А. Стрижев. Неистовый Климент. Моклецова И. В. Н. Стрижев и пришвинские традиции Духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев

Стрижёв Александр Николаевич
- прозаик, литературовед, издатель.
Родился в крестьянской семье с крепкими православными традициями. После окончания сельской семилетки учился в Москве.
В 1958 окончил Редакционно-издательский факультет Полиграфического института; в 1965 - биологический факультт сельхозинститута.
С 1959 по 1994 работал в Аграрном издательстве.
С детства полюбил книгу, увлекался поэзией Некрасова, Никитина, Кольцова. Стихи начал писать еще в школьном возрасте, публиковался в студенческих многотиражках. 11 сент. 1964 в областной газете «Ленинское знамя» появилась первая заметка Стрижёва о природе, и с этого времени Стрижёв - постоянный автор рубрики «Заметки фенолога» в московских газетах «Такого в нашей стране еще не было: со страниц газет полилась жизнь живая, с народной мудростью, с горестями и радостями, запечатленная бессчетными поколениями "в седом слове". Впервые вышли из тьмы забвения святцы, православные праздники, народное счисление времени» (Тукмаков Д.). За двадцать лет Стрижёв опубликовал более трех тысяч материалов, вызвавших широкий интерес читателей. Начиная с 1966 в течение 16 лет вел в журнал «Наука и жизнь» рубрики «Народный календарь», «Русское разнотравье».
В 1968 вышел «Народный календарь», в 1971 - один из главных трудов Стрижёва, «Календарь русской природы», воплотивший религиозно-философскую картину мира. Не имея возможности открыто исповедать свое мировоззрение в условиях идеологического запрета, Стрижёв избрал форму «фенологических очерков» как единственно возможный легальный способ говорить о христианской духовности народа. «Календарь русской природы» близок натурфилософским книгам М.Пришвина и дневниковым записям Б.Шергина, а глубинный христианский подтекст, неразрывная связь природных и церковных событий, лирические картины детства сближают это произведение с «Летом Господним» И.Шмелева. Книга выдержала 6 изданий (С 1971 по 2000).
Стрижёв - автор 25 книг о природе («Народные приметы», «Большая книга леса», «Календарь русской природы», «Ваш кормилец огород», «Лесные ягоды» и др.), в каждой из которых автор стремился «открыть русским людям красоту неизреченную Божьего мира» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ).
Стрижёв известен как автор литературоведческих трудов, посвященных Е.Замятину: он подготовил и впервые опубликовал многие произведения писателя, составил библиографию, записал воспоминания о Замятине его современников - К.И.Чуковского, М.Л.Слонимского, К.А.Федина. Стрижёв также автор-составитель указателя литературы о В.К.Тредиаковском (2003).
В 1967 Стрижёв познакомился и близко сошелся с А.И.Солженицыным, выполнял ряд его ответственных поручений, за что не раз подвергался преследованиям со стороны властей. По просьбе Солженицына, работавшего над эпопеей «Красное колесо», подготовил словарь тамбовских говоров.
Итогом размышлений писателя о сложном, полном трудностей и скорбей пути русской жизни явился роман «Хроника одной души» (1972). Социальные, этические коллизии увидены глазами крестьянина. Время действия романа - 1941, но многочисленные реминисценции отсылают читателя в прошлые эпохи. Здесь в полной мере проявилось дарование тонкого стилиста, блестяще владеющего словом, языковым богатством: «Подхватишься с хлебушком на улицу, жуешь его, черствый, над горсточкой, и крошки ссыпаешь в рот. Гожо-то как стало, теперь попить из ведра - и можно задать стрекача на выгон. Там уж ребятня возле котла-колдобины кружком расселась, рассказывают наперебой былицы и сказки...»
Книга существенно отличается от традиций т.н. деревенской прозы 1970-х, в которой, по мнению Стрижёва, было много искусственного, нарочитого. В романе Стрижёв стремился к неприукрашенной правде жизни, воссоздал физиологию деревенского бытия середины XX века. Роман написан свободно, без оглядки на цензорскую «проходимость». Книга, написанная в 1972 и получившая одобрение Солженицына, смогла быть издана только 19 лет спустя.
С начала 1990-х Стрижёв всецело посвящает себя духовной прозе. Преобладающими жанрами в его творчестве становятся литературный портрет, очерк, жизнеописание. Он впервые донес до российского читателя наследие выдающихся духовных писателей, которые были забыты или замалчивались многие десятилетия: А.Н.Муравьева, И.Шмелева, С.Бехтеева, В.Никифорова-Волгина, Л.Зурова, Н.Мотовилова, Н.Д.Жевахова, Е.Поселянина, А.Платоновой, В.Маевского, А.Глинки, А.Ишимовой. В 2005 они собраны Стрижёвым в цикл«Русские жизнеописания. Рассказыо духовных писателях». Стрижёв написал очерки об историке церковного искусства Н.П.Кондакове, богословах В.Лосском, В.Зеньковском, И.Андреевском, а такжео публицистах, литераторах, церковных деятелях - архимандрите Фотии (Спасском), адмирале А.С.Шишкове, архиепископе Никоне (Рождественском), Б.Ширяеве, иеромонахе Серафиме (Роузе), П.Паламарчуке. Стрижёв издал книги, посвященные церковной истории России, подвижникам веры - преподобному Серафиму Саровскому, праведному Иоанну Кронштадтскому, св. Иоасафу Белгородскому и св. Димитрию Ростовскому. Стрижёв внес значимый вклад в осмысление деятельности Н.А.Мотовилова и его записей (Серафимово послушание: Жизнь и труды Н.А.Мотовилова. М., 1996; Чего неизрекал преподобный Серафим: К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве // Москва. 2003. №12). На протяжении многих лет Стрижёв занимается изучением жизни и творческого наследия С.А.Нилуса, публикует и комментирует его труды. Итогом этой работы стало подготовленное Стрижёвым ПСС Нилуса (1999-2004).
Литературные портреты Стрижёва отличает внимание к духовному потенциалу личности, деталям биографии, обретающим символический смысл. Фигура того или иного деятеля под пером Стрижёва предстает как живой, подлинно художественный образ. Духовная проза Стрижёва публиковалась в журнале «Москва», «Купель», «Благодатный огонь», «Вече», многих периодических изданиях. Некоторые номера популярной историко-культурной газеты «К свету» целиком состояли из материалов А.Н.Стрижева. Стрижёв - автор многочисленных статей для «Энциклопедии Русского зарубежья», «Энциклопедии литературоведческих терминов», «Православной энциклопедии». Подготовил более 30 авторских программ на радио «Радонеж».
Вышли в свет антологии Стрижёва «Православная икона. Канон и стиль: к богословскому рассмотрению образа» (1998), «Православное детство: сб. душеполезных рассказов» (2000), «Яблочный Спас. Книга для чтения в православной семье» (2004). Стрижёв - автор-составитель сборника «Ф.М.Достоевский и Православие» (1997), «А.С.Пушкин: путь к Православию» (1999), «Духовная трагедия Льва Толстого» (1998), куда вошли статьи русских религиозных деятелей, философов, литературоведов. Материалы, собранные Стрижёвым, послужили основой научной разработки религиозной проблематики их творчества в 1990-е. Стрижёв - редактор-составитель полного собрания творений духовного писателя XIX в. святителя Игнатия (Брянчанинова) (2001-2006).
Еще в 1980-е Стрижёв одним из первых заговорил о канонизации Иоанна Кронштадтского, поднял вопрос о прославлении Царственных мучеников.
В начале 1990-х Стрижёв - заместитель председателя Союза православных братств, автор Манифеста монархического движения.
С 1995 Стрижёв - литературный редактор журнала «Купель», научный редактор издательства «Паломник». Член СП России с 1994, Международного фонда славянской письменности, член-корреспондент Академии славянской культуры, действительный член Географического общества. Награжден медалями Академии Российской словесности «Ревнитель просвещения» (1999) и общества «Радонеж», удостоен первой премии им. С.А.Нилуса (2001) «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России», премии «Новое время» им. А.С.Суворина (2004) «за вклад в отечественную словесность».
Творческое кредо Стрижёва: «Сейчас требуется стояние за Россию, за сохранение ее языка, ее самобытности» (Автобиография). Все написанное Стрижёв объединяет его своеобразный, близкий аксаковскому, слог, в основе которого природное, народное слово - та глубина, из которой черпает себя национальный язык.

Соч.:
Календарь русской природы. М., 1981, 1993, и др. изд.;
Хроника одной души: проза. М., 1991;
Лесная скатерть-самобранка. М., 1992;
И землю пашут пулеметами // Литературная учеба. 1990. №3. С.72-73;
Замятин на фоне эпохи // Литературная учеба. 1994. №3. С.101-121;
Забытый бытописатель // Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1995. С.551-553;
Цветы и храм. М., 1996;
Царский гусляр - Сергей Бехтеев // Литературная учеба. 1996. №4. С.148-151;
Андрей Николаевич Муравьев: биографический очерк// Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. М., 1999. С.5-20;
По следам Сергея Нилуса: раздумья, встречи, разыскания. М., 1999;
Леонид Федорович Зуров: Биографический очерк // Зуров Л.Ф. Обитель: Повести, рассказы, очерки, воспоминания. М., 1999. С.3-10;
Свиток судьбы: Пётр Григорьевич Паламарчук // Паламарчук П. Свиток: сб. прозы. М., 2000. С.3-8;
«...Будущего чаем, наставшему дивимся, минувшее хвалим» // Москва. 2000. №12. С.221-223;
Муж света и разума Александр Семёнович Шишков // Москва. 2001. №9;
Серафимо-Дивеевские предания. М., 2001; 2004;
Неугасимая лампада Бориса Ширяева // Москва. 2004. №5;
Русские жизнеописания. Рассказы о духовных писателях // Роман-журнал. XXI век. 2005. №1.

Александр Николаевич Стрижев (род. 12 августа 1934) - русский писатель, литературовед и историк русской культуры; библиограф.

Родился в крестьянской семье в селе Тарадеи Шацкого района Рязанской области. После окончания сельской семилетней школы продолжил обучение в Москве, где в 1958 году окончил редакционно-издательский факультет Полиграфического института, а в 1965 году - биологический факультет сельскохозяйственного института[уточнить]. Работал в Аграрном издательстве (1959-1994).

С детства полюбил чтение; ещё в школьном возрасте начал писать стихи, публиковался в студенческих многотиражках. Первая заметка Стрижева о природе появилась в областной газете «Ленинское знамя» 11 сентября 1964 года, и с этого времени он стал постоянным автором рубрики «Заметки фенолога» в различных московских газетах; в журнале «Наука и жизнь» он долгое время (1966-1982) вёл рубрики «Народный календарь» и «Русское разнотравье». В 1968 году вышел «Народный календарь», в 1971 году - «Календарь русской природы» (1971), где «в условиях идеологического запрета, Стрижев избрал форму „фенологических очерков“ как единственно возможный легальный способ говорить о христианской духовности народа». Стрижевым было написано более 20 книг о природе («Народные приметы», «Большая книга леса», «Календарь русской природы», «Ваш кормилец огород», «Лесные ягоды» и др.).

В 1967 году он познакомился с А. И. Солженицыным, который одобрил написанный Стрижевым в 1972 году роман «Хроника одной души», существенно отличавшийся от выходивших в 1970-х годах книг «деревенской прозы»; напечатан он был только в 1991 году, - в новых социально-политических условиях перестройки государства:

Почему я назвал свою книгу «Хроника одной души»? Потому что душа была под запретом, само слово это было под запретом. Семён Индурский, главный редактор «Вечерней Москвы», говорил, что пока он здесь начальник, слово «душа» не пройдёт, что он не знает, где она находится.

В это время Стрижев начал писать очерки и книги, посвящённые церковной истории России, подвижникам веры, русским духовным писателям, которые замалчивались в советский период: С. С. Бехтеева, А. П. Глинки, Н. Д. Жевахова, А. О. Ишимовой, В. А. Никифорова-Волгина, В. А. Маевского, А. Н. Муравьева, А. П. Платонова, Е. Н. Поселянина. А. Н. Стрижев подготовил и впервые опубликовал многие произведения Е. Н. Замятина; он записал воспоминания о писателе современников, составил библиографию произведений писателя. также он составил библиографию по Л. Ф. Зурову. Впервые собрал и издал его произведения Им были написаны очерки о церковных деятелях - архимандрите Фотии (Спасском), архиепископе Никоне (Рождественском), иеромонахе Серафиме (Роузе); о богословах - В. Н. Лосском, В. Зеньковском, И. Андреевском; а также адмирале А. С. Шишкове, Б. Н. Ширяеве, П. Г. Паламарчуке.

Стрижевым было подготовлено, на основании личного архива С. А. Нилуса, его «Полное собрание сочинений» (1999-2004). Также, он - автор-составитель сборников «Ф. М. Достоевский и Православие» (1997), «А. С. Пушкин: путь к Православию» (1999), «Духовная драма Льва Толстого» (1998), полного собрания творений Игнатия (Брянчанинова) (2001-2006).

А. Н. Стрижев - член Союза писателей России (с 1994), Международного фонда славянской письменности, член-корреспондент Академии славянской культуры, действительный член Географического общества. Он награждён медалями Академии Российской словесности «Ревнитель просвещения» (1999) и общества «Радонеж», удостоен первой премии им. С.А.Нилуса (2001) «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России», премии «Новое время» им. А. С. Суворина (2004) «за вклад в отечественную словесность». В 2009 году, связи с 75-летием со дня рождения, был награждён орденом святителя Иннокентия Московского.

Стрижев Александр Николаевич (р. 12.08.1934), прозаик, литературовед, библиограф. Родился в с. Тарадей Шацкого р-на Рязанской обл. в крестьянской семье. После окончания сельской семилетки учился в Москве. В 1958 окончил редакционно-издательский факультет Полиграфического института. С 1959 по 1994 работал в Аграрном издательстве.

С детства имел тягу к чтению, любовь к русской классике. Стихи начал писать еще в школьном возрасте, публиковался в студенческих многотиражках. 11 сент. 1964 в областной газете «Ленинское знамя» появилась первая заметка Стрижева о природе, и с этого времени Стрижев - постоянный автор рубрики «Заметки фенолога» в московских газетах. Начиная с 1966 в течение 16 лет вел в журнале «Наука и жизнь» рубрики «Народный календарь», «Русское разнотравье». В 1968 вышел «Народный календарь», где впервые были легализованы святцы, русская жизнь предстала в богатстве уклада, в живых воспоминаниях детства. Один из главных трудов Стрижева - «Календарь русской природы» (1971), где воссоздана религиозно-философская картина мира. Не имея возможности открыто исповедать свое мировоззрение в условиях идеологического запрета, Стрижев избрал форму «фенологических очерков» как единственно возможный легальный способ говорить о христианской духовности народа. «Календарь русской природы» близок натурфилософским книгам М. Пришвина и дневниковым записям Б. Шергина, а глубинный христианский подтекст, неразрывная связь природных и церковных событий, лирические картины детства сближают это произведение с «Летом Господним» И. Шмелева. Книга Стрижева выдержала 6 изданий. Стрижев - автор 25 книг о природе («Народные приметы», «Большая книга леса», «Календарь русской природы», «Ваш кормилец огород», «Лесные ягоды» и др.), в каждой из которых открывается красота великой и таинственной русской природы.

Стрижев известен как автор литературоведческих трудов, посвященных Е. Замятину: он подготовил и впервые опубликовал многие произведения писателя, составил библиографию, записал воспоминания о писателе в беседах с К. И. Чуковским, М. Л. Слонимским, К. А. Фединым.

Итогом размышлений писателя о сложном, полном трудностей и скорбей пути русской жизни явился роман «Хроника одной жизни» (1972). Социальные, этические коллизии увидены глазами крестьянина. Время действия романа - 1941, но многочисленные реминисценции отсылают читателя в прошлые эпохи. Здесь в полной мере проявилось дарование тонкого стилиста, блестяще владеющего словом, языковым богатством: «Подхватишься с хлебушком на улицу, жуешь его, черствый, над горсточкой, и крошки ссыпаешь в рот. Гожо-то как стало, теперь попить из ведра - и можно задать стрекача на выгон. Там уж ребятня возле котла-колдобины кружком расселась, рассказывают наперебой былицы и сказки…»

Книга существенно отличается от традиций т. н. «деревенской прозы» 1970-х, в которой, по мнению Стрижева, было много искусственного, нарочитого. В романе Стрижев стремился к неприукрашенной правде жизни, воссоздал физиологию деревенского бытия сер. XX в. Роман написан свободно, без оглядки на цензорскую «проходимость». Книга, написанная в 1972, смогла быть издана только 19 лет спустя.

С н. 1990-х Стрижев всецело посвящает себя духовной прозе. Преобладающими жанрами в его творчестве становятся литературный портрет, очерк, жизнеописание. Он впервые донес до российского читателя наследие выдающихся духовных писателей, которые были забыты или замалчивались многие десятилетия: А. Н. Муравьева, С. Нилуса, И. Шмелева, С. Бехтеева, В. Никифорова-Волгина, Л. Зурова, Н. Мотовилова, Н. Д. Жевахова, Е. Поселянина, А. Платонова, В. Маевского. Стрижев издал очерки и книги, посвященные церковной истории России, подвижникам веры - прп. Серафиму Саровскому, прав. Иоанну Кронштадтскому, свт. Иоасафу Белгородскому.

В литературных портретах Стрижева отличает внимание к духовному потенциалу личности, деталям биографии, обретающим символический смысл. Личность того или иного деятеля под пером Стрижева предстает как живой, подлинно художественный образ. Вышли в свет антологии Стрижева «Православное детство», «Православная икона: канон и стиль». Стрижев - автор-составитель сборников «Ф. М. Достоевский и Православие» (1997), «А. С. Пушкин: путь к Православию» (1999), «Духовная драма Льва Толстого» (1998), куда вошли статьи разных лет русских религиозных деятелей, философов, литературоведов. Материалы, собранные Стрижевым, послужили толчком к научной разработке религиозной проблематики их творчества в 1990-е.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные