Какие инструменты входят в русский народный оркестр. Особенности инструментовки для оркестра русских народных инструментов. Смотреть что такое "Оркестр русских народных инструментов" в других словарях

Материал из Юнциклопедии


Многие народы имеют не только любимые инструменты, но и оркестры из этих инструментов. Они могут быть однородными, включающими иструменты одного вида, например оркестр итальянских мандолин, украинских бандур, и смешанными - из различных типов национальных инструментов. Издавна существуют традиционные составы инструментальных ансамблей народных инструментов: троисти музыкы - на Украине; в Молдавии и Румынии - тараф; сазандари распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, а также в Иране и других странах Ближнего Востока; гамелан - в Индонезии и др.

Один из наиболее популярных национальных оркестров - русский народный оркестр. Его основоположник - выдающийся энтузиаст возрождения русских народных инструментов, блестящий мастер игры на балалайке, композитор и дирижер В. В. Андреев. Оркестр возник из маленького ансамбля - «Кружка любителей игры на балалайках», состоявшего из 8 человек. Постепенно ансамбль увеличивался в своем составе: к балалайкам добавились домры, гусли, ударные, и в 1896 г. коллектив был переименован в Великорусский оркестр.

Вскоре после своего создания Великорусский оркестр приобрел известность как в России, так и далеко за ее пределами. Триумфальным успехом пользовались гастроли коллектива в США, Франции, Германии, Англии. Репертуар включает обработки народных песен и плясок, переложения музыкальной классики, сделанные композитором Н. П. Фоминым, а также сочинения Андреева. И сегодня вы можете послушать андреевские вальсы, полонезы, мазурки, обработку русской народной песни «Светит месяц». В 1905 г. А. К. Глазунов специально для оркестра написал «Русскую фантазию», положив тем самым начало созданию в этом жанре значительных, масштабных произведений.

Состав современного русского народного оркестра включает 4 основные группы: домр, балалаек, баянов (или оркестровых гармоник) и ударных инструментов. Помимо этого в оркестр входят гусли (клавишные, иногда клавишные и щипковые), вводятся дополнительные инструменты - флейта, гобой и их разновидности, народные духовые - рожки, брелка, жалейка и т. д.

Много интересных коллективов образовалось после Велдарй Октябрьской социалистической революции Доступность начального освоения входящие в оркестровый состав инструментов, соответствие возможностям народной песни способствовали их популярности. Повсеместно в клубах и Домах культуры стали создаваться различные самодеятельные оркестры, порою весьма большие по составу. Так, на 1-й музыкальной рабочей олимпиаде, проведенной в 1927 г. в Ленинграде, участвовал русский народный оркестр численностью в 1500 человек.

Ведущие профессиональные коллективы - Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова в Москве, Русский народный оркестр Ленинградского телевидения и радио имени В. В. Андреева, Академический народный оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Национальные оркестры и ансамбли есть во всех республиках нашей страны: в Казахстане - Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, в Молдавии - оркестр народных инструментов «Флуераш», Государственный белорусский оркестр народных инструментов имени И. И. Жиновича, оркестр народных инструментов Таджикского радио и телевидения, Киевский оркестр украинских народных инструментов и др. Широко развита сеть самодеятельных оркестров народных инструментов, оркестров в музыкальных учебных заведениях.

Цель : познакомить учащихся с инструментами оркестра русских народных инструментов.

Задачи

Образовательные:

  • формирование практических умений и навыков;
  • совершенствование исполнительской культуры хорового пения

Воспитательная:

  • пробуждение интереса к истории русских народных инструментов;
  • воспитание любви к искусству своего народа.

Развивающие:

  • развитие исполнительско-творческих навыков и умений.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: беседа, анализ, исполнение, игра, разыгрывание, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, презентация, учебники, тетради.

Формирование УУД: Личностные : выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

  • Регулятивные : умение размышлять, отвечать на вопросы, развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
  • Познавательные : учатся различать русские народные инструменты, их тембры звучания;
  • Коммуникативные : воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах, выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.
  • Ход урока

    1. Организационный момент.

    Дети входят в класс под музыку.

    Музыкальное приветствие.

    2. Актуализация знаний.

    Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

    Народную песню.

    Почему называют народная песня?

    Потому, что их сочинил народ.

    Правильно.

    Народная песня – это песня , слова и музыка которой сложились, исторически и нет определённого автора.

    Какие русские народные песни вы знаете?

    - “Светит месяц”, “Блины”, “Ах, вы сени, мои сени”, “Во поле береза стояла”.

    Правильно, молодцы. Давайте попробуем спеть песню “Во поле береза стояла”

    Все поют песню “Во поле береза стояла”.

    3. Постановка учебной задачи.

    А теперь, попробуем определить цель нашего урока.

    С какой музыки мы начали сегодняшний урок, ребята?

    С народной песни “Светит месяц”.

    А какие инструменты сопровождали музыку?

    Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

    О русских народных инструментах

    Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра.

    4. Открытие нового знания

    Запишите тему нашего урока “Оркестр русских народных инструментов”.

    Ребята, что такой оркестр?

    Оркестр – это когда играет много инструментов.

    Правильно.

    Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Запишите в тетрадях.

    Какие оркестры вы знаете? В Туве есть оркестры?

    Да. Оркестр национальных инструментов, духовой оркестр, симфонический оркестр.

    Правильно. В Туве есть национальный оркестр, духовой оркестр и симфонический оркестр, а оркестр русских инструментов у нас, к сожалению нет.

    В России много оркестров народных инструментов. Например, Русский Академический Оркестр г.Новосибирска, Оркестр русских народных инструментов им.Андреева, оркестр русских народных инструментов "Музыка России" , Оркестр русских народных инструментов “Коробейники”, государственный оркестр русских народных инструментов под управлением В.П.Попова, оркестр русских народных инструментов “Мозаика” и т.д. Запишите названия оркестров.

    Оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. Например, духовой оркестр, в состав входит духовые музыкальные инструменты.

    Сегодня мы с вами будем говорить об оркестре русских народных инструментов.

    Почему называют русские “народные” инструменты?

    Потому, что инструменты делал народ.

    В оркестре русских народных инструментов три группы: струнные, духовые и ударные.

    Какие инструменты называются струнными?

    Это инструменты со струнами.

    Правильно, инструменты, где звук издает струна.

    Какие струнные инструменты русского народного оркестра вы знаете?

    Балалайка, гусли, домра.

    Правильно.

    Балалайка - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф на который натянуто 3 струны.

    Балалайка, ребята музыкальный символ русского народа. В 18-19 веках она была самым распространенным инструментом.

    Гусли – это самый древний русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Гусли доска с натянутыми на нее струнами. Струн бывает от 5 до 17. Гусли появились в XI в.

    Домра – это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и тремя-четырьмя струнами.

    Какую группу инструментов вы еще знаете?

    Духовые инструменты.

    Как вы думаете, почему они так называются?

    Потому, что при игре в духовом инструменте звук издается при вдувании в трубку.

    Правильно, звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие.

    Какие музыкальные инструменты относятся к духовым инструментам?

    Дудочка, свистульки, рожок.

    К группе духовых инструментов относятся: свистулька, жалейка, свирель, рожок, кугиклы. Запишите в тетрадях.

    Свистулька – русский народный духовой инструмент. Свистульки можно сделать как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух.

    Жалейка – это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. На них играли пастушки.

    Свирель – это маленькая дудочка, состоящая из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями.

    Рожок – духовой деревянный музыкальный инструмент . Русский рожок имеет разные названия: пастушеский”, “ песенный“, “ владимирский”. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу.

    Кугиклы – духовой музыкальный инструмент . Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра.

    Следующая группа ударные инструменты. Почему “ударные”?

    Потому, что играем на них ударами.

    Правильно. Звук извлекают ударом по инструменту.

    Какие русские ударные инструменты вы знаете?

    Ложки, бубен, трещотка.

    Правильно. Ложки – русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук.

    Бубен – ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания , состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. Его встряхивают или ударяют ладошкой.

    Трещотка – народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур.

    5. Слушание музыки.

    А теперь послушаем, как звучат русские народные инструменты.

    Прослушивание песни “Светит месяц” в исполнении русских народных инструментов.

    Это балалайка.

    Правильно. А теперь послушаем эту же песню в исполнении духовых инструментов. Солирующий инструмент свирель.

    Какой инструмент солирует, ребята?

    Свирель.

    Как звучит свирель?

    Теперь послушайте звук ударных инструментов.

    Какие инструменты вы услышали?

    Ложки, трещотки и бубен.

    Как звучат ударные инструменты?

    Слышатся легкие, ритмичные хлопки.

    Ребята, вы наверное устали давайте немножко потанцуем под музыку.

    6. Физминутка.

    Ритмичные движения под музыку.

    7. Вокально-хоровая работа.

    Сейчас мы будем разучивать песню “Светит месяц”. Все внимательно слушаем и запоминаем мелодию.

    Слушание песни.

    Вы услышали, как нужно петь эту песню, а теперь приступим к разучиванию.

    Разучивание песни по куплетам и фразам.

    Ребята, давайте попробуем спеть, играя на шумовых инструментах.

    Игра на музыкальных инструментах.

    Вам понравилось играть на инструментах?

    Теперь, повторим то, что мы сегодня говорили.

    8. Закрепление.

    Как называются музыкальные инструменты, которые создал народ?

    Русские народные инструменты.

    А кто запомнил, как называется оркестр, состоящий из русских народных инструментов?

    Оркестр русских народных инструментов.

    Из каких групп музыкальных инструментов состоит оркестр?

    Струнных, духовых, ударных.

    Правильно, молодцы. Какие инструменты относятся к струнным инструментам?

    Балалайка, домра, гусли.

    К духовым инструментам?

    Рожок, свирель, свистульки, кугиклы.

    А к ударным инструментам?

    Трещотка, ложки, бубен.

    Молодцы, ребята вы многое узнали на этом уроке.

    9. Рефлексия.

    Вам понравился сегодняшний урок?

    Кому понравился урок поднимите красную карточку, а кому не понравился, поднимите синюю.

    10. Домашнее задание.

    • Запомнить названия групп и инструментов русского народного оркестра.
    • Нарисовать свой любимый инструмент и повторить песню.

    Группы инструментов народного оркестра: Свирель, сопель, рожок, жалейка, свистулька… Ложки, бубен, трещётки,треугольник… Гусли, домра, балалайка… Баян, гармонь. Струнные щипковые Духовые Кнопочно-духовые Ударные. 2. 4. 1. 3.

    Слайд 1 из презентации «Народный оркестр» к урокам музыки на тему «Народные инструменты»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке музыки, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Народный оркестр.ppt» можно в zip-архиве размером 214 КБ.

    Скачать презентацию

    Народные инструменты

    «Электронные музыкальные инструменты» - Внедрение электронной музыки в процесс музыкального образования в ТСПК. Музыкально – коммуникативная структура деятельности музыканта - «электронщика». Композитор. Цель внедрения электронных инструментов в образовательный процесс: Первопроходцы электронной музыки. Популяризация электронной музыки. Преимущества синтезатора.

    «Инструменты симфонического оркестра» - Кастаньеты. Разновидности кастаньет. Валторна. Бубен - характерный инструмент, поэтому находит применение далеко не во всяком произведении. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Бразильская пандейра- рама с тарелочками, которые звенят от встряхивания. Орган.

    «Детские музыкальные инструменты» - Маракас треугольник кастаньеты пандейра. Свирель. Триола. Струнные: Цитра Цимбалы Арфа Гусли. Детские цимбалы. Детский оркестр. Флейта. Аккордеон. Баян. Кларнет. Мелодика. Выполнила Комина Наталья, студентка 502 группы Руководитель: Зарипова И.К. Гусли. Электроорган. Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников.

    «Оркестр народных инструментов» - Доктор Марина Дмитриевна учитель музыкальной литературы МОУДОД Бакчарская ДШИ. Звук звонкий. Гусли. Существует несколько разновидностей русской домры. Балалайка щипковый инструмент. Баян существует на Руси с 1907 года. В состав оркестра входят бубен, ложки, трещотки, колокольчики, рожок. Своим появлением баян обязан русскому мастеру Петру Стерлигову.

    «Народный оркестр» - 2. 4. 1. 3. «Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. Песня не знает границ. Такие песни могли родиться только в народе великой души». Гусли, домра, балалайка… Исторические Трудовые Былины Хороводные и плясовые Лирические /протяжные/ Обрядовые. Ложки, бубен, трещётки,треугольник… Русская народная песня.

    Ольга Попова
    Музыкальные инструменты русского народного оркестра

    Музыкальные инструменты русского народного оркестра .

    Цель :

    Расширить представление детей о музыке .

    Приобщение детей к народной музыке , русским традициям .

    Задачи :

    1. Познакомить детей с оркестром русских народных инструментов , его составом.

    2. Воспитывать любовь к народному искусству , к русским традициям

    3. Развивать желание проявлять себя в различных видах деятельности; способствовать развитию инициативы и творческой активности.

    Обзорная.

    Появление музыкальных инструментов можно отнести к эпохе первобытного человека. А не была ли первым музыкальным инструментом палка , которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла? При этом он невольно сравнивал звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень.

    С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах . В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта : пузырь с горохом – погремушкой; сухие дрова – ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой…

    Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.

    Народные музыкальные инструменты делятся на 3 группы :

    Духовые – свистульки, свирели, жалейка, рожок, волынка и т. д.

    Струнные – гусли, балалайка, домра.

    Ударные – ложки, бубенцы, колокольчики, трещотка, кокошник,

    рубель, коробочка, дрова и т. д.

    - русский баян – инструмент в русском народном оркестре , который не относится ни к одной из групп. Но без баяна невозможно представить .

    Объединим все эти музыкальные инструменты в единый музыкальный организм и получим – оркестр русских народных инструментов . Родителем русского народного оркестра по праву считается Василий Васильевич Андреев, создав его в середине

    Ударные музыкальные инструменты .

    Педагог : Как вы думаете, какой был первый музыкальный инструмент ? (ответы детей) .

    Ритмичные удары ладоней создают своеобразный узорчатый рисунок неповторимой красоты. Вот он первый ударный инструмент ! А не была ли первым инструментом палка , которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла?

    На Руси без исключения ударные называли «бряцанием» или «ударянием» . Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных инструментов . Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других инструментов .

    Самый простой и распространенный инструмент . Обычно, в игре используются три ложки. (Педагог показывает приём игры) . Получается многозвучный ритмический рисунок. Наши расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувениров.

    Бубенцы, колокольчики.

    Педагог : Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? (ответы детей) .

    Колокольчик представляет собой открытую к низу металлическую чашечку закреплённым к низу ударником (язычком) . Бубенчик же является полым шаром, в котором катается металлический шарик (иногда несколько, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато он звучит в любом положении. В старину колокольчики и бубенчики вешались под дугой удалой тройки.

    Педагог : Как вы думаете, зачем подвешивались эти инструменты ?

    Трещотка.

    Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200Х60 мм. При использовании трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Держат трещотку на уровне груди или головы. Нередко её украшают цветными лентами, цветами и пр. В основном играют женщины, исполняя величальные песни на свадьбах.

    Кокошник.

    В прежние времена сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в неё, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, а честно трудится. Да и воров отпугивал.

    Вот именно по принципу сторожевой колотушки устроен ударный народный инструмент кокошник . Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей. По нему ударяет привязанный к верху деревянный шар, извлекая звуки похожие на пулемётную дробь. В нижнюю часть вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент . Совершая кистью руки частые колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону. Редкие удары невозможны, шарик в этом случае «не слушается» .

    Рубель, как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа . В прежние времена, когда утюга ещё не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто – то когда- -то случайно провёл по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков. Как видите, музыкальные инструменты , в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт.

    Коробочка.

    Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра . Это небольшой продолговатый, тщательно обструганный со всех сторон деревянный брусок с небольшой полостью. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.

    Коробочкой имитируют стук каблучков в танцах, цоканье копыт.

    Этот музыкальный инструмент желательно изготавливать из клёна, берёзы или ели. Материал должен быть очень сухим или твёрдым. Русский народный инструмент дрова сконструирован по принципу общеизвестного ксилофона. Звук извлекается молоточками.

    Используемая литература :

    1. Ю. А. Васильев, А. С. Широков «Рассказы о русских народных инструментах » М :. Советский композитор, 1986г.

    2. «Энциклопедический словарь юного музыканта » . Издательство «Педагогика» , 1985г. Составители

    В. В. Медушевский, О. О. Очаковская.

    3. А. Клёнов «Там, где музыка живёт » . Издательство «Педагогика» ,1986г.

    Четыре года назад мы отметили знаменательный для нашей страны юбилей – 120-летие оркестра русских народных инструментов. Много это или мало? По историческим меркам – немного, если сравнивать, например, с симфоническим оркестром, успевшим пережить уже несколько художественных эпох. Но если оглянуться на путь, который прошёл за это время народный оркестр…

    Разговор о русском народном оркестре правильнее всего начать с личности поистине выдающейся – с Василия Васильевича Андреева (1861-1918). Сын купца первой гильдии и дворянки, он получил прекрасное воспитание – и рано проявил музыкальный талант: в 14 лет он играл на 12 инструментах – причём все осваивал самостоятельно. Позже он обучался игре на скрипке у профессора консерватории.

    Но больше, чем классическая скрипка, интересовала юношу… балалайка – простонародная, мужицкая балалайка, которой так стесняются наши современники, так не любящие, когда Россию ассоциируют с балалайкой (интересно, почему итальянцы не корчат таких рож, когда Италия ассоциируют с мандолиной или бельканто?). Этот инструмент он слышал в имении Андреевых в руках музыканта-самородка Антипа, а также – в родном Бежецке, где на ней играл… помещик А.Паскин (как видим, Василий Васильевич был не единственным представителем «высшего общества», заинтересовавшимся балалайкой) – который перенимал игру на балалайке ещё у крепостных своего деда… Под впечатлением этих встреч В.Андреев принимает решение: освоить балалайку самому и довести её до совершенства, «соединить балалайку и фрак».

    Путь к концертной деятельности был нелёгким: всё-таки вывести балалайку на большую сцену в таком виде, как она существовала, было нельзя – и по чертежам В.Андреева мастера изготавливают сначала 5-ладовую балалайку, затем – 7-ладовую и наконец – хроматическую. И вот – в 1886 г. балалаечник дебютирует в Петербурге в зале Благородного собрания.

    Легко ли было на это решиться? Вряд ли… ведь даже мастера, к которым обращался В.Андреев, поначалу воспринимали предложение изготовить балалайку как оскорбление – так как же должна была воспринять её благородная петербургская публика? Но – вопреки мрачным предположениям – публика была в восторге! В.Андреев со своей балалайкой становится кумиром светских салонов, у него появляется много последователей: игре на балалайке учатся господа и даже дамы из высшего общества… Но главной победой В.Андреева на этом этапе можно считать создание ансамбля – т.н. «Кружка любителей игры на балалайке». Первое его выступление состоялось 20 марта 1888 г. – именно от этой даты мы отсчитываем историю оркестра русских народных инструментов.

    Что играл сам В.Андреев и его сподвижники? Далеко не только обработки русских народных песен! Если мы обратимся к композиторскому творчеству В.Андреева (а именно оно по понятным причинам составило основу репертуара), то найдём там и «Румынскую песню и чардаш», и полонезы, и множество вальсов (за которые его даже называли «русским Штраусом») – так что уже при своём зарождении академическое исполнительство на русских народных инструментов шагнуло далеко за пределы русского музыкального фольклора, его «диапазон» оказался достаточно широким (граждане, полагающие, что на наших инструментах можно играть только «Во саду ли, в огороде», это сказано для вас!)

    Но вернёмся к В.Андрееву и его ансамблю. Разумеется, ситуация потребовала создания ансамблевых разновидностей балалайки: как в струнном оркестре есть скрипки, альты, виолончели и контрабасы, так и В.Андреев создал кроме балалайки-примы – балалайку-секунду, балалайку-альт, бас и контрабас – это был первый шаг к оркестру… но ещё не оркестр. Ведь главная черта оркестра – многотембровость, создать оркестр на основе одного инструмента нельзя, и прежде всего нужен был мелодический инструмент – некий аналог скрипки в симфоническом… но какой?

    Ответ пришёл неожиданно: в 1896 г. один из соратников Василия Васильевича обнаружил на чердаке старого дома в Вятской губернии неизвестный инструмент с овальным корпусом. Что же это такое? Анализ древнерусских изображений позволил сделать вывод: это – домра! Был когда-то такой инструмент у русских – любимый инструмент скоморохов, уничтоженный вместе с ними в XVII веке по указу царя Алексея Михайловича… и вот – настало время вернуть домру к жизни. Как и балалайку, В.Андреев её реконструирует (точнее – создаёт заново) в оркестровых разновидностях: домра малая, piccolo (самая маленькая и высокая), альтовая, теноровая, басовая, контрабасовая (забегая вперёд, скажем, что теноровая и контрабасовая испытания временем не выдержали). Также в состав оркестра вводятся гусли. Вот теперь – с 1896 года – можно с уверенностью сказать: это – оркестр!

    Репертуар Великорусского оркестра (как теперь называется коллектив) продолжает шириться: в него входят переложения симфонической классики (один из первых таких примеров – исполнение Скерцо из Четвёртой симфонии П.И.Чайковского, что было закономерно: ведь Пётр Ильич и сам не скрывал, что пытался там имитировать звучание балалайки). Расширению репертуара во многом способствовало то, что у В.Андреева появляется соратник-композитор – Н.П.Фомин (ведь сам В.Андреев композиторского образования всё-таки не имел). Именно Н.П.Фомин встал за пульт Великорусского оркестра (именно такое название носил исполнительский коллектив) после смерти В.Андреева – смерти поистине героической: выступая на фронтах гражданской войны перед красноармейцами, Василий Васильевич дирижировал на морозе во фраке, что и послужило причиной смертельной болезни (кому-то такой поступок покажется безрассудным – но проявить неуважение к публике Музыкант не мог!).

    Должно быть, вы обратили внимание, что состав оркестра В.В.Андреева был исключительно струнным… правда, попытки ввести в состав оркестра духовые народные инструменты (свирель, жалейка и др.) были – но усовершенствовать их, подобно струнным, В.Андреев не стал… почему? А что вообще может получиться, если усовершенствовать свирель? Правильно, флейта! Усовершенствуешь жалейку – получишь гобой… это всё уже есть, зачем изобретать велосипед? Но ведь и разнообразие тембров тоже нужно оркестру…

    И вот, уже в 50-е гг. в составе народных оркестров (которых в стране уже немало) появляются новые инструменты – баян (этот русский потомок немецкой гармоники своим тембром удивительным образом вписался в русский народный оркестр!), а также «классические» флейта и гобой… В наши дни в народных оркестрах можно услышать и кларнет, и фагот, и даже медные духовые… хотя состав группы духовых может определяться и возможностями конкретного оркестра, и установками дирижёров и композиторов (я, например, не рискую вводить в свои партитуры «медь»: мне кажется, труба или тромбон в народном оркестре – всё равно что Джеймс Бонд в женском монастыре, но вот наш дирижёр другого мнения) – словом, состав русского народного оркестра ещё варьируется от коллектива к коллективу… как это было с симфоническим оркестром в начале XVIII века – ведь по сути дела, академические исполнительство на русских народных инструментах ещё переживает период становления – вспомните, сколько времени понадобилось для этого той же скрипке (которую тоже сначала презрительно именовали «уличным инструментом», противопоставляя «аристократической» виоле)…

    Но у нас уже есть немало поистине великих имён – наша классика… я назову лишь некоторых: Н.Будашкин, Ю.Шишаков, Г.Шендерёв, В.Городовская, А.Цыганков…

    Исполняют народные оркестры и классическую симфоническую музыку – причём не только русскую, но и Й.Гайдна, Л.Бетховена… впрочем, такая практика несёт в себе и некоторое противоречие: народному оркестру нужен новый репертуар, нужна своя симфония...

    Следующий рубеж, который (я уверена в этом!) предстоит «взять» оркестру русских народных инструментов – это опера.



    В продолжение темы:
    Детская мода

    Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

    Новые статьи
    /
    Популярные