План описания картины зимний вечер н крымов. Картина "Зимний вечер" Крымова: описание, сочинение по картине

Тема. Контрольное сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер ».

Планируемые результаты:

Предметные: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением; расширить словарный запас учащихся; учить видеть красоту речи, развивать наблюдательность; конкретизировать знания детей о явлениях природы, характерных признаках зимы.

Метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; успешность учебной деятельности; стремление к речевому самосовершествованию; формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Оборудование: презентация, карточки, дополнительный материал.

Тип урока : контроль знаний и умений

Ход урока.

I . Оргмомент

II . Определение темы урока.

Обращение к иллюстрации Н.П. Крымова «Зимний вечер» .

Какова тема сочинения?

Целеполагание.

III . Чтение стихотворения о зиме (слайд )

1. Слово учителя.

Ребята, обратите внимание на то, как описывают красоту зимней природы замечательные поэты.

Многим художникам тоже близка эта тема. Среди них – Николай Петрович Крымов.

IV. Словарная работа.

Пейзаж – 1.Вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.

V . Работа над темой.

1. Рассказ о художнике и его картинах (Максим).

Н.П.Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, мастер пейзажа родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.

Склонность Н.П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком.

Н.П.Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. он создаёт свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», которые принесли ему известность.

Большое место в творчестве Н.П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особо силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображённой на картине «Зимний вечер» (1913 г.). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию её состояния: покой и умиротворённость, которые наступают в предвечерний час.
2. Беседа по картине.

Учитель: Рассмотрите репродукцию картины и ответьте на вопросы.

-Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? («Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, потому что от нее веет тишиной и спокойствием».)

- Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? («Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещённый лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев саней, нагруженных снегом».)

- Что с первого взгляда привлекает в картине? («Наше внимание привлекает голубой снег с лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план».)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

3. Работа в группах. (Задания на карточках.)

Карточка 1

-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим густую тень от холма (с него, очевидно, художник писал картину), в которой как будто растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит всё в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком».)

Карточка 2

-Подумайте над вопросом и ответьте устно:

-Каким изобразил художник небо в предвечерний час? («Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет художник подобрал потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба сочетается с цветом деревьев».)

4. Беседа с классом.

-Ребята, обратите внимание на особенности построения картины. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняются картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

-Какие цвета художник использовал для описания зимнего вечера? («Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий, лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Вместе с тем употребил и тёплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещённых солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла».)

-Что чувствуете вы и о чём думаете, когда смотрите на этот пейзаж?

(«Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега от лучей заходящего солнца».)

5. Словарно-орфографическая работа.

-Укажите условия выбора орфограмм:

П..йзаж, к..ртина, из..бражён, сум..рки, иску(с,сс)тво, жив..пись, в..л..колепный.

6.Словарно-стилистическая работа.

Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж. (Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный.)

- Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине. (Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.)

7. Составление плана сочинения – описания.

Примерный план.

I. Н.П. Крымов – замечательный художник–пейзажист.

II. Зима в изображении художника Н.П. Крымова.

1. Признаки наступления вечера:

в) небо, воздух.

2. Особенности композиции пейзажа.

3. Цвета, используемые художником для изображения зимнего вечера.

III.Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?

VI . Работа над сочинением.

1. Варианты вступления.

(«Н.П. Крымов рос в мире искусства. Отец был первым учителем,сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи. Николай Петрович с детства любил природу, поэтому писал пейзажи, связанные с жизнью людей. А зима – одно из любимых времен года художника».)

2-3 ученических.

2. Варианты заключения.

2-3 ученических.

IX . Письменная работа над сочинением.

Дополнительный материал

Настроение

Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от неё веет тишиной и спокойствием.

Снег

Наше внимание привлекает глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план.

Тени

На переднем плане мы видим густую тень от холма, в которой как бы растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит все в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко притоптанной тропинки, ведущей к домам.

Небо

Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с жёлтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба хорошо сочетается с цветом деревьев.

Деревья

Справа видна могучая сосна с искривлёнными ветками и пышной кроной. Слева, вдали, виднеется густой лиственный лес, а в центре картины – высокие куполообразные деревья рыжевато-коричневого цвета, который они приобретают от лучей заходящего солнца.

Цвета

Художник использовал в основном холодные цвета, которые передают ощущение морозного вечера, и вместе с тем употребил тёплые цвета. Они передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

Чувства и мысли

Этот пейзаж вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега.

Николай Петрович Крымов - знаменитый русский художник, профессионал пейзажа, воспитанный в семье живописцев. Юный мастер обожал природу, предпочитал изображать ее, раскрывая связи с человечеством. Пейзажи художника подлинно русские, пронизаны преданностью художника к Отечеству, его величию и изумительной приро​де. Особенно Н. Крымов предпочитал изображать на картинах зимние периоды. Интересно написал о художнике И. Порто, упомянув тот факт, что хранятся в Третьяковской галерее зимние пейзажи, созданные Крымовым в пери​од, когда на них изображены уютные, заметенные снегом домики забытого городка, озаренные золотым све​том садящегося зимнего солнца.

Замечательно преподнесено настро​ение зимнего времени. Вечернее время - один и периодов суток, столь любимых художником, особенно, если речь идет о природе. Восприятие тонкой границы между днем и вечером - именно то искусство в живописи по понятиям Крымова, о кото​ром он повествовал своим последователям.

В его произведениях зимнее время как бы обостряет все существо при​роды, мгновенными и непостоянными становятся краски, сгущаются тени, светлеет линия горизонта, солнце на снегу горит золотыми и голубыми пятнами. Может показаться, что еще несколько секунд - и сумерки затмят эту прекрасную пору дня.

Такой сюжет в воспроизведении границы между днем и ве​чером зритель видит и на картине Николая Петровича «Зимний вечер», которая была написана в 1919г. В центре экспозиции предстает русская деревня в зимний период. На первом плане мы видим огромную за​несенную снегом равнину. Небольшая речушка, покрытая льдом и припорошенная снегом - прекрасное зрелище. На берегу реки видно мел​кий куст, а рядом с ним расположились маленькие птички, пытающиеся спастись от мороза. Рыхлый снег расписан в голубовато-лиловые вечерние тени, нежно ложащиеся на него в лучах заходящего солнца. Мы словно чувствуем этот хрустящий снег, небольшой морозец и чистый воздух. Картина прорисована по диагонали - наплывающая тень, протоптанные дорожки, устремляющиеся вверх к домикам в центре. Люди, идущие по дорожкам, и лошади с возами создают ощущение движения, наполняя произведение жизнью. Все это указывает на связь человека с природой.

В центре картины мы видим окутанные снегом деревенские до​мики. За ними прорисованы коричневые деревья, мощные ветки которых возвышаются в самое небо. На заднем плане затаились маленькие до​мики, церковь и манящий нас вдаль лес. Картина наводит на мысль об удивительном настроении, внушая зрителю особое состояние спокойствия и умиротворенности. Глядя на это произведение, невольно вспоминаются сюжеты о русской природе. Возможно, их также воспринимал и передавал нам на своих полотнах Н.П. Крымов. Отчетливо заметно, что произведение поражает естественностью красок, и все это пропитано динамизмом в каждом пейзаже.

Действительно, динамичность и красота пейзажа поражает. Кажется, что мы погружаемся в безмолвие вечернего времени, нарушают которое лишь изредка доносящиеся звуки от полозьев санок или удары колокольни.

Да, неописуемо хорош зимний вечер! Художник мастерски использует ледяные тона и оттенки для передачи пейзажа. Это создает настроение мистики и изумления, располагая к философскому мышлению.

Картина чудесна в том, что ощущение природной красоты и неповторимости приходит зрителю вне зависимости от времени.

Я смотрю на картину «Зимний вечер», которую нарисовал известный художник-пейзажист Н. П. Крымов. На ней изображена деревня в зимних красках. Глядя на эту картину возникает чувство спокойствия и умиротворения. Кажется что, не смотря на огромное количество снега, этот зимний вечер теплый и солнечный.

На первый план картины, художник вынес замерзшую реку, чистую и прозрачную, потому что лед изображен на ней гладким. У берега из подо-льда можно разглядеть темные пятна, их еще называют островками мелководья. А у самого берега мы видим растущий кустарник. Несколько птичек уселись на кромке льда и на самом кусте. Мне кажется что художник, рисуя свой пейзаж, находился на противоположном берегу, возможно, даже на пригорке.

На втором плане деревенские избы, а за ними и растущий лес. Можно предположить, что в лесу растут дубы и тополя. Лес художник выделил, создав контраст светлого желтоватого неба, и темных домов. Перед домами раскинулись просторы со снежными сугробами, но снег не кажется тяжелым. Наоборот он кажется легким и воздушным, потому что художник изобразил его голубым цветом. В окне одной из изб, можно разглядеть мерцающий свет, немного левее можно увидеть купола колокольни. У одного из домов стоят два воза наверно с сеном, по узкой тропинке двигаются жители этого села.

Для изображения снега автор пользуется разными оттенками и белого и нежно голубого цветов. Я думаю, художник хотел в своей картине передать нам настроение деревенской атмосферы. Глядя на произведение у меня возникает чувство покоя и умиротворения. Хочется стать одним из тех жителей, которые идут по тропинке. Вдохнуть морозного воздуха и окунуться в атмосферу деревенской жизни. Спасибо Крымову, за то, что подарил несколько минут фантастического путешествия, в мир фантазий

Известным русским художником-пейзажистом Николаем Петровичем Крымовым за весь период творчества было написано множество картин. Большинство из них представляет собой изображение безлюдной природы, показанной зрителю весьма поэтично.

Одним из прекраснейших пейзажей художника является картина «Зимний вечер». Крымовым она была создана в 1919 г. На этом полотне автор изобразил неброскую красоту родной русской природы и то, что ему особенно было по душе - мороз, снег, а также величавость и спокойствие зимы.

«Портрет» России

Картина Н. П. Крымова «Зимний вечер» уже с первого взгляда дает нам представление о ее авторе как о мастере гармоничного пейзажа. Полотно, на котором изображена средняя полоса России, отличается не только реалистичностью, но и тонким умением отображения натуральных красок окружающего мира.

В своей картине «Зимний вечер» Крымов смог точно воссоздать природу родной стороны и жизнь крестьянства. Именно поэтому пейзаж можно назвать «портретом» России, который автор смог увидеть в обычном скромном уголке страны.

Общий план

Учебные планы предусматривают изучение школьниками картины «Зимний вечер» в 6 классе. Тогда же учащимся предлагается сделать ее описание. Свои представления о пейзаже дети оформляют в виде сочинения. Одним из обязательных его пунктов является описание общего плана картины. Он представляет собой изображение деревенской околицы. Это менее десятка небольших деревянных строений, а также виднеющийся церковный купол. Изображены на переднем плане и двое саней, на которых везут дрова. Это и есть все основные детали картины, при рассмотрении которой на душе у зрителя не может не появиться чувство теплоты и умиротворения. И это несмотря на то, что на полотне изображена снежная зима.

Основа картины

О чем еще необходимо рассказать при написании сочинения (6 класс) по картине «Зимний вечер» Крымова? Основная часть изображенного на полотне пейзажа занята снегом. Он пушистый и белый. На кусте, торчащем из-под сугроба, сидят несколько небольших пташек, словно стремящихся поймать последние солнечные лучи заката.

Расположенные несколько поодаль деревянные дома смотрятся довольно темными. Именно поэтому белый снег, покрывающий крыши крестьянских строений, выглядит особенно контрастно. Темными пятнами на картине выделяются и люди, спешащие с мороза в тепло.

Не зря художник настолько сильно подчеркивает вид снега. Ведь он, белый и пушистый, - настоящий атрибут русской зимы. Н. Крымов в своей картине передает не только красоту русского пейзажа. Он позволяет нам понять ощущения и звуки природы. От картины веет на зрителя зимним холодом и в то же время она согревает его воспоминаниями и родным теплом.

На изображении снег пушистый и воздушный. И такой прием придает особое очарование неброскому по своей красоте уголку русской природы. Мы знаем, что погодные условия зимой бывают самые разные. Порой кружат метели, приходят сильные морозы или наступают оттепели. Автор же показал нам зиму пусть снежную, но при этом добрую, подобрав для этого невероятное сочетание оттенков для отображения прекрасного вечера.

Передний план

Любуясь картиной «Зимний вечер», первое, что мы видим - это закованная льдом река. Она располагается на первом плане полотна художника. Вода в речушке прозрачная и чистая. У берега виднеются из-под льда небольшие островки мелководья. Возле речушки растут кусты. На их ветках сидят, греясь друг о друга, небольшие птички. Подобное изображение свидетельствует о том, что на картине Н. Крымова «Зимний вечер» мы видим день морозный, но не слишком холодный. Скорее всего, из-за этого на реке нет людей. Ведь лед тонкий, и, идя по нему, можно провалиться. При практически горизонтальном естественном освещении он окрашен в бледно-бирюзовый тон.

Наверняка художник рисовал, расположившись на противоположном, более высоком берегу реки. Ведь все изображение на картине «Зимний вечер», как и взгляд художника, устремлено сверху вниз.

Зимняя природа

Глядя на картину «Зимний вечер», становится понятно, что живописец изображает на своем полотне село, находящееся где-то в русской глубинке. Оно полностью покрыто снегом. Невозможно найти здесь и хотя бы одну накатанную дорогу. Именно это придает картине «Зимний вечер» некий мифический вид.

Заснеженный простор вместе с заледеневшей рекой кажутся вышедшими из какой-либо русской сказки. Создается впечатление, что пройдет еще немного времени, и за водой к реке поедет на своей печи Емеля. При этом зимняя природа, изображенная на картине художника, тихая. Она словно уснула, и, кажется, останется такой до самой весны.

Задний план

Что непременно включается в описание картины Крымова «Зимний вечер»? Картина, от которой сложно оторвать взгляд, демонстрирует нам на заднем плане околицу деревушки, состоящей из нескольких домиков. У первого из них виднеется выстроенный амбар. Деревня не может быть маленькой. Ведь в противном случае в ней не было бы церкви, купол колокольни которой виден за жилыми постройками и освещается закатными лучами. Скорее всего, на картине изображено село. Ведь именно в эти относительно большие населенные пункты по обычаю шли прихожане со всех окрестных деревень.

Лес

Рассматривая картину Крымова «Зимний вечер», в 6 классе дети непременно должны дать описание той природы, которая находится за деревней. Это возвышающиеся над жилыми домами, тополя и дубы.

Художник изобразил лес на фоне яркого неба и белого снега, создав этим яркий контраст. Справа на полотне возвышается могучая сосна с пышной кроной и искривленными ветками. Слева находится довольно густой лес, состоящий из лиственных деревьев. В центре картины автор изобразил высокие деревья с куполообразной кроной. Все они окрашены в рыжевато-коричневые тона, которые им подарили лучи заходящего солнца.

Небо

Описание картины «Зимний вечер» позволяет ощутить красоту и величественность русской природы. На своем полотне автор изобразил небо в несколько салатно-песочных тонах и без единого облачка. Это позволило ему создать мягкий его контраст с деревьями, освещенными закатным солнцем, которые возвышаются на заднем плане домов.

При любовании полотном приходит чувство умиротворенности и покоя. При этом сочетание автором холодных и теплых тонов, в которых написан снежный покров и предзакатное небо, навевает впечатление легкого морозца и необыкновенной свежести.

Описывая картину «Зимний вечер», можно предположить, что скоро в этом уютном уголке России можно будет насладиться ярко-багровым закатом. Ведь такое чистое небо часто становится его предвестником. А согласно народным приметам, на следующий день в деревушке после спокойного и тихого дня может подуть сильный ветер.

Оттенки снега

Никогда не являются чисто формальным отображением действительности хорошие картины художников. «Зимний вечер» можно отнести к таким из них. Ведь при просмотре полотна не просто любуешься пейзажем, а, кажется, слышишь стоящую в деревушке звенящую тишину. Подобного ощущения позволяет добиться огромное снежное поле, расположенное перед жилыми постройками. Крымов для его изображения гениально использовал палитры цвета. Снег передан различными оттенками. Основной его цвет - нежно-голубой. Кроме этого, на картине видны синевато-черные тени. Они падают от домов. В тени снег изображен самой разнообразной гаммой оттенков. Это тона, которые начинаются небесно-лазурным и заканчиваются светло-фиолетовым.

Снег на картине не изображен переливающимся в солнечных лучах. Ведь небесное светило уже готово спрятаться за горизонт. Там, где нет теней, снег светлый, а где они падают на поле - темно-синий. Благодаря большому количеству оттенков у зрителя, любующегося картиной, возникает ощущение тепла. Этого и добивался Крымов, применяя разнообразную цветовую гамму. Именно благодаря ей автор придал своему полотну искренность и чувственность.

Закат

То действие, которое изображено на полотне художника Крымова, происходит в вечерние часы. О том, что солнце стремится скрыться за горизонтом, говорят нам розоватые оттенки неба. Свидетельством о наступлении вечера являются и все остальные краски природы. Ведь на закате они уже не блестят так, как это происходит в утренние часы. В это время несколько усиливается мороз и появляется тишина, умиротворенность и спокойствие. На закат дня указывают нам и тени, падающие на снежное поле. Они ложатся на сугробы, придавая им глубину и пышность.

На картине изображен зимний вечер, когда в окнах уже зажегся свет. Однако, несмотря на это, полотно очень светлое. Возможно, это от того, что мы видим большое количество снега, а может просто еще не так уж и поздно. Но это все же вечерние, предзакатные часы.

Люди

По тоненьким тропинкам, протоптанным между сугробами, можно судить о том, что зима уже полностью вступила в свои права. Однако художник дает нам понять, что люди вовсе не боятся ее и не желают сидеть дома.

На снегу можно видеть многочисленные тени, которые оставляют лучи заходящего солнца. Причем они не только от кустов. Падают тени и от четырех человеческих фигурок, идущих по узкой тропинке, протоптанной в сугробе. Скорее всего, это крестьяне, которые торопятся поскорее дойти к своему теплому и уютному жилью. Тропинка настолько узкая, что люди идут друг за другом. Впереди, предположительно, муж, жена и ребенок. Все они одеты в темные шубки. Поодаль стоит еще один человек. Почему он немного отстал от всех? Эту тайну художник нам не раскрыл. Он предоставил возможность зрителю самому додумать сюжет. Но при этом у людей хорошо различима главная особенность - они все смотрят вдаль. Возможно, ребенка заинтересовали птицы, а взрослые любуются прекрасным зимним вечером.

На переднем плане картины можно рассмотреть темные точки, в которых угадываются деревенские дети, катающиеся на санках с горки. Уже скоро станет темно, и они тоже побегут к себе домой.

В левой части картины виднеется проселок с движущимися по нему двумя санями, запряженными лошадьми. Повозки нагружены стогами сена. Люди, управляющими лошадьми, также спешат закончить свою работу. Ведь сделать это надо, пока еще совсем не стемнело.

Люди, которые идут по тропинке и лошади, тянущие за собой сани с сеном, наполняют картину движением и жизнью, указывая нам на ту связь, которая существует между человеком и природой.

Художник при написании картины явно находился на значительном расстоянии от деревни. Об этом говорят нам маленькие по своим размерам изображения лошадей, неясные небольшие фигурки людей, а также строения и дома, в которых невозможно рассмотреть конкретные детали. Общей массой на полотне выступают и деревья.

Глядя на картину, мы явно ощущаем глубокую тишину. Она нарушается лишь легким поскрипыванием снежного покрова под ногами идущих, тонким повизгиванием полозьев повозок, пеньем птиц и приглушенными ударами колокола.

Заключение

Картина «Зимний вечер» написана Н. Крымовым с большой любовью и тщательностью. Это становится понятным по широкой палитре оттенков и по разнообразию включенных в изображение деталей. Художник смог создать нужную атмосферу, благодаря которой зритель представляет себя стоящим на пригорке, любующимся деревушкой, ощущающим мороз и постепенно надвигающиеся сумерки.

Вся написанная картина обычна для деревни. Это настоящие русские селения, в которых живут простые люди, любящие окружающую природу и благодарные за свою жизнь.

Картина до сих пор продолжает создавать в душе зрителей умиротворенный и спокойный настрой. Наверняка каждый человек мечтал, хоть раз в своей жизни пожить в деревне, ощутив спокойствие, а также человеческое счастье. Испытать его можно только в таком тихом месте, а не в городе, где жизнь протекает в совершенно другом ритме.

На сегодняшний день подлинник картины Николая Петровича Крымова «Зимний вечер» является одним из экспонатов, находящихся в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств, который открыт в Казани.

Цели.

Познакомить учащихся с произведением живописи. Развитие художественного воображения на основе описания картины, представлений, развитие письменной и устной речи. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.

Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

Оборудование: Репродукция картины “Зимний вечер” у каждого ученика.

Словарный диктант.

Голубоватый, сероватый, серебристый, светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало, как пушистое одеяло, лилово-голубые тени, заходящее солнце, обоз с сеном, зеленовато-серый, розово-лиловый

Вступление.

Сегодня наш урок посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. Совсем недавно к нам в гости заглянула зима, начался новый год.

Синим сумраком, легкой порошей, старой елочкой, сказкой, мерцаньем и треском свечей, и колючим морозцем, и россыпью звездных лучей.

Именно такой увидел зиму мастер пейзажной живописи Н.П. Крымов.

Мы с вами знакомились и говорили о живописи и пейзажах Крымова. Вы должны были дома подготовить сообщение о жизни Н.П. Крымова.

Ученик читает сообщение о художнике.

Творчество Николая Петровича Крымова неразрывно связано с развитием русского изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование проявилось в пейзажной живописи. Наряду с живописью он занимался графикой и театральной декорацией. Крымов был художником счастливой творческой судьбы, рано получившим признание. Пожалуй, редкий случай, когда произведение, написанное учащимся второго курса Училища живописи, ваяния и зодчества, приобреталось в Третьяковскую галерею.

Н.П. Крымов родился в Москве 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года в семье художника Петра Алексеевича Крымова. Отец будущего живописца преподавал рисование в московских гимназиях и был неплохим портретистом. Петр Алексеевич рано заметил дарование младшего сына, его незаурядные способности к рисованию. После окончания Крымовым реального училища отец сам стал готовить сына к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества, которые тот успешно выдержал, и в 1904 году был принят в числе первых. В те годы в училище был очень сильный и авторитетный состав преподавателей. Закончив в 1911 году училище, Крымов вступил на самостоятельный творческий путь зрелым, сложившимся художником. В 1910-е годы молодой художник продолжает разрабатывать в своем творчестве проблему пейзажа-картины.

Крымов прожил долгую, 74-летнюю жизнь, которая, казалось бы, прошла без видимых волнений и трагедий. Но в этом, наверное, особая внутренняя сила и душевная стойкость человека, на долю которого, как и людей его поколения, выпали три войны и три революции. Он является одним из лучших пейзажистов 20 века, который так же был известен и как теоретик живописи и как гениальный педагог (в 1919-1930 художник долгое время преподавал в Пречистенском практическом институте). Учителями этого художника были такие мастера как В.А.Серов и К.А.Коровин. Н. Крымов был противником каких-либо экспериментов в области искусства и благодаря этому он описывал всё живое, как оно есть.

Художник был последователем классического направления живописи сложившегося в 19 веке. Он попытался собрать воедино и обобщить это направление. У него было большое количество учеников, которых он обучал по собственной системе. И еще больше учеников выучились по его системе. Отличительной чертой этого художника было то что он прививал каждому своему ученику чувство индивидуальности. Крымов является настоящим приверженцем классического направления живописи, он оставил глубокий след в живописи 20 века в России.

Мы с вами уже рассматривали картины художника. Давайте вспомним их. (“Ветреный день”, “После дождя”, “Рассвет”, “Утро”)

Что изображает на своих картинах художник, что воспевает? (Он воспевает в своих пейзажах русскую природу, скромную внешне, но полную очарования)

Очень много картин Крымов посвятил зиме. Зима была любимым временем года. Какие это картины? (“Зимний вечер”, “Зимний день”, “Зима”, “Розовая зима”, “Зимний пейзаж”)

С натуры Крымов писал только летом. Зимние пейзажи написаны им по памяти, но не смотря на это, они очень достоверны. Он мог правдоподобно передать состояние природы, освещение. Зимние пейзажи Крымова могли бы дать подробный и звучный по цвету рассказ об этом времени года. Крымов никогда не стремился создать огромные полотна. Такова и картина “Зимний вечер”. В молодости это было связано с ограниченными средствами. В годы учебы художник нуждался. Он не имел денег на живописные принадлежности. Он пользовался теми красками, которые счищали со своих холстов состоятельные ученики. Позднее он говорил своим ученикам: “Совсем не обязательно писать огромные холсты широкими мазками. Можно писать одной маленькой кисточкой на маленьком холсте и красок потратит на копейку.” В зрелые годы большие размеры холста ничего добавить к индивидуальности мастера не могли. Его небольшие по размерам пейзажи всегда оставались монументальными.

Давайте обратимся к картине “Зимний вечер”. Рассмотрите внимательно картину.

Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова “ Зимний вечер”?

(На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.)

Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

(Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!)

Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите?

(Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.)

В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

(Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой.)

Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

(Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок.)

Какими изображены деревья?

(На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.)

Опишите деревушку.

(Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни.)

В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: “Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей”. Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?

(Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)

Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера?

(Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.)

Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

(Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.)

Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. “Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде”, - говорил художник.

Составление плана.

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план.

Н.П.Крымов - художник-пейзажист.

Зима в изображении художника:

Г) особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Написание сочинения-описания.

“Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...”.

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные