Женщины художники 20 века. Великие женщины-художники

До начала ХХ столетия роль женщин в искусстве была эпизодической, что обусловлено ее социальным статусом и общественным неравенством полов.

Талантливым женщинам надо было преодолеть весьма непростые обстоятельства ради того, чтобы посвятить себя искусству. В XX веке женщины наравне с мужчинами начинают обучаться в художественных академиях, принимать участие в художественной жизни: выставлять свои работы, входить в состав различных творческих объединений и жюри.

В России начало ХХ века ознаменовалось появлением целой плеяды замечательных художниц: Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Надежды Удальцовой, Любови Поповой, Варвары Степановой, Ольги Розановой, Веры Хлебниковой.

Наибольшее влияние на изобразительное искусство из художниц того времени оказали Александра Экстер и Наталия Гончарова.

Наталия Гончарова (1881—1962)

Наталия Гончарова (1881—1962) — русская авангардистка, жена художника Михаила Ларионова, одна из самых дорогих художниц в истории искусства.

Наталия всегда делала, что хотела, и как женщина, и как художник, ломая социальные стереотипы начала ХХ века. Гончарова пробовала себя во многих авангардных направлениях, никогда не останавливалась на том, что уже умела.

Она поддерживала и разделяла взгляды мужа в его живописном новаторстве - лучизме, но при этом она всегда оставалась самобытной художницей. Ее вдохновляло народное искусство, она хотела познать саму его суть, писала работы в духе примитивизма.

Александра Экстер (1982—1949)

Александра Экстер, наряду с Малевичем, была представителем "русского авангарда", создавшей "школу авангарда".

В 1914 году она вернулась из Парижа в Россию. Будучи хорошо знакома с последними достижениями европейского авангарда (в Париже она общалась с Пабло Пикассо, Гийомом Аполинером, Соней и Робертом Делоне), Экстер увлекла новыми идеями многих российских художников. О возникновении школы Экстер можно говорить с 1916 года, когда, поселившись в Киеве, она начала давать уроки таким впоследствии известным художникам, как Александр Тышлер, Павел Челищев, Анатолий Петрицкий и другим. Неоценим вклад Экстер и в театральное искусство России первой половины ХХ века.


К сожалению, благоприятный период для творчества в России закончился в конце 20-х, начале 30-х годов с развертыванием процесса коллективизации. С этого момента начинается массированное наступление государства на любые самостоятельные творческие объединения. Среди покинувших Россию интеллигентов были Гончарова и Экстер, продолжившие работу на западе.

Большое значение в популяризации имен женщин-художниц имели исследования феминисток, которые чрезвычайно много сделали для восстановления исторической справедливости. Благодаря их усилиям, работы художниц, занимавших в 40-60-е годы относительно маргинальное положение, теперь находятся в центре критического артдискурса.

Это произошло, например, с произведениями Мерет Оппенгейм (1913—1985) — разносторонней художницы, близкой французскому сюрреализму, с выдающейся американской художницей Джорджией О"Киф (1918—1986), с ныне культовой фигурой мексиканского искусства Фридой Кало (1907—1954) и многими другими художницами, без которых невозможно представить современное искусство ХХ века.

Джорджия Тотто О’Киф (1887-1986)

Американская художница-авангардистка, яркая представительница магического реализма. В 2014 году ее картина "Дурман" поставила ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами. На торгах аукционного дома Sotheby"s в Нью-Йорке эта картина ушла с молотка за $44,4 млн. Самая популярная тема Джорджии О’Киф - цветы.

Она изображает в форме цветов скрытую страсть - тревожную, дурманящую и хищную. Критики связывали образы художницы с сексуальными символами, анализируя ее картины в духе фрейдизма. Сама О"Киф всегда отрицала подобного рода интерпретации. Она утверждала, что ее цветы выражают чувственность, тонкую сущность природы и мироздания. Другим источником вдохновения Джорджии служила пустыня Нью-Мексико: художница изображала отполированные ветром кости животных, голые скалы и синее небо.

Фрида Кало (1907—1954)


Известная мексиканская художница "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего". В волшебных работах Фриды Кало нашли отражение мудрость человека, познавшего великое горе и великую любовь, обладающего необычайной силой и жаждой жизни. Глубокие психологические картины Фриды Кало - это нечто абсолютно новое, чего в истории искусства не было ни до, ни после ее.

Когда ей было восемнадцать, Фрида попала в страшную автокатастрофу, из-за которой долгое время оставалась прикованной к кровати. Тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей, тридцать две операции, годы в гипсе, острая боль на всю жизнь… От отчаяния Фриду спасает поразительная сила духа и … живопись. Всю боль, надежду, все свои душевные переломы Фрида воплощает на полотне.

Радикальный феминизм, возникший на Западе в 70-е годы, провозглашал идеи о единстве женского опыта, обусловленного особым анатомическим строением женщины. Наиболее яркими выразителями такого взгляда стали американские художницы: Джуди Чикаго (1939 г.р.) и Мириам Шапиро (1923 г.р.).

Джуди Чикаго (1939 г.р.)

С 1974 по 1979 годы Джуди Чикаго создала художественную композицию под названием "Званый ужин".

«Званый ужин» был задуман с целью положить конец принижению и забвению роли женщин в истории человечества. Основу композиции представляет банкетный стол на 39 персон, каждое место за которым предназначено одной из величайших женщин в истории западной цивилизации и отмечено её именем и символами её достижений. Для каждой персоны выложена салфетка, блюдо, приборы, а также бокал или чаша. На многих тарелках имеются скульптурные изображения цветов или бабочек, символизирующих вагину.

«Званый ужин», будучи плодом совместного творчества многих разных художников — мужчин и женщин, воздаёт дань таким художественным формам, как текстиль (ткачество, вышивка, шитьё) и роспись фарфора, традиционно считавшимся женскими видами искусства и относимым скорее к ремёслам, нежели к изящным искусствам, в которых всегда наблюдалось господство мужчин. Сам стол выполнен в виде равностороннего треугольника с длиной стороны в 14,63 метра и установлен на белом изразцовом полу, треугольные плитки которого содержат имена ещё 999 известных женщин.

Мириам Шапиро (1923-2015)

В 1972 году Шапиро участвовала в выставке "Womanhouse". Одна из ее работ, показанных на выставке, называлась "Кукольный дом" (Dollhouse). Дом, мебель и все аксессуары в нем были построены из всяких мусорных остатков и бытовых отходов, а каждая комната в доме символизировала особую роль, которую женщина играет в обществе.

живопись


Луиза Виже Лебрен
Автопортрет в соломенной шляпке, 1782
Национальная галерея, Лондон

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, урождённая Виже, Лебрен по мужу; 16 апреля 1755, Париж - 30 марта 1842, там же) - французская художница.


Sofonisba Anguissola (1530–1625)
Self-portrait at the easel
1556
oil on canvas
66 × 57 cm (26 × 22.4 in)
Łańcut Palace, Poland

Софонисба Ангиссола (итал. Sofonisba Anguissola) (ок. 1532, Кремона - 16 ноября 1625, Палермо) - итальянская художница, первая известная художница эпохи Ренессанса.



Анжелика Кауфман
Автопортрет 1780-1785
Эрмитаж

Анге́лика (Анжели́ка) Ка́уфман (нем. Maria Anna Angelika/Angelica Katharina Kauffmann, род. 30 октября 1741 года в Куре, Свободное государство Трёх Союзов; † 5 ноября 1807 года в Риме) - немецкая художница.



Marie-Victoire Lemoine (1754 – December 2, 1820) was a French painter Atelier of an Artist or Atelier of a Painter, Probably Madame Vigée Le Brun (1755–1842), and Her Pupil.
Marie-Victoire Lemoine (1754 – December 2, 1820) was a French painter. Born in Paris, where she also died, she was a student of François-Guillaume Ménageot, and took part in numerous Salons. Her sisters Marie-Denise Villers and Marie-Élisabeth Gabiou also became painters.



Катерина ван Хемессен. Автопортрет. 1548. Общественное собрание произведений искусства. Базель
Катерина ван Хемессен (нидерл. Caterina van Hemessen, 1528 - после 1587) - южнонидерландская (фламандская) художница.


Мариетта Робусти
Автопортрет
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Мариетта Робусти (Тинторетто, 1554-1590) - итальянская художница, портретистка, дочь Тинторетто.



Self-portrait as a Female Martyr
Artwork by Artemisia Gentileschi

Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим - ок. 1653, Неаполь) - итальянская художница.



Джентилески Артемизия (Gentileschi Artemisia) (1593-1653)
Автопортрет в образе аллегории Живописи
September 1638
oil on canvas
96.5 × 73.7 cm (38 × 29 in)
Royal Collection, Windsor Castle


Mary Beale
Self portrait

Мэ́ри Бил , урождённая Крэ́док (англ. Mary Beale, née Cradock; 26 марта 1633 - 1699) - английская портретистка, считается одним из крупнейших мастеров портрета в Англии XVII века и первой в истории страны профессиональной художницей.


Élisabeth Sophie Chéron (1648–1711)
Self-portrait 1672
oil on canvas 88 × 73 cm (34.6 × 28.7 in)
Louvre Museum

Элизабет-Софи Шерон (фр. Élisabeth-Sophie Chéron Le Hay, 3 октября 1648, Париж – 3 сентября 1711, там же) – французская художница (эмальер, миниатюрист, график), поэт, переводчик.


Marie-Gabrielle Capet (1761–1818)
Self portrait in 1783
in the collection of the National Museum of Western Art in Tokyo

Marie-Gabrielle Capet (1761–1818) was a French Neoclassical painter. She was born in Lyon on September 6, 1761. Marie-Gabrielle came from a modest background and her previous background and artistic training is unknown, but in 1781 she became the pupil of the French woman painter Adelaide Labille-Guiard in Paris. She excelled as a portrait painter, and her works include oil paintings, watercolours and miniatures.


Marie-Geneviève Bouliard
Self-portrait as Aspasia, 1794
Musée d"Arras

Marie-Geneviève Bouliard (1763-1825) французская художница, писавшая в основном портреты


Мари Гийемин Бенуа
Автопортрет. 1790

Мари́-Гийеми́н Бенуа́ (Marie-Guillemine Benoist; 1768-1826) - французская художница (неоклассическая, историческая и жанровая живопись).


Юдифь с головой Олоферна (1593), Феде Галиция (предполагается, автопортрет)
Феде Галиция (итал. Fede Galizia, 1578, Милан - 1630, там же) – итальянская художница. Дочь художника-миниатюриста, у которого и училась живописи. Умерла во время чумной эпидемии.


Autoportrait (1878), Marie Egner
Мари Эгнер (1850-1940) - австрийская художница


Ida Gustava Silfverberg (Finnish, 1834–1899)
«Self-Portrait» 1868

Ida Gustava Silfverberg (23 января 1834 Хельсинки - 23 декабря 1899 Флоренция, Италия) - финская художница


Autoportrait (1720), Giovanna Fratellini
Джованна Фрателлини , Giovanna Fratellini (1666 – 1731) - итальянская художница эпохи барокко, активно работавшая во Флоренции и специализирующаяся, в основном, на миниатюрных портретах.


Autoportrait (1865), Johanne Mathilde Dietrichson
Johanne Mathilde Dietrichson (1837 - 1921) - норвежская художница


Mary Ellen Best (1809 – 1891)
Self portrait 1809

Мэри Эллен Бест (1809 - 1891) - английская художница, работала, как правило, в акварели


Christina Robertson
Self portrait 1822

Кристи́на Ро́бертсон (урождённая Са́ндерс, родилась в 1796 году в Кингхорне (англ.)русск. близ Эдинбургa - умерла в 1854 году в Санкт-Петербургe) - шотландская художница-портретистка, работавшая при дворе Николая I в 1839-1841 и в 1849-1851 годах.


Rolinda Sharples (1793–1838)
Self-portrait by Rolinda Sharples, with her mother, Ellen, in the background

Rolinda Sharples (1793-1838) - английскиая художница, специализировалась на портретах и жанровых картинах маслом. Она выставлялась в Королевской Академии и в Обществе британских художников, где и стала почетным членом.


Portrait of Virginia Vezzi, c.1625-26.
Oil on Canvas - 75 x 61.5 cm.
Vic-sur-Seille, Musée Georges de La Tour

Virginia Vezzi (Velletri, 1601 - Париж, 1638) - итальянская художница, очень ценится во Франции.



Jenny Eugenia Nyström
Self-portrait

Jenny Eugenia Nyström (родилась 13 июня 1854 в Кальмаре, умерла 17 января 1946 в Стокгольме) - шведская художница и иллюстратор.


Selfportrait (1911), Phoebe Anna Traquair 1852-1936
Phoebe Anna Traquair (1852/4-1936) шведская художница ирландского происхождения, известна как иллюстратор, художник и вышивальщица.


Autoportrait (1877), Louise Jopling 1843-1933
Луиза Джоплинг (Louise Jopling) (1843-1933) - художниwf викторианской эпохи; один из самых известных женщин-художниц своего поколения.


Autoportrait, Kitty Lange Kielland 1843-1914
Кристиана (Китти) Ланге Хьелланн (норв. Kitty Lange Kielland, род. 8 октября 1843 г. Ставангер - ум. 1 октября 1914 г. Осло) - норвежская художница - пейзажист.


Autoportrait (1800), Hortense Haudebourt-Lescot 1785-1845
Антуанетта-Сесиль-Гортензия Одебут-Леско (1784-1845) - французская художница, мастер жанровых сцен


Autoportrait à la Harpe (1790), Rose-Adélaïde Ducreux (1761-1802)
Роза-Аделаида Дюкре (Rose-Adélaïde Ducreux, 1761 - 1802) - французская художница и музыкант.


Autoportrait, Aimée Duvivier 1760-1824
Эми Дювивье (Aimée Duvivier, 1760-1824) - французская художница.


Autoportrait, Mina Karadzic 1828-1894
Мина (Вильгельмина) Караджич - Вукоманович (Mina Karadzic - Vukomanovic) (30 июня/ 12 июля 1828, Вена – 12 июня 1894, Вена) - сербская художница, писательница и переводчик.


Katarina Ivanovic (1811-1882)
Катарина Иванович (15 мая 1817 - 22 сентября 1882), был сербская художнца, жила в основном в Венгрии.


Sophia Albertine Adlersparre (1808-1862)
Sophia Albertine Adlersparre родилась в 1808 году на небольшом острове Эланд в Швеции. Изучала искусство с художником Ovarnström Ekman. После смерти отца уехала в Париж и поступила в мастерскую Cogniet. Вернувшись в Дрезден, она нарисовала портреты короля Оскара и королевы Жозефины. В 1851 году выиграла государственную стипендию и училась в Мюнхене, Болонье и Флоренции, где прожила более трех лет. Умерла в 1862 году.


Sarah Miriam Peale (1800-1885) Автопортрет 1818
Сара Мириам Пил (Sarah Miriam Peale, Филадельфия, штат Пенсильвания, 19 мая 1800 - 4 февраля 1885, Филадельфия) - американская художница-портретистка.


Стефани де Вирьё
Autoportrait 1810

Стефани де Вирьё (Stéphanie de Virieu, родилась 14 июля 1785 в Сен-Манде и умерла 9 мая 1873 в замке Poudenas) французская художница и скульптор.


Henriette Lorimier (1775-1854)
Self-portrait 1807
oil on canvas 92 × 73 cm (36.2 × 28.7 in)

Elisabeth Henriette Marthe Lorimier (7 августа 1775, Париж - 1 апреля 1854) -популярная портретистка в Париже в начале эпохи романтизма.


Giulia Larna (1685-1753)
Джулия Элизабетта Лама (Giulia Elisabetta Lama, 1 октября 1681, Венеция – 7 октября 1747, Венеция) - итальянская художница, работала в Венеции, специализировалась на религиозной и портретной живописи.


Anna Waser (1675-1714)
Автопортрет 1691

Anna Waser (16 октября 1678, Цюрих; † 20 сентября 1714 там же) - швейцарская художница и гравер.


Elżbieta Baumann Jerichau, autoportret 1850
Элизабет Йерихау-Бауман (нем. Elisabeth Jerichau Baumann, 21 ноября 1819, Варшава - 11 июля 1881, Копенгаген) - датская художница с польскими корнями.



Self-Portrait in Front of the Easel (1958)
Elisabeth Jerichau-Baumann (1819-1881)



Lavinia Fontana
Self-Portrait at the Spinet
oil on canvas 7 cm (10.6 in) х 24 cm (9.4 in)
Accademia di San Luca

Лавиния Фонтана (итал. Lavinia Fontana; 24 августа 1552, Болонья - 11 августа 1614, Рим) - итальянская художница болонской школы. Рисовала в основном портреты, которые были типичным предметом для живописцев женщин, и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские фигуры.


Lavinia Fontana (Bologna, 1552 ‐ Roma, 1614)
Autoritratto in a Tondo 1579



Marie Denise Villers (French, Paris 1774–1821 Paris) Charlotte du Val d"Ognes (died 1868)
Мари-Дениз Вильер.
Рисующая молодая женщина, 1801, музей Метрополитен, возможно автопортрет художницы

Мари-Дениз Вильер (фр. Marie-Denise Villers; (1774, Париж - 19 августа 1821, там же) - французская художница. Известна своими портретами в стиле классицизма.



Rosalba Carriera (Venezia, 1675 ‐ 1757) Autoritratto con un ritratto di sorelle (Автопортрет с портретом сестры) 1715 г.
Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence

Розальба Каррьера (иногда Каррера) (итал. Rosalba Carriera, 7 октября 1675, Кьоджа - 15 апреля 1757, Венеция) - итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, один из главных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции.


Jeanne-Louise Vallain, Autoportrait, signé et daté 1788, huile sur toile, 99 x 80,6 cm (galerie Mendes, Paris)
Жанна-Луиза (Нанина) Валлен (1767-1815) - французская художница



Sarah Goodridge (1788–1853)
Self portrait
watercolor on ivory, 4x3 inches, 1830

Сара Гудридж (1788-1853) - американская художница, специализирующаяся на портретной миниатюре.



Элис Пайк Барни. Автопортрет, 1895
Элис Пайк Барни , урожд. Элис Пайк (англ. Alice Pike Barney; 14 января 1857, Цинциннати - 16 июля 1931, Лос-Анджелес) - американская художница.


Хелена Шерфбек (1862 -1946)
Автопортрет

Хе́лена Ше́рфбек (швед. Helena Sofia Schjerfbeck; 10 июля 1862, Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя - 23 января 1946, Сальтшёбаден, Швеция) - финско-шведская художница, представительница модерна.


Self-portrait by Judith Leyster, (1609-1660) circa 1630
oil on canvas 74.6 × 65.1 cm (29.4 × 25.6 in)
National Gallery of Art, Washington

Юдит Янс Лейстер (нидерл. Judith Jans Leyster, а также Leijster; 28 июля 1609, Харлем - 10 февраля 1660, Хемстеде) - нидерландская художница.


Elisabetta Sirani
Self-Portrait ca. 1658

Элизабе́тта Сира́ни (итал. Elisabetta Sirani; 8 января 1638, Болонья - 28 августа 1665, там же) - итальянская художница.


Anna Rosina de Gasc
Self-portrait (1767)

Анна Розина Гаск (Anna Rosina de Gasc, 1713 - 1783) немецкая художнца, прославилась портретами.


Portrait of Anne Vallayer-Coster, by Alexander Roslin 1783
Anne Vallayer-Coster (December 21, 1744 – February 28, 1818) was an 18th-century French painter


Clara Peeters, 1594-1657
Автопортрет на картине «Суета сует» 1657

Клара Петерс (Clara Peeters, 1594-1657) - нидерландская художница, мастер натюрмортов.


Wallerant Vaillant (1623–1677)
Portrait of Maria van Oosterwijck (1630-1693) 1671
oil on canvas 96 cm (37.8 in) х 78 cm (30.7 in)
Rijksmuseum Amsterdam

Мария ван Остервейк (1630 г.-1693 г.) - нидерландская художница эпохи барокко, мастер натюрморта.


Портрет Марии-Сюзанны Жиру кисти Александра Рослина (1770)
Мария-Сюзанна Жиру (мадам Рослин, 9 марта 1734 - 31 августа 1772) - французская художница и жена шведского художника Александра Рослина.


Ульрика Фредрика Паш
Автопортрет. Около 1770 г.

Ульрика Фредрика Паш (1735-1796) - шведская художница, портретистка и миниатюристка, первая женщина-член Шведской королевской академии свободных искусств.


David Allan (1744 - 1796)
Anne Forbes, 1745 - 1834 Artist

Анна Форбс (1745-1834)-шотландская художница


Adele Romanee (Paris 1769 – Paris 1846)
Autoportrait

Адель Романи (1769-1846) - французская художница


Мари-Элизабет Каве
Автопортрет


Portrait of Swedish woman artist Julia Beck 1853-1935
by Richard Bergh

Августа Ловиса Юлия Бек (1853-1935)-шведская художница и каллиограф


Мэри Кассат
Автопортрет 1878 г.
Бумага, гуашь.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Мэри Кассат (англ. Mary Cassatt) (22 мая 1844 - 14 июня 1926) - знаменитая американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром Дега. Мотивом для её полотен послужили образы социальной и личной жизни женщин, с особым упором на тесную связь матерей и детей.
(1875, Чернигов - 1952, Ленинград) - русский советский художник и график.
Portrait of Vera de Bosset (Ве́ра Арту́ровна Суде́йкина, 1888-1982), second wife of Igor Stravinsky, by Serge Soudeikine (Сергей Юрьевич Судейкин, 1882-1946).
Ве́ра Арту́ровна Суде́йкина (урожд. де Боссе́, в замуж. также Люри, Шиллинг, Стравинская; 25 декабря 1888 (6 января 1889), Санкт-Петербург - 17 сентября 1982, Нью-Йорк), актриса Камерного театра и русского немого кино, художница прикладного искусства, живописец.


Мария Якунчикова, портрет работы Михаила Врубеля 1886-1889
Мария Васильевна Яку́нчикова (в замужестве Вебер; 19 января 1870, Висбаден, Германия - 27 декабря 1902, Шен-Бужери, близ Женевы, Швейцария) - русская художница.


Мария Башкирцева
Автопортрет с палитрой. 1880
частное собрание

Мария Константиновна Башки́рцева (фр. Marie Bashkirtseff; укр. Марія Костянтинівна Башкірцева 11 ноября 1858, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния, Российская империя - 31 октября 1884, Париж, Франция), - французская художница украинского происхождения.


Зинаида Серебрякова
Автопортрет («За туалетом») (1909)

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, с. Нескучное, Харьковская губ., ныне Харьковская обл., Украина - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица известного живописца О. Э. Браза.

«Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 21.03.2019 Никогда такого не было - и вот опять. Пока все силы были брошены на охрану Репина, злоумышленники нашли брешь в охране другого здания - в Лаврушинском переулке. С утра московские радиостанции наперебой обсуждают новый «перформанс» в ГТГ. На сей раз голый
  • 19.03.2019 Концепт электрокара, вдохновленный проектами великого соотечественника, итальянцы представили в год 500-летия со дня смерти Леонардо
  • 19.03.2019 После повреждения репинского «Ивана Грозного…» и наглого похищения работы Куинджи появились опасения, что посетители блокбастера «Илья Репин» столкнутся с закручиванием гаек
  • 19.03.2019 Новый фарфор Bernardaud Les Bouquets de Fleurs de Marc Chagall представляли в ГМИИ им. А. С. Пушкина приехавшие в Москву внучки Шагала Мерет Мейер и Белла Мейер
    • 29.03.2019 Продано 50 % лотов, покупали Москва и Санкт-Петербург. Торги прошли на фоне хорошей покупательской активности
    • 27.03.2019 12 и 13 апреля 2019 года аукционный дом Hargesheimer Kunstauktionen GmbH в Дюссельдорфе (Германия) проводит очередные весенние торги «Русское искусство» и «Русские и греческие иконы»
    • 27.03.2019 Наибольшим спросом пользовались ювелирные украшения, фарфор и изделия из серебра
    • 26.03.2019 К аукциону живописи, графики и ДПИ, который состоится 28 марта, «Литфонд» подготовил 165 лотов: от иконы конца XVII века и гравюры с изображением императора Петра II первой трети XVIII века до работ наших современников
    • 26.03.2019 Традиционные двадцать лотов - это десять живописных работ, пять листов оригинальной графики, две работы в смешанной технике, одна авторская скульптура, одна фарфоровая тарелка и одна фотография
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
    • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
    • 20.11.2018 Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников - это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
    • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
    • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I
    • 28.03.2019 Выставка в Доме И. С. Остроухова в Трубниковском переулке приурочена к 80-летию со дня рождения В. Ерофеева и к 50-летию его самого знаменитого произведения. Экспозицию составили работы художника Кирилла Мамонова по мотивам поэмы «Москва - Петушки»
    • 26.03.2019 На выставке одного из ярких представителей искусства эпохи застоя, перестройки и постсоветского времени представлено 86 живописных произведений и одна видеоинсталляция из собрания ГТГ и частных коллекций
    • 06.03.2019 В Театральной галерее на Малой Ордынке открывается персональная выставка Владимира Любарова

    Традиционное английское чаепитие «файв-о-клок» (1880), художница Мэри Кассат

    Ван Гог, Матисс, Гоген, Дали... И сотни других мужчин, гениев живописи, которые на слуху у всех, которых мы знаем и любим с самого детства. А вот представительницы прекрасной половины человечества как будто остаются в стороне... Как часто можно услышать обидный, несправедливый вопрос: «Почему среди женщин нет известных художников? Может, им не дано?»

    Разумеется, это не так. Сегодня мы вспомним грандиозных художниц, русских и зарубежных, чьи картины по праву считаются мировыми шедеврами. Семь великих имен, семь непростых женских судеб в мире изобразительного искусства, который принято считать мужским...

    Наталия Гончарова (1881—1962) – правнучатая племянницы той самой Натальи Николаевны Гончаровой, супруги Александра Сергеевича Пушкина (в свое время художница оформила «Сказки о царе Салтане», отдав таким образом дань знаменитому родству).

    Она изучала живопись под руководством выдающегося художника и педагога Константина Коровина. Вместе с мужем – М. Ф. Ларионовым, одним из основателем русского авангарда, – организовала объединение «Ослиный хвост». В 1915 году получила приглашение Сергея Дягилева для работы над Русскими сезонами – гастролями артистов оперы и балета в Париже.

    Сегодняшней стоимостью своих полотен Наталья Гончарова перещеголяла всех художниц мира. В 2008-ом ценовой рекорд в «женском зачете» побила картина «Цветы», проданная на аукционе Christie"s более чем за $10 млн. Работа является одним из ключевых произведений русского авангарда, так как объединяет в себе элементы европейского импрессионизма и абсолютно новаторского направления, созданного Гончаровой и ее мужем – т. н. «лучизма». Мол, все предметы, которые мы видим – сумма лучей, преломленных от этих самых предметов. Экспериментировала художница и с примитивизмом, используя иконопись.

    В 2010-ом на лондонских торгах картина «Испанка» установила очередной ценовой рекорд – её счастливый обладатель расстался с $ 1, 216 млн.

    Сегодня большинство работ Натальи Гончаровой находятся в Третьяковской галерее.

    Наталья Гончарова. «Павлин под ярким солнцем». 1911.

    Фрида Кало (1907—1954) – самая известная мексиканская художница, которую прославили колоритные автопортреты. На её творчество оказали заметное влияние мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки. Художественный стиль Фриды Кало характеризуют как фолк-арт или наивное искусство.

    Всю жизнь у Фриды было слабое здоровье – она страдала полиомиелитом в возрасте шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции, повлиявшие на неё до конца жизни. Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества. Она записывала в дневнике: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

    В 1929 году Кало вышла замуж за художника Диего Риверу. Их бурная совместная жизнь стала легендой.

    В 1937 году в доме Диего и Фриды, придерживающихся коммунистических взглядов, ненадолго нашёл убежище советский революционный деятель Лев Троцкий; у них с Фридой завязался роман.

    В сороковые картины Фриды Кало появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в дневнике, ставшем культовым среди её поклонников. В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели, и на открытие выставки её принесли на больничной койке. Через год культовая художница и икона стиля скончалась, но сама её жизнь, яркий образ и удивительные картины стали вдохновляющей легендой для миллионов людей во всем мире...

    Фрида Кало. «Автопортрет (Диего в мыслях)». 1943.

    Мария Башкирцева (1858 – 1884) – родилась в Полтавской губернии. Она первая из русских художниц, чьи картины, «Жан и Жак» и «Митинг», украсили стены Лувра. Однако большинство её работ не пережили Первой мировой войны. Помимо 150 картин, 200 рисунков и многочисленных акварелей, Мария Башкирцева оставила после себя и литературное наследие – «Дневник», который вела с 15 лет на французском. После ее смерти его перевели на все европейские языки, а вскоре издали в Америке. Примечательно, что мать вырвала из дневника все страницы, на которых упоминались феминистические воззрения дочери. Известно, что Мария Башкирцева активно выступала за права женщин. Её натуре казались тесными и академические каноны живописи. Она отдавала предпочтение работе на пленерах, писала выхваченные из повседневных уличных пейзажей лица парижанок.

    Век художницы, к несчастью, оказался не долгим: она умерла от туберкулеза всего в 25 лет. В последние годы жизни художница вела переписку с Ги де Мопассаном, который произнес на её могиле: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!». А великая Марина Цветаева посвятила Башкирцевой сборник ранней лирики «Вечерний альбом».

    Мария Башкирцева. «Дождевой зонтик». 1883.

    Мэри Кассат (1844—1926)знаменитая американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром Дега и Бэртой Моризо. Мотивом для её полотен послужили образы социальной и личной жизни женщин, с особым упором на тесную связь матерей и детей.

    Несмотря на то, что семья Мэри возражала против её желания стать профессиональным художником, она начала изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии. Нетерпимая к неспешному темпу обучения и покровительственному отношению со стороны мужской половины студенчества и преподавателей, она решила продолжить изучение самостоятельно, и в 1886 году переехала в Париж.

    Увидев пастели Эдгара Дега в окне магазина по продаже картин, она написала другу: «Мне пришлось подойти и прижать нос к окну, чтобы впитать всё, что я смогла бы, из его живописи. Это изменило мою жизнь. Я увидела искусство таким, каким я хотела его увидеть.» Она встретилась с Дега в 1874 году. Он пригласил её участвовать в выставке импрессионистов, и работы Мэри Кассат были выставлены на экспозиции в 1879 году.

    Кассатт стала чрезвычайно искусной в использовании пастели, в конечном счёте выполняя многие свои полотна в этой технике.

    Серия строго написанных, тонко подмеченных, не сентиментальных картин о матери и ребёнке является основной темой её наиболее известных работ.

    1890-е годы стали для Кассат самым оживлённым и творческим периодом в её жизни. Ей подражали молодые американские художники, нуждавшиеся в её советах и поддержке. В знак признания её вклада в искусство, в 1904-м году она получила орден Почетного легиона.

    Мэри Кассат скончалась в 1926 году в Шато де Бофрене, близ Парижа, и была похоронена в семейном склепе.

    Мэри Кассат. «Женщины, восхищающиеся ребенком». 1897.

    Зинаида Серебрякова (1884—1967) – русская художница-реалист. Её дед и прадед посвятили себя архитектуре, отец занимался скульптурой и живописью, а в дядях числился известный художник и критик Александр Бенуа, поэтому с кистью и холстом Зинаида подружилась с детства.

    Серебрякова вышла замуж за своего двоюродного брата; родня не одобрила этот союз, и художнице с супругом пришлось эмигрировать, оставив детей в России. Увидеть сына Зинаиде Серебряковой посчастливилось только спустя 36 лет...

    Сегодня полотна художницы продаются за баснословные деньги. А при жизни в Париже она пыталась заработать на жизнь написанием портретов, но очень часто просто дарила их заказчикам. Из-за бедности Серебрякова даже была вынуждена самостоятельно изготавливать краски. Вернуться в Россию она так и не смогла: Вторая мировая война отрезала её от Родины.

    Самая знаменитая картина Зинаиды Серебряковой – автопортрет художницы «За туалетом» (1909). Впервые общественность заговорила о таланте автора после презентации работы на VII выставке «Союза русских художников» (1910). Сегодня автопортрет 25-летней художницы хранится в Третьяковской галерее. А картину «За завтраком» (1914), героями которой стали дети Серебряковой, называют одним из лучших детских портретов в истории живописи.

    Зинаида Серебрякова. «За туалетом». Автопортрет. 1909.

    Берта Моризо (1841—1895) – французская художница, писавшая в стиле импрессионизма. Она доводилась внучатой племянницей знаменитому художнику, мастеру стиля рококо, Жану Оноре Фрагонару, была замужем за Эженом Мане, братом своего друга и коллеги Эдуарда Мане. Черты лица Берты хорошо знакомы знатокам импрессионизма, так как Мане часто её рисовал.

    Моризо родилась в Бурже, в богатой буржуазной семье. Она и её сестра Эдма Моризо стали художницами. Семья, после того как Берта определилась с выбором профессии, не мешала её карьере. Живописи училась у К.Коро, работая с ним на пленэре.

    В 1864 году она впервые выставила свои работы на одной из самых престижных художественных выставок Франции – Парижском салоне. Её работы отбирались для участия в шести Салонах подряд, пока в 1874 году она не примкнула к группе «отверженных» импрессионистов, созданной Сезанном, Дега, Моне, Моризо, Писсаро, Ренуаром и Сислеем, и приняла участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара.

    Легкая, наполненная светом и радостным ощущением жизни живопись Б.Моризо создает манящие образы, вызывающие в душе ощущение гармонии и красоты. В ее картинах нет социальных мотивов и всплесков эмоций, но они заставляли по-новому вглядываться в обыденные и привычные события повседневной жизни, от них веяло теплом, уютом и тихим семейным счастьем. Это направление живописи оказалось востребованным, картины Берты охотно покупали, они неизменно вызывали интерес зрителей на выставках. У художницы оказалось много последователей по всему миру, особенно среди женщин-живописцев.

    Берта Моризо. «Ловля бабочек». 1874.

    Елена Поленова (1850 – 1898) – сестра известного русского живописца Василия Поленова. Художница, создававшая на полотнах сказочный мир.

    Родилась в Санкт-Петербурге, в семье ученого-историка. Интерес к мифическим сюжетам – родом из детства: маленькой Лиле, как называли её домашние, всегда читали русские народные сказки. Рисованию вместе с братом она обучалась у знаменитого художника и педагога, автора метода «широкого взгляда», Павла Чистякова. Так как женщинам в ту пору в Академию художеств путь был заказан, девушка обучалась у Ивана Крамского в Петербургской школе Общества поощрения художеств.

    Личная жизнь у Елены Поленовой так и не сложилась. В отличие от жизни творческой: несколько работ приобрел для коллекции сам Третьяков. Сказочные сюжеты картин приходили к ней во сне. А работала над холстами она в имении мецената Мамонтова, Абрамцево. Здесь, например, родился «Зверь» – чудище, похищающее душу из царства светлых грез.

    В последние годы жизни художница исполнила множество набросков фантастических цветочных орнаментов для обрамления икон, вышивок, керамики. Рисуя цветочные орнаменты, Поленова проявила неистощимую фантазию, каждый раз находя новое расположение цветов, новый ритм, создавая бурный и динамичный поток форм. Скончалась Елена Поленова 19 ноября 1898 года в Москве, в расцвете сил и таланта, не осуществив множества планов. Так, ей предстояло оформить Русский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 году...

    Елена Поленова. «Иван-царевич и Жар-птица». 1896.

    Заядлая коммунистка, экспрессивная и эксцентричная Фрида, любившая смеяться, пить текилу и курить, стала знаменитой незадолго до своей смерти. Сейчас ее картины стоят миллионы долларов, а когда-то чуть ли не единственным поклонником её творчества был муж, тоже художник Диего Ривера.

    Так уж вышло, что сегодня автопортреты Кало известны большинству из нас гораздо больше, чем сама художница, а между тем биография мексиканки заслуживает самого пристального внимания. В юном возрасте Фрида пережила тяжёлую аварию – в автобус, где ехала будущая великая художница, врезался трамвай, после катастрофы Кало перенесла больше тридцати операций, несколько лет провела в лежачем положении, не переставая творить. Собственно, именно фантастические автопортреты и покорили её будущего мужа. Работы Фриды Кало, созданные в браке – скрытые послания единственному возлюбленному, мужу, который до конца дней художницы являлся её идейным вдохновителем, соратником, другом. Впрочем, это ей никак не мешало крутить романы за спиной у возлюбленного – творческая натура в привычные рамки не вписывается.

    За совсем недолгую жизнь – Фрида умерла в 47 лет, она, не смотря на более чем непривлекательную внешность, успела стать любовницей Троцкого, можно сказать, не выходя из дома; страстно влюбиться в испанского художника и даже очаровать Маяковского. Правда вот к последнему роману Кало у историков много вопросов – вполне вероятно, что его не было и вовсе. Хотя оба были невероятно близки друг другу по духу, и если бы встретились на самом деле – имели все шансы сойтись. Но, увы, о знакомстве поэта и художницы свидетельствует лишь один снимок, о подлинности которого споры не утихают вот уже много десятков лет. И, кажется, никогда не прекратятся вовсе.

    Берта Моризо (1841- 1895)

    Портрет Берты Моризо работы Эдуарда Мане

    Париж, галерея Оранжери, Клод Моне – вот первые ассоциации, которые возникают у любителей живописи при упоминании импрессионизма. На деле, об этом направлении мы знаем ничтожно мало, довольствуясь лишь мизерной информацией и собственными пристрастиями, не задумываясь о том, что импрессионизм это не только Моне и Мане. Оказывается, в компании французских первопроходцев жанра фигурируют не только мужские имена.

    Её называли «виртуозом цвета», работы Моризо год за годом принимали участие в Салоне - ежегодной парижской выставке Академии изящных искусств . А сегодня художница несправедливо забыта. Берта Моризо, представительница весьма состоятельного буржуазного семейства родилась в 1841-м году, в небольшом французском городке Бурж. Она с детства отдавала предпочтение живописи, так же как и её сестра – обе девочки впоследствии стали художницами. Правда Эдма, в отличие от Берты, больших успехов в профессии не достигла. Берта же, чувствуя зов крови (девушка приходилась дальней родственницей Жану-Оноре Фрагонару, повлиявшему своим творчеством на многие поколения французских живописцев), с головой ушла в профессию, свела близкое знакомство с великими своего времени - Моне, Ренуаром, Сислеем и даже вышла замуж за брата Эдуарда Мане – Эжена. Кстати, именно поэтому Моризо так часто фигурировала в качестве натурщицы на полотнах художника.

    Долгое время Берта избегала в своих работах откровенности – природная скромность и строгое воспитание не позволяли ей так же писать обнажённую натуру. В семидесятых годах Моризо обратилась к современности и сразу ушла в неё с головой, создавая, по большому счёту, первые рекламные проспекты.

    Мария Башкирцева (1858 - 1884)

    Для большинства из нас – Мария Башкирцева в первую очередь автор легендарного дневника, который был переведён на все европейские языки и несколько раз переиздан. Даже сегодня записи, сделанные когда-то никому неизвестной русской девушкой, проведшей в эмиграции большую часть своей жизни, Машей Башкирцевой пользуются у читателей большой популярностью. А между тем Мария Башкирцева – первая русская художница, чьи работы были выставлены в парижском Лувре. Среди них - полотно «Жан и Жак», наиболее известная картина русской художницы. Сегодня, правда, создания Башкирцевой отыскать, довольно проблематично – большая часть уникальных полотен была утеряна или уничтожена во время Первой мировой войны.

    Талант Башкирцевой, который без сомнения был уникальным, – Мария помимо прочего имела прекрасные вокальные данные и задатки полиглота, – не успел раскрыться во всю мощь, в возрасте 25 лет художница скончалась от туберкулёза в Париже.

    Ангелика Кауфман (1741 - 1807)

    Ангелика Кауфман, швейцарский живописец и график конца восемнадцатого века смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров - исторической живописи - и стала признанным мастером классицизма. Выбрав для себя непростой путь в очень мужской профессии, Ангелика, тем не менее, всегда в первую очередь оставалась женщиной. В 1780-е годы Ангелика Кауфман стала очень известна в Европе благодаря многочисленным портретам знатных особ, в том числе и представителей разных королевских семей. Сцены, написанные Ангеликой Кауфман по мотивам историй классической мифологии, переводились в гравюры, использовались в художественной промышленности. Благодаря этому искусство Ангелики Кауфман стало невероятно популярным – такого признания могли добиться не все мужчины.

    Ангелика Кауфман вместе с другой художницей, Мэри Мозер вошли в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков оставались единственными женщинами, получившими в ней членство.

    Еще один штрих к портрету художницы: Ангелика была первой женщиной отдавшей довольно большое количество лет профессии, которая сегодня называется дизайнерским искусством: художница в компании приятелей живописцев занималась оформлением богатых особняков.

    Зинаида Серебрякова (1884-1967)

    Представительницы нашей страны отличаются не только ярким талантом, но и удивительно трагическими судьбами. Не стала исключением и Зинаида Серебрякова, чей автопортрет «За туалетом» знаком со школьных времён, наверное, каждому. Похоже, у Серебряковой творческий путь был предопределён ещё задолго до её рождения: дед и прадед посвятили себя архитектуре, отец занимался скульптурой и живописью, а в дядях числился известный художник и критик Александр Бенуа, так что выбора у девушки просто не было. Решив продолжить творческую династию Серебрякова не ошиблась, правда с семьёй художнице пришлось расстаться. Выйдя замуж против воли родителей, Зинаида с супругом вынуждены были уехать во Францию, оставив в России маленького сына – с ним Серебрякова встретится спустя целых 36 лет. Сегодня невозможно представить, что когда-то, автор полотен, которые теперь продаются за баснословные деньги, едва сводила концы с концами в Париже, пытаясь писать портреты на заказ, но благодаря широкой русской душе зачастую просто дарила свои работы заказчикам, снова и снова оставаясь без гроша в кармане. Из-за катастрофической бедности Серебрякова даже вынуждена была самостоятельно изготавливать краски – на магазинные денег не было.

    Впервые широкое признание художница получила в возрасте 26 лет, тогда её работы приняли участие в VII выставке «Союза русских художников», но сама Серебрякова присутствовать на выставке не смогла – на Родину она так и не вернулась, хотя всю оставшуюся жизнь страстно мечтала об этом. Сегодня знаменитый автопортрет Серебряковой выставлен в Третьяковской галерее, а картину «За завтраком» (1914), героями которой стали дети Серебряковой, называют одним из лучших детских портретов в истории живописи.

    Джорджия О’Киф (1887 - 1986)

    Критики приписывали ей тягу к скрытой эротике, любители живописи не признавали в ней мастера своего дела – да и что там в работах этой американки, казалось бы, могло привлечь внимание: пестики, тычинки, громадные цветы, неясные тени и чрезмерное разнообразие цветов. К тому же сама художница признавалась, что терпеть не может то, что рисует – цветы, и использует их в качестве моделей только благодаря дешевизне (на настоящих натурщиков и натурщиц необходимо было тратить большие деньги, которых у О’Киф попросту не было). Так кто же полюбит то, что ненавидит сам автор?

    Но, как известно, всё новое мы принимаем всегда трудно, и всегда слишком поздно. Сегодня работы художницы уходят с молотка за совершенно космические суммы: в позапрошлом году Картина «Дурман», известная также как «Белый цветок №1», американской художницы Джорджии О"Киф была продана на торгах аукционного дома Sotheby"s в Нью-Йорке за 44,4 миллиона долларов. Полотно поставило ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами.

    Большое будущее в работах Джорджии усматривал только её муж, фотограф и галерист Альфред Стиглиц. Он называл ее первой женщиной американского модернизма и говорил, что изображения цветов, костей животных и пустынных пейзажей, которые писала О’Киф, являются неотъемлемой частью мифологии и иконографии американской художественной культуры.



    В продолжение темы:
    Детская мода

    Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

    Новые статьи
    /
    Популярные