Музей врубеля часы работы. Художественный музей имени Врубеля, расположенный в Омске – так расшифровывается фраза «Врубель, музей, Омск. Место Омска в Российской истории

Родился в Омске. Сын военного юриста, председателя казанского военно-окружного суда, генерал-лейтенанта Александра Михайловича Врубеля и Анны Григорьевны, урожденной Басаргиной, родственницы декабриста Николая Васильевича Басаргина. В три года лишился матери.

Окончил с золотой медалью Одесскую ришельевскую гимназию. Рано обнаружил интерес к живописи и музыке, но поступил на юридический факультет Петербургского университета. Изучал историю, философию, французский и латинский языки. Одновременно посещал вечерние классы Академии художеств. С 1880 года учился в Петербургской Академии художеств. Был великолепно образованным человеком, обладал огромной трудоспособностью и наблюдательностью, умением подолгу анализировать натуру, добиваться максимальной точности изображения.

В 1884 году был приглашен в Киев, где исполнил свою первой крупную работу - фрески Кирилловской церкви. Для изображения апостолов художнику позировали душевнобольные из расположенной рядом психиатрической больницы. В 1887 году исполнил цикл эскизов для фресок во Владимирском соборе в Киеве. Работу ему закончить не дали, и в конце года он уехал в Венецию. Мозаики Сан-Марко, живопись Возрождения оказали огромное влияние на индивидуальный стиль Врубеля.

С 1889 года жил в Москве. Давняя любовь к музыке привела Врубеля в частную оперу С.И. Мамонтова, и он принял участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане». Некоторое время жил в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице, где по его эскизам был построен и оформлен дворовый флигель. Также занимался оформлением интерьеров самого дома Мамонтовых и ряда других московских особняков. Для кабинета Мамонтова Врубель написал картину «Демон сидящий».

На одной из репетиций русской частной оперы познакомился с певицей Надеждой Ивановной Забелой. В 1896 году в Женеве состоялась их свадьба. В браке имел сына Савву, умершего во младенчестве.

Входил в Абрамцевский кружок С.И. Мамонтова, был одним из руководителей Абрамцевской гончарной мастерской. В керамике Врубель открыл для себя люстр (блеск), переливающийся всеми цветами радуги. В конце 1891 года художник с семьей Мамонтовых уехал в Италию.

В 1896 году Врубель создал декоративные панно для нижегородской выставки «Микула Селянинович», «Принцесса Греза». В 1900 году на Парижской выставке его работы были отмечены золотой медалью.

С 1885 по 1902 год главной темой в искусстве художника и в живописи, и в скульптуре стали образы Демона – «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и т.д. В 1891 году Врубель осуществил серию иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова. «Демон … дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный … величавый» - писал художник отцу.

С 1901 года у художника появились первые признаки душевного заболевания, в следующем году его здоровье резко ухудшилось. С этих пор он часто находился в различных психиатрических клиниках. Будучи больным, он продолжал писать. В самом конце своей трагической жизни безумный и ослепший художник утверждал, что он жил во все времена, строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане.

Умер в петербургской клинике Бари. Похоронен в Санкт-Петербурге на Ново-Девичьем кладбище.

Иллюстрация: Автопортрет с жемчужной раковиной. 1905. Бумага на картоне, акварель, уголь, белила, пастель. 58,2х53. Поступил в 1918 году из собрания А.А. Врубель, сестры художника.

Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля - крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней.

Датой основания музея считается 21 декабря 1924 г., когда в стенах бывшего Генерал-губернаторского дворца была открыта картинная галерея при Западно-Сибирском Краевом музее. То, о чем давно мечтала местная интеллигенция, объединившаяся в 1916 г. в «Общество художников и любителей изящных искусств Степного края», наконец-то свершилось. Собранные «Обществом» работы составили фонд музея при Художественно-промышленном училище (позднее техникуме) имени М. А. Врубеля, открытом в 1920 г.

История омской картинной галереи, переросшей затем в музей изобразительных искусств, похожа на судьбы других российских музеев, родившихся после октябрьской революции. Созданный в структуре Наркомпроса летом 1918 г. Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины утвердил положение о Государственном музейном фонде. Краевой музей Омска первым из сибирских музеев откликнулся на предложение Наркомпроса принять произведения искусства для организации картинной галереи. Привезённые из Москвы осенью 1924 г. первые экспонаты из расформированного Румянцевского музея позволили в конце декабря открыть в Западно-Сибирском Краевом музее художественный отдел, называемый также картинной галереей.

В последующие годы художественное собрание продолжало пополняться. Из Государственного музейного фонда в Омск поступали произведения всех видов и жанров, хранившиеся ранее в Зимнем и Мраморном дворцах Петербурга, музее Академии художеств, в собраниях Юсуповых, Боткиных, Шуваловых, Рябушинских. Делились с молодым сибирским музеем Третьяковская галерея, Русский музей и Государственный Эрмитаж.

Известный художник и учёный Н. К. Рерих, оказавшийся в Омске летом 1926 г. во время своей знаменитой транс-гималайской экспедиции и посетивший музей, был удивлён «богатым собранием картин, умело подобранных, характеризующих течения русской школы».

В 1932 году, в связи с закрытием Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля фонды его музея были переданы в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея. Так появились в нём картины Э. Дюбюфа, А. Явленского, В. Кандинского, Д. Бурлюка, а также разнообразная и богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства: китайский фарфор и фаянс, изделия из камня, художественный металл.

Третьяковская галерея передала в музей живописные и графические произведения А. Экстер, Н. Гончаровой, М. Ларионова, В. Сурикова, пейзажи представителей «Союза русских художников», портреты И. Макарова. В 1930-е гг. собрание художественного отдела стало самым значительным в Западной Сибири - 4230 экспонатов.

В 1940 г. художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея обрёл самостоятельность и стал именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств (с 1954 г. - Омский областной музей изобразительных искусств).

За период с 1950 по 1955 гг. коллекции музея значительно возросли, особенно в части работ советских мастеров. Из фондов Государственной Третьяковской галереи в 1955 г. и в 1962 г. было передано около ста произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства.

Благодаря подвижнической деятельности одного из старейших сотрудников музея А. Н. Гонтаренко, знавшей многих художников и их потомков, в коллекции оказались работы Р. Фалька, А. Лентулова, М. Волошина, Л. Бруни, З. Серебряковой, Н. Войтинской, А. Осмёркина, А. Фонвизина.

Тесные контакты с московскими и петербургскими коллекционерами привели к тому, что 1980-1990-х гг. музей пополнили более трех тысяч произведений гравюры, оригинальной графики а живописи, а также уникальные книги по искусству.

С 1995 г. музей, экспонирующий единственное в Сибири живописное произведение Михаила Александровича Врубеля - триптих «Цветы» (1894), - носит имя знаменитого русского художника, родившегося в Омске в 1856 г.

В 1996 г. музею было передано еще одно здание, расположенное в центре города - бывший Торговый корпус, возведённый в 1914 г. по проекту архитектора А. Д. Крячкова. Здесь разместилась Врубелевская сцена - своеобразная музейная филармония.

Собрание музея продолжает пополняться по всем разделам коллекции. Сегодня наиболее динамично комплектуются разделы музейного собрания, посвященного современному искусству: около двух тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, предметов керамики и стекла были переданы из фондов РОСИЗО, частных коллекций и мастерских художников Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Кемерово, Барнаула, Иркутска в 2000-х гг.

Значимым приобретением стало живописное полотно народного художника СССР И. Глазунова «Голгофа», подаренное музею Правительством Омской области в 2005 г. В настоящее время собрание ООМИИ имени М. А. Врубеля насчитывает около 30 тысяч единиц хранения и продолжает активно пополняться.

Непонятный набор слов без падежей и предлогов «Врубель, музей, Омск» говорит о том, что автор что-то слышал об их возможном сочетании, но что конкретно, не знает сам. То ли Врубель родился в Омске, то ли его полотна находятся в местном музее, то ли он сам его создал... Давайте расставим все точки над и.

Место Омска в Российской истории

Михаил Юрьевич Врубель действительно родился в Омске в 1856 году. Поэтому вполне естественно, что городской музей назван его именем, хотя произошло это спустя 14 лет после смерти художника, в 1910 году.

Каждая из составных частей фразы «Врубель, музей, Омск» заслуживает отдельного достойного рассказа, но статья посвящена музею, который является крупнейшим в Западной Сибири, и полностью соответствует значению города, бывшего одно время столицей Белой России. В царские времена Омск был единственным за Уралом городом, которому разрешалось в особо торжественные дни поднимать флаг и устраивать салют. Такое право на территории всей громадной Российской империи имели только Петербург, Москва, Варшава и Тифлис.

История возникновения музея

Губернаторский дворец полностью соответствовал рангу города, столице Сибирского казачьего войска. В нем стараниями замечательного директора В. Ф. Мелехина и был создан сначала художественный отдел, а позднее музей, поступления произведений живописи в который начались в 1924 году. То есть слова «Врубель», «музей», «Омск» расшифровывается следующим образом: в большом западносибирском областном центре Российской Федерации существует крупный замечательный музей изобразительного искусства, названный в честь уроженца города - великого художника Михаила Юрьевича Врубеля, неповторимого и уникального, авторство произведений которого узнается с первого взгляда.

В Сибири музеев должно быть больше

В европейской части России есть церкви (Владимирский собор), стены которых расписывал этот художник. Есть музеи с мировыми именами, где выставлены его картины. В Сибири этого нет. Стоит оговориться, что есть Интернет, и при желании можно увидеть все работы мастера. Но реальное посещение музея - это нечто иное, это прямая сопричастность к автору. Музеи необходимы, и они будут существовать всегда.

Исследуемую фразу «Врубель, музей, Омск» можно и нужно рассматривать как адрес единственного за Уралом места, в котором находятся произведения гениального художника. Музей обладает триптихом «Цветы», состоящим из монументально-декоративных панно - «Желтые розы», «Хризантемы» (центральная часть) и «Розы и лилии».

Достойной коллекции - достойное помещение

Под охраной государства, как памятник архитектуры, находится здание, в котором изначально располагался музей имени Врубеля. Омск не может похвастаться хотя бы еще одним таким же. Выстроенное по специальному проекту архитектора Ф. Вагнера в 1862 году, оно сохранилось в первоначальном виде до наших дней. Когда художественный отдел Западносибирского Краевого музея, расположившегося в здании бывшего генерал-губернатора, выделился в самостоятельную единицу, ему было передано здание Городского Торгового корпуса, которое тоже является архитектурным памятником, но уже начала XX века. Таким образом, серьезная и обширная коллекция живописи, скульптуры и графики находится в достойном месте. Музейные экземпляры представляют собой все направления и школы мировой живописи. Благодаря стараниям первого директора музея Ф. В. Мелехина, экспозиция пополнялась из частных и лучших коллекций музеев России. Здесь есть подлинные шедевры как отечественных, так и зарубежных художников. Знаменитый портрет писателя в красной рубахе работы Ильи Репина находится по адресу: Музей Врубеля, Омск. Выставки, проводимые здесь регулярно, заслуживают отдельных слов. Только перечень проведенных в последнее время вернисажей говорит сам за себя: «Весеннее пробуждение», «Хрустальный дворец», «Иван Шишкин».

Прекрасная ознакомительная акция

Акция «Ночь музеев» впервые была проведена в Берлине в 1997 году. Смысл ее состоит в том, чтобы познакомить с мировыми шедеврами как можно большее количество людей. Возможность посетить музей бесплатно была первой приманкой; теперь прекрасные шоу, сопровождающие акцию, способны сами приносить прибыль, потому что количество посетителей увеличивается год от года. Радость общения сама по себе может доставить удовольствие. Этого праздника ждут - в 2009 году 2300 музеев по всему миру открыли свои двери для посетителей. В ночь на 17 мая силами музея имени Врубеля в Омске была проведена прекрасная арт-мистерия «Изумрудный город».

Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля - крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. Полотна выдающихся мастеров кисти, скульптура, оригинальная графика, гравюры, дворцовая мебель, фарфор, стекло, редкие печатные издания и другие уникальные предметы искусства хранят обширные музейные фонды.

Музей размещается в двух зданиях в центре Омска. Одно из них - бывший генерал-губернаторский дворец, построенный на левом берегу р. Оми в 1859-1862 гг. по проекту арх. Ф.Ф. Вагнера. В 1923 г. это лучшее в городе здание, решенное в благородных формах «неоренессанса», было отдано Западно-Сибирскому Краевому музею. Через год омская общественность стала свидетелем знаменательного события в культурной жизни города. Пригласительный билет сообщал: «Государственный Западно-Сибирский Краевой музей просит Вас пожаловать на открытие картинной галереи, имеющее быть в воскресенье 21-го сего декабря в 12 часов дня. Директор музея Мелехин». На втором этаже в самом большом зале, где когда-то проходили важные приемы и решались судьбы Сибири, перед изумленными зрителями предстали около 90 произведений замечательных русских художников. Об этом давно мечтала местная интеллигенция, объединившаяся в 1916 г. в «Общество художников и любителей изящных искусств Степного края». Собранные ими работы составили фонд музея при Художественно-промышленном училище (позднее техникуме) имени М.А. Врубеля, открытом в 1920 г.

История омской картинной галереи, переросшей затем в музей изобразительных искусств, похожа на судьбы других российских музеев, родившихся после октябрьской революции. Созданный в структуре Наркомпроса летом 1918 г. Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины утвердил положение о Государственном музейном фонде. Его составили национализированные художественные коллекции Москвы и Петрограда, произведения, украшавшие дворцы, особняки и имения.

Краевой музей Омска первым из сибирских музеев откликнулся на предложение Наркомпроса принять произведения искусства для организации картинной галереи. Заслуга в этом принадлежала Ф.В. Мелехину, его первому директору (1924-1929). Оказавшийся в Омске, как и многие представители русской интеллигенции в годы гражданской войны, он задался целью создать крупнейший в Сибири художественный музей на основе произведений искусства из Государственного музейного фонда.

Привезенные из Москвы осенью 1924 г. первые экспонаты из расформированного Румянцевского музея позволили в конце декабря открыть в Западно-Сибирском Краевом музее художественный отдел, называемый также картинной галереей.

В последующие годы художественное собрание продолжало пополняться. Ф.В. Мелехин часто выезжал в Москву и Ленинград для отбора произведений, и каждый раз после его командировок из Государственного музейного фонда в Омск поступали произведения всех видов и жанров, хранившиеся ранее в Зимнем и Мраморном дворцах, музее Академии художеств, в собраниях Юсуповых, Боткиных, Шуваловых, Рябушинских. Делились с молодым сибирским музеем Третьяковская галерея, Русский музей и Государственный Эрмитаж.

Известный художник и ученый Н.К. Рерих, оказавшийся в Омске летом 1926 г. во время своей знаменитой транс-гималайской экспедиции и посетивший музей, был удивлен «богатым собранием картин, умело подобранных, характеризующих течения русской школы».

В 1928 г. формирование коллекции за счет поступлений из Государственного музейного фонда было закончено в связи с его ликвидацией. За прошедшие годы музей сформировал значительное собрание: в 1927 г. в его составе насчитывалось 2555 экспонатов. Щедрым на новые поступления оказался 1932 г. В связи с закрытием Художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля фонды его музея были переданы в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея. Так появились в нем картины Э. Дюбюфа, А. Явленского, В. Кандинского, Д. Бурлюка, а также разнообразная и богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства: китайский фарфор и фаянс, изделия из камня, художественный металл. В том же году Третьяковская галерея передала в музей живописные и графические произведения. Среди них «Парис на балу» А. Экстер, «Жатва» Н. Гончаровой, «Цирковая танцовщица» М. Ларионова. В последующем из московской сокровищницы поступили «Голова монаха» В. Сурикова, пейзажи представителей «Союза русских художников», портреты И. Макарова. В 1930-е гг. собрание художественного отдела являлось самым значительным в Западной Сибири – 4230 экспонатов.

В 1940 г. художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея обрел самостоятельность и стал именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств (с 1954 г. – Омский областной музей изобразительных искусств). Его экспозиция, занимавшая уже весь второй этаж, отличалась разнообразием и обилием экспонатов. В два и даже в три яруса висели, отражаясь в зеркалах, картины в золоченых рамах, теснилась дворцовая мебель, уставленная бронзовыми канделябрами и часами, многочисленные витрины изобиловали мейсенским и китайским фарфором. Благодаря подвижнической деятельности одного из старейших сотрудников музея А.Н. Гонтаренко, знавшей многих художников или их потомков, в коллекции оказались работы Р. Фалька, А. Лентулова, М. Волошина, Л. Бруни, З. Серебряковой, Н. Войтинской, А. Осмеркина, А. Фонвизина. Тесные контакты с московскими и петербургскими коллекционерами отличали деятельность музея особенно в последние два десятилетия. Из коллекции собирателя Ю.В. Невзорова поступили в музей «Портрет поручика лейб-гвардии офицера Измайловского полка Д.С. Квашнина-Самарина» А. Смирнова и «Рожь» А. Мещерского, от Г.П. Белякова рисункиФ. Малявина, из собрания академика Е.М. Лавренко более трех тысяч произведений гравюры, оригинальной графики, живописи, уникальные книги по искусству и т.д. В настоящее время собрание музея насчитывает около 25 тыс. единиц хранения.

В 1996 г. музею было передано еще одно здание, расположенное в центре города - бывший Торговый корпус, возведенный в 1914 г. по проекту арх. А.Д. Крячкова.

С 1995 г. музея, экспонирующий единственное в Сибири живописное произведение Михаила Александровича Врубеля - триптих «Цветы» (1894) - носит имя знаменитого русского художника, родившегося в Омске в 1856 г.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные