Дом рихтера под тарусой. Афиша музыкальных вечеров «Виолончельные сонаты в тройной перспективе

1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.

По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.

В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.

К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины - часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.

Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком - среди полей и лесов, глядя на Оку.


Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара - далеко за 30 градусов.

И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:

Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни - как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.

Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу - на каменный фундамент?!

В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,

отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.

Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей - музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й - всего 4 уровня.

Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:


Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:

Над подвалом - каменный 1-й этаж:

2-й этаж - это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:

3-й этаж - это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:


С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:

Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:

Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке - насыпной песчаный пляж:

Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности - очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.

День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге - фантастическое ощущение в такую жару.

Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу - знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.

Концерт Рувима Островского в день рождения С. Рихтера

Мемориальная квартира – одно из особых мест в Москве, о котором хочется и хочется говорить.

В прошлом году на портале , сегодня разговариваем с Юлией Исааковной Де-Клерк – заведующей Отделом музыкальной культуры ГМИИ имени А.С.Пушкина – о событиях, которые проходят в последние годы в этом чрезвычайно гостеприимном, теплом и ЖИВОМ доме. Свои вопросы я опускаю, рассказ ведется от лица Юлии Исааковны.

Я подключилась к работе Мемориальной квартиры Святослава Теофиловича Рихтера в марте 2015 года. Сезон в нашем музее отличается от общепринятого концертного: мы живем календарными годами с января по декабрь. И в 2015 году, когда отмечалось столетие великого пианиста, у нас проходили концерты, в программу которых входили произведения исключительно из репертуара маэстро. К нам специально приезжала Елизавета Леонская, в этих стенах играли и аспиранты : и Алексей Кудряшов (Алексей является постоянным участником наших программ).

Помимо замечательных концертов этот год запомнился тремя большими выставками:

– широко освещаемая выставка к 100-летию со дня рождения маэстро «Святослав Рихтер. От первого лица», которая проходила в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина. На выставке было представлено более шестидесяти произведений живописи и графики, редкие фотографии, ноты, афиши, никогда ранее не публиковавшиеся архивные документы. Эта выставка прежде всего знакомила публику с художественными интересами Святослава Рихтера, которые, как и его дарования, были чрезвычайно разнообразны. Как говорил сам пианист: «Музыка в моей жизни главное, но она все же не вся моя жизнь; я существо всеядное… и не потому, что разбрасываюсь, просто я многое люблю».

– Выставка «Святослав Рихтер. Ars Ludus», приуроченная к XV Конкурсу имени П.И.Чайковского, была открыта в Московской консерватории, где вызвала огромный интерес.

– Завершила 2015 год выставка «Портреты в интерьере», проходившая в стенах Мемориальной квартиры. Сложилась прекрасная камерная экспозиция, на которой были представлены портреты Рихтера, созданные его современниками – художниками разных поколений: Робертом Фальком, Анной Трояновской, Василием Шухаевым, Яном Левинштейном, Александром Лабасом, Артемом Тамбиевым, Владимиром Ильющенко и многими другими.

2016 год был, естественно, посвящен юбилеям двух великих композиторов – и , чьи имена неразрывно связаны с творческой биографией Святослава Рихтера. В наших концертных программах были представлены не только самые яркие и значимые сочинения Прокофьева и Шостаковича, но широкий спектр стилевых и жанровых параллелей от старинной музыки до сочинений наших современников. Публике представили музыку их учителей и учеников, русских и зарубежных авторов – практически всех важнейших композиторов ХХ века.

Мы по праву гордимся совершенно потрясающей выставкой к 110-летию со дня рождения Д.Д.Шостаковича «Дмитрий Шостакович – Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи», которая завершила прошлый год. Композитор не раз бывал в квартире Святослава Теофиловича и Нины Львовны, что позволило выделить в экспозиции несколько тематических разделов, сюжетных линий. Экспонаты были привлечены из разных музеев – в том числе Ирина Антоновна Шостакович, нарушив все свои табу, предоставила на выставку редчайшие материалы: рукописи, фотографии, книгу еврейской поэзии с пометками Д.Шостаковича.

Открытие выставки “Дмитрий Шостакович – Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи”

И выставки, и концерты вызывают постоянно растущий интерес со стороны зрителей к мероприятиям Мемориальной квартиры. В нашем музее произошел настоящий взрыв зрительской активности. Раньше в этих стенах проходило 4-5 концертов в год. В 2015 году число наших посетителей составило 1500, в 2016 – 3500, в только в первом квартале 2017 года цифра уже приблизилась к небольшому рекорду: 1700-1800 человек.

Очень важно сказать, что почти все концертные программы 2016 года состояли в значительной мере из произведений композиторов ХХ века. При этом сам маэстро не всегда играл произведения композиторов своего поколения, но знал ВСЁ. Интерес Святослава Теофиловича к творчеству современников был чрезвычайно высок: он очень много слушал, собирал пластинки. У нас хранятся сигнальные экземпляры с дарственными надписями.

И все же мы в значительной мере шли на риск. Когда анонсируется музыка или , собрать 50 человек (а именно столько зрителей и вмещает наш зал) нетрудно. Но если вы предлагаете сочинения , или А.Локшина – это совсем иной вопрос. Мы писали много пресс-релизов, давали анонсы на разных интернет-порталах, проводили многочисленные рассылки, и теперь можем смело сказать, что публика в полной мере оценила этот проект. Приходит много молодежи, у нас есть постоянные зрители. Зрители ценят, что здесь можно услышать нетривиальные программы в очень интересном исполнении, что чрезвычайно ценно.

И вы знаете, лед тронулся не только в смысле активности зрителей. Если раньше мы приглашали новых исполнителей и не всегда получали положительные ответы, то сейчас в музей звонят очень интересные музыканты и просят рассмотреть возможность их участия в наших проектах. Могу назвать просто звездный состав: Елизавета Леонская, Рувим Островский, Яна Иванилова, Петр Лаул, Сергей Кузнецов, Людмила Берлинская и Артур Ансель, и Алексей Кудряшов, Сергей Полтавский и Евгений Румянцев, Михаил Дубов и Мона Хаба, Анастасия Петрунина – эти исполнители уже не один раз давали прекрасные концерты в Мемориальной квартире Рихтера. Наши частые гости – солисты ансамбля «Студия Новой музыки» и «Московского ансамбля современной музыки» (МАСМ), «Rusquartet», певицы Светлана Сумачева, Екатерина Кичигина, Ольга Гречко, Мария Макеева, а также другие музыканты, завоевавшие международное признание, лауреаты престижных конкурсов и фестивалей.

Анастасия Петрунина, Евгений Румянцев и Никита Мндоянц

Лично я вместе с музыкантами уделяю подбору репертуара и составлению программ огромное внимание. Любопытно, что многие пианисты предпочитают ансамблевые выступления сольным программам, но ведь и сам Святослав Теофилович посвящал камерному исполнительству очень много времени.

Именно эти обстоятельства вдохновляют нас на составление действительно нестандартных программ. Так, один из наших последних концертов, 7 июня, был посвящен музыке французских композиторов знаменитой «Шестерки» и прошел просто блестяще, с полным аншлагом! Мне хочется сказать огромное спасибо всем музыкантам, которые с такой самоотдачей и ответственностью подходят к проектам в Мемориальной квартире С.Рихтера, учат специально новые сочинения, долго репетируют. Снимаю шляпу и низко им кланяюсь.

Все концерты 2017-2018 годов мы объединили под общим названием «Годы странствий» и посвятили путешествиям Святослава Теофиловича по миру. При этом надо сказать, что нас привлекают не просто географические точки, где маэстро давал концерты, а метафизические странствия Рихтера. Из каждой точки мира он посылал близким друзьям открытки, в которых делился своими восторженными впечатлениями. Рихтера интересовало буквально всё: архитектура, пластическое и изобразительное искусство. Он специально заехал в Авиньон на выставку Пабло Пикассо, а позже был приглашен на 80-летний юбилей художника в Ниццу. Недаром у нас в квартире хранятся две работы Пабло Пикассо, подаренные им С.Т.Рихтеру: «Голубь» и «Всадник и бык».

2017 год целиком посвящен Франции и Италии – странам, которые Рихтер особенно любил, называя их своей «духовной родиной». Следующий, 2018 год, познакомит нас с путешествиями Рихтера по Англии и Америке, и, конечно, центральной фигурой этого цикла станет Бенджамин Бриттен, с которым Рихтера связывали очень теплые, дружеские отношения. 2019 год, скорее всего, будет посвящен Австрии и Германии. Не хочу заранее говорить о планируемых программах, надеюсь, мы достойно осуществим задуманное.

Еще один щедрый подарок, который сделал всем нам Святослав Теофилович – это присутствие музыки в ГМИИ имени А.С.Пушкина. В большинстве музеев имеется музыкальное сопровождение, но у нас музыка является частью единой концепции, равноправной составляющей всей жизни музея. Я говорю не только о всемирно известных «Декабрьских вечерах», которые проходят в стенах музея с 1981 года, и давно стали одним из его символов. С марта прошлого года в Итальянском дворике возобновлён проект «Музыкальные выставки» – серия концертов-лекций, приуроченных к знаковым вернисажам сезона. Основная задача этого проекта – максимально расширить культурно-исторический контекст выставок, сопровождая их серией музыкальных путешествий. В концертах принимают участие лауреаты международных конкурсов, ведущие солисты оперных театров, известные музыкальные коллективы и дирижеры. За это время мы успели подготовить концерты-лекции к замечательным выставкам: «Караваджо и последователи», «Семья Кранахов. От ренессанса к маньеризму», «”Шальные годы” Монпарнаса», «“Капричос”. Гойя и Дали», «Джорджо Моранди. 1890-1964», «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собрания Италии и России» и т.д.

А осенью 2017 года нас ждут еще два интереснейших концерта: 19 октября – концерт-лекция «Левый марш» в рамках выставки «Цай Гоцян. Октябрь», посвященной 100-летию октябрьской революции. В его программу войдут сочинения И.Шиллингера, С.Прокофьева, А.Лурье, А.Давиденко. В том числе – премьера оперы современного композитора Ираиды Юсуповой «Аэлита, или революция на Марсе». Исполнители – солисты ансамбля «МАСМ», хор «Эйдос», Лидия Кавина (терменвокс) и многие другие. А 23 ноября состоится концерт «Музыкальный экспрессионизм: pro mundo – pro domo» в рамках выставки «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина, Вена». Исполнители – ансамбль «Questa Musica». Художественный руководитель и дирижёр – Филипп Чижевский.

В Мемориальной квартире мы откроем сезон после летних каникул 14 сентября очередной встречей с замечательным музыкантом, пианистом, профессором МГК имени П.И.Чайковского, кандидатом искусствоведения Рувимом Островским. В 2017 году в «башне» на Большой Бронной начался новый проект – цикл лекций «Легенды исполнительского искусства», который ведет Рувим Островский. Третья встреча, 14 сентября (четверг), будет посвящена Сергею Рахманинову. И мы приглашаем всех влюбленных в фортепианную музыку, а также тех, кто интересуется великими пианистами прошлого и современности – их судьбами, редкими записями концертов, парадоксальными суждениями о музыке и музыкантах. На каждой встрече Рувим Островский не только посвящает слушателей в тайны ремесла, но и знакомит с музыкальными записями из личной коллекции С.Т.Рихтера.

8 октября состоится премьера музыкального спектакля, специально созданного для Мемориальной квартиры: «Три возраста Казановы» по пьесам Марины Цветаевой (исполнители: актеры Московского театра-студии «Табакерка», Елена Тарасова (фортепиано) и ансамбль солистов, режиссер – Александр Лимин, композитор – Алексей Курбатов). А 1 ноября мы открываем выставку «Годы странствий Святослава Рихтера: Франция-Италия», на которой посетители смогут увидеть работы П.Пикассо, Р.Гуттузо, Ф.Леже, А.Колдера, а также письма, фотографии, ноты и пластинки из архива Святослава Рихтера.

Обо всех мероприятиях подробно не расскажешь, но обещаю – будет много интересного! Следите за расписанием – с недавнего времени на сайте музея действует онлайн-продажа билетов на наши концерты. Как видите, Мемориальная квартира С.Т.Рихтера живет полной жизнью. Профессионалы здесь работают увлеченные, активные, прекрасно понимающие, какое значимое и богатейшее наследие им досталось и все мы делаем максимум возможного, чтобы интерес к творчеству замечательного музыканта только возрастал.

Все права защищены. Копирование запрещено

В квартиру на Большой Бронной Святослав Рихтер с супругой Ниной Дорлиак въехал в начале семидесятых годов. Она находится в типовом шестнадцатиэтажном доме, построенном в 70-е годы. В квартире он прожил около тридцати лет, до своей смерти, ее стены стали свидетелями активной творческой жизни семейной пары. В главной комнате - «зале», как называли помещение по старинке, находится два рояля «Steinway a sons» - на них маэстро музицировал; здесь же общался с коллегами и друзьями, слушал оперы и просматривал любимые киноленты. Еще один рояль установлен в комнате Нины Дорлиак.

Свой кабинет хозяин называл «шкафной» - из-за обилия находившихся там шкафов. В них хранились книги, кассеты с музыкой, пластинки, ноты с заметками Святослава Теофиловича. На видном месте находится вырезанная из дерева фигура Младенца Иоанна Крестителя. Она напоминала Рихтеру о Туренских музыкальных праздниках (Франция), которые он организовал. Стены украшает профиль Б. Пастернака - контррельеф из гипса с надгробия (архитектор Сарра Лебедева) в Переделкино и картина Сарьяна – подарок от Е.С. Булгаковой. На письменном столе хранятся подарки от друзей - рукописный вариант «Девятой сонаты» с посвящением Рихтеру, подписанный С. Прокофьевым; , «Крохотки» Солженицына, фотоснимок Г. Нейгауза и этюд Пикассо – композитор общался с лучшими представителями российской культуры.

В знаменитой «зеленой комнате» (помещение для отдыха, во время концертов оно становилось артистической) на стене висит портрет отца музыканта - Теофила Даниловича. История семьи композитора трагична. Отец, немец по происхождению, который окончил консерваторию в Вене, жил с матерью артиста в Одессе, где их застала Великая Отечественная война. Во время гитлеровского наступления на город, его арестовали и расстреляли как «немецкого шпиона». После войны Анна Павловна - мать Святослава – эмигрировала в Германию. Юноша, проживавший на момент ее отъезда в Москве, был уверен, что она умерла. Встреча самых близких людей произошла спустя двадцать лет.

Небольшая комната отведена под выставку пастелей Рихтера. В детстве он мечтал быть художником, хорошо разбирался в живописи. В его картинах, по словам Роберта Фалька, присутствовало «удивительное ощущение света». Помещение бывшей кухни переделано под фотогалерею - ее экспонаты рассказывают о жизни композитора.

В квартире хранится большая фонотека, уникальная коллекция аудио- и видеоматериалов с концертов Рихтера. В ее пространстве, которое сейчас входит в Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, проводятся музыкальные вечера и концерты. Фонокабинет приспособлен для индивидуального прослушивания музыкальных произведений.

Для посещения музея необходима предварительная запись.

Мемориальная квартира Рихтера расположена на улице Большая Бронная, в многоэтажном доме типовой застройки. Здесь пианист поселился вместе со своей женой, оперной певицей Н. Дорлиак в 1971 году.

Квартира Рихтера не отличается роскошью и обилием вещей, посетители, едва переступив порог, ощущают особую энергетику хозяина этого жилья: пианист был очень скромен в быту и полностью погружен в искусство.

В гостиной стоят два рояля “Steinway” и пара старинных торшеров итальянского производства (их Рихтеру подарил флорентийский градоначальник). На стенах – большой гобелен, многочисленные картины и фотографии. В этом помещении великий пианист музицировал, аккомпанировал жене, здесь семья и гости смотрели любимое кино с помощью кинопроектора.

Из гостиной гости мемориальной квартиры Рихтера перемещаются в кабинет музыканта, который он по-домашнему называл «шкафной» комнатой. В кабинете – несколько шкафов с книгами, винилом и аудиокассетами. Под ноты выделен отдельный шкаф. В нотных книгах – пометки Рихтера, являющиеся предметом исследования со стороны музыковедов.

Одним из самых ценных экспонатов в кабинете является резная фигурка Младенца Иоанна Крестителя. Эту статуэтку Рихтеру вручили французы в благодарность за организованный им музыкальный фестиваль. Со стены на посетителей смотрит Борис Пастернак – любимый поэт Рихтера. Гипсовый контррельеф поэта выполнила скульптор Сарра Лебедева. Рядом с контррельефом Пастернака – небольшая картина армянского художника Мартироса Сарьяна. Этот пейзаж Рихтеру подарила Е. С. Булгакова, вдова великого писателя.

Экскурсоводы показывают посетителям хранящиеся в секретере драгоценности Рихтера – рукописный нотный журнал С. Прокофьева, фото великого советского пианиста Г. Нейгауза, которого Святослав Теофилович считал своим учителем, рукопись «Крохоток» А. Солженицына и иллюстрация П. Пикассо. Рихтер общался с интеллектуальной элитой России и мира, и знаменитости часто дарили ему небольшие подарки.

В квартире Рихтера есть специальная комната для отдыха, ее в семье пианиста называли «Зеленой». При домашних концертах комната становилась гримеркой. Стену помещения украшает портрет Т. Д. Рихтера – отца великого музыканта. Теофил Данилович был расстрелян в 1941 году по обвинению в шпионаже в пользу немцев.

Святослав Рихтер очень интересовался живописью, и сам являлся автором большого количества полотен. Известный критик Р. Фальк высоко оценил талант живописца, отмечая уникальную работу художника со светом. Работы Рихтера выставлены в специальном помещении музея.

Святослав Рихтер, признанный лучшим пианистом прошлого века, длительное время жил на верхнем этаже кирпичной многоэтажки в центре Москвы. Для маэстро были соединены две квартиры, чтобы предоставить достаточный объем помещения для звучания мощного концертного рояля. Сейчас здесь находится мемориальная квартира великого музыканта – филиал музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Родился Святослав Рихтер в семье музыканта в Житомире, жил с родителями в Одессе до переезда в Москву для обучения в консерватории. История семьи сложилась трагически, его отец, немец по национальности, перед оккупацией Одессы фашистами был расстрелян по ложному обвинению в шпионаже по вражескому заданию. При освобождении города от захватчиков мать Рихтера последовала за отступающими немецкими войсками и после войны проживала в Германии. Святослав долгое время считал ее погибшей, а встретился с матерью уже будучи всемирно известным человеком.

Путь к вершинам признания начинался в семье, ведь оба родителя владели музыкальной грамотой. Хотя и в разной степени. Работал в одесских филармонии и оперном театре, в 1937 году поступил в класс Г. Нейгауза московской консерватории. Учился целых 10 лет, с несколькими перерывами, сказалась и военная пора, и творческие метания.

Святослав Рихтер много выступал с сольными концертами, аккомпанировал известным певцам, в том числе своей супруге. Выступал он со многими известнейшими оркестрами мира, исполняя партию фортепиано, участвовал в инструментальных выступлениях известнейших солистов – скрипачей Кагана и Ойстраха, виолончелиста Ростроповича, альтиста Башмета и другими.

Мировая известность пришла к Святославу Рихтеру после войны и победы на молодежном творческом конкурсе, однако в капиталистические страны выезд ему долгое время был закрыт. Причиной тому были не только обвинения отцу, полностью снятые в 1962 году, но и дружеские контакты с опальными деятелями искусства, в том числе с поэтом и писателем Пастернаком и композитором Прокофьевым.

Обладатель многих наград разных государств, Герой Социалистического труда и первый советский лауреат американской премии Грэмми жил в 16-этажном доме, привлекающем впечатляющими видами московского центра. Подъезд здания украшен фотографиями знаменитых жильцов — кроме Рихтера здесь проживали великий комик Юрий Никулин и Валентин Плучек, режиссер Театра Сатиры. Музей в обычном жилом доме невозможно посетить без предварительной записи, что в данном случае вполне оправданно из-за заботы о проживающих в доме людях.

Жилище столь творческой личности не перегружено обилием громоздкой мебели, однако имеющаяся характерна очень высоким качеством. Таковы, например, ручной работы столик, скамья и тумбочка в прихожей. Встречает посетителей изображение молодого Святослава Рихтера, играющего на рояле.

Картина написана многолетней знакомой пианиста художницей Анной Трояновской, которая и его приобщила к живописи. Тогда еще пышная шевелюра Рихтера не привлекает на картине такого внимания, как его гибкие и выразительные кисти рук. Множество пастельных работ и акварелей Рихтера как в квартире, так и в самом музее имени Пушкина, подтверждают наличие у него не только музыкальных талантов.

Столовая в мемориальной квартире Святослава Рихтера сохранена в том же состоянии, в каком она была при жизни музыканта. От помещений подобного назначения в большинстве других квартир эта столовая отличается главным образом большим количеством стульев. При этом большинство расставлено вдоль стены, создавая впечатление не каждодневного использования.

Рихтер и его супруга, оперная певица и будущий профессор Московской консерватории, оба довольно много общались с соратниками по увлечению музыкой. Будучи в гостях у семейной пары, знакомые и друзья часто бывали приглашены к столу.

Ликвидация разделительной стены между соседними квартирами позволила создать настоящий концертный зал для великого пианиста. Здесь Святослав Рихтер отрабатывал свою виртуозную технику владения инструментом, занимаясь индивидуально и с участием других музыкантов.

Переделка квартир затронула не только перегородку между соседними, была также увеличена высота потолков для улучшения акустики зала. Покой обитателей соседних квартир дома обеспечивался усиленной звукоизоляцией, сделанной при ремонте.

Два раритетных рояля известной фирмы, большой фотопортрет хозяина квартиры на мольберте и картины на стенах дополняются элегантным мебельным гарнитуром из двух диванов и столика.

Ряды стульев для зрителей появились уже после обретения жилищем мемориального статуса. Здесь проводятся разнообразные публичные мероприятия, привлекающие множество зрителей и участников.

Набор мягкой мебели дополнен двумя массивными торшерами, все это подарено музыканту во время турне по Италии флорентийским мэром. Таково же происхождение больших размеров гобелена, украшающего торцевую стену концертного зала в мемориальной квартире Святослава Рихтера.

Проходная комната перед помещениями Святослава Теофиловича украшена двумя куклами, выполненными Резо Габриадзе к дружеской вечеринке в музее изобразительных искусств имени Пушкина. Реваз Леванович, друживший с Рихтером – талантливый драматург, театральный режиссер и художник. Он организовал в Тбилиси Театр марионеток, некоторое время руководил кукольным театром имени Образцова в Москве.

Куклы изображают самого Святослава Рихтера и его хорошую знакомую Ирину Антонову, руководителя ГМИИ им. Пушкина. Именно по идее Ирины Александровны с 1981 года проводились ежегодные музыкальные фестивали в этой квартире, известные как Декабрьские вечера.

Круг знакомств Святослава Рихтера был необычайно широк, в него входили выдающиеся современники пианиста. Множество дружеских подарков сохранилось в его мемориальной квартире, одним из самых дорогих был дар великого Пикассо – керамическая сувенирная тарелка с автографом.

Талантливейший гражданин Франции, испанец по происхождению, Пабло Пикассо творил как живописец и график, оформлял театральные спектакли, в том числе балеты Дягилева в Париже. После второй мировой войны увлекся керамикой, занимаясь всем циклом работы от формования и обжига до росписи.

Не все комнаты мемориальной квартиры имеют привычную для жилых помещений меблировку. Одна из них полностью отведена под многочисленные фотоснимки хозяина квартиры. Фотографировали Святослава Рихтера многие мастера в силу публичности его деятельности, но сам он фотографироваться не любил и отказывался от фотосессий.

Чтобы заглянуть в спальню хозяина квартиры и пройти в его рабочий кабинет, необходимо миновать коридор, ведущий из предыдущих помещений. Спальня ничем примечательным не выделяется, за исключением висящего на стене отцовского портрета. Святослав Рихтер всю жизнь хранил память о своем отце, погибшем от необоснованных подозрений.

Одаренный и образованный музыкант, Теофил Данилович приложил немало стараний для обучения сына основам музыкальной культуры.

Рабочий кабинет Святослава Рихтера обходился без традиционного письменного стола, для музыканта таковым был рояль и при необходимости – откидная столешница секретера. Сейчас под защитным стеклом здесь хранятся особо чтимые хозяином кабинета раритетные предметы.

Деревянный младенец на тумбе мебельного набора – совсем не детская игрушка, это сувенир из Франции, где Рихтер основал первый свой музыкальный фестиваль. Изображение юного Иоанна Крестителя напоминает о памятном событии.

Расположенный на стене над фигуркой младенца небольшой пейзаж в рамке – подарок вдовы Михаила Булгакова, принадлежащий кисти Мартироса Сарьяна, замечательного певца природы Армении. Памятные сувениры расставлены и на верхних перекрытиях книжных шкафов, и на полках с книгами.

Собственный кабинет был и у супруги Святослава Рихтера, оперной певицы Нины Львовны Дорлиак, которая ненамного пережила мужа и завещала квартиру музею имени Пушкина. Рояль здесь также в наличии, есть мебельный гарнитур изысканной работы.

На стене привлекает внимание выразительный портрет хозяйки кабинета, выполненный давней знакомой супругов, грузинской художницей Кетеван Магалашвили.

На столике под портретом зеркало на длинной ручке, непременный атрибут репетиций оперных певиц. Зеркало расположено поблизости, на противоположной стене кабинета.

Как оперная певица супруга музыканта была достаточно известна, имела высшее актерское звание народной артистки СССР. Особо посещаемыми были совместные выступления супругов. Позднее Нина Львовна преподавала в Московской консерватории, была профессором кафедры вокального мастерства. Наряду с этим она же была домашним секретарем и распорядителем гастролей великого пианиста.

Непритязательный по своим запросам Святослав Рихтер ценил московское жилище, и особенно отлично оборудованный концертный зал. Наравне с домашними удобствами ему нравился великолепный вид из окон на московский центр. Как на ладони видны отсюда все исторические сооружения Кремля, крепостные стены и сторожевые башни, купола великолепных соборов.

Увидеть эту прекрасную картину за окном можно при посещении мемориальной квартиры Святослава Рихтера, которая доступна по предварительному согласованию, либо при посещении концерта. Но, конечно, гораздо интереснее пейзажей Москвы музейные экспонаты и погружение в атмосферу, окружавшую величайшего пианиста.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные