План урока стругацкие понедельник начинается в субботу. Мифологические мотивы в повести А. и Б. Стругацких Понедельник начинается в субботу

Литература на протяжении всего своего существования соотносилась с мифологическим наследием первобытности и древности, причем отношение это в разные периоды своего развития было разным. Мифологизированность искусства ХХ века в силу разнообразных идейных и эстетических устремлений художников, обращавшихся к мифу, далеко к нему не сводима. После того, как наука, сопоставив мифы множества стран и народов, выявила самые общие универсальные темы всякой мифологии, многие писатели стали сознательно строить свои произведения так, чтобы они воспринимались на фоне этих мифологических моделей и от этого приобретали более глубокий и многозначный смысл. Использование сюжетов и героев, заимствованных из ранее существовавших культур, стало орудием художественной организации материала, приемом, помогающим автору донести до нас главную идею своего произведения. Писатели обращаются к мифу не как к вечной модели искусства, а как к источнику поэтической образности. Обозначение существующих в современной жизни реалий через реалии мифологические позволяют авторам ярче их охарактеризовать, придать им некие глобальные, надвременные черты. Немалую роль играет и собственно цель заимствования - именно от нее зависит степень переосмысления художником мифологического прошлого, особенно, если речь идет о заимствовании не целого сюжета, а лишь его части или одного или ряда персонажей. Писатель способен придать в общем-то нейтральному во всех отношениях мифу любую дополнительную окраску: идеологическую, психологическую или социальную.

Повесть Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу" (1964 - 1965) принято относить к жанру научной фантастики, что уже предполагает большую долю вымышленного в произведении. Для создания эффекта сказочности (подзаголовок повести - "Повесть-сказка для научных сотрудников младшего возраста") авторы вводят в текст множество вымышленных существ и героев из различных мифологий. Жанр и своеобразный сюжет делают возможным сочетание и взаимопроникновение внутри повести различных временных и культурных пластов, доходящее до органического синтеза элементов историзма, фольклора, мифологизма и социального реализма. В качестве примера приведу следующий отрывок: "Бадья показалась мне очень тяжелой. Когда я поставил ее на сруб, из воды высунулась огромная щучья голова, зеленая и вся какая-то замшелая. Я отскочил.

Опять на рынок поволочешь? - сильно окая, сказала щука. Я ошарашенно молчал. - Дай же мне покоя, ненасытная!...Вот подохну, что будешь делать? Все скупость твоя, бабья да дурья... На последней реформе-та как погорела, а? То-то! А екатериновками? Сундуки оклеивала! А керенками-та, керенками! Ведь печку топила керенками...

Видите ли, - сказал я, немного оправившись.

Ой, кто это? - испугалась щука... - Ах, турист. ... А я думала - опять бабка. Ведь она что со мной делает! Поймает меня, волочит на рынок и там продает, якобы на уху. ...Конечно, говоришь покупателю: так и так, отпусти меня к малым детушкам, ... ты меня отпустишь, а я тебе послужу, скажи только "по щучьему велению, по моему, мол, хотению". Ну и отпускают. ...Ну что просить-то будешь...? Только попроще чего, а то просят телевизоры какие-то, транзисторы...Один совсем обалдел: "Выполни...за меня годовой план на лесопилке". Года мои не те - дрова пилить..." /3/.

Принимая во внимание тот факт, что "Понедельник..." относится к произведениям фантастики юмористической, можно сказать, что главная роль мифологических мотивов здесь - помощь авторам в создании комического эффекта, а также в придании повествованию настроения легкости и веселья.

В повести нет сюжета в общепринятом смысле этого слова. Произведение включает в себя три истории: "Суета вокруг дивана", "Суета сует" и "Всяческая суета". В первой из них главный герой, программист Александр Привалов, рассказывает о том, как, поехав в командировку на Соловцы, по пути знакомится с двумя сотрудниками Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО), и они убеждают его пойти к ним работать. На первое время его поселяют в музей института, избу на куриных ногах, заведует которым пожилая женщина Наина Киевна, в образе которой не трудно узнать Бабу-ягу. Здесь Привалов сталкивается со многими вещами, противоречащими его тогдашнему представлению о реальности, такими как говорящее зеркало, летающий диван, волшебная палочка; знакомится с говорящей щукой, котом Василием, рассказывающим сказки, но страдающим склерозом и не помнящим ни одной из них целиком, и другими удивительными личностями, которых он раньше считал лишь персонажами сказок (все вышеперечисленные реалии и герои взяты из славянской мифологии и фольклора).

В двух других историях главный герой, уже довольно хорошо знакомый со всеми "особенностями" работы в НИИЧАВО, повествует о своих коллегах, погруженных в научно-магическое творчество, о собственных опытах и исследованиях в области магии, а также описывает различные события, произошедшие при нем.

Особое место в повести занимает "Послесловие и комментарий", где А. И. Привалов указывает на ошибки, сделанные авторами вследствие излишней эмоциональности, увлечения экзотикой института и невежества в вопросах магии как науки; он также, якобы по просьбе Стругацких, объясняет "некоторые непонятные термины и малознакомые имена" /3/.

Опираясь на текст комментария, написанного авторами от лица сотрудника НИИЧАВО, а также на само повествование, я хочу поговорить о действующих лицах "Понедельника...", заимствованных из различных мифологий.

Помимо уже упомянутых персонажей, значительную роль в произведении играют такие существа, как:

Вампир - в низшей мифологии народов Европы мертвец, по ночам встающий из могил и пьющий кровь у спящих людей (он же упырь у славян). По поверьям, им становились преступники и самоубийцы. У Стругацких существование вампиров в таком смысле отрицается, они - "маги, вставшие по тем или иным причинам на путь абстрактного зла" /3/. Лучшее средство от них, как в мифах, так и здесь, - осиновый кол или чеснок;

Василиск - мифический змей, способный убивать не только своим ядом, но и взглядом. В средние века считалось, что он выходил из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой, и поэтому его изображали со змеиным хвостом, жабьим телом и петушиной головой. В "Понедельнике..." это "ныне почти вымерший древний ящер, покрытый перьями, предшественник первоптицы археоптерикса. Способен гипнотизировать" /3/. Два представителя этого вида содержатся в виварии института (помещение для наблюдений за существами, представляющими опасность для жизни обычных людей);

Вервольф - в германской мифологии - человек, способный обращаться в волка и нападать на людей и скот. Здесь - то же, но отрицается агрессивное поведение и стремление убивать;

Гарпии - в греческой мифологии - полуженщины-полуптицы, дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, живущие в Аиде. Это архаичные доолимпийские божества, их число колеблется от 2 до 5. В мифах представлены похитительницами детей и человеческих душ. Они близки к ветру и мраку, о чем свидетельствуют их имена (Аэлла - Вихрь, Аэллопа - Вихревидная, Подагра - Быстроногая, Онипета - Быстрая и Келайно - Мрачная). В повести гарпии - побочный продукт упражнений начинающих магов в области селекции;

Гном - в низшей мифологии народов Европы - маленькие существа с длинными бородами, наделенные сверхъестественными способностями, живущие под землей, в лесу или горах и прячущие от людей свои сокровища. Здесь они - забытые и сильно усохшие дубли (созданные магами копии себя самих для выполнения несложной работы);

Данаиды - в греческой мифологии - 50 дочерей царя Даная, все кроме одной, Гиперместры, убившие своих мужей, двоюродных братьев Эгиптиад, по его приказу. Были осуждены наполнять бездонную бочку. По Стругацким, впоследствии "при пересмотре дела суд принял во внимание тот факт, что замуж они были отданы насильно. Это смягчающее обстоятельство позволило перевести их на несколько менее бессмысленную работу: ... они занимаются тем, что взламывают асфальт везде, где сами его недавно положили" /3/;

Джинны - в мусульманской мифологии - духи, чаще всего злые. Созданы Аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Могут исполнять желания и приобретать любую форму. В комментарии к повести: "Джинн - злой дух арабских и персидских мифов. Почти все джинны являются дублями царя Соломона и современных ему магов. Использовались в военных и политико-хулиганских целях. Отличаются отвратительным характером, наглостью и полным отсутствием чувства благодарности. Невежественность и агрессивность их таковы, что почти все они находятся в заключении. В современной магии широко используются в качестве подопытных существ. В частности, Э. Амперян на материале 13 джиннов определял количество зла, которое может причинить обществу злобный невежественный дурак" /3/;

Домовой - в восточнославянской мифологии - некое сверхъестественное существо, обитающее в каждом обжитом доме. Здесь - это опустившиеся маги, либо помеси гномов с некоторыми домашними животными.

Особое внимание хотелось бы обратить на одного из главных героев "Понедельника...", директора НИИЧАВО Януса Полуэктовича Невструева, единого в двух лицах: А-Януса и У-Януса. Они немного отличались друг от друга характером и осведомленностью в области науки, к тому же, у У-Януса была странная привычка задавать всем вопрос, типа "Я с вами не беседовал вчера?" /3/, но, тем не менее, это был один и тот же человек. Все его подчиненные настолько к нему привыкли, что воспринимали все это, как само собой разумеющееся. Однако в последней главе проблема привлекла к себе внимание и ученые выяснили, что один из Янусов - контрамот (двигается по оси времени в обратную сторону), и, если А-Янус каждую полночь, как и все, переходит в завтрашнее утро, то У-Янус в этот же самый момент будет переходить из нашей сегодняшней ночи в наше вчерашнее утро. Разумеется, в основу образа директора положен еще один Янус - древнеримский бог входов и выходов и всякого начала, кроме того, считавшийся покровителем путников и дорог. Его имя произносилось первым в списке богов. У Януса было два лица, смотрящие в разные стороны, олицетворявшие знание прошлого и будущего, 365 пальцев (по количеству дней в году) и ключи от дверей, ведущих как вовнутрь, так и наружу.

Итак, мы видим, что заимствование авторами "Понедельника..." мотивов и персонажей из различных мифологий сыграло немаловажную роль в построении ее сюжета. Текст произведения много потерял бы в идейном и композиционном планах, если бы А. и Б. Стругацкие отказались от введения мифологических реалий, а просто описали бы жизнь обычного НИИ (в повести удивительно точно передан "дух" подобных учреждений). К тому же, использование сверхъестественных элементов, возможно, имело и практические предпосылки, такие как способ избежать осуждения, цензуры. Таким образом, мифологизирование оказалось универсальным приемом, без которого вряд ли было бы возможно создание повести в таком виде, в каком мы можем читать ее сейчас.

Литература

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима./ Сост. А. А. Нейхардт. - М.: Правда, 1987.

Мифы народов мира, т. т. I, II. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997.

Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. - СПб: Terra Fantastica МГП "Корвус", 1992, с. с. 31, 80, 232-234, 236.

Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Понедельник начинается в субботу : сказка для научных сотрудников младшего возраста. – Любое издание.

Писатели-фантасты братья Стругацкие, писавшие в соавторстве с 1957 года, получили широкую известность ещё при жизни. Их популярность в 60-70-е годы была просто невероятной. В библиотеках устанавливалась очередь на чтение их произведений. Любимые книги братьев было не достать и их «размножали» разными способами: переписывали, печатали на машинке и т. п. Почитатели таланта писателей говорили цитатами из их произведений, неоднократно перечитывали, с нетерпением ждали выхода новых.

Не стала исключением и вышедшая в 1965 году книга «Понедельник начинается в субботу». Сами братья признавали, что есть у них произведения более серьёзные, но соперничать в популярности с этой фантастической сказкой не способно ни одно из них.

Вместе с программистом Сашей Приваловым, которого вы, уважаемые читатели, встретите на первых страницах книги, окажетесь в небольшом российском городке. Там находится НИИЧАВО – научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства Академии наук. Сотрудники института, учёные-энтузиасты, всерьёз занимаясь исследованием магии, превратились в профессиональных волшебников, окружённых домовыми, упырями, русалками и прочими традиционными сказочными персонажами. И стоит ли удивляться, что здесь на каждом шагу встречаются диковины да происходят чудеса! Вот говорящая щука и диван-транслятор, неразменный пятак и проезжий тупик. Здесь же стоит Изнакурнож, то есть избушка на курьих ножках. Её хозяйка мрачная старуха Наина Киевна Горыныч со своим любимцем – котом Василием из Лукоморья.

«Понедельник» – это книга о романтике познания, научного поиска. Повесть о славных людях, увлечённых своим делом, для которых любимая работа – счастье. Для них нет понятия «выходной», для них все дни – «рабочие». Каждый день заполнен делами – без этого жизнь у них тосклива, уныла и поэтому у сотрудников НИИЧАВО «понедельник начинается в субботу».

Непременно прочитайте эту удивительно добрую, светлую и интересную книгу братьев Стругацких!

Ваш библиотекарь, Мира Георгиевна

Слайд 2

Эпиграф

Повесть-сказка для научных работников младшего возраста. Но что странное, что непонятнее всего, это то, как авторы могут брать подобные сюжеты, признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Н.В.Гоголь

Слайд 3

Слайд 4

Братья Стругацкие

Стругацкий Борис Натанович -писатель; родился 15 апреля 1933 г.; в 1955 г. окончил математико-механический факультет ЛГУ; работал в Пулковской обсерватории; со второй половины 50-х вместе с братом Аркадием Натановичем Стругацким (1925-1991) занимался литературной деятельностью; в 1958 г. в журнале «Техника - молодежи» был опубликован первый рассказ братьев Стругацких «Извне»; за более чем 30 лет совместного творчества написаны свыше 25 фантастических романов, повестей и рассказов, в том числе принесшие авторам широкую известность: «Полдень 22-го века», «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Град обреченный» и др.

Слайд 5

Фантастическая юмористическая повесть утопия 1960-х годов, художественная реализация мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве и познании тайн Вселенной.

Слайд 6

Повесть состоит из трёх частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета». Первая часть композиционно работает как вводная, вторая носит сатирический и полемический характер, третья пытается исследовать природу научного творчества и роль, которую играет в нём воображение и способность к нестандартному мышлению.

Слайд 7

«Суета вокруг дивана».В первой главе главный герой, программист АлександрПривалов, рассказывает о том, как, поехав в командировку на Соловцы, по пути знакомится с двумя сотрудниками Научно-исследовательского институтаЧародейства и Волшебства (НИИЧАВО), и они убеждают его пойти к ним работать. На первое время его поселяют в музей института, избу на куриных ногах, заведует которым пожилая женщина Наина Киевна, в образе которой не трудно узнать Бабу-ягу…

Слайд 8

В двух других историях главный герой, уже довольно хорошо знакомый со всеми «особенностями» работы в НИИЧАВО, повествует о своих коллегах, погруженных в научно-магическое творчество, о собственных опытах и исследованиях в области магии, а также описывает различные события, произошедшие при нем.

Слайд 9

Узнаваемые и популярные цитаты.

«Счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются» « - Однако, - подумал я вслух. - Не просочиться бы в канализацию!..» « - Это не козёл! Это наш сотрудник!» «потом Вий наступил себе на левое веко и совсем озверел.» «Бессмыслица - искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступить с задачей, которая решения не имеет».

Слайд 10

Герои

Авгуры, Вурдалаки, Гекатонхейры, Гомункулус, Данаиды,Демон, Максвелла,Джян Бен Джян,Инкуб, Ифрит,Кадавр,Пифии, Янус Полуэктович Невструев, Рамапитек,Фантом.

Слайд 11

Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было - «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Что такое счастье и в чём именно смысл жизни? Они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.

Слайд 12

Что фантастично и что реально в романе? Почему для героев романа важно не терять время? Что делает Большими людей – героев? В чём смысл жизни героев романа?

Посмотреть все слайды

Ведущий: Самые главные истины в жизни человек постигает еще в детском возрасте посредством сказок. Именно эти небольшие волшебные истории учат отличать нас добро от зла, рассказывают как необходимо вести себя и помогают сформировать должную модель поведения в будущем. Но кто сказал, что сказочные истории создаются только для детей?

Ведущий: Писатели-фантасты братья Стругацкие, писавшие в соавторстве с 1957 года, получили широкую известность ещё при жизни. Их популярность в 60-70-е годы была просто невероятной. В библиотеках устанавливалась очередь на чтение их произведений. Любимые книги братьев было не достать, и их «размножали» разными способами: переписывали, печатали на машинке и т. п. Почитатели таланта писателей говорили цитатами из их произведений, неоднократно перечитывали, с нетерпением ждали выхода новых.

Ведущий: Не стала исключением и вышедшая в 1965 году книга «Понедельник начинается в субботу». Сами братья признавали, что есть у них произведения более серьёзные, но соперничать в популярности с этой фантастической сказкой не способно ни одно из них.

Ведущий: «Понедельник начинается в субботу» одна из известнейших книг братьев Стругацких, написанная ими в XX веке. Эта своеобразная и необыкновенная повесть в виде сказки таит в себе глубокую мораль, которая способна тронуть сердце и душу, изменив мировоззрение взрослого человека.

Ведущий: Аркадий и Борис Стругацкие в книге «Понедельник начинается в субботу» воплотили свои мечты о реализации творческих возможностей человека в научной сфере с целью познания мира, представив, что бы могло получиться в результате такого смелого соединения принципиально противоположных видов деятельности.

Ведущий: В долю секунды авторы переносят нас в далекие 1960-е годы. Главный герой повести Александр Привалов во время своего отпуска знакомится с сотрудниками загадочного Научно-исследовательского института, где ученые занимаются изучением волшебства во всех его проявлениях. Именно с этого момента и начинается путешествие по вымышленной утопии братьев Стругацких, где авторы знакомят читателя со многими фантастическими персонажами – пришельцами, магами, ведьмами. Вот говорящая щука и диван-транслятор, неразменный пятак и проезжий тупик. Здесь же стоит Изнакурнож, то есть избушка на курьих ножках. Её хозяйка мрачная старуха Наина Киевна Горыныч со своим любимцем – котом Василием из Лукоморья.

Ведущий: Книга «Понедельник начинается в субботу» состоит из трех частей, каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку:

Суета вокруг дивана. Выступает вводной частью и знакомит читателя с героями.

Суета сует. Эта часть отличается сатирической остротой, где высмеивают приспособленцев, жуликов и т.д.

Всяческая суета. Завершавшая часть, в которой авторы максимально постарались исследовать природу научного творчества и смысл существования подобной деятельности вообще.

Ведущий: За афористичным названием и сказочной интерпретацией книги «Понедельник начинается в субботу» Аркадий и Борис Стругацкие отстаивают идею свободы научного поиска, а также высмеивают лженаучные исследования и недопустимое искажение достижений в этой сфере. Авторы завуалированно касаются таких тем как психология творчества и психология потребительства, обращаются к прорывам в области науки и высмеивают бюрократизм.

Чтение отрывка из книги братьев Стругацких

«Понедельник начинается в субботу»

Ведущий: На правой воротине сверху висела ржавая жестяная табличка: «Ул. Лукоморье, д. №13, Н. К. Горыныч», а под нею красовался кусок фанеры с надписью чернилами вкривь и вкось:

КОТ НЕ РАБОТАЕТ

Администрация

– Какой КОТ? – спросил я. – Комитет Оборонной Техники?

Бородатый хихикнул.

– Вы, главное, не беспокойтесь, – сказал он. – Тут у нас забавно, но всё будет в полном порядке.

Ведущий: Я вышел из машины и стал протирать ветровое стекло. Над головой у меня вдруг завозились. Я поглядел. На воротах умащивался, пристраиваясь поудобнее, гигантский – я таких никогда не видел – чёрно-серый, c разводами, кот. Усевшись, он сыто и равнодушно посмотрел на меня жёлтыми глазами. «Кис-кис-кис», – сказал я машинально. Кот вежливо и холодно разинул зубастую пасть, издал сиплый горловой звук, а затем отвернулся и стал смотреть внутрь двора. Оттуда, из-за забора, голос горбоносого произнёс:

– Василий, друг мой, разрешите вас побеспокоить.

Завизжал засов. Кот поднялся и бесшумно канул во двор. Ворота тяжело закачались, раздался ужасающий скрип и треск, и левая воротина медленно отворилась. Появилось красное от натуги лицо горбоносого.

– Благодетель! – позвал он. – Заезжайте!

Ведущий: Я вернулся в машину и медленно въехал во двор. Двор был обширный, в глубине стоял дом из толстых брёвен, а перед домом красовался приземистый необъятный дуб, широкий, плотный, с густой кроной, заслоняющей крышу. От ворот к дому, огибая дуб, шла дорожка, выложенная каменными плитами. Справа от дорожки был огород, а слева, посередине лужайки, возвышался колодезный сруб с воротом, чёрный от древности и покрытый мохом.

Ведущий: Я поставил машину в сторонке, выключил двигатель и вылез. Бородатый Володя тоже вылез и, прислонив ружьё к борту, стал прилаживать рюкзак.

– Вот вы и дома, – сказал он.

Горбоносый со скрипом и треском затворял ворота, я же, чувствуя себя довольно неловко, озирался, не зная, что делать.

– А вот и хозяйка! – вскричал бородатый. – По здорову ли, баушка, Наина свет Киевна!

Ведущий: Хозяйке было, наверное, за сто. Она шла к нам медленно, опираясь на суковатую палку, волоча ноги в валенках с галошами. Лицо у неё было тёмно-коричневое; из сплошной массы морщин выдавался вперёд и вниз нос, кривой и острый, как ятаган, а глаза были бледные, тусклые, словно бы закрытые бельмами.

– Здравствуй, здравствуй, внучек, – произнесла она неожиданно звучным басом. – Это, значит, и будет новый программист? Здравствуй, батюшка, добро пожаловать!..

Ведущий: Я поклонился, понимая, что нужно помалкивать. Голова бабки поверх чёрного пухового платка, завязанного под подбородком, была покрыта весёленькой капроновой косынкой с разноцветными изображениями Атомиума и с надписями на разных языках: «Международная выставка в Брюсселе». На подбородке и под носом торчала редкая седая щетина. Одета была бабка в ватную безрукавку и чёрное суконное платье.

Ведущий: – Таким вот образом, Наина Киевна! – сказал горбоносый, подходя и обтирая с ладоней ржавчину. – Надо нашего нового сотрудника устроить на две ночи. Позвольте вам представить… м-м-м…

– А не надо, – сказала старуха, пристально меня рассматривая. – Сама вижу. Привалов Александр Иванович, одна тысяча девятьсот тридцать восьмой, мужской, русский, член ВЛКСМ, нет, нет, не участвовал, не был, не имеет, а будет тебе, алмазный, дальняя дорога и интерес в казённом доме, а бояться тебе, бриллиантовый, надо человека рыжего, недоброго, а позолоти ручку, яхонтовый…

– Гхм! – громко сказал горбоносый, и бабка осеклась. Воцарилось неловкое молчание.

– Можно звать просто Сашей… – выдавил я из себя заранее приготовленную фразу.

– И где же я его положу? – осведомилась бабка.

– В запаснике, конечно, – несколько раздражённо сказал горбоносый.

– А отвечать кто будет?

– Наина Киевна!.. – раскатами провинциального трагика взревел горбоносый, схватил старуху под руку и поволок к дому. Было слышно, как они спорят: «Ведь мы же договорились!..» – «…А ежели он что-нибудь стибрит?..» – «Да тише вы! Это же программист, понимаете? Комсомолец! Учёный!..» – «А ежели он цыкать будет?..»

Ведущий: Я стеснённо повернулся к Володе. Володя хихикал.

– Неловко как-то, – сказал я.

– Не беспокойтесь – всё будет отлично…

Он хотел сказать ещё что-то, но тут бабка дико заорала: «А диван-то, диван!..» Я вздрогнул и сказал:

– Знаете, я, пожалуй, поеду, а?

– Не может быть и речи! – решительно сказал Володя. – Всё уладится. Просто бабке нужна мзда, а у нас с Романом нет наличных.

– Я заплачу, – сказал я. Теперь мне очень хотелось уехать: терпеть не могу этих так называемых житейских коллизий.

Володя замотал головой.

– Ничего подобного. Вон он уже идёт. Всё в порядке.

Ведущий: Горбоносый Роман подошёл к нам, взял меня за руку и сказал:

– Ну, всё устроилось. Пошли.

Литературная игра представляет собой выполнение учащимися заданий в разных помещениях школы (7 станций). Соревнуются 2 команды, у каждой команды свой маршрутный лист, куда записываются заработанные очеи за правильные ответы. Задания составлены с использованием стратегий чтения. Педагоги на своей станции дают задания и присваивают очеи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

литературной игры по книге года «Понедельник начинается в субботу»

А. и Б. Стругацких

Разработчик Виноградова О.И.

воспитатель ЧОУ «Лицей» «Надежда» г. Москва 2014 год

Цели и задачи
Главная цель Литературной игры - превращение детей из пассивных читателей в активных и творческих, приобщить их к прекрасному миру литературы. Достижение этой цели идет через решение следующих задач:

  • воспитывать у детей любовь к чтению;
  • знакомить детей с лучшими произведениями мировой литературы;
  • обучение детей умению анализировать прочитанное и развивать их речевую культуру;
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через активное участие в игровом процессе.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

В игре участвуют 3 команды по 6 человек (5 класс, 6-7 классы, 8-9 классы)

Команды по своему маршруту проходят все станции с заданиями

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ.

Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков за правильные ответы на станциях

Ход литературной игры

Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков книги года «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких

Литературы. В нашей литературной игре вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, т.е. 7 станций с заданиями, в которых команда получает очки за правильные ответы. Побеждает та команда, у которой больше очков. У каждой команды свой маршрутный лист. Сопровождающие – воспитатели классов. Капитаны команд, получите свой маршрут.

В результате – определим, кто же станет победителем! Встречаемся здесь, в актовом зале. Всем удачи!

Станция 1. «Кот Василий». Каб.207, ведущий –…….. задание: помогите коту Василию продолжить сказку. Какая это сказка и кто автор. Приложение 1.

Станция 2. «Делу - время, потехе – час». Каб.209, ведущий –……. задание: вспомнить и назвать как можно больше пословиц о труде. Приложение 2.

Станция 3. «Цитаты». Каб.211, ведущий - ……. задание: собери предложение. Приложение 3.

Станция 4. «Экскурсия в НИИЧАВО». Каб. информатики, ведущий – …… задание: разгадать кроссворд. Приложение 4.

Станция 5. «Лукоморье». Каб. ИЗО, ведущий - ……… задание: нарисовать Кота Василия или ИЗНАКУРНОЖ.

Станция 6. «Понедельник начинается в субботу». Библиотека. Ведущий – библиотекарь И.И. задание: ответить а вопросы по книге. Приложение 5.

Станция 7. «Стратегия». Каб.206, ведущий – ………задание: написать что общего и что различного в 2 текстах (кольца Венна). Приложение 6.

Все молодцы! Все справились. А задания были не легкие? Сегодня вы показали и знание нашего фольклера, и знания русской литературы, и свои творческие способности, и знание самой книги. А теперь посмотрим у кого сколько баллов. Победила команда……классов. Молодцы! Ваш приз!

Приложение 1.

Помогите коту Василию продолжить сказку, он все время забывает.

1. «Жил-был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

…………………..» (Посмотреть кой-какого товару).

«Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин

2. «У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
…………………………..» (Младший вовсе был дурак.)

«Конек-горбунок» Петр Павлович Ершов.

3. «У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

…………………………….»

Поэма "Руслан и Людмила" А.С.Пушкин

4. «Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
………………………..» (Села ждать его одна.)

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин

5. «Что стрела пропала в море;

Это горе - всё не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

……………………….» (Чародея подстрелил.)

«Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». А.С.Пушкин

Приложение 2.

Пословицы о труде и мастерстве

Терпенье и труд всё перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а кто по ней за плугом ходит.

Труд украшает человека.

Счастье и труд вместе живут.

Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье.

Землю солнце красит, а человека - труд.

Суди о человеке по его труду.

Не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше, чьих трудов больше.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Где труд, там и счастье.

Где охота и труд, там поля цветут.

Без труда жить, только небо коптить.

В труде рождаются герои.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

В больших делах пустяков нет.

Дело словом не заменишь.

Дело не комар: от него не отмахнешься.

Не за свое дело не берись, а за своим - не ленись.

От скуки бери дело в руки.

Не тот пригож, кто лицом хорош, а кто на деле гож.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Кто ладно строит, тот дорого стоит.

Счастливым и красивым делает человека работа.

Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Если спорится работа - спать неохота.

Работай до поту - поешь в охоту.

Кому работа в тягость, тому неведома радость.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Всяк свою работу делай, на другого не кивай.

Здоров в еде, да хил в труде.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Люби дело - мастером будешь.

Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Каков мастер, такова и работа.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Построить здание - надо иметь знание.

Дом возвести - не плетень заплести.

Уменье везде найдет примененье.

Есть терпение, будет и умение.

Ремесло не коромысло - плеч не оттянет.

Не игла шьет, а руки.

Не топор тешет, а плотник.

Не котел варит, а стряпуха.

Инструмент хорошо работает в хороших руках.

Руки ценят не по рукавам, а по делам.

Сам молчун, да руки громкие.

Рукам - работа, душе - праздник.

Кто на все руки, у того нет скуки.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Не разгрызешь ореха - ядра не съешь.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Не начав - думай, а начав - делай.

Хорошее начало - половина дела.

Откладывай безделье, да не откладывай дело.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Что отложено, то потеряно.

Делу - время, потехе - час.

Кончил дело, гуляй смело.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

На чужую работу глядя, сыт не будешь.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Велик телом, да мал делом.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без работы день годом кажется.

Готово-то готово, да сделано бестолково.

Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

Белые ручки чужие труды любят.

Приложение 3.

Не существует единственного для всех будущего. Их много, и

каждый поступок творит какое-нибудь из них.

Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было - "Понедельник начинается в субботу".

Каждый человек - маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова.

Приложение 6.

«Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом,

чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому

что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом

их было - "Понедельник начинается в субботу"»… «Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.»

«Институт представлял неограниченные возможности для превращения человека в мага. Но он был беспощаден к отступникам и метил их без промаха. Стоило сотруднику предаться хотя бы на час эгоистическим и инстинктивным действиям (а иногда даже просто мыслям), как он со страхом замечал, что пушок на его ушах становится гуще. Это было предупреждение. Так милицейский свисток предупреждает о возможном штрафе, так боль предупреждает о возможной травме. Теперь все зависело от себя. Человек сплошь и рядом не может бороться со своими кислыми мыслями, на то он и человек – переходная ступень от неандертальца к магу. Но он может поступать вопреки этим мыслям, и тогда у него сохраняются шансы.»

Приложение 5.

Вопросы по книге года "Понедельник начинается в субботу".

  1. В каком году написана книга? 1964 г.
  2. Кто главный герой книги?

Александр Привалов и сотрудники института.

  1. Где происходят события, описанные в книге?

Город Соловец, Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства.

  1. Какие сказочные герои есть в книге?

Кот ученый, Баба Яга, говорящая щука, демоны, упыри, летучие собаки, домовой, вурдалаки, гидра, Змей Горыныч, василиск.

  1. Какие еще книги братьев Стругацких вы знаете?

Приложение 4.

По горизонтали:

1. В сказках - чудовище с телом петуха и хвостом змеи, убивающее взглядом.

2. Кровососущий мертвец народных сказок. Не бывает.

3. Злой дух арабских и персидских мифов.

4.В представлении суеверных людей - некое сверхъестественное существо, обитающее в каждом обжитом доме.

5. Синоним кровососущего мертвеца народных сказок.

6. В западноевропейских сказаниях - безобразный карлик, охраняющий подземные сокровища.

7 . Довольно точная копия своего творца. Не хватает, скажем, человеку рук -

он создает себе его безмозглого, безответного, только и умеющего, что

паять контакты, или таскать тяжести, или писать под диктовку, но зато уж

умеющего это делать хорошо.

8. Граф - знаменитый венгерский вурдалак ХVII-ХIХ вв.

По вертикали:

1. У древних греков - фантастическая многоголовая водяная змея.

2. В греческой мифологии - богини вихря, а в действительности- разновидность нежити. Имеют вид больших рыжих птиц со старушечьими головами.

3. Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства.

4. Человек, способный превращаться в некоторых животных.

5. Синоним призрака, привидения.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные