Какие инструменты входят в состав народного оркестра. История оркестра русских народных инструментов. V. Духовые инструменты


Якутский музыкальный колледж (училище) им. Жиркова
РЕФЕРАТ
по предмету: Народная музыкальная культура
на тему: Инструменты русского народного оркестра
Выполнила:студентка 1 курсаВокального отделения,Хисматулина Фаина ТахировнаПреподаватель:Давлетова Розалия Рашитовна
Якутск, 2016
Содержание:
Введение
Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения:
Струнные русские народные инструменты
Духовые русские народные инструменты
Ударные русские народные инструменты.
Состав оркестра русских народных инструментов:
Струнные
Духовые
Ударные
3.Заключение
Введение
Первые русские народные музыкальные инструменты возникли еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству.
Оркестр русских народных инструментов – это оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а так же гусли, баяны, жалейка и другие русские народные инструменты.Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т.п.
Репертуар русских народных инструментов включает обычно обработки русских народных инструментов и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках и России и за границей.
Классификация инструментов
по источнику звука и способу звукоизвлеченияВ соответствии с источником звука русские народные инструменты делятся на:
- Струнные (Хордофоны)
- Духовые (Аэрофоны)
- Оболочкозвучащие (мембранофоны)
- Самозвучащие (с определенной высотой звука и неопределенной)
а. Струнные народные инструменты
Щипковые народные инструменты
К щипковым народным инструментам (звук извлекается защипыванием струны) относятся инструменты грифные, или танбуровидные – домра, балалайка и безгрифные – различные виды гуслей. На первых высота звука изменяется, в основном, укорочением струн на грифе пальцами левой руки при их защипывании или тремолировании, а на вторых – в результате перебора струн и быстрого проведения по ним пальцами рук или специальной пластинкой – медиатором (плектром).
Балалайка – щипковый инструмент украинского происхождения (вероятно, происходит от старой русской домры). Она была известна уже в эпоху Петра I. Для нее характерна треугольная форма корпуса. В верхней деке сделан круглый вырез.
Балалайка имеет три струны, настроенные по квартам, но у некоторых инструментов две нижние струны настроены в унисон.
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.

Домра - русский народный струнный щипковый инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Защипывание струн производится при помощи медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло. Существуют два вида домр: трёхструнная (русская) домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и на Украине. Домра используется для сольного исполнительства (домра малая, прима) и в составе ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Гусли – различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. Наиболее древним русским струнным щипковым инструментом являются гусли лирообразные. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты. Традиционно различают несколько видов щипковых гуслей, которые связанны между собой общим названием, при этом являются разными инструментами.
В состав русского народного оркестра входят клавишные и звончатые гусли.
Устройство, внешний вид и диапазон клавишных гуслей схож со щипковыми, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей – демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.
В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.
Гусли звончатые – прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке.

Б. Духовые русские народные инструменты
Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.
К свистковым русским народным инструментам относятся различные продольные дудочки.
Одноствольная дудка – продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.
Двуствольная дудка (ее так же называют двойчаткой, двойницей или свирелью) на каждой трубке обычно потри отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении.
Кугиклы (кувиклы, кувички) – многоствольные дудки – это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты.
Окарины – пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах – до десяти, с диатоническим звукорядом в пределах ноны.
Свирель – древний духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двуствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 33-35 см, второй – 45-47 см. В верхнем конце ствола- свистковое устройство, в нижней части – по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. Предполагается, что этот инструмент перекочевал в Россию из Древней Греции.
Язычковые духовые инструменты
Звук возникает в результате колебания язычка – металлической пластинки. Могут быть двух типов: бьющие язычки (во время подачи воздуха язычок ударяет по краям прорезей), с проскакивающими, обычно металлическими язычками (издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки). Проскакивающие язычки являются основой гармоник – от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов.
К бьющим язычкам относятся:
Жалейка – дудочка с небольшим количеством игровых отверстий.
Волынка – язычковый духовой инструмент с особым резервуаром для воздуха, или мехом. Воздух нагнетается в мех ртом либо с помощью специальных полостей, управляемых рукой исполнителя. Поскольку трубки инструмента издают звук благодаря потоку воздуха из меха, а не изо рта, исполнитель может дышать во время игры и таким образом не прерывать звучания. Мех обычно изготовлялся из шкуры животного, в которую вставляется шантер, или мелодическая трубка с пальцевыми отверстиями.У русской волынки – двойной шантер со сделанными из рога раструбами.История возникновения волынки неясна, но очевидна родственность ее с теми инструментами, в которых вся трость берется внутрь рта. Волынки были известны еще во времена Древнего Рима.

Аккордеон – духовой язычковый инструмент, ручная гармоника. В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) – в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон». Некоторые его разновидности называют баяном.

Баян – духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.Современный баян оснащён пятирядной правой клавиатурой с регистрами-переключателями и готово-выборной шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительные возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики.
Баян состоит из трёх частей – правый полукорпус, левый полукорпус, меха. Фактически, баян является разновидностью аккордеона. Причём выделяют эту разновидность как отдельный инструмент (боян) только в России (и странах СНГ). В других же странах этот инструмент остаётся аккордеоном.
Мундштучные духовые инструменты
Звук вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку.
Пастуший рожок – деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий(чаще всего 5-6). Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру.

Пастушья труба – древний духовой инструмент. Изготавливался либо из коры деревьев, либо из двух выдолбленных половинок, обернутых берестой. Не имеют игровых отверстий.
Рог – это изогнутый канонический инструмент, в котором звук производится посредством вибрации губ исполнителя. Самые простые разновидности изготовляются из рогов животных, и именно рога животных послужили образцом для иных разновидностей примитивных рогов. Вдувание воздуха может производиться с конца либо сбоку; мелодический объем инструментов без пальцевых отверстий весьма ограничен. Они широко используются в сигнальных и ритуальных целях.
в. Ударные русские народные инструменты
Оболочкозвучащие
Источник звука – упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных инструментов наиболее известен бубен – в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками.

Самозвучные (с определенной высотой звука)
В качестве исконно русского инструмента широко известны колокола. На протяжении многих веков формировались на Руси самые различные виды колокольных звонов, характерных большой мелодической и ритмической самобытностью – праздничные, набатные, встречные, проводные, похоронные и т.д.
Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Дровá – русский народный ударный музыкальный инструмент наподобие ксилофона. Состоит из небольших деревянных брусков («поленьев» или «полениц») полукруглой формы, одинаковой толщины, но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. На внутренней (плоской) стороне каждого бруска выдалбливают резонирующую полость. Точную подстройку брусков под определённый музыкальный тон делают, подгоняя глубину полости – чем полость глубже, тем ниже звук. Готовые бруски покрывают лаком и соединяют верёвками. Играют на «дровах» молоточками, сделанными из твёрдых пород дерева.

Самозвучные (с неопределенной высотой звука)
В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки – в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.Большой популярностью так же пользуются также трещотки – чаще всего, в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.
Коробочка – это очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный кленовый или берёзовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчёркивают отдельные ритмические точки, имитирующие цоканье копыт.
Шаркун – в народе его ещё называют шаркунок или шергунок. Сейчас этот инструмент можно встретить у нас, на Севере. Это плетёные берестяные или складные деревянные погремушки, в которых «звучит» насыпанный внутрь сухой горох. Иногда шаркунок делали как головоломку: его деревянные детали, ступенчатые, похожие на современный «конструктор», плотно подгоняли друг к другу. Их складывали в ребристую шишку. А в пустоты внутри головоломки вкладывали бусины или горох.

Для академического инструментария важно, что все мембранные и самозвучащие (за исключением варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной традиции представляется, гораздо более важным классифицировать ударные инструменты не на мембранные и самозвучащие, а на инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокола, колокольчики, вибрафон и др.) и с неопределенной высотой звука (бубен, большой и малый барабан, треугольник, тарелки, ложки, трещотки и проч.)Состав оркестра народных инструментов
Группы инструментов русского народного оркестра
Ударные:ЛожкиШаркунКоробочкаКопытцеТрещетки Дрова (аналогичны ксилофону)
Духовые:СвирельОкарина БречкаЖалейкаРожокВолынка

Язычково-меховые:ГармоньБаян
Струнные:
ГуслиДомраБалалайка

Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):
- Трёхструнные домры: пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3-6)
- Духовые инструменты:
Русского происхождения – свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра).
Европейские – флейты, гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
- Оркестровые гармоники – в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные – басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т.д.
- Ударные инструменты
Русского происхождения – бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т.п.Европейские – литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру).
- Гусли клавишные и звончатые
- Балалайки: примы (3-6), секунды (3-4), альтовые (2-4), басовые (1-2) и контрабасовые (2-5.)
Заключение
Сто лет назад впервые в музыкальной практике был создан национальный по составу инструментов русский оркестр, ставший органичной частью профессиональной художественной культуры и вместе с тем – частью массового музыкального быта. В этом его большое просветительское значение: сегодня русский народный оркестр является важным средством активного приобщения к музыке широких слоёв населения. Отсюда ясно, насколько важна роль русских народных оркестров в современной музыкальной культуре.
До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия русского музыкального инструментария. Здесь и струнные щипковые, и смычковые, и духовые, и ударные инструменты. С изменением социальных условий, жизненного уклада менялись и видоизменялись музыкальные инструменты. Некоторые получили широкое распространение по всей стране, некоторые только в определённой местности. Основой народного инструментального искусства является коллективность. Идея возрождения коллективной игры на русских народных инструментах возникла у В.В. Андреева не случайно.
Даже краткий обзор фактов истории свидетельствует о глубокой исторической почвенности ансамблевого музицирования в России. Создание Андреевым Русского оркестра было уникальным явлением, ведь никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, инструментарий которого был бы столь доступен для начального освоения, и именно на этом моменте Андреев акцентировал особое внимание. Оркестровое исполнительство на русских народных инструментах имеет богатые традиции. В настоящее время этот жанр занимает видное место в музыкальной культуре. Сегодня можно с уверенностью сказать, что искусство оркестрового исполнительства на русских народных инструментах находится на подъеме.
Источники информации
Антонин Модр «Музыкальные инструменты».
«Музыкальные инструменты мира» (Иллюстрированная энциклопедия).
Интернет: www.aveclassics.net, «Википедия».

Цели урока :

  • познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
  • учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием, делать посильный разбор произведения;
  • формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
  • побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
  • воспитывать чувство единения, любовь к музыке.

Оборудование :

  1. Изображение инструментов симфонического оркестра (с обратной стороны доски)
  2. Мультимедийное оборудование
  3. Музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, домра, шумовые.
  4. Словарь эмоциональных терминов.
  5. Подарок на каждого «чудо – остров».
  6. Гр. записи:
  • Приветствие.
  • «Светит месяц», р.н.п.;
  • «Калинка», р.н.п.;
  • «Во поле берёза стояла», р.н.п.;

Ход урока

I. Организационный момент .

1. Музыкальное приветствие.

2. Слово учителя.

Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!

ІІ Основная часть урока .

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.

А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?

Заглянем туда?

Давайте заглянем.

Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

2. Работа с загадками.

Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.

Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?

Давайте попробуем:

В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь, баян )

А это что за инструмент? Угадаете?

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
(Б алалайка, домра )

Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку:

Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете.
(Дудочка, рожок, жалейка )

Несколько слов об этих инструментах.

Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся?

Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра.

Несколько слов о народном оркестре.

Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?

Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?

Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.

3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

4. Беседа по прослушанному.

Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали?

Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?

Итак, слушаем загадку:

Слушаем следующую загадку:

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки )

Несколько слов об этом инструменте.

Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим?

Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещётки, и маракасы, и колокольчики.

Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка».

5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка».

6. Беседа.

Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

А каким стало ваше настроение?

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?

Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.

Наши девочки для праздника готовили хоровод под музыку р.н.п. «Во поле берёза стояла». Давайте попросим их, чтобы они показали нам своё выступление, а мы с вами подпоём им и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?

Итак, приготовились.

7. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Во поле берёза стояла».

8. Беседа.

- Ну как, понравилось вам?

Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?

Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

ІІІ. Итог урока .

Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

Что вам запомнилось больше всего?

(Отметить детей.)

Весь урок мы пели и плясали,
И от счастия кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!

На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!

Анна Васильевна Козина

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №40», г. Новокузнецк

Русский народный оркестр как школа коллективной игры

Введение

В общей системе музыкально – эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает народное музыкальное инструментальное исполнительство. Русская народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчивости, песенной основе развивает музыкальность в ребёнке. Особая роль в народном инструментальном исполнительстве принадлежит различным формам ансамблевой игры. Коллективное музицирование в ДМШ помогает ребёнку лучше адаптироваться в социальной среде, воспитывает комуникативность, «чувство локтя», учит слушать других людей и вместе выполнять поставленные задачи. Подобные качества являются необходимыми в жизнедеятельности любого человека. В процессе коллективного музицирования наиболее интенсивно осуществляется развитие музыкальных способностей учащихся.

За время существования русских народных оркестров, исполнительство на русских народных инструментах стало неотъемлемой частью культурного богатства России. В связи с этим большое значение приобрела проблема приобщения детей к занятиям в оркестрах русских народных инструментов, которые становятся для них настоящей школой музыкального развития.

Предпосылки образования русского оркестра. Своеобразие идеи.

Слово «оркестр» намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а орхестрой греки называли круглую площадку театра, на которой, совершая ритмичные движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Шли годы, погибла великая античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже – сам «союз» музыкальных инструментов и исполнителей на них.

Русский народный оркестр сложился в конце XIX века и своим возникновением обязан замечательному русскому музыкальному и общественному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву. Он первым из деятелей культуры обратил серьёзное внимание на русские народные инструменты, усовершенствовал их и создал первый в России национальный инструментальный ансамбль, стройный по своей структуре, неповторимый по звучанию и многогранный, по художественным возможностям.

Развито было ансамблевое народно-инструментальное исполнительство и в современный Андрееву период. В последней трети XIX века в отдельных областях России имелись такие самобытные коллективы, как хоры рожечников, в некоторых селах весьма многочисленные по своему составу. И всё-таки, создание Андреевым русского оркестра было явлением уникальным, никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, столь доступного для начального освоения. Балалайка не только была потомком старинных русских щипковых инструментов, но и оказалась созвучна современной Андрееву музыкальной культуре, ибо в силу своей общедоступности, демократичности позволяла организовывать в массовых масштабах широкую сеть любительских оркестров. Главное же - балалайка оказалась необычайно удачно приспособленной для воплощения как стихии темпераментной русской пляски, задорной частушки, задушевной лирической песни, так и образцов классической музыки.

Трудности были связанны, прежде всего, с длительным и стойким предубеждением против балалайки в привилегированных классах царской России, и в среде интеллигенции. И хотя отдельные высококвалифицированные балалаечники, такие, как выдающийся русский скрипач и композитор, известный оперный певец-бас, композитор и дирижёр и другие, пользовались определённым признанием и в «просвещённой» части русского общества, но это являлось скорее исключением, нежели правилом.

Поэтому преодолеть вековые предрассудки, изменить общественный статус инструмента, иными словами, «соединить балалайку и фрак» могла только личность незаурядная. Именно такой личностью и был Василий Васильевич Андреев – неутомимый пропагандист русских народных инструментов, основатель первого русского народного оркестра, страстный публицист, тонкий музыкант, композитор, выдающийся балалаечник, дирижёр и общественный деятель.

Что такое оркестр русских народных инструментов. Инструментальный состав оркестра.

В состав русского народного оркестра, получившего наибольшее распространение, должны входить следующие инструменты: домры трёхструнные (малые, альтовые, басовые); балалайки (примы, секунды, альты, басы, контрабасы), баяны (стандартные, с готовыми аккордами в левой клавиатуре), ударные (по желанию в зависимости от надобности). В больших профессиональных, а иногда и в самодеятельных оркестрах, кроме названных инструментов, употребляются домра - пикколо (самый маленький и самый высокий по звучанию инструмент), домра меццо-сопрано (промежуточная между малой и альтовой), домра тенор (промежуточная между альтовой и басовой) и домра - контрабас, самый большой по размерам и самый низкий по настройке инструмент домровой группы, а также гусли и некоторые народные или симфонические духовые и ударные инструменты (свирели, жалейки, рожки, флейта, гобой, кларнет, литавры и т. д.). В начальной стадии организации оркестра эти инструменты не используются.

Чтобы обеспечить равновесие оркестровых групп и получить наилучшую звучность оркестра, рекомендуется соблюдать следующие численные соотношения инструментов в оркестре: таблица №1

Название инструментов

Количество участников

домры малые

домры альтовые

домры басовые

балалайки примы

балалайки секунды

балалайки альты

балалайки басы

балалайки контрабасы

по желанию

Общее количество оркестрантов

Наличие инструментов, их качество, а также исполнительские возможности участников оркестра вызывают иногда некоторые отклонения от рекомендуемых соотношений. Слабые исполнительские группы полезно иногда усиливать количественно.

Расположение оркестра .

Размещение инструментальных групп в оркестре имеет важное значение и для получения лучшего звучания, и для удобства управления оркестром во время репетиции и концерта.

Все инструменты высоких регистров и ведущие мелодию должны располагаться на переднем плане, непосредственно перед дирижёром и по бокам от него, а инструменты, обладающие более низким регистром, аккомпанирующие – на втором плане, примерно в порядке фортепианной клавиатуры, то есть басы слева; средние и более высокие регистры справа.

Общее расположение оркестра должно производить и внешне впечатление хорошо организованного и дисциплинированного коллектива, расположенного вокруг стоящего в центре дирижёра правильными концентрическими полукольцами.

Дирижёр и оркестр.

«Много лет тому назад зимним вечером я блуждал после концерта по заснеженным улицам Страсбурга, полупьяный от музыки, полный восхищения дирижёром, который только что открыл мне симфонию Брамса. Пробираясь сквозь толпу, выходившую из зала, я уловил отрывок разговора, который никогда уже не мог забыть:

Превосходный концерт, - пробормотал чей-то неприятный голос.

Ерунда, - самонадеянно заявил собеседник, и его убеждённость пригвоздила меня к месту.

Оркестр чудесный. Но меня удивляет, почему это перед ним всегда торчит дирижёр?

Вот именно об этом и я спрашивала себя на протяжении всей симфонии Брамса, - отвечал неприятный голос с самодовольным смешком».

Так пишет в начале своей книги «Я – дирижёр» Шарль Мюнш. Возможно, недоуменный вопрос, возникший у дамы и господина, так возмутивший Ш. Мюнша – в то время ещё молодого музыканта, время от времени приходит в голову и другим слушателям, случайно попавшим на концерт. В самом деле, какова истинная роль человека во фраке, возвышающегося над оркестром и возбуждённо размахивающего руками в то время, когда звучит музыка? Ведь музыканты, по всей вероятности, хорошо знают то, что они играют, и, наверное, могли бы обойтись и без дирижёра? До сих пор мы говорили только об оркестре. Поговорим теперь и о его дирижёре. Дирижёр – руководитель коллектива «оркестр», государства «оркестр». Его первая обязанность – следить за тем, чтобы в этом коллективе текла деятельная и строго организованная жизнь: чтобы музыканты «не разошлись» - вместе начали и окончили произведение, играли все в одном темпе, вовремя вступали после пауз и т. д. (долгое время задачу дирижёра только так и понимали). Он должен направлять игру музыкантов в отношении ритма и темпа; подавать им сигналы к вступлению. А также всё время поддерживать единый для всех оркестрантов ритм. Однако было бы ошибкой сводить задачу дирижёра только к этой внешне направляющей роли. Роль его отчасти похожа на роль режиссёра. Дирижёру нужно самому понять и почувствовать замысел музыкального произведения, а потом передать его оркестру, добиться от музыкантов исполнения своих намерений. Дирижёр должен вдохнуть жизнь в молчаливые нотные знаки, заключённые в партитуре. При этом он обязан правильно истолковать музыку, ведь он выступает как посредник между музыкой и теми, кто её слушает, между композитором и публикой. Неумелый, бездарный или же «злонамеренный» (как говорил Вагнер) дирижёр может совершенно погубить музыкальное сочинение в глазах публики, особенно когда дело идет о новом, незнакомом произведении.

Конечно, никакой, даже самый превосходный дирижёр не сделает плохую музыку хорошей. Но всецело в его руках раскрыть слушателю сокровища хорошей музыки или же – зарыть их, исказив замысел композитора.

Заключение.

Русский народный оркестр сложился в конце прошлого века и своим возникновением обязан замечательному русскому музыкальному и общественному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву. Он первым из деятелей культуры обратил серьёзное внимание на русские народные инструменты, оставшиеся до того в силу исторических условий в первобытном состоянии, усовершенствовал их и создал из них первый в России национальный инструментальный ансамбль, стройный по своей структуре, неповторимый по звучанию и многогранный по своим художественным возможностям.

Воспитание искусством – это особая нравственная практика человека, которая формирует жизнеспособную личность, меняя характер отношения ребёнка к культуре, природе, человеку, самому себе. Не секрет, что, декларируя роль художественного творчества и его влияние на формирование духовного пространства ребёнка, мы на деле получаем отчуждённого от художественного наследия человека, не способного или не желающего общаться с искусством. Кризис в дополнительном образовании можно наблюдать по большому отсеву детей на начальной ступени обучения, по снижению статуса музыкального и художественного образования среди подростков. Одной из причин отчуждения людей друг от друга является подмена действительности реальной действительности виртуальной. У большинства детей – свой собственный мир, компьютер, наушники в ушах и телефон в руках.

Возникает диспропорция между уровнем технического взлёта и падения нравственно-духовных критериев людей. Одно из действенных средств, сохранения человеческого в человеке, проявляется на уровне межличностного общения в процессе коллективного музицирования и концертного исполнения. Оркестр народных инструментов в музыкальной школе является первой ознакомительной ступенью в профессиональном коллективном музицировании.

Большинство выпускников ДМШ и ДШИ выберут в своей жизни профессии не связанные с искусством, но тот опыт который они приобретут в детской музыкальной школе, воспитательный эффект искусства не станет для них предметом сожаления о бесцельно потраченном детском времени.

Список литературы:

1. Барсова об оркестре. - М.: Музыка, 19с.

2. Блок русских народных инструментов. - М.: Музыка, 19с.

3. Гнатюк развития оркестрового исполнительства ДМШ в Новосибирской области . - Кемерово: КемГУКИ, 20с.

4. Илюхин народный оркестр. - М.:Музыка, 1970.-140с.

5. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М.:Музыка, 1987.-190с.

6. Козина современного школьного оркестра.- Кемерово: Кем ГУКИ, 2006.-120с.

7. Польшина оркестра русских народных инструментов на рубеже 19-20 веков: Лекция к курсу «История исполнительства на русских народных инструментах». - М.: Музыка, 1977.-21с.

8. Попова жанры. - М.:Музыка, 19с.

9. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. - М.: Музыка, 19с.

И другие русские народные инструменты.

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Состав

Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):

  • Трёхструнные домры : пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3―6)
  • Духовые инструменты:
    • Русского происхождения - свирели , жалейки , волынки , владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра)
    • Европейские - флейты , гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
  • Оркестровые гармоники - в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные - басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т. д.
  • Ударные инструменты:
    • Русского происхождения - бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п.
    • Европейские - литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру)
  • Гусли клавишные и звончатые
  • Балалайки : примы (3―6), секунды (3―4), альтовые (2―4), басовые (1―2) и контрабасовые (2―5)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ОРКЕСТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: http://grko-spb.ru

Литература

  • Шишаков Ю. Н. Инструментовка для русского народного оркестра. - М.: Музыка, 2005

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оркестр русских народных инструментов" в других словарях:

    Оркестр русских народных инструментов - имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведёт своё начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге «Кружка… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведёт своё начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио). Ведёт своё начало от Великорусского оркестра. В 1925 при Ленингр. радио был создан оркестр нар. инструментов, бульшая часть… … Музыкальная энциклопедия

    Жанр народная музыка Годы c 1945 Страна … Википедия

    Ансамбль, состоящий из национальных музыкальных инструментов (См. Музыкальные инструменты) в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по своему составу (например, из одних домр, бандур, мандолин и т.п.) и… … Большая советская энциклопедия

    Ансамбли, состоящие из нац. муз. инструментов в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по составу (напр., из одних домр, бандур, мандолин и т. п.) и смешанными (напр., домрово балалаечный оркестр). Принцип… … Музыкальная энциклопедия

    - (от греч. ορχήστρα) большой коллектив музыкантов инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон. Содержание 1 Исторический очерк … Википедия

    В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов … Музыкальный словарь

    Оркестр русских народных инструментов оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства Домр и балалаек, а также [гусли], [баяны], [жалейки] и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в начале 1880 х годов … Википедия

    Оркестр рус. нар. инструментов. Создан в 1887 В. В. Андреевым первоначально как Кружок любителей игры на балалайках (ансамбль балалаек в составе 8 чел.); первый концерт состоялся 20 марта 1888 в Петербурге. Коллектив с успехом… … Музыкальная энциклопедия


Оркестр - это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом - играет свою партию. "Оркестр" - это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор - это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек - вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов - камерный хор.
  • 40-70 певцов - средний.
  • 70-120 участников - большой хор.
  • До 1000 артистов - сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, - симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип - это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные