Лирические песни. Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа Конспект урока по теме устное народное творчество

Жанры устного народного творчества», 7 класс

Тип урока: Обобщающий.
Цели: Вспомнить жанры устного народного творчества.
Задачи: Учится различать жанры устного народного творчества, развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения, умение сравнивать и анализировать;развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения,способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;

Ход урока:

1. Организационый момент.

Звучит грамзапись русской народной песни «Как пошли наши подружки».
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.
2. Актуализация знаний.
Учитель.
Сегодня о жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что знаем, повторим.
Обратите внимание на доску, давайте прочитаем вопросы.
Постановка проблемных вопросов.
Учитель. Как Вы понимаете, что такое «Устное народное творчество
Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? (ответы детей).
Учитель. Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста.
Учитель. Как появились произведения устного народного творчества?
Учитель. Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.
«Творчество» - от слова «творить», создавать.
«Народное» - это значит, создал народ, а не кто, то один.
Учитель. Как мы можем назвать устное народное творчество? (ответы детей).
Учитель. Правильно «Фольклор». Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Учитель . Ребята, какие жанры устного народного творчества вам знакомы?
Учитель. Давайте мы с вами на ИД напишем все виды которые знаем.
3. Основная часть.
Учитель . На нашей доске расположен кроссворд. Я читаю загадки, отгадки мы запишем в клеточки кроссворда и в выделенном столбике прочитаем «ключевое слово» (слайд 5).

Дети выходят к интерактивной доске и записывают ответы.
1. Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

2. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,

По куда он идет. (Дождь)

3. То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг)

4. Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)

5. Всегда шагаем мы вдвоем.
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Башмаки)

6.Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки)

7. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита. (Книга)
Учитель. Какое слово получилось в выделенном столбике? (ответы детей).
Ребята, а что такое потешки? (ответы детей).
Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Учитель. Потешка – маленькое веселое стихотворение.

4.Физминутка.
Учитель. Ребята, сегодня у нас будет необычная физминутка. Мы будем ее проводить под музыкальную запись потешки.
А еще про какие жанры унт мы не говорили?
О пословицах.
Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. На доске пословицы но они перепутаны.Вам надо их стрелочками соединить.
Соедините начало и окончание пословицы.

Терпенье и труд а не ученье – тьма.
Ученье – свет, там и счастье.
Не спеши языком, всё перетрут.
Труд кормит, торопись делом.
Где труд, а лень портит.
Правильно,хорошо справились с заданием.
А теперь задание труднее!
Составьте пословицы из предложенных попарно соединенных слов.
1.труда - пруда

2.Время - потехи

3.В гостях- дома

4.100 рублей -100 друзей

5.кататься – саночки
Дидактическая игра «Угадай пословицу». По предложенному рассказу необходимо сформулировать пословицу.
Вася, прежде чем сделать какое-то дело, долго думал, готовился и, в результате хорошо справился.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
Петя торопился скорее сделать дело, чтобы гулять пойти, да ничего не вышло. Пришлось все переделывать.
- Поспешишь, людей насмешишь.
Валя по секрету что-то сказала Коле, он – Зине, Зина – Люсе и т.д. Вскоре все об этом секрете знали.
- По секрету всему свету.
Саша смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он выдел как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.

А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Сейчас мы с вами посмотрим как вы их знаете РНС.
О какой сказке идет речь?
1. Влез Иванушка коню в правое ухо,в левое вылез.Стал молодец молодцом и поскакал к царскому дворцу.
2. Чего тебе, мужичок? – спрашивает царь?
-Вот принес я тебе,государь – батюшка,гуся на поклон,- говорит мужик.Да уж коли умел ты меня уважить,умей и гуся разделить, чтоб никому в моем семействе обиды не было.
3.Выдь за меня замуж.
-Нет,Журавль,не пойду за тебя замуж,у тебя ноги долги,платье коротко,сам худо летаешь и кормить – то меня тебе нечем!Ступай прочь, долговязый!
Молодцы!
Итог урока.
Учитель . Дети, скажите что такое «Устное народное творчество»? Какие жанры фольклора вы знаете?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Учитель. Спасибо за урок!

Основные цели:

Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:

  • Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;
  • Совместного проживания содержания художественного материала;
  • Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;
  • Совместной групповой и коллективной работы;
  • Развития воображения и творчества учащихся.
  • Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.
  • Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся. Культивирование "рефлексивного" читателя.
  • Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.
  • Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал: презентация к уроку PowerPoint 2003г

Раздаточный материал: вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.

Задачи урока:

  • Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.
  • Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
  • Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок
  • Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
  • Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.
  • Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
  • Научить ребят творчески решать проблемные задания.

Целесообразность использования:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Ход урока

Учащиеся сидят по заранее сформированным группам (принцип формирования групп произвольный).

1. Мотивация к учебной деятельности.

"Слово человеческое вылетает из-за городьбы зубов, как быстрая птичка, и уязвляет ненавистных врагов, как острая стрела: (Александр Николаевич Афанасьев).

"Оно льется как водный поток, и блестит как небесный свет:

:слову человеческому была присвоена та же всемогущая сила, какою обладают сближаемые с ним божественные стихии".

"Давай те же обратимся к истокам, чтобы, продвигаясь вслед за нашими предками, возделывающими в течение многих веков поле родной культуры, увидеть ее в развитии, узнать, как жили, о чем думали первосозидатели нашего языка и культуры".

Федор Иванович Буслаев (исследователь и собиратель произведений народной словесности)

Я желаю вам успехов и думаю, что вы хорошо поработаете.

Пожелайте друг другу удачи. Теперь в путь!

2. Постановка познавательной задачи.

Какую большую тему мы прошли? (Устное народное творчество) слайд 1.

Как выдумаете, чем сегодня вам предстоит заниматься? (вспоминать, повторять изученные произведения, отгадывать загадки, над чем-то мы будем работать в группах)

Будем ли мы узнавать что-то новое? (кто-то будет; да; нет - возможны любые ответы детей)

Почему она так называется? (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)

Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.)

Какие разделы в ней изучались? (малые фольклорные жанры, сказки)

Какие малые жанры фольклора нам встречались? Слайд 2

Скороговорки

Потешки

Небылицы

Пословицы и поговорки

Загадки

Сегодня с вами будет работать вот такая говорящая рыбка. Она сказочная и если кто-то из вас что-то забудет, она подскажет. Тех, кто волнуется, успокоит, надо на нее только посмотреть.

3.Работа по группам (5групп).

Задание №1 "Угадай, к какому малому фольклорному жанру относится"

Группы выбирают малый фольклорный жанр (вытаскивают задания из мешочка), обсуждают. Детям необходимо отгадать жанр и аргументировать свой ответ, опираясь на текст учителя, учебника и само произведение.

Раз два три, четыре, пять
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы:
Поводи иди-ка ты.(считалочка)

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап. (Скороговорка)

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Дубина выбегает с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах (небылица).

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь? (пестушка)

Баю, баюшки, баю
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок. (колыбельная песенка)

У каждой группы есть толковый словарь, учебник "Родная речь" 2 класс, раздаточный материал учителя (из энциклопедии):

Считалки - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких.

Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова". Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья

Небылица - Вымысел, лживое сообщение Шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (например: гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился)

Пестушки- это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения. Слово "пестушка " произошло от слова "пестовать" - нянчить, заботливо растить, воспитывать, носить на руках.

Колыбельная песня - песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мама своему ребенку, может петься родными для больного и в прочих случаях. Отличительным признаком колыбельной песни является - достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

Какой раздел мы изучали с вами после малых жанров фольклора? (Сказки.)

Какие виды сказок вы знает? (бытовые, волшебные о животных)

Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка) Слайд3

Артикуляционная разминка

Прежде чем перейти к следующему заданию волшебная рыбка предлагает нам разминку: какая группа лучше проговорит скороговорку.

Дети выбирают любую известную скороговорку. Говорит группа хором.

Физкультминутка

А теперь в награду физкультминутка от волшебной рыбки.

Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

5. Продолжение работы в группах.

Задание №2 "Отгадай сказку"

Размялись, передохнули, теперь вернемся к сказкам и проверим, как вы их хорошо помните.

Появляются картинки. Группы отгадывают сказки по очереди.

Слайды 4,5,6,7,8.

Группы отгадывают сказки по очереди. Какая сказка изучалась на уроке, а мы ее не назвали?

("Петушок и бобовое зернышко")

Чему научила вас эта сказка? (помогать друг другу, не спешить, бережно относиться к своему здоровью.).

Задание №3."Инсценировка"

Ваша задача инсценировать отрывок из сказки, которую вы отгадали. Объяснить ее вид, доказать это.

Лиса и тетерев

Лиса и журавль

У страха глаза велики

Каша из топора

Гуси лебеди

"Лиса и тетерев"

Вспомните сказку

Перескажите диалог по ролям

"Лиса и журавль"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев

Перескажите диалог по ролям

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"У страха глаза велики"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (старуха, внучка, мышка, курица, заяц)

Перескажите диалог по ролям (отрывок со слов "Прибежали они домой:")

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"Каша из топора"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (старухи и солдата)

Перескажите диалог по ролям

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"Гуси лебеди"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (девочка и мышка)

Расскажите диалог по ролям (отрывок в доме Бабы -Яги)

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

6. Викторина "Вспомни пословицу".

В заключении конкурс пословиц. Работа проводится фронтально.

Пословицы рассыпались Слайды9-15

Доброе братство в беде

Друзья познаются добром и платят

Робкого дороже богатства

За добро и тень страшит

Сметка дороже дороже богатства

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вот и подошел к концу наш урок. Рыбка готова дать оценку вашему уроку, но ей хотелось бы знать:

Для чего мы изучали устное народное творчество?

Что понравилось на уроке?

Все ли вам удалось?

Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?

Обсуждение результатов проходит по группам (вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.

А вот оценка рыбки. Слайд 16.

Домашнее задание: попробуй сочинить свое произведение (сказку, загадку и т. д.),

По желанию выполнить задание на пространстве.

Тема урока. Устное народное творчество .

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева.

Дети улыбаются друг другу.

- У нас на уроке сегодня гости, повернулись, поприветствовали гостей.

Теперь настроение у всех хорошее и мы можем приступить к работе.

    Постановка учебной задачи.

На листах напечатаны тексты разных жанров. На доске расположены названия жанров.

(загадки, пословицы, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, РНсказки, потешки, считалки, стихотворение, авторская сказка, басня)

Дети должны пометить значком +, если это произведение знают и знаком *, если не знают. И написать к какому жанру относится текст.

Задания. 1.«Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала. Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». («Курочка ряба») - сказка

2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи - пословица

3. Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой – ой – ой!..

Убегает зайчик мой. - считалка

4. А баю, баю, баю,

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,

Схватит Таню за бочок. - колыбельная

5.Плакса – вакса,

Гуталин,

Проглотил

Горелый блин. - дразнилка

6. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. - загадка

7. От топота копыт пыль по полю летит. - скороговорка

8. Ты пирог съел?

Нет, не я!

А вкусный был?

Очень! прибаутка

- Ребята, для чего мы выполняли данную работу?

Что мы выяснили?

Думали, размышляли, давали правильные ответы.

Выясняли: « Какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения»

Выявление темы урока детьми:

- А к какому разделу относятся все эти жанры?

Ответы детей.

Устное народное творчество.

А еще все жанры устного народного творчества можно назвать одним словом: фольклор .

Найдите в литературном словарике и прочитайте что такое фольклор?

Фольклор – это устное народное творчество

Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока? В ответе на этот вопрос вам может помочь литературный словарик.

Ответы детей.

1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то, что произносится, но не пишется.

2.Народное – принадлежащее народу.

3. Творчество – создание чего – то нового.

Итак, давайте с вами определим, какие жанры относятся к УНТ?

На доске:

Устное народное творчество

Фольклор

Колыбельные потешки

Пословицы загадки

считалки скороговорки

дразнилки Р.н.сказки

песенки

Физкультминутка

Зарядка под музыку

    Отработка учебного материала

1. Ребята, давайте с вами прочитаем об УНТ.

Чтение текста.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество: потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

колыбельные песенки

(реквизиты: кукла, пеленка или платок)

Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие.

Вывод учителя.

Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

Найдите и прочитайте про колыбельные песни.

ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ.

Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.

Какие колыбельные песенки знаете вы?

Дети исполняют песенки с куклой в руках, баюкают ее.

Вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?

Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова,

3.ПОТЕШКИ

Например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Ответы детей.

Чтобы были здоровыми и не болели.

Разыгрывание потешек.

Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

- Будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы

- Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Подумайте, какие жесты можно добавить.

Во всех этих ситуациях что же нам помогло?

Пока 4 ребенка готовятся, смотрим презентацию потешки.

Вывод учителя.

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

    Что такое загадка? Найдите и прочитайте определение.

ЗАГАДКИ значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.

Задание.

Каждому ребенку даётся по цветочку, на котором записана загадка.

Загадку надо отгадать и найти отгадку на лепестке цветка.

Чтение загадок и разгадывание.

1.Солнце греет все теплей,

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями. (весна)

2.Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи

Очень даже горячи. (солнышко)

3.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

И солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (сосулька)

4.На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…….(скворец)

5.Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце припекло –

Одеяло потекло. (снег)

5.Пословицы.

Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?)

Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей.

Каждая парта получает листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Объяснить смысл некоторых пословиц.

Один в поле

не воин.

Век живи

век учись.

Не спеши языком

торопись делом.

Не имей сто рублей

а имей сто друзей.

Сто друзей много дороже Сотни рублей...

Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе.

всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний

6.Русские народные сказка. (в группе)

Ну и самый любимый жанр УНТ это русские народные сказки.

Сейчас нужно выполнить следующее задание.

У вас на столе карточки с перечнем героев, нужно вспомнить, что это за сказка и из кусочков собрать иллюстрацию к сказке.

Солдат, старуха, топор

Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга

Бабушка, внучка, мышка, курочка

4. Рефлексия по уроку.

Ребята, сейчас вы должны оценить себя. Если у вас на уроке все получалось и вы не испытывали затруднений, то поднимаете зеленую сигнальную карточку, если немного было трудно, что то не понятно, то желтую, а если совсем ничего не понятно и было очень трудно, то красную.

5. Подведение итогов.

Ребята, мы повторили различные жанры. Назовите их.

Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не можем подробно вспомнить за такое короткое время все жанры. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Обобщающий урок-игра по теме «Устное народное творчество»

Цель: Обобщить знания по теме.

Задачи:

    развивать речь учащихся, их воображение;

    совершенствовать навык выразительного чтения;

    формировать интерес и любовь к русской культуре, народному творчеству.

Оборудование.

ПК с мультимедийным проектором, презентация к уроку, карточки с заданиями, цветные карандаши, ручки.

Ход урока.

(1 слайд)Ребята, мы изучили тему «Устное народное творчество». Сегодня на уроке мы должны вспомнить изученное.

Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

    Считалки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, заклички (2 слайд)

Как вы думаете, что мы будем делать? (3 слайд)-работа за экраном.

Я думаю, что интересней будет играть в командах. Какая команда лучше?

Вас 7 человек. 7 пополам не делится. Значит, кто-то должен быть членом жюри вместе с …… Как нам выбрать члена жюри?

    С помощью считалки.

Правильно. Кто знает считалку? Встанем в круг.

    Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы

Поводи поди-ка ты!

Теперь разделимся на 2 команды (ребята тянут жребий. На листках указан номер команды: 1 или 2).

Начинаем игру.

    Конкурс «Жанр УНТ»

Первое задание командам: Соедините стрелками определение жанра с его названием. За каждую верную стрелку - 1 балл.

Проверка задания (слайд 4).

Какого жанра не было в этом конкурсе?

    Загадка.

Следующий конкурс «Отгадай загадку, нарисуй отгадку».

    У каждой команды на листках загадки. Прочитайте их и нарисуйте рядом отгадку.

Проверка. Члены команд читают загадку соперникам. Те отгадывают. Отгадки сравнивают. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Загадки первой команде.

Загадки второй команде.

Третий конкурс «Театральный»

    Вы знаете, что в потешках показаны плохие черты характера человека.

Потешка для первой команды

    Тит, иди молотить.

    Живот болит.

    Тит, иди кисель есть.

    Где моя большая ложка?

Потешка для второй команды.

    Где ты, брат Иван?

    В горнице.

    А что делаешь?

    Помогаю Петру.

    А Пётр что делает?

    Да на печи лежит.

Четвёртый конкурс «Доскажи пословицу».

Нужно закончить пословицы, выбрав подходящее продолжение. Объясните смысл каждой пословицы.

Жизнь дана на …………………….

(…делать нечего, …лень портит, …большого безделья, …добрые дела). Проверка (5 слайд)

Заключительный конкурс. «Кто больше?»

Какая команда за 2 минуты составит больше слов из слова творчество?

    Жюри подводит итоги, объявляет победителей.

Итог урока. Оценки за урок.

Приложение

Загадки первой команде.

Загадки второй команде.

творчество

творчество

Потешка для первой команды

    Тит, иди молотить.

    Живот болит.

    Тит, иди кисель есть.

    Где моя большая ложка?

    Потешка для второй команды.

    Где ты, брат Иван?

    В горнице.

    А что делаешь?

    Помогаю Петру.

    А Пётр что делает?

Да на печи лежит.

Жизнь дана на …………………….

Труд человека кормит, а …………………..

Маленькое дело лучше……………………………..

Долог день до вечера, коли………………………….

Жизнь дана на …………………….

Труд человека кормит, а …………………..

Маленькое дело лучше……………………………..

Долог день до вечера, коли………………………….

(…делать нечего, …лень портит, …большого безделья, …добрые дела).

Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОЛНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ

Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста - губы, рот .)

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.

II. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве .

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество - это жанр (genre (фр.) - вид ) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.)

Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8.

III. Беседа о малом жанре устного творчества - загадке.

«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов ).

Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» - «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом - «Без имени» - согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну он убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.

Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Сходство всех четырех видов загадок - в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая - вопрос, вторая - ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей.

Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.

I V . Обучение составлению своей загадки.

1. Загадка-иносказание.

Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб - старожил леса, или «старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась:

Стоит в лесу старичок,

Надел красный колпачок.

2. Загадка-описание

Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, катится, шумит, несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:

Бежит - бежит, шумит - шумит, а все никак не вытечет. (Река.)

Работу можно продолжить в виде конкурса, где для подведения итогов выбирают жюри.

Аналогичную работу можно провести и по жанру частушки, используя соответствующий материал. В старших классах учитель обращает внимание учащихся на то, что в загадках, частушках и других малых жанрах устного народного творчества наблюдаются такие художественные средства выразительности, как метафора, оксюморон, сравнения, антитеза, отрицание, эпитет, гипербола; иначе - широко используются средства языка.

V . Запись учащимися загадок, составленных дома, обсуждение в классе.

Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Русские народные сказки» (с. 8-10).



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные