Рабочий и колхозница автор скульптуры год. "Рабочий и колхозница". Сложная судьба эталона соцреализма. Вера Мухина - признанный мастер скульптурного творчества

«Рабочий и колхозница» — поистине уникальный монумент советской эпохи. Мало кто знает, что у этого всемирно известного памятника и самого обычного граненого стакана — один и тот же создатель. Рабочий и колхозница, на поднятых руках вздымающие к небу орудия труда как символ союза пролетариата и крестьянства. Как много в этом скульптурном дуэте для сердца советского слилось. HistoryTime постарается постичь эту утраченную ныне значимость вместе со своими уважаемыми читателями.

Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. «Рабочий и колхозница» должны были олицетворять могущество нашей страны в павильоне СССР на Парижской выставке в 1937 году — для этой цели они и создавались. Для воплощения замысла устраивался закрытый конкурс среди самых известных скульпторов тех времен. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше, и выше»).

Это издалека кажется, что мухинские труженики сплелись в едином монолите. Ан нет! Памятник монументального искусства состоит из 5000 (!) деталей. Его собирали пару месяцев, накладывая листы нержавейки на специально созданный каркас и закрепляя с помощью точечной сварки. Это был первый в стране опыт подобного сварочного процесса.

На Парижской выставке советский павильон символично располагался напротив немецкого — а посредине, разумеется, Эйфелева башня. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Нацисты намеренно сконструировали свой павильон на несколько метров выше советского, а на верхушке для пущей внушительности установили железного орла. Однако главная имперская птаха выглядела столь миниатюрно по сравнению с парой гигантских советских трудяг, что воспринималась едва ли не комично. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали.

По окончании выставки скульптуру вернули в Москву, где она простояла недвижимой практически 70 лет. В 1987 году монумент решили перенести от северного входа ВДНХ, но оказалось, что ему требовался капитальный ремонт каркаса, который разъела коррозия. Однако из-за кризиса 90-ых годов о памятнике вспомнили лишь в 2003-м. Его разобрали и отправили в цех Центрального научно-исследовательского института стальных конструкций им. В.А. Кучеренко.

Установление монумента «Рабочий и колхозница»

В течение шести лет монументом пытались заняться основательно, но не хватало финансирования. В итоге право реставрирования получила компания, занимавшаяся проектированием канализационных коллекторов — как оказалось, мастера широкого профиля. Коллектив и руководство ответственно отнеслись к порученному им делу и детально разработали план. Научным руководителем реставраторов стал скульптор Вадим Церковников, шесть лет боровшийся за восстановление шедевра.

Каркас восстанавливался по старому образцу. Каждая из пяти тысяч деталей была сфотографирована и разложена на компьютере по цветовому спектру, чтобы определить, какие части подлежат реставрации, а какие необходимо заменить полностью. В итоге выяснялось, что в негодность пришли только 500 элементов. В ноябре 2009 года реставрация скульптуры «Рабочий и колхозница» успешно завершилась.

28 ноября того же года с помощью специального крана памятник установили на специальный постамент, где позже открылся музейно-выставочный центр.

Изображение советского символа можно было увековечено на заставке киностудии «Мосфильм», почтовых марках, медали «Лауреата ВДНХ СССР».

Впервые мир увидел произведение скульптора на Международной выставке в Париже 1937 года. Огромная, сильная и вместе с тем необычайно легкая, скульптура была сооружена на павильоне Советского Союза, построенного по проекту архитектора Б.М. Иофана. Юноша и девушка держат высоко над головой символы труда – серп и молот. Ткань юбки и шарф развеваются на ветру подобно алому стягу – герою советских парадов и демонстраций.

В 1937 году Вера Игнатьевна Мухина приняла участие в конкурсе на скульптуру для павильона СССР. Вместе с ней в конкурсе участвовали В.А. Андреев, М.С. Манизер и И.Д. Шадр.

Советский павильон был задуман как символ, отражающий рост достижений молодой страны. Нарастающими уступами здание поднималось ввысь и венчалось «мощной скульптурной группой». Таков был замысел архитектора. Скульптура должна была подчеркнуть динамику и мощность здания, не задавив его.

«Группа должна была рисоваться четким ажуром на фоне неба», - вспоминала В.Мухина.

Скульптура Мухиной была признана лучшей. «Рабочий и Колхозница» в ее исполнении стали единым целым со зданием, задуманным Иофаном.

Прекрасным решением оказался шарф в руках Колхозницы, подчеркнувший горизонтальное движение павильона. Развевающееся от встречного ветра полотнище, руки, откинутые назад, объединяли скульптурную композицию с пьедесталом, со зданием павильона. Однако именно шарф стал поводом для придирок комиссии и волнений скульптора. Слишком необычной деталью одежды был он для простой трудящейся женщины. Но без него группа теряла горизонтальную линию, переставала быть динамичной.

Вся композиция была сделана из нового тогда материала - хромоникелевой стали. Части скульптуры выколачивались на деревянных шаблонах, а потом сваривались и крепились на мощном балочном каркасе-скелете. Это было новое слово в скульптуре. За воплощение скульптуры в новом материале отвечал инженер Центрального научно-исследовательского института машиностроения П.И. Львов. И он прекрасно справился со своей задачей.

На выставке в Париже скульптура Мухиной имела огромный успех. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторили на множестве сувениров выставки.

После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Сначала ее не собирались восстанавливать на родине, но в 1939 г. она заняла место перед Южным входом на Выставку достижений народного хозяйства. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. К этому времени здесь был построен павильон, повторяющий павильон Иофана, спроектированный для Выставки 1937 года. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.

1 июля исполнилось 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, самым известным произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это - павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника - крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937

Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли - пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота - тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.

Слева - Тираноборцы. V в. до н. э. Справа - скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*

Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», - говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.

Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.

Слева - сборка статуи на опытном заводе. Справа - собранная скульптура

Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.

Процесс сборки статуи

Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Рабочая модель скульптуры

Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой. Юноша и девушка, гордо подняв над головами серп и молот, устремились вперед, в светлое будущее. Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» - киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака. При этом советские значки и марки с их растиражированным изображением уже стали антиквариатом или вовсе канули в лету вместе с модой на коллекционирование. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке.

Самый дружелюбный колосс

Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Первым сооружением такого масштаба, значительно превышающим натуральную величину, был колосс Родосский - очень яркий инженерный объект, 32-метровая бронзовая статуя на острове Родос, построенная в честь бога Гелиоса. Она была установлена у входа в городскую гавань и разрушилась от землетрясения всего через 56 лет после постройки. Греки не стали восстанавливать упавшую статую, однако еще около тысячи лет люди древнего мира приплывали на Родос, чтобы взглянуть на осколки гигантского архитектурного сооружения.

Позже был построен колосс Нерона - гигантскую статую установили в вестибюле резиденции римского императора.

Следующую большую-пребольшую статую мир увидел уже на рубеже XIX-XX веков – это была самая главная звезда Голливуда, впоследствии позеленевшая от времени статуя Свободы. Французские власти преподнесли ее в качестве подарка Соединенным Штатам ко Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Тогда, кстати, она была еще изваянием.

Скульптура «Рабочий и колхозница» - это колосс Советский. Она венчала павильон СССР во время Всемирной выставки ЭКСПО в Париже в 1937 году и была построена специально к этому событию. Выставка была очень значима для всех стран-участниц, в 30-е годы было престижно демонстрировать свои достижения.

Мега-экспозиция проходила в преддверии Второй мировой войны. Международные отношения многих государств к тому моменту были изрядно испорчены, но, несмотря на это, 47 стран со всех континентов показали миру свои успехи в области искусства, науки и технического прогресса. Борьба за главный приз на этом смотре шла между павильонами СССР и Германии.

Мероприятие вышло масштабным, готовили его долго. Построить павильон, создать экспозицию, отправить людей в командировку, выделить бюджетные средства – в то время к таким выставкам относились очень серьезно, поэтому и процесс подготовки был основательным.

«Павильон сам по себе должен служить экспонатом выставки, демонстрирующим рассвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе. Архитектура павильона должна в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество этой системы, несущей особый уровень масс и культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека» - говорилось в записке по постройке павильона.

Советское правительство рассчитывало, что посетители павильона обязательно почувствуют дружелюбие Советского Союза. Это было важно, поскольку СССР впервые презентовал себя на международном смотре такого уровня.

«Это был 1937 год, приближалась война - нужно было всему миру показать, что мы готовы к диалогу, готовы идти навстречу, мы не та страна, где по Красной площади ходят медведи, как это сейчас считают. Архитектура павильона должна была олицетворять дружелюбие и желание к примирению», - говорит экскурсовод проекта «Москва глазами инженера» Арсений Аредов.

Иллюзия небоскреба

В 20-х годах в Москве главенствующим архитектурным направлением был конструктивизм. Все, кто состязались за право построить монумент для Всемирной выставки, не были равнодушны к этому течению и имели в своем послужном списке хотя бы одну работу такого стиля, который предполагает, что здания, не будут иметь никаких украшательств. Этой особенности придерживались многие советские архитекторы, участвующие в конкурсе за право представлять СССР на предстоящей выставке.

Одним из наиболее видных конкурсантов был советский архитектор Алексей Щусев, на тот момент - неоднократный лауреат сталинских премий. Его самые громкие архитектурные проекты – Мавзолей Ленина и Казанский вокзал. Проект павильона для выставки ЭКСПО, предложенный им, не был выдержан в духе конструктивизма. Помпезные архитектурные элементы щусевской постройки напоминали Дворец Советов и создавали чересчур возвышенный архитектурный облик.

«Приехать в Европу в 37 году и показать такой огромный павильон - это явно не дружелюбная история. С учетом того, что под ним проходила набережная. Для того, чтобы не создавать неудобств, ее убрали в специальный тоннель. Павильон Щусева имел не очень высокие перекрытия, которые не могли выдержать такую махину», - продолжает Аредов.

Еще один конкурсант – менее известный, нежели Щусев, архитектор Каро Алабян. Его авторству принадлежит проект академического театра Советской Армии, павильон Армянской ССР на ВДНХ, а также Сочинский морской порт. Стиль павильона, проект которого подготовил Щусев – сталинская неоклассика. Условно его можно назвать постконструктивизмом.

Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Вероятно, его как одного из ведущих представителей сталинской архитектуры выделяла на фоне остальных именно эта особенность – интерес к симбиозу архитектуры и скульптуры. Самый известный его проект, как ни парадоксально, не был реализован: это дворец Советов в Москве, – гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. Однако строительство прервала Великая Отечественная война. После ее окончания строительство не возобновлялось. Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах.

«Если стоять рядом с этим павильоном, то кажется, что рядом с тобой небоскреб, при этом павильон имеет высоту около 33 метров. Иллюзия чрезмерно высокого здания создается при помощи нарастающих объемов. Кажется, что весь павильон похож на паровоз, несущийся вперед. Это и требовалось от архитектора - показать, что наше государство движется вперед», - говорит Арсений о проекте Иофана.

Павильон, созданный Иофаном, - это одновременно пьедестал к скульптуре и независимое здание. То же самое можно сказать и о скульптуре: она возвышается над зданием и наряду с этим ее можно рассматривать как отдельный объект.

Для советского павильона парижане выделили не очень удачное место - на его территории находился транспортный тоннель, уходящий под землю со стороны набережной. В тоннеле было интенсивное двухстороннее автомобильное движение. В итоге Иофан построил павильон таким образом, чтобы он не нарушал работу транспортной артерии. Передний фасад был облицован рельефами в виде представителей всех союзных республик.

«Идея по созданию скульптуры, где юноша и девушка несут в руках советскую символику, принадлежит Иофану. Его секретарь говорила, что он долго думал, что же поставить сверху на павильон. На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где древний воин держит на вытянутых руках меч», - рассказывает Аредов.

В конкурсе на изготовление скульптуры победила Вера Мухина. К тому времени она была уже очень знаменита не только как скульптор, но и как архитектор: вместе со своими коллегами оформила павильон газеты «Известия» на ВСХВ (Всероссийская сельскохозяйственная кустарно-промышленная выставка, прообраз ВДНХ, проводилась один год в парке Горького в Москве). Кроме того, однажды Вера проявила себя еще и в качестве дизайнера одежды. В 1925 году вместе с модельером Ламановой она получила на выставке в Париже гран-при за женскую коллекцию. Вся она была изготовлена из грубых дешевых материалов, а пуговицы и вовсе были деревянные

Известие о победе в конкурсе на скульптуру для парижской выставки застало Мухину в отпуске. Она сразу же вернулась в Москву и начала работать.

По задумке Мухиной пара была практически полностью обнажена: ей очень хотелось показать первобытность мужчины и женщины, их связь с античностью. На мужчине были только брюки, а на женщине - юбка.

- Вера Игнатьевна, 99 процентов вероятности, что выберут вашу скульптуру, но есть одно «но» .

- Их нужно одеть?

Примерно такой диалог произошел между чиновниками из правительства и скульптуром. Мухина понимала, что для ее времени обнаженные скульптуры не были традиционным приемом. В итоге пришлось пойти на компромисс: на рабочем и колхознице вскоре появились тонкие, еле заметные ткани.

У скульптуры очень мощный оптический эффект: когда на нее смотришь, кажется, что она не стоит на месте, а будто бы все время находится в движении, сопротивляется порывам ветра, рвется куда ввысь и вперед одновременно. Ощущение динамичности создается в том числе благодаря развевающимся юбке и шарфу колхозницы.

«Ее все время просили отказаться от этого шарфа. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете?» Она стояла на своем. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф!». Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали. Если убрать шарф, то будет нарушена пропорциональность монумента: он объемный, по длине ровно такой же, как и по высоте. По этой же причине ей нужны были расставленные руки, хотя такая поза, когда человек стоит, сопротивляясь порывам ветра раскрытой грудью, да еще расставив руки, не очень естественная. Мухиной это нужно было тоже для создания горизонтали: такой длиннющий павильон и рабочего с колхозницей нужно было как-то связать», - рассказывает Аредов.

На смотре конкурсных работ побывал председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов. Разговор между ними был таким:

- Вера Игнатьевна, а зачем колхознице шарф вообще? Она ведь не танцовщица, не конькобежец.

- Для равновесия.

Считается, что Молотова этот ответ удовлетворил, и он никак не возразил художественному видению Мухиной.

Донос на платье колхозницы

Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. Общественность отнеслась к этой новости негативно: в то время памятники архитектуры изготавливали из бронзы. За изготовление взялся Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и металлообработки. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово!». У нее не оставалось сомнений, что блестящая сталь отлично подчеркнет все особенности скульптуры.

«Скульптура и сегодня отражает то состояние природы, которое есть на данный момент. Днем она все время радостная, вечером - очень зловещая, утром она красноватого оттенка, вечером зеленоватого. Она все время отражает состояние времени суток», - говорит Аредов.

При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры. В течение 20 дней бригада из 23 человек снимала их для того, чтобы перенести все складки и детали скульптуры на чертежи. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Однако самым удивительным числовым значением была толщина стали – полмиллиметра – тоньше, чем человеческая кожа. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам.

Рабочие были вынуждены бесплатно, в неурочное время переделывать сегменты скульптуры – времени до выставки оставалось все меньше. В процессе работы Мухина стала кем-то вроде художественного надзирателя на заводе. Ночами она делала скульптуру дома, днем приезжала на завод и проверяла строительство, указывала на недочеты, думала, как их исправить. Однажды руководство завода получило донос на Мухину с жалобой на то, что она постоянно требует что-то переделывать.

«Мы не успеем сдать скульптуру в срок. Она занимается откровенным вредительством, придумала еще, что скульптуре нужен шарф, который мы не знаем, как исполнить в готовой конструкции. Даже если мы придумаем и найдем необходимый конструктив, шарф может отвалиться и повредить готовую конструкцию»,- таким было содержание доноса.

Для пущей убедительности рабочий сообщил, что где-то в складках платья виден профиль «врага народа Троцкого».

История умалчивает о том, дошел ли до верха донос, но точно известно, что в день официальной приемки скульптуры приехал Молотов, Ворошилов и еще несколько членов правительства. После их отъезда, ночью, никого не предупредив, на завод приезжает Сталин с той же самой комиссией: он несколько минут прохаживается вокруг скульптуры и уезжает. Возможно, он искал в складках платья колхозницы тот самый профиль Троцкого?

Наутро Мухина узнает от Иофана, что правительство осталось довольно монументом – «Рабочий и колхозница» приняты без каких-либо замечаний.

Скульптуру доделали, и вместе с павильоном конструкция выглядела настолько легкой и воздушной, что в народе ей посвятили такой поэтический шарж:

{big-quote:text=Удался павильон отлично!
Настолько сделан динамично,
Что сам он рвется в облака!
Летим в Париж! Пока-пока!}

Не выставка, а гонка держав

Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Инженер, который сопровождал путешествие скульптуры, принимает волевое решение - взять и отпилить все выступающие части на месте. Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно.

Организаторы выставки расположили павильоны Германии и СССР друг напротив друга, а пространство между ними отвели Польше.

Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику. Организаторы выставки расположили павильоны Германии и СССР друг напротив друга, а пространство между ними отвели Польше. Вероятно, они решили таким образом драматизировать конфликт и посмотреть, кто кого перещеголяет в монументальности. Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. До начала Второй мировой войны оставалось два года, поэтому выставка вошла в историю как смотр достижений человечества накануне этого события.

«Павильоны СССР и Германии стояли на одной оси, были самыми большими на выставке и одинаковыми по форме, немецкий павильон был выше советского, - рассказывает Аредов. - Такое ощущение, что организаторы выставки решили просто развлечься: «А что будет, если мы поставим два самых больших павильона друг напротив друга? Есть даже легенда о том, что немцы на какое-то время приостановили процесс строительства своего павильона и выжидали, какой же высоты будет советская постройка. Как только мы закончили, немцы в круглосуточном режиме достраивали два этажа своего павильона.

Считается, что на строительную площадку приезжал министр экономики Германии и потребовал, чтобы немецкий павильон обязательно был выше.

«Он, конечно, стал выше, но теперь был несколько непропорционален, что люди, которые ходили снизу, не могли прочесть слова, которые должны написаны сверху», - говорит Аредов.

В итоге павильон СССР был установлен на выставке ЭКСПО на день раньше немецкого. Мухина говорила, что почувствовал неловкость, когда скульптура наконец была установлена. Ей казалось, что рабочий с колхозницей неслись прямо на павильон Германии и вот-вот могли врезаться в него. Советская экспозиция на парижской выставке получила около 300 различных премий: всевозможные дипломы, серебряные, золотые медали, Гран-при. Главный приз поделили между собой советский и немецкие павильоны.

Back in USSR

«Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», - написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Им было интересно наблюдать, как она меняла свой цвет: утром -розовая, днем - ярко-серебристая, вечером - золотая. По свидетельствам современников, даже гуру изобразительного искусства Пабло Пикассо выразил восхищение удачно выбранным материалом – нержавеющей стали. Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз.

Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. И Иофан, и Мухина до конца жизни писали и ратовали, чтобы скульптуру переставили на постамент должной высоты, но их воля так и не была исполнена.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные