Отчет о проделанной методической работе в музее. Отчеты о посещении музеев и художественных выставок. Использование и изучение фондовых коллекций

13 и 25 мая две группы студентов-первокурсников нашего Юридического института под руководством доцента кафедры «Теория права и природоресурсное право» Захаровой В.В. посетили музей МВД. Это было интересное, запоминающееся мероприятие, вызвавшее большой интерес. Данный музей является закрытым для одиночных посетителей, попасть туда можно только по предварительной записи и с экскурсионным обслуживанием.

Наши студенты с интересом познакомились с большой экспозицией оружия, переданного в музей после завершения судебных разбирательств, экскурсовод рассказала о некоторых конкретных уголовных делах, связанных с представленными на стенде образцами. Среди них было и оружие времен Первой и Второй мировых войн, найденное и использованное преступниками. На отдельном стенде собраны разнообразные образцы самодельного оружия.

Студентам показали современное снаряжение бойцов антитеррористических подразделений. Особый интерес вызвали кольчужные перчатки, по которым можно даже рубить топором без ущерба для их владельца. Здесь же нам рассказали о последнем теракте на Красной площади (1995 г.), когда был захвачен в заложники автобус с туристами из Южной Кореи.

Несколько залов посвящено современным средствам экспертной работы. Ребятам показали специальные маски, восстанавливающие внешность убитых по костным останкам в случае, если с момента преступления прошло много времени и предъявить для опознания родственникам можно только восстановленный таким способом объект.

Залы, посвященные разным видам преступлений, также вызвали большой интерес учащихся. Наши экскурсанты обратили особое внимание на способы вскрытия сумок ворами в общественном транспорте, познакомились с различными экономическими преступлениями, в том числе с делом знаменитого фальшивомонетчика Баранова.

Студенты внимательно осмотрели коллекцию предметов, изготовленных заключенными при подготовке побегов, познакомились с разными видами татуировок, ответили на вопросы экскурсовода в зале, посвященном работе сотрудников дорожной полиции. Когда мы перешли в зал, рассказывающий о работе частных охранных агентств, нам продемонстрировали работу сигнализации: огромная плюшевая собака охраняла миску с косточкой и громко лаяла, если кто-то пытался отнять лакомство. Наши студенты проявили упорство и неоднократно пытались похитить кость. Но сигнализация срабатывала.

Поскольку посещение музея происходило сразу после майских праздников, нас повели также и в военные залы, где рассказали о сложнейшей работе сотрудников НКВД в годы Великой Отечественной войны. Большой интерес студентов вызвала специально изобретенная машинка для передачи на расстояния рисунков отпечатков пальцев. Как известно, они являются уникальными для каждого человека и легко позволяют идентифицировать преступника. А передачи их на расстояния понадобилась в связи с эвакуацией на восток страны и невозможностью перевезти все архивы.

Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов).

Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи Новодевичий монастырь, Покровский собор, Церковь Троицы в Никитниках, Палаты 16-17 вв. в Зарядье, Крутицкое подворье, Музей декабристов. Стены Исторического музея выложены из красного обожжённого кирпича, как и стены Кремля. На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находилось здание, где располагался в первые годы после его основания Московский университет. Исторический музей хранит более четырёх миллионов экспонатов.

Последнее десятилетие двадцатого века во многом восстановило древний облик Красной площади. Вновь заблистал золотой купол и зазвучали колокола церкви Казанской божьей матери напоминание о конце Смутного времени в Российском государстве и утверждении династии Романовых. Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко почитаемой всеми москвичами Иверской часовней. На четырёх угловых башнях затейливого здания исторического музея вновь по-хозяйски расположились двуглавые орлы, подчёркивая державную державную значимость главной площади Москвы.

Появление самого здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского исторического музея принял император Александр ІІ в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и инженер А.А.Семанов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в1883 первые одиннадцать залов приняли посетителей. Открытие приурочили к коронации Александра ІІІ, имя которого музей носил до 1917 г.

Московская Городская Дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, содержащие множество уникальных рукописей. Крупные пожертвования поступали от знатных русских семейств Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Масальских, Щербатовых, Уваровых. Особо почитали музей меценаты из купеческих фамилий Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов произведения иконописи, лицевое шитье, древние манускрипты, русская живопись 18-19 вв. вклад Щукина.

Указом Президента РФ Исторический музей внесён в список особо ценных объектов культуры, его собрание является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению.

Посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы древнего человека и вымерших животных.

Удивляют первобытные орудия труда и оружие сделанные из камня. Переходя в другой зал замечаешь смену каменных орудий на железные. И убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте.

Поражает своей массивностью мраморный саркофаг, который был найден в Краснодарском крае.

Я долго рассматривал очень древний чёлн третьего тысячелетия до н.э. Он был изготовлен из цельного куска дерева (дуба) 5 тысяч лет назад. Его длина составляет 7,5 метров. Найден чёлн в пойменных отложениях реки Дон у села Щучье (Воронежская область).

Интересна история появления в музее кресла-трона с вензелем Александра І. В ходе Октябрьской революции он был утерян и найден случайно в антикварном магазине уже в середине 20 века. Трон был приобретён усилиями сотрудников Исторического музея. Изготовлен он из дерева, обит бархатом и частично покрыт позолотой. Так благодаря случайности мы имеем возможность рассматривать трон на котором восседал один из русских царей.

Любопытна посмертная маска Петра І, изготовленная по оригиналу Б.Растрелли (Петербург 1910 г.). Это дар Кексгольмского гренадёрского полка другому гренадёрскому полку в память равночтимого отца предков. Я долго рассматривал сделанную в точности до мельчайших деталей модель 66 пушечного линейного корабля военно-морского флота России второй половины 18 века.

Конечно рассказать про все экспонаты Исторического музея невозможно, но мне хотелось бы остановиться ещё на нескольких.

Портрет стольника Г.П.Годунова. Холст, масло, Неизвестный русский художник.

Стольник, дворцовый (придворный) чин-должность в Русском государстве 13-17 вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и др. должности.

Герб С.С.Уварова. Бумага, краска, золото, 1850г. Получен музеем из коллекции П.И.Щукина в 1910-1912гг.

Уваров Сергей Семенович (1786-1855), граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор формулы православие, самодержавие, народность. Инициатор принятия Университетского устава 1835.

Государственные печати 1856-1881гг. (большая, средняя и малая). Служили для скрепления важнейших государственных документов в эпоху правления императора Александра ІІ. Изготовлены из свинца, вес большой печати 15 кг.

Художник Фоллевенс старший, 1700г. Холст, масло.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82), боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник Переяславской Рады(1654 г.). Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в 1682, убит стрельцами.

Шляпа гренадера. Кожа, медь, перо. Получена от Военного Исторического Музея, 1930г.

Гренадеры (франц. grenadiers, от grenade граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.

Неизвестный художник, Россия 1690-е годы. Масло, холст.

Боярин Л.К.Нарышкин (1664-1705гг.). Брат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимал одно из первых мест в управлении государством. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Нарышкины дворянский род в России 16 начало 20 вв. Возвысились в связи со вторым браком царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной.

Звезда и лента Святого Георгия 1-ой степени, принадлежали А.В.Сурову.Ткань, кожа, серебряное шитьё(нить), серебро.

Георгия Орден (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия), высший российский военный орден, по статуту присуждавшийся за особые заслуги на поле боя.

Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения. Образцом для статута послужил Военный орден императрицы Марии-Терезии.

Орден Святого Георгия был торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769, причем императрица возложила на себя знаки ордена I степени. Орден получил имя святого покровителя Москвы, который, согласно его древнему житию был храбрым воином.

Крест I степени был носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди.

За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич-Забалканский. А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 сразу III степень, а в дальнейшем II и I степени.

В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России с сохранением внешнего вида наград.

Венгерка летняя Александра ІІ. 1874 г. Сукно, серебряная нить, металл.

Венгерка, короткая куртка из сукна с нашитыми на груди поперечными шнурами по образцу формы венгерских гусар. Венгерка была излюбленной одеждой деревенских помещиков в России в 1-й пол. 19 в., даже тех, кто не имел отношения к военной службе.

Ковш(медведица).Серебро.

Ковш, деревянный или металлический сосуд для питья и разлива браги, кваса и др. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой.

Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло, анонимный художник(1660-1669). Картина получена из Третьяковской галереи в 1924 г.

Алексей Михайлович (1629-76), русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

Подводя итог, следует сказать, что посещение

Отчет о посещении музея Ф.М.Достоевского в Снкт-Петербурге

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Был вторым из 7 детей. Отец писателя - врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных. В 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать - Мария Фёдоровна Достоевская (Нечаева) умерла 27 февраля 1837 года в возрасте 37 лет.

1837 год стал важной датой в жизни Ф. М. Достоевского. В 1837 году умирает его мать. Это год смерти А. С. Пушкина. В мае 1837 года Фёдор Достоевский и его старший брат Михаил едут в Петербург для поступления в Инженерное училище.

16 января 1838 года Ф. М. Достоевский зачислен в Инженерное училище. Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами.

29 ноября 1840 года Федор Михайлович Достоевский произведен в унтер-офицеры. А уже 5 августа 1841 года переведен в полевые инженер-прапорщики. В августе 1842 года зачисление Достоевского в инженерный корпус при чертежной Инженерного департамента.

19 октября 1844 года последовал высочайший указ об увольнении от службы Ф. М. Достоевского по домашним обстоятельствам. В этот период он начинает активно заниматься творчеством.

Достоевский много пишет, общается с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, В. А. Соллогубом. Начинает посещать «пятницы» Петрашевского. И с 1850 по 1854 год отбывает каторгу в Омской крепости по делу петрашевцев.

Весной 1857, после длительных хлопот прокурора, писателю было возвращено потомственное дворянство.

В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу. Он посетил Англию, Германию, Италию, Францию, Швейцарию.

Зимой 1867 стенографистка А. Г. Сниткина становится женой Ф. М. Достоевского. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет за границей. За этот период в их семье рождается четверо детей: 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал, 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь, в России 16 июля 1871 - сын Фёдор, 12 августа 1875 - сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии.

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского был открыт 12 ноября 1971 года в доме на Кузнечном переулке 5/2. В этом доме Достоевский дважды снимал квартиру: в течение очень короткого времени в 1846 году и с октября 1878 года до дня своей смерти – 28 января 1881 года. Начало и конец творческого пути оказались сопряженными в одной точке. Здесь он работал над ранней повестью Двойник, здесь был написан его последний роман Братья Карамазовы. Квартира Достоевских воссоздавалась по воспоминаниям современников и жены писателя.

В этом доме Достоевского посещали многие его современники. Простой, вполне обычный петербургский дом, не отличающийся архитектурными достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей Петербурга, благодаря тому, что здесь жил и умер Достоевский.

В советские годы дом на Кузнечном подвергся серьезной перестройке, в нем появились обычные коммунальные квартиры.

В 1956 году на этом доме была установлена мемориальная доска. В 1968 году дом был поставлен на капитальный ремонт, после которого квартира Достоевского была восстановлена по архивным планам и воспоминаниям современников.

11 ноября 1971 года, в день рождения Достоевского, состоялось торжественное открытие Литературно-мемориального музея писателя.

Жена Достоевского, Анна Гигорьевна, писала: “Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок”. Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной – в детскую.

Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман “Братья Карамазовы”.

После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт “Кабинет Достоевского”. В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве.

В столовой вся семья вместе собиралась вечером. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина - главное условие его работы - в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом. “Обед кончался в 7, и он любил до 8 или половины 9-го просидеть один, а затем одевался и шел гулять…”

В конце 70-х годов Достоевский становится знаменитым писателем не только в России, но и за рубежом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений. Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал.

Кабинет Федора МихайловичаКабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В.Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом – кашлетр для бумаг и писем, в углу – икона в серебряном окладе “Божия Матерь Всех Скорбящих Радость”. В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.

В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось – перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом “Братья Карамазовы”, готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска “Дневник писателя”, который вышел уже посмертно.

Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер. Часы, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, на столике у окна остановлены на дне и часе смерти писателя: 28 января 1881 года..

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школадетский сад»

Раздольненского районна

Республики Крым

Отчет о работе школьного краеведческого музея за 2014-2015 учебный год

Профиль музея – историко-краеведческий.

Руководитель музея: Агаева Татьяна Владимировна.

Имеется совет музея: Агаева Татьяна Владимировна – преподаватель истории,

Кузьмич Алла Васильевна – преподаватель географии,

Голованева Анастасия – ученица 9 класса,

Мартыненко Валерия – ученица 9 класса,

Дембицкая Екатерина – ученица 7 класса.

В музее имеются экспозиции по истории поселка, истории школы, геологии, культуре народов жителей села. В музее хранятся подлинные документы и экспонаты: фотографии, орудия труда и быта, письма, документы земляков, монеты, значки, грамоты, материалы газет, альбомы. Имеется инвентарная книга.

Цель работы музея: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики.

Задачи образовательные: расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музея.

Задачи развивающие: приобщение учащихся к самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала, развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории.

Задачи воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны, формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.

В 2014-2015 учебном году была продолжена работа по реализации программы развития школьного краеведческого музея. Цель и задачи работы школьного музея ставились с учетом цели и задачам разработанной программы.

Для решения поставленных задач проводилась следующая работа:

В честь празднования 30-летия школы Советом музея была проделана огромная работа в подготовке юбилея школы. Были проведены тематические экскурсии: «История школы» (9-11 кл.) составлены вопросы для викторины, посвященной Дню рождения школы, для учащихся начальной школы, среднего и старшего звеньев. Обновлена и дополнена экспозиция: История села Орловка. Подготовлен материал для стенда: Мы Вас никогда не забудем (об умерших учителях). Составлена экспозиция: 30 лет Орловской школе, где разместилась информация об истории школы, директорах школы, заслуженных учителях.

За время учебного года были проведены экскурсия в музей для учащихся начальных классов: «Давайте познакомимся», беседа у фотостенда «Гордость школы», для жителей поселка был организован день открытых дверей в день рождения школы 18 сентября и беседы у стендов в музее «Страницы истории села Орловка», «Страницы школьных альбомов». Для учащихся школы проведены беседы «Память огненных лет», викторины «История Орловки», «Знатоки-краеведы». Беседы: . «Моя родина – Орловка» – беседа у стендов в школьном историко-краеведческом музее.

В музее были проведены следующие уроки истории для 9-11 классов : «Память огненных лет», «Защитники Родины – наши земляки», «Жители поселка в годы Великой Отечественной войны».

На протяжении всего учебного года Совет музея и руководитель музея поддерживали тесную связь с жителями села, которые пополняли фонд музея.

В рамках празднования 70-годовщины победы в Великой Отечественной войне была проделана следующая работа. Участие в акциях «Поздравь ветеранов с Победой». Экспозиция о ВОВ была обновлена и дополнена. В честь 70-летия был проведен урок учащимся 5-11 классов о истории ВОВ и героях ВОВ. Были проведены тематические экскурсии, посвященные Дню Победы для учащихся 1-11 классов.

Ученица 9 класса Мартыненко Валерия приняла участие в конкурсе «История городов и сел» с исследовательской работой «Орловка: прошлое и настоящее». Получила диплом участника. Исследовательская работа была написана на основе воспоминаний жителей и материалов районного краеведческого музея.

1. На протяжении своей деятельности музей является центром гражданско-патриотического воспитания; на его базе проходят мероприятия, школа актива, экскурсионная работа, уроки истории, музей паспортизован.

2. В музее работают школьники 7-10 классов, работает Совет музея.

3. Организация массовых мероприятий и участие в них – это живая исследовательская деятельность самих учащихся.

4. Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской и экскурсионной работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами.

5. Работая в музее, учащиеся приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой информации, учатся анализировать изучаемый материал и использовать его в повседневной жизни, общаться со сверстниками и старшим поколением, а также повышается их музейная культура.

6. Старшеклассники помогают младшим адаптироваться в непривычной для них среде.

8. Музей посещают ежегодно все классы школы, родители, жители села.

Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством для приобретения гражданского поведения и формирования качеств гражданина.

В школе и селе сложилось позитивное отношение к работе музея. Во время проведения дня открытых дверей посетители школьного музея оставили в тетради отзывов много хороших отзывов о работе музея.

Цель работы музея достигнута, задачи, стоящие перед школьным краеведческим музеем выполнены.

Руководитель школьного историко-краеведческого музея

преподаватель истории Т.В. Агаева

Отчёт о работе музея

МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского

1. «Музей истории села» МКОУ СОШ №5 с.Новоромановское

Арзгирского района Ставропольского края.

2.Почтовый адрес: Ставропольский край Арзгирский район

с. Новоромановское, ул. Ленина,131.

  1. 3.Дата открытия: 1995 год (историко-краеведческий музей), 2000 год (получено звание «Школьный музей»).

4.Директор учреждения - Хелемендик Екатерина Андреевна.

В нашей школе создан историкo - кpaeвeдчecкий музей. Он был основан в 1995 году. Музей призван отразить в своих материалах историю нашего села Новоромановского, историю школы, особенности географического положения района. Поисковая работа, экспонирование и пропаганда музейной коллекции в настоящее время ведутся школьниками под руководством учителей Малявиной Ирины Петровны, Хоршевой Аллы Васильевны.

5.Актив музея: совет музея, лекторская группа, группа «Поиск».

6.Ответственные за работу музея: Малявина И.П. (учитель географии), Хоршева А.В.(учитель МХК);

Совет музея: Хелемендик Е.А.,Рябоконь Л.И.(зам. директора по УВР),Мягкова Н.Т.(учитель истории),Малявина И.П. (учитель географии), Хоршева А.В.(учитель МХК),Плотникова Г.Е.(учитель истории), Бондаренко В.А. (зам. директора по АХЧ), Чурсинова Н.М. (ветеран труда), Петров Д.С.(ветеран ВОв), Дземич В.Д. (ветеран труда), Петренко П., Машкова И., (учащиеся 10 класса),Хоршев Алексей (учащийся 9 класса), Самокиш Дмитрий (учащийся 8 класса).

Музей истории села является центром формирования чувств патриотизма, гражданственности и любви к «Малой Родине», к истории и культуре района, края, страны.

В 2000 году мы получили звание «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»за большую поисково-исследовательскую, общественно-полезную работу, создание интересной композиции и успехи в воспитании учащихся (свидетельство № 7970 Министерства Образования Российской Федерации, Центра детско-юношеского туризма и краеведения).

7. В музее имеется программа, расчитанная на период работы с 2010 по 2013 гг.

8. Обязательными атрибутами школьного музея являются

символы нашей Родины, представленные флагом гербом и гимном России, а также флагом и гербом Ставропольского края.

Наличие символов обеспечивает знание их детьми и другими посетителями,наглядно показывает принадлежность музея стране и субъекту Федерации, поддерживает чувство патриотизма.

Секции музея: поисковая, экскурсионная, лекторская, фондовая.

Разделы экспозиций музея

1. История образования села.

2. Село в 20-30 годы

4. 1941 - 1945

Всё для фронта,Всё для победы!

5. Послевоенные годы.

6. Село в 70 - 80г.

7. России верные сыны.

8. История УПБ.

9. История школы.

  1. Моя малая Родина с.Новоромановское

Часть музейных стендов посвящены истории школы. На одном из них размещены фотографии выпускников школы разных лет. Два класса школы - выпуск военного периода 1940-41гг.

У каждого ученика есть учитель, которого он помнит и любит. На одном из стендов музея собран материал об учителях, которые всю свою жизнь посвятили школе и педагогической деятельности.

Экспозиция «Преданья старины глубокой». Этот раздел музея представляет посетителям предметы старины, быта наших односельчан, которыми они пользовались в прошлом. Экспонаты для этого раздела собирают сами ребята или преподносят в дар гости музея. Раздел направлен на сохранение памяти потомков в предметах, поддержание чувства патриотизма у подрастающего поколения. Экспозиция всегда вызывает живой интерес у посетителей, постоянно обновляется.

Один из разделов музея посвящен истории образования и деятельности ученической производственной бригады.

Её основателем был Орлов И.Н., продолжил Пилипенко А.М.

В пристендовой витрине находятся его награды,отражающие достижения УПБ.

Большой раздел в музее посвящён годам Великой Отечественной войны,

где помещены фотоматериалы военных лет, подлинники и копии документов,

альбомы с воспоминаниями и записями солдат-односельчан, материалы о ветеранах, уже ушедших от нас и ныне живущих. Этот раздел постоянно пополняется новыми материалами, он служит хорошей наглядностью для школьников и других посетителей музея.

9. Связь музея с другими организациями.

Школьный музей поддерживает тесные отношения с музеями края, Советом ветеранов ВОв, выпускниками школы, жителями села.С музеем с. Николо-Александровского, музеем с. Арзгир, музеем А.Скокова с. Величаевского,школьными музеями школ Арзгирского района, музеем г. Мин-воды, школа №6,отделом образования ААМР, Гос. Архивами г. Ставрополя, Советом ветеранов ВОв, школьным музеем с. Величаевского, краеведческим музеем г. Мин-воды, Постом №1 г. Мин-воды, музеем отряда ОМОН г. Ставрополя.

Поисковой группой школьного музея предоставлен материал в музей с. Арзгир о герое Советского Союза Гаркуше Я.Ф. В сборе материала о герое Советского Союза Гаркуше Я.Ф. поисковой группе оказывали помощь администрация г. Мин-Воды, краеведческий музей, Арзгирская районная администрация (Деревянко С.И., Соколова В.А.).

10.В музее имеются портреты, биографии, описание подвигов совершённых в военное и мирное время Героя Советского Союза Гаркуша Я.Ф., полного кавалера Ордена Славы Лобода А.А, Героев Социалистического труда Манякина С.И., Купреева П.Я.

11.Раздел «России верные сыны». На стендах этого раздела собран материал о наших односельчанах - воинах

Интернационалистах, служивших в Афганистане и ребятах, выполнявших свой воинский долг в «горячих» точках России – Чечне и Дагестане. В пристендовой витрине

размещены копии наградных документов, солдатских конвертов из мест службы, альбомы с материалами о

службе воинов-односельчан.

Совсем недавно (2011 г.) появилась экспозиция «Памяти героя», посвященная выпускнику школы, старшему лейтенанту Ставропольского ОМОН Луговскому Максиму, погибшему при исполнении служебного долга, посмертно награжденному Орденом Мужества. В 2011 г. отряду юнармейцев МКОУ СОШ №5 было присвоено имя Луговского Максима. Ребята с гордятся этим и стремятся оправдать высокое звание отряда, носящего имя героя.

  1. В фондах музея имеется список рекомендованной литературы по истории Вов.

13.Поисковая работа. Создание школьного музея тесно связано с развитием туристско-краеведческой работы среди учащихся. Реализуя Программу работы музея истории села, отряд «Поиск» ведёт летопись жизни музея, где фиксируются поиски, исследования, находки. Ребята художественно оформляют дневники походов, экспедиций, экскурсий.

Поисковая группа школьного музея по просьбе родственников, живущих в Калининградской области, совместно с редакцией газеты Пограничной Службы ФСБ России по Южному Федеральному округу «На рубежах Родины» собрали материал о бывшем чекисте

Деревяникине Михаиле Ефимовиче (2009 г.). Было установлено место его захоронения, найдены очевидцы тех событий.

Ведётся сбор и оформление материалов о Манякине С.И. - председателе колхоза «Родина» в 1956-58 гг. - герое Социалистического труда, награжденном 5 орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени.

Группой «Поиск» собран и оформлен материал о герое Социалистического труда П. Я. Купрееве.

В районе х.Ново-Гражданского (ныне с.Николо-Александровское) находится братская могила, где захоронены героически погибшие

в годы Великой Отечественной войны партизаны Гофицкого района. На этом месте установлен обелиск. Совместно с учащимися школы с. Николо – Александровского была воссоздана история появления этого обелиска.

Ведётся поиск и обработка материалов о массовом расстреле евреев фашистами в годы Вов в окрестностях с. Новоромановановского.

С февраля 2011 г. оформлен материал и продолжается поисковая работа о выпускнике школы Луговском Максиме, награжденном посмертно орденом мужества.

Систематически музей пополняется материалами о ветеранах педагогического труда нашей школы, поддерживается тесная связь с ближайшими родственниками.

К 65-летию Победы школьниками и учителями школы в ходе акции «Они приближали Победу» был собран подробный материал о тружениках тыла, работавших в родном селе в годы Великой Отечественной войны.

  1. Наличие подлинных экспонатов и условия сохранности фондов.

Собирать и хранить подлинные памятники истории и культуры трудное и ответственное дело.

Школьный музей был открыт при наличии фонда подлинных материалов, а также необходимого помещения и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.

Одним из главных критериев музея является наличие научно-обработанных фондов. Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в школьном музее, составляют фонд музея.

Фонд музея состоит из основного и вспомогательного.

В фондах музея хранятся:

Фотографии – 484;

Копий документов - 38;

Экспонаты – 4;

Альбомы – 29;

Схемы – 2;

Макеты – 1.

Материалы, посвящённые периоду Великой Отечественной войны:

Фотографии – 134, из них подлинников – 87;

Документы, отражающие события военных лет – 2, из них подлинники - 12;

Материалы газет – 32;

Экспонаты времён ВОв – 23, из них подлинников – 17;

Альбомы – 11.

15. Экспозиционная работа поддерживается на хорошем уровне. Музей выдержан в едином художественном стиле, с соблюдением хронологии событий в истории села, что обеспечивает эстетичность оформления, удобство для восприятия материала во время экскурсий и других мероприятий, проводимых в музее.

16. Поведение экскурсионной и просветительской работы.

Одним из направлений работы музея является экскурсионная работа . Экскурсии проводятся для учащихся школы, родителей, учащихся других школ, жителей села. Благодаря этому школьный музей подтверждает статус открытой системы.

В музее работают две группы экскурсоводов:

Младшая (из учащихся 6-7 классов);

Старшая (из учащихся 8-11 классов).

Экскурсии проводятся обзорные и тематические :

«Земли родной минувшие года»;

«Поклонимся суровым тем годам»;

«Этих дней не смолкнет слава»;

«Преданья старины глубокой»;

«Время выбрало нас»;

«Моё село вчера и сегодня»;

«История школы».

За 2011-2012 год музей посетили 236 человек.

Школьный музей является центром героико-патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности.

На базе музея проводятся классные часы, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОв и труда, участниками военных действий в Афганистане и Чечне, встречи с выпускниками школы, уроки мужества, конкурсы чтецов, заочные путешествия по местам солдатской славы, конференции, этнографические шоу.

Учащиеся активно используют материалы школьного музея при

подготовке и написании рефератов, сочинений, писем фронтовикам и других творческих работ с героической тематикой.

На основе материалов музея школы учитель географии Малявина Ирина Петровна составила программу спецкурса «Моя малая Родина» (5 класс). Занятия спецкурса проходят в музее. Дети выступают не только как зрители, но и вовлечены в работу музея (пополнение музея экспонатами, предметами быта).

Выпускники школы ежегодно используют материал музея

для написания рефератов, курсовых и дипломных работ.

Экспозиции и материалы музея используются на уроках географии, литературы, истории, МХК, музыки, ИЗО; на спецкурсах «История Ставропольского края» (10-11 класс), «География Ставропольского края» (8 класс); на факультативе «Введение в народоведение» (2-4 классы).

Для жителей и гостей села организуются выставки к юбилею села, школы, экспонаты музея используются для оформления народных праздников, ежегодно с выездными выставками учащиеся школы выступают на районном слёте туристко-краеведческого движения «Отечество», где занимают призовые места.

17. Деятельность школьного музея и работы членов его коллектива

освещается на страницах районной газеты «Заря». Это позволяет

раскрыть значимость проводимой работы, популяризует

деятельность музея среди населения села и района, пробуждает

в детях чувство патриотизма, гордости за свои достижения.

18. В музее имеется перспективный план работы на 2011-2012 учебный год.

19. Иные показатели, характеризующие работу музея: успехи учителей и учащихся школы, достигнутые в учебно-воспитательной работе средствами музейной педагогики. Прилагается папка достижений.

Работа в музее помогает многим школьникам выбрать будущую профессию. Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь. Все виды воспитательной работы, которые ведутся в нашей школе на базе музея, способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность.




В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные