Как выглядит аленушка из сказки. Сказка «Аленушка и братец Иванушка»: описание сюжета. Несказочные истории: сестрица Аленушка

Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор, и на экране появятся ландщавты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда – то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели. И для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

Сказка учит по доброму относиться друг к другу, помогать друг другу и любить друг друга.

Один мальчик говорил: «Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался»

Но так не бывает.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

История появления народных сказок.

Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чём – то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идёт борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила своё название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передаётся из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказатели.

Чем же интересны были сказки для наших далёких предков? В них наши предки передавали своё представление о мире. Предки не умели объяснить, почему меняются времена года, почему день сменяется ночью. Почему летом дни долгие, а зимой короткие.

Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось добрых защитников, умных советников. Сказка не только интересна своей занимательностью, она помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость. Если что – то интересно, то даже трудная и неинтересная работа выполняется быстрее и легче. Кроме того, в сказках всегда много смешного и весёлого, а веселье даёт бодрость.

Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий. Как она создавалась? В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой – то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих охотничьих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, но и привирал, преувеличивал. Если его рассказ был очень интересен, его охотно слушали и потом просили ещё раз рассказать. Кто – то из слушателей запоминал его историю, но не все подробности. Через 10-15 лет один из слушателей в такой же ненастный вечер пересказал эту историю своим внукам, но кое – что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, как отец, пересказал сказку и тоже внёс в неё новые элементы. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Поэтому – то мы, беря в руки сборник народных сказок, встречаем там много похожих вариантов.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926).

Картины В. М. Васнецова неразрывно связаны с миром волшебной сказки, народной фантазии и поэтому особенно любимы с раннего детства.

Васнецов родился в семье сельского священника, детские годы его прошли в небольшом селе Рябово Вятской губернии, которая издавна славилась величественной красотой природы, искусством народных умельцев. Здесь впервые юный Васнецов услышал и на всю жизнь полюбил русские народные сказки, былины, песни.

Художественное образование он получил в лучшем учебном заведении России – Петербургской Академии художеств.

В Москве Виктор Михайлович оближется со многими замечательными художниками, с основателем знаменитой галереи П. М. Третьяковым. По эскизу Васнецова сделан фасад здания всеми любимой Третьяковской галереи – Третьяковки. Часто гостит в загородной усадьбе С. И. Мамонтова в селе Абрамцеве. Здесь и зародились замыслы сказочных работ Васнецова: картин «Ковёр – самолёт», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке». Эти картины вошли в сокровищницу русского искусства.

На его полотнах мы видим много героев русских народных сказок.

В. М. Васнецов обладал разносторонними дарованиями. Он писал, сказочные картины и был блестящим мастером монументального искусства: расписывал Владимировский собор в Киеве, создал фриз «Каменный век» для Исторического музея в Москве; оформлял спектакли, создал ряд проникновенных и глубоких портретов.

Недалеко от шумного Садового кольца, в одном из тихих переулков Москвы, стоит сказочный терем. Это Дом – музей В. М. Васнецова, построенный по его проекту в 1894 году. Здесь он жил и работал, здесь он и умер. В этом доме сегодня всегда много детей – они приходят сюда, движимые интересом к творчеству одного из самых поэтичных художников России.

Что роднит сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка и картину В. М. Васнецова «Алёнушка»?

Сказка не может существовать без волшебных предметов. В этой сказке много волшебных предметов: это коровье копытце, лошадиное копытце, козье копытце, ключевая вода и нарядное платье.

Есть волшебный козлёночек. Он видит ведьму, а купец даже не заметил, что это не его жена.

Есть волшебное число три. Козлёночек три раза перевернулся через голову и стал мальчиком. Три копытца. Козлёночек три раза зовёт Алёнушку выплыть на бережок. Алёнушка отвечает три раза. А ещё три предмета: костры высокие, котлы чугунные, ножи булатные.

Сказка не может быть без добрых и злых героев. Всегда в сказках побеждает добро. В этой сказке « ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле».

В сказке нет эпизода, который изображён на картине художника Васнецова. Возможно, эта сказка вдохновила художника написать картину «Алёнушка».

В картине «Алёнушка» изображена девочка: склонённая голова, полный печали взгляд – всё говорит о тоске и горе. Окружающая природа созвучна её настроению. В картине слиты поэзия народных сказок и красота русской природы.

Проведём исследование.

Васнецов изобразил Алёнушку у воды потому, что вся жизнь её связана с водой. Она тонет в речке, а потом её оживляют этой же самой водой. Братец Иванушка превращается в козлёночка тоже с помощью воды. В колодце, до которого не смог дойти Иванушка, тоже вода. Алёнушка плачет и в сказке и на картине.

Сказка грустная, хотя заканчивается хорошо и Алёнушка на картине печальная.

Роднит сказку и картину грустное, печальное настроение. Картина нам нравится. В сказке: шелкова трава, желтые пески тоже нравятся.

Картина и сказка вызывают поэтическое и лирическое настроение.

Говорят, человек лирически настроен. Это, когда он грустит, печалится, плачет.

Печальное может нравиться, если оно красиво.

Русская сказка с её поэтичностью, вымыслом, великой мудростью увлекла художника в. М. Васнецова стать художником – сказочником. Он создал свою индивидуальную манеру, свой стиль – воплощения мира сказок.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вдохновили В. М. Васнецова написать картину «Алёнушка».

Однажды увидел Васнецов в деревне девушку – сиротку. Её глаза его поразили – такая в них была печаль. И решил он об этом написать картину.

Сделал художник набросок. Сидит на камне у воды девушка. Опустила голову на колени, сжалась в комочек. Вокруг пустынно, безмолвно.

Вслед за этим наброском появилось множество других, исполненных карандашом и масляными красками.

Сохранилось и немало этюдов природы, где изображены молоденькие деревца, заросший пруд.

Только после долгой предварительной работы приступил художник к самой картине.

И вот перед нами картина «Алёнушка».

Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды омута. Поникла её голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Она словно сломанная ветка осины, что спускается рядом с омутом.

Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье – всё говорит о бедности и горькой сиротской доле.

Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует вместе с ней.

Краски тоже передают это настроение. Главные тона здесь серые, зелёные, желтоватые. Нет в картине ничего яркого. Всё сливается в тихую, задумчивую сказку.

В сказке нет эпизода, который изображён на картине художника Васнецова, но в ней есть начало, где говорится, что « мать с отцом померли, и остались Алёнушка да Иванушка одни – одинёшеньки, без родных, без знакомых». В сказке не описано состояние девушки после смерти родителей. Можно вообразить, что она приходила к омуту, и плакала о своей горькой участи.

Поэтому я считаю, что это та Алёнушка. Много было девушек, которые становились сиротами и одной из них, была наша «Алёнушка».

Свою исследовательскую работу я продолжу дальше. Меня заинтересовала другая картина В. М. Васнецова «Снегурочка». Проведу исследование, что объединяет русскую народную сказку «Снегурочка» и картину В. М. Васнецова «Снегурочка».


Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.



Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.



Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.



Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».



Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.



Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.



Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

как сложится судьба «девочки с персиками» – Веры Мамонтовой.



Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель - не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.





Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» - его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева - имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых - возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.





Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой - той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.





Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».





Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку - после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.





Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным - это узнаваемая природа средней полосы России.





Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано - психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

ТАТЬЯНА КЛЮЕВА, ВАРВАРА-КРАСА

Роль в фильме «Варвара-краса, длинная коса» (1969) прославила Клюеву. Вскоре актриса вышла замуж за моряка и уехала в Севастополь. Актриса до сих пор не любит чай – на съемках ей пришлось выпить столько пиал этого напитка, что она возненавидела его на всю жизнь. А свою знаменитую косу Татьяна срезала лишь в середине 90-х.

НАТАЛЬЯ СЕДЫХ, НАСТЕНЬКА

Седых успела прославиться до кино, получив титул «самой маленькой фигуристки Союза» - девочка впервые встала на коньки в 4 года. У Роу сыграла роль Настеньки в «Морозко» (1964). После школы поступила в хореографическое училище при Большом театре. Танцевала с Майей Плисецкой. В кино снимается по сей день. Но «Морозко» так и остался ее вершиной.

АЛЛА ЛАРИОНОВА, ЛЮБАВА

В 1952-м актриса сыграла роль Любавы в киносказке Александра Птушко «Садко». Увидев ее на экране, сам Чарли Чаплин пригласил ее к себе в кино. Под нажимом партии актриса отказала великому комику. В 1957-м Алла вышла замуж за актера Николая Рыбникова, с которым прожила 33 года. В 1970-х ее популярность сошла на нет, а в 2000-м актриса умерла во сне от обширного инфаркта, ей было 69 лет.

ВАЛЕНТИНА СОРОГОЖСКАЯ, ВАСИЛИСА

На момент съемок, Валентине, сыгравшей Василису в картине Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939), было 27 лет. Больше она не снималась, говорят, отказала какой-то киношной шишке, и та перекрыла ей кислород. Дважды была замужем. Из жизни ушла в 1988-м, в возрасте 75-ти. Дочь ее живет во Франции.

ЕВГЕНИЯ ФИЛОНОВА, СНЕГУРОЧКА

В 1968 году актер Павел Кадочников поставил фильм-сказку по одноименной пьесе Александра Островского «Снегурочка». Главную роль в этом фильме сыграла выпускница Щукинского театрального училища, 22-летняя Евгения Филонова. Но потом в кино ей доставались роли второго плана. И не слишком большие роли в Московском театре имени Гоголя, где она работала. Какое-то время у Евгении был роман с Александром Збруевым. Но замуж она вышла за другого мужчину. Родила дочь. Умерла в 1988-м - от рака груди, ей был 41 год... Перед смертью, 30 декабря, просила открыть ей балкон - хотела увидеть снег.

ЛЮДМИЛА ГЛАЗОВА, ЛЮДМИЛА

В кино актриса снималась с конца 1920-х годов, но знаменитой ее сделала роль Людмилы в первой экранизации пушкинской сказки «Руслан и Людмила» (1938). В личной жизни актрисе не везло - любимый муж рано умер, а сын в 12 лет утонул. Актриса жила замкнуто и бедно. Умерла от удушья - в квартире случилась утечка газа. Ей было 73 года.

СВЕТЛАНА ОРЛОВА, АЛЕНУШКА

В 1975 году Орлова снялась в фильме «Финист - Ясный Сокол», в котором исполнила роль Аленушки. В кино играла много и часто: «Принцесса на горошине», «Ледяная внучка». После развала Союза не снималась, не считая эпизода в мелодраме «К вам пришел ангел». Сейчас 56-летняя Орлова преподает в родном хореографическом театре (по образованию она - балерина).

В русской народной сказке два главных героя – девушка Аленушка и брат ее, Иванушка. Родители у них умерли рано, и девушке пришлось брать с собой на работу маленького брата. По дороге на работу маленький Иванушка очень захотел пить и, не послушав сестру, напился из козьего копытца, отчего и стал козленочком. Помощь к брату с сестрой пришла от проезжего купца, который женился на Аленушке и козленочка тоже в семью взял.

Жили они втроем хорошо, но появилась злая ведьма, которая обманом Аленушку заманила на речку, да там ее и утопила. А сама Аленушкой прикинулась и заняла ее место в доме. А поскольку козленочек все видел, стала ведьма купца просить извести козленочка. Тот на речку побежал, у сестры помощи просить, да не могла Аленушка из реки сама выбраться – тяжелый камень ей мешал. На счастье, слуги услышали, как Иванушка с Аленушкой у реки разговаривают и купца позвали. Вытащили Аленушку из реки, а козленочек на радостях обратно в Иванушку превратился. Ведьму же прогнали из города. Таково краткое содержание сказки.

В чем смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Главный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в том, что детям надо обязательно слушаться старших. Дети должны понимать, что старшие – опытнее, мудрее, они уже знают, какие опасности может скрывать окружающий мир. Вот Иванушка не послушал Аленушку – а сколько бед и горя это принесло им обоим? Есть в сказке и определенный иносказательный смысл. Очень важно предоставить детям хорошие «источники» жизненного опыта. Если ребенок берет всё от хорошего «источника» — он станет хорошим человеком. А если «источник» плохой, то из ребенка может получиться плохой, вредный для общества человек. Применительно к данной сказке скажем так: «Из козьего источника напьёшься — козлом станешь, а из человеческого — человеком вырастешь».

Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Немало поучительных моментов в сказке. Прислушивайтесь к голосу старших, особенно родных людей. Они живут дольше, жизнь знают лучше, они и помогут избежать ненужных ошибок. А если уже попал в беду, то своих оставлять негоже. Помоги человеку исправиться, подняться. Терпение, любовь, вера в лучшее — этими понятиями никогда пренебрегать не стоит. Что ещё можно сказать? Любовь и радость творят чудеса. А вот коварство, интриги до добра не доведут. Интриги — это удел слабых. Слабые люди искренними не бывают. Интрига, которую затеяла ведьма, привела к её же падению.

В сказке мне понравился купец, который оказался порядочным человеком. Узнав, в какую беду попала Аленушка, он помог и ей и братцу Иванушке, что козленочком стал. А когда злая ведьма козни свои строила, купец пришел на помощь Аленушке сразу же, как узнал, что с ней приключилось.

Привязанность Аленушки и Иванушки друг к другу хорошо описывается пословицей «Их водой не разольешь», а жизнь в семье купца характеризует другая пословица — «Своя семья – самые верные друзья». А в целом, к сказке хорошо подходит пословица «Добро не умрет, а зло пропадет».



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные