Известные русские портреты. Картины русских художников

Гении, новаторы, скандалисты, первопроходцы, оказавшие невероятное влияние на мировую культуру. Величайшие русские художники – кто они?

Топ 7 русских художников

В числе самых выдающихся и влиятельных русских художников:

1. Казимир Малевич (1879-1935) – автор самого спорного произведения за всю историю мировой живописи, «Черного квадрата». Впрочем, наследие Малевича велико и включает, в частности, не только «Черный», но и «Красный» и «Белый» квадраты. Самый скандальный и самый дорогой из русских художников. Его шедевр «Супрематическая композиция» был продан на аукционе «Сотбис» за 60 млн долларов.


«Супрематическая композиция»

2. Иван Айвазовский (1817-1900) – величайший русский художник-маринист, автор бессмертного «Девятого Вала». Самый плодовитый художник – написал более 6 тысяч картин. Ввиду огромного наследия, одновременно является одним из самых подделываемых художников в мире. Широко известен на Западе, работы регулярно продаются на аукционах, включая «Сотбис».


Девятый вал

3. Виктор Васнецов (1848-1936) – пожалуй, самый русский из всех русских художников. Известен работами, воспевающими фольклор, сказки, былины. Не только автор «Трех богатырей», но и один из разработчиков советской будёновки.

4. Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) – самый революционный художник. Картина «Купание красного коня» пророчески предсказала страшные потрясения в России. Хотя его часто критиковали за эротизм (смело изображал не только обнаженных женщин, но и мужчин), в целом его можно считать предтечей соцреализма. На зарубежных аукционах огромным успехом пользуются не столько его революционные работы, сколько натюрморты.


«Купание красного коня»

5. Василий Верещагин (1842–1904) – художник-баталист, прославившийся документальными отображениями ужасов войны. Наиболее известная работа – «Апофеоз войны», изображающая груду черепов, выбеленных палящим солнцем. За пацифистскую позицию десятилетиями подвергался травле со стороны царского правительства. При этом пользовался неимоверной популярностью как в России, так и на Западе. Его выставку в Петербурге в 1880 г. посетили 240 тыс. человек (за 40 дней), в Берлине – 140 тыс. человек (за 65 дней), в Вене – 110 тыс. (за 28 дней). Такая слава не снилась многим поп-звездам современности.


«Апофеоз войны»

6. Владимир Татлин (1885– 1953) – основоположник конструктивизма, художник, архитектор, график. Его художественные работы, схожие по стилю с ранними творениями Пикассо, выставлены в парижском музее Помпиду и в библиотеке Оксфорда. Его шедевр «Башня Татлина» – один из самых узнаваемых и растиражированных символов авангардизма в мире. Пользовался огромным успехом на Западе («машинное искусство Татлина»), вдохновил целое поколение художников-дадаистов, в том числе, мэтра сюрреализма француза Марселя Дюшана.


«Башня Татлина»

7. Илья Глазунов (род. 1930) – самый монументальный русский художник. Наиболее известно его полотно «Вечная Россия» (размер – 3Х6 м) – живописная летопись русской истории за 988-1988 гг., приуроченная к 1000-летию крещения Руси. Всего создал более 3 тыс. работ (портреты, пейзажи, исторические и политические полотна). Репутация Глазунова небесспорна – кто-то считает его гением, кто-то – конъюнктурщиком. Ясно одно – это фигура титанического масштаба, как и его полотна.


«Вечная Россия»

Хочется верить, что и в будущем в России тоже появятся художники, способные перевернуть представления человечества о прекрасном.

На одном из этапов своего развития человек откинул цель действовать только ради функциональности, удобства и начал уделять внимание красоте. Так появилось искусство - то, что скрашивает обыденность жизни, вызывает эмоции и хранит в себе целые столетия. Искусство - это способ передавать историю через поколения.

Среди большого количества ветвей каждый жанр отличается своими особенностями и нюансами, способами вызывать впечатления, самобытностью и независимостью. Такой является и живопись, которая уже многие столетия радует глаз человека. Она охватывает много стилей и направлений, что позволяет говорить о живописи как о безграничном источнике вдохновения и глубоких эмоций. Глядя на картину, каждый находит в ней что-то свое, подмечает мелочи, в которые, возможно, автор и не закладывал какого-то смысла. В этом и есть ценность визуального искусства.

Картины 19 века, наравне с современными, способны вызывать самые разнообразные, часто противоречащие эмоции, которые ударяют по мозгу и переворачивают обычный смысл вещей.

Живопись 19 века

Конец 18 - начало 19 века отражается в истории как преобладание высокого классицизма во всех видах искусства, в том числе и в живописи. Это период наполнен желанием художников передать в своих творениях романтичность, неповторимость, индивидуальность прекрасного. Картины 19 века - это то, что заставляет приковать свой взгляд к каждому мазку и восхищаться им как частью большого, живого полотна. Это время снова открыло миру красоту портрета, его способность показать не только индивидуальные качества изображенного человека и новые техники в живописи, но и часть самого художника, то, как он видит мир.

Также картины 19 века наполнены градацией двух близких по оттенку цветов, что прибавляло картинам жизнь, реальность. Позже, в 50-х годах, возвышенность и романтичность картин переменилась на отображение жизни без преувеличений и прикрас - на реализм. Но всё же, несмотря на общие тенденции, художники писали то, что видели, что чувствовали и что хотели передать. Рамки времени популярного жанра или приоритетной техники не влияли на них, ведь творческого человека, мастера своего дела сложно втиснуть в определенный формат.

Картины Ивана Айвазовского

Если сказать только два слова - «море» и «живопись», то первым, кто придет на ум, будет Иван Айвазовский. То, как он передавал водную стихию, невозможно сравнить с чем-либо. На его картинах вода, словно человек, наполнена мыслями, эмоциями и переживаниями. Каждая его картина - это картина мира 19 века, где корабли борются со стихиями, где свет и тьма находят свой контраст в каждом уголке жизни, где чувства льются через край, словно последний день уже настал.

Его произведения, такие как «Баталии», «Шторм и кораблекрушение», «Крым и окрестности» - это портал, сквозь который можно попасть в место, которое изображено на полотне, и стать его неотъемлемой частью. Отдавая много сил и времени пейзажам, Иван Айвазовский создавал и портреты. Одними из них являются «Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева», «Портрет А. И. Казначеева» и другие.

Карл Брюллов и его творения

Русские картины 19 века - это собрание прекраснейших произведений большого количества мастеров, среди которых особенной любовью к искусству выделяется Карл Брюллов. Получив от отца умение ценить прекрасное, Карл еще с детства далеко обогнал в мастерстве многих своих однокашников. В своей деятельности он оперировал большим списком техник. Масло, акварель, сепия или рисунок - его картины отображали неугасаемый интерес автора ко всем граням искусства.

Брюллов, вдохновленный работами лучших мастеров всех времен, умел передавать пластичность, особое чувство формы и индивидуальное понимание живописи. Самой значительной работой этого художника является монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи», на создание которого ушло целых шесть лет. Всё творческое наследие Брюллова входит в «золотой фонд» не только российской, но и мировой живописи.

Виктор Васнецов и его картины 19 века

С многими произведениями Виктора Васнецова знакомятся еще в школе. Этот художник был заметит своей страстью к народному фольклору, историческим и сказочным сюжетам, значимости национальной истории. «Богатыри», «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный» - все эти работы, словно места концентрации образной энергии, вызывают сильный внутренний импульс.

В картинах Васнецова важна сцена, сюжет, а цвет при этом играет хоть и второстепенную, но необычайно важную роль, ведь именно благодаря точному подбору красок и сладостному трепету, одухотворенной красоте изображенного его картины способны наполнять душу приятным теплом и восхищением.

Живопись Архипа Куинджи

Простое, но волнующее; казалось, нетребовательное, но впечатляющее - таким является искусство 19 века. Картины Архипа Куинджи идеально вписываются в атмосферу того времени. Отсутствие сюжета в его произведениях должно было снизить их ценность и отнимать тот восторженный интерес, с которым на них смотрят, но всё равно эти картины цепляют и уносят в далекие глубины сознания.

Всё дело в цвете. То, с какой наполненностью Архип Куинджи передает простоту окружающего, не позволяет не восхищаться его работами. «Снежные вершины», «Восход солнца», «Лес» - всё это яркие примеры высокого мастерства Архипа Ивановича, благодаря которому можно видеть красоту и гармонию окружающего мира.

Мир глазами Исаака Левитана

Все картины художников 19 века по-своему волнующие и трогающие, и свое место среди них занимают работы Исаака Левитана. В рамках одного полотна художник отображал множество оттенков, благодаря которым достигалась особенная чувственность его картин.

Художник страстно любил жизнь и все её грани. Его работы - это простые и, на первый взгляд, непритязательные пейзажи, такие как «Над вечным покоем», «Лесистый берег», но именно в их лаконичности прячется эмоциональная выразительность.

Сегодня вашему вниманию представляем двадцать картин, которые достойны внимания и узнаваемости. Эти картины написали знаменитые художники, и их должен знать не только тот человек, кто занимается искусством, но и просты смертные люди, так как искусство красит нашу жизнь, эстетика углубляет наш взгляд на мир. Дайте должное место в своей жизни искусству…

1. «Тайная вечеря». Леонардо Да Винчи, 1495 - 1498

Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Считается, что в этой картине скрыто множество секретов и намёков - например, есть предположение, что образ Иисуса и Иуды списаны с одного человека. Когда Да Винчи писал картину, в его видении Иисус олицетворял добро, в то время как Иуда был сущим злом. И когда мастер нашёл «своего Иуду» (пьяницу с улицы) оказалось, что, согласно историкам, этот пьяница за несколько лет до этого послужил прототипом для написания образа Иисуса. Таким образом, можно сказать, что эта картина запечатлела человека в разные периоды его жизни.

2. “Подсолнухи”. Винсент Ван Гог, 1887 год

Название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе – сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

3. “Девятый вал”. Иван Константинович Айвазовскии?, 1850 год.

Одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал - готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I.

4. «Маха обнажённая». Франциско Гойя, 1797-1800 гг.

Картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797-1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха - испанская горожанка XVIII-XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций.

5. “Полет влюблённых”. Марк Шагал, 1914-1918 гг.

Работа над картиной «Над городом» началась ещё в 1914, а последние штрихи мастер нанёс только в 1918 году. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в обожаемую супругу, но и мать их дочери Иды, навсегда став главной музой живописца. Союз богатой дочери потомственного ювелира и простого еврейского юноши, чей отец зарабатывал на жизнь, разгружая селёдку, иначе как мезальянсом не назовёшь, но любовь была сильнее, и поборола все условности. Именно эта любовь и окрыляла их, вознося к небесам.

Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и дорогой сердцу Витебск. Улицы представлены в виде домиков, разделённых высоким тёмным забором. Не сразу зритель заметит козла, пасущегося в левой стороне от центра картины, и простого мужика со спущенными штанами на переднем плане – юморок от живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения работы, но в этом весь Шагал…

6. “Лицо войны”. Сальвадор Дали, 1940 год.

Картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1940 году.

Картина была создана по дороге в США. Впечатленный трагедией, разыгравшейся в мире, кровожадностью политиков, мастер приступает к работе еще на пароходе. Находится в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в Европе, художник из любимого Парижа уезжает в Америку. Война накрывает Старый Свет и стремится захватить весь оставшийся мир. Мастер еще не знает, что пребывание в Новом Свете на протяжении восьми лет сделают его по-настоящему знаменитым, а его работы – шедеврами мировой живописи.

7. «Крик». Эдвард Мунк, 1893 год

«Крик» (норв. Skrik) - созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

Красное, огненно горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.

Многие критики полагают, что сюжет картины – плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу.

8. «Девушка с жемчужной серёжкой». Ян Вермеер, 1665

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie.

Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

9. «Вавилонская башня». Питер Брейгель, 1563 год

Известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Картина находится – Музей истории искусств, Вена.

В Библии есть рассказ о том, как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, чтобы добраться до неба, но бог сделал так, что они заговорили на различных языках, перестали понимать друг друга, и башня осталась недостроенной.

10. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо, 1955 год

«Алжирские женщины» - серия из 15 полотен, созданная Пикассо в 1954–1955 годах по мотивам живописи Эжена Делакруа; картины различаются по присвоенным художником литерам от А до О. «Версия О» была написана 14 февраля 1955 года; какое-то время она принадлежала известному американскому собирателю искусства XX века Виктору Ганцу.

Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» была продана за $180 млн.

11. «Новая планета». Константин Юон, 1921 год

Русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Член ВКП с 1951 года.

Это удивительная, созданная в 1921 году и совсем не характерная для художника-реалиста Юона, картина “Новая планета” – одна из ярких работ, воплотивших образ перемен, которыми во втором десятилетии XX века стала Октябрьская революция. Новый строй, новый лад и новый образ мышления только что зародившегося советского общества. Что ждет теперь человечество? Светлое будущее? Об этом тогда еще не думали, но то, что Советская Россия и весь мир вступает в эпоху перемен очевидно, как и стремительное рождение новой планеты.

12. «Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти, 1754 год

Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Огромное по размерам (265 ? 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512-1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

13. “Кающаяся Мария Магдалина”. Тициан (Тициано Вечеллио), написанная около 1565 году

Картина, написанная около 1565 года итальянским художником Тицианом Вечеллио. Принадлежит Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Иногда дата создания указывается как «1560-е годы».

Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

14. «Мона Лиза». Леонардо Да Винчи, 1503-1505 гг.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, (итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo ) - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника.

15. “Утро в сосновом лесу”, Шишкин Иван Иванович, 1889 год.

Картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один.

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.

16. «Не ждали». Илья Репин, 1884-1888 гг.

Картина русского художника Ильи Репина (1844-1930), написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Картина, показанная на XII передвижной выставке, входит в повествовательный цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника.

17. «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год.

Картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром в 1876 году.

Место где находится картина – Музей д’Орсе. Мулен де ла Галетт это недорогой кабачок на Монмартре, где собирались студенты и трудовая молодежь Парижа.

18. «Звёздная ночь». Винсент Ван Гог, 1889 год.

De sterrennacht - картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в июне 1889 года, с видом предрассветного неба над вымышленным городком из восточного окна жилища художника в Сен-Реми-де-Прованс. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Считается одной из лучших работ Ван Гога и одним из самых значительных произведений западной живописи.

19. «Сотворение Адама». Микеланджело, 1511 год.

Фреска Микеланджело, написанная около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«Сотворение Адама» - одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

20. «Поцелуй в звёздном небе». Густав Климт, 1905-1907 гг.

Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907-1908 годах. Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым», последнее произведение автора в его «золотом периоде».

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

Источник – Википедия, muzei-mira.com, say-hi.me

20 картин, которые должен знать каждый (история живописи) обновлено: Ноябрь 23, 2016 автором: сайт

В начале декабря 2011 года на русских торгах в Лондоне были установлены новые ценовые рекорды. Подводя итоги года, мы составили список самых дорогостоящих работ художников России по результатам аукционных продаж.

33 самые дорогие к. Источник: 33 самые дорогие к.

Если верить рейтингам, самый дорогой русский художник - Марк Ротко. Его «Белый центр» (1950), проданный за 72,8 млн. долл., вдобавок, занимает 12-е место в списке самых дорогих картин в мире вообще. Однако Ротко был евреем, родился в Латвии и уехал из России в возрасте 10 лет. Честно ли с подобной натяжкой гнаться за рекордами? Поэтому Ротко, как и других эмигрантов, которые покинули Россию, еще не став художниками (например, Тамару де Лемпицки и Хаима Сутина) мы из списка вычеркнули.

№ 1. Казимир Малевич - 60 млн долл.

Автор «Черного квадрата» - слишком важная персона, чтобы его произведения часто встречались в свободной продаже. Вот и эта картина попала на аукцион весьма сложным путем. В 1927 году Малевич , собираясь устроить выставку, привез из своей ленинградской мастерской в Берлин почти сотню работ. Однако его срочно отозвали на родину, и он оставил их на хранение архитектору Хуго Херингу. Тот сберег картины в сложные годы фашистской диктатуры , когда их вполне могли уничтожить как «дегенеративное искусство», и в 1958 году, уже после смерти Малевича, продал их государственному музею Стеделек (Голландия).

В начале XXI века группа наследников Малевича, почти сорок человек, начала судебное разбирательство - потому что Херинг не являлся юридическим владельцем картин. В результате музей отдал им эту картину, и отдаст еще четыре, которые наверняка вызовут фурор на каком-нибудь аукционе. Ведь Малевич - один из самых подделываемых художников в мире, а происхождение картин из музея Стеделек безупречно. А в январе 2012 года наследники получили еще одну картину с той берлинской выставки, отобрав ее у швейцарского музея.

№ 2. Василий Кандинский - 22,9 млн долл.

На аукционную цену произведения влияет его репутация. Это не только громкое имя художника, но и «провенанс» (происхождение). Вещь из знаменитой частной коллекции или хорошего музея всегда стоит дороже, чем работа из анонимного собрания. «Фуга» происходит из прославленного Музея Гугенхайма: однажды директор Томас Кренц вывел из состава музейных фондов этого Кандинского, картину Шагала и Модильяни , и выставил их на продажу. На полученные деньги музей зачем-то приобрел коллекцию из 200 работ американских концептуалистов. Кренца за это решение очень долго осуждали.

Это полотно отца абстракционизма любопытно тем, что установило рекорд в далеком 1990-м году, когда аукционные залы Лондона и Нью-Йорка еще не заполнили безрассудные русские покупатели. Благодаря этому, кстати, оно и не сгинуло в какой-нибудь очень приватной коллекции в роскошном особняке, а находится в постоянной экспозиции в частном музее Бейелеров в Швейцарии, где его может увидеть любой. Редкий случай для такой покупки!

№ 3. Алексей Явленский - 9, 43 млн фунтов

Примерно 18,5 млн. долл. заплатил неизвестный покупатель за портрет, на котором изображена девушка из деревеньки под Мюнхеном. Шокко - это не имя, а прозвище. Модель, приходя в студию художника, каждый раз просила чашку горячего шоколада. Так за ней и прижилось «Шокко».

Проданная картина входит в его знаменитый цикл «Расея», изображающей отечественное крестьянство первой четверти ХХ века. И, право, изображающей с такими рожами, что смотреть страшно. Здесь в образе пастуха явлен крестьянский поэт Николай Клюев, предтеча Есенина. Среди его стихов есть такие: «На припеке цветик алый Обезлиствел и поблек - Свет-детина разудалый От зазнобушки далек».

№ 19. Константин Маковский - 2,03 млн фунтов

Маковский - салонный живописец, известный огромным количеством головок боярышень в кокошниках и сарафанах, а также картиной «Дети, бегущие от грозы», которую одно время постоянно печатали на подарочных коробках шоколадных конфет. Его сладкие исторические картины пользуются стабильным спросом среди русских покупателей.

Тема этой картины - древнерусский«поцелуйный обряд». Знатным женщинам на Древней Руси не разрешалось покидать женскую половину, и только ради почетных гостей они могли выйти, поднести чарку и (самая приятная часть) позволить поцеловать себя. Обратите внимание на картину, висящую на стене: это изображение царя Алексея Михайловича, один из первых конных портретов, появившихся на Руси. Композиция его, хоть и была нагло скопирована с европейского образца, считалась необыкновенно новаторской и даже шокирующей для того времени.

№20. Святослав Рерих - 2,99 млн долл.

Сын Николая Рериха покинул Россию совсем подростком. Жил в Англии, США, Индии. Как и отец, интересовался восточной философией. Как и отец - писал множество картин на индийские темы. Отец вообще занимал огромное место в его жизни - он написал более тридцати его портретов. Эта картина создана в Индии, где клан обосновался в середине века. Картины Святослава Рериха появляются на аукционах редко, а в Москве произведения знаменитой династии можно увидеть в залах Музея Востока , которому авторы их подарили, а также в музее музее «Международный центр Рерихов », который располагается в роскошной дворянской усадьбе прямо позади Пушкинского музея . Оба музея не очень любят друг друга: музей Востока претендует и на здание, и на коллекции Центра Рериха.

№ 21. Иван Шишкин - 1,87 млн фунтов

Главный русский пейзажист провел на Валааме три лета подряд и оставил множество изображений этой местности. Это произведение немного мрачновато и не похоже на классического Шишкина. Но это объясняют тем, что картина относится к его раннему периоду, когда он не нащупал свою манеру и находился под сильным влиянием дюссельдорфской школы пейзажа, в которой обучался.

Об этой дюссельдорфской школе мы уже вспомнали выше, в рецепте поддельного «айвазовского». « Шишкины» делаются по той же схеме, например, в 2004 году на Sotheby"s был выставлен «Пейзаж с ручьем» дюссельдорфского периода живописца. Он оценивался в 1 млн. долл. и подтверждался экспертизой Третьяковской галереи. За час до продажи лот был снят - это оказалась картина другого ученика этой школы, голландца Маринуса Адриана Куккука, купленная в Швеции за 65 тыс. долл.

№ 22. Кузьма Петров-Водкин - 1,83 млн фунтов

Портрет мальчика с иконой Богородицы был найден в частной коллекции в Чикаго. После того, как его передали аукционному дому, эксперты начали исследования, пытаясь установить его происхождение. Оказалось, что картина была на выставках в 1922 и 1932 годах. В 1930-х работы художника ездили по Штатам в составе выставки русского искусства. Возможно, именно тогда владельцы и приобрели эту картину.

Обратите внимание на пустое место на стене позади мальчика. Сначала автор думал написать там окно с зеленым пейзажем. Это бы уравновесило картину и по композиции и по цветам - трава бы перекликалась с зеленой туникой Богоматери (кстати, по канону она должна быть синей). Почему Петров-Водкин закрасил окно - неизвестно.

№ 23. Николай Рерих - 1,76 млн фунтов

Прежде чем навестить Шамбалу и начать переписываться с далай-ламой, Николай Константинович Рерих довольно успешно специализировался на древнерусской теме и даже делал балетные эскизы для « Русских сезонов» . Проданный лот относится к этому периоду. Изображенная сцена - чудесное явление над водой, которое наблюдает русский монах, скорей всего - Сергий Радонежский. Любопытно, что картина написана в том же году, что другое видение Сергию (тогда отроку Варфоломею), фигурирующее в нашем списке выше. Стилистическая разница - колоссальна.

Рерих написал множество полотен и львиную долю из них - в Индии. Несколько штук он подарил индийскому института сельскохозяйственных исследований. Недавно два из них, « Гималаи, Канченджанга» и « Закат, Кашмир», появились на аукционе в Лондоне. Только тогда младшие научные сотрудники института заметили, что их ограбили. В январе 2011 года индусы обратились в лондонский суд за разрешением расследовать это преступление в Англии. Интерес воров к наследию Рериха понятен, ведь есть спрос.

№ 24. Любовь Попова - 1,7 млн фунтов

Любовь Попова умерла молодой, поэтому прославиться, как другая амазонка авангарда Наталья Гончарова, не сумела. Да и наследие у нее поменьше - поэтому в продаже ее работы найти трудно. После ее смерти была составлена подробная опись картин. Этот натюрморт долгие годы был известен только по черно-белой репродукции, пока не всплыл в частной коллекции, оказавшись самым значительным произведением художницы в частных руках. Обратите внимание на жостовский поднос - может быть, это намек на вкус Поповой к народным промыслам. Она происходила из семьи ивановского купца, занимавшегося тканями, да и сама создала много эскизов агитационного текстиля на базе русских традиций.

№ 25. Аристарх Лентулов - 1,7 млн фунтов

Лентулов вошел в историю русского авангарда запоминающимся изображением собора Василия Блаженного - не то кубизм, не то лоскутное одеяло. В этом пейзаже он пытается дробить пространство по похожему принципу, но выходит не так увлекательно. Собственно, поэтому «Василий Блаженный » в Третьяковской галерее , а эта картина - на арт-рынке. Все-таки когда-то музейщики имели возможность снимать сливки.

№ 26. Алексей Боголюбов - 1,58 млн фунтов

Продажа этого малоизвестного художника, пусть и любимого пейзажиста царя Александра III, за такие безумные деньги - симптом бешенства рынка накануне кризиса 2008 года. Тогда русские коллекционеры были готовы покупать даже второстепенных мастеров. Тем более, что первоклассных художников продают редко.

Возможно, эта картина отправилась в подарок какому-нибудь чиновнику: у нее подходящий сюжет, ведь Храм Христа Спасителя давно перестал быть просто церковью, и стал символом. И льстящее происхождение - картина хранилась в царском дворце. Обратите внимание на детали: кирпичная кремлевская башня покрыта белой штукатуркой, а холм внутри Кремля совершенно необустроен. Ну, а зачем было стараться? В 1870-х столицей был Петербург, а не Москва, и Кремль не являлся резиденцией.

№ 27. Исаак Левитан - 1,56 млн фунтов

Совершено нетипичная для Левитана работа была продана на том же аукционе, что и картина Боголюбова, однако оказалась дешевле. Связано это, разумеется, c тем, что картина не похожа на «левитана ». Авторство ее, однако, бесспорно, аналогичный сюжет есть в Днепропетровском музее. 40 тысяч лампочек, с помощью которых был украшен Кремль, зажгли в честь коронации Николая II. Через несколько дней случится ходынская катастрофа.

№ 28. Архип Куинджи - 3 млн долл.

Знаменитый пейзажист написал три подобные картины. Первая находится в Третьяковке, третья - в Государственном музее Беларуси. Вторая, представленная на аукционе, предназначалась для князя Павла Павловича Демидова-Сан-Донато. Этот представитель знаменитой уральской династии жил на вилле под Флоренцией. Вообще, Демидовы, став итальянскими князьями, развлекались как могли. Например, дядя Павла, от которого тот унаследовал княжеский титул, был так богат и знатен, что женился на племяннице Наполеона Бонапарта , и однажды в плохом настроении ее высек. Бедная дама с трудом смогла добиться развода. Картина, однако, к Демидову не попала, ее приобрел украинский сахарозаводчик Терещенко.

№ 29. Константин Коровин - 1,497 млн фунтов

Импрессионистам присущ очень «легкий», размашистый стиль письма. Коровин - главный русский импрессионист. Он очень популярен среди мошенников; по слухам, количество его подделок на аукционах достигает 80%. Если картина из частного собрания была выставлена на персональной выставке художника в знаменитом государственном музее, то ее репутация упрочняется, и на следующем аукционе она стоит намного дороже. В 2012 году Третьяковская галерея планирует масштабную выставку Коровина. Может быть, там будут работы из частных собраний. Данный абзац - пример манипуляции сознанием читателя на примере перечисления фактов, не имеющих между собой прямой логической связи.

  • Обратите внимание, с 26 марта по 12 августа 2012 года Третьяковская галерея обещает устроить выставку Коровина . Подробней о биографии самого очаровательного из художников Серебряного века читайте в нашем обзоре вернисажей ГТГ в 2012 году.

№ 30. Юрий Анненков - 2,26 млн долл.

Анненков сумел эмигрировать в 1924 году и сделал на западе неплохую карьеру. Например, в 1954 году его номинировали на Оскар как художника по костюмам за фильм «Мадам де...». Наиболее известны его ранние советские портреты - лица кубистические, граненые, но совершенно узнаваемые. Например, он неоднократно рисовал таким образом Льва Троцкого - и даже повторил рисунок много лет спустя по памяти, когда журналу Times захотелось украсить им обложку.

Изображенный на рекордном портрете персонаж - писатель Тихонов-Серебров. В историю русской литературы он вошел, главным образом, своей близкой дружбой с. Настолько близкой, что, по грязным слухам, жена художника Варвара Шайкевич даже родила от великого пролетарского писателя дочь. На репродукции не очень заметно, но портрет выполнен в технике коллажа: поверх слоя масляной краски здесь идут стекло и штукатурка, и даже приделан настоящий дверной звонок.

№ 31. Лев Лагорио - 1,47 млн фунтов

Еще один второстепенный пейзажист, почему-то проданный за рекордную цену. Одним из показателей успеха аукциона является превышение эстимейта («оценки» ) - минимальной цены, которую эксперты аукционного дома установили для лота. Эстимейт этого пейзажа был 300-400 тыс. фунтов., а продали его в 4 раза дороже. Как сказал один лондонский аукционер: «счастье - это когда два русских олигарха соревнуются за один и тот же предмет».

№ 32. Виктор Васнецов - 1,1 млн фунтов

Богатыри стали визитной карточкой еще в 1870-х. Он возвращается к своей звездной теме, подобно другим ветеранам русской живописи, в годы молодой советской республики - и по финансовым соображениям, и чтобы снова почувствовать себя востребованным. Эта картина - авторское повторение «Ильи Муромца» (1915), который хранится в Доме-музея художника (на Проспекте Мира).

№ 33. Эрик Булатов - 1,084 млн фунтов

Второй нынеживущий художник в нашем списке (еще сказал, что для художника лучший способ поднять цены на свои работы - это умереть). , кстати, это советский Уорхол, подпольный и антикоммунистический. Он работал в жанре соц-арт, который был создан советским андеграундом, как наш вариант поп-арта. «Слава КПСС» - одно из самых знаменитых произведений художника. По его собственным объяснениям, буквы здесь символизируют решетку, загораживающую от нас небо, то есть свободу.

Бонус: Зинаида Серебрякова - 1,07 млн фунтов

Серебрякова любила рисовать обнаженных женщин, автопортреты и своих четверых детей. Этот идеальный феминистский мир гармоничен и спокоен, чего не скажешь о жизни самой художницы, которая с трудом вырвалась из России после революции и потратила много сил, чтобы вытащить оттуда своих детей.

«Обнаженная» - не картина маслом, а рисунок пастелью. Это самый дорогой русский рисунок. Столь высокая сумма, отданная за графику, сопоставима с ценами на рисунки импрессионистов и вызвала большое удивление у Sotheby"s, которые начали торги с 150 тыс. фунтов стерлингов, а получили миллион.

Список составлен на основе цен, указанных на официальных сайтах аукционных домов. Эта цена складывается из чистой стоимости (озвученной, когда опускается молоток), и « премии покупателя» (дополнительного процента аукционного дома). В других источниках может быть указана «чистая » цена. Курс доллара к фунту часто колеблется, поэтому британские и американские лоты расположены относительно друг друга с приблизительной точностью (мы же не Forbes).

Дополнения и исправления нашего списка приветствуются.


Николай Неврёв. "Торг. Сцена из крепостного быта". 1866 г.

Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев - пять сотен рублей. 500 рублей - средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки - европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.


Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 г.

Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Суть картины - приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!

Григорий Мясоедов. "Земство обедает". 1872 г.

Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление - земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями - пропасть. Поэтому - обеденный апартеид. Господа - в доме, с официантами, крестьяне - под дверью.

Федор Васильев. "Деревня".1869 г.

1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.

Ян Хендрик Верхайен. "Голландская деревня с фигурами людей". 1-я пол. 19 века.
Ну это так, для сравнения:)

Алексей Корзухин. "Возвращение из города". 1870 г.

Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец - связку баранок. Правда, в семье много детей - только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.

Сергей Коровин. "На миру".1893 г.

Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение - кулаки. На сельском сходе - какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.

Василий Максимов. "Аукцион за недоимки".1881-82 гг.

Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи . Александр II "Освободитель" на самом деле освободил крестьян за деньги - они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений, пока были крепостными. Но когда стали свободными - их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

Владимир Маковский. "На бульваре". 1886-1887 г.

В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге - не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой - все по фиг.

Владимир Маковский. "Свидание". 1883 г.

В деревне нищета. Пацана отдали "в люди". Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.

Владимир Маковский. "Крах банка". 1881 г.

Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.

Павел Федотов. "Свежий кавалер". 1846 г.

Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро, одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов бы мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.

Павел Федотов. "Завтрак аристократа".1849-1850.

Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат - бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в "Вишневом саде" имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских - безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.

Борис Кустодиев. "Купец". 1918 г.

Провинциальное купечество - любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с буржуями.

Илья Репин. "Крестный ход в Курской губернии". 1880-1883 гг.

На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним - икону, потом идут лучшие люди - чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам - охрана (на лошадях), дальше - простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.

Илья Репин. "Сходка". 1883 г.

А вот эти молодые ребята на другой картине Репина - больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь - террор. Это "Народная Воля", подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.

Николай Богданов-Бельский. "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского". 1895 г.

Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться - есть. Учитель - в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек - Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.

Ян Матейко. "Закованная Польша". 1863 г.

По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов - 44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю - вылитый Дзержинский.

Николай Пимоменко. "Жертва фанатизма". 1899 г.

На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним - обеспокоенная общественность с дубинами.

Франц Рубо. "Штурм аула Гимры". 1891 г.

Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г. Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции. Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г. Первая - на картине ниже:

Василий Верещагин. "Опиумоеды". 1868 г.

Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров - об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота...

Петр Белоусов. "Мы пойдем другим путем!".1951 г.
Ну и наконец главное событие в истории России 19 в. 22 апреля 1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец, попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора - готовил покушение на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: "Мы пойдем другим путем!". И пошли.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные