Звукоизвлечение и работа над штрихами в классе скрипки. Методический материал "штриховая техника скрипача"

Муниципальное бюджетное образовательное

Учреждение дополнительного образования

«Симферопольская детская музыкальная школа №3

Им. Ю. Богатикова»

Республика Крым

ДОКЛАД

" Штриховая техника скрипача".

Составила и провела: Cоловьёва Н.Г.

преподаватель по классу скрипки детской музыкальной

школы № 3 им.Ю.Богатикова

Г. Симферополь

ПЛАН

1. Введение.

2. Освоение штриха Detashe.

3. Работа над штрихом Legato.

4. Работа над штрихом Martelle.

5. Прыгающие штрихи:

1) Spiccato,

2) Sautille.

ШТРИХОВАЯ ТЕХНИКА.

(DETAСHE ,LEGATO,MARTELLE,SPICCATO,SAUTILLE)

При работе над штрихами важно обратить внимание ученика на те положении правой руки, которые целесообразны пред началом штриха и после его з авершения, что нередко опускается педагогом из поля зрения. Однако - это имеет чрезвычайно большое значение как для выработки высоко совершенной штриховой техники,так и для артистизма исполнения.

Перед началом штрихового движения правая рука скрипача должна быть не просто свободной, а находиться в определённом состоянии мышечной готовности и в положении из которого удобно естественно начать штриховое движение без каких бы то ни было добавочных перемещени Педагог должен знать, что первым условием правильной постановки является свободное состоянии всех мышц. При о свобождённых мышцах уч-ся без особых трудностей с помощью педагога найдёт наиболее рациональное, естественное положение рук при держании инструмента, а также в игровых навыках. По этому вопросу освобождение мышц от излишнего напряжения педогог должен уделять самое с ерьёзное и пристальное внимание. Следует п остоянно следить за состоянием мышц корпуса и рук,контролировать это состояние и,главное научить ребёнка

управлять своими мышцами. В э той связи следует указать на целесообразность придварительных упражнений без инструмента.Цель этих упражнений:

1) Освободить корпус, плечевой пояс, предплечие, кист ь и пальцы обеих рук от излишнего напряжения,

2) Развить в ученике навыки самоконтроля над мышцами, т. е. умение различать состояние напряжённости и свободы этих мышц.

3) Максимально приблизить движения левой и правой рук к игровым движениям на скрипке.

Для освобождения физ. Состояния большое значение имеет дыхание. Нарушения ритма дыхания утомляет исполнителя,и в конечном счёте, отрицательно скажется на исполнении.

В просцессе выполнения штриховых движений, работа мышц должна быть наиболее экономной. Желательно, чтобы в рамках движения мышцы напрягались импульсивно и кратковременно. Тогда возможно максимально использовать движение по инерции, а также естественный вес смычка, пружину его трости. При этом не только между штрихами,но и внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на отдых. Усталось мышц и их "переигрывание" получается именно из - за переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически неправильным режимом, отсутствием необходимого отдыха.

В процессе работы над штрихом следует исходить именно из их художественной цели. Художественная цель должна быть ясной и доступной для возраста уч-ся форме поставлена перед ним. Разумное осознание её желательно ещё до начала изучения штриха. Тогда не будет исключено из практики встречающего иногда стремления педагога выработать у ученика а бстрактный штрих без раскрытия его

музыкальной цели. Для у спешной выработки штриха большое значение имеет наличие опережающего художественного представления, т.е. внутреннего слышания того высокохудожественного звукового результата,которого следует достичь. Ести это внутренний художественный идеал будет высок, то нет преграды к постепенному совершенствованию реального исполнения, его "подтягиванию" к нужному уровню.

Представление о каждом отдельном штрихе не ограничевается его однозначным определением: legato - связный, detaсhe - раздельный, spiccato - прыгающий и т. д. - эти определения весьма условны и далеко не исчерпывают возможностей выражения бесконечного разнообразия тончайших муз ыкальных оттенков, присущих каждому штриху.

Detaсhe – один из наиболее часто применяющихся штрихов. В качестве общей характерной черты следует выделить волевую действенность,поступательность движения, активность развития, которые выявляются и подчёркиваются этим штрихом.

Наиболее масштабным видом штриха является так называемое grand detashe – целым смычком. Его хорошо использовать при движении четвертями в героических, величественных эпизодах.

Виды деташе могут отличатся не только скоростью исполнения, использованием колличества смычка, звуковыми нюансами, но и различными степенями слитности, декламационности, маркированности.

При исполнении detashe должно быть видно «погружение» волоса в струну в начале штриха и ослабление нажима волоса в конце. При движении вверх, особенно целым смычком, важно сознательно сильнее совершать акценты вверх смычком, а у колодки в большей

степени снимать нажим смычка с омощью мизинца и облегчение плотности прилегания к трости указательного пальца.

При игре detaсhe поочерёдно на разных струнах локоть лучше держать на уровне нижней струны, а верхние «доставать» кистью, и некоторым опусканием предплечья. Следует также учитывать, что на нижних струнах нажим в «струну» н еобходимо делать глубже и дальше по времени,ч ем на верхних.

Данный штрих целесообразно изучать сначала частями смычка, а затем целым. Следует постоянно следить за равномерностью движения смычка по струнам и его распределением.

ШТРИХ LEGATO – один из с амых широко распостранённых приёмов и гры, он выявляет сущность природы скрипки – е ё возможность плавно, выразительно петь бесконечную мелодию.

Необходимо важно, чтобы ученик с самого начала постиг импульс свободного ведения смычка в legato . При игре необходимо следить за равномерным движением смычка по струне. Во время атаки второго звука не должно быть рывка смычком и дополнительного нажатия на него.С целью ослабления хватательного движения и напряжённости левой руки ученику можно предложить совершить перенос руки в более высокие позиции (до пятой). Плавное течение звука в legato бывает нарушено резкими вибрационными импульсами каждого залигованного звука. Также влияет на качество звучания подготовка и задержание пальцев левой руки при соединении штрихом струн. Влияние оказывает характер постановки пальцев левой руки и вибрации. Так, фразами мягкого напевного характера должна соответствовать округлая постановка пальцев.

При и зучении штриха легато желательно добиться того, чтобы движение смены смычка совершалось одинаково легко и незаметно в различных его частях,при перемене направления движения в любую сторону.

В числе штрихов, широко представленных в сольной, камерной и оркестровой литературе, следует назвать МARTELE, SPIKKATO и SAUTILLE.

Martelle - (буквальный перевод –отбиваемый молотком) озачает острый. Акцентированный штрих, исполняемый раздельными движениями смычка вверх и вниз. Martelle - исполняется по принципу detashe с остановками, но начинается с резкого "укола" струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью небольшого вращательного движения предплечья, одновременно с импульсом горизонтального проведения смычка. Приготовление нажима в паузе перед звуком, как правило нежелательно, так как оно мешает свободному окончания штриха и освобождению руки перед новым дижением. Острота атаки достигается плотной опорой смычка о струну в момент начала движения смычка и его быстрого проведения. При этом должно сохранятся направление двтжения,параллельное подставке.Движение осуществляется как бы рывком хорошо амортизирующими пальцами правой руки.Большую выразительность штриху придаёт сочетание атаки с вибрационным импульсом, совершаемым левой рукой. Остановки между сменами смычка должны возникать как бы сами собой: после рывка движение руки продолжается по инерции и не поддерживаемое мыщцами – разгибателями, естественно прекращается.Отсюда и возникает остановка.”Правильное исполнение штриха, - пишет А.В.Броун, - возможно при предельно свободном состоянии плечевого

сустава. Нажим должен исходить только от пронирующего предплечья” . Во время паузы подготавливается следующий звук падением пальца на струну и установкой смычка в нужном месте. Изучение штриха martelle начинается на открытых струнах,затем подключются упражнения на одной струне, а после уже с перходами на другие струны.

В зависимости от художественной задачи martelle может по характеру звучания приближаться к маркированному detashe, spiccato и portato.

Темп целесообразо использовать сначала медленный. По мере овладения штрихом темп может быть увеличен при внимательном контроле за сохранением рельефных качеств, без которых martele теряет свои выразительные особенности. Первоначальное martele целесообразно изучать в верхней половине смычка.

Spiccato - наиболее распостранённый прыгающий штрих. Spuccato возможно исполнять, начиная от самого медленного т емпа и до определённого предела.

Добиваясь чистого, без призвуков звука в штрихе spiccato нужно найти подходящий для данного материала и ньюанса угол прикрсновения смычка к струне и размер отрезка смычка проводимого по струне.

Наиболее удобно место для исполнения штриха - зона центра тяжести смычка. Здесь прекрасно п олучается spiccato средней длины в ньюансе mf . При игре на f используется нижняя часть смычка, а для мелкого в p - его середину. Недостаточно активный бросок приводит к рыхлому " мазаному " штриху, не имеющего должного рельефно - звонкого звучания. При исполнении spiccato огромное значение имеет свобода кисти. Её скованное состояние здесь ещё в большей степени, чем в

других штрихах, отрицательно сказывается на результате. При достижении хороших результатов при игре по отдельности в каждую сторону, можно перейти к изучению последовательности spiccato вверх и вниз, но в начале с большими паузами.

SAUTILLE - представляет собой мелкое s piccato в быстром темпе, но не следует его считать просто быстрым вариантом spiccato , так как способы исполнения различны.

В sautille исходным положением смычка является его опора на струну, от которой происходит его отскок, а в spiccato смычок удерживается над cтруной. Sautille исполняется в быстром темпе в середине смычка или немного выше,а в более спокойном - ближе к центру тяжести.

Так же часто наблюдается неровность и ритмическая неустойчивость штриха из - за разницы в атаке звука вниз и вверх смычком, рекомендуется тренироваться на триольном рисунке, где сильные доли чередуются вниз и вверх.

Наиболее целесообразно добиться соединения в штрихе движения предплечья (мелкого detashtе) c добавлением небольшого, но сознательного движения кисти, следует научиться переходить с detashe на sautille как постепенно, так и контрастно.

Останавливаясь на выразительной роли штрихов, можно рассматривать их как средство расчленённого и слитного произнесения звуков. Значение этого приёма для музыкального воплощения того или иного характера можно использовать на примере превращения одного и того же музыкального материала на основе изменения штриха.

Список литературы:

1. Кюхлер Ф. "Техника правой руки скрипача".К.,1974г.

2. Ширинский А. А. "Штриховая техника скрипача".М.,1983г.

3. Юрьев А. Ю. "Виражальнi можливостi скрипкових штрихiв”.Л.,1973г.

4. Полянский Ю. А.,Меламед П.Р.,Мурзина Е.И. " Воспитание и

Обучение в ДМШ,скрипка виолончель".К.,"Музична Украiна",1988г.

5. Шульпяков О.Ф. "Техническое развитие музыканта

Исполнителя".Л.,1973г.


Штрихами называются различные приемы движения смычка. Ими передается смысловое значение исполняемой музыки, и поэтому их можно с полным правом считать главнейшими средствами музыкальной выразительности при игре на смычковых инструментах.


За длительный период времени богатейшая практика игры- в первую очередь на скрипке и на виолончели-накопила множество разнообразнейших штрихов, между которыми в отдельных случаях трудно бывает провести определенную грань, классифицировать их. Поэтому ниже мы остановимся на самых основных штрихах и лишь вскользь коснемся некоторых наиболее употребительных их разновидностей.


Основными штрихами следует считать detache, legato, различные виды staccato и spiccato, а также tremolo. Detache (фр.) - штрих с отчетливой attacc"ой, явно выраженного декламационного характера. Этим штрихом исполняют энергичные фразы, требующие большой полноты и сочности тона:

В быстром движении штрихом detache могут быть сыграны также построения моторного порядка, в том числе довольно стремительные пассажи (если нужно достичь достаточной полноты звучания):

Если detache исполняется наибольшей для данного темпа длиной смычка, вплоть до использования всего его размаха, то данный прием обычно называют grand detache:

Как видно из всех приведенных выше примеров, главнейшим отличительным признаком detache, независимо от темпа, силы звучания и размаха смычка, является исполнение одной ноты на каждое движение смычка в одном направлении. По данному признаку этот и другие подобные ему штрихи (например, описанное ниже sautille) носят название разделенных.
Наоборот, legato представляет собой штрих, включающий несколько нот на один смычок. В противоположность декламационному характеру detache, плавное движение legato в наибольшей степени воспроизводит именно песенную, ариозную сторону человеческого пения.


В записи legato каждая лига обозначает одно направление смычка. Вот примеры мелодических фраз, исполняемых legato:

Отрывистые штрихи - staccato и spiccato - отличаются друг от друга тем, что staccato исполняется без отрыва смычка от струны, в то время как spiccato основано именно на подпрыгивании смычка после каждого его соприкосновения со струной.

Сущность staccato заключается в энергичном толчке смычком, после чего наступает мгновенное ослабление звучания. В приведенном отрывке staccato исполняются все восьмые и уж конечно шестнадцатые ноты (каждая из шестнадцатых играется движением смычка в том же направлении, что и отделенная от нее паузой предыдущая восьмая):

Что же касается четвертей с точками над ними, то в данном случае протяженность самого звучания (толчка смычком) значительно короче периода затухания звучности (почти полной остановки движения смычка). Кроме того, перед каждым новым толчком возникает реальная остановка для перемены направления движения. Подобный способ игры staccato подчеркнуто акцентированным разделенным штрихом называется martele. Его иногда обозначают удлиненными остроконечными клинышками над нотами или же словесным указанием.
Каждая нота обычного staccato может быть сыграна как в том, так и в противоположном направлении движения смычка по отношению к предшествовавшей (предшествовавшим).

В приведенном ниже примере на пунктированное staccato могут быть указаны два способа его исполнения: разделенным штрихом (то есть путем чередования ∏ и V) и по две ноты staccato на одно направление смычка:

Следовательно, в одном направлении можно сыграть две и больше нот staccato. Каждой из них соответствует свое особое легкое движение (толчок) смычком.

Приведем, например, довольно распространенный в виртуозной практике прием исполнения значительного числа нот staccato в одном направлении смычка (легче вверх); следует только оговорить, что при групповой игре штрих этот не применяется:

Как уже было сказано выше, spiccato является основным подпрыгивающим штрихом. Главная особенность таких штрихов - их легкость, воздушность.
Приведем несколько примеров различного применения spiccato. Грациозный, в умеренном темпе исполняемый отрывок из увертюры «Щелкунчика»:

Sautille отличается от обычного spiccato тем, что с увеличением скорости исполнитель перестает управлять отдельными движениями смычка и с этого момента начинает преобладать механическая, моторная природа штриха, регулируемая упругостью смычка, его способностью отталкиваться от струны.

Примером sautille может служить «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане»:

Но и при переходах со струны на струну, например, при исполнении арпеджированных группировок на трех-четырех струнах:

С помощью прыгающих моторных штрихов невозможно достичь сколько-нибудь значительной силы звучания.

Одним из употребительнейших оркестровых штрихов является tremolo. Оно представляет собой повторение одной ноты путем быстрого попеременного движения смычка в разные стороны без отрыва его от струны (так называемое tremolo правой руки). Чем более громкую звучность нужно извлечь при игре tremolo, тем больший размах приходится делать смычком. Громкую звучность извлекают серединой смычка при большом размахе его движения; наоборот, едва слышное tremolo (буквально - шорох) можно получить лишь у конца смычка, почти незаметным его движением.

Глава пятая

ШТРИХИ СМЫЧКА

1. Detache

Detache, вместе с протяженными «длинными» звуками, или, как их называют французы, «sons files», описанными нами в предыдущей главе, составляет основу смычковой техники. Применяя штрих detache, употребляйте всю длину смычка, играя в умеренном темпе, и стремитесь получить звук одинаковой силы при штрихах вниз и вверх. Начинайте каждый штрих с кисти, продолжая его с помощью вступающего в игру предплечья, пока не достигнете головки смычка при штрихе вниз или его колодки при штрихе вверх. Варьируйте этот штрих, используя отдельно различные участки смычка, играя верхней половиной смычка, серединой и у колодки.

Этот штрих, исполняемый у конца смычка, очень важен сам по себе, а его применение способствует увеличению мускульной силы кисти. Он служит основанием двум другим формам штриха: staccato и так называемым «пунктирным нотам», которые, подобно martele, играются у конца смыч a. Martele достигается крепким нажимом на струну головкой смычка, используя при этом лишь кисть руки для извлечения желаемого звука. В случае, если вы почувствуете, что не в состоянии овладеть этим штрихом с помощью одной кисти, можете прибегнуть к легкому нажиму предплечья, но никогда не применяйте нажима плеча.

3. Stаcсatо вниз и вверх смычком

О способе выполнения штриха staccato мнения разделяются. Мастера прошлого века - Крейцер, Роде, Шпор и другие - учили, что staccato следует исполнять с помощью кисти. У Шпора, по-видимому, было превосходное staccato, ибо он часто использует его в своих концертах.

Многие из великих виртуозов XIX века, которых мне самому удалось услышать, например Иоахим, обладали средней быстроты staccato. Иоахим добивался его исключительно кистью, и оно было достаточно стремительным для предпочитаемого им классического репертуара в сольных и камерных выступлениях. Иоахим первый провозгласил принцип: «виртуоз существует для музыки, а не музыка для виртуоза». Он первый создал популярность скрипичному концерту Бетховена, сонатам для скрипки соло Баха и главное - его «Чаконе», сонатам Тартини, в особенности той, которая известна под названием «Les trilles du Diable», и большей части классического репертуара, фигурирующего в настоящее время в концертных программах.

В юности я слышал, как Вьетан играл свои концерты и некоторые другие собственные сочинения; исполняя staccato смешанным образом - кистью и предплечьем, он был в состоянии сыграть большое число нот на один смычок, достигая этим удивительных эффектов.

Несомненно, наиболее блестящее staccato имел Венявский. Он пользовался для этого только плечом, напрягая кисть до состояния настоящей одеревенелости. Его staccato было головокружительно быстрым и одновременно отличалось механической равномерностью. Я, лично, пришел к убеждению что подобный метод игры staccato наиболее действен, и пользуюсь им.

Наоборот, Сарасате, обладавший ослепительным тоном, употреблял только staccato volant, не очень быстрое, но бесконечно грациозное. Последняя черта, то есть грация, освещала всю его игру и дополнялась исключительно певучим звуком, однако не слишком сильным.

4. Staccato volant

Staccato volant (летучее стаккато) представляет собою комбинацию двух методов - игры плечом и игры кистью, применяемых одновременно, но с той разницей, что при твердом staccato смычок не отделяется от струны и, если можно так выразиться, вонзается в нее, а при staccato volant смычок эластично отскакивает после каждой взятой ноты.

Здесь я снова повторяю, что только наглядная демонстрация методов игры staccato может принести действительную пользу учащемуся. Но на основании долгого опыта я должен признать, что для успеха в этом направлении необходимо еще и нечто другое, наряду с самим обучением игре staccato. В добавление к нему у ученика должно быть природное предрасположение к штриху, и кисть его должна действовать подобно пружине из лучшей стали.

5. Spiccato

Я всегда учил приему spiccato при помощи detache посредине смычка, играя его по возможности короче, без какого бы то ни было усилия, пользуясь одной кистью, и, что важнее всего, в умеренном темпе. Упражняясь в этом штрихе, следует постепенно увеличивать скорость, хорошо установив смычок на струне. Как только кисть обретет некоторую техническую ловкость, можно начать следующее упражнение на двух струнах (соль-ре):

Затем подобное же упражнение следует повторить и на других двух струнах (А--Е). Чтобы получить правильное spiccato, нужно только ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для уже yказанных коротких штрихов detache. Смычок непроизвольно будет отскакивать, если только исключены резкие движения руки.

Произвольные действия в этом направлении, стремление заставить смычок отскакивать как можно больше, благодаря силе руки, приводят к противоположным результатам. Трость делает неравномерные скачки, и вы будете не в состоянии контролировать движения трости и управлять ею. Все, что необходимо сделать в целях достижения большей звучности, это, не меняя положения кисти, держать смычок таким образом, чтобы пользоваться тремя четвертями ширины волоса смычка. Рука остается в покое и сохраняет обычное положение. Лишь третий палец находится в почти незаметном движении, поворачивая смычок так, чтобы большая часть волоса оказалась на струнах: иначе звук будет слабым, не будет резонировать, и волос, касающийся струны, начнет скользить с одного места на другое со свистящим звуком. Во избежание этого свиста вы должны стараться удержать смычок на одном месте, между подставкой и грифом".

6. Ricochet-saltato

При этом приеме держите смычок по возможности легко, едва касаясь пальцами трости. Поднимите смычок на четверть дюйма " или более над струнами в зависимости как от веса и эластичности трости, так и от искусства играющего. Дайте смычку упасть с помощью эластичного движения кисти, и вы заметите, что он отскочит ровно настолько, насколько вы ему это позволите. Вначале вы извлечете несколько беспорядочных, торопливых звуков, но после работы указанным способом в течение некоторого времени вы добьетесь овладения беспорядочным движением и сможете абсолютно ритмично сыграть две, три, шесть и восемь нот на один штрих в зависимости от того, будете ли вы укорачивать или удлинять его.

7. Tremolo

Движениями смычка, производимыми непосредственно один за другим, согласно тем же принципам, которыми достигается только что рассмотренный штрих ricochet-saltato следует пользоваться и для tremolo.

Делайте на каждом штрихе вниз отчетливый акцент кистью, значительно ослабив ее напряжение для того, чтобы смычок мог отскочить. Чем слабее и эластичнее будет акцент, тем сильнее отскочит смычок. Это применяется также при отскакивании смычка в случае штриха вверх.

Примечание редактора Дюйм = 2,52 см.

Берио употребил этот штрих в блестящем сочинении, именующемся «Tremolo» - вариации на Andante из ля-мажорной сонаты, ор. 47, Бетховена, известной под названием «Крей-церовой». Франсуа Прюм, высоко ценимый в середине прошлого столетия виртуоз, также широко пользовался tremolo в своей чрезвычайно популярной пьесе «Меланхолия». Еще совсем недавно Анри Марто применил tremolo, пренебрегаемое в течение ряда лет виртуозами и композиторами, во многих своих произведениях.

8. Арпеджио

Подобно tremolo, арпеджио играется согласно тем же принципам, что и ricochet-saltato. Если вы хотите облегчить себе работу над арпеджио, то сперва играйте его legato для того, чтобы добиться равномерного движения смычка вниз и вверх по всем четырем струнам. Делайте это, не напрягая руки, используя верхнюю половину смычка. Для обеспечения лучшего начала на струне G поднимите слегка руку и опустите ее настолько, насколько это необходимо, чтобы вы могли свободно перейти на струны А и Е. Как только вы совсем овладеете этим движением, можете начать арпеджио, так же как вы делали это в отношении tremolo, эластичным движением кисти вниз смычком:

9. Legato

Legato является наиболее употребительным штрихом и при хорошем исполнении отличается большой выразительностью. Для того чтобы оно звучало чисто, переходите с одной струны на другую с помощью кисти, поддерживаемой движением предплечья; переходите от струн А и Е к струнам G и D, и обратно к А и Е, позволяя руке вернуться в нормальное положение. Но это переходное движение руки с одной струны на другую должно происходить совершенно незаметно, без каких бы то ни было толчков и резкости. Улучшая ваше legato указанным мною здесь способом, вы с течением времени убедитесь, что можете сыграть большое количество нот на один смычок:

Полезно упражняться в различных тональностях и различных интервалах, например терциях, секстах и октавах, вначале очень медленно - четвертями, затем - восьмыми и шестнадцатыми. После этого перемените струны: перейдите на А и Е. Положите смычок на две струны G - D или А-£ и попробуйте извлечь им звук, не нажимая, не стремясь его увеличить или уменьшить. После некоторого времени, посвященного разумному использованию указанных упражнений, можете перейти к специальным легким этюдам Кайзера, Фиорилло и Крейцера (последние следует предпочесть в редакции Мазаса). «Принципы и практика скрипичной смычковой техники» («Principles and Pratice of Violin Bowing») А. Блоха принесет неоценимую пользу, в особенности начинающим.

Играйте упражнения в различных тональностях и различных интервалах: терциях, секстах, октавах. Несколько позже попробуйте играть восьмые и шестнадцатые на один и тот же смычок и в темпе, ускоряющемся пропорционально увеличению беглости ученика при передвижении по струнам и от одной позиции к другой.

Для достижения действительно совершенного legato надлежит следить за тем, чтобы пальцы, находящиеся на обечх струнах, продолжали оставаться в этом положении до тех пор, пока смычох переходит с одной струны на другую. Поднимая какой-нибудь из этих пальцев, вы нарушите непрерывность звука, и тогда, несомненно, получится нечто вроде заи анья.

Legato в действительности есть не что иное, как уничтожение углов в скрипичной игре. Это - осуществление идеала мягкого, округленного, непрерывного потока звуков. Техника legato, развиваемая так, как было объяснено мною, дает в результате прекрасный певучий звук, то есть естественный тон скрипки. Мы, конечно, должны употреблять detache, martele, staccato и другие штрихи, ибо красота «длинных» звуков - sons files - должна быть выделена, иначе даже их совершенство превращается в монотонность. Однако квинтэссенцией кантиленной игры является legato: без него пение скрипки невозможно. И даже тогда, когда оно редко сменяется другими штрихами, legato не производит монотонного впечатления. Приведу пример из вокальной литературы: рассмотрим некоторые из больших арий в кантатах Баха. Им по существующим правилам должен предшествовать речитатив. Но великий музыкант Бах знал, что ничто так не утомительно для музыкального слуха, как длинные декламационные речитативы - нечто вроде вокального detache,- и писал поэтому короткие речитативы и длинные арии.

Скрипка - гомофонный, мелодический, поющий инструмент. Ее главным экспрессивным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия. Все триумфы виртуозности - победа над двойными терциями, превосходные штрихи staccato, «фингерированные» октавы и децимы - не изменяют основного факта. Вот почему смычковый штрих legato, создающий мелодию, останется одним из наиболее употребительных и единственным штрихом, который должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным. Я желал бы, чтобы в сознание каждого скрипача, стремящегося обрести хорошее legato, врезалось следующее общее правило: не поднимайте пальца со струны, пока не услышите, что уже зазвучала другая.

Музыкант - это мастер, передающий при помощи инструмента настроения: радость, счастье, печаль, грусть… Весь спектр человеческих эмоций и переживаний музыканты передают мелодией, ритмом, темпом. Но расставлять акценты помогают музыкальные штрихи.

Штрих играется специальным способом. Во время исполнения штриха меняется характер звука, тембр, появляется (или убывает) атака. Штрихи играют на всех музыкальных инструментов, и для каждого штриха в нотной записи существует соответствующее обозначение. Стаккато - один из музыкальных штрихов.

На струнных смычков инструментах штрихи извлекают путем изменения скорости движения смычка, силы удара, направления и т.д. Чтобы украсить музыку штрихами, необходимо иметь хорошую координацию движений запястья, кисти, плеча, т.к. при ошибке получится не музыка, а скрип.

Как играть стаккато на скрипке

Стаккато - это отрывистые звуки. Музыка звучит резко, а между нотами слышна пауза. Играйте стаккао, если в нотной записи вы увидели слово staccato или небольшие точки над изображением нот. Разновидностей стаккато много, они отличаются звучанием и манерой исполнения.

Виды стаккато:

  • обыкновенное;
  • большое;
  • летучее;
  • спиккато;
  • сотийе;
  • стакато пикэ.

Обыкновенное, часто используемое в оркестре, стаккато, звучит, будто музыкант делает паузу. На самом деле паузы нет, а отрывистый звук достигается артикуляцией. Техника исполнения обыкновенного стаккато остается на усмотрение музыканта: играть кистью, плечом, или использовать и кисть, и плечо.

Сторонники игры кистью - это скрипачи 19 века: Крейцер, Роде, Шпор, Йозеф Иоахим. Это стремительное стаккато средней скорости, которое подходит для Баха, Бетховена, Тартини.

В том же 19 веке играл скрипач Анри Вьётан, и он использовал комбинированную технику: играл стаккато и плечом и кистью. Особенность игры была в исполнении большого количества нот одним смычком.

Наиболее быстрое, но достаточно механическое, стаккато показывал Генрик Венявский, используя при игре только плечо, оставляя кисть неподвижной, каменной.

Если вы слышите стаккато, но менее отрывистое, скорее грациозное, чем резкое - это летучее стаккато. Летучесть достигается благодаря отскоку смычка после звукоизвлечения каждой ноты. Движение эластичное, похоже на работу пружинки. Во время обычного стаккато смычок врезается в струну и не отрывается после каждой ноты.

Скрипка - сложный и серьезный инструмент, и тонкости отработки штрихов следует разбирать на уроках скрипки , и отрабатывать полученные навыки дома. Неправильно заученные движения приведут к невозможности быстрой игры стаккато.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные