнике Европы» в 1872 году и была близка по содержанию к повестям «Ася» и «Первая любовь», написанным ранее. Тургенев признавался в том, что содержание повести в молодости он «пережил и перечувствовал лично». Но в отличие от их трагических концовок «Вешние воды» завершаются сюжетно менее драматично. Джемма - это чуткая, добрая, грациозная и талантливая девушка, обладающая необыкновенной красотой. Трепетное отношение к близким людям, внимание к окружающим характеризуют Джемму как искреннюю, заботливую, ласковую, милую девушку, способную на самопожертвование. Полюбив, девушка раскрывается в полной своей красе. Мы видим, что она смелая, благородная, чувствительная особа «с той итальянской грацией, в которой всегда чувствуется присутствие силы». Итак, жизнь Тургенева – вечный поиск истины, стремление постигнуть «загадочную русскую народную душу».Тема любви является одной из главных в его произведениях. Любовью проверяет он ценность своих героев, их соответствие высокому званию человека. К личной жизни своих персонажей Иван Сергеевич предъявляет самые строгие требования. Сравнительную характеристику образов Аси, Джеммы и Зинаиды из повестей И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь» мы представили в Приложении 5.

Глава II. Характеристика образов "тургеневская девушка"

2.1 Психологический портрет литературного типа

«Тургеневская девушка»

Один из исследователей творчества Тургенева А.Г. Цейтлин отмечал первенство Пушкина в области создания женских характеров, который «уже подчеркивал в женщине нравственные преимущества силы, цельности и чистоты характера, но новаторство Тургенева было неоспоримым. Тургенев вложил в образы своих героинь все те качества, которыми только может обладать идеальная женщина. Более всего он ценил в женщине душу, характер; и то, как она проявляет себя в отношениях с любимым человеком, было для писателя главным критерием её оценки. Это подтверждал и Пустовойт, считавший, что «обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряжённого поэтического чувства, которому Тургенев научился у Пушкина». Исследователи классифицируют тургеневские женские характеры так: первая группа - живут собственными интересами, сосредоточены на себе, вторая группа - это именно «тургеневские девушки», мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. Творчество И. С.Тургенева подарило русской литературе яркий образ девушки, который с течением времени трансформировался в устойчивый стереотип, понятие «тургеневская девушка» стало нарицательным. В основу его ложится целая вереница образов героинь, созданных писателем на протяжении 1850-1890-х годов. Всех их объединяют общие характеристики: это - гармоничный и цельный внутренний мир, врожденная скромность, простота, крепкая воля и непреклонный характер. Несмотря на некоторую отрешенность от обыденной жизни, эта девушка органично ощущает себя наедине с природой, часто ей приходится вступать в противоречие с существующим семейным укладом или условностями света, но в своем желании достигнуть цели она идёт до конца . Женственность является главной чертой каждой тургеневской героини. Для изображения женских образов Тургенев использует различные художественные способы: портретная характеристика, диалог, авторское повествование о детстве и юности героинь, музыка и другие. Составляя психологический портрет «тургеневской девушки», мы отметили основные составляющие: внешние данные, «идеальные» черты характера, богатый внутренний мир, отношение к людям и к любви. Однако образ тургеневской девушки не был статичным: от повести к повести он становился все более глубоким и современным, вбирая черты новой русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни: они исполнены радужных, "крылатых надежд", живут мечтами . Но по нашему мнению, такую мечтательность нельзя считать положительным свойством, т.к. нужно жить реальностью. Тургеневская девушка «много требует от жизни, она читает, мечтает», ждет героя, в котором будут воплощены все ее мечтания. Таким образом, мы проследили, как складывался образ «тургеневской девушки», увидели, какие женские качества Тургенев воспевает, воплощая их в своих героинях. «Тургеневская девушка» - понятие емкое и широкое, это идеальный собирательный образженственности и чистоты (Приложение 6,7). Женские образы оригинальны и узнаваемы, в способах их создания есть много общего: диалог и портрет. Они привлекали внимание и вызывали восхищениеспособностью любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром. Тема изучения женских образов Тургенева является одной из наиболее популярных в изучении творчества писателя в различных работах критиков прошлого и современных литературоведов. Это еще раз показывает, что классическая литература актуальна независимо от времени.

2.2 Тургеневская девушка в современном мире

За полтора столетия трактовка образа «тургеневской барышни» исказилась: это выражение стало бытовым, его смысл значительно изменился. Современный молодой человек уже выглядит, думает и говорит совсем по-другому. А у современной девушки поменялись жизненные приоритеты: получение образования, самореализация и прочее. И это все помимо вечных ценностей: любви, семьи. Сегодня много обязанностей лежит на хрупких плечах современной женщины/девушки. Как же не измениться «идеальным» чертам характера? Многим кажется, что понятие «тургеневская девушка» в наше время неуместно, таких девушек уже нет. Сейчас так называют романтичных, слишком чувствительных барышень, про которых можно сказать: «не от мира сего». Но это заблуждение многих. Да, эта девушка отличается своей непорочностью, отсутствием вредных привычек, желанием найти своего единственного, готовностью любить и быть любимой. Но в предыдущих главах мы выяснили, что героини Тургенева, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Их способность глубоко чувствовать сочетается со способностью идти по намеченной дороге, преодолевая препятствия. «Тургеневские девушки» – понятие более емкое и широкое - это собирательный идеалженственности и чистоты. В современном обществе не стоит искать девушек, полностью отвечающих идеалам 19 века. Но девушки, имеющие в своем характере и поведении немало типичных «тургеневских» отличий, встречаются сейчас и, нам кажется, нередко. Сделав сравнительный анализ основных характеристик жизнедеятельности девушек 19 и 21 веков, мы выделили одинаковые или похожие характеристики красным цветом (Приложение 8). Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несмотря на изменившиеся социальные условия жизни, таким девушкам будет место в любое время. Интеллектуальность, скромность, интеллигентность, воспитанность никогда не утратят своего веса в обществе. Если современная Ася сумеет найти своего Принца, то он будет с ней счастлив, как и она с ним. Их будет ждать награда в виде счастливой жизни в семье, с исполнением мечты о тихом уютном доме, воспитании детей и активной жизни и работы по усовершенствованию мира. Это будет современная тургеневская девушка, но спустившаяся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь.

Глава III. Практическая часть

3.1 Психотип «Тургеневской девушки»

В предыдущих главах мы выяснили, что «тургеневская девушка» - это собирательный идеальный образ, выявили основные черты характера такого образа и пришли к выводу, что в современном обществе все же есть место качествам, которые никогда не утратят своей важности. Далее, в своей работе мы хотим также выявить «актуальные» для нашего времени черты характера «тургеневской девушки». Для этого будем использовать современные способы исследования проблемы. В выявлении личностных качеств психологи советуют учитывать психотип человека. Характер человека – это совокупность поступков, привычек и навыков. Черты его – это определенные привычки и конкретные навыки. И именно они диктуют, как поступить человеку в той или иной ситуации. Но, помимо сформировавшихся в течение жизни привычек и навыков, характер можно отнести к одному из психологических типов, которые тоже влияют на его поступки. Термины «экстраверт» и «интроверт» известны давно, но прочно в обиход их ввел Карл Юнг в начале XX века. Это два абсолютно противоположных типа личности. Считается, что у каждого человека есть черты обоих типов, но преобладает какой-то один. Определение типа личности базируется на совокупности таких качеств, как честолюбие, активность, напористость, коммуникабельность. Экстраверт – это человек, который очень любит общаться. У него может быть богатый внутренний мир, к которому он обращается, если только это необходимо для достижения какой-то цели. Интроверт – это человек, который погружен в себя. Тем не менее при необходимости он может общаться с людьми, но ровно настолько, насколько это нужно. Обратившись к Википедии (Приложение 9), мы выяснили, что «тургеневская девушка» - «явный интроверт»: так как замкнута, чувствительна, «плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью». Чтобы сравнить этот образ с обликом современной девушки, мы решили провести тест на определение типа личности среди учащихся, базу исследования составили 9-е классы МБОУ СОШ №2. Мы выяснили следующее: из 48 учащихся 19 (40%) - экстраверты, 24 (50%) - интроверты и 5 (10%) - амбоверты (двойственные натуры) (Приложение 10).Таким образом, мы пришли к выводу, что психологический тип, близкий образу «тургеневской девушки», сейчас распространён в большей мере, чем какой-либо другой.

3.2 Соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе

Далее мы провели анкетирование на выявление идеальных женских качеств и составили примерный перечень примет современных «тургеневских девушек»: скромные, романтичные, с хорошими манерами, женственные, избегают вульгарности и агрессивности, одеваются прилично, читают книги, разбираются в классической музыке, многие играют на музыкальных инструментах, говорят на нескольких иностранных языках, умеют танцевать вальс, придерживаются строгих моральных принципов, происходят из разных социальных классов. Мы решили выяснить, как и насколько проявляются основные типические черты Тургеневских героинь в современных девушках. Для этого провели соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществесреди учащихся 9-х классов и их родителей. Мы попросили участников расположить все качества по значимости, группируя на «семейные», «деловые» и «творческие». Выяснилось, что выше всего деловые качества оценили мамы и девочки, семейные качества – мамы и папы, творческие ниже всего оценили мальчики и папы (Приложение 11). При этом: на 1 месте, по мнению девочек, находится скромность, а на последнем – решительность; по мнению мальчиков, на 1 месте - привлекательность, на последнем – сила воли; мамы поставили на 1 место - женственность, на последнее – решительность; папы на 1 место определили скромность, на последнее – силу воли. Отсюда можно сделать вывод, что современные девушки и женщины озабочены развитием деловых качеств, так как это им необходимо для личностного роста и уверенности в завтрашнем дне, в то же время сильный пол не видит смысла в творческих наклонностях дам. Также мы обратились к Интернету и соцсетям, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу об актуальности рассматриваемого нами вопроса. Там мы нашли множество доказательств, что данная тема волнует умы и души молодого поколения (Приложение 12).

3.3 Организация общешкольного творческого проекта «Женские образы в русской литературе»

В процессе изучения и исследования образов «тургеневской девушки», данной темой заинтересовались многие наши одноклассники. Они участвовали в анкетировании, анализе информации, диспутах. Постепенно для нас «тургеневские девушки» стали прорисовываться не только словесно, но и образно. Захотелось воплотить их в реальности. Эта идея была поддержана учителем технологии Ольгой Александровной Лещенко. Был разработан общешкольный творческий проект «Женские образы в русской литературе», в котором приняли участие все желающие 6-8 классов. Проект приурочили к Году литературы в России. Девочки создавали женские образы в разных техниках: вышивка крестом, роспись по стеклу и дереву, силуэтное вырезание из бумаги, куклы и другое. Мы сделали акцент именно на образах «тургеневских девушек»: выполнили серию вышитых крестиком миниатюр (Приложение13). Наглядные изображения помогли нам в раскрытии темы работы. А общешкольный творческий проект «Женские образы в русской литературе» получил грамоту «За лучшую экспозицию» по итогам муниципальной выставки декоративно-прикладного творчества «Мир моих увлечений-2015».

Зa ключение

В процессе исследовaтельской рaботы был проведён aнaлиз выборочных произведений Ивана Сергеевича Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь». Мы выяснили, что прототипами героинь стали реальные девушки, занимавшие немаловажное место в биографии писателя, повлиявшие в своё время на становление его личности, а также отразившие в себе те замечательные черты «идеального» женского характера, которыми всю жизнь он восхищался. «Тургеневская девушка» - понятие емкое и широкое, это идеальные собирательные образы женской красоты, женственности и чистоты, несмотря на многие различия в жизненных обстоятельствах. За полтора столетия образ «тургеневской девушки» очень сильно изменился, в современном обществе не стоит искать девушек, полностью отвечающих веяниям 19 века. Во времена Тургенева не было таких нравов, как в наше время. Но испытать прекрасные чувства хотят все, человеку всегда были и будут присущи все светлые чувства, независимо от времени и уровня развития общества. Сделав в своей работе сравнительный анализ основных характеристик жизнедеятельности девушек 19 и 21 веков, мы выделили одинаковые или похожие характеристики, и пришли к выводу, что, несмотря на изменившиеся социальные условия жизни, таким девушкам будет место в любое время.

В практической части нашей работы мы провели опрос среди девятиклассников, как представителей современной молодёжи, с целью выяснить, какие качества актуальны в нашем обществе. Результаты показали, что современные девушки и женщины озабочены больше развитием деловых качеств, чем творческих, но «идеальные» семейные женские качества больше ценны у мужской части общества.

Проанализировав всю проделанную работу, мы пришли к выводу, что качества женщин, которыми восхищался великий классик, в современном обществе претерпевают изменения. Облик современных барышень разительно отличается от образа «тургеневской девушки», это продиктовано веянием времени. Но наша гипотеза о том, что, несмотря на резко изменившиеся социальные условия жизни, многие качества «тургеневский девушки» актуальны и востребованы в наше время, подтверждается. «Тургеневским девушкам», спустившимся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь, будет место в любое время.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Существует устойчивое представление, что женщины-воительницы есть производное от культур исключительно ираноязычных кочевников, прежде всего сарматов. Удивительно, но массовое присутствие амазонок у других кочевых народов - тюрок, монголов почти всегда игнорируется.

Также как игнорируется преемственность культур более поздних тюркских и монгольских кочевников от древних ираноязычных. Ранее я как-то писал о погребальных обрядах монголов , имеющих много общего с иранским зороастризмом.

В этот пост я собрал несколько отрывков из текстов исторических хроник и эпических сказаний, которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. Как известно, почти во всех кочевых культурах женщина имела более высокий социальный статус, чем у народов земледельческих. Связано это было с устройством быта кочевников который способствовал определенному равноправию между мужчинами и женщинами.

Плано Карпини, "История монгалов"
«Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно».

Анналы Бертонского монастыря (Annales Burtonenses) о монгольской армии:
«Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые».


Сейфи Челеби (XVI век) "Таварих" (Хроника)
«После боя, когда обирают павших в сражении калмыков и снимают с них латы и доспехи, обнаруживают, что это девушки. Этот народ обладает такой отвагой, что даже девушки идут на войну, облачившись в военные доспехи» .

Татарские женщины, как и все воины средних веков были невероятно жестоки, о том, как они издевались над пленными писал Фома Сплитский (1200 - 1268 гг.).

Фома Сплитский "Истории архиепископов Салоны и Сплита"
«Татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь».

Иоганн Шильтбергер, "Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год".
«В бытность мою у Чакры перед ним и Едигеем предстала одна татарская дама по имени Садур-мелик, со свитой, состоящей из 4 тысяч девиц. Эта знатная дама, желая отомстить одному татарскому королю за то, что он убил ее мужа, просила Едигея, чтобы он помог ей изгнать того короля. Необходимо знать, что эта дама, равно как и провожавшие ее женщины, ездила верхом и управлялась в стрельбе из лука не хуже мужчины и что она, готовясь к битве, привязала к каждой стороне (лошади или седла) по мечу и луку.

Когда двоюродный брат короля, убившего ее мужа, будучи взят в плен в сражении с Чакрой, был отведен к ней, она приказала ему стать на колени, обнажила меч и одним ударом отсекла ему голову, говоря: "Теперь я отомстила!". Это случилось в моем присутствии, и я говорю здесь об этом как очевидец».

Множество воинствующих женских персонажей присутствуют в главном огузском эпосе "Книга моего деда Коркута", это жены, матери, невесты ханов и богатырей. Этот эпос восходит к XI веку - времени завоевания тюрками всей Передней Азии.


Рассказы о Бурла-хатун жене Казан-Бека:
«Сорок стройных дев на коней посадила, вороного жеребца привести велела, сама верхом села, мечом опоясалась и [на поиски сына] отправилась…
«Высокорослая Бурла-хатун разрубила мечом черное знамя гяуров, сбросила (его) на землю»

Кадры из турецкого сериала "Эртогрул".

Интересно, что в 17 веке участник немецкого посольства в Персию Адам Олеарий оставил описание могил Казан-бека и его жены Бурла-хатун в Азербайджане, он даже отметил необычную длину ее гробницы, ведь не даром Бурла-хатун имела постоянный эпитет "высокорослая")

Адам Олеарий "Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию"
«Царь Кассан, умерший позже своею смертью, похоронен у Тавриза при реке Аджи. Там и теперь можно видеть эту гробницу. Место погребения его супруги, царицы Бурлэ, показывают у крепости Урмия. Говорят, что могила в 40 футов длиной. Жители утверждают, что эта прежняя нация отличалась людьми гораздо более высокими и сильными, чем нынешние»

Хивинский историк 17 века Абу-ль-Гази отмечает, что жена Казан-бека из племени салор (Салор-Казан-алп) имела высокий рост и была одной их семерых женщин захвативших власть в тюркском государстве (иль), видимо речь опять идет о Бурла-хатун.

Абу-ль-Гази (1603-1664) «Родословная туркмен»
«Знатные люди и бахши из туркмен, сведущие в истории, рассказывают: семь девушек, подчинив себе весь огузский иль, много лет были беками. Первая из них - Алтун-Гозеки, дочь Сундун-бая и жена Салор-Казан-алпа, она была высокого роста»

"Выстрел", художник Булат Гильванов.

"Книга моего деда Коркута" (Китаб-и деде Коркуд)
Повествование о невесте тюркского героя Кан-Туралы Сельджан-Хатун:

«Кан-Туралы глаза приоткрыл, поднял ресницы, видит невеста его на коне, и конь и сама в броне, с копьем в руке, не царевна, а царь-девица!»

О боевых действиях Сельджан-хатун:
«Как увидела это Сельджан-хатун, внутри ее зажегся огонь; как сокол влетает в стаю гусей, она пустила коня на гяуров; с одного конца сокрушив гяуров, она вышла на другой конец».

«Тут Сельджан-хатун пустила коня, нанесла поражение (врагам); бежавших она не преследовала, просивших пощады не убивала. Она подумала, что враг разбит; с лезвием меча в крови она пришла в шатер».

Более чем вероятно, что основа женского головного убора у туркменских племен - гупба, имеющее форму верхушки боевого шлема, действительно, является его декоративной копией, призванной оставить память о том, что когда-то тюркские женщины носили защитное вооружение.
Это татарское женское украшение стало основой для российской Шапки Мономаха, я делал об этом специальный пост.

Отрывки из каракалпакского поэтического сказания «Сорок девушек» («Кырк Кыз») Поэма рассказывает о борьбе богатырши Гулаим и ее женской дружины с джунгарами и персидским Надир-шахом в 18 веке. Само представление о женщинах-воинах несомненно более древнее и восходит к 9-10 вв. - времени сложения тюркских этносов в Средней Азии. Один из вариантов эпоса «Кырк Кыз» можно

****
Повела за собой подруг

На широкий зеленый луг,

Завязала потешный бой.

Кони быстрые горячи,

А в девичьих руках - мечи.

На своих подруг дорогих

Гулаим глядит, весела,

Ободряет и учит их

Выбивать врага из седла,

В боевом наряде мужском

По-мужски сражаться с врагом,

Тонкий стан стянув кушаком,

Без ошибки владеть клинком;

Учит их искусству, каким

Настоящий храбрец-батыр

В грозный час удивляет мир.

Картины Булата Гильванова из цикла "Алтынчеч и сорок девушек"

****
«Кырк Кыз»

Наши силы, как луки, напряжены,

Кони наши откормлены и сильны,

Древки доблестных копий у нас в руках

Позолоченной сталью оснащены.

Ты за дело взялась, как прямой батыр.

Ты готовишься к битвам, хоть любишь мир.

Чтоб клинки не заржавели, ты в ножны

Терпеливо втираешь смолу и жир.

Ты подругам вручила мечи, уча

По-мужски нападать и рубить сплеча,

Чтобы дорого враг нашу кровь купил,

Не ушел от девического меча.

Ф отографии этих девочек говорят сами за себя. Это тип, я бы даже сказала, диагноз. Чистые и скромные, без яркого макияжа и вульгарности, но женственные и с хорошими манерами. У них строгие моральные принципы. Они готовы пожертвовать собой ради дела или любви. Мужчины часто называют их идеальными женами. Интересно, что они скажут посмотрев фотографии?

Б ельгийский фотограф Филипп Эрбе собирал их для своего проекта по всей России. С помощью своей подруги Ирины он искал их по всей России: тех, что не ругаются матом, любят классическую музыку и классическую же литературу, носят строгую одежду. Именно поэтому информации о том, девственницы ли они, нет — кто ж такое у дамы спросит — но, наверное, да. Или только по большой любви. Они не обязательно красавицы, но, как говорится, обладают огромной нравственной силой. В современной России живут они, непонятые никем, и носят юбки не короче, чем по колено. Смотрим портреты:


«...не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь её огорчало» (Наталья Ласунская из романа «Рудин»)


«Слабость возмущала её, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования её ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять её уважение,— а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для неё.» (Елена Стахова из «Накануне»)


«Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности» (Лиза Калитина из «Дворянского гнезда»)


«Она была очень недурна собой, живого и кроткого нрава. Ее серые, светлые глаза глядели добродушно и прямо из-под ребячески приподнятых бровей; она почти постоянно улыбалась и смеялась тоже довольно часто. Свежий голос ее звучал очень приятно; двигалась она вольно, быстро - и весело краснела. (Лиза Ожогина из «Дневника лишнего человека»)


Вот и хочу спросить — вы бы влюбились в такую женщину?


Было бы вам с ней хорошо? Что вы вообще о них думаете? Анахронизм, или?



все фото с сайта


Министерство образования и науки Удмуртской Республики
АОУ СПО УР «Экономико-технологический колледж»
Тема доклада выступления:

(коллекция одежды)
Автор: Коновалова Алиса Николаевна
Студентка 14гр. по специальности 261019
«Конструирование, моделирование и технология
изготовления швейных изделий»
Руководитель: Батинова Анастасия Игоревна
Ижевск
2014
Введение
«Что можно сказать о произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин.
Подобным образом воспринимали произведения Тургенева не только его современники, но и многие последующие поколения русских и зарубежных читателей. В его рассказах, повестях, романах, проникнутых гуманными, благородными чувствами, оживают для нас волнующие картины прошлого, картины русской природы.
«Тургеневская девушка» - это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренность и честность – вот те качества, отличающие «тургеневскую девушку» от других женщин.
Тургенев был мастером своего дела – он смог разглядеть в девушке те возвышенные качества, которые до него не видел никто. «Тургеневская девушка» – это собирательный образ, можно сказать идеальный. Невозможно точно ответить на вопрос: «Существуют ли сейчас «тургеневские девушки»? Наверняка, они живут среди нас, не поддаются на провокации со стороны современного образа жизни. Учатся или работают, стремятся к своему идеалу жизни, где есть муж, который готовится совершить какое-нибудь открытие или переворот в науке, политике или обществе. Сегодня, правда, она уже мечтает не об общественно-политической деятельности или совершенствованию собственной личности, а о простом женском счастьеидеальная семья и дети.
Цель работы – определить на примерах из произведений Тургенева, кто такая «тургеневская девушка», создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке.
Задачи работы:
определить на примере героинь произведений Тургенева образ «тургеневской девушки» как историко-литературного понятия;
дать определение понятия «тургеневская девушка»;
определить какими стали «тургеневские девушки» сейчас;
создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке.

«Тургеневская девушка» как историко-литературное понятие
Памяти И. С. Тургенева (фрагмент)
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой,-
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна -
Собрались воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной, и женственной мечты,
Их вызвал к жизни чистый нежный гений,
Он дал им форму, краски, и черты.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали,
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.
Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.
Константин Бальмонт
В произведениях Тургенева любовь чаще всего имеет печальный, трагический оттенок, но героем доставляет, как и горе, так и радость, делая их более возвышенными. Это неслучайно, так как писатель искренне и бескорыстно любил замужнюю певицу и остался верен своей любви до конца своих дней. Героини его повестей и романов всегда необычны.
«Тургеневская девушка» - так называют особый тип героини, отличающейся своеобразным и глубоким внутренним миром. В основном это замкнутая в себе девушка, но тонко чувствующая, которая, как правило, выросла в поместье, нетронутая светом (городом). Очень чистая, скромная и образованная. Такой образ является явным интровертом, плохо ладит с людьми, но имеет очень глубокую внутреннюю жизнь. Такая девушка не отличается яркой внешностью, ей свойственно простота, зачастую её принимают за дурнушку. «Тургеневская девушка» считается обладательницей по истине сильного характера, который может быть сначала незаметен. Она та, которая ставит пред собой цель и идёт к ней. Ради достижения цели такая девушка может пожертвовать собой. Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством. Также любит она упорно и неотступно.
Особенности литературного типа «тургеневская девушка»:
душа, которую невозможно не полюбить;
нежность, искренние чувства, отсутствие искусственности и кокетства;
сильный характер;
активность и самостоятельность;
замкнутость;
образованность;
целеустремленность, жажда служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи.

В книгах Тургенева можно увидеть следующие примеры представительниц образа «тургеневской девушки».
Наталья Ласунская из романа «Рудин»: девушка семнадцати лет. Автор отмечает в ней такие черты как скромность, сдержанность, аккуратность, а также некую мечтательность и задумчивость, в которою постоянно погружается героиня. Основными её занятиями являются прогулки, вышивка на канве, чтение не только исторических книг и назидательных сочинений, но и, тайно от матери и гувернантки, Пушкина. Также она увлекалась лошадьми. Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало “внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”. Тем не менее сам Тургенев отмечает, что эта девушка вовсе не юная. Эта мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Но странно относится к девушке главный герой, Рудин, и она замечает: “он обращается со мной, как с девочкой”. Но автор говорит голосом Лежнева в его беседе с Александрой Павловной: “Наталья - не ребенок; она, поверьте, чаще и глубже размышляет, чем мы с вами. И надобно же, чтобы эдакая честная, страстная и горячая натура наткнулась на такого актера, на такую кокетку!”, последняя фраза относится к Рудину. Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”. В этой реплике мы слышим боль в душе русской девушки, её печаль и разочарование.
Елена Стахова из романа «Накануне»: В этой героине определённо чувствуется стремление к «деятельному добру», сочувствие ко всем страдающим и угнетённым. В ней идеально сочетается смелость и решительность. Для достижения поставленной цели она порывает со своей преждней жизнью без всяких исключений. Ради своей любви к Инсарову, девушка отвергает всех. Она стала символом тех людей, которые нужны России. Несмотря на смерть мужа, она становится сестрой милосердия, чтобы практически участвовать в борьбе болгарского народа, в память о любимом.
Ася из повести «Ася»: один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Она открытая, пылкая и самолюбивая девушка. Поражает читателя своей необычной внешностью и благородством. Также ей характерно застенчивость и неумение вести себя в обществе. В раннем возрасте в голову этой юной леди приходят мысли о противоречиях жизни. С остальными воплощениями образа «тургеневской девушки» её роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.
В романе «Отцы и дети» Тургенев показал три основных женских образа.
Анна Одинцова Катя ФенечкаВнешность
Красива, стройна, с достойной осанкой. «…руки лежали вдоль стройного стана; спокойно и умно, именно спокойно, глядели светлые глаза; какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица». Нельзя сказать, что она была красавицей, но она много улыбалась и глядела как-то сурово, снизу вверх; темная брюнетка с большими чертами лица и задумчивыми глазами Молодая женщина, вся беленькая и мягкая, с темными волосами; опрятная
Характер
Гордая, даже высокомерная, дама из высшего общества.
Её ум был «пытлив и равнодушен в одно и то же время».
«Не будь она независима, могла бы броситься в битву».
Вышла замуж по убеждению.
Холодный рассудок и некоторая душевная холодность.
Героиня – яркая и сильная личность. Робкая, молчаливая.
Больше любит читать и размышлять.
Близка к природе, естественна.
Добра, нежна и проста.
Любит музыку и цветы.
Терпелива, нетребовательна, но упряма.
Индивидуальность раскрывается постепенно, в союзе с Аркадием будет главной.
Крестьянка, её положение в романе двойственно.
Автор больше всех сочувствует ей, старается защитить и показать, что она в своем материнстве выше всяких предрассудков.
Фенечка естественна, она - сильная личность с чувством собственного достоинства.
Образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке
Какой могла бы быть «тургеневская девушка» сейчас? Вопрос этот в действительности довольно сложный, так как время меняет всё. Оно изменит всякого, но, я думаю, главные её черты остались бы прежними. Решительность и скромность было бы очень ей свойственны, это и отличает её от других. Мне кажется, такую девушку всегда будут характеризовать как мечтательную, образованную и очень скромную, даже немного отчуждённую. Ей сложно поладить с людьми, ведь зачастую её просто не понимают, так как её внутренний мир очень сложен. Многие никогда не смогут понять её жертвенность своему делу, её цели. С таким стремлением она может подняться до невероятных высот, но на каждой новой ступени ей будет препятствовать её же замкнутость. Сейчас мы живём в такое время, когда ты должен быть открыт миру, ты должен быть в ногу со временем, но для достижения своей цели тебе придётся плыть против течения и не врезаться в айсберг, как «Титаник», который при такой встрече потерпел кораблекрушение и пошёл ко дну. Да, ей бы пришлось не сладко в наше время, хотя, как и каждому.
В моём представлении она имеет волосы цвета красного дерева длиной до лопаток, которые ниспадают лёгкими волнами на её светлые плечи. Сложные причёски это не для неё, поэтому она довольствуется косой или свободным пучком на затылке. Цвет её кожи говорит, что её не задело южное солнце, и она не является любителем солнечных ванн. Также это девушка небольшого роста и с невзрачной фигурой, хороша, но не более. Лицо немного округлой формы, выражает образованность и скромность, и даже немного холодность. Высокий лоб прикрывают лишь пару выбившихся прядок, не очень густые брови идеально дополняют её глаза. Они карие с вкраплениями зелёного, излучают решительность. Ничем не примечательный нос и тонкие губы дополняли её образ. В макияже она не отличалась какой-либо экстремальностью. Максимально естественный, разве что ей приходилось добавлять немного румянца, чтобы не казаться слишком бледной. Она была той, которая мечтает носить лёгкие струящиеся платья в пол с кринолином. Ей не мешало бы это сделать общественное мнение, но ей мешала практичность. Гардероб её составляют в основном юбки, блузки и платья из летящих и нежных материалов (например, шелк, шифон и гипюр). Такой девушке нравятся бежевые и лиловые, розовые оттенки, либо благородные тёмно-красный и тёмно-зелёный.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что «тургеневская девушка» - это типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений с 1850-х до 1880-х годов.
«Тургеневские девушки» - сильные девушки. Они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Тургеневский идеал заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяет любовь и желание быть счастливой. Все это актуально и по сей день. И «тургеневские девушки», несомненно, существуют в нашем современном мире. Нужно лишь приглядеться.
«Тургеневская девушка» - романтичная и возвышенная, хрупкая и трогательная, женственная и утонченная. На протяжении долгих лет этот образ вдохновляет художников и дизайнеров и остается актуальным в современном мире.
Ключевыми составляющими современного образа «тургеневской девушки» являются:
Макияж, который еле заметен;
Прическа очень проста, коса или свободный пучок;
Одежда очень женственная, которая делает её ещё более нежной;
Характер сильной решительной девушки с чувствительной душой.
Список литературы
Танкова Н. С. «Тургеневская девушка» (Литература в школе. – 1996.-№5).
Юферова Н. Э. Будущее «тургеневской девушки» / Тургеневский архив.
Тургеневская барышня. Эксперимент //fashion.ru
Тургеневская девушка //ru.wikipedia.org



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные