Первые шаги на сцене. Михаил Ульянов: первые шаги на сцене Артист делающий первые шаги на сцене

Первые шаги на сцене

Все мы, святые и воры,

Из алтаря и острога,

Все мы – смешные актеры

В театре Господа Бога.

Бог восседает на троне,

Смотрит, смеясь, на подмостки,

Звезды на пышном хитоне -

Позолоченные блестки.

Николай Гумилёв

«Свою карьеру Анна Павлова начала быстро делать с первого же года появления на сцене, – рассказывает Виктор Дандре в своей книге «Анна Павлова». – На втором году службы ей дали главную роль в небольшом балете «Пробуждение Флоры». Через год ей пришлось танцевать на спектакле в Императорском Эрмитаже акт из балета «Баядерка». Надо сказать, что Императорский Зимний дворец соединялся с Эрмитажем, где был небольшой театр специально для придворных парадных спектаклей. На этих спектаклях присутствовала только императорская фамилия, дипломатический корпус и высокопоставленные приглашенные».

Анна Павлова в образе Флоры для постановки балета «Пробуждение Флоры». 1900 г.

Потом спектакль много раз повторялся с участием Павловой. Либретто «Баядерки» написал Сергей Николаевич Худеков, музыку Людвиг Минкус, поставил балет Мариус Иванович Петипа. Премьера спектакля состоялась в далеком 1877 году, с тех пор он считался «жемчужиной» гения Петипа и неудивительно, что Мариус Иванович пригласил на главную роль свою любимую ученицу.

Двадцать восьмого апреля 1902 года Павлова в первый раз вышла на сцену в образе Никии и сразу же покорила своей игрой публику.

Вообще «Баядерка» необыкновенно красочный спектакль. Далекая и прекрасная Индия с брахманами, браминами, факирами, танцовщицами баядерками… Тем не менее завораживает не только восточный колорит. В центре повествования – любовь танцовщицы Никии и воина Солора, которых ждут испытания. В Никию влюблен Великий брамин, в Солора – дочь раджи, красавица Гамзатти. Она готова подарить Никии все свое золото, если та откажется от любимого. Никия отвергает грязную сделку, и Гамзатти обещает погубить соперницу. Она требует, чтобы ее отец раджа выдал ее за Солора, назначается день свадьбы. На этой свадьбе Никия получает корзину цветов от Гамзатти. Выползшая из корзины змея жалит баядерку. Спасти девушку теперь может только влюбленный в нее брамин, но та отказывается от его помощи. Умирая, Никия напоминает Солору, что тот поклялся любить ее вечно.

В этой роли Павлова могла показать себя как трагическая актриса, и ей это удалось. После успеха в «Баядерке» ее статус в театре возрос, а ежегодный оклад поднялся. Теперь она могла порадовать маму жалованием в 1800 рублей в год.

Балет «Баядерка» в постановке Мариуса Петипа и Людвига Минкуса. Анна Павлова в роли Никии

После «Баядерки» Павлова работала над главной и судьбоносной для себя ролью в возобновленном Петипа балете «Жизель». Вместе с Мариусом Ивановичем над постановкой «Жизели» трудился помощник балетмейстера Александр Викторович Ширяев. «Работа над этим балетом представляла для меня двойное удовольствие, – писал Ширяев в книге «Петербургский балет». – Прежде всего, я очень любил «Жизель» как прекрасный и непревзойденный образец романтического балета. Все нравилось мне в нем: поэтичный сюжет, построенный на старой немецкой легенде о виллисах, мелодичная музыка Адана и превосходные по композиции танцы. Но, помимо всего этого, главную роль должна была исполнять А. П. Павлова, чудесное хореографическое дарование которой тогда только еще распускалось. «Жизель» был первым ответственным балетом Павловой».

Анна Павлова в балете «Жизель»

Когда-то в роли Жизели прославилась легендарная Тальони, с которой все больше сравнивали Павлову. Невозможно было найти балет, в котором Анна блеснула бы так, как она это сделала в «Жизели». Не случайно на «Русских сезонах» в Париже французы назовут Павлову «Русской Жизелью». «Старые любители балета, видевшие предыдущих исполнительниц Жизели, оказались единодушны в оценке павловской героини: Жизель Павловой удивительно естественна и очень проникновенна, – пишет в своей книге «Анна Павлова» Валерия Носова. – Павлова сумела здесь «переиграть» себя, она была психологичнее, чем в других балетах. Ее Жизель выглядела на редкость многосторонней, бездонной по силе переживаемых чувств. И вместе с тем очень современной. Павловской Жизели было свойственно смятенное мироощущение начала века. Она искала гармонии и не находила ее. Не случайно современникам Павловой приходило на ум сравнение балерины с Верой Федоровной Комиссаржевской».

Благодаря техническому устройству сцены во время спектакля Павлова могла вдруг взлететь на ветви деревьев или броситься вниз, летя над сценой. Многие балерины отказывались от подобных трюков, но Анна не ведала страха: «Еле касаясь земли, она подымалась ввысь и парила над сценой как некое призрачное, невесомое создание. Мгновениями казалось, что видишь сон, что действие целиком проходит как бы в воздухе», – писала о Павловой ее подруга Наталья Владимировна Труханова. «Павлова не была «артисткой», а «явлением», – продолжает она рассказывать об Анне. – В «Жизели» это чувствовалось особенно ясно. Поворот ее поистине лебединой шеи, опущенная голова, натуральное как бы «заикание» в движении – несколько штрихов, и Жизель – маленькое создание, не приспособленное к жизни, – жила на сцене реальной жизнью. У Павловой был непосредственный искренний темперамент, который поднимал ее над «артистичностью» и возносил до гениальности».

Посмотрев спектакль с участием Анны, театральный критик А.А. Плещеев писал в мае 1903 года: «Обманутая в своих ожиданиях, с разбитым сердцем умирала Жизель – Павлова… Сотканная из «любви», Жизель – Павлова не умерла, а «растаяла».

Наталья Владимировна Труханова (1885–1956) – в начале ХХ века была очень известной балериной. Некоторое время Труханова работала в труппе Анны Павловой, с которой ее связывали дружеские отношения

Из книги Карл Великий автора Левандовский Анатолий Петрович

Первые шаги 2 апреля 742 года у короля франков Пипина родился сын.Впрочем, неизвестно, точно ли произошло это событие 2 апреля. Неизвестно также и место рождения ребенка. Известно лишь, что нарекли его – быть может, в честь воителя-деда – Карлом. «…Поскольку о его рождении,

Из книги Макаров автора Семанов Сергей Николаевич

Первые шаги – первые успехи Как бы ни было жарко в Петербурге летом, в помещениях Адмиралтейства всегда прохладно: толстые стены надежно прикрывают залы и кабинеты от капризов северного солнца. Окна небольшой комнаты открыты, слышен шелест деревьев, щебет птиц – пышный

Из книги Воспоминания дипломата автора Новиков Николай Васильевич

2. Первые шаги Итак, с 23 ноября отель «Шеперд» сделался не только нашим пристанищем, но и местопребыванием формирующегося посольства. Почти на неделю одна из комнат моего номера превратилась в служебный кабинет, где происходили деловые совещания наличного персонала

Из книги Нестор Махно автора Голованов Василий Ярославович

ПЕРВЫЕ ШАГИ С этого момента начинается новая история Махно. Революция давала ему шанс – выжить, выдвинуться, самоутвердиться. На авансцену политической жизни выходили вчерашние изгои империи, чтобы явить массам искус политического радикализма, немедленного, здесь и

Из книги Сон сбылся автора Боско Терезио

13. Первые шаги Что же теперь будет делать дон Боско? Он образован, хотя и беден, он хочет работать. Получает три предложения для работы. Одна дворянская семья из Генуи хочет иметь его воспитателем своих детей. В те времена многие богатые семьи предпочитали содержать у себя

Из книги Огонь в океане автора Иосселиани Ярослав

Из книги Полвека в авиации. Записки академика автора Федосов Евгений Александрович

Первые шаги Уже давно отзвучал сигнал отбоя. В кубриках тишина.Я сижу в классном помещении и зубрю правила высшей математики. Чей-то неожиданно раздавшийся голос заставляет меня вздрогнуть. В дверях стоит Семенов и удивленно смотрит на меня. Он в одном белье, лицо у него

Из книги Записки космического контрразведчика автора Рыбкин Николай Николаевич

Из книги Следы в сердце и в памяти автора Аппазов Рефат Фазылович

Первые шаги Начальник Чкаловского особого отдела Борис Александрович Суворов принял меня приветливо и с порога заявил:- Ну вот что, Николай Николаевич, есть у нас Савва Саввович, который уже умаялся в ожидании своего скорого отъезда в Одессу для продолжения там службы.

Из книги Явка до востребования автора Окулов Василий Николаевич

Первые шаги Весь 1947 год был посвящён воспроизводству немецкой ракеты ФАУ-2 (V-2), нашего основного военного трофея, в наших условиях. Мне досталась вся баллистическая документация. Пришлось срочно восполнять недостающие теоретические знания, скрупулёзно разбираться в

Из книги Петербургская повесть автора Басина Марианна Яковлевна

1. ПЕРВЫЕ ШАГИ, ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ За окнами - пригороды Парижа. В вагоне - оживление: последние сборы. Этому подвержены и мы: «Встретят? Кто придет на вокзал?»Поезд медленно идет вдоль перрона. Вдруг среди толпы мелькнуло знакомое лицо. Это Василий Павлович. Мужчина

Из книги Воровский автора Пияшев Николай Федорович

ПЕРВЫЕ ШАГИ Той же осенью Гоголь перебрался из дома Иохима на новую квартиру. Вместе с двумя своими «однокорытниками» (так он называл питомцев Нежинской гимназии), Прокоповичем и Пащенко, снял квартиру на Екатерининском канале, у Кокушкина моста, в огромном пятиэтажном

Из книги Эрих Мария Ремарк автора Надеждин Николай Яковлевич

ПЕРВЫЕ ШАГИ В гимназии Воровский учился хорошо. Особенно легко ему давались языки: немецкий, французский, латинский, греческий. Весной 1890 года он окончил гимназию и подал прошение о зачислении на математическое отделение физико-математического факультета университета.

Из книги Мой Чернобыль автора Боровой Александр

10. Первые шаги Они собирались с друзьями на Либихштрассе, 31. Это был их клуб, описанный начинающим писателем Ремарком в первом романе «Мансарда снов».Первые литературные эксперименты. Споры об искусстве. Попытка найти себя. Первые влюбленности… Они все прошли вместе. И

Из книги Воспоминания о московском антропософском обществе автора Жемчужникова Мария Николаевна

1. Первые шаги Удивительная вещь – память. Она так часто подводит меня, когда я, скажем, пытаюсь воспроизвести события школьных лет или некоторых лет работы в институте. Приходится опираться на какие-то особенные даты, долго выстраивать события в хронологическом порядке,

Из книги автора

Первые шаги Слово "антропософия" и имя Рудольфа Штейнера я впервые услышала 17-ти лет в 7-ом классе гимназии. На рождественские каникулы 1915-16 г. мы поехали в наше имение Холмищи, Калужской губернии. С нами поехала мамина приятельница Надежда Николаевна Нотгафт с двумя

День начался с большого предвкушения. Предстояла интересная встреча. Да еще где – на занятии в консерватории. Да еще с кем – с актером, режиссером, преподавателем Сергеем Тараскиным. Увидеть его без театрального грима, концертного костюма с традиционной бабочкой, в окружении студентов, такого же веселого, озорного, эмоционального – что может быть лучше? Хотя, стоп. Вдруг он очень серьезный педагог, вдруг и на занятиях в бабочке? В общем, пока сама не увидишь, не узнаешь точно. А узнаем уже совсем скоро! Вдали на Театральной улице – как я ее называю – завиделся шпиль Астраханской консерватории. Совсем немного, и мы попадаем в святая святых, в разгар учебного процесса, на урок по технике речи для студентов 3 курса – будущих актеров. У нас на журналистике, кстати, было нечто подобное, нас тоже учили говорить правильно – но что может сравниться с поставленным голосом настоящего артиста.

Как самые добросовестные студенты, пришли заранее. Проходим длинными коридорами в подвал, заходим в класс с табличкой «Малая сцена» и ожидаем начала занятий. Атмосфера завораживает: звуки флейты, баяна, смех и… топот. В помещении над нами кто-то настраивает флейту с саксофоном, рядом, по всей видимости, идёт репетиция у «народных инструментов». А в смежном кабинете – марш, который неожиданно сменяется какими-то индуистскими песнопениями. Вконец измучившись строить догадки, что же такое происходит там, за дверью, идём утолять своё любопытство. Нас встречает улыбчивая рыжеволосая девушка. Оказывается, студенты-третьекурсники, не дожидаясь преподавателя, сами приступили к занятиям.

И вот появляется он – Сергей Владимирович Тараскин. Вместо бабочки — черная футболка и джемпер, но все так же элегантен…

Он выглядит совершенно своим среди молодежи. И вот уже студенты лежат на полу в самых диковинных позах и распевают на разные голоса мантру «О-ооом!».

Как выяснилось позже, так выглядят упражнения для развития сценической речи. Ничего подобного видеть раньше нам еще не приходилось.
А тем временем, с кошачьей пластикой, убирая зажимы в теле, будущие артисты приступают к новым упражнениям.

Признаться, непросвещённых случайных наблюдателей — то есть нас — они сражают наповал: стоя в круге, ребята распеваются, с силой посылая в пространство звук «М-ба!» и активно жестикулируя. Апофеозом становится фраза, которую студенты произносят жутковатым басом: «говорит мой копчик!».

Переглядываемся с фотографом, нервно хихикаем и шутим: а не в секте ли мы очутились?

Сергей Владимирович наставляет своих подопечных:

— Давайте, потянулись, как кошки! Вы не спортсмены, вы – кошки! Всё свободно! Поехали, скороговорки на максимальной скорости!

И даже глазом не моргнув, первая студентка начинает тараторить что-то про налима, отчеканивая каждый звук. Поспеть за скороговоркой мне и моей ручке было не по силам, полную версию нашла уже после (как всегда, выручает Интернет): «На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима вы мне на линя, о любви не меня ли так мило молили. И в туманы лимана манили меня». Из уст девушки эта нереальнопроизносимая фраза похожа на очередное песнопение. Остальные подхватывают и расставляют акценты жестами. Сергей Владимирович ловит ритм и начинает подтанцовывать в такт.

Хором и на одном дыхании начинающие актеры продолжают говорить, словно заклинание, нечто сверхскоростное про выдр в тундре, тупогубенького бычка, Карла с кораллами, бесчисленных Егорках и чумазеньких чертятах.

В неопытной голове смешались кони, звуки… как вдруг педагог оборачивается к ошарашенным нам и предлагает присоединиться к сему действу. Отказываться бесполезно, к тому же нам обещают, что говорить ничего не придётся. Приступаем вместе со всеми к финальному упражнению – зарядке. Считаем от одного до десяти, прыгаем и крутим руками-ногами.

— Ну как, бодрит? – спрашивает с улыбкой преподаватель. И мы, уже окончательно «завербованные», клятвенно обещаем отныне и впредь начинать так каждое своё рабочее утро. Надеюсь, коллеги поймут.

Далее в программе – разбор литературы. Сейчас третьекурсники проходят средневековые драмы. Студенты читают понравившиеся им диалоги и анализируют поведение персонажей. Педагог наставляет выбирать только по-настоящему достойный материал.

Диплом Астраханской консерватории – он уровневый. Наше образование поможет в жизни адаптироваться, поможет быть хорошим гражданином и интересным человеком в любой профессии. Но если вы хотите приблизиться к моменту выхода на сцену, быть артистом, необходимо быть жаднее, понимаете? А жадность эта заключена в том, чтобы брать как можно больше материала. И «напяливать» его на себя, причём напяливать в прямом смысле! Не обязательно, чтобы по размеру взяли и надели. Ничего подобного. Потому что костюм иногда бывает не по размеру, но его нужно надеть, в нём существовать и чувствовать себя комфортно, это очень интересно. И нужно убедить всех, что это ваш размер.

Занятие пролетело столь же стремительно, как все эти скороговорки. Что могу сказать — столько эмоций на один квадратный метр нечасто приходится видеть в повседневной жизни. Да ведь и эти ребята все какие-то совсем неповседневные. Каждый день – соприкосновение с искусством, пусть порой даже в этих незамысловатых фразах и «кошачих пластиках». Ведь главное внутри – а там, судя по всему, мысли о самом высоком, которым помогают вырасти и полететь талантливые педагоги, не жалеющие на это сил и времени.








Все родители рано или поздно задумываются над тем, в какую творческую студию отдать ребенка. Главную роль в выборе должны играть увлечения крохи: танцы, пение, рисование. Отличным решением станет школа актерского мастерства для детей . Театральные уроки - это прекрасная возможность для ребенка открыть актерский талант, узнать все тонкости игры на сцене и научиться импровизировать в любых жизненных ситуациях.

Добавьте творчества в жизнь вашего ребенка

Современные студии актерского мастерства предлагают методики обучения, разработанные специально для юных артистов. С вашим ребенком будут заниматься педагоги, имеющие многолетний опыт воспитания молодых дарований. В практических занятиях дети научатся:

  • Без страха выступать перед большой аудиторией.
  • Свободным двигаться и произносить речи на сцене.
  • Преображаться в различные литературные образы.
  • Контролировать свои эмоции и настроения.
  • Работать в команде с другими участниками.

Такой ценный опыт пригодится как для дальнейшей карьеры актера, так и для личных взаимоотношений с ровесниками. В коллективе ребенок познакомится с новыми товарищами, в ходе занятий избавится от комплексов и зажимов в общении, станет увереннее в себе.

Занятия в форме игры - весело и познавательно

Все дети любят играть, а в частности примерять на себя разные образы. Зачастую, это персонажи мультфильмов, в которых они видят положительные или отрицательные качества. Фантазия и задор малышей безграничны, поэтому именно в юном возрасте нужно направить энергию в правильное русло.

Театральная школа для детей - это уникальная возможность самовыражения для ребенка. Преподаватели помогут открыть и развивать актерский талант, в игровой форме обучат как вести себя на сцене и менять образы персонажей. Театральная мимика, жесты, эмоциональная подача, владение голосом - все это станет просто и понятно после уроков актерского мастерства. Увлекательные занятия позволят:

  • Быстро налаживать коммуникации со сверстниками.
  • Избавиться от психологических и физических зажимов в общении.
  • Фантазировать и импровизировать на сцене.
  • Выступать в образах любимых персонажей.
  • Выплескивать энергию и получать положительные эмоции.

Творческие уроки помогут приобрести необходимые навыки, благодаря которым ребенок будет свободно чувствовать себя в любом коллективе. Вы и не заметите, как уйдут все страхи публичных выступлений, а малыш станет блистать на сцене в самых непредсказуемых образах.

Познание театра изнутри

Школа актерского мастерства представляет собой миниатюру будущей работы в театре. Юные дарования, выступающие на сцене, смогут прочувствовать всю атмосферу изнутри. Кому-то это придется по вкусу, станет первым шагом в карьере, другим - позволит приобрести опыт публичных выступлений и новые знакомства. В любых жизненных ситуациях - в общении с друзьями, родителями, коллегами по ВУЗу или работе, владение ораторским искусством сыграет положительную роль.

В школе актерского мастерства ваш ребенок станет частью творческого коллектива единомышленников, где ему будет интересно и весело заниматься. Педагоги проводят уроки в игровой форме, в теплой и дружеской атмосфере. Каждый ребенок принимает участие в подготовке спектаклей, увлекательных репетициях, поэтому ощущает себя частью творческой команды.

Яркий, красочный мир театра подарит детям незабываемые впечатления, а возможно станет первым шагом на большой сцене. Детские курсы актерского мастерства вполне могут стать подготовкой к поступлению в театральный ВУЗ и получению профессии актера.

Мое появление в студии было случайным и несерьезным.

Однажды я шел из школы с одной из своих соучениц, которая направлялась в студию. Она мне предложила зайти посмотреть, чем они там занимаются. Я, скрывая любопытство и заранее относясь к студии предубежденно, вошел в театр. Сел в углу зала. На сцене небольшая группа ребят делала этюды; ловили несуществующей удочкой несуществующую рыбу, кололи таким же способом дрова...

Честно признаться, я не помню, в этот ли раз я попробовал заниматься вместе с ребятами или это случилось позже. Почему-то этот момент я забыл. Но вот первые занятия по художественному слову я помню превосходно. Евгений Павлович поручил мне читать стихотворение А. С. Пушкина "Жил на свете рыцарь бедный", и я в нашем сарае одержимо учил это стихотворение, стараясь понять характер рыцаря, его душу. Мне почему-то понравилась сама по себе работа, вот этот интересный процесс поиска, когда наконец получается именно то, чего ты добиваешься. Но это было интересно, и только.

О Пушкине Евгений Павлович рассказывал часами, а потом мы ставили спектакль "Цыганы", где я впервые вышел на сцену в роли одного из цыган у костра. Я до сих пор помню запах грима и запах кулис в тот день. И хотя у меня еще не было бесповоротного решения стать актером, запах сцены мне понравился.

У Евгения Павловича был дар увлекать не только силой своего знания и опыта, а, как бы это точнее сказать, силой своего удивления и восхищения перед Маяковским, Пушкиным, Горьким. Рассказывая о "Цыганах", словно призывая удивиться и порадоваться чуду Пушкина, он, устремив взгляд куда-то поверх наших голов, говорил тихо и сосредоточенно, почти благоговейно, а потом возвращался к нам и, глядя удивленно-радостно, как бы спрашивал: "Вы тоже видите это?"

После "Цыган" Евгений Павлович решил поставить "Вассу Железнову". Мне поручили роль гимназиста Женьки. Работа над "Вассой Железновой" для нас, мальчишек и девчонок, которые не видели и театра-то по-настоящему, была сказочно-завораживающей и увлекательной. И хотя Женька не ах какая роль, но поиски его характера, поведения - как он смотрит на Людмилу, как он принюхивается и присматривается, поминутно боясь, что поймут его мыслишки, его петушистость, его трусость и мальчишескую задиристость,- все это показывалось Евгением Павловичем так интересно и неожиданно, что сразу же хотелось еще что-то открыть, найти в этом образе.

У Просветова был талант воспитывать в студийце желание самому работать, самому искать. Он не подавлял собою, своими знаниями, своим авторитетом. Он умел будить (это я сейчас очень хорошо понимаю) фантазию даже у таких зеленых птенцов, какими были мы. Наверное, наше исполнение было наивным и смешным. Не важно! Важно другое: он разбудил в нас интерес к таинственному миру театра. Вот, вероятно, тогда, еще не до конца осознанно, и возникло у меня желание быть актером.

Труппа, как я уже говорил, была небольшая, и нас, студийцев, сразу начали занимать в спектаклях. Одна из первых моих театральных работ - солдат Пикалов в "Любови Яровой". Это был мальчишка с приклеенной бородой. Что-то цыплячье и беспомощное. Играл я еще матроса в спектакле "Раскинулось море широко". Лазил по висячим лестницам, старался быть лихим и стремительным.

Театру нужно было выпускать каждый месяц новый спектакль. Зрителей мало, жители города не привыкли к театру, он не стал их потребностью. Шла война. Почти у всех были родные на фронте. Бесконечная тревога и думы о сражающихся сыновьях, отцах, братьях, борьба со сложностями военного быта мало оставляли времени для развлечений. А большинство воспринимало театр как развлечение. Да и сейчас многие ходят в театр в основном отдохнуть, отвлечься, повеселиться. Слов нет, театр - это зрелище. И зрелище прекрасное, но он ведь еще и кафедра. И беда театра, когда он на потребу невзыскательной публике начнет только развлекать, ублажать, потакать. Беда! Это уже не театр. Это балаган в худшем смысле этого слова.

Но продолжим... И вот все-таки при всех сложностях театр работал, играл, привлекал вечером огнями, помогал искать в нем и радость, и забвение от тягот жизни, и ответы на трудные вопросы. Я теперь понимаю -7 постановочный уровень спектаклей был не всегда высок, но актеры работали с такой отдачей, с таким желанием творческой победы, что, хотя и путались среди них мы, еще ничего не умеющая мелюзга, зритель неотрывно следил за происходящим на сцене, радуясь, негодуя, возмущаясь и щедро награждая актеров аплодисментами в быстро остывающем на сибирском морозе зале.

На один из спектаклей я пригласил сестру. После спектакля она на меня смотрела как-то удивленно-жалостливо. Вероятно, все мои ужимки и прыжки ей казались жалкими. Сибирь с ее необъятным размахом земли, суровым климатом воспитывала людей работящих, молчаливых, знающих себе цену. Совсем мальчишкой я слышал рассказ одной старухи из "самоходок" о том, как еще до революции она с отцом пришла из России, как над ними потешались "чалдоны". Что это такое, и сейчас-то, наверное, непонятно. А тогда в Сибири существовали такие понятия: чалдон и самоход.

Чалдон - это настоящий сибиряк, уже несколько поколений его семьи живут в Сибири. Чалдон - человек с Дона. Вероятно, это пошло с ермаковских времен. А самоходы - это переселенцы из центральных губерний России. Сами пришли, самоходом. Это люди, которых гнали в далекую Сибирь за своей долей, за землей, за хлебом, за настоящей жизнью нужда, безземелье, помещичий гнет. Земли в Сибири было много: работай, паши сколько можешь, на сколько хватит сил. И вот эта самостоятельность, по-видимому, и воспитала особый тип человека - сибиряка-труженика, знающего дело, умеющего работать, ненавидящего всякого захребетника и шарлатана. И уж если такой человек добивался устойчивости своей жизни, он не мог без презрения смотреть на лодыря, никчемного, неимущего.

И в нашем маленьком городке люди жили своим трудом, сами себя в основном кормили. Почти в каждом дворе за высоким забором были огород и корова. Летом все выходили на покос. На зиму запасались мясом, выращивая поросят и телят. И самым уважаемым человеком считался работящий человек.

Может быть, я и неправильно объясняю причины того жалостливо-снисходительного отношения к актерам, которое проявлялось в городе. На спектакли ходили, аплодировали, были в душе благодарны актерам, а в жизни смотрели на них как на чудаков, странных людей, занимающихся несерьезным делом. Вспоминается, как в воскресный день по базару расхаживали актеры, покупая картошку и ягоды. Отличающиеся какой-то элегантностью и необычностью, они вызывали иронические взгляды жителей города.

Безотчетно это проявилось и у моей сестры, когда она впервые увидела меня на сцене. Но, к великому счастью, моя мама, простая полуграмотная женщина, когда встал вопрос о моем отъезде в Омск для поступления в театральную студию, сказала: "Миша, если ты решил, то я тебе мешать не буду". И за все время моего все растущего увлечения театром она ни разу не сказала недовольного или обидного слова. А потом, спустя много лет, когда в Москве смотрела спектакли с моим участием, она не высказывала особого восторга, не показывала своей гордости за сына, а считала мой труд таким же нужным, как и всякий другой.

Многих моих театральных работ мама не видела, но кинофильмы она вместе с отцом смотрела все. Что она думала, глядя на экран?.. Вспоминала ли тот августовский день, когда, нагрузив меня мешком картошки и жалкой, военных лет снедью, проводила в неведомый для нее и для меня путь?..

Последней моей работой, которую она видела, был, кажется, фильм "Председатель". В один холодный февральский день я прилетел в Тару и под свист разбушевавшейся пурги проводил маму в последний путь. И теперь мне не хватает в зрительном зале самого дорогого зрителя, самого нужного и самого близкого.

А тогда, провожая в Омск, она пожелала мне счастья и, наверное, мысленно благословила на этот, такой неясный, таинственно-загадочный, зовущий, пугающий и манящий меня путь. Я, конечно же, не представлял себе всей сложности, тягот, всех шипов, всей беспощадности актерской профессии.

Вероятно, что-то увидел во мне Евгений Павлович Просветов, во что-то поверил, если он, понимая, что Тарская студия едва ли может дать мне путевку в жизнь, вызвал меня однажды к себе и сказал: "Миша, вам, я думаю, надо продолжить актерскую учебу в Омской студии, которую сейчас организует Самборская. Поезжайте, я вам советую".

Я верил Евгению Павловичу, я уже был отравлен театральным ядом, уже мечтал... Надо сказать, очень робко мечтал, да и время для мечты было слишком суровое - шел 1944 год. После разговора с Просветовым пошел к маме и услышал от нее: "Я тебе мешать не буду". И отправился в Омск.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные