Особняк М.К. Морозовой в Пречистенском переулке - A little wrong can set things right. Особняк маргариты морозовой

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых — с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих — потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.

В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.

В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца — фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.

В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.

История этого строения датируется началом XIX в., когда в 1819 г. на территории обширного владения было начато строительство главного дома усадьбы генеральши А.П. Глазовой. Первоначально был построен северный одноэтажный жилой флигель вдоль красной линии Земляного вала. Здание было поставлено на каменный цокольный этаж, а верхний деревянный этаж обложен в один кирпич. Одновременно был заложен каменный цокольный этаж основного объёма.
Ансамбль главного дома был в основном отстроен уже к 1821 г. Двухэтажный с мезонином дом и южный флигель были деревянными, обложенными кирпичом и оштукатуренными. Полуциркульные крылья, соединявшие главный корпус с уличными флигелями, были выстроены в камне. По центральной оси находилась полукруглая ротонда с колоннами и лестничными сходами в палисадник. Основной вход в здание осуществлялся через каменное крыльцо со стороны южного торцевого фасада.
В таком виде здание просуществовало до 1869 г., когда по требованию его новой владелицы княгини Е.В. Гагариной дом был частично перестроен. Судя по сохранившимся планам и фасадам, основные габариты и композиционная схема дома сохранились, лишь незначительно была увеличена южная пристройка для входа в здание. Предположительно в это время ампирная отделка фасадов была изменена на новую.

В 1879 г. для К.С. Попова, владельца пассажа на Кузнецком мосту (ул. Кузнецкий мост, д. 12), чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк. Проект принадлежал Александру Ивановичу Резанову, академику архитектуры, профессору Императорской Академии художеств и её ректору по архитектуре. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль «неогрек».

В 1894 г. особняк вновь перестраивается уже архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца – фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой первоначальный стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком переходами. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне Морозовой (в девичестве Мамонтовой).

В официальной записке значилось, что Мазырину предписывается вести ремонт дверей, печей и окон. Однако, очевидно, что именно при его участии на первом этаже главного дома появляются шесть парадных залов, оформленных в различных стилях: «мавританский», «помпейский», «охотничий», «ренессансный», «греческий», «английский», «малый английский», а также «египетская» лестница.
Художественное оформление этих интерьеров близко по стилистике к интерьерам дома А.А. Морозова на Воздвиженке (ул. Воздвиженка, 14), дома А.В. Морозова в Подсосенском переулке (Подсосенский пер., д. 21) и другим образцам интерьеров того времени.

Михаил Абрамович Морозов, как и его знаменитый брат, Иван Абрамович, любил живопись, коллекционировал её и дружил со многими художниками. В 1892–1910 гг. в особняке М.К. и М.А. Морозовых бывали: художники К.А. Коровин, С.А. Виноградов, В.В. Переплетчиков, А.М. Васнецов, И.С. Остроухов, чьи картины составили основу картинной галереи М.А. Морозова; М.А. Врубель, В.И. Суриков, А.Е. Архипов; скульптор П.П. Трубецкой; писатель Л.Н. Толстой, поэт Андрей Белый (Борис Бугаев); актер М.П. Садовский; музыканты: директор и профессор Московской консерватории В.И. Сафонов; композиторы А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер; философы: Л.М. Лопатин, С.Н. и Е.Н. Трубецкие и др. В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны, и знаменитый портрет сына хозяев – Мики Морозова.

Маргарита Кирилловна прожила, в отличие от мужа, долгую жизнь. Дом она продала ещё до революции.
При последнем владельце усадьбы Михаиле Константиновиче Ушкове с 1910 по 1917 г. никаких строительных работ не велось.
В 1917 г. владение было национализировано. В главном доме в 1918 г. был открыт клуб им. Октябрьской революции (позже – клуб «Освобождённый труд» фабрики Гознак), на открытии которого выступал В.И. Ленин.
В 1923–24 гг. в северной части сада была устроена летняя эстрада.
В 1952 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска из мрамора с бронзовым барельефным портретом В.И. Ленина и с текстом: «Владимир Ильич Ленин выступал в этом здании на открытии клуба им. Октябрьской революции Хамовнического района 10 ноября 1918 г.».

В дальнейшем здание неоднократно передавалось различным учреждениям и организациям, в том числе здесь располагался дом пионеров, райком партии, в результате чего планировочная структура здания периодически трансформировалась. В ходе эксплуатации уникальное убранство интерьеров было доведено до крайне неудовлетворительного состояния, многие элементы интерьеров были утрачены, а декоративные росписи значительно повреждены.

В 1980-х гг. здание перешло в собственность Верховного Совета СССР, в связи с чем на объекте были проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы.
В 1993 году дом был передан банку «Российский кредит».
В настоящий момент здание находится в собственности Российской Федерации и не используется.

Объект культурного наследия федерального значения.

Михаил Абрамович Морозов купил усадьбу на Смоленском бульваре через год после женитьбы на Маргарите Мамонтовой. Рано став вдовой, Маргарита Кирилловна была центральной фигурой не только светской и богемной жизни Москвы, но и философско-религиозного просвещения в России в начале XX века. Ещё при жизни Михаила Абрамовича, который был коллекционером живописи, частыми гостями дома были художники Виктор Васнецов, Константин Коровин. Близким другом семьи стал Валентин Серов. Частыми гостями после смерти Морозова были композитор Александр Скрябин, у которого хозяйка дома брала уроки музыки, поэт Андрей Белый, считавший её своей музой, и десятки других известных людей искусства и общественной жизни того времени.

Судьба этой женщины тесно связана с выдающимися людьми русского Серебряного века, она была крупнейшей меценаткой, яркой представительницей культурного просвещения России начала XX века. Многие знаменитые художники, поэты, музыканты, актёры, философы и общественные деятели, часто не переносившие друг друга на дух в обычной жизни, регулярно встречались в салоне Морозовой на Смоленском бульваре. Салон представлял собой настоящий дом-музей: египетская парадная, привезённая из Египта настоящая мумия, сфинксы, каждая комната в своём стиле - ампир, восток и т.д. Морозова потратила доставшиеся ей в наследство от мужа три миллиона рублей с максимальным эффектом для культурной жизни Москвы и России. Мало кто из крупнейших меценатов может сравниться с ней по значимости поддержанных начинаний и творческих гениев.

Маргарита Кирилловна Морозова (в девичестве Мамонтова), хотя и происходила из знаменитого купеческого рода, была бесприданницей. Её отец Кирилл Николаевич промотал немалое состояние, доставшееся от отца, бежал от кредиторов за границу и, в конце концов проиграв последние деньги в Монте-Карло, застрелился в гостиничном номере, когда Маргарита была ещё ребёнком. Опекуном её лично и всей её семьи стал московский обер-полицмейстер А.А. Козлов, чьи отношения с вдовствующей матерью Маргариты вызывали кривотолки. Замужество с наследником огромного состояния Михаилом Морозовым, который был сражен её красотой, было для Маргариты Кирилловны пропуском в высший свет.

Михаил Абрамович отличался вспыльчивостью, был необузданной натурой. Вскоре после женитьбы он за штурвалом собственного парохода «Новинка» в верховьях Волги (по пути на дачу) налетел на мель и чуть не погубил молодую супругу, заваленную мебелью на тонущем судне. Впоследствии Маргарита Кирилловна в 1897 году была вынуждена покинуть на время дом мужа. Колоритная жизнь богатой пары послужила материалом для сатирических пьес известных драматургов. Считается, что прообразом главного героя пьесы А.И. Сумбатова-Южина «Джентльмен», которая несколько сезонов шла в Малом театре, был Михаил Морозов, «русский самородок, смягченный цивилизацией». А его жена в слегка карикатурном виде была выведена В.И. Немировичем-Данченко в пьесе «Цена жизни».

Несмотря на сложности в семейной жизни и рождение троих детей, Маргарита Кирилловна слушала лекции по всеобщей истории и русской литературе в МГУ, знакомилась с яркими представителями московской либеральной профессуры (Боборыкиным, Джаншиевым, Глебом Успенским и др.) и театрально-художественной элиты (В.Серовым, В.Васнецовым, М.Врубелем, В.Суриковым, А.Архиповым, Л.Собиновым и многими другими). Михаил Абрамович покупал для своей коллекции картины известных живописцев, и многие из них стали близкими друзьями семьи. Особенно Валентин Серов, который написал несколько портретов Морозовых, самый известный из которых - портрет пятилетнего Мики Морозова.

Серов был последним из гостей, кто покинул особняк на Смоленском бульваре непосредственно перед смертью Михаила Абрамовича в октябре 1903 года. Незадолго до этого художник закончил его парадный портрет, создание которого Маргарита Кирилловна воспринимала как мистический знак беды, исполнение пророчества дяди своего мужа Михаила Хлудова. Тот в своё время предрёк 14-летнему племяннику и тёзке смерть после написания его первого портрета. Маргарита Кирилловна была против того, чтобы муж заказывал Серову парадный портрет, и после его смерти упрекала живописца. По одной из версий, она кричала Серову: «Это вы! Вы убили Мишу!» Серов был потрясён и полгода тяжело болел. Несмотря на свои противоречивые чувства к художнику, Морозова ссудила его крупной суммой на период вынужденного простоя в работе. Незадолго до собственной смерти Серов начал писать портрет Маргариты Кирилловны, но не успел его завершить.

Тесные отношения связывали Морозову с композитором Александром Скрябиным, у которого она брала уроки музыки. Маргарита Кирилловна финансово поддерживала выдающегося музыканта с 1904 по 1908 год, что позволило ему переехать в Швейцарию, где у него был самый плодотворный период творчества. Морозова также была близкой подругой жены Скрябина Веры Ивановны, от которой композитор ушел к Татьяне Шлёцер. Морозова поддерживала жену Скрябина, оставленную с четырьмя малолетними детьми, и была на протяжении многих лет посредником между всеми участниками этого «любовного треугольника».

На протяжении многих лет Маргарита Кирилловна была музой поэта-символиста Андрея Белого, для которого она ещё до их личного знакомства стала первым юношеским увлечением. Поэт четыре года писал ей письма под псевдонимом «Ваш рыцарь». Позднее, уже после знакомства с Морозовой, даже когда место «прекрасной дамы» у него заняла жена Александра Блока Л.Д. Менделеева, он продолжал писать Маргарите Кирилловне любовные письма, что не мешало их вполне светскому общению в салоне меценатки. Он воплотил её в образе Сказки в своей «Второй (драматической) симфонии». Немало страниц поэт посвятил Морозовой в своей мемуарной трилогии «На рубеже двух веков», «Начало века», «Между двух революций». В поздней и, как многие считают, его лучшей поэме «Первое свидание» в образе Зариной видна Морозова.

В 1905 году под влиянием происходящих в стране событий салон Морозовой превратился в центр общественной жизни. Здесь проходят публичные чтения и дискуссии, в которых участвуют П.Н. Милюков, князь Г.Н. Львов, Д.С. Мережковский и даже представители РСДРП. В мае 1905 года в особняке на Смоленском бульваре проходит Всероссийский земский съезд с участием трёхсот депутатов. Для его проведения хозяйка усадьбы заручилась поддержкой своего бывшего опекуна (а по слухам, циркулировавшим тогда в Москве, настоящего отца) генерал-губернатора А.А. Козлова, который проигнорировал попытку запретить съезд телефонным звонком второго лица МВД из Петербурга.

Одним из активных участников съезда был Павел Милюков, чьи отношения с Морозовой летом 1905 года характеризовались им как «кратковременное взаимное увлечение». В своей переписке она называла Милюкова Штольцем в противоположность Е.Н. Трубецкому (Обломову). Также выступавший на съезде философ князь Евгений Трубецкой стал самой большой платонической любовью всей жизни Маргариты Кирилловны. Её интерес к общественно-политическим вопросам был во многом обусловлен желанием сблизиться с Трубецким. С этой же целью она стала финансировать издание газеты «Московский еженедельник», редактором которой стал Евгений Николаевич. Газета выходила до 1910 года, когда Морозова была вынуждена продать роскошную усадьбу на Смоленском бульваре и переехать в принадлежавший ей более скромный дом в Мёртвом переулке. «Беззаконная любовь» с Евгением Трубецким привела к появлению нескольких сотен философско-любовных писем - возможно, самой потрясающей переписки в русской истории. Чтобы быть ближе к своему платоническому возлюбленному, который жил в фамильном имении Бегичево под Калугой, Маргарита Кирилловна купила в 1909 году усадьбу Турлики (с тех пор известную как «Морозовская дача») на территории нынешнего Обнинска.

Дороги России

Старинный особняк в Пречистенском переулке на старом Арбате с 1946 года занимает посольство Дании. "Родословная" этого московского дома уходит вглубь русской истории и заслуживает пристального внимания.

Правая часть здания построена вскоре после пожара 1812 года для гвардии капитана Воейкова. Прошло несколько десятилетий, и уже новый владелец майор Гурьев переделал большинство интерьеров согласно своим вкусам. В 1905 году его потомкам пришла в голову мысль украсить дом респектабельным парадным вестибюлем. А несколько лет спустя это владение купила известная меценатка Маргарита Кирилловна Морозова, вдова крупного московского купца. После смерти супруга, Михаила Абрамовича, она продала свой огромный помпезный дворец на Смоленском бульваре, распрощавшись одновременно и с большой коллекцией знаменитых полотен: картины русских художников отправились в Третьяковскую галерею, рисунки Тулуз-Лотрека и морской пейзаж Ван Гога достались Пушкинскому музею, а импрессионисты - Эрмитажу.

Тем не менее самые любимые полотна Серова, Врубеля, Коровина Маргарита Кирилловна оставила себе: пусть небольшая, но все же галерея. Поэтому и помещение для нее требовалось соответственное. Для воплощения своего замысла Морозова пригласила молодого, подающего большие надежды архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского. Именно он придумал расположить большой зал приемов так, чтобы в нем было много света и практически в любое время дня в окна заглядывали бы лучи солнца. Жолтовский развернул пространство не по длине, а по ширине между несколькими окнами со стороны улицы и огромными стеклянными проемами балкона, выходящего в сад. По словам посетителей салона Морозовой, среди которых частым гостем был Андрей Белый, особняк служил редким образцом хорошего вкуса. Поэта, как и многих других, кроме всего прочего, привлекала атмосфера русской помещичьей усадьбы - дух уже уходящей эпохи. Продолговатая столовая с мебелью из карельской березы была завешана старинными иконами, картинами известных мастеров. Гостиную тогда украшало знаменитое врубелевское полотно "Фауст и Маргарита в саду". Все это сообщало морозовским вечерам, на которые собиралось иной раз до ста человек, совершенно особенную ауру - она заставляла забывать революционные тревоги... После Октябрьских событий особняк национализировали, хозяйке отвели комнату в подвале, а в верхних покоях долгое время размещались различные советские учреждения, позднее - норвежская миссия. И наконец в 1946 году дом перешел посольству Королевства Дания.

"Я наслышан о множестве занимательных легенд, связанных с этим особняком, - говорит нынешний его хозяин, посол Королевства Дания в России господин Ларс Виссинг. - И хотя, как водится, истину часто заменяет вымысел, история жизни госпожи Морозовой очень любопытна. В особенности потому, что семья Морозовых олицетворяет историю меценатства в России. У нас в Дании также тому много примеров. Это и вложение компанией Karlsberg значительных средств на создание музея мирового искусства Glyptotek, и строительство нового здания оперы в Копенгагене при поддержке фирмы Merk. В Москве прошел фестиваль датского кино, организованный при содействии наших фирм, работающих в России..." Относительно почти вековой эпопеи с постоянной перестройкой особняка Морозовой г-н Ларс Виссинг заметил, что такое явление не редкость, например, в Провансе. Там дома "собираются по частям" многими поколениями владельцев. В конце концов начинает казаться, что вроде так и было... Чтобы увидеть самые старые постройки, нужно выйти во двор. Так и с русским особняком: от начала XIX века остались флигель в стиле классицизма с колоннами и зимний сад с ампирным портиком над входом. К середине этого же столетия относятся парадная столовая и библиотека.

Торжественную атмосферу парадной столовой создают белоснежный потолок, оформленный строгим карнизом, и небесно-голубой цвет стен.

В библиотеке потолок представляет собой овальный свод, разбитый на четкие квадратики. В центре - фреска с мифологическим сюжетом. Камин исполняет главную композиционную роль: по обеим сторонам, справа и слева от камина, - арки, ведущие в холл перед кабинетом посла. Из изменений, внесенных Жолтовским, можно отметить деревянную дверь в стиле модерн, изящно декорированную плавными линиями и цветками. Кстати, ему же принадлежит и оформление холла - парадного входа в дом. Будучи приверженцем классики, Жолтовский сделал его в виде римской ротонды, окруженной восемью колоннами дорического ордера. Круглый свод завершает фонарь-окно.

В пустовавшие ниши холла нынешние хозяева дома водрузили бюсты коронованных особ Дании. Когда гости входят в большой зал приемов, эти фигуры придают церемонии особую торжественность. Вместо врубелевских полотен теперь здесь парадные портреты короля Фредерика IX (дедушки русского императора Николая II) с супругой и Луизы Датской. Стены выкрашены в нежно- розовый цвет, в качестве отделки использованы пилястры под сиреневый мрамор, карниз с тонко прорисованным растительным орнаментом и круглые медальоны.

Дом Маргариты Кирилловны Морозовой был едва ли не первым заказом Жолтовского. Позже, уже в советское время, он стал признанным основоположником социалистического реализма в архитектуре, оставившим свой "автограф" на громоздких зданиях Ленинского проспекта. Однако, без сомнения, жемчужиной творчества этого признанного зодчего останется все же старинный особняк в Пречистенском переулке.

Если кто не знал, то ежегодно в Москве проводятся так называемые Дни исторического и культурного наследия, в рамках которых простым смертным предоставляется возможность посетить архитектурные достопримечательности города, двери которых в остальные дни для широкой публики закрыты. Конечно же, нельзя просто так прийти и попасть, скажем, в Дом Пашкова. Существует предварительная запись, которая, впрочем, также гарантией не является. Особый ажиотаж вызывает посещение посольств иностранных государств, располагающихся в знаменитых московских особняках. В общем, это отдельная история.

И вот мне в мае, можно сказать, случайно удалось попасть в Посольство Дании, которое занимает особняк Маргариты Кирилловны Морозовой в Пречистенском (Мёртвом) переулке. Не предел мечтаний, в том смысле, что роскошных интерьеров там нет, но дом по-своему примечательный.



Построен он был в примерно в 1820 г. для гвардии капитана Н.И. Воейкова, потом принадлежал Гурьевым, пока в 1910 г. его не приобрела Маргарита Кирилловна Морозова, вдова крупного московского купца.

Морозова, в девичестве Мамонтова (Савва Мамонтов – её двоюродный дядя) - московская красавица, меценатка, хозяйка одного из самых известных литературно-музыкальных салонов того времени, учредительница московского Религиозно-философского общества. Она дружила со Скрябиным, в неё были влюблены Андрей Белый и философ Евгений Трубецкой.

Вам наверняка знаком этот портрет кисти Серова. Так вот это и есть Маргарита Кирилловна Морозова.


Супруг Морозовой Михаил Абрамович, представитель знаменитой купеческой династии, был страстным коллекционером, и оставил после себя одно из самых крупных в России собраний живописи импрессионистов. После его смерти она подарила бОльшую часть коллекции мужа Третьяковской галерее, Пушкинскому музею и Эрмитажу. А кроме того продала роскошный дворец на Смоленском бульваре, его свадебный подарок, и решила купить жилье поскромнее, остановив свой выбор на особняке в Мёртвом переулке.

Для обустройства нового жилища по своему вкусу Морозова пригласила молодого архитектора Жолтовского. Спустя годы он станет знаменитым советским архитектором, а пока дом Маргариты Кирилловны был одним из его первых заказов. Так в 1913 г. у ампирного особняка появилась большая пристройка для холла и большого зала приемов с выходом в сад через террасу.

1.

2.

3.

4.


Парадный вход в дом Жолтовский сделал в виде окруженной восемью колоннами ротонды с круглым сводом. Холл украшают бюсты принцессы Дагмар (она же российская императрица Мария Фёдоровна), и её отца короля Кристиана IX. Тут нас встретил посол Дании в России господин Томас Винклер.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


Это большой зал приемов, в котором собирались известные художники, философы, музыканты и ученые. Жолтовский развернул пространство не по длине, а по ширине между окнами со стороны улицы и огромными стеклянными проемами выходящего в сад балкона, с тем чтобы в любое время дня в комнату проникал солнечный свет. Пилястры, карниз с растительным орнаментом и круглые медальоны – вот вся отделка, просто и изящно.

12.

13. Бюст Г.-Х. Андерсена работы Бурганова.

14.

15.

16. Портрет принцессы Луизы Датской.

17.

18.

19.

20.

21. Во дворик выйти не дали, там велись какие-то работы.

22.

23.

24. Парадная столовая.

25.

26.

27.

28. Через зал приёмов и проходную комнату направляемся в библиотеку.

29.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные