Беседа в жизни всегда есть место подвигу. Классный час "Место подвигу. Герои мирных времён" с презентацией в рамках акции "Растим патриотов России". II. Устный журнал «О подвигах, о доблести, о славе»

Классный час – урок мужества

Цель: сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеоролики, высказывания великих людей о героизме, благородстве:

«Кто мужествен, тот смел.» ( )

«Гражданское мужество и мужество военное проистекают из одного начала.» ( )

«Никто лучше мужественного не перенесет страшное.» ( )

«Дерзайте отчизну мужеством прославить!»( )

«Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду» (Конфуций)

Ход мероприятия

I. Организационный момент

II. Определение темы урока
(на доске написано стихотворение)

Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная…

III.
Ведущий 1 : Итак, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве.

Ведущий 2 : 23 февраля мы празднуем День защитника Отечества, день мужества, героизма и патриотизма нашего народа. Патриотизм (от греч. рatris – родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. Под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина.

Ведущий 1: Защитники Отечества – в этих словах заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину. Наше Отечество не раз нуждалось в защите. Не раз наша страна стояла на краю гибели, и каждый раз воины, солдаты – все защитники Отечества вставали на его защиту и спасали Россию. Мы с вами не раз говорили и обязательно ещё будем говорить о победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Но нашему народу пришлось воевать не только в этой войне. Одна из самых противоречивых страниц нашей истории – война в Афганистане.

Ведущий 2 : 12 декабря 1979 года. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

Ведущий 1:

Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.

Есть великое право: забывать о себе.

Есть высокое право: пожелать и посметь!

Стала вечною славой мгновенная смерть.

В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.

У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что это мир, живущий по особенным законам; нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом».

Ведущий 2: 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»

Ведущий 1: Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал. У этой войны нет еще истории, она не написана. Войну в Чечне с чьей-то легкой руки стали называть «неизвестной войной». Может быть, для кого-то она и неизвестная, но у этой войны есть свидетели. Война в Чечне обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов и унесла жизни более 120 тысяч человек с обеих сторон. В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тысяч российских солдат и около 3 тысяч не вернулось.

Ведущий 2: герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, жителей нашей маленькой республики. Обо всех сразу рассказать невозможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе…горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, ул ыбку, слезы, его радостный смех . (идет презентация, состоящая из отсканированных фотографий солдат разных лет в сопровождении песни группы Чернила «Зажгите свечи»). Пройдут года. Конечно, многое со временем забудется. Но эта война, как и все другие, останется в народе неизгладимой, трагической меткой. Теперь 26 ноября официально отмечается как День Памяти воинов, погибших в Чечне.

Ведущий 1. Мальчишки так хотели жить

И умирать не собирались,

Но будут вороны кружить,

Где месть и ненависть закрались.

И неужели ж не понять,

Что мы сейчас за все в ответе,

По ком колокола звонят?

Не дай Господь, по нашим детям.

Ведущий 2: а можно ли проявить мужество не только на войне? Да…и подтверждение этому страшные события в Беслане. 1 сентября группа боевиков на двух автомобилях подъехала к школе №1 в городе Беслан. В школе только что закончилась торжественная линейка, и дети вместе с родителями заходили в здание. Сотрудники милиции, присутствовавшие на линейке, вступили в перестрелку с боевиками. Террористы захватили в заложники 1128 человек - детей и их родителей, - загнав их в спортзал школы. Три дня террористы держали детей и взрослых в заминированной школе. С первого же дня начался расстрел заложников. На третий день в школе прогремел взрыв. В результате захвата среди заложников погибло 338 человек - их смерть подтверждена официально, ещё больше – пропавшие без вести. И не известно, во сколько бы раз могла увеличиться эта цифра, если бы не бойцы групп «Альфа» и «Вымпел», которые ценою своих жизней спасали детей. Бой длился примерно 13 часов. В освобождения заложников погибли 10 бойцов из подразделений «Альфа» и «Вымпел». Это катастрофически много, ведь по данным на 2004 год за 30 лет своего существования подразделение «Альфа» потеряло убитыми лишь 19 человек.

Ведущий 1: Трагедия в Беслане – это трагедия всей России. Террористы начали войну не только с простым взрослым населением, а направленную войну против детей. И каждый из бойцов «Альфа» и «Вымпела» выполнял свой долг, свою работу. Они делали то, чему были обучены. Но не стоит забывать, что, спасая детей в школе, они погибали и оставляли своих детей без отцов. А своих жён без мужей. Нельзя забывать о Героях России с большой буквы. О людях, которые охраняют нас и наших детей. Вечная память жертвам Беслана... Вечная Слава героям Беслана…

Ведущий 2: « 23 октября в 4:30 мин на административной границе между республиками Северная Осетия и Ингушетия произошел мощный взрыв.
К стационарному посту ДПС со стороны Ингушетии подъехал автомобиль ВАЗ-2109. Когда полицейские начали осматривать машину, террорист-смертник привел в действие взрывное устройство мощностью около 30 кг в тротиловом эквиваленте».

Всего несколько предложений. А за ними подвиг простого парня, нашего земляка, который предотвратил очередной страшный теракт на территории нашей многострадальной республики.

Ведущий 1: Cотрудник Госавтоинспекции МВД России, младший лейтенант полиции Заур Джибилов, родился 24 марта 1986 г. в г. Беслане; в 2006 г., после окончания Владикавказского колледжа электроники, поступил на службу в органы внутренних дел; в течение четырёх лет он служил в должности милиционера в приграничной зоне поселкового отделения в с. Зильги Правобережного района; считался одним из лучших сотрудников данного отделения, постоянно работал над собой и поэтому смог исполнить свою давнюю мечту - поступить на учёбу в Ростовский юридический институт МВД России и получить офицерское звание; по окончанию института получил звание младшего лейтенанта и с октября 2011 г. работал инспектором ДПС полка ГИБДД по Республике Северная Осетия - Алания; за год службы в этой должности неоднократно был признан руководством ГИБДД образцовым сотрудником; особо отмечались его исполнительность, дисциплинированность, ответственность и профессиональная грамотность.

Ведущий 2: 23 октября 2012 г. в 4 часа 15 минут утра инспектор ДПС ГИБДД Заур Джибилов, находясь на дежурстве на посту ДПС "Кизляр" (контрольно-пропускной пункт, находящийся вблизи административной границы между Северной Осетией и Ингушетией), остановил для проверки автомашину ВАЗ-2109; водитель попытался проехать без досмотра, однако Джибилов преградил собой путь автомобилю и закрыл шлагбаум, одновременно подав сигнал тревоги своим сослуживцам; в это время преступник привёл в действие взрывное устройство, находившееся в багажнике автомобиля; в результате взрыва Джибилов погиб на месте, а дежурившие с ним на посту полицейские (капитан полиции Вадим Хоранов, лейтенант полиции Васо Басиев, лейтенант полиции Нана Латишвили и старший сержант полиции Евгений Корнеев), вовремя предупреждённые тревогой, спаслись от гибели, получив различные ранения.

Ведущий 1: 24 октября 2012 г. в Беслане состоялось прощание с Зауром Джибиловым; с самого утра центральная улица города, на которой жил погибший офицер, была перекрыта; проститься с героем пришли его друзья, близкие, коллеги, а также совершенно чужие люди, пришедшие проводить спасителя сотен жизней в последний путь. На церемонии прощания присутствовало всё руководство республики, а также глава республиканского МВД Артур Ахметханов. 11 ноября 2012 г. глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, по предложению министра внутренних дел республики генерал-лейтенанта полиции Артура Ахметханова, представил младшего лейтенанта полиции Заура Джибилова к званию Героя Российской Федерации; Указом Президента России от 13 ноября 2012 г. лейтенанту полиции Джибилову Зауру Таймуразовичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Первого декабря в Беслане в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска, установленная на доме, где родился и вырос Герой России Заур Джибилов, предотвративший террористический акт с многочисленными жертвами среди населения

Ведущий 2: В субботу, 26 января, во Владикавказе во дворце спорта «Манеж » стартовал открытый республиканский турнир по дзюдо среди юношей памяти Героя России Заура Джибилова, погибшего во время теракта на КПП в с.Чермен. Почетными гостями мероприятия стали глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, мэр Владикавказа Сергей Дзантиев, родные Заура Джибилова.
Турнир начался с минуты молчания. Затем с вступительным словом выступил Таймураз Мамсуров. «Сегодня такой день, в который мы хотим почтить память выдающегося человека, который ценой своей жизни спас, возможно, несколько сотен жизней. Молодой парень в погонах выполнил свой долг перед нами и перед Родиной. И сейчас я просто не могу не высказать слова благодарности его маме Зареме за то, что в нашей республике рождаются такие парни, как Заур », - сказал Мамсуров.

Ведущий 1: В соревнованиях приняли участие команды из Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Дагестана и Чеченской республики. Как пообещал генерал-лейтенант Ахметханов, турнир станет ежегодным. Он заверил присутствующих, что в полиции служит много сотрудников, которые готовы защищать жителей республики, если понадобится – и ценой своей жизни. «Спасибо маме, фамилии Джибиловых, учителям и всей Северной Осетии за то, что они вырастили и воспитали достойного сына своего народа », - сказал министр.

Адилен Лекс

Так много боли в нашей жизни,
Так много горечи и зла.
Но есть ведь те, кто для отчизны
Не пожалеет и себя.

Они стоят на тех границах,
В которых боя жар горел.
Один из них, отважный рыцарь,
Он жизнь для нас не пожалел.

Как свет, как знамя. Полицейский,
Каким и каждый должен быть.
Он думал о надеждах детских,
И не позволил их разбить.

Он стал один стальной стеною
И заслонил людей собой,
Оставив город за спиною.
Мы помним о тебе, герой!

Ведь мы нашли в тебе защиту,
Возможность заново вздохнуть.
Как горько нам. В гробу закрытом
Он отправлялся в вечный путь.

Как горько нам. Посмертный орден
Герою вечному вручен.
Спаситель жизней… тысяч, сотен…
Он в наших душах сохранен.

Дети зажигают свечи. Видеоролик «Помяните меня». Андрей Климнюк.

Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)


Классный час для 5 классов
Тема: «В жизни всегда есть место подвигу…»
Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение слова «подвиг».
Задачи:
· способствовать нравственному развитию личности ребёнка;
· развивать такие качества характера, как умение быть ответственным за свои поступки, честность и порядочность.
Ход мероприятия:
Слово учителя: В одноимённом рассказе М. Горького главная героиня старуха Изергиль говорит: « В жизни… всегда есть место подвигам… Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»
- Что хотела сказать старуха Изергиль?
Тема нашего классного часа « В жизни всегда есть место подвигу»
- Как вы понимаете эти слова?
- Что такое подвиг?
Работа с толковым словарём:
Подвиг – важное по своему значению действие, совершённое в трудных, опасных условиях; самоотверженный героический поступок.
Учитель называет действия человека, а учащиеся распределяют их в две колонки:
1.- подвиг; 2 – обычный поступок:
Спасти утопающего, вытащить из огня, помочь малышу, задержать преступника, донести сумку старушке, навестить больного товарища, слетать в космос, испытать на себе действие новой вакцины, разбить клумбу у школы и т. д.
Что можно считать подвигом в наше время?
Статистика:
Подвиг - высокое слово, применять его нужно осторожно. Я считаю, что настоящие подвиги совершаются на войне, там проявляется подлинный героизм. Ну а сейчас героем можно назвать человека, который не ругается матом, не пьет.
Андрей, 27 лет
Сегодня героем можно назвать мать-одиночку, которая каждый день совершает подвиг: справляется со всеми трудностями, поднимает себя с постели в 6 утра и работает на двух работах, чтобы прокормить своё чадо.
Наталья, 25 лет
Подвиг - это мужество, ответственность, умение постоять за себя, за любимых людей и за страну, конечно. Настоящие герои - это ветераны Великой Отечественной войны и врачи, которые спасают жизни людей.
Владимир, 16 лет
Подвиг - это когда родители не отказываются от безнадёжно больного ребёнка. Подвиг - когда люди берут из приюта совершенно чужого малыша, растят, заботятся, любят его как родного. Вот это подвиг! Вот настоящие герои, заслуживающие уважения.
Людмила, 35 лет
В наше время подвиг - это доброе отношение к людям, к больным, старикам, детям. Пожилого человека через дорогу перевести или место в автобусе уступить - это уже поступок.
Анна Дмитриевна, 63 года
Учитель: ребята, сегодня мне хотелось бы рассказать вам о подвиге семилетнего мальчика, который погиб, защищая свою сестру. Речь пойдёт о Жени Табакове, ученике 2 «А» класса г. Ногинска – 9.
Евге́ний Евге́ньевич Табако́в (6 марта 2001 - 28 ноября 2008) - российский мальчик, погибший при защите сестры от насильника. Награждён орденом Мужества (посмертно). Самый молодой гражданин России, удостоенный государственной награды.
Женя Табаков родился в посёлке (военном городке) Ногинск-9 (Дуброво) Ногинского района Московской области в семье военных врачей. С 2007 года учился в Ногинской средней общеобразовательной школе № 83. Занимался в спортивной секции. Мечтал стать милиционером.
События 28 ноября 2008 года
Вечером 28 ноября 2008 года Женя и его двенадцатилетняя старшая сестра Яна были дома одни. В дверь позвонил неизвестный мужчина, который представился почтальоном, принёсшим заказное письмо матери детей. Услышав, что взрослых нет дома, мужчина ушёл, однако через некоторое время вернулся и предложил девушке расписаться за мать. Яна не заподозрила ничего неладного и разрешила ему зайти.
Войдя в квартиру и закрыв за собой дверь, «почтальон» вместо письма достал нож и, схватив Яну, стал требовать, чтобы дети отдали ему все деньги и ценности, находившиеся в квартире. Получив от детей ответ, что они не знают, где деньги, преступник потребовал от Жени искать их, а сам потащил Яну в ванную комнату, где стал срывать с неё одежду. Увидев это, Женя побежал на кухню, схватил столовый нож и, вернувшись, с разбегу всадил его незнакомцу в поясницу (как впоследствии выяснят эксперты, нож от слабой руки мальчика вошел в тело только на три сантиметра). Насильник упал и машинально выпустил Яну, но затем вскочил и бросился на Женю. Рассвирепевший мужчина начал один за другим наносить мальчику удары в спину ножом (всего у ребёнка потом насчитают восемь ножевых ранений).
В это время Яна сумела выбежать на лестничную клетку и стала обзванивать квартиры соседей, кричать и звать на помощь. Испугавшись шума, убийца оставил истекающего кровью мальчика, выбежал из квартиры на улицу и скрылся.
Женя был доставлен в больницу приехавшей бригадой «скорой помощи», однако спасти его не удалось - в тот же день он скончался от полученных ранений.
Задержание преступника
Рецидивист Сергей Кияшко (1975-2009)
Объявленный в Ногинском районе план-перехват по поиску детоубийцы не дал результатов. Тогда оперативники решили подключить к поиску население - по местному телевидению был показан фоторобот преступника, сообщены его приметы.
Вечером следующего дня подполковник Космических войск России Александр Куренков при посещении собственной дачи, расположенной поблизости от посёлка, обнаружил на ней постороннего человека, в котором опознал разыскиваемого преступника. Офицер обезвредил и задержал непрошенного гостя, а затем передал его сотрудникам органов внутренних дел.
Задержанным оказался ранее судимый за грабёж и убийство 33-летний безработный астраханец Сергей Кияшко, проживающий в этом же посёлке у родственников.
За этот мужественный поступок Александр Куренков был отмечен ведомственной медалью Прокуратуры РФ «За содействие».
Кавалер ордена Мужества (посмертно)
Указом Президента РФ Д. А. Медведева от 20 января 2009 года за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга Табаков Евгений Евгеньевич был посмертно награждён орденом Мужества, став таким образом самым молодым кавалером этого ордена и самым юным гражданином РФ, удостоенным государственной награды. 3 февраля на торжественной церемонии, проходившей в гарнизонном Доме культуры посёлка Дуброво (Ногинск-9) Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин вручил орден Галине Петровне Табаковой, матери погибшего мальчика. На мероприятии также присутствовали: Командующий Космическими войсками России генерал-майор Олег Остапенко, губернатор Московской области Борис Громов, министр образования правительства Московской области Лидия Антонова, глава Ногинского района Владимир Лаптев, другие официальные лица Московской области и Ногинского района. В этот же день состоялось возложение венков на могилу Евгения Табакова.
Расследование преступления, последующие события
По факту убийства несовершеннолетнего 28 ноября 2008 года Следственным отделом по Ногинску СУ СК при прокуратуре РФ по Московской области было возбуждено уголовное дело. Следствие курировал лично глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. В ходе расследования выяснилось, что буквально за две недели до проникновения в квартиру Табаковых, Кияшко уже задерживался за совершение правонарушения - тогда он напал на молодую женщину, ударил её и попытался сорвать с шеи цепочку. Однако в тот раз следователь милиции посёлка Ногинск-9 Алексей Киселенко возбудил дело только по статье «побои», а не по более тяжкой - «грабеж», и не вдаваясь в уголовное прошлое Кияшко, отпустил его до суда под подписку о невыезде.
14 июля 2009 года следствие по делу Кияшко было завершено. 28 августа 2009 года должно было состояться первое заседание суда по этому процессу. Сергея Кияшко должны были судить за убийство, покушение на изнасилование, разбой и незаконное проникновение в жилище (ч.3 ст.162, ч.3 ст. 30, п. «в» ч.3 ст. 131, п.п. «б, в» ч.2 ст. 105, ч.1 ст. 139 УК РФ). По совокупности совершенных преступлений ему грозило максимально суровое наказание. Однако буквально за считанные часы до предварительных слушаний Кияшко был обнаружен мёртвым в своей одиночной камере. Провёденная медицинская экспертиза установила, что это было самоубийство, однако возможно, что подсудимому всё же «помогли» умереть, так как на суде могли стать достоянием гласности выявленные следствием факты служебной халатности в отделении милиции Ногинска-9, лишний раз подчёркивающие серьезность положения с кадрами в МВД России. Версия об убийстве Кияшко судебно-медицинской экспертизой не рассматривалась по причине того, что он содержался в одиночной камере. По закону, в связи со смертью обвиняемого, производство по уголовному делу было прекращено. Суд из-за смерти подсудимого не состоялся.
Увековечивание памяти Жени
Школа № 83 Ногинского района Московской области, в которой учился мальчик, была названа в его честь. Руководство школы приняло решение внести его имя в списки учащихся навечно. В вестибюле учебного заведения была открыта мемориальная доска памяти мальчика. Парта в кабинете, где учился Женя, была названа его именем. Право сидеть за ней предоставляется лучшему ученику класса, за которым закреплён данный кабинет. Внешние изображения

елена толстых
Классный час «В жизни всегда есть место подвигу»

Классный час

«В »

Цель : формировать представление о герое, подвиге ; познакомить с героическими поступками детей и взрослых в мирное и военное время.

Задачи :

Образовательные :Сформировать у обучающихся представления о значении подвига в военное и мирное время; воспитание в учащихся ответственности и готовности прийти на помощь.

Развивающие :Развивать умение делать самостоятельные выводы, умение концентрировать внимание, умение работать в группе, договариваться в группе, распределять обязанности в группе.

Воспитательные : Воспитать чувства патриотизма и любви к родине, близким людям;способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата в коллективе;воспитывать дисциплинированность учащихся; расширение кругозора учащихся;

Оборудование :

Компьютер, мультимедийное оборудование, колонки, карточки с информацией о героях, портреты героев, ватман А2 на каждую группу, текст-задание, толковый словарь С. И. Ожегова, указатели на каждую группу, выставка книг.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа. Определение темы занятия.

На слайде портреты героев.

Рассмотрите портреты разных людей. (Слайд 1)

Как вы думаете, что их объединяет?

На портретах мы видим разных героев.

А кто такой герой?

Дети :

Герой в войне, былинный герой, литературный, в фильме… (примерные ответы детей)

Учитель :

Вот как ответили на этот вопрос мои ученики (включение видеоролика, слайд 2) .

Учитель :

Где мы можем узнать точное определение, кто такой герой?

Дети :

– В толковом словаре.

Учитель :

Найдите определение слова.

Каждая группа зачитывает по одному определению слова «герой» .

(1. Герой – это выдающийся своей храбростью, доблестью , самоотверженностью человек, совершающий подвиги .

(2. Герой - главное действующее лицо литературного произведения.

(3. Герой - человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

(4. Герой - тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление)

Как вы думаете, какое из перечисленных значений подходит к людям на портретах? (Слайд 3)

Дети :

– 1 значение. (Слайд 4)

Учитель :

Что совершают герои?

Дети :

подвиги .

Учитель :

Что такое подвиг ?

Как вы думаете, какое из этих значений подходит к слову «подвиг » ? – Выберите.

Дети :

Подвиг – это героический , самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях. (Слайд 5)

3. Введение в тему.

Учитель :

Когда и кем совершались подвиги ?

Дети :

(примерные ответы детей) – люди в войну, полицейские, пожарные…

Учитель :

Только ли взрослые могут совершать подвиги ?

Дети :

Нет, могут и дети наравне со взрослыми совершать подвиги .

4. Работа по теме занятия.

Учитель :

- Максим Горький считал : «В жизни всегда есть место подвигу » . (Слайд 7)

Цель нашей работы – разделиться на группы и доказать это утверждение.

Учитель раздаёт указатели группам :

1 группа – сообщение о подвигах военных лет .

2 группа – сообщение о подвигах в труде .

3 группа – подвиги детей .

Учитель :

У каждой группы на столе :

Конверты с заметками и фото героев.

Текст, который нужно дополнить.

Альбомный лист, клей, ручки, карандаши

Алгоритм работы на экране. (Слайд 8)

2. Обсудить друг с другом прочитанное.

3. Наклеить на ватман фото героев.

4. В тексте заполнить пропуски.

5. Подготовить выступление о прочитанной информации.

6. Сделать вывод.

7. Подготовить выступление.

На выступление от каждой группы выходят по 2 человека, из которых 1 читает получившийся текст, другой показывает плакат с фото героев. (крепится на доску) .

Ученики озвучивают Выводы. (Слайды 11, 12, 13, 14) .

Учитель :

Какой общий вывод можем сделать? Какова была цель нашей работы?

Дети :

Доказать утверждение М. Горького, что «в жизни всегда есть место подвигу » . (Слайд 15) .

Учитель :

Посмотрите на плакаты. Можем ли мы составить конкретный портрет героя?

Дети :

Нет. Это могут быть и дети, и женщины, и мужчины – обычные люди.

(Слайд 16)

5. Рефлексия

Учитель :

Чем запомнился вам этот урок и что ценного вы получили на уроке?

Ответы детей.

Учитель :

Конечно, мы с вами рассказали не обо всех героях. Вы можете узнать больше информации в книгах (показать на выставку книг) или других источниках.

Спасибо всем! Было очень приятно с вами работать.

Публикации по теме:

Классный час «Волшебное дерево здорового образа жизни» Классный час в 3 классе на тему: Волшебное дерево здорового образа жизни Цель: актуализировать знания учащихся o кoмпoнентах здорового образа.

Хочу рассказать о своем путешествии в Крым. Крым - это одно сплошное интересное место. Он. прямо-таки создан для того, чтобы путешествовать.

Методическая разработка консультации для родителей «На земле всегда есть место подвигу» Воспитание дошкольников в духе патриотизма - одна из главных задач современного времени. У людей изменились представления о ценностях, доброте,.

Музыкально – литературная композиция «Подвигу народа жить в веках». Цель: воспитание эмоционально – ценностного, патриотического отношения.

Цель и задачи:Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей". Формировать.

Место подвигу.

Герои мирных времен. (Слайд 1)

Цель: гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;

укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;

развитие познавательных интересов;

воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину.

Задачи: 1. Формировать положительную мотивацию к изучению истории России.

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей Родины.

Ход мероприятия

    -Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями?

Что такое подвиг?

Что такое героический поступок?

Кого называют героем?

В нашем классе проходил опрос «Как учащиеся относятся к герою? Что они понимают под словом «подвиг»?»

(Слайд 2)

- «Совершить подвиг в наше время – это большая редкость»

- «Подвиг – это спасение утопающего, гибнущего в огне»

- «Подвиги совершают во время войны»

«Герои были те, кто воевал на войне,

в Афганистане, в Чечне»

- «Совершая подвиг, человек не должен думать о последствиях для себя».

(Слайд 3, 4)

Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

Героизм – героический дух, образ действий, присущий герою.

Подвиг – героический самоотверженный поступок.

Что объединяет эти понятия? Каким одним словом их можно обозначить? (Самопожертвование)

Самоотверженный - жертвующий собой, личными интересами для общего блага , для блага других (о человеке).

Самопожертвование - пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения.

Как часто в нашем представлении слово «герой» ассоциируется с каким-то особенным, до предела идеализированным образом. И не только в фильмах о «супергероях»… Вспомните, например, русские сказания о былинных богатырях, чьи рост и сила просто потрясали воображение читателя. Но реальные события нашей жизни говорят нам о том, что историю великих подвигов чаще всего пишут обычные люди, ничем «сверхнормальным» до своего героического поступка не выделяющиеся. То есть, жил-был обычный парень рядом с нами. И вдруг – Подвиг. Не верите, что так бывает? Зря… Героями не рождаются, героями становятся…

    (Слайд 5, 6 ) Война… Сколько неизвестных героев полегло в то время. Сколько погибло и сколько выжило. Сколько было битв, сколько маленьких и больших побед и поражений. Сколько подвигов было совершено. Оборона Брестской крепости, блокада Ленинграда, оборона Севастополя – подвиги солдат и людей. «Сражаться!» - с такой мыслью они просыпались и засыпали. Они не думали о славе и почестях. Никто не оставался в стороне. Партизаны, солдаты, простые люди, находящиеся в тылу, и даже животные – все они герои. Партизаны добывали сведения, проникали в те места, куда другим попасть было невозможно, их тайные, «подпольные» действия внушали противникам страх и ужас. Солдаты каждый день рисковали жизнью, они отдали свою жизнь за свободу, за Родину, за людей. Простых людей, находящихся в тылу, мы и их называю героями, ведь жить во время войны, растить детей, добывать еду, преодолевать холод и голод – это тоже подвиг. Совместные действия, желания, страхи, слезы, боль, горе они преодолели это. Это и есть подвиг.

Нет, мужество случайным не бывает.

Оно в душе солдата родилось,

Когда он о друзьях не забывает

И с Родиной себя не мыслит врозь.

    (Слайд 7, 8) В жизни всегда есть место мирному подвигу. Все помнят простого русского паренька, открывшего миру эру нового космического века. Имя это – Юрий Гагарин.

Он первым проложил дорогу в «иные миры», дорогу, которой сегодня шагает Вселенная, и подвиг его будет бессмертным, пока существует жизнь на Земле.

3.Новому поколению российских мальчишек и девчонок судьба дала возможность и место для подвига.

1979 – 1989 годы – война в Афганистане (Слайд 9, 10, 11)

Меркулов Сергей Леонидович

Сульдин Александр Сергеевич

Батурин Владимир Владимирович

Как мало лет он прожил…

Только двадцать!

Но миг победы больше, чем года.

Как трудно умереть,

Чтобы остаться,

Остаться в наших душах навсегда.

1994 – 1996 годы – Чеченская война. (Слайд 12, 13,14)

Теперь уже внуки солдат Великой Отечественной подтверждали своими подвигами воинскую славу отцов и дедов. Мальчишки, выросшие в мирное время, не знавшие потерь и невзгод, став солдатами, превратились в героев.

На Аллее Памяти увековечены имена героев-коркинцев, погибших в этих войнах.

В чеченской войне погибло семеро наших земляков:

Пипченко Евгений Николаевич

Ляпустин Сергей Константинович

Брусов Вячеслав Валерьевич

Мальцев Виктор Иванович

Герусов Алексей Владимирович

Кислов Сергей Александрович

Долгов Анатолий Дональдович

4.Мы живем в мирное время, но каждый мужчина, сегодняшний мальчишка, должен быть готов к защите слабого, к защите Отечества – так распорядилась природа. А человек создал для этого школу мужества, которая называется Армия.

(Видеоролик о северном российском флоте) ( Слайд 15)

Особая служба.

Особый уют.

Сначала приводит в смятенье.

И пластика моря,

И пластик кают.

И пласт глубины погруженья.

Потом – привыкаешь.

Потом – узнаешь.

И вдруг, как впервые, откроешь,

Чего ты достиг,

Для чего ты живешь,

Что ты действительно стоишь.

(Слайд 16, 17) Служба подводника подчас непроста и опасна. В истории российского подводного флота есть и трагичные страницы... Но подвиги моряков-подводников, отдавших жизни за свою Родину, навечно останутся в наших сердцах!

Один из самых мощных российских подводных крейсеров «Курск» затонул 12 августа 2000 года в Баренцевом море, вблизи родного берега. Во время выполнения учебно-боевой задачи он получил тяжелые повреждения и затонул.
Вся Россия с надеждой ловила сводки с места трагедии. Миллионы людей, как чуда, ждали спасения моряков. Но надежды не оправдались.

118 подводников, беззаветно преданных России, приняли смерть в морской пучине. Верный Военной присяге, ценой собственной жизни экипаж крейсера заглушил ядерный реактор и до конца боролся за живучесть корабля.

Среди членов экипажа был и моряк-подводник Вадим Бубнив, родом из города Копейска Челябинской области. Инженер электронавигационной группы АПЛ "Курск" старший лейтенант Вадим Бубнив погиб в первые минуты аварии - он находился во втором отсеке, который получил значительные повреждения во время взрыва.

Моряки «Курска», одного из наших самых современных кораблей, успели завоевать славу при жизни. Экипаж был лучшим не только на Северном флоте. Офицеры, мичманы, старшины и матросы сделали все, что могли, что успели, что были обязаны сделать, и в момент своей гибели. Пусть вечная память о них вселяет в сердца наследников столь же обостренное чувство долга и чести, ту же преданность службе и флоту. Пока имя человека на устах, пока о нем помнят, думают, он жив, он среди нас, с нами.

5.(Слайд 18)

Жизнь продолжается, а подвиг вечен. И он может быть совершен даже тогда, когда вокруг тишина, и мирно сияет яркое солнце. Ведь не зря сказано, что в жизни всегда есть место подвигу.

    Подвиг ребенка

Метеоритная» история из Челябинской области. В Еманжелинске после взрыва болида два друга 12 лет от роду проявили настоящее мужество, спасая... своих учителей. А дело было так. В момент, когда прогремел взрыв, дети хором пели песню «Не страшна нам бомбежка любая». Спустя мгновение, слова пришлось доказывать на деле. Кирилл Дайнеко и Сергей Скрипник услышали, как их учительница Наталья Ивановна зовет на помощь из столовой, не в силах выбить массивные двери. Ребята кинулись спасать педагога. Сначала они забежали в дежурную комнату, схватили подвернувшийся под руку арматурный прут и выбили им окно в столовую. Потом, через оконный проем перенесли раненую осколками стекла учительницу на улицу. После этого школьники обнаружили, что помощь нужна еще одной женщине - работнице кухни, которую завалила рухнувшая от удара взрывной волны утварь. Оперативно разобрав завал, мальчишки позвали на помощь взрослых. Как оказалось, у женщины был сломан позвоночник. И если бы не помощь подростков, не исключено, что падение Челябинского метеорита было бы отмечено не просто большим числом пострадавших, но и по крайней мере одной человеческой смертью.

    Подвиг преодоления (Слайд 19)

Герои минувшей Паралимпиады!

КАУФМАН АЛЁНА (ЕКАТЕРИНБУРГ)

Российская спортсменка. Трёхкратная паралимпийская чемпионка. Призёр Паралимпийских игр 2010 в Ванкувере. На минувших играх в Сочи Алёна выиграла 2 золотых медали и 1 серебренную медаль в биатлоне, а также бронзовую и золотую медаль в лыжных гонках.

6. Творческая работа(в группах) (Слайд 20)

Определим черты, которые свойственны патриоту

(Модель человека, наклеиваем черты. Обосновываем выбор)

Хорошо учится

Занимается спортом

Любит животных

Любит то место, где родился и вырос

Любит и не забывает свою мать, свой дом

С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей

Не только любит, но и охраняет природу

Отстаивает престиж свой страны

Знает государственную символику

Готов отдать своей родине все силы и способности

Украшает Родину своим трудом

Строит своё будущее, связывая его только со своим Отечеством

Знает свой родной язык

Знает историю своей страны, гордится своими предками

Готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины

Готов встать на защиту Родины

Хорошо читает, пишет стихи

Хороший друг

Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину,

– Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность. Ваши мнения совпадают.

7. (Слайд 21)

Так пусть никогда в мире не будет войны, но всегда будет место подвигу.

Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и будет дарить только радость для окружающих. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Герои подвиги вершат
Героем быть бы каждый рад.
Но начинать с себя нам лень,
И так идёт за днями день.
Один твой друг учёным стал,
Другой - больных не раз спасал,
Он подвиг совершал не раз.
А ты чего достиг сейчас?

8. Рефлексия

– А в завершении классного часа мне хотелось бы узнать, какие чувства вы испытали сегодня. У вас на столе в конверте есть звёздочки, они разного цвета. Если вы испытали чувство:

– гордости, восхищения, то возьмите оранжевую или красную звёздочку;
– сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите звёздочку зеленую;
– никаких – звёздочка синяя.

–Покажите, каких звёздочек получилось больше.

Хорошо! Я вижу, что вы люди неравнодушные, главное – в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие. Спасибо за работу, за внимание!

ü воспитание чувства долга, патриотизма, воли, мужества, любви к людям;

ü воспитание умения вести дискуссию, слушать других, уметь высказывать свою точку зрения, аргументированно отстаивать свое мнение;

4. Рефлексия (дискуссия учащихся о качествах, присущих человеку, способному совершить подвиг).

5. Заключительное слово учителя.

«Героями не рождаются,

героями становятся!»

Ход классного часа

Учитель Мы очень часто говорим о стойкости, патриотизме и героизме советских людей, проявленных в тяжелые военные годы. О героических подвигах, память о которых жива до сих пор.

Подвиг! А что это? Как вы думаете?

(рассуждения учащихся)

Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

Подвиг – это деяние, совершаемое человеком во имя других.

Подвиг – совершенное действие человека, совершенное во имя других.

Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.

А есть ли место подвигу в мирное время?

(рассуждения учащихся)

Учитель Чаще всего понятие подвиг ассоциируется у людей с военными действиями, экстремальными ситуациями: вынести человека из огня, спасти утопающего, обнаружить и обезвредить опасного преступника. Рассуждая об этом, нельзя обойтись без конкретных ситуаций.

Ни одно событие после Второй мировой войны

не задело за живое столько людей в Европе,

как взрыв 4-го реактора Чернобыльской АЭС.

“Таймс”, апрель 1987 года

После пожарных эстафету борьбы с разбушевавшимся атомом приняли ликвидаторы последствий аварии. Тысячи людей со всех концов бывшего СССР были призваны и командированы для ликвидации последствий катастрофы. Работы по ликвидации аварии велись в основном вручную. Лопатами снимали верхний слой грунта на территории АЭС, сбрасывали руками куски арматуры, графита с крыши машинного зала, смывали радиоактивную грязь тряпками внутри станции. Некоторые радиоуправляемые механизмы, выполняющие работы по устранению завалов, не выдерживали высокого уровня радиации и выходили из - под контроля операторов. Разрушенная активная зона имела контакт с атмосферой; там все клокотало, шумело, гудело, подобно геенне огненной.

Правительство, выслушав советы специалистов, приняло решение закрыть, засыпать воронку теплопоглощающими материалами, способными к фильтрации огня и пепла.

Потому с 27 апреля по 10 мая летчики Военно-воздушных сил СССР, рискуя плотью и жизнью своей, совершили сотни полетов над активной зоной. Они сбросили с вертолетов тысячи и тысячи мешков песка, глины, доломита, бора, а также крупные упаковки свинца, который по весу занимал первое место - 2400 тонны.

Мощность радиационных выбросов из разрушенного реактора уменьшилась только через пять дней, составив примерно 15% от первоначальной. Затем она стала нарастать вновь, достигая (по истечении четырех дней) 70 % от уровня первого дня. Специалисты, крестясь от ужаса, ожидали еще более жестокого радиационного удара, который мог случиться при обвале в шахтный бассейн крышки разрушенного реактора, а бассейн был наполнен водой охладительной системы. В срочном порядке готовились средства для эвакуации миллионов людей. На запасные пути были поставлены сотни железнодорожных эшелонов. Готовились автомобильные колонны . Эвакуацию предполагалось провести в радиусе 300 километров от АЭС, куда входили города Киев, Гомель , Бобруйск ...

На десятый день мощность выбросов упала – до одного процента. Наступила нервная разрядка.

Загрязнения территории.

В первые дни, когда извержение было в самом разгаре, воздушные потоки двигались на Беларусь. Загрязнение, пришедшее из Чернобыля, от 1 кюри на квадратный километр составляет 1,7% территории Европы. На сводной карте выделено основное чернобыльское пятно, далее Гомельско-Могилевское, затем Плавско-Тульское в России. Загрязнение распространялось на запад - юго-запад, северо-запад, в скандинавские страны, потом на восток - очень большой, мощный след с обильными осадками. Потом тучи пошли на юг и юго-запад: Румыния, Болгария, запад: южная Германия, Италия, Австрия, альпийская часть Швейцарии. В атласе указывается, сколько цезия выпало в каждой стране и в целом по Европе. В Белоруссии - 33,5% от всего выброса, в России - 23,9%, на Украине - 20%, в Швеции - 4,4%, в Финляндии - 4,3%.

Облака и свободные потоки воздуха, несшие аэрозоли йода-131 и других радиоактивных элементов, расползлись по большей части территории Беларуси.

«Саркофаг»

Возведение "саркофага" осуществлялось с помощью самоходных кранов, оснащенных телевизионными средствами наблюдения. В нем предусмотрена система вытяжной вентиляции с очисткой воздуха, система принудительного охлаждения, а для недопущения повышения нейтронной активности на крыше установлены баки с раствором бора. Его высота составила 61 метр, наибольшая толщина стен – 18 метров.

Последствия аварии.

После аварии жизнь на огромных территориях как рядом с Чернобылем, так и на значительном удалении от аварийного объекта стала невозможной из-за радиоактивного загрязнения. Сразу после аварии из 30 – километровой зоны вокруг станции были эвакуировано около 90 тысяч человек. Из Гомельской области Беларуси – 17 тысяч человек, из Брянской области России – несколько тысяч. Позднее были обнаружены новые территории, подвергшиеся радиоактивному заражению. Поэтапное переселение людей с этих территорий продолжалось до 1992 года. Всего было переселено около 135 тысяч человек. Часто люди были вынуждены жить несколько лет на зараженной территории, дожидаясь очереди (или разрешения) на переселение.

О трагедии переселенцев трудно рассказать, трудно передать всю дикость ситуации, когда в один день – не по своей вине, а из-за чьей-то самонадеянности – сотни тысяч людей стали экологическими беженцами.

Тишина. Тишина в мертвом городе.

"Рассоха" - огромное поле, заполненное рядами изъеденных коррозией грузовиков, пожарных машин, бульдозеров , бронетранспортеров и прочей радиоактивной техники - а посредине, как символ полной безысходности, поникли лопастями вертолеты, которым уже никогда более не суждено подняться в воздух...

Под воздействием радиации яблоки выросли невероятных размеров, у животных проявлялись различные мутации. Отмечается: превышение показателей болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ, болезни крови и кроветворных органов, врожденные аномалии более чем в 4 раза; психические расстройства и болезни системы кровообращения

более чем в 2 раза.

27 сентября 1998 года, в городе Петрозаводске, у возрождающегося храма Александра Невского, торжественно открыт памятник пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Героям Чернобыля

(стихотворение читает ученица 5Б класса Манукян Ани)

В украинский город малоизвестный

Пришла негаданно беда,

Оборвав на полноте звонкие песни,

Жестокая как всегда,

Тенью прокатилась она к порогам

Росою на землю легла,

Наделать она могла очень много

Людям горя и зла.

Но только народ, видно, особый –

Душа у всех одна

Вздрогнул в тревоге Чернобыль,

Откликнулась вся страна.

Сюда поехали не по приказу,

И даже не долг послал,

Для всех и для каждого как-то сразу

Весь город братом стал.

Открылись сердца, распахнулись все двери,

Давая тепло и приют,

Не выразить словом, ни чем не измерить,

Какие здесь люди живут.

Как хочется мне, чтобы все на планете

Вот так же за руки взялись,

Чтоб спали спокойно и мамы, и дети,

Счастливой была наша жизнь.

Учитель Авария на Чернобыльской атомной электростанции каснулась и жителей Мордовии . Ликвидаторов аварии в республике насчитавается более 1240 человек, из них 700 – инвалиды. Более 300 человек из их числа уже умерли от различных болезней, развившихся после их прибывания в Чернобыльской зоне. В черный день 26 апреля, все ликвидаторы Мордовии собираются в г. Саренске, у мемориального камня и идут в церковь на улице Демкратической, в которой служат панихиду о погибших.

Мордовским ликвидаторам приходилось трудиться в селах, а также на крыше атомного реактора. Работали они с дозиметрами, как и положено, записывали уровень радиоактивного фона. Однако сколько «доз» они получили на самом деле, точно не знал никто. Из воспоминаний председателя Республиканского союза Чернобылец», ликвидатора Александра Князькина:

«Тяжелее всего приходилось на крыше реактора. Мы находились там по 15 секунд, сбрасывали графит и спускались. Помню японца, который трудился вместе с нами и почти сразу потерял сознание…»

Последствия радиации дали о себе знать через два-три года. Практически все ликвидаторы получили множество заболеваний. У некоторых из них родились дети с серьезными отклонениями в развитии.

На территории Мордовии, после аварии на Чернобыльской АЭС прошли рабиоактивные дожди. В результате, которых 16 населенных пунктов Мордовии попали в зону радиоактивного заражения. Около 11 тысяч человек проживают на этой территории, подвергая своё здоровье серьёзным опастностям.

Ребята, это всего один пример того, что люди совершают героические поступки, профессиональные и трудовые подвиги. И все же, давайте подумаем:

ü Почему о подвигах мечтает почти каждый, а героями становятся лишь некоторые?

ü Какими качествами обладают люди, способные совершить подвиг?

ü Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему классному часу: «Героями не рождаются, героями становятся!»?

(дискуссия учащихся)

Учитель Закончить наш классный час мне хочется словами…

Учитесь мечтать, учитесь дружить,

Учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

Но сверхважнейшее дело!

Учитесь, товарищи, уступать,

Учитесь по совести поступать,

И даже в пиру - не упиться.

Не просто быть честным всегда и везде,

И, чтобы быть верным в любой беде,

Трижды не грех учиться.

С готовой, с красивой душой на век

Отнюдь не рождается человек,

Не что ведь само не строится.

Уверен, что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся.

Но как это сделать? Легко сказать

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы

Как в спорте, как в музыке, как в труде

Тренаж нужен людям везде - везде

Вот так и берут высоты.

Высоты всяческой красоты

Любви и действительной доброты

И нечего тут стыдиться

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек» -

Стоит, друзья, учиться!

Подвиги и героические поступки

  • Разработка межпредметного урока в 8 классе «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
  • «Белые пятна» обороны Одессы: подвиг 250 шахтеров Донбасса
  • Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
  • Конспект урока


В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные