Урок литературы "система образов в трагедии "гамлет"". Шекспир В. «Гамлет» Вопросы к уроку Уроки шекспир гамлет анализ действие 1

Легенду о Гамлете впервые записал в конце XI века датский историк Самсон Грамматик в своем собрании легенд и хроник под названием «История Дании».

Это предание гласит, что во времена язычества один из правителей Ютландии был убит на пиру своим братом Фенганом. Затем Фенгон женился на вдове убитого и завладел его землями. Сын убитого, молодой Гамлет (или Амлет) должен был отомстить за гибель отца. Чтобы обмануть Фенгона, Амлет притворился безумным. Поступки его говорили о помешательстве, но в речах крылось несомненное коварство, и никому не удавалось до конца разгадать смысл слов Амлета. Поэтому Фенгон продолжал подозревать племянника. Он пытался завлечь его в западню и заставить проговориться о своих истинных намерениях. Но Амлета предупредил об опасности его верный друг и молочный брат (ставший прототипом Горацио у Шекспира). Один из придворных (у Шекспира - Полоний) пытался, спрятавшись, подслушать разговор Амлета с матерью. Но Амлет обнаружил его в углу под соломой, убил, а труп бросил на съедение свиньям. Он упрекал мать в том, что она не верна памяти убитого отца.

Фенгон отправил Амлета в Англию в сопровождении двух придворных (у Шекспира - Розенкранц и Гильденстерн) с письмом к английскому королю, в котором просил убить племянника. Но Амлет подменил письмо, и вместо него казнили его спутников. Амлет женился на дочери английского короля и вместе с ней вернулся в Ютландию, где все считали его погибшим. Внезапный приезд заставил придворных превратить тризну в праздник. Амлет напоил всех допьяна, а затем поджег дворец. Придворные погибли в огне, а Фенгону он отрубил голову, исполнив, наконец, долг кровной мести.

В 70-е годы XVI века эту легенду пересказал французский писатель Бельфоре. А в 90-е годы XVI века в Лондоне была поставлена пьеса о Гамлете, которая не дошла до наших дней. Известно только, что в ней уже появлялся призрак короля-отца, взывавший к отмщению.

Шекспир написал свою пьесу примерно в 1610 году. Взяв за основу старинный сюжет, он показал нам Англию XVII века. Шекспир говорит со своими современниками о главных вопросах жизни.

Каков Гамлет Самсона Грамматика? Умный, изворотливый, сильный, жестокий, способный не только бестрепетно убить человека, но и поглумиться над трупом врага. Этому Гамлету почти не ведомы нравственные муки, он - истинный сын своего времени. У Шекспира трагедия Гамлета состоит в том, что человек, обладавший сердцем и умом, сломался, увидев ужасные стороны жизни - кровосмешение, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, в любовь, разочаровался в жизни. Притворяясь безумным, он и вправду чуть не сошел с ума от подлости окружающих. Но когда его начинают травить, как зверя, в нем просыпается принц крови, человек своей эпохи. Тогда превыше всего ценилось умение владеть шпагой, а коварство не считалось пороком. И Гамлет начинает действовать, уверяя себя самого, что борется не за собственную жизнь и трон, а за восстановление всеобщей справедливости: Материал с сайта http://iEssay.ru

Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его.

Возможно, Гамлет, как бывший студент Виттенбергского университета, помышлял о науке, об искусстве, о деятельности на пользу человечеству. А пришлось ему мстить, интриговать, притворяться, убивать - в открытом бою, как Лаэрта, или косвенно (как Офелию). Его безумие - не только способ обезопасить себя, но и возможность говорить правду окружающим (роскошь, непозволительная для принца). Он откровенно дурачит Полония, Розенкраниа и Гильденстерна - коварных льстецов, служащих Клавдию, и бестрепетно отправляет их на тот свет. Но, устраивая проверку самому Клавдию (сцена «Мышеловка»), Гамлет хочет убедиться в его вине. Не просто убить, но показать, что короля-братоубийцу ожидает кара. Гамлет не бездействует, он готовит месть. Хотя принц понимает, что убийство перевернет его жизнь. Смысл знаменитого монолога «Быть или не быть?» заключается именно в том, что Гамлет пытается выбрать, убийцей стать или жертвой. Этот вопрос не мог стоять перед Амлетом древней легенды. Трагедия человека эпохи Возрождения, каковым был сам Шекспир и каковым он сделал своего героя, - расхождение между идеалами и реальностью, невозможность жить в соответствии с установками души.

Мужчина проявляется в отношении к женщине. В легенде у Гамлета не было возлюбленной. Герой Шекспира отталкивает от себя Офелию и губит ее: для него жизнь дороже любви и любимой женщины. Потом он жалеет и раскаивается. Потом он гибнет - не как борец за справедливость, а как обычная жертва придворной интриги. Вот и найдена разница. У Грамматика Гамлет - победитель, у Шекспира - жертва. Он не борется, а защищается. И виной тому - червь сомнения, проклятые высокие помыслы, преобразившие ум, но не сумевшие закалить душу. Шекспир показал нам, что люди, идущие впереди эпохи, зачастую становятся ее жертвами (вспомним Коперника и Галилея). Но без них человечество осталось бы во тьме средневековья, там, где Амлет Самсона Грамматика, не задумываясь, уничтожал и правых, и виноватых.

Краткое изложение повести, записанной Саксоном Грамматиком:

Датский феодал Горвендил прославился силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побеждённого. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил всё его достояние. Тогда датский король Рёрик отдал в жёны Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет.

У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Они оба совместно правили Ютландией . Фенгон стал опасаться, что Горвендил воспользуется расположением короля Рёрика и приберёт к рукам власть над всей Ютландией. Несмотря на то, что для такого подозрения не было достаточных оснований, Фенгон решил избавиться от возможного соперника. Во время одного пира он открыто напал на Горвендила и убил его в присутствии всех придворных. В оправдание убийства он заявил, что будто бы защищал честь Геруты, оскорблённой своим мужем. Хотя это было ложью, никто не стал опровергать его объяснений. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте. До этого между Фенгоном и Герутой близости не было.

Амлет был в тот момент ещё очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юный принц был умён и хитёр. Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона. А для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями. Кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Они посоветовали сделать так, чтобы Амлет встретился с подосланной к нему красивой девушкой, на которую возлагалось обольстить его своими ласками и обнаружить, что он отнюдь не сошёл с ума. Но один из придворных предупредил Амлета. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась.

Тогда один из придворных предложил испытать Амлета таким способом: Фенгон сообщит, что он уезжает, Амлета сведут с матерью, и, может быть, он откроет ей свои тайные замыслы, а советник Фенгона подслушает их разговор. Однако Амлет догадался о том, что всё это неспроста: придя к матери, он повёл себя как помешанный, запел петухом и вскочил на одеяло, размахивая руками. Но тут он почувствовал, что под одеялом кто-то спрятан. Выхватив меч, он тут же убил находившегося под одеялом советника короля, затем разрубил его труп на куски и бросил в сточную яму. Совершив все это, Амлет вернулся к матери и стал упрекать её за измену Горвендилу и брак с убийцей мужа. Герута покаялась в своей вине, и тогда Амлет открыл ей, что он хочет отомстить Фенгону. Герута благословила его намерение.

Соглядатай был убит, а Фенгон ничего не узнал и на этот раз. Но буйство Амлета пугало его, и он решил избавиться от него раз и навсегда. С этой целью он отправил его в сопровождении двух придворных в Англию . Спутникам Амлета были вручены таблички с письмом, которое они должны были тайно передать английскому королю. В письме Фенгон просил казнить Амлета, как только он высадится в Англии. Во время плавания на корабле, пока его спутники спали, Амлет разыскал таблички и, прочитав, что там было написано, стёр свое имя, а вместо него подставил имена придворных. Сверх того он дописал, что Фенгон просит выдать за Амлета дочь английского короля. Придворных по приплытии а Англию казнили, а Амлета обручили с дочерью английского короля.

Прошёл год, и Амлет вернулся в Ютландию, где его считали умершим. Он попал на тризну, которую справляли по нём. Ничуть не смутившись, Амлет принял участие в пиршестве и напоил всех присутствующих. Когда они, опьянев, свалились на пол и заснули, он накрыл всех большим ковром и приколотил его к полу так, чтобы никто не смог выбраться из-под него. После того он поджёг дворец, и в огне сгорел Фенгон и его приближённые.

Амлет становится королём и правит с женой, которая была достойной и верной супругой. После её смерти Амлет женился на шотландской королеве Гермтруде, которая была ему неверна и покинула своего супруга в беде. Когда после Рёрика королем Дании стал Виглет, он не пожелал мириться с независимым поведением Амлета, который являялся его вассалом, и убил его в битве .

После изобретения книгопечатания были напечатаны тексты Саксона Грамматика. Это привлекло к ним внимание французского писателя Франсуа Бельфоре , который включил сагу о Амлете во второй том «Трагических историй», опубликованный в 1576 году . Повествование Бельфоре в основном повторяет сюжет Саксона Грамматика. Три элемента сюжета были изменены. Во-первых между Фенгоном и Герутой существовала связь ещё при жизни её мужа. Во-вторых, Герута становится соучастником мести Амлета. Она подготавливает всё необходимое для расправы Амлета с придворными. Принц не сжигает придворных, а прокалывает пиками. Король погибает не вместе с придворными. В конце пиршества он удаляется в опочивальню, принц следует за ним и убивает, отрубив голову .

Цели урока:

1. в процессе сопоставительного анализа и выявления авторской позиции показать своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета;

2. через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы героев, композицию) подвести учащихся к пониманию замысла писателя, его идеи;

3. познакомить учащихся с осмыслением гамлетовской темы в русской лирике, представить героев Шекспира как «Вечные образы в мировой литературе».

Эпиграф к уроку:

«Время слипшихся век, пустота

Пробудившейся ночи, -

Кто я? Зверь? Человек? Слово или туман

Многоточий?..»

(Ю. Благовещенский)

Слова и понятия

· фабула;

· катарсис;

· гуманизм;

· гамлетизм;

· «гамлетовские ситуации»;

· «вечный образ».

Ход урока

1. Вступительное слово:

Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали нарицательными для всей мировой литературы. Именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного.

Искусство греков было настолько совершенным, что ему синонимом стало слово «Прекрасный».

Эпоха Возрождения, Ренессанс… Это расцвет культуры, научно-технические открытия: Коперник, Кеплер, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов. Человек является центром мироздания. Ведущий принцип – гуманизм – утверждение человека как высшей ценности.

Величайший гуманист эпохи английского Возрождения – Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях – его герб. Фамилия «Шекспир» означает - «потрясающий копьем». Критики его называли «сотрясателем сцены», друзья - поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.

« » - главное создание Шекспира. Не один образ, созданный поэтами не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.

2. Для начала обратимся к первому теоретику драмы Аристотелю ( 1). Как он раскрывает понятие «Трагедия», попробуем по Аристотелю определить составные части драмы:

· Перипетия (перемена событий к противоположному, происходящая по законам вероятность или необходимости);

· Узнавание (переход от незнания к знанию, который ведет или к дружбе, или в вражде лиц);

· Страдание (действие, причиняющее гибель или боль).

Кульминация – монолог Гамлета. Узнавание – встреча с призраком, страдание – смерть Полония, Офелии, – гибель героев.

Художественная цель пьесы – трагедия должна быть осознана как мистическая реальность необъяснимость связи событий и самого Гамлета.

3. Работа со слайдом «Теория воздействия трагедии на человека».

Какая теория вам близка? Почему?

4. «Гамлет – вечный образ». Какие герои мировой литературы находили свое отражение в произведениях других авторов? (Прометей, Иисус Христос, Дон Кихот, ). В этом ряду находится и Гамлет. Появилось понятие «Гамлетизм» - преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. «Гамлетовские ситуации» - выбор практически сделать невозможно.

В лицее написана исследовательская работа «Гамлетизм среди подростков». Этой темой занималась ученица 10 «б» класса О. Борокшонова. Сегодня она ознакомит нас с результатами своей деятельности (см. приложение 1).

5. Гамлетовские мотивы в русской лирике. Образ Гамлета и его «вечная жизнь» помогают читателю соприкоснуться с поэтической концепцией других авторов. Блок и , Пастернак и , Волошин, Самойлов… многих русских поэтов интересовал образ Гамлета, но каждый вносит в трактовку этого образа что-то свое, личное.

6. Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуальна всегда, независимо от времени и места. Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы. Эти вопросы поднимали и русские поэты.

Сообщения учеников о гамлетовских мотивах в творчестве Блока, Пастернак, Цветаева (см. приложение 2).

7. Творческая работа. Реализация домашнего – анализ монологов. Сопоставление монолога «Быть или не быть…» с 66-м сонетом Шекспира в разных переводах.

8. Перевод с английского 66-го сонета Шекспира на ученицей 10 «а» Гыргеновой А.

9. Чтение стихотворения собственного сочинения на бурятском языке «Размышления о Гамлете» - Мархакова Т.

10. Представление и защита мультимедиа презентации «Быть или не быть?» учениками (см. приложение 3).

11. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола вложил в уста бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессметным, чтобы ты сам свободный и славный мастер, сформировал себя в образе который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можешь переродиться по велению своей души и высшее божественное». У нас у всех есть выбор, и пусть этот выбор будет правильным.

Домашнее задание:

Написать сочинение – размышление «Мой Гамлет».

Конспект (проект) занятия по литературе в 8б ЛШ№5
Тема занятия: Горечь осмысления. (У.Шекспир "Гамлет»)
Цели занятия: прочтение фрагмента пьесы Шекспира «Гамлет». Решение проблемы выбора между добром и злом. Место Гамлета в современном мире, сопоставление разных видов искусств.
Задачи занятия:
помочь школьникам почувствовать трагизм судьбы Гамлета, сложность поиска смысла жизни;
способствовать развитию навыков дискуссии;
развивать связную монологическую речь;
развивать навыки сопоставления разных видов искусства через просмотр отрывка из фильма “Гамлет”;
способствовать воспитанию умений работать в группе, паре и индивидуально.
Место проведения занятия: ЛШ№5, аудитория 333
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийная аппаратура; видеофрагменты фильма «Гамлет»; отрывок монолога Гамлета в исполнении Смоктуновского и Высоцкого; презентация к уроку.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
Тип занятия: комбинированный урок
1. Организационный момент Основные элементы
постановка цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
организация планирования деятельности по достижению целей;
описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

Разыгрывают диалог Оптимиста и Пессимиста (учебник, стр. 144)
После диалога – вопросы:
-Есть ли, с вашей точки зрения, в жизни какой-либо смысл, и можно ли его постичь? В чем, по-вашему, состоит смысл жизни? Выскажите свои суждения.
-Как вы думаете, какими качествами обладает тот человек, который склонен размышлять о смысле жизни? Подобные размышления свойственны молодости, зрелости или старости? Поделитесь своими мыслями. Учащиеся сразу разделены на две группы.
Предварительная домашняя работа: написать отзыв о трагедии В. Шекспира “Гамлет” (“Мой Гамлет”, “Близки ли нам проблемы Гамлета сейчас?”).
Работа с тезаурусом:
Трагедия
Конфликт
Вечные образы Учитель: Есть в нашей жизни книги, которые нельзя отнести к определенной эпохе, прикрепить к какому-либо столетию. Они живут во все времена, каждый раз открываясь по-новому. Поверьте, каждый раз, когда перечитываешь произведение, охватывает ощущение: вот сейчас-то и откроется тайна, истина, скрытая в строчках, но нет – чудо остается заманчивым, притягивающим, но непостижимым до конца. Такие книги называют вечными. В их ряду по праву стоит и трагедия “Гамлет” Вильяма Шекспира.. Эпиграф:
Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? –оно велико и глубоко: это жизнь человеческая;это человек, это вы, это я, это каждый из нас...В.Г. Белинский
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу Основные элементы
определение целей и задач, которые должны быть достигнуты на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Подготовленные сообщения Сообщение 1 ученика: Обращаясь к судьбе Шекспира, мы сталкиваемся со многими противоречиями, загадками, тайнами. О Шекспире известно, что он родился в маленьком городке Страдфорд-на-Эйвоне, там же впервые познакомился с драматическим искусством – смотрел спектакли, которые давали приезжие актёры. В 1585 году, проделав пятидневный путь из родного города, он добрался до Лондона. Шекспир стал играть в театре, который впоследствии получил название “Глобус”. Уже через семь лет Шекспир заявил о себе как первейший драматург и поэт. Как такое могло случиться с полуобразованным сыном разорившегося перчаточника, окончившего начальную школу провинциального городка? Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности. Послушаем сообщения о жизни драматурга.
Демонстрация презентации Сообщение 2 ученика: Долгое время считали Шекспира “выскочкой”, которому шедевры удаются благодаря какому-то внутреннему наитию. В 1857 году американка Делия Бэкон опубликовала книгу “Раскрытие философии пьес Шекспира”. Она усомнилась в том, что полуобразованный человек мог создать произведения, требующие не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний.Так родился шекспировский вопрос: был ли Шекспир Шекспиром, то есть автором тех несравненных литературных произведений, которые вышли в свет под его именем? Делия Бэкон приписала их современнику Шекспира, своему однофамильцу Фрэнсису Бэкону. Впоследствии в разное время авторство творений Шекспира приписывали графу Дерби, графу Оксфорду и даже королеве Елизавете. Интерес к этой теме понятен: всё, что связано с великими именами, имеет притягательную силу, тем более что в данном случае мы достоверно почти ничего не знаем. Презентация Сообщение 3 ученика: Справедливо писал в конце XVIII в. один английский автор: “Всё, что мы знаем о Шекспире, - это то, что он родился, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актёром, написал пьесы и поэмы, вернулся в Страдфорд, оставил завещание и умер”. Жизнь Шекспира обросла слухами, как это случается со всеми знаменитостями. Однако то, что мы знаем о нём по немногим документам (не сохранилось ни одной строки, написанной его рукой), мало увязывается с гениальной фигурой, которая предстаёт перед нами со страниц его сочинений. Но для эпохи Возрождения весьма типично появление гениальных самоучек. Хотя Шекспир не обладал ученостью и в пьесах его порой встречаются исторические, географические ошибки, каких не сделал бы Бэкон, нас поражают размах его мысли, широта кругозора, обилие моральных проблем, нашедших отражение в его творчестве.
С помощью гениального перевода Пастернака попытаемся понять, почему «Гамлет» - пьеса на все времена.
3. Изучение нового учебного материала Основные элементы
организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
1. Два задания, которые все участники (в т.ч. гости) выполняют письменно. На листках бумаги 1) перечисляют действующих лиц пьесы,2) вспоминают и записывают 2-3 строчки (любые!), которые «застряли в голове» после прочтения «Гамлета».
Устно (фронтально) отвечают на вопросы викторины. Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение.
Мини-викторина «Знаете ли вы текст?» Литературная «событийная» блиц-викторина:- Где происходят события пьесы? (В Эльсиноре);- Любимая девушка Гамлета? (Офелия);- Как звали ее отца и брата? (Полоний, Лаэрт); - Как зовут мать Гамлета? (Гертруда);- Кем был Гамлет по национальности? (датчанин);
- Что Гамлет назвал тюрьмой? (Данию);- Назовите имя дяди Гамлета (Клавдий);- Лучший друг Гамлета (Горацио); - Как звали отца Гамлета? (Гамлет);- Назовите друзей Гамлета со школьных лет (Розенкранц, Гильденстерн);- Кого пожалел Гамлет, назвав «бедным»? (Йорик);
- Почему призрак не ответил на вопросы Горацио? (пропел петух);- Где учился Гамлет? (в Виттенбергском университете);- Зачем Клавдий пригласил в замок друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна? (узнать, почему тот стал «неузнаваемым», допытаться «какая тайна мучает его»); Существует множество разнополярных мнений о Гамлете, как если бы он был живым человеком.Например, Гете писал: «… прекрасное, чистое благородное, высоконравственное существо».
Тургенев: «…эгоист, скептик, вечно возится и носится с самим собою…».

Вы, дорогие 8-классники, тоже имеете свое мнение. Послушаем ваши отзывы, написанные дома.
Поскольку тема урока сложная, философская, то достигаются цели урока путем последовательно усложняющихся коллективных и индивидуальных форм анализа произведения
Читают отзывы о прочитанной трагедии В. Шекспира “Гамлет”. Комментарий (учителя, учащихся, гостей) 4. Закрепление учебного материала Основные элементы
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Отвечают на вопросы Как вам кажется, Гамлет – человек слабохарактерный или мужественный борец? Какие вопросы у вас возникли при прочтении шекспировской драмы? Просмотр видеофрагментов.
Работа творческих групп Чтение фрагмента монолога учащимися на английском языке, сравнение английского и русского вариантов (перевод Б.Пастернака), просмотр видеофрагмента в исполнении
И. Смоктуновского и В. Высоцкого 1 группа Гамлет Смоктуновского 2 группа Гамлет Высоцкого
(Идет комментированное чтение монолога). В чем смысл известного монолога Гамлета «Быть или не быть»?
Анализ монолога “Быть или не быть…” (“Be or not to be…”) по группам
Итак, как вы поняли монолог? О чем он?
Сопоставьте и сделайте вывод о том, как решается главный риторический вопрос разными исполнителями.
Чтобы ответить на этот сложный вопрос, мы обратимся к самому тесту. Ведь все свои рассуждения и размышления мы делаем, опираясь исключительно на художественный текст.
Пред вами раздаточный материал. Проследим логику раздумий героя.
Учащиеся размышляют над поставленными вопросами Как вам кажется, конфликт Гамлета заключается в вопросе: мстить или не мстить за отца или в вопросе: бороться или не бороться со злом?.
Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?
Если ты начинаешь бороться со злом, то и сам совершаешь зло, оправдывает ли цель средства?
Трагедия Гамлета заключается в том, что он понимает, что бессилен что-либо изменить, так как его действия будут только приумножать зло в этом мире, а не бороться искоренять его
Век расшатался – и скверней всего,Что я рождён восстановить его!Эта задача непосильна для человека. Ответы учащихся. Внутренняя драма Гамлета.
Появилось понятие “Гамлетизм” – преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. “Гамлетовские ситуации” - это ситуации, когда выбор практически сделать невозможно. Гамлет Смоктуновского и Гамлет Высоцкого – результат обсуждения в группах.
Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым. Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по отношению к миру. Смоктуновский сыграл созидательное зло.
После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлет-бунтарь опрокидывает законы христианства. В нем борются добро и зло. Восприятие Гамлета в театре и кино
Учитель: Как воспринимали Гамлета в разные эпохи? Как воспринимает Гамлета современный читатель, то есть вы?
Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601 г. на сцене деревянного театра “Глобус” в предместье Лондона.
С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из кинематографии.
Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы.
Многие актеры мечтали сыграть роль Гамлета, и у каждого из них был “свой” Гамлет.
5. Подведение итогов занятия Основные элементы

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Отвечают на вопросы После сегодняшнего урока изменилось ли ваше отношение к Гамлету? Д\З
Сообщения по группам:
“Любовь и долг”
“Почему так много смертей? (Композиция трагедии: пьеса в пьесе)”
Приложение в виде карточек, презентаций и т.п.

Учитель: Молодкина Ирина Станиславовна

Класс: 8

Тема урока : «Быть или не быть?» (по трагедии Шекспира «Гамлет».)
Цели :

образовательная: дать общее понятие об эпохе Возрождения, помочь учащимся понять величие этого времени, его противоречия, познакомить с жизнью и творчеством

В. Шекспира и его трагедией «Гамлет»;

развивающая: развивать мышление учащихся, речь, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств личности: добра, честности, благородства, чести.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: метод проектов, иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Оборудование урока : слайды произведений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, портрет У. Шекспира, оценочные листы.
Ход урока

1.Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о добре и зле, о чести и благородстве, о подлости и предательстве. Во все века каждое поколение встречалось на своем пути с такими проблемами и каждому честному человеку хотелось изменить мир, сделать его лучше.
Основополагающий вопрос нашего урока:
- Что нужно для того, чтобы изменить мир?
- Как вы думаете?
Сегодня мы будем говорить о Шекспире, его эпохе, и его трагедии «Гамлет».

3. Изучение нового учебного материала.
Эпиграфом к уроку взяты слова И.В.Гёте, немецкого поэта:
Гамлет!... Понимаете ли вы
Значение этого слова? –
Оно велико и глубоко:
Это человек, это вы, это
я, это каждый из нас.
И.В.Гёте.
- Как вы думаете, в чем смысл эпиграфа и как он связан с темой нашего урока?
«Гамлет» - главное создание Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.
Отсюда проблемный вопрос нашего урока:
- Может ли один человек что-либо изменить?
Прекрасным писателем английского Возрождения, заговорившем о человеке, о роли личности в истории, о значимости каждого человека в жизни, был В.Шекспир. Жизненная позиция каждого человека, считает Шекспир, находит отражение в его делах. Давайте посмотрим, как эпоха повлияла на жизненную позицию Шекспира и отразилась в его произведениях.

3.1. Презентация работы творческих групп.
Материал об эпохе Шекспира и ее влиянии на его творчество готовила первая группа «Искусствоведы». У вас на столах лежат оценочные листы, ваша задача выслушать выступающих, задать вопросы, если появятся, оценить ответы.

Слово первой группе – «Искусствоведам».
Говоря о Шекспире, нельзя не вспомнить ту эпоху, в которую он жил, которая и сформировала его жизненную позицию. А это довольно непростое время. Это эпоха Возрождения.
(слайд №1 об эпохе Возрождения)
Это расцвет культуры, научно-технические открытия, Коперник, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов - Колумб. В эпоху Возрождения человек становится центром мироздания. Писатели, художники обратились к античным образцам, так как именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного. Ведущий принцип эпохи Возрождения - гуманизм - утверждение человека как высшей ценности.

Говоря об эпохе Возрождения нельзя не сказать о некоторых, наиболее ярких её представителях и их произведениях, так как Шекспир. Живя и творя в это время, он не мог не знать этих художников и, наверняка, был знаком с их творчеством, а следовательно не мог не воспитываться на их произведениях.
1.) "Джоконда", самая знаменитая, самая загадочная картина мира. Пристально глядит на людей Джоконда. Не одна сотня лет прошла с тех пор, как она родилась, стала вечно живой с последними прикосновениями кисти Леонардо. Сегодня рядом с нами - живая женщина XVI века. Такой видел ее Леонардо. Он показал нам человека своего времени во всем его величии и сложности."
"Джоконда" родилась в эпоху Возрождения, когда были созданы бессмертные произведения Петрарки, Боккаччо, Сервантеса.

2). Микеланджело(сообщение учащегося).

3) Рафаэль. «Сикстинская мадонна»(сообщение учащегося).
Как вы видете, здесь разговор идёт о демократическом характере эпохи Возрождения, её высвобождения из-под власти церкви, о борьбе гуманистов против засилия церковной латыни.
В эту эпоху в Англии даже наиболее значительным личностям приходилось нелегко. Достаточно вспомнить: Колумб открыл американский континент и на коленях полз к подножию королевского трона, чтобы сообщить об этом; Шекспир, уже создавший комедии, "Юлия Цезаря", "Гамлета", получает в награду звание "служителя королевской опочивальни".
И все же не зря Мартин Лютер назвал гуманистов гордецами. Человеческая мысль в эпоху Возрождения вознеслась необычайно высоко.
Итак, величайший гуманист эпохи английского Возрождения - Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях - его герб. Фамилия «Шекспир» означает - «потрясающий копьем». Критики его называли «сотрясателем сцены», друзья - поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.
3.2.) Фильм о Шекспире.
Таким образом, как мы видим, именно жизненная позиция Шекспира- гуманиста помогла ему создать произведения, ставшие шедеврами мировой культуры.
Учитель : теперь, когда мы знаем некоторые факты из биографии писателя, перейдём к самой трагедии «Гамлет». Но для начала определимся с литературными понятиями, которые сегодня на уроке мы будем употреблять:

трагедия, конфликт, завязка, кульминация, развязка, характер.

Трагедия « Гамлет» - одна из важнейших вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это наиболее проблемное из всех творений писателя.
Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Так было и с «Гамлетом».
- Кто стал прототипом Гамлета?
(Краткий рассказ ученика об истории принца Амлета)
- Необходимо отметить, что главное изменение, которое Шекспир внёс в сюжет древнего предания, .состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя, который стремиться понять: «Зачем живёт человек и в чём смысл его существования?»
3.3. Работа с текстом.
Начнём с того, что основу драматической композиции составляет судьба датского принца.
- Когда перед нами впервые предстаёт Гамлет? О чём его первые речи?
- О чём первый монолог Гамлета? Почему он говорит, что ему весь мир опостылел?
- В чём завязка трагедии?
- Что узнал Гамлет от призрака?
- Что потрясло его душу?
Так Гамлет узнаёт, что зло не философская абстракция, а страшная реальность. И поэтому горечью полны его слова: «Век расшатался».
- Как вы понимаете эти слова?
Теперь он должен победить зло, отомстить злодею за смерть отца.
- Почему возложенная на него задача воспринимается им как проклятие?
- Так каким предстаёт перед нами Гамлет вначале трагедии?
- Почему Гамлет объявляет себя безумным?
-Почему Гамлет не стал действовать сразу после того, как принял на себя задачу мести?

Задание. Определите кульминацию трагедии.
- Каково значение этой сцены?(сцена «мышеловка»).

3.4. Выразительное чтение монолога Гамлета «Быть или не быть…»
Учитель: Итак, он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.
- Почему Гамлет не убивает Клавдия, когда тот молится в одной из галерей дворца?
- Какова развязка трагедии? Каким теперь мы видим Гамлета?
- Так в чём же состоит трагедия Гамлета?
- Какова основная проблема трагедии, её основной вопрос?
Слово второй группе – «Литераторам».

- Почему Гамлета можно назвать зеркалом жизненной позиции Шекспира?
В центре нашего внимания были вопросы:
1)Как писатель может влиять на мир?
2) Как Гамлет смог изменить мир?
3) Через что Гамлет пытается изменить мир?
(диаграммы,кластеры, выразителиное чтение монолога)
Вывод: сочинение-эссе «Актуален ли Гамлет сейчас?»
- Победил ли Гамлет зло, смог ли он изменить мир?
Да, Гамлет погибает, но он сумел победить зло. Пусть и ценой своей жизни, ибо «Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча».
Учитель:
- Как вы думаете, нужны ли миру, обществу вообще, люди, подобные Гамлету?
- Тургенев считал, что «Гамлеты точно бесполезны массе», как считаете вы, прав был Тургенев и почему?
Слово третьей группе – «Историкам».

Группа работала над вопросом:
- Может ли один человек изменить ход истории?
(Презентация)
Советы.
1. Любить свою Родину. Быть патриотом своей страны.
2. Быть честным, добросовестным, трудолюбивым.
3. Хорошо учиться, чтобы свои знания направить во благо Родины.
Учитель.
- А что – нибудь зависит от нас с вами, простых смертных?
- Так может ли один человек изменить мир?
Притча о старике, который, умирая, говорил сыну, что когда он был молод первые десять лет он потратил на то, что пытался всё изменить в мире, но все его самые замечательные идеи канули в Лету. Тогда он занялся преобразованием в семье и потратил на это ещё лет десять, но ничего так и не изменилось вокруг. Тогда он решил заняться собой, начал работать над «усовершенствованием» себя. И только тогда он заметил, как всё изменилось и в семье, и в обществе. Поэтому так много зависит от каждого из нас.
4. Подведение итогов работы.Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы прощаемся с Шекспиром, но не навсегда. Открывайте книги Шекспира, читайте их, вы найдёте в них чудесный мир Он учит нас мужеству, стойкости и благородству. Гамлет завещал людям всех веков всегда считать себя лично ответственными за несовершенства и беды на земле. Он до конца остаётся человеком в самом высоком смысле этого слова, и этим он бесконечно нам дорог.
В заключении звучит песня группы «Дискотека Авария» «Зло».
- Какие темы и идеи, затронутые Гамлетом в трагедии, прозвучали в этой песне?
- Сочинение- миниатюра «Что бы вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?»
- Чтение работ учащихся.
Итог урока.
- С какой эпохой мы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
- Оценки за урок.
5 . Домашнее задание.

Составить мини-тесты по творчеству Шекспира и его эпохе.

    Учебник/литература:

    Оборудование:

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания

    Опрос.

    1. Объяснение нового материала

    2. Слово учителя.

    1. Закрепление материала

    Работа с текстом.

    Ты впрямь любил когда—нибудь отца,

    Отчего Гамлет симулирует сумасшествие? Как эта сцена повлияла на дальнейший ход событий?

    Вывод:

    1. Домашнее задание:

    1. Выучить монолог наизусть.

    2. Стр. 68, вопросы 6-10.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе на тему:" У.Шекспир «Гамлет». История создания трагедии" »

Тема урока: У.Шекспир «Гамлет». История создания трагедии.

Цель: Познакомить учащихся с личностью и биографией драматурга, историей создания трагедии «Гамлет».

Задачи урока:

    Формирование знаний об особенностях эпохи Возрождения, искусстве и литературе того времени, особенностях жанра классицистической трагедии. Помочь учащимся понять сложный духовный мир людей эпохи Возрождения.

    Прививать интерес к творчеству художников и драматургов эпохи Возрождения.

    Развивать навык самостоятельной работы с текстом, критической литературой, умение работать над рефератом, развивать речь, логическое мышление.

Учебник/литература: Учебник литературы, Аникст А. «Трагедия Шекспира «Гамлет».

Оборудование: Репродукции с картин художников эпохи Возрождения, текст трагедии.

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

Опрос.

Что означает термин «Возрождение»?

Каковы основные особенности культуры Возрождения?

В эпоху Ренессанса, опираясь на античность, гуманисты выдвинули идеал свободного, всесторонне развитого, гармоничного человека. Культура Возрождения открыла в человеке личность, имеющую право на свободное проявление своих качеств.

Что означает понятие «гуманизм»?

Какие новые жанры появились в литературе?

    Объяснение нового материала

1. Выступления учащихся с рефератами по биографии Шекспира.

2. Слово учителя.

Почти все творчество Шекспира является подтверждением тому, что исторические реалии, которые мы находим в произведении, являются лишь фоном для описания человеческой драмы. В трагедии в качестве сюжета использована легенда о принце Датском, которая давно забыта, а образы, созданные Шекспиром, живут и будут жить. В чем же причина этого феномена? Наверное, в том, что герой мучительно старается понять, в чем смысл существования человека, если мир устроен так несправедливо.

    Закрепление материала

Работа с текстом.

Где происходит действие трагедии? (Дания, королевский замок Эльсинор)

Чем объясняют Горацио Марцелл появление призрака? (Приближение войны с норвежским королем Фортинбрасом).

Ради чего явился призрак? (Коварный Клавдий лишает его всего, призрак взывает к отмщению).

Ты впрямь любил когда-нибудь отца,

Отомсти за подлое его убийство

–Отчего Гамлет симулирует сумасшествие? Как эта сцена повлияла на дальнейший ход событий?

Можно ли во всем винить Гамлета? Прочтите монолог «Быть или не быть…»

Вывод: Гамлет попал в ситуацию, когда нужно убивать из мести, а ему претит убийство вообще, а тем более из мести.

    Домашнее задание:

1. Выучить монолог наизусть.

2. Стр. 68, вопросы 6-10.

    Подведение итогов урока, оценивание



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные