Фестиваль духовой музыки. Сценарий концерта "музыка - волшебная страна"

Библиотека
материалов

ПРОГРАММА

отчетного концерта отделения духовых и ударных инструментов

г. Ноябрьск 21.04.2017 г.

Ведущие: Мишина В.А., Филиппова Виолетта.

1. С. Рахманинов «Торжественная фанфара» исп. Квартет трубачей в составе:

Антон Пакратов; Актимер Маматалиев;

Саид Ордуханов; Артем Апостолов

Рук. Забигулин А.Р.

В.А.: Добрый вечер, уважаемые слушатели!

Виолетта: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в концертном зале Детской музыкальной школы № 2 имени Виктора Коха.

В.А.: Сегодня вместе со мной на сцене юная соведущая, выпускница школы, выпускница отделения духовых и ударных инструментов Филиппова Виолетта. И это вовсе не случайность: наши учащиеся очень разносторонние личности, желают пробовать себя не только в роли музыкантов-исполнителей, но и в роли концертного конферансье.

Виолетта: И мы с удовольствием приглашаем вас на отчетный концерт отделения духовых и ударных инструментов!

В.А.: Программу концерта открыл квартет трубачей в составе: Панкратов Антон, Маманталиев Актимер, Ордуханов Саид, Апостолов Артем, учащиеся класса преподавателя Забигулина А.Р. Прозвучала «Торжественная фанфара» С. Рахманинова.

Виолетта: Александра Пахмутова, Николай Добронравов «Улица Мира». Исполняет Духовой оркестр младших классов, руководитель Михайлик Иван Степанович и сводный хор хорового отделения, руководитель Кубагушева Эльвира Шамиловна

3. А. Марэ «Парижский гамен» исп. Духовой оркестр младших классов

Рук. Михайлик И.С.

4. А. Лядов «Старый марш» исп. -*-

(Выходят ведущие)

В.А.: Уважаемые слушатели, мы хотим познакомить вас с отделением духовых и ударных инструментов. На отделе работают 9 преподавателей и обучаются 152 учеников. Наши ребята имеют возможность учиться на разных духовых и ударных инструментах: это и флейта, и кларнет, труба, саксофон, тенор, баритон, с удовольствием играют на барабанах и ксилофоне.

Виолетта: А результатом долгих и кропотливых занятий можно считать успешное выступление на академических концертах, техзачетах, концертах школы и, конечно же, выступление на различных конкурсах исполнительского мастерства. Наши духовики и ударники принимают участие в городских, зональных, окружных, всероссийских и международных конкурсах и всегда возвращаются с победами и наградами – учащиеся отделения духовых и ударных инструментов - это дипломанты, лауреаты, обладатели Гран-При различных конкурсов и фестивалей!

В.А.: Мы гордимся нашими учениками и всем ребятам желаем дальнейших творческих успехов, покорения высочайших вершин музыкального Олимпа! Прошу вас бурными аплодисментами поддержать юных музыкантов!

Программу концерта продолжает…

5. Спиричуэл «Спускайся вниз, Моисей» исп. Алиса Локтева 1 кл.

Преп. Криницкая Л.М.

Конц. Марченко О.Э.

6. И. Шестериков «Быстрые нарты» исп. Лауреат зонального конкурса

Тимофей Кучерявченко 1 кл.

Преп. Михайлик И.С.

Конц. Михайлик Л.В.

7. Р. Лехтинен «Летка-Енка» исп. Лауреат зональных конкурсов

Мария Погребняк 2 кл. (флейта)

Анна Коваль 2 кл. (ф-но)

Преп. Валиева Э.Г.; Хохлова С.А.

8. Й. Гайдн «Менуэт» исп. Кирилл Барякин 2 кл.

Преп. Забигулин Е.Р.

Конц. Подлесная Э.И.

9. Ю. Должиков Вальс «Память о Париже» исп. Виктория Туранская 2 кл.

Преп. Криницкая Л.М.

Конц. Марченко О.Э.

10. Э. Карлиопис «Баркаролла» исп. Роман Заика 2 кл.

Преп. Даровских И.И.

Конц. Проничева О.В.

11. Б. Персон «Лесопилка» исп. Артем Апостолов 5 кл.

Преп. Забигулин А.Р.

Конц. Подлесный В.В.

12. Н. Даутов «Фатима» исп. Лауреат зонального конкурса

Елизавета Листунова 6 кл.

Преп. Криницкая Л.М.

Конц. Марченко О.Э.

13. Л. Бетховен «Походная песня» исп. Инструментальное трио в составе:

Дипломант окружного и зонального конкурса Данил Бучковский 4 кл.

Илья Ляускин 4 кл.

Лауреат зонального конкурса

Егор Троян 3 кл.

преп. Михайлик И.С.

конц. Дырина Е.А.

14. Э. Бозза «Ария» исп. Лауреат Всероссийских, окружных и зональных конкурсов инструментальный дуэт в составе: Елизавета Демидова 4 кл.

Лада Лукьянова 5 кл.

Преп. Валиева Э.Г.; Скорик Н.В.

15. М. Сэвэдж «Тремоло на шесть» исп. Лауреат окружных и зональных

Конкурсов Дмитрий Зоидов 4 кл.

Преп. Забигулин Е.Р.

16. Л. Зацепин «Песенка о медведях» исп. София Гудочкина 2 кл.

Преп. Антипин Мих.В.

Конц. Антипина Анаст.А.

17. К. Дезмону «На пять» исп. Лауреат зональных конкурсов

Дарья Викторова 7 кл.

преп. Криницкая Л.М.

конц. Марченко О.Э.

18. А. Рубинштейн «Мелодия» исп. АктимерМаматалиев 5 кл.

Преп. Забигулин А.Р.

Конц. Проничева О.В.

19. Дж. Гершвин «Вальс вдвоем» исп. Дуэт саксофонистов в составе:

Роман Заика 2 кл.;

Эльвина Минхазева 2 кл.

Преп. Даровских И.И.

Конц. Проничева О.В.

20. В. Боганов «Хотим побывать на луне» исп. Лауреат окружного и зонального конкурсов Андрей Борисов 2 кл.

Преп. Михайлик И.С.

Конц. Михайлик Л.В.

21. И. Бах «Сицилиана» исп. Варвара Василиогло 8 кл.

Преп. Шарафутдинова О.Р.

Конц. Владимирова М.Н.

22. М. Балакирев «Полька» исп. Артем Артаментов 3 кл.

Преп. Забигулин Е.Р.

Конц. Забигулина Е.В.

23. М. Букар «Плач по Амору» исп. Эльвина Минхазева 2 кл.

Преп. Даровских И.И.

Конц. Проничева О.В.

24. Дж. Россини «Неаполитанская тарантелла» исп. Лауреат окружных и зональных конкурсов Агнесса Габбасова 5 кл.

Преп. Валиева Э.Г.

Конц. Хохлова С.А.

25. Г. Форе «Мелодия» исп. Виктор Ахтеров 7 кл.

Преп. Демидов А.В.

Конц. Подлесная Э.И.

26. А. Прибылов «Шоро» исп. Лауреат зональных конкурсов

Инструментальный дуэт в составе:

Елизавета Демидова 4 кл. (флейта);

Максим Галимулин 4 кл.(гитара)

преп. Валиева Э.Г.; Коркин С.Н.

27. Д. Ноле «Однажды вечером» исп. Илья Ким 5 кл.

Преп. Даровских И.И.

Конц. Проничева О.В.

28. В. Сапаров «Танго» исп. Лауреат зональных конкурсов

Дарья Фомина 7 кл.

Преп. Криницкая Л.М.

Конц. Марченко О.Э.

29. С. Болотин «Кубинский танец» исп. Лауреат окружного и зонального конкурсов Алексей Публичко 3 кл.

Преп. Михайлик И.С.

Конц. Михайлик Л.В.

В.А.: Готовится к выступлению эстрадно - джазовый оркестр «Трубадур».

Про духовиков часто говорят: «Далеко не каждый может стать солистом, а вот оркестрантом быть обязан». Оркестровое исполнительство непростое и во многом отличается от сольного. Именно поэтому, ребята как можно быстрее, стараются играть в различных ансамблях. Что такое оркестр? – это умение слышать друг друга, играть вместе, слаженно, чтобы передать замысел композитора, всю художественную и образную красоту музыкального произведения. Это совместный, коллективный труд и очень ответственный.

Моя соведущая Виолетта сейчас также готовится к выступлению в оркестре. Уверяю вас, ребятам очень важна оценка выступления, потому, что успех - приятный и важный стимул для дальнейшего творчества.

На сцене лауреат Окружных конкурсов оркестр «Трубадур».

Худ. рук и дирижер Забигулин А.Р.

30. Д. Русос «Навсегда».

31. Ж. Колдин «Барабан и оркестр» исп. Лауреат окружных конкурсов

Эстрадно-джазовый оркестр «Трубадур»

И Ансамбль барабанщиков

Рук. Забигулин А.Р.; Забигулин Е.Р.

(выходят ведущие)

Виолетта: Уважаемые слушатели, наш концерт подошел к концу. Благодарим вас за внимание и теплый прием!

В.А.: Но мы не прощаемся с вами и приглашаем вас на отчетный концерт фортепианного отделения, который состоится 22 апреля, в 18.00.

В.А. и Виолетта: До новых встреч с музыкой!

Ретро-вечер « Как молоды мы были»

Мечталось, любилось, плясалось и пелось,

Куда-то далёко-далёко летелось.

Вставалось легко, засыпалось мгновенно,

И думалось, думалось так сокровенно.

Лесами ходилось, лугами бродилось,

И главное – время на все находилось:

На труд, на любовь и на малую малость.

И всё удавалось, и всё удавалось!

О, молодость, молодость, ты несравнима!

Зачем ты однажды проехала мимо?

«Куда ты?» – тревожно спросилось и спелось…

Ответила тихо: « К другим захотелось».

Сегодня мы с вами собрались здесь в этом уютном зале, чтобы вспомнить молодость, вспомнить те годы, на которые она выпала: у кого-то это 40-50-е годы, а кому-то достались 60-70-е. Это замечательно, что все вы до сих пор сохранили бодрость духа, прекрасно выглядите, у вас есть задор и блеск в глазах, умение радоваться жизни и делиться своей радостью с окружающими. У каждой из вас конечно есть свой секрет молодости и красоты. И пусть не всегда нам с вами нравится отражение в зеркале, все-таки в душе каждая из нас королева.

Звучит песня «Королева красоты»

Дорогие женщины, давайте попробуем окунуться в то время, когда жизнь казалась долгой-долгой, а старость – чем-то далёким-далёким – в вашу молодость. Внимание на экран.

Узнаете эту прелестную девушку? Это Батуева Анна Петровна- свою молодость она провела на Урале в трудные 40-е годы. В то время эта молодая учительница, комсомольский вожак, активистка, умница и красавица вскружила голову не одному хорошему парню.

А верите ли вы, что Анна Петровна обещала выйти замуж только после Победы? (Да, свадьба было 25 мая 1945г.)

Верите ли вы, что Анна Петровна лично была знакома с поэтессой Маргаритой Алигер и с мамой Зои Космодемьянской? (Да)

Знаете ли вы, что в Новосельской школе открыт музей семьи Батуевых?

Верите ли вы, что Анна Петровна хранит вышивку, которой уже 70 лет?

Анна Петровна, Ваша молодость прошла в трудные военные и послевоенные годы, а было ли что-то такое, что вспоминать Вам бывает особенно радостно? Давайте послушаем песню«Как молоды мы были» в исполнении Градского

Звучит песня

Перед вами еще одна фотография. Кто же эта романтическая и одухотворенная девушка?...Тарасенко Берта Константиновна. В послевоенные годы она жила на третьем поселке, после окончания техникума работала бухгалтером в комбинате «Стройдеталь». Берта Константиновна не любит много говорить о себе, но этот портрет замечательно раскрывает, какой она очаровательной была в юные годы.

Верите ли вы, что Берта Константиновна первый раз пришла в библиотеку в 1962 году? (Да)

Верите ли вы, что Берта Константиновна со своим будущим супругом познакомилась по телефону, когда работала телефонисткой? (Да)

А верите ли вы, что свадьба Берты Константиновны была в бане? (Да)

Для Вас, Берта Константиновна звучит песня

Звучит песня «Помню, я еще молодушкой была»

Узнаете черты еще одной из присутствующих здесь дам? Это Ковалёва Тамара Григорьевна. В далекие 50-е она жила в Киргизии, ей довелось отдыхать на прекрасном озере Иссык-Куль. До сих пор свежи в ее памяти воспоминания о демонстрациях тех лет, а также сожаление о том, что не смогла в свое время поступить в институт.

Верите ли Вы, что самым приятным воспоминанием о молодости у Тамары Григорьевны – это воспоминание о том, как она получала письма от любимого человека? (Да)

Верите ли вы, что каждому студенту в то время нужно было собрать тонну свёклы? (Нет)

Звучит песня « Ах эта девушка меня с ума свела…»

Эту красавицу вы легко узнаете, она почти не изменилась…. Это Суслова Тамара Андреевна. Ее юность пришлась на 60-е годы. Воспоминания о тех насыщенных студенческих временах конечно самые приятные, Тамара Андреевна обожала ходить в театр (причем билеты покупались за три рубля на самых верхних рядах), часто ходила в походы, каталась на лыжах.

Верите ли вы, что Тамара Владимировна была участницей хора в Санкт-Петербурге?(Да)

Верите ли вы, что Тамара Владимировна любила носить румынки? (Да)

Звучит песня «Три вальса»

А эту серьезную девушку вы узнаете? Правильно, это Гнездилова Тамара Владимировна В юности она жила в Калмыкии, любила отдыхать на курортах Черного моря и на Кавказе, была активная и жизнерадостная, а вот специальность себе выбрала очень серьезную- преподаватель черчения и математики.

А вот верите ли вы, что любимая прическа Тамары Владимировны – «бабетта»? (Нет)

Верите ли вы, что Тамара Владимировна в молодые годы не пропустила ни одни танцы и жила по принципу «танцуй, пока молодой»? (Нет)

Тамара Владимировна, а какие танцы танцевали в ваше время?

Верите ли вы, что некоторые читатели нашей библиотеке ходят к Тамаре Владимировне в гости?

Давайте послушаем песню Валентины Толкуновой «Стою на полустаночке»

Звучит песня

И снова внимание на экран. Перед вами… правильно Асеева Маргарита Ивановна.

Ей довелось в юности в 70-егоды быть свидетельницей и участницей развития атомного машиностроения в Волгодонске, Хрупкая девушка отлично владела бокорезами и отвертками, наматывала километры изоленты, потому что работала наравне с мужчинами электриком.

Верите ли вы, что будущий муж Маргариты Ивановны отправлял письма адресату на букву «О», Осеевой, а не Асеевой, и таким образом скопилось 15 неполученных писем.

Верите ли вы, что любимым развлечением Маргариты Ивановны было одевать рыжий парик на праздники? (Да)

Звучит песня «Лада» в исполнении Владимира Мулермана

А кто же эта роковая красотка? Платонова Елена Васильевна в 70-е годы, закончив медицинское училище в Ленинграде, из-за своего упрямства по направлению уехала на Дальний Восток, в неизвестность. Однако, сейчас самые лучшие воспоминания для нее – это воспоминания о тех годах жизни «на краю земли».

А верите ли вы, что Елена Васильевна переплыла Охотское море?(Да, на катере)

Верите ли вы, что в лесах Дальнего Востока Елена Васильевна собирала по 20 корзин грибов? (Нет)

Звучит песня «У моря, у синего моря» в исполнении Л.Агутина

Посмотрите на экран. Какая милая, скромная девушка. Узнаете? Конечно же это Королькова Вера Васильевна. Сланцы- ее родной город, любимая улочка – Рудничная, где она жили, росла и расцветала вместе с нашим городом. На разные глупости в ее молодости не было времени, ведь она много работала по дому, занималась рукоделием - вязала, шила, вышивала.

Верите ли вы, что вязать Веру Васильевну научил отец? (Да, и помимо этого он шил обувь для всей семьи)

В молодости Вера Васильевна зачитывалась книгами Беляева. И до сих пор не утратила интереса к чтению.

Для Веры Васильевны и для всех вас сейчас прозвучит песня в исполнении Иосифа Кобзона «А у нас во дворе»

Звучит песня

Перед вами еще один портрет. Это…Измайлова Валентина Александровна. Педагогическое училище, затем Череповецкий пединститут, работа учителем в пос. Шекстана Вологодской области. Яркая и насыщенная жизнь. Валентина Александровна помнит, как получила свою первую зарплату 49 рублей, как весело отмечали тогда праздники, как к ней очень хорошо и уважительно относилась администрация. Представляли льготы, в магазине отпускали без очереди, на педсовет возили на машине.

Верите ли вы, что любимый напиток Валентны Александровны в молодости «пунш»- это половинка крепкого чая и чуть-чуть водки. (да)

Верите ли вы, что Валентина Александровна на танцах была первой заводилой?

А знаете ли вы, что любимый танец Валентины Александровны – «Ланчик»?

А верите ли вы, что любимые песни Валентины Александровны- это «Челита» и «Мари»(Да)

А знаете ли вы, что любимая прическа Валентины Александровны- это «Хала с длинной косой»?(Да)

Звучит песня-

На этом слайде юношеская фотография Павловой Светланы Константиновна. В молодые годы Светлана Константиновна жила в Ленинграде и вела светскую жизнь: ходила на танцы в Дом офицеров, в военно-морские училища, сольно пела в Доме культуры им.Капранова и даже выступала на свадьбах. Она была большой модницей: носила туфли на шпильках, юбки с широким поясом и легендарную прическу «бабетта». Кавалерами Светланы Константиновны были исключительно офицеры, которые заваливали ее подарками, дарили цветы, духи «Красная Москва» и даже писали стихи.

А вот верите ли вы, что в 17 лет Светлану Константиновну чуть не увез к себе на родину венгр? (Да)

Верите ли вы, что несмотря на то, что ухаживали за Светланой Константиновной исключительно бравые военные, замуж она все же вышла за гражданского.

Знаете ли вы, что Светлана Константиновна любила посещать концерты таких исполнителей, как Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Михаил Боярский?

Для Светланы Константиновны и для вас звучит песня «Летящей походкой»

Звучит песня

Дорогие женщины, давайте продолжим на разговор о молодости. Может быть кто-то из вас знает и хранит секрет о том как оставаться долгие годы молодой? … Вспомните, кто из советских актрис стал первой задумываться о вечной молодости?(Любовь Орлова) Некоторые сегодняшние звезды пытаются удержать молодость с помощью пластической хирургии. Но по -настоящему молод тот, кто молод душой, кто способен любить. Я могу рассказать о том, как одну 70-летнюю актрису с мировым именем спросили, в каком возрасте женщину перестаёт интересовать любовь. И она ответила: « Спросите, пожалуйста кого-нибудь постарше…» Вы согласны с этим утверждением? Интересное наблюдение - русский врач и писатель В.Вересаев говорил, что если ходить прямо, то поникшая душа выпрямится. Если сгонишь угрюмость с губ, то она уйдет и из души.

Давайте немного поиграем, как говорят, тряхнем стариной.

Продолжите фразу:

«А сама-то величава, выступает, будто….»(пава)

«А как речь-то говорит…(словно реченька звучит)

«Видно сокола по полету, а добра молодца по…»(поступи)

«Всяк себе на…»(загляденье)

«Красен человек ….»(статью)

Двигайся больше – проживешь дольше.

Не хочешь стареть – ешь меньше.

Смолоду закалиться – на весь век пригодится.

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА
Маэстро – народный оркестр
отделение народных инструментов
(Звучит фонограмма народного оркестра)
Добрый день! Тема нашей с вами сегодняшней встречи «Маэстро – народный
оркестр». А что же такое – Оркестр? Оркестр – это многочисленный коллектив
музыкантов­инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные
для данного состава. В зависимости от своего состава оркестры бывают Симфоническими,
Духовыми, Эстрадными, Джазовыми, Народными.
Сейчас вы послушали русскую народную песню «Коробейники» в исполнении
оркестра русских народных инструментов. Народный оркестр преимущественно состоит из
домр и балалаек и баянов. Но так же в его состав могут входить баяны, гусли, жалейки,
рожки, всевозможные ударно­шумовые инструменты народного происхождения. Сегодня
вы познакомитесь с некоторыми из них и сможете послушать музыку как народную, так и
современную.
Вся музыка уходит своими корнями в народное творчество, в фольклор.
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные
наигрыши. В отличии от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства.
Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому,
подчас видоизменяется.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Фольклор это не только народная мудрость, это еще и проявление души народа.
Нельзя спутать русскую песню с грузинской, как нельзя спутать с шотландский наигрыш с
мексиканским танцем.
А сейчас вы познакомитесь с инструментом, который называется аккордеон. У нас
уже сложилась традиция называть аккордеоном инструмент с фортепианной клавиатурой
для правой руки. И вот любопытнейшая деталь: такой инструмент бал сделан впервые не на
Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась ­
рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля, с таким же
чередованием белых и черных клавиш.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Баян когда­то был гармоникой, а гармоника долго не могла встретиться сама с
собой. Все бродили ее части по белу свету, не как соединиться не могли. Давным­давно
люди научили петь разными голосами маленькие медные пластиночки­язычки, те самые,
что звучат в губной гармошке. И кузнечный мех для музыки приспособили много веков
назад. А вот соединить пластиночки и мех догадались далеко не сразу. А когда соединили,
то получился большой, тяжелый инструмент – фисгармония. И не мало пришлось
потрудиться мастерам, чтобы поднять ее с пола, и «взять на руки» эту гармонику.
Мастера многих стран трудились над гармоникой. Но больше всех усовершенствований
придумали русские мастера, назвавшие свой голосистый инструмент именем сказочного
певца Баяна. Баян очень похож на аккордеон, только справа у него не клавиши, а кнопки. В
этом и состоит главное отличие этих двух инструментов.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Ансамбль. Это слово означает «вместе» ­ вместе играть, вместе петь, вместе
танцевать, а можно и это все делать вместе – сразу и играть, и петь, и танцевать. Ансамбли
бывают самые разные. Вокальный ансамбль – это содружество певцов, инструментальный –
это содружество музыкальных инструментов, вокально­инструментальный – это вместе и
певцы и инструменты, в ансамбле песни и пляски одновременно звучит хор, играет оркестр
и идет лихая пляска. Самый большой инструментальный ансамбль – это оркестр. Самый
маленький ансамбль – это дуэт. В дуэте музицируют двое исполнителей.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
В ансамблевых составах часто используют различные ударные шумовые
инструменты. Треугольник. Само название уже говорит о форме инструмента, это
стальной прут, изогнутый в виде треугольника. Инструмент подвешивается на веревке или
струне и при ударе тонким металлическим стержнем, издает прозрачный, нежный,
приятный звук. Трещотки. Старинный русский народный инструмент. Состоит он из сухих
тонких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками.
Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по­разному встряхивая его, извлекает
звонкие и сухие звуки в различных ритмах. Бубенцы. Инструмент с неопределенной
высотой звука. Берут свое начало из русского быта, где использовались в лошадиной
упряжке, издавая при движении звонкий, мелодичный звук.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Народная песня, и шире – весь музыкальный фольклор, ­ это основа музыкального
композиторского творчества. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только
аранжируем», ­ сказал когда­то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях
русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. Многие русские
и современные композиторы занимались и занимаются до сих пор переложениями,
обработками народных песен, танцев. Взяв за основу известную народную мелодию, они
обогащают её новыми музыкальными красками, интонациями, вариациями, в которых
неизменно отражаются тенденции того времени в котором творят композиторы.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным
корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя­четырмя струнами.
А ещё 100 лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не
существовало в России, и даже рисунков её не сохранилось, потому что в XVII веке домру
казнили. Как преступницу. В средневековой Руси домра была основным инструментов
музыкантов и актёров­скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам, городам, устраивали
весёлые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных
представлениях они высмеивали пороки сильных мира сего, позволяли себе шутки и над
христианской религией. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов.
Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали домру. И
она исчезла. Лишь в самом концеXIX века руководитель первого оркестра русских
народных инструментов В.В.Андреев нашел изображение домры и по нему восстановил
инструмент.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Гитара самый распространённый в нашей жизни музыкальный инструмент. С давних
пор люди привыкли петь под собственный аккомпанемент. И самым подходящим для
такого музицирования инструментом оказалась гитара. Всего несколько аккордов на гитаре
– и песня, которую ты поёшь, сразу звучит по­иному. Гитара – прекрасный
аккомпанирующий инструмент. Но ещё привлекательней и эффектней звучат на гитаре
сольные произведения. Не даром музыку для гитары сочинял великий скрипач Никкола
Паганини. Он был замечательным гитаристом. На гитаре с удовольствием играли великие
композиторы Франц Шуберт и Гектор Берлиоз… Гитару любили слушать Пушкин,
Лермонтов, Толстой.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Произошло это более 100 лет назад в Петербурге. К известному скрипичному
мастеру Иванову пришел молодой музыкант Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы
заказать Иванову музыкальный инструмент. Но когда мастер узнал, какой инструмент ему
скрипач Андреев ему заказывает, он страшно рассердился. Балалайку! Ему, уважаемому
мастеру, предлагают сделать шутовской скомороший инструмент. Да ещё просят сделать
это из лучшего дерева, которое он годами высушивал, готовил для благородных скрипок
и виолончелей. А тут – балалайка! Ведь это же недоразумение какое­то, а не инструмент.
Не даром же слово балалайка, балаболка, баловство одного происхождения, от татарского
«бала» ­ дитя. Балалайка – детская забава, баловство. Но Василия Андреева не испугали
слова и гнев мастера, и наконец, Иванов сдался и согласился сделать балалайку.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Василий Андреев, великий русский виртуоз­балалаечник всегда мечтал о том,
чтобы наладить русские народные инструменты, собрать их в небывалый дотоле оркестр.
И он собрал народный оркестр, которому рукоплескала вся Россия. «Простонародные»
инструменты звучали возвышенно и благородно. Это было открытие в мире музыки.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в
отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представлял собой особый
синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладал при этом
неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным
символом русской национальной культуры
Оркестр Василия Андреева был первым оркестром народных инструментов в
котором запели домры, балалайки, баяны. Теперь у нас в стране сотни таких оркестров. А
игре на русских народных инструментах обучают в музыкальных школах.
Сегодня вы имели
возможность услышать звучание самых разнообразных
инструментов как в сольном, так и в ансамблевом исполнении. (А кто­то знает, чем
сольное исполнение отличается от ансамблевого? А как называется самый маленький
состав ансамбля?...
из одинаковых
инструментов (например из балалаек, домр, баянов и.т.д) и называются однородными.
Однако, чаще они бывают составлены из разных инструментальных групп. Сейчас перед
вами выступит коллектив, в составе которого будут присутствовать все инструменты, о
которых мы вам сегодня рассказали. Такой состав ансамбля называется смешенным.
)И ансамбли, и оркестры
могут состоять
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

Сценарий

«Военно-духовой оркестр»

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения духового оркестра, его формированием и развитием.
Задачи:
1. воспитывать интерес к духовному оркестру, к исполнению музыки духовым оркестром;
2. воспитывать интерес к музыке

Оборудование: компьютер, проектор
Музыкальное оформление:
1. Марш прощание Славянки (видеозапись)

2. «солдатушки, бравы ребятушки» (видео, + -)
3. Марш Преображенского полка (видеозапись)

4. Марш Семеновского полка (видеозапись)

5. Фрагмент военно-музыкального фестиваля

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята меня зовут Софья Андреевна внеклассное мероприятие проведу у вас я.

Музыку часто сравнивают с морем, говоря о ней: «Море звуков». И правда, если проследить течение всех музыкальных рек от самых истоков, то выяснится, что все они устремлены к огромному музыкальному морю, имя которому оркестр.

Что такое оркестр сегодня знает любой ребёнок.(Попросту говоря - это «хор» музыкальных инструментов).
Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка достигла относительно высокой ступени развития.
Слово «оркестр»- от греческого орхестра – это площадка, на которой располагался древнегреческий хор. Голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Ну а для того, чтобы му-зыканты не разъехались «кто в лес, кто по дрова», им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный. Этот музыкант был обут в сандалии с железными подмётками и громко, чтобы его слышали артисты хора и ансамбля, отбивал ногой такт. Звали его уважительно – корифей. А в наше время – это дирижёр .

Ребята, как вы считаете, зачем оркестру нужен дирижёр? (Дирижёр с французского управлять, руководить).
- Ребята, как вы думаете, какова главная задача дирижёра? (Одна из главных задач дирижёра – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно).

Как вы думаете чем отличается дирижер духового оркестра и военно-духового оркестра. (У них разные дирижерские палочки)

Подумайте как они называются. (Дирижерская палочка, военные дирижеры управляют оркестрами с помощью традиционной палочки, но жезл в оркестре все-таки остался. Им указывает ритм специальный человек обычно рослый "гренадер " – тамбурмажор)

А теперь я, вам предлагаю посмотреть видеофрагмент «прощанье славянке» - сводный духовой оркестр. (видеофрагмент)

Мы просмотрели видеофрагмент какая музыка была по характеру(Звонкая, задорная, бойкая, танцевальная, праздничная, маршевая…)

Ребята давайте теперь поговорим немного о истории возникновения военно-духового оркестра. Как вы думаете, давно ли существует военно-духовой оркестр. (Да давно)
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр. В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага - морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России - это уникальное явление. Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах. В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны

Ребята, если военно-духовой оркестр возник в годы войны, как предупреждали об опасности. (Когда-то на высоких башнях средневековых городов стояли трубачи-часовые. Различными сигналами они сообщали городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или о приближении врага. А вот этот трубач в пышных одеждах, наверное, ведёт за собой в атаку лихую конницу (фотография военного музыканта-кавалериста). Он весьма почётная фигура в войске. Видите он при оружии. Но клинок в ножнах у таких трубачей - необычный. У него обломан конец. Этим подчёркивалось, что шпага или меч трубача - лишь воинский символ. Трубач тоже воин, но его настоящее оружие – музыкальный инструмент. Ещё полководец А.В.Суворов говорил. «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил».
Возникновение и развитие духовых оркестров всецело связано с историей военных формирований).

Духовые оркестры создавались, главным образом, для использования в войсках, с целью игры в походах и в военных церемониалах.

Теперь я предлагаю немного попеть, а для того что бы попеть нам надо разогреть голосовые связки. Давайте проговорим скороговорки.(приложение)

Для начала прослушаем песню «Солдатушки, бравы ребятушки», а потом разучим движения.(читаю выразительно слова, а потом с движениями поем все вместе).

Молодцы ребята пели вы все дружно.
-В конце 17 века (1693-1698) в России были сформированы регулярные воинские части, получившие название полков Преображенского и Семёновского.

Ребята, а как вы думаете почему первые гвардейские полки русской армии назывались Преображенский и Семеновский?((Преображенский (Полк сформирован царём Петром I в 1691 году из потешных села Преображенского, от которого и получил своё наименование.)
Семеновский (Сформирован Петром I в 1691 году в подмосковном селе Семёновском под наименованием потешных семёновцев; с 1697 года они начали именоваться Семёновским полком, с 1700года - лейб-гвардии Семёновским).

Я вам предлагаю просмотреть и прослушать марш Преображенского и Семеновского полка.

(Дети просматривают видео Преображенского и Семеновского полка.)

Ребята вам понравилась музыка? Какое настроение она передавала нам?

В штат каждого из этих полков были введены небольшие духовые оркестры («хоры») состоявшие из малых флейт, гобоев, труб и малых (военных) барабанов. Этим было положено начало существованию в русских войсках военно-оркестровой службы. С 1698 года началось регулярное и постепенное развитие военно-духовых оркестров.

Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах. Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, площадях, в парках. Звучность духового оркестра особенно мощная и яркая. Да это и понятно, ведь основные инструменты духового оркестра – медно-духовые:
корнеты, трубы, тромбоны, валторны, баритоны, альты, тубы. Есть в составе оркестра и деревянные духовые инструменты – флейта, кларнет, гобой, фагот. Непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.

А теперь я хочу проверить, как вы знаете музыкальные инструменты!(приложение)

- Какие же вы молодцы, все инструменты знаете.

Еще ребята, в городе Москве проходит каждый год военно-музыкальный фестиваль в нём принимают участие российские и зарубежные военные оркестры, фольклорные коллективы, а также подразделения почетной охраны глав государств. Традиционно он завершается масштабным мероприятием на Красной площади. Название фестивалю дала Спасская башня Московского Кремля на Красной площади, возле которой традиционно проходит праздник(смотрят видео).

Ребята, в каком веке появились первые оркестры?(17 веке)
-Какая задача у дирижера? заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно)
-Ребята, какие существуют полка?

(Преображенский, Семеновский, Измайловский)

Спасибо за внимание! До новых встреч!



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные