Фестиваль оттепель лицом к будущему. Оттепель: лицом к будущему. Поэтические чтения и концерты

Впервые Третьяковская галерея , ГМИИ им. А.С. Пушкина , Музей Москвы и Парк Горького объединились для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему». Центральной темой Фестиваля станут размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе.

В 2017 году ведущие московские музеи представят выставки, посвященные послевоенной эпохе: «Оттепель» в Третьяковской галере на Крымском Валу, в ГМИИ им. А.С.Пушкина и «Московская оттепель» в Музее Москвы. Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» станет продолжением выставочной программы музеев и превратится в площадку для открытой дискуссии.

Эпоха 1950-х-1960-х годов на Западе и в бывшем Советском Союзе, на первый взгляд, нашла отражение в совершенно разных явлениях и тенденциях. Однако за внешними различиями скрываются черты очевидного сходства. Послевоенный период и для нашей страны, и для всей Европы стал временем “оттепели”. Следуя общему настроению эпохи, художники 1950-х-1960-х годов искали новые средства выразительности, смело экспериментировали с сюжетами и материалами. Они создали новую демократическую культуру, которая, восстановив утерянные связи с авангардом начала века, опираясь на надежды и утопические мечты послевоенного поколения, предложила новые методы творческого осмысления действительности. Советская “оттепель” и шедшие параллельно с ней культурные процессы в Европе стали основой современной модели общественного и художественного развития.

ЛЕКЦИИ станут важной частью программы Фестиваля. В январе в Музее Москвы на лекциях «Город» , «Квартира» , «НИИ» , «Физики и лирики» и «Парк» слушатели узнают, как менялась московская архитектура, быт, культура и наука в период Оттепели. Основной фокус этой программы будет сделан на московском контексте и социально-городской тематике.

В конце февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнется цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР» . Это партнерский проект с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Он задуман как площадка для профессиональной дискуссии. В разговоре на каждую тему будут участвовать два искусствоведа, к которым присоединятся специалисты по истории литературы, музыки, кино, науки. Они обсудят параллели, пересечения и специфику художественного процесса в Европе и в СССР. Среди участников - кураторы "оттепельных" выставок в Третьяковской галерее и ГМИИ им. А.С. Пушкина Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Данила Булатов, Александра Данилова.

Весной в Парке Горького в рамках курса лекций, подготовленного совместно с журналом «Теория моды» , эксперты расскажут о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.

КИНО посвящены две специальные программы. Центр документального кино, расположенный в Музее Москвы, представит программу фильмов, созданных в «оттепельные» годы. В подборке будут показаны главные документальные картины эпохи, ставшие символом жанра. В эти годы документальное кино впервые рассматривает жизнь с такого близкого расстояния, новые методы работы, в том числе скрытая камера, позволяют пристально разглядеть и зафиксировать мельчайшие детали реальности. Фильмы объединены в тематические блоки, посвященные культуре, архитектуре и искусству «оттепели», научно-популярному кино, а также размышлениям о мире без войны.

В Третьяковской галерее будет представлена программа художественных фильмов «Война окончена». Основная тема программы - кинематографические размышления об экзистенциальном переходе к состоянию мира. Мастера кино Европы осмысляют вместе со своими зрителями этот сложнейший процесс, сопровождавшийся рефлексией европейских интеллектуалов и действиями политиков-фронтовиков.

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ пройдут в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» , организованная совместно с европейскими партнерами, представляет несколько иное видение данного исторического периода. Помещенное в общеевропейский контекст отечественное искусство послевоенных десятилетий становится поводом для размышлений о сходствах и различиях разных систем, о европейской идентичности и, конечно, об универсальных ценностях и идеалах. Поэтому ГМИИ имени А.С. Пушкина в своей программе решил сосредоточиться прежде всего на смысловом компоненте, кураторы видят пространство выставки как место встречи, как дискуссионную площадку, на которой встретятся мнения представителей Западной и Восточной Европы разных поколений, разных традиций, культур и научных школ. Программа в ГМИИ будет состоять из шести круглых столов , каждый из которых будет посвящен важнейшим темам, которые определяли общественную жизнь Европы в период с 1945 по 1968 годы. Круглый стол «История» будет посвящен обсуждению исторических процессов, которые происходили в Европе и СССР по окончании Второй мировой войны и до 1968 года, ставшим поворотным годом в развитии обществ как Восточной, так и Западной Европы. Крупнейшие европейские и российские ученые обсудят перемены, которые коснулись повседневной жизни обществ наших стран. Безусловно, одна из главных дискуссий развернется на тему «Искусство 1945-1968 годов», в котором примут главные персонажи художественной жизни той эпохи. Театр занимал особое место как в Европе, так и в СССР, поэтому эта тема будет особо выделена в программе ГМИИ. Отдельная дискуссия будет посвящена 1968 году, участники исторических событий и ученые будут рассуждать о том, как его переживала Западная Европа, какие события развивались в Восточной Европе. Программу ГМИИ завершит итоговый круглый стол «Травма и Возрождение» , в котором примут участие директора европейских и российских музеев художники, историки искусства.

ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ И КОНЦЕРТЫ пройдут в Парке Горького и в музеях. Программа Музея Москвы включает поэтические вечера в исполнении артистов театров «Практика» , «Театра.doc» , «Театра Наций» , Центра имени Вс. Мейерхольда . Весной в партнёрстве с Московским театром «Современник» в Третьяковской галерее пройдёт цикл поэтических вечеров «Площадь Маяковского». Артисты театра прочитают стихи поэтов шестидесятников Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Бэллы Ахмадулиной, Геннадия Шпаликова, Иосифа Бродского. Участники: Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова и другие. Специальным событием проекта станет вечер «Современница». Галина Волчек о времени и театре, который пройдёт в формате встречи с художественным руководителем Московского театра «Современник». В ГМИИ пройдут два концерта «Пейзаж после битвы» и «Рождение европейского послевоенного авангарда», программ которых специально подготовлена к выставке «Студией новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского.

С конца февраля в программу Фестиваля войдут СОБЫТИЯ в Парке Горького, которые позволят вывести разговор об эпохе в пространство города. В парке пройдет . Совместно с дизайнерами будет разработан лукбук образа шестидесятника. Посетители, выдержавшие его, смогут пройти на каток бесплатно. Кроме того, В Музее Парка Горького откроется временная экспозиция «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени, на которой будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х - одежда, аксессуары, посуда, спортинвентарь - и их современные аналоги. Также в программе парка - концерт с театром «Современник» и кинопоказы.

Важно, что фестиваль вовлечет в свою орбиту не только взрослую аудиторию и молодежь. Выставки Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина станут площадкой для проведения МОСКОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ по мировой художественной культуре, организованной в партнерстве с Центром педагогического мастерства. Фокусировка заданий на «оттепельных выставках» познакомит учителей и старшеклассников с произведениями различных видов искусства второй половины ХХ века, которые пока остаются за рамками школьной программы.

Фестиваль завершится в июне финальной открытой дискуссией в формате пикника.

Впервые ведущие культурные институции города – Музей Москвы, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Парк Горького объединились для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему », который начался открытием в Музее Москвы в декабре выставки « » и продолжится до июня на разных площадках города.

Образовательная программа Фестиваля начнется в Музее Москвы лекционным циклом, состоящим из 5 междисциплинарных блоков: «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Фестиваль» . На открытых лекциях приглашенные эксперты рассмотрят, как менялась московская архитектура, быт, культура и наука в период Оттепели. Основной фокус программы в Лектории Музея Москвы будет сделан на московском контексте и социально-городской тематике.

Программа лекционного цикла:

/ 19 января / 19:00

Трансформация городского пространства в период Оттепели: новые архитектурные планы и их реализация, массовое индустриальное строительство, развитие транспорта, масштабное озеленение и новая социально-культурная жизнь Москвы, нашедшая отражение в советском кинематографе.

Лекторы: Анна Броновицкая , историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, автор (совместно с Николаем Малининым) книги “Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991” ; Роман Абрамов , доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ; Андрей Шемякин , кинокритик, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства.

/ 26 января / 19:00

Быт и повседневность «шестидесятников»: переосмысление личного пространства, смена модели брачно-семейных отношений, революция в мебельном дизайне, а также «квартирные выставки» неофициального искусства.

Лекторы: Артем Дежурко , историк искусства и дизайна, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ; Татьяна Дашкова , кандидат филологических наук доцент Высшей школы европейских культур РГГУ, Александра Данилова , искусствовед, заместитель заведующего отделом искусства 19-20 веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

/ 2 февраля / 19:00

Развитие научно-исследовательских институтов как нового социально-культурного феномена: создание Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, достижения в атомной энергетике, ракетостроении, освоении космоса, радиофизики и других областях знания.

Лекторы: Ольга Казакова , кандидат искусствоведения, историк архитектуры, директор Института модернизма; Анна Котомина , кандидат исторических наук, научный сотрудник Политехнического музея; Александра Санькова , дизайнер, директор Московского музея дизайна.

/ 9 февраля / 19:00

Наука и искусство периода Оттепели, взаимосвязь и отличие этих двух культур: бардовская песня, собиравшие стадионы поэтические чтения, развитие андеграундной культуры, самиздата и другие знаковые социокультурные феномены 1960-х.

Лекторы: Александр Бикбов , социолог, заместитель директора Центра современной философии и социальных наук Философского факультета МГУ, редактор журнала «Логос»; Ольга Герасимова , кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры Отечественной истории XX-XXI вв. исторического факультета МГУ; Светлана Бойко , доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы новейшего времени Института филологии и истории РГГУ.

Фестиваль / 28 февраля / 19:00

Москва как арена самых ярких международных культурных событий, фестивалей и выставок: Московский кинофестиваль, Всемирный VI фестиваль молодежи и студентов, Американская промышленная выставка в Сокольниках, открытие театра «Современник» и др.

Лекторы: Анатолий Голубовский, искусствовед, социолог, теле- и радиопродюсер; Юлия Лебедева , искусствовед, куратор музея «Другое искусство», РГГУ; Ирина Чепкунова , историк архитектуры, и.о. руководителя Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева.

*Билеты приобретенные на 16 февраля будут действительны 28 февраля. Если вы не сможете 28 февраля посетить лекцию, то ваш билет будет действителен на любую другую лекцию в течение года.

В 2017 году ведущие московские музеи представят выставки, посвященные послевоенной эпохе: открывшаяся в Музее Москвы «Московская оттепель: 1953-1968», «Оттепель» в Третьяковской галере на Крымском Валу, «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Масштабная образовательная программа фестиваля станет продолжением выставочных проектов музеев и превратится в площадку для открытой дискуссии. Центральная тема Фестиваля, объединившего крупнейшие музее Москвы и Парк Горького — размышление о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе.

Для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему» впервые объединились Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей Москвы и Парк Горького. Центральной темой стали размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе. В рамках фестиваля Центр документального кино в Музее Москвы подготовил специальную программу документального кино.

В отечественной и мировой истории «хрущевская оттепель» считается одним из наиболее ярких примеров идеологического раскрепощения, повлекшего за собой не только реорганизацию общественного устройства, но и давшего толчок новым течениям в искусстве, архитектуре и кинематографе: художники начинают активные поиски в области нефигуративной изобразительности, двигаясь в направлении абстрактного искусства, архитекторы занимаются разработкой новых функциональных форм, а режиссеры переводят свой взгляд на внутренний мир человека.


Преобразования, произошедшие в эпоху «оттепели» в документальном кино, соответствовали всеобщему развороту мировой культуры в сторону поиска релевантных своему времени художественных методов, средств выразительности, сюжетов и героев.


Либерализация политического курса, демократические преобразования и неизбежно последовавшее за ними развенчание культа личности Сталина позволили посмотреть на мир с позиции простого человека, постепенно отодвигая на второй план формат торжественного парадного портрета, свойственного документалистике предшествующих десятилетий и призванного подчеркнуть величие страны, ее вождей и рядовых героев. В эти годы документальное кино впервые начинает рассматривать человека с близкого расстояния, переводя фокус с общественного на приватное.


Принципиально меняется контакт с действительностью. Появляются новые методы работы, в том числе скрытая камера, позволяющие снимать «жизнь врасплох». Для исследования человеческих характеров используются репортажи, интервью, опросы, провоцирующие ситуации.


Эта программа даст представление о том, что происходило в документальном кино в период «оттепели». Зрителям будут представлены главные документальные картины эпохи.


Фильмы объединены в четыре тематических блока. В первом представлены ранние работы режиссера Герца Франка, одного из крупнейших документалистов советского периода. Второй блок составлен из научно-популярного кино, в фокусе которого оказались самые важные научные достижения 60-х. Фильмы, вошедшие в третий блок, рассказывают о жизни города и о восприятии человеком искусства. Четвертый включает в себя две главные картины «оттепели», посвященные военному времени.

Капроновые кофты и нейлоновые чулки, "Доктор Живаго" и самиздат, поэтические чтения в "Политехе" и первый человек в космосе — в Москву пришла оттепель.

На фестивале, посвященном этому периоду советской истории, "Оттепель: лицом к будущему" впервые объединились ГМИИ им. Пушкина, Музей Москвы, Парк Горького и Третьяковская галерея. В последней на этой неделе открывается масштабная выставка, посвященная, пожалуй, самому креативному периоду советской истории. Стихийная ностальгия по 1960-м отражается и в кино, и в моде, и на книжных полках.

Кажется, "таинственная страсть" к тому периоду неслучайно охватила общество именно сегодня. Оттепель, формально продлившаяся совсем недолго, с 1954 по 1968 год, была временем почти ренессансного расцвета во всем — от архитектуры и поэзии до науки и техники.

Люди искренне гордились своей страной и ее достижениями. Высоцкий, Любимов, Вознесенский, Евтушенко, Гагарин, Ландау, Калатозов, Данелия — оттепель подарила десятки имен, которые стали частью истории. Их заслуги никто не может оспорить, как это часто происходит с героями дня сегодняшнего.

1960-е сегодня помнят многие, для них эти годы — детство и молодость. То счастливое время, когда деревья были большими, будущее — светлым, фильмы — интересными, стихи — хорошими, проза — современной.

Даже те, кто не застали те годы, знают их по комедиям Рязанова или песням Окуджавы. Выставка об оттепели — место, где могут встретиться бабушка и внук, уверена директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

"Наша аудитория — все. Это те люди, которые помнят оттепель, те, у кого на этот период пришлась юность их родителей. Это те люди, которых заинтересует эта тема, и, конечно, молодые зрители. Мы рассчитываем на все возрасты и социальные категории, потому что это была эпоха демократической культуры и устранения иерархии между высоким и низким".

Моду на оттепель задало телевидение. В 2013 году на экраны вышел одноименный сериал Валерия Тодоровского — по его словам, "дань памяти тому яркому поколению", к которому принадлежал и его отец, режиссер Петр Тодоровский. Несмотря на претензии к исторической точности, сериал завоевал любовь зрителей и получил премию "Ника".

© Мармот-фильм (2013) Кадр из телевизионного сериала "Оттепель"


© Мармот-фильм (2013)

В прошлом октябре на Первом канале с успехом показали другой тематический ретросериал — "Таинственная страсть" по роману Василия Аксенова. За вымышленными именами его героев были выведены яркие представители поколения шестидесятников: Владимир Высоцкий и Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадуллина, Эрнст Неизвестный и Булат Окуджава.

© Студия Русский проект (2015) Кадр из телевизионного сериала "Таинственная страсть"


© Студия Русский проект (2015)

В 2017-м на телеканале "Россия" выйдет еще один сериал - "Оптимисты" режиссера Алексея Попогребского - о молодых дипломатах, которые пришли в МИД в шестидесятые менять мир.

Таинственная страсть, обрушившая советскую империю Герои фильма "Таинственная страсть" и еще тысячи и тысячи их коллег, разных и непохожих, создавали, в спорах и драках, великую страну – потому что все мысли о том, как и зачем жить, высказывали они, замечает Дмитрий Косырев.

Интерес к сериалам об оттепели напрямую связан с ностальгией по кино того времени. Фильмы шестидесятых привлекают современного зрителя прежде всего своей искренностью, желанием говорить о темах, которые долгое время были под запретом, считает куратор выставки "Оттепель" в Третьяковской галерее Кирилл Светляков.

"Не все понимают, что говорить правду о вещах и ситуациях, связанных с войной, о лагерях - чрезвычайно трудно. Как рассказать, как ты убивал людей на фронте? Шестидесятые вызывают симпатии у зрителей, потому что, в первую очередь, идут ассоциации с кино. Это желание говорить правду было очень важным, но где взять этот язык, как его придумать? Вот это проблематика фильмов оттепели".

© Киностудия "Мосфильм", 1957 Кадр из фильма "Летят журавли"


© Киностудия "Мосфильм", 1957

В 1960-е впервые проговаривается больное и сложное о войне в "Летят журавли" Калатозова и "Балладе о солдате" Чухрая, о плене и концлагерях в "Судьбе человека" Бондарчука, о попытках молодежи найти себя в послевоенной жизни в "Заставе Ильича" Хуциева.

"Хорошо жить еще лучше": крылатые фразы героев Никулина 95 лет назад родился культовый комедийный и драматический актер, артист цирка Юрий Никулин. Еще при жизни актёр стал легендой для многих советских и российских граждан. Реплики его героев стали крылатыми. Мы предлагаем вспомнить творческий путь Юрия Никулина по самым ярким кадрам из фильмов с его участием.

При этом фильмы оттепели были наполнены удивительным ощущением надежды. Этот невероятный оптимизм проявился в расцвете жанра комедии. Один за другим на экраны выходили хиты Данелии, Климова и Рязанова: "Я шагаю по Москве", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Берегись автомобиля" и "Гусарская баллада".

Оттепель - это абсурдистские комедии Леонида Гайдая о приключениях неунывающего Шурика и первые новаторские фильмы Андрея Тарковского - "Иваново детство" и "Андрей Рублев". И, конечно, это лица.

Типажи шестидесятых встретить в современном кино практически невозможно, считает кинорежиссер Алексей Попогребский, автор проморолика для выставки "Оттепель".

"Для меня оттепель - это даже не столько материальная культура и стиль, сколько глаза и улыбки, которые каждый из нас помнит: глаза Самойловой, глаза Малявиной, глаза Варлей, улыбка Михалкова в "Я шагаю по Москве". Те вещи, которые нельзя в качестве костюма примерить на актера и выпустить его в кадр. Такие глаза, такие улыбки сегодня найти сложно. Мы не смотрим уже такими глазами в будущее и на сегодняшний день".

Не меньшую роль в те годы играл театр. Флагманами оттепели становятся молодые площадки - "Современник" под руководством Олега Ефремова и "Таганка" Юрия Любимова. Начинающие режиссеры и актеры, трудности с цензурой и помещениями - все это компенсировалось горящими глазами и бешеной энергией.

Самые смелые спектакли ставились по пьесам современных драматургов - Розова, Володина, Гельмана. По-новому зазвучали произведения Шварца, Брехта и даже Мольера. Культовыми постановками тех лет были "Добрый человек из Сезуана" с Высоцким и Золотухиным и "Голый король" с Евстигнеевым.

Имена режиссеров, актеров и драматургов знали не хуже звезд кино. На спектакли ломились — как на Западе на концерты "Битлз". Театр превратился в культ, сравниться с которым могло лишь преклонение перед литераторами.

Сегодня сложно представить, что поэты, как рок-звезды, собирали стадионы. "Поэт в России больше, чем поэт" - эта фраза из стихотворения Евгения Евтушенко как нельзя лучше описывала атмосферу оттепели.

"Местом силы", как это модно теперь называть, был Политехнический музей. Послушать Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Окуджаву, Ахмадуллину собирались и рабочие, и интеллигенты. Поэты с энтузиазмом читали стихи в домах культуры при заводах и сочиняли стихи о строительстве ГЭС.

Казалось, исчезла иерархия жанров, культура перестала быть элитарной. Даже андерграундные художественные объединения — типа "Лианозовской школы" или московских нонконформистов — на короткое время смогли выйти за пределы квартирников и выставляться для более широкой публики.

Оттепель вообще была уникальным моментом слияния всех и вся, что в очередной раз объясняет ее актуальность сегодня, когда общество ищет точки соприкосновения.

Еще один остросовременный феномен тех лет — улучшение отношений с Западом. Начался он с культуры - выставка Пабло Пикассо в ГМИИ им. Пушкина. В 1956 году советские граждане впервые увидели такое современное искусство, и оно произвело ошеломляющий эффект.

Последующие привозные выставки зарубежных мастеров и ответные путешествия советских художников за рубеж только закрепили творческий обмен.

Уже через год в Москве прошел грандиозный фестиваль молодежи и студентов, символом которого стала "Голубка мира" Пикассо. Вместе с иностранной молодежью по эту сторону железного занавеса хлынула "запрещенка": джаз, книги, кино, живопись, мода.

На улицах царила атмосфера свободы и открытости. Пусть ненадолго, но оттепель показала, что взаимопонимание строится на очень простых вещах.

Впервые ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея, Музей Москвы и Парк Горького объединились для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему». Центральной темой Фестиваля станут размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе.

В 2017 году ведущие московские музеи представят выставки, посвященные послевоенной эпохе: «Оттепель» в Третьяковской галере на Крымском Валу, «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина и «Московская оттепель» в Музее Москвы. Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» станет продолжением выставочной программы музеев и превратится в площадку для открытой дискуссии.

Эпоха 1950-х-1960-х годов на Западе и в бывшем Советском Союзе, на первый взгляд, нашла отражение в совершенно разных явлениях и тенденциях. Однако за внешними различиями скрываются черты очевидного сходства. Послевоенный период и для нашей страны, и для всей Европы стал временем “оттепели”. Следуя общему настроению эпохи, художники 1950-х-1960-х годов искали новые средства выразительности, смело экспериментировали с сюжетами и материалами. Они создали новую демократическую культуру, которая, восстановив утерянные связи с авангардом начала века, опираясь на надежды и утопические мечты послевоенного поколения, предложила новые методы творческого осмысления действительности. Советская “оттепель” и шедшие параллельно с ней культурные процессы в Европе стали основой современной модели общественного и художественного развития.

Лекции

Лекции станут важной частью программы Фестиваля. В январе в Музее Москвы на лекциях «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Парк» слушатели узнают, как менялась московская архитектура, быт, культура и наука в период Оттепели. Основной фокус этой программы будет сделан на московском контексте и социально-городской тематике.В конце февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнется цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР». Это партнерский проект с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Он задуман как площадка для профессиональной дискуссии. В разговоре на каждую тему будут участвовать два искусствоведа, к которым присоединятся специалисты по истории литературы, музыки, кино, науки. Они обсудят параллели, пересечения и специфику художественного процесса в Европе и в СССР. Среди участников - кураторы "оттепельных" выставок в Третьяковской галерее и ГМИИ им. А.С. Пушкина Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Данила Булатов, Александра Данилова.Весной в Парке Горького в рамках курса лекций, подготовленного совместно с журналом «Теория моды», эксперты расскажут о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.

Кино

Кино посвящены две специальные программы. Центр документального кино, расположенный в Музее Москвы, представит программу фильмов, созданных в «оттепельные» годы. В подборке будут показаны главные документальные картины эпохи, ставшие символом жанра. В эти годы документальное кино впервые рассматривает жизнь с такого близкого расстояния, новые методы работы, в том числе скрытая камера, позволяют пристально разглядеть и зафиксировать мельчайшие детали реальности. Фильмы объединены в тематические блоки, посвященные культуре, архитектуре и искусству «оттепели», научно-популярному кино, а также размышлениям о мире без войны.В Третьяковской галерее будет представлена программа художественных фильмов «Война окончена». Основная тема программы - кинематографические размышления об экзистенциальном переходе к состоянию мира. Мастера кино Европы осмысляют вместе со своими зрителями этот сложнейший процесс, сопровождавшийся рефлексией европейских интеллектуалов и действиями политиков-фронтовиков.

Круглые столы

Круглые столы пройдут в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» , организованная совместно с европейскими партнерами, представляет несколько иное видение данного исторического периода. Помещенное в общеевропейский контекст отечественное искусство послевоенных десятилетий становится поводом для размышлений о сходствах и различиях разных систем, о европейской идентичности и, конечно, об универсальных ценностях и идеалах. Поэтому ГМИИ имени А.С. Пушкина в своей программе решил сосредоточиться прежде всего на смысловом компоненте, кураторы видят пространство выставки как место встречи, как дискуссионную площадку, на которой встретятся мнения представителей Западной и Восточной Европы разных поколений, разных традиций, культур и научных школ. Программа в ГМИИ будет состоять из шести круглых столов, каждый из которых будет посвящен важнейшим темам, которые определяли общественную жизнь Европы в период с 1945 по 1968 годы. Круглый стол «История» будет посвящен обсуждению исторических процессов, которые происходили в Европе и СССР по окончании Второй мировой войны и до 1968 года, ставшим поворотным годом в развитии обществ как Восточной, так и Западной Европы. Крупнейшие европейские и российские ученые обсудят перемены, которые коснулись повседневной жизни обществ наших стран. Безусловно, одна из главных дискуссий развернется на тему «Искусство 1945-1968 годов», в котором примут главные персонажи художественной жизни той эпохи. Театр занимал особое место как в Европе, так и в СССР, поэтому эта тема будет особо выделена в программе ГМИИ. Отдельная дискуссия будет посвящена 1968 году, участники исторических событий и ученые будут рассуждать о том, как его переживала Западная Европа, какие события развивались в Восточной Европе. Программу ГМИИ завершит итоговый круглый стол «Травма и Возрождение», в котором примут участие директора европейских и российских музеев художники, историки искусства.

Поэтические чтения и концерты

Мероприятия пройдут в Парке Горького и в музеях. Программа Музея Москвы включает поэтические вечера в исполнении артистов театров «Практика», «Театра.doc», «Театра Наций», Центра имени Вс. Мейерхольда. Весной в партнёрстве с Московским театром «Современник» в Третьяковской галерее пройдёт цикл поэтических вечеров «Площадь Маяковского». Артисты театра прочитают стихи поэтов шестидесятников Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Бэллы Ахмадулиной, Геннадия Шпаликова, Иосифа Бродского. Участники: Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова и другие. Специальным событием проекта станет вечер «Современница». Галина Волчек о времени и театре, который пройдёт в формате встречи с художественным руководителем Московского театра «Современник». В ГМИИ пройдут два концерта «Пейзаж после битвы» и «Рождение европейского послевоенного авангарда», программ которых специально подготовлена к выставке «Студией новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского.

События в Парке Горького

С конца февраля в программу Фестиваля войдут события в Парке Горького, которые позволят вывести разговор об эпохе в пространство города. В парке пройдет костюмированная танцевальная вечеринка на катке. Совместно с дизайнерами будет разработан лукбук образа шестидесятника. Посетители, выдержавшие его, смогут пройти на каток бесплатно. Кроме того, В Музее Парка Горького откроется временная экспозиция «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени, на которой будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х - одежда, аксессуары, посуда, спортинвентарь - и их современные аналоги. Также в программе парка - концерт с театром «Современник» и кинопоказы.

Важно, что фестиваль вовлечет в свою орбиту не только взрослую аудиторию и молодежь. Выставки Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина станут площадкой для проведения московской олимпиады школьников по мировой художественной культуре, организованной в партнерстве с Центром педагогического мастерства. Фокусировка заданий на «оттепельных выставках» познакомит учителей и старшеклассников с произведениями различных видов искусства второй половины ХХ века, которые пока остаются за рамками школьной программы.

Фестиваль завершится в июне финальной открытой дискуссией в формате пикника.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные