Проект "платформа" кирилла серебренникова начинает обживать винзавод. «Платформа»: Экспериментальная театральная площадка открывает новый сезон

Сегодня в Мещанском районном суде Москвы состоялось третье заседание по делу о предполагаемых махинациях с бюджетными деньгами, которые в 2011–2014 годах выделялись театральному проекту «Седьмая студия». Третий день подряд подзащитный Кирилл Серебренников отвечает на вопросы своего адвоката Дмитрия Харитонова. 13 ноября в 9:30 продолжится допрос Серебренникова прокурором.

Напомним, что все четверо фигурантов дела - режиссер Кирилл Серебренников, гендиректор студии Юрий Итин, генпродюсер «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и, работавшая ранее в Минкульте, Софья Апфельбаум - не признают своей вины перед потерпевшей стороной — Министерством культуры РФ.
Участников «театрального дела» обвиняют по части 4 статьи 159 УК в хищении бюджетных средств — 133 миллионов рублей. Эта статья предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы.

7 ноября, на первом заседании по рассмотрению дела по существу режиссер Кирилл Серебренников отвечал на вопросы своего адвоката Дмитрием Харитоновым. Режиссер более часа на вопросы, касавшиеся организационной структуры проекта «Платформа», отношений режиссера со всеми фигурантами дела. По признанию Серебренникова, будучи художественным руководителем проекта «Платформа», он не занимался финансовой документацией и хозяйственной деятельностью проекта, не участвовал в подготовке контракта с Минкультом, а о размере и порядке выплат сотрудникам узнавал только в случае задержки.

На втором заседании, 8 ноября, в процессе рассмотрения дела по существу , что у потерпевшей стороны, Министерства культуры РФ, появился новый представитель защиты – адвокат Александр Лебедев. Адвокат Ксения Карпинская сообщила суду о своих сомнениях относительно законности участия Лебедева, так как он был адвокатом свидетелей обвинения, а теперь представляет интересы потерпевшей стороны. После перерыва Софья Апфельбаум и адвокат Ксения Карпинская заявили отвод новому защитнику истца.

Сегодня, 9 ноября, на третьем заседании адвокат Поверинова объяснила, что в деле есть показания многих свидетелей - например, Махмутовой - которых допрашивали в присутствии Лебедева. При допросе с ним, по словам Повериновой, Махмутова изменила свои показания в сторону обвинения.

Но судья Ирина Аккуратова, посчитав ходатайство необоснованным, отказала в отводе адвоката Минкультуры Лебедева.

Затем адвокат Дмитрий Харитонов продолжил задавать вопросы Серебренникову, в процессе которого режиссер представил суду творческие отчеты и рассказал о реализованных и показанных проектах «Платформы»: спектаклях «Сон в летнюю ночь» , «Охота на Снарка», «Метаморфозы», «Диалоги», «Мальчики пахнут апельсинами», «Funny Dream», « Autland», «Dirty Deal», «Рожденный заново. История солдата», творческой лаборатории «Транскрипция», концертах «Восстание», «Катастрофа», «Стороны света», «Хардкор, только хардкор», «12.12.12», «Вася и отморозки», «Внутренняя Империя».

Представители Министерства культуры от допроса Серебренникова воздержались.

Допрос продолжила прокурор Надежда Игнатова. На вопрос почему «Платформа» просуществовала три года режиссер сказал: «»Платформа» должна была и дальше работать. Но пришел новый министр культуры и сказал: вы знаете, все ваши эксперименты нам не нужны. И свернул все проекты с современным искусством. Все деньги, которые были выделены на это, он забрал себе. Куда он их забрал, вы сами и разберитесь».

«Никто из сотрудников «АНО «Седьмая студия» не согласовывал со мной вопросы расходования наличных и безналичных денежных средств. Я таких указаний никогда не давал», - в очередной раз повторяет подсудимый.

По ходатайству адвоката режиссера судья огласила электронную переписку Малобродского, Масляевой, Серебренникова и Юрия Итина. В ней подсудимые обсуждали финансовые вопросы: об образовавшейся задолженности в 2014 году. Из переписки следует, что у «Платформы» было два долга: 10 миллионов рублей - это кредит на ее открытие, который был взят до поступления финансирования из Минкультуры. И 3,5 миллиона рублей - та сумма, которую вложили в создание «Платформы» из личных средств фигуранты дела.

Серебренников сообщил, что в 2014 году в «Седьмой студии» был проведён аудит, и он прошёл именно по его инициативе, потому что денег на проведение новых акций стало не хватать: «Был проведен аудит, при этом Нина Масляева уже стала пропадать. Аудиторская проверка показала, что исчезло несколько миллионов. У меня остаются большие претензии к Масляевой», - подчеркнул режиссёр.

Затем прокурор Игнатова заявила ходатайтство об исследовании протокола осмотра предметов, изъятых в ходе обыска у помощницы Серебренникова Анны Шалашовой 23 мая. Далее судья зачитала переписку, которая, по объяснению Серебренникова, уже относилась к моменту, когда он приступал к созданию «Гоголь-центра» - люди переживали, что он бросит «Платформу».

Третье заседание Мещанского суда, рассматривающего «театральное дело» по существу, завершилось на следующем моменте (диалог опубликован порталом zona.media):

А что значит фраза «Итин…», - продолжает прокурор.

- «Итин реально ссыт связываться с ГЦ»? - перебивает его Серебренников.

Слушатели снова смеются; пристав зычно кричит «Потише!», судья просит обвиняемого не произносить вслух такие слова. Серебренников объясняет, что речь идет о том, что у Ярославского театра, который возглавлял Итин, репутация классического театра, а у «Гоголь-центра» - репутация «отморозков»».

Судья переносит заседание на 13 ноября на 9:30. Допрос Серебренникова прокурором продолжится во вторник.

Напомним, что министр культуры Владимир Мединский, назвавший в интервью ТАСС театр Серебренникова «инновационным», свою позицию по делу «Седьмой студии», потому что, с точки зрения главы министерства, это будет рассматриваться, как давление на суд.

МОСКВА, 3 окт - РИА Новости. Экспериментальный проект "Платформа", объединяющий четыре направления современного искусства - театр, танец, музыку и медиа, - начинает обживать "Цех Белого" на "Винзаводе", сообщил журналистам в понедельник руководитель проекта, режиссер Кирилл Серебренников.

Раньше это место было, пожалуй, самым масштабным выставочным пространством в комплексе центра. Теперь оно , где режиссеры, хореографы, актеры, композиторы и художники смогут работать над совместными проектами и тут же их показывать. Исключение руководство "Винзавода" сделало только для фотопроекта Best of Russia : на полтора месяца, что идет выставка, деятельность "Платформы" будет приостанавливаться, в остальном же ее программы будут реализовываться в нон-стоп режиме. До начала первых представлений осталось несколько дней, и на необычной сцене, напоминающей газон, полным ходом идут последние репетиции.

"Нам хотелось придумать что-то на стыке течений современного искусства - театра, танца, музыки и медиа, чтобы они переплетались между собой и получались совершенно новые проекты", - прокомментировал Серебренников основную идею "Платформы".

При этом, отметил режиссер, все проекты будут делаться специально для этой площадки: они смогут существовать в форме выставки, несколько недель, или же несколько дней - как представление.

Для систематизации творческих идей у каждого из четырех направлений есть свой куратор. Театр отдан самому Серебренникову, танец - основательнице и руководителю Международного центра танца и перформанса ЦЕХ Елене Тупысевой, музыка - композитору Сергею Невскому, который уже работал с Серебренниковым над фильмомм "Юрьев день" и спектаклем "Человек-подушка", а медиа - художникам Аристарху Чернышеву и Алексею Шульгину, участникам проекта "Электробутик".

Первым событием "Платформы" станет так называемый концерт-календарь Arias ("Арии"), для создания которого представители разных областей искусства выбирали свои любимые арии и превращали их в постановки. К примеру, художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева интерпретируют арию Бориса Годунова "Достиг я высшей власти", а основатель студии Soundrama Владимир Панков поставил арию Фарлафа из "Руслана и Людмилы". Представления пройдут с 7 по 9 октября. Параллельно в "Цехе Белого" можно будет познакомиться с деятельностью анонимного художника, существовавшего в сети под именем Газиры Бабели.

Далее в программе значатся спектакль "Отморозки", поставленный Серебренников и студентами его мастерской по произведениям Захара Прилепина, перформансы режиссера Владимира Епифанцева "Долина боли", Фестиваль театров танца ЦЕХ, концерты современной скандинавской музыки "Идея севера". Эти и другие постановки, а также лекции, дискуссии и мастер-классы ожидают посетителей "Винзавода" в течение ближайших трех месяцев. При этом ценовая политика будет гибкой - стоимость билетов варьируется от 100 до 500 рублей.

По словам Серебренникова, план "Платформы" сверстан уже на полтора года вперед, однако все финансовые вопросы по проекту с помощью Минкультуры решены лишь на три месяца.

Со своей стороны, министр культуры Александр Авдеев отметил, что "государство должно выполнять свой долг перед молодыми профессионалами, чтобы они могли чувствовать себя уверенно на годы вперед и не думать о том, у кого взять последнюю копейку на свои проекты".

Он уверен, что инициативы, подобные "Платформе", федеральные и региональные власти должны поддерживать в обязательном порядке.

"Хочу подчеркнуть, что подобные вещи должны быть не только перед выборами, когда все политические партии готовы сотрудничать с интеллигенцией. Это будет надежно и стабильно тогда, когда это на постоянной основе будут поддерживать власти", - заключил министр культуры

МОСКВА, 3 окт - РИА Новости. Экспериментальный проект "Платформа", объединяющий четыре направления современного искусства - театр, танец, музыку и медиа, - начинает обживать "Цех Белого" на "Винзаводе", сообщил журналистам в понедельник руководитель проекта, режиссер Кирилл Серебренников.

Раньше это место было, пожалуй, самым масштабным выставочным пространством в комплексе центра. Теперь оно , где режиссеры, хореографы, актеры, композиторы и художники смогут работать над совместными проектами и тут же их показывать. Исключение руководство "Винзавода" сделало только для фотопроекта Best of Russia : на полтора месяца, что идет выставка, деятельность "Платформы" будет приостанавливаться, в остальном же ее программы будут реализовываться в нон-стоп режиме. До начала первых представлений осталось несколько дней, и на необычной сцене, напоминающей газон, полным ходом идут последние репетиции.

"Нам хотелось придумать что-то на стыке течений современного искусства - театра, танца, музыки и медиа, чтобы они переплетались между собой и получались совершенно новые проекты", - прокомментировал Серебренников основную идею "Платформы".

При этом, отметил режиссер, все проекты будут делаться специально для этой площадки: они смогут существовать в форме выставки, несколько недель, или же несколько дней - как представление.

Для систематизации творческих идей у каждого из четырех направлений есть свой куратор. Театр отдан самому Серебренникову, танец - основательнице и руководителю Международного центра танца и перформанса ЦЕХ Елене Тупысевой, музыка - композитору Сергею Невскому, который уже работал с Серебренниковым над фильмомм "Юрьев день" и спектаклем "Человек-подушка", а медиа - художникам Аристарху Чернышеву и Алексею Шульгину, участникам проекта "Электробутик".

Первым событием "Платформы" станет так называемый концерт-календарь Arias ("Арии"), для создания которого представители разных областей искусства выбирали свои любимые арии и превращали их в постановки. К примеру, художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева интерпретируют арию Бориса Годунова "Достиг я высшей власти", а основатель студии Soundrama Владимир Панков поставил арию Фарлафа из "Руслана и Людмилы". Представления пройдут с 7 по 9 октября. Параллельно в "Цехе Белого" можно будет познакомиться с деятельностью анонимного художника, существовавшего в сети под именем Газиры Бабели.

Далее в программе значатся спектакль "Отморозки", поставленный Серебренников и студентами его мастерской по произведениям Захара Прилепина, перформансы режиссера Владимира Епифанцева "Долина боли", Фестиваль театров танца ЦЕХ, концерты современной скандинавской музыки "Идея севера". Эти и другие постановки, а также лекции, дискуссии и мастер-классы ожидают посетителей "Винзавода" в течение ближайших трех месяцев. При этом ценовая политика будет гибкой - стоимость билетов варьируется от 100 до 500 рублей.

По словам Серебренникова, план "Платформы" сверстан уже на полтора года вперед, однако все финансовые вопросы по проекту с помощью Минкультуры решены лишь на три месяца.

Со своей стороны, министр культуры Александр Авдеев отметил, что "государство должно выполнять свой долг перед молодыми профессионалами, чтобы они могли чувствовать себя уверенно на годы вперед и не думать о том, у кого взять последнюю копейку на свои проекты".

Он уверен, что инициативы, подобные "Платформе", федеральные и региональные власти должны поддерживать в обязательном порядке.

"Хочу подчеркнуть, что подобные вещи должны быть не только перед выборами, когда все политические партии готовы сотрудничать с интеллигенцией. Это будет надежно и стабильно тогда, когда это на постоянной основе будут поддерживать власти", - заключил министр культуры

Что такое проект «Платформа», где якобы пропали 200 миллионов рублей

Елена Ковальская

Арт-директор Центра им. Мейерхольда

ДелуВ чем суть дела Из материалов дела следует, что 1 февраля 2014 года директор департамента Минкульта Софья Апфельбаум и худрук АНО «Седьмая студия» Серебренников заключили договор, в соответствии с которым организация получила в 2014 году субсидию в размере 66,5 млн р. «на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта «Платформа», утвержденного постановлением правительства РФ в 2011 году. - «Коммерсант» о якобы хищениях «Седьмой студией» бюджетных средств два года. Свидетели по этому делу за два года не раз давали показания. Я не понимаю, с чем связан вчерашний захват ОМОНом «Гоголь-центра», которым руководит Кирилл Серебренников - свидетель по этому делу. И воспринимаю ее как акцию устрашения всех, кто работает в российском театре.

Может быть, вчерашние события - результат случайности: расследование долго тянулось, пора закрывать, решили активизироваться и перестарались. Тогда это просто глупость, которой много в любой отрасли нашей российской жизни. Может быть, спланированный шаг вследствие реализации планов Путина по смене элит, о которой он объявил еще в 2012 году. Серебренников, разумеется, входит в элиту - и проект «Платформа» был чрезвычайно резонансным его проектом. Он был поддержан прежним нашим президентом Медведевым и курировался Владиславом Сурковым, который работал в ту пору в администрации президента. Но, честно говоря, неинтересно, какие планы у властей на Суркова. Возмутительно, что театр и деятели культуры становятся игрушками в руках властей.

Что касается проекта «Платформа», то он был и громким, и содержательным. Он соединил самых интересных художников разных направлений. Например, на «Платформе» я впервые услышала музыку русских композиторов, до которых прежде дело было только в Германии, но не в России. На «Платформе» тестировались люди, идеи, союзы. Перформанс, современный танец, мультимедиа, документ, новая музыка - все эти направления встретились и получили толчок к развитию. Благодаря «Платформе» театр стал интересен новой аудитории. Тьмы людей пробивались в зал на «Винзаводе». «Винзавод» стал модным благодаря «Платформе». Словом, Серебренников и его команда много и умно работали и сделали то, в чем была огромная потребность. Спасибо им за это.

Я не верю в хищения на этом проекте. Воруют в России везде, но не в негосударственном театре, каким являлась «Седьмая студия». Культура вообще малобюджетная отрасль, сюда люди не идут за деньгами. Говорится, что «Платформа» получила 216 миллионов рублей, из них 200 миллионов были прикарманены. Это бред. На 16 миллионов невозможно было осуществить все те проекты, которые я своими глазами видела на «Винзаводе». Я работаю в театре и имею представление что почем. Это первое. А второе, я уверена в честности Софьи Апфельбаум, которая руководила тогда театральным департаментом Минкульта и выделяла «Платформе» средства. В честности Кирилла Серебренникова и его команды. Юрия Итина (бывший директор «Седьмой студии». - Прим. ред. ), которого я помню еще проректором ГИТИСа в самую лучшую пору театральной академии.

То, что следствие по делу «Платформы» вчера вывели в публичную сферу, причем таким вызывающим образом, говорит для меня о том, что власти не склонны более церемониться с так называемыми старыми элитами. Кирилла выбрали как символическую фигуру. Его кошмарят и выталкивают из страны, чтобы убедить россиян: старые элиты бегут, значит, действительно виноваты. Желаю в этой ситуации Кириллу самообладания. Это произошло в один день с открытием XXV Чеховского фестиваля. На пресс-конференции были СМИ и тьма иностранных гостей. Людям театра дали возможность между собой кулуарно обсудить, что происходящее в отношении Серебренникова касается их всех. А также убедиться, что менеджеры и художники, работающие в государственных учреждениях, не защищены своими учредителями. Критик Марина Шимадина задала вопрос замминистра культуры Журавскому, какой комментарий он может дать по этому вопросу. Он ответил только то, что не все в этом мире ему ведомо. Такова реакция Минкульта».

В чем политический смысл атаки на Серебренникова

Сергей Капков

Бывший глава Департамента культуры

«На вопрос о том, как следует понимать то, что происходит, я могу ответить только, что не понимаю. Насильное задержание свидетеля и доставка его на допросы - это огромнейшее давление не только на Кирилла, но и на независимых культурных людей. Это дискредитирует и правоохранительную систему, и отношение властей к культурным деятелям. Что касается «Гоголь-центра», претензий у СК к нему нет - все они относятся к работе «Седьмой студии», а есть ли ее вина или нет, определит суд. Да, в 2015 году перед «Гоголь-центром» были пикеты, но это совсем другая история: мы живем в свободной стране, все имеют право высказывать свое мнение в любой форме. Cегодня же претензии к театру высказывают силовая и государственная система, люди при должностях, статусах и удостоверениях».

О статусе свидетеля, с которым обращаются как с обвиняемым

Вера Мартынов

В прошлом - главный художник «Гоголь-центра», сейчас - куратор Нового пространства Театра наций

«Это выглядит по-бандитски. У нас по-прежнему не появилось точных комментариев - ни от задействованных лиц, ни от Кирилла, ни от тех 17 человек, которых обыскивали. В одной из версий звучало, что были какие-то незаконные действия с грантом «Платформы», а сейчас выясняется, что Кирилл и прочие проходят по этому делу как свидетели, но я даже в кино не видела, чтобы со свидетелями так обращались. Это похоже на сюрреалистический фильм.

Я даже не хочу думать о том, что мы можем потерять «Гоголь-центр». Это такое внятное заведение, где невозможно что-то скрывать и утаивать, потому что оно открыто зрителям и всем. Я там работала, хорошо представляла себе команду, знаю самого Кирилла. Нет поводов не доверять ему или сомневаться. Кирилл - буддист, и это просто не в его мировоззрении».

О любви

Никита Кукушкин

Актер «Гоголь-центра»

«Внешние факторы заставляют нас действовать и активизироваться, что неплохо. А от себя лично я могу вот что сказать: нужно быть избирательнее этим людям. Нужно думать о том, куда они пытаются засунуться: это не везде можно. Нас все любят, а их нет».

О честности и преданности театру

Дмитрий Брусникин

Основатель «Мастерской Дмитрия Брусникина»

«Гоголь-центр» - это основное культурное событие, которое случилось за последние пять лет. Это данность и абсолютная художественная реальность. «Седьмая студия» возникала в студии МХАТ, мои дети были на первом курсе, и то, как она зарождалась и обретала форму, происходило на наших глазах. Это наши коллеги, друзья и соратники. «Мастерская» дружит со всеми серебренниковцами, мы делали и продолжаем делать совместные проекты.

Кириллу инкриминируют растрату средств, но я абсолютно уверен, что если он и растратил какие-то деньги, то это были его собственные, со спектаклей и гонораров, чтобы удержать этих людей. Когда возникает новый живой организм, то случается много непредвиденных трат, которые приходится покрывать из своего кармана. Более преданного театру и честного человека трудно представить. Я его всячески поддерживаю, но на телефон он, к сожалению, не отвечает. Наверное, находится в шоковом состоянии. Но это, конечно, лишний повод задуматься о том, что происходит у нас в стране».

О том, что действия государства призывают людей сплотиться

Антон Белов

Директор музея современного искусства «Гараж»

«Формат обыска дома худрука театра, который в руках деньги не держал, которые проводились через юрлица, кажется просто абсурдным. Понятно, что если бы Кирилл Серебренников хотел зарабатывать деньги, он бы не сидел в России в «Гоголь-центре», а ставил бы оперу и кино для лучших американских и европейских театров.

«Гоголь-центр» - любимый театр московской публики, я ходил на все премьерные показы. А проект «Платформа» на «Винзаводе» очень сильно повлиял на меня, я многое почерпнул из него. Все, что происходит, неправильно. Даже если были определенные подозрения, можно было заранее оповестить и провести проверки цивилизованным образом, но ни в коем случае не устраивать маски-шоу в учреждениях культуры.

Давайте признаемся честно: тут, как и с пятиэтажками, власть призывает людей сплотиться в гражданское общество. Как будто она превратилась в пролиберальную силу и понимает, что гражданское общество инертное, поэтому применяет ему вот такие вот уколы, чтобы все проснулись, - вот вам еще. Театральное общество теперь тоже борется за свободу мысли. Это какая-то череда событий - начиная с Исаакиевского собора».

О показательности процесса

Сергей Минаев

Главный редактор Esquire, писатель

«Показательный обыск - это психологическое давление. Можно было вызвать его повесткой и попросить дать комментарии. Неужели Кирилл бы убежал и создал преступную группу? Кому была нужна эта показательность? Тем более мы сейчас видим тренд на смягчение, его и администрация президента демонстрирует. Я сначала вчера подумал, что не о том Кирилле Серебренникове идет речь. Кирилл - человек в хорошем смысле не от мира сего, его интересует только театр, а никак не откаты и распилы».

О постпостмодернистской стилистике акции

Федор Павлов-Андреевич

Художник

«У меня возникло ощущение, что явление людей в масках в театр было фактически перформансом, как ни дико это может звучать. Здешние сильные начинают действовать с определенным замахом на замысел, на творчество - являются в масках в театр, принимают на себя миссию лицедейства, разыгрывают хеппенинг у стен намоленного места, как бы говоря: мы знаем ваши правила, ваши приметы - и вот, смотрите, наш вам ответ. Их балаклавы - это практический постпостмодернизм, но обрамленный в грубую ухмылку, в оскал расслабленного силовика.

Вся эта ситуация на самом деле, конечно, какая-то высокая властная история - что-то там со средствами, которые когда-то, годы назад, современные Константин Сергеич с Владимир Иванычем не до конца между собой обсудили, а сейчас почему-то стало уместно об этом вспомнить. В итоге пришли к Кириллу, художнику сильнейшей энергии, мощному создателю смыслов, которому, конечно, этим самым оказали особое внимание, передали конверт с сообщением. Есть некоторое количество руководителей современной культуры в России, подобных Кириллу, - это управляющие федеральными и городскими музеями, театрами, библиотеками. Некоторые неприкосновенны по причине ветеранства и легендарности, а прочим, возможно, скоро передадут похожий месседж, и это плохо - в первую очередь, для тех, кто отсюда не уедет. Ведь Кирилла и некоторых других по правде ждут в разных краях света и будут там носить на руках. Здесь же, может быть, останутся музыка и балет - им не настолько важна погода. А за театр и перфоманс могут остаться отвечать те, у кого это так блестяще получилось вчера».

О готическом стиле, иронии, сочетании высокого и низкого

Сергей Хачатуров

Историк искусства и куратор выставки «Готика Просвещения» в фонде In Artibus и Музее архитектуры им. Щусева

«Гоголь-центр» - это лучший институт современного искусства страны, это напряжение самих основ бытия с позиций задавания последних вопросов - очень честных, но неудобных и травматических для общества и личности. Эти вопросы воплощают попытку личности построить себя в окружающем мире, где, как говорит герой Никиты Кукушкина в «Овидии», есть только одна чаша добра, а остальные - чаши зла. За театр мы еще поборемся: вчера на митинге было так много людей - член совета по культуре и искусству при президенте Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Федор Бондарчук. Странно, конечно, что к экономической ситуации 2014 года стали апеллировать именно сейчас. И почему эти претензии нужно было разворачивать в такой спешке и в таком оскорбительном для культуры виде?

«В силу своего уже преклонного, скажем так, возраста и ситуации, в которой в советское время жили мои родители, я могу сравнивать и хочу сказать вот что: даже при Советском Союзе в его застойной и поздней стадии обыски не были столь обычным делом, как в последнее время, и не затрагивали такой широкий круг людей. Вчера, кроме обыска у Кирилла и Софьи Апфельбаум в Москве, насколько я знаю, было еще 16 обысков. Или, скажем, недавние обыски у Зои Световой и Саши Гаврилова, людей, у которых абсолютно понятно, что ничего найти невозможно. Совершенно ясно, что это метод устрашения не только конкретных людей, но и всего круга, всего слоя. К проектам, по поводу которых шмонают всех этих людей, тем или иным образом причастны очень многие. Так что теперь звонок может раздасться в дверь любого интеллигента: это кажется данностью, обыск, задержание человека на целый день просто так, за то, что умничал, - примета сегодняшнего дня.

«Гоголь-центр» всегда был местом абсолютной свободы, именно творческой - политическая повестка была для него вторична. Там же не только играли спектакли - там показывали фильмы, читали лекции, занимались с детьми. И все это делалось как будто в таком мире, где достигнута полная свобода самовыражения. Если предположить, что Серебренников уедет, а театр перейдет под другое начало, по слухам - довольно смехотворное, то произойдет потеря портала свободы в городе. Вот что произойдет».

Руководитель театра "Гоголь-центр" Кирилл Серебренников стал фигурантом громкого уголовного дела о мошенничестве. Российскому деятелю культуры, признанному даже на Западе , грозит до 10 лет тюремного заключения в связи с обвинениями в организации хищения 68 миллионов рублей. По версии следствия, эти средства были выделены Минкультом на проект "Платформа", который возник в 2011 году на базе арт-центра "Винзавод" и объединил четыре направления современного искусства - театр, танец, музыку и медиа.

Для реализации проекта была создана автономная некоммерческая организация (АНО) "Седьмая студия", объединившая выпускников Школы-студии МХАТ с курса Серебренникова. Сам режиссер выступил в качестве ее художественного руководителя. Эта театральная труппа и была задействована в постановках "Платформы". В 2012 году Серебренников возглавил "Гоголь-центр". "Седьмая студия" стала одним из его резидентов.

Финансирование деятельности "Седьмой студии" по реализации проекта "Платформа" проводилось и из федерального бюджета. Соответствующее распоряжение дал лично в 2011 году Владимир Путин.

Предполагалось, что расходы составят 70 миллионов рублей ежегодно. На эти средства в период с 2012-го по 2014 год планировалось ставить "до 10 экспериментальных спектаклей в год" с использованием новейших технологий и привлечением "известных российских и зарубежных драматургов, режиссеров, сценографов", а также создавать музыкальные произведения, устраивать концерты, проводить просветительские проекты.

В рамках проекта были поставлены спектакли "Отморозки" Серебренникова по роману Захара Прилепина "Санькя" ("Золотая маска" - 2012), "Сон в летнюю ночь" Серебренникова, "Охота на Снарка", две оперы Александра Маноцкова (поставлены "Платформой" и написаны по заказу проекта, Маноцков - один из самых интересных молодых композиторов России), "Метаморфозы" французского хореографа Давида Бобе и Серебренникова, три проекта танцевальной компании из Костромы Dialog Dance (у молодой труппы уже три "Золотые маски"), "История солдата" (еще одна "Золотая маска"), организован фестиваль "Будущая музыка", пишет "Новая газета" .

Естественно, на всех концертах оплачивалось и право исполнять музыку: гонорары отчислялись как наследникам Джона Кейджа, так и вполне живым молодым композиторам. И это лишь часть проектов, отмечает издание.

В спектаклях "Седьмой студии" принимали участие не только студенты, но и приглашенные артисты московских театров.

В 2011 году тогдашний министр культуры Александр Авдеев отмечал, что инициативы, подобные "Платформе", федеральные и региональные власти должны поддерживать в обязательном порядке. "Государство должно выполнять свой долг перед молодыми профессионалами, чтобы они могли чувствовать себя уверенно на годы вперед и не думать о том, у кого взять последнюю копейку на свои проекты", - говорил он.

"Хочу подчеркнуть, что подобные вещи должны быть не только перед выборами, когда все политические партии готовы сотрудничать с интеллигенцией. Это будет надежно и стабильно тогда, когда это на постоянной основе будут поддерживать власти", - отмечал министр (цитата по РИА "Новости").

Тем не менее 23 мая 2017 года в московской квартире Кирилла Серебренникова и в театре "Гоголь-центр" прошли обыски . Сообщалось , что они проводятся "в рамках возбужденного уголовного дела по факту хищения бюджетных средств". По версии следствия, речь шла о сумме в размере около 200 миллионов рублей, выделенных государством. При этом, по данным издания Meduza , в ордере на обыск значилась другая сумма - 66,5 миллиона рублей.

РБК отмечало, что в действительности дело расследовалось еще с 2015 года. Издание Meduza связывало возбуждение дела против "Седьмой студии" с прокурорскими проверками, инициированными в 2015 году фондом "Искусство без границ", боровшимся с использованием в театральных постановках "сцен нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии".

Собеседники РБК утверждали, что еще за три месяца до обысков, в феврале 2017 года, некоторых сотрудников "Седьмой студии" вызывали на допросы в столичный СКР, однако тогда ситуацию решено было не предавать огласке.

24 мая по делу "Седьмой студии" задержали ее генерального директора Юрия Итина и главного бухгалтера Нину Масляеву. 27 мая суд отправил Масляеву в СИЗО. Ей и Итину предъявили обвинение в хищении по одному эпизоду на 1,3 миллиона рублей (почему эта сумма отличается от первых пресс-релизов СК и постановления об обыске, не объяснялось; позднее оценка ущерба вновь увеличилась).

21 июня был арестован бывший директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский. На заседании суда следователь заявил, что спектакль "Сон в летнюю ночь", на который государство выделило деньги, не был поставлен. Сумма ущерба по эпизоду о спектакле составила 2,3 миллиона рублей (вместе с первым эпизодом - 3,6 миллиона).

9 августа в Мосгорсуде зачитали показания Масляевой, в которых она заявила, что Серебренников, Малобродский и Итин с ее помощью "производили обналичивание денежных средств", выделенных на театральные постановки. Тогда же стало известно, что сумма ущерба по уголовному делу выросла с 3,6 до 68 миллионов рублей. Серебренников оставался в деле в качестве свидетеля, отмечает Meduza.

22 августа режиссер был задержан по подозрению в хищении не менее 68 миллионов рублей, выделенных на реализацию проекта "Платформа" в 2011-2014 годах. Сам Серебренников вину отрицает . Как рассказал "Коммерсант", на допросе режиссер заявил , что не имел отношения к хозяйственной деятельности компании. Он назвал ситуацию "абсурдной и шизофренической", заявив, что проект "Платформа" был реализован.

Наблюдатели отмечают, что еще после майских обысков в "Гоголь-центре" и у режиссера действия силовиков раскритиковал Владимир Путин. Тогда на церемонии в Кремле актер и режиссер Евгений Миронов передал письмо и спросил президента, зачем проводить обыски у Серебренникова. Путин ответил: "Да дураки" . Тем не менее расследование продолжилось и спустя три месяца Серебренников оказался за решеткой следственного изолятора.

После задержания режиссера на сайте Change.org появилась петиция, адресованная в Следственный комитет и администрацию главы государства. Авторы обращения призывают прекратить уголовное преследование известного режиссера, которое, по их мнению, имеет политические мотивы. Режиссер принимал участие в ряде протестных акций и высказывался против ужесточения законодательства о митингах, запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот, ограничения прав ЛГБТ.

"Деятели искусства должны иметь право свободно высказывать свое мнение. Оно гарантировано им Конституцией нашей страны. Органы правопорядка и следствия не должны превращаться в дубинку для устрашения несогласных с политикой властей", - сказано в петиции.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные