Проект "рисуем шерстью крымский пейзаж". Творческий проект "живопись шерстью" Творческий проект картина из шерсти


Краткие сведения о технике… Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt войлок, фильцевание, фильц, набивание) это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.англ.рукоделия Различают два вида валяния шерсти сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания.иглой Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Мы взяли за основу Мастер-класс Александры Федоровой "Зимняя ночь"


Для изготовления картины понадобятся: рама (она состоит из ДВП, стекла, зажимов); шерсть (гребенная лента) разных цветов - для этой работы достаточно 6 цветов: белый, синий, голубой, желтый, коричневый, темно- зеленый; ножницы, пинцет (для выкладывания мелких деталей переднего плана), флизелин или фланель - картон (в качестве подложки).


Разбираем раму. На картон накладываем подложку - флизелин. Он призван "удерживать" на себе волокна шерсти. Рабочая поверхность готова!




Метод - "вытягивание"- вытягиваем из гребенной ленты, которую держим в одной руке, пальцами другой руки волокна шерсти, образующие тонкие пряди.




«Щипание" -берется СГИБ ленты; пальцами другой руки мы частыми быстрыми движениями щипаем поверхностные волоски ленты.








Сделаем картину "теплее", добавив желтой шерсти на снег.



Главное управление образования мэрии г. Новосибирска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 199»

Первые шаги в науку

Научно-исследовательская работа

«Коллекция картин, созданных в технике живописи шерстью как результат изучения жанра декоративно-прикладного искусства»

Направление: декоративно – прикладное искусство

Работу выполнила:

Киреева Мария

ученица 4 класса

Руководитель проекта:

учитель Грибовская Т. Н.

Г. Новосибирск

2016

Содержание

Введение 3

Глава 1 Специфика изобразительного жанра живописи шерстью 5

    1. История возникновения живописи шерстью 5

      Жанры живописи шерстью 6

1.3.Колорит картины 7

1.4. Основные способы живописи шерстью 8

Глава 2 Использование специфических особенностей жанра в собственных работах живописи шерстью 10

2.1. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с шерстью и инструментами 10

2.2. Создание алгоритма создания картины из шерсти 11

2.3. Создание собственной коллекции картин из шерсти 11

2.4. Живопись шерстью как средство формирования эстетического вкуса учащихся 15

Заключение 17

Словарь основных понятий 18

Список использованной литературы 19

Введение

Валяние из шерсти - один из самых распространенных видов народного искусства. Первоначально валяние из шерсти применялось только для пошива одежды, изготовления обуви (яркий пример - валенки), изготовления предметов интерьера (одеяла, покрывала и тому подобное). Со временем этот вид рукоделия постепенно приобрел дополнительное применение - декоративное.

Живопись шерстью - это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Инструментами при создании живописных полотен, независимо от уровня цивилизации, являлись человеческие руки и вода. По мере развития роли искусства в жизни человека появилось новое направление в создании картин – уже без использования воды. Тематика картин из шерсти всегда тесным образом была связана с природой, бытом и трудом человека. С глубокой древности картины из шерсти неотступно присутствуют в убранстве жилища, используются в украшении одежды и предметов быта. Многовековая история не только не состарила, не сделала изделия из шерсти «пережитком прошлого», а, напротив, придала им ценность, значимость и актуальность во все времена.

История валяния из шерсти берет свое начало с древних времен, когда первобытные люди одомашнили мелкий рогатый скот.

Мы живем в динамичном и прогрессивном мире. Но даже в таком потоке новой информации есть противоречивость некоторых знаний и представлений.

Пословица гласит: «Без прошлого нет будущего». В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания мы обращаем свой взор к истории, к народным традициям. По-моему мнению, именно к таким ценностям относится нестареющее художественное мышление наших предков, отображенное в народном искусстве живописи шерстью.

Для формирования эстетических чувств и духовно-нравственных качеств молодого поколения необходимо изучить первоосновы народной и древней эстетики.

Вся женская половина в нашей семье увлечена искусством выкладывания картин из шерсти. В нашем доме бережно хранят готовые картины. Некоторое время назад моя мама обучила меня этому ремеслу, и я с удовольствием занимаюсь этой работой. Я очень хочу, чтобы в нашем интерьере нашли свое место картины из шерсти. Такие вещи приносят в дом атмосферу уюта и покоя. По моему мнению, созданные своими руками картины являются отличным подарком близким людям, так как в них вложена частичка души дарящего.

Тема: Коллекция картин, созданных в технике «Живопись шерстью», как результат изучения жанра декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования : живопись шерстью как жанр декоративно-прикладного искусства

Предмет исследования: алгоритм живописи шерстью

Цель: создание коллекции картин, выложенных из шерсти

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

    Изучить историю декоративно-прикладного жанра картин из шерсти

    Установить основные техники живописи шерстью

    Составить алгоритм создания картины из шерсти

    Создать собственную коллекцию картин из шерсти.

    Выявить влияние процесса создания картин из шерсти на формирование эстетического вкуса и духовное совершенствование автора.

Гипотеза: если выявить алгоритм создания картины из шерсти, то процесс создания собственных работ будет идти более продуктивно, что в свою очередь, приведет к формированию эстетического вкуса, духовному совершенствованию и творческой активности автора.

Методы исследования:

    Анализ

    Сопоставление

    Обобщение

    Наблюдение

    Социальный опрос

Практическая значимость работы заключается в исследовании и анализе жанра декоративно-прикладного искусства-живописи шерстью, что может стать материалом для уроков трудового обучения в начальной школе.

1 глава Специфика изобразительного жанра живописи шерстью

1. 1. История возникновения живописи шерстью.

История возникновения живописи шерстью уходит далеко вглубь веков.

История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец. У натуральной шерсти есть способность сваливаться, т.е. образовывать войлок. Никакой другой материал к этому не способен. Это происходит из-за того, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой. Чешуйки волокна шерсти под воздействием горячей воды и пара могут сцепляться друг с другом. Однако шерсть дикой овцы почти не валяется, так как у нее нет чешуйчатого слоя.

Ученые говорят о том, что валяние из шерсти – самая древняя техника создания текстиля. Но, как же человек догадался, что шерсть можно свалять? История валяния связана также с легендой о Великом потопе. В ней рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях, их шерсть падала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти то и дело попадали под копыта животным, а когда Потопу пришёл конец, и овцы были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.

Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства войлока. Они делали из шерсти дома, одежду (стельки, бурки и мужские головные уборы), предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки), скотоводческое снаряжение (детали седла, попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят.

Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода. Они использовали свалянную шерсть даже в кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и др.

Постепенно мастера научились украшать изделия из войлока цветными прядями шерсти, создавая первые узоры. Основные мотивы узоров: ромбы, треугольники, зубчатые полосы, ромбические цепи, фигуры в форме бараньих рогов, s-образные фигуры и др. Постепенно появлялись узоры в виде трав, цветов, пейзажей. Традиционно для их изготовления использовали шерсть, окрашенную естественными красителями. Полученные цвета должны были гармонировать между собой и быть устойчивыми к атмосферным влияниям и стирке, поэтому процессу окрашивания шерсти уделяли серьёзное внимание. Естественными красителями служили растения, которые, чтобы получить краситель нужного качества и цвета, собирали в конкретном месте в определенное время.

При использовании природных красителей народные мастера добивались разнообразной палитры. Так, зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый - из отвара ореховой скорлупы, а серый- из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый - луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний.

Таким образом, можно установить, что рукоделие, как вид декоративно-прикладного искусства, формировалось с эпохи первобытного строя до сегодняшнего времени.

Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер. В это время были выведены новые породы овец - мериносовые. Они славятся более тонкой и мягкой шерстью, из которой можно получить более нежные цветные пряди. Рудольф Штайнер догадался, что и з шерсти можно не только валять, но и рисовать, не прибегая ни к помощи иголок для валяния, ни к мыльной воде. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка - это как мазок кистью. Именно с этого времени умельцы стали создавать не только украшенные изделия, применяемые в домашнем обиходе, но и картины, в которых нежные цветные пряди шерсти выполняют роль акварельных мазков кисти художника. Рисунки из шерсти получаются реалистичными за счет того, что даже окрашенная шерсть не имеет диких цветов, как, например, синтетические волокна. Вы спросите, как же будет держаться такой рисунок; все очень просто, шерстяная картина накрывается стеклом, которое защитить от смещения рисунка, пыли и т.д.

1. 2. Жанры живописи шерстью

Возникнув в древности, искусство живописи на протяжении многих веков совершенствовалось. Живопись шерстью - это изобразительное искусство. Оно очень разнообразно и поэтому делится на жанры.

Анималистка – жанр изобразительного искусства, главные герои – животные. В древнем мире изображения животных были символичны. Например, Сфинкс – олицетворение единства животного и человека. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Портрет – от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры.

Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал. marina – морской)

Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.

Сказочно-мифологический – жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок. Это один из самых душевных и таинственных жанров.

1.3. Колорит картины

Важную роль в создании картин из шерсти, как и в других видах творчества, имеет сочетаемость цветов. Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов картины, подчиненное общему тону. Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов

Приведем пример наиболее сочетаемых цветов:

Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. Цветовой круг представляет замкнутую ленту спектра. На концах диаметра 4 главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый, синий. Между чистыми цветами расположены промежуточные (переходные) цвета. Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. Но существует способ согласования контрастных цветов.

Синий-

коричневый

Фиолето

Желтый-

Зеленый-

кремовый

Делаем вывод, что при создании картины необходимо учитывать колорит рисунка. Необходимо, чтобы каждый цвет узора, взятый в сочетании с другими цветами, не «выпячивался» и не «пропадал», а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а в разнообразии оттенков и переходов цвета. Выкладывая картины, следует прежде всего определить основной его цвет, а затем искать остальные оттенки.

1.4.Основные способы живописи шерстью

Живопись шерстью – это создание картины методом послойного выкладывания шерсти. Существует два способа живописи шерстью – мокрый и сухой.

Сухой способ

Шерсть слоями

выкладывается на

тканевую основу. Когда

выложен фон, можно

приступить к выкладке

рисунка, используя

различные техники:

скручивание, рубка шерсти

и т.д. Готовая

картина накрывается стеклом

и вставляется в рамку.

Мокрый способ

Выложенная слоями на

целлофановой плёнке

шерстяная картина

смачивается мыльным

раствором, активно

и аккуратно растирается

руками до создания

однородного войлочного

полотна. Готовое полотно

стирается, сушится и

вставляется в рамку.




Основные приёмы при создании картины:


Выкладывание фона картины - вытягивание прядей из гребенной ленты

Резка ножницами прядей шерсти – для создания мелких деталей картины

Скручивание жгута – для создания линий

Выкладывание пинцетом стриженых прядей- для создания тонких оттенков картины

Глава 2 Использование специфических особенностей жанра в собственных работах живописи шерстью.

2. 1. Правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования при работе с шерстью.

Работа с шерстью требует усиленного внимания и соблюдения правил безопасности. Техника безопасности - это комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья. Кропотливую работу с прядями шерсти можно сравнить с работой за компьютером, значит надо беречь зрение и осанку. Во время работы необходимо делать перерывы, чтобы сделать гимнастику для глаз и расслабить мышцы. Очень важно хорошее освещение при работе. Лучше всего оборудовать рабочее место у окна. Необходимо следить за тем, чтобы в помещении не было сквозняков, которые могут спровоцировать «разлетание» прядей шерсти. В темное время суток обязательно используют настольную лампу. Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и ровно. Корпус нужно держать прямо, слегка наклонив голову к работе. Ноги необходимо поставить на что-нибудь твердое.

Правила техники безопасности

1. Перед началом работы вымыть руки, чтобы не испачкать изделие.

2. Осторожно пользоваться инструментами.

3. Не брать в рот ножницы, пряди шерсти, пинцет.

4. Следить за тем, чтобы стекло, которым периодически прижимают создаваемую картину, всегда находилось в безопасном месте.

Из вышесказанного следует, что процесс создания картин из шерсти требует соблюдения комплекса мер по охране здоровья. Следует заранее оборудовать рабочее место, создать хорошее освещение, приготовить соответствующие инструменты. Необходимо беречь зрение и осанку. Во время работы важно делать перерывы для снятия утомления. Занятие рукоделием должно благотворно воздействовать на психологическое состояние человека.

2.2. Создание алгоритма создания картины из шерсти сухим способом

1.Определить жанр работы

2. Выбрать формат картины

3. Подготовить необходимые инструменты

4. Определить последовательность выкладывания слоёв картины. Начинать следует с выкладывания основного фона картины.

5. Выкладывая основной рисунок и мелкие детали картины, необходимо периодически прикладывать стекло к создаваемому полотну. Неудавшиеся детали можно заменять.

6. Соблюдай технику безопасности при работе с инструментами.

7. При занятии рукоделием руки должны быть чистыми

8.Окончание работы.

9. Разместить в рамке готовую картину, прижатую стеклом.

Таким образом, руководствуясь алгоритмом можно организовать последовательную работу.

2.3. Создание собственной коллекции картин, созданных в технике «Живопись шерстью».

В наши дни увлечение рукоделием переживает второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Выложенные из шерсти картины неординарны и привлекательны. Живопись шерстью предоставляет безграничные возможности для создания собственной коллекции. Автор воплощает свой замысел, свою художественную идею средствами данного вида искусства. Темы моих будущих картин формировались под воздействием моих интересов, предпочтений. Поводом были разные события: дни рождения близких мне людей, наблюдение за поведением птиц и животных, поездка к родственникам, объекты природы. Коллекцию составляют следующие картины:

Жанр «Анимация»

«Беззаботные синички»

Птичка-синичка по лесу летала.

С ветки на ветку, птичка порхала

И щебетала, и распевала,

А до других, было дела ей мало.

Вот бы такой мне птичкою быть,

Чтобы не чем себя не грузить,

Знаю, несбыточна эта мечта

И от того, так желанна она.

Мне захотелось в данной работе изобразить игривый и задорный характер беззаботных синичек, радующихся солнышку. Картину с таким жизнерадостным сюжетом в жанре «анимация» можно представить в виде подарка ребенку. Тона этой картины светлые и тёплые.

«Снегири»

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замерз он на снегу.


Я увидела снегирей за окошком прошлой зимой и поразилась яркой окраске этих птичек. От папы я узнала, что у этих птиц есть удивительная особенность, которую не мешало бы приобрести людям: если одна птичка из стаи снегирей попадает в ловушку, то все другие спешат ей на помощь. Мне захотелось изобразить этих маленьких героев на своей картине. А поскольку снегири гнездятся в основном в хвойных лесах, то я изобразила их на ветке сосны, припорошенной снегом.

«Тигренок»

Как мне нравятся тигрёнок, Все в полосочку котёнок, И повадки, как у кошки, Только дикий он немножко.

Тигры – удивительные создания! Несмотря на то, что они хищники, а не травоядные (я смотрела про них передачу по телевидению). Именно поэтому в моей картине он такой храбрый, с красивой шерстью.

« з айка »

Зайка Митька, хоть и мал,
Но находчив и удал.
Пошалил на грядке ловко -
Проредил с утра морковку.
Вырвал свеклу с корешками,
Брюкву разложил рядами...
Где росла вчера капуста,
Стало вмиг на грядке пусто.
Вот такой он - удалец.
Этот маленький хитрец.

Мама в детстве часто читала мне стихотворения про зайчат. По мотивам этих стихотворений и создана эта картина. В этой картине сочетание светлых и ярких тонов. Поэтому она такая жизнерадостная.

Жанр «Пейзаж»

«Маки в поле»

Не знаю краше ангельских цветов,

Которые зовутся красным маком...

Нежнее не встречала лепестков -

Блестящих, как покрытых лаком.

Их п у рпурные нежные головки

Над полем,словно маленькие флаги,

От ветра уклоняются так ловко

И грациозно, но полны отваги.

Яркие цветы всегда привлекают внимание человека и поднимают ему настроение. Мне захотелось, чтобы у моей бабушки всегда было на сердце светло и весело, и поэтому создала эту картину ей в подарок

«Ирисы»

Ирисы вновь распустились

Радугой нежных цветов.

Кажется, с неба спустились,

Из синевы облаков.

Утром в саду я встречаю

Радугу в брызгах росы.

С радостью вновь принимаю

Дивный подарок весны.

А эта картина подарена мной моей второй бабушке с пожеланиями хорошего настроения, поэтому она тоже выполнена в жизнерадостных тонах.

«Зимний пейзаж»

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Снеговик, снеговик
Жить на холоде привык.
Вы не бойтесь за него
И во мгле морозной
Оставляйте одного
Зимней ночью звездной.



Данные работы выполнены в технике «Живопись шерстью» сухим способом.

Каждую работу я начинала с создания основного фона картины путём вытягивания прядей шерсти из ленты и укладывания их на тканевую основу. Потом создавала рисунок на фоне, оттеняла нужными прядями. В ходе работы использовались все вышеперечисленные приёмы скручивания, стрижки и раскладывания. Готовые работы закрепили в рамки под стеклом.

2.4. Создание картин из шерсти как средство формирования эстетического вкуса учащихся

По моему мнению, живопись шерстью - несомненно полезное увлечение для современных детей. Процесс работы с шерстью имеет психологическое и физиологическое воздействие на состояние школьников.

Рукоделие прогоняет стресс и мрачные мысли. Успокаивается нервная система, улучшается настроение. Вырабатываются личностные качества: концентрация внимания, терпеливость, аккуратность.

По мере роста умения выкладывать из шерсти картины я заметила улучшение моторики рук, большую скоординированность движений. При изготовлении каждой последующей картины я обращаю внимание на ряд положительных моментов, характеризующий процесс рукоделия.

В первую очередь, это - радостное чувство гармонии, которое возникает при занятии любимым делом. Чувство рождается в творческом мышлении, когда образы картины начинают принимать явственные очертания, цветовую насыщенность по мере заполнения полотна. При изучении колорита я выявила, что гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. Сама природа подарила нам такие цвета, нужно лишь умело применять красочные щедроты, свойства цвета, научиться распознавать оттенки. Здесь фантазия преподносит разные варианты картины, компонентные и цветовые импровизации.

Живопись шерстью открыло во мне дизайнерские способности. При желании картины можно вписать в интерьер комнат таким образом, что обстановка комнаты заиграет новыми красками, вызывая удивление гостей.

Все вышеперечисленные факторы составляют предпосылки для формирования эстетического вкуса учащихся. Эстетический вкус - это глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности; система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности. Люди, обладающие эстетическим вкусом, не следуют слепо за модой, если модные аксессуары не выражают их индивидуальные особенности. В формировании и развитии эстетического вкуса большую роль имеет рукоделие.

Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлено творчество. Мастер ощущает чувство радости, удовлетворение, гордости от созерцания выполненной работы. На основе практики создания картин развивается чувство цвета, формы и их соотношения. Эстетическое отношение к действительности проявляется в выборе цвета, фасона одежды. При оформлении интерьера собственного дома люди также руководствуются эстетическими чувствами.

Во-вторых, в процессе труда человек овладевает способом отбора различных приемов, техник, стилистических находок и открытий, которые являются частью декоративно - прикладного искусства многих поколений людей.

В-третьих, первые шаги в области рукоделия могут привести к зрелым авторским работам мастера. Эстетический вкус формируется на протяжении всей жизни человека. По моему мнению, важно как можно раньше знакомить учащихся с богатством опыта, накопленным человечеством в народном искусстве. Результаты труда всегда приносят творческое удовлетворение.

Итак, в процессе овладения живописи шерстью у детей формируется своеобразный набор ценностей: умение созерцать красоту природы, способность анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решение, умение учиться, умение планировать свою деятельность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Впоследствии они выражаются в поступках. Такое поступательное эстетическое развитие позволяет охарактеризовать учащихся как «воспитанные дети», то есть мыслящие и чувствующие, поступающие в соответствии с законами общества и природы.

Заключение

В начале работы были поставлены следующие задачи: изучить историю декоративно-прикладного жанра искусства живописи шерстью; выделить основные техники живописи шерстью; составить алгоритм создания картин из шерсти сухим способом; создать собственную коллекцию картин; выявить влияние процесса работы с шерстью на формирование эстетического вкуса и духовное совершенствование автора.

Живопись шерстью - это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Рукоделие, как вид декоративно-прикладного искусства, формировалось с эпохи первобытного строя до наших дней. Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер. Живопись шерстью выполнялась двумя способами – мокрым и сухим. Основные приёмы – вытягивание, резка, скручивание, выкладывание пинцетом.

Основные жанры живописи шерстью – анималистика, портрет, пейзаж, натюрморт, сказочно-мифологический жанр.

Важную роль в живописи шерстью имеет сочетаемость цветов. Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов картины, подчиненное общему тону. Создавая картину, следует прежде всего определить её основной цвет, а затем искать остальные оттенки.

Живопись шерстью требует усиленного внимания и соблюдения правил безопасности. Техника безопасности - комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья. Для сохранения зрения и осанки нужно оборудовать рабочее место: создать хорошее освещение, приготовить соответствующие инструменты. Материалы и инструменты для создания картины из шерсти: рамка, шерсть, ткань, ножницы, пинцет.

Чтобы процесс работы был нетрудоемким по организации для начинающих рукодельниц, предлагаем алгоритм создания картин в технике «Живопись шерстью» сухим способом.

Умение создавать картины из шерсти передается от старших к младшим, наша семья не является исключением.

Темы собственных картин определялись моими интересами и предпочтениями. Готовые работы были закреплены в рамки под стеклом.

В процессе создания коллекции картин я получила эстетическое удовольствие. Проведя за картинами много дней, я еще раз убедилась в необходимости развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля.

Из этого следует, что создание картин из шерсти развивает и мобилизует полезные умения и способности. Сочетание хобби, творчества и труда в деятельности является оптимальным для формирования эстетического вкуса и духовного совершенствования школьников.

Словарь основных понятий

Живопись шерстью - особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти.

Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов, подчиненное общему тону.

Техника безопасности - это комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья.

Эстетический вкус - это глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности; система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности.

Список использованной литературы

    "Фелтинг. Удивительные поделки из свалянной шерсти"

Преображенская Вера Николаевна, Издательство: Рипол-Классик, 2012г.

    «Страна мастеров.Ру»: «Шерстяная акварель» Буянкова Е.В.

    Возрождение традиций. Уроки мастерства. Ди ван Никерк Изд.»Кристина»,2007г.

    Золотая библиотека увлечений. Изд. АСТ-Пресс Книга, 2010г.

    Рукоделие. Дженни Бредфорд, Изд. Мой мир, 2007г.

    Шаг за шагом. Изд. Хаверст, 2010г.

Выкладывание картин шерстью - это процесс послойного формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных прядей шерсти слой за слоем.

Рисование шерстью совершается по тем же принципам, что и рисование красками. Объем изображаемых предметов выражается цветом с учетом светотени. Шерсть выступает в качестве носителя цвета, это окрашенный материал, которому можно придать нужную форму и разложить на плоскости в виде рисунка.

Видео об основах рисования картин шерстью без заваливания:

Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены (на самом деле под весом стекла шерсть оседает, уплотняется и слои достаточно крепко держатся друг за друга, но всё же это не валяние). Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон - стекло и задник (см. фото ниже). Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает ДВП (оргалит). Для рисования картин шерстью очень удобно использовать клип-рамы для фотографий (стекло + оргалит + клипы-зажимы).

Можно использовать обычную фоторамку, купленную в любом магазине, а для удобства между сеансами скреплять картину при помощи канцелярских зажимов. В таком случае картина быстро отлежится, станет плоской и в следующий сеанс работать будет комфортно.

Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью:

  • шерсть разных цветов (подбирается под конкретный сюжет), а также волокна шелка, вискозы, акрила и др.;
  • ножницы (самые острые);
  • пинцет (обычный - для бровей);
  • клип-рама или обычная фоторамка, желательно, чтобы задник был жестким;
  • флизелин, фетр, бархатная бумага или любая ткань с небольшим ворсом в качестве подложки (подложка призвана удерживать на себе волокна шерсти, это основа картины). Подробнее в статье: "Какую подложку использовать для рисования картин шерстью ".

Если используете флизелин (он прозрачный), а фон картины планируется сделать очень светлым, лучше на темный оргалит приклеить белую бумагу. Готовая картина оформляется в раму.

Для выкладывания картин в основном используется шерсть, но также можно применять и другие волокнистые материалы: вискозу, акрил, шелк и пр. Следует помнить, что шерсть послушнее в работе по сравнению с другими волокнами. Это обусловлено её физическими свойствами. Однако с помощью, например, шелковых волокон можно повысить декоративность картины - элементы с добавлением шелка будут отражать и преломлять свет, что создаст живую игру света и тени.

Шерсть в магазинах чаще всего продается в виде ленты, но можно найти и кардочес.

Гребенная лента или топс - расчесанная шерсть (см. фото слева ниже), в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту.

Кардочесанная шерсть (кардочес , «шерстяная вата ») - это продукт чесания (фото ниже справа), в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны. Она может быть представлена в руне или в виде чесальной ленты.


Для первого знакомства с техникой выкладывания картин из шерсти кардочес покупать не надо. Шерстяную вату легко получить щипанием гребенной ленты.

Шерсть - невероятно теплый материал. Мало того, что он греет в прямом смысле, так и вещицы из него несут в себе всю теплоту рук и вложенной доброты.

Для картин, выкладываемых из шерсти, в основном, используется гребенная лента. Техника, в которой я работаю - « Живопись шерстью» - названа так потому, что от классической живописи ее мало что отличает: те же яркие цвета, те же плавные переходы цвета, тот же объём реального мира, присутствующий на картине, возможность передачи фактуры предмета, светотени. Необычен только материал - крашеная овечья шерсть.

Я беру шерсть непосредственно руками, не используя никаких приспособлений и, превратив ее в своих руках в нужный мне мазок, кладу на картину. Из инструментов я использую только ножницы, поскольку порой они просто незаменимы, например, чтобы создать эффект мазка кисти или ровный контур предмета. Никаких других посредников между материалом и мной нет.

Написание картины может продолжаться день, а может несколько недель, это зависит от размера и сложности работы. При повторении картины я могу использовать другие приемы, не те, что применяла в первый раз, а такие, которые соответствовали бы моему настроению. Отсюда и получается, что каждая картина уникальна, неповторима, и у каждой есть своя энергетика...

В первые я увидела живописи шерстью в интернете и, купив десяток основных цветов, я решила попробовать.

В основе этой техники лежит естественная способность шерсти сваливаться, без этого многочисленные слои из волокон цветной овечьей шерсти, которые образуют изображение, не смогли бы составить единое живописное полотно. Слой за слоем получается изображение, которое прижимается стеклом и обрамляется.

Представляю на фестиваль свои картины.

« Зимнее настроение»

« Весенний ля-мур »

« Красота бывает опасной »

Для работы мне не нужны ни краски, ни кисти, ни вода, только шерсть, рамка для фотографий со стеклом и желание творить. В качестве сюжета использую любые картинки, фотографии, открытки и свое воображение.

Материалы и инструменты:

  • Рамка со стеклом.
  • Шерсть разных цветов.
  • Ножницы.
  • Пинцет (для выкладывания мелких деталей переднего плана).
  • Ткань с небольшим ворсом, для подложки.

Источники :

  • www.youtube.com/watch?v=HM-52fuWVV0
  • vk.com/club59918344‎
  • www.liveinternet.ru/tags/картины+из+шерсти/‎‎

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Расцветская средняя общеобразовательная школа»

Творческий проект

Расцвет, 2016

Содержание

    Обоснование проекта (проблемы и цели)

    Анализ идей и обоснование выбора

    Анализ прототипов

    Описание изделия

    История создания картин из шерсти .

    Выбор материала

    Технологическая последовательность изготовления картины

    Экономическое обоснование проекта

    Экологическое обоснование проекта

    Дизайн-анализ готового изделия

    Заключение

    Литератрура

1.Обоснование проекта (проблемы и цели)

В последнее время все больше людей стараются радовать друг друга уникальными подарками. Такой дар должен свидетельствовать о его единственности и неповторимости. Картина, написанная маслом, купленная в магазине является прекрасным подарком, но ими сейчас трудно удивить. Другое дело, авторское изделие ручной работы, выполненное не только в единственном экземпляре, но с использованием необычных материалов и в оригинальной технике.

Картины из шерсти меня поразили, настолько они нежны и естественны. Шерсть – прекрасный материал для работы, изделия из нее неповторимы и оригинальны. Освоить живопись шерстью может каждый, даже тот, кто не умеет рисовать. Поэтому я и решила выполнить работу в этой технике.

Цель: изготовление картины из шерсти.

Задачи:

  • Получить теоретические знания о технике шерстяная живопись .

    Совершенствовать свои умения и навыки в области валяния из шерсти, используя творческий подход к работе.

2. Анализ и обоснование выбора

Я решила изготовить картину в подарок для украшения интерьера и рассмотрела три варианта техники изготовления:

Техника №1: Вышивание крестом.

Техника №2: Вышивание атласными лентами.

Техника №3: Живопись шерстью

Техника № 2

Техника №1 Техника №2

Техника №3

Я выбрали технику изготовления изделия № 3 – живопись шерстью, так как картины получаются красивыми и оригинальными. Освоить эту технику может каждый, даже тот, кто не умеет рисовать. При создании такого рода поделок, человек развивает моторику, внимательность и точность. Развивает способности к эстетическому восприятию. Кроме того, я усовершенствовала свои возможности в проектной деятельности.

3. Анализ прототипов

В процессе сбора информации был рассмотрен ряд прототипов.

Я решила выполнить картину в жанре натюрморт. Мне понравились белые цветы на темном фоне, картина смотрелась очень выразительно за счет контрастных цветов.

4. Описание изделия.

Картина называется «Ваза с цветами». В центре картины на столе стоит ваза с цветами. На темном фоне белые лилии.

5. История создания картин из шерсти.

Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер, выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал.

Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин. В ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, он заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их приобретала более целостный статус.

Вот уже около 100 лет во всем мире "общение" с цветной овечьей шерстью помогает людям справиться с душевным напряжением, стрессами, приобрести равновесие, творчески раскрыться и ощутить полет вдохновения во время живописания шерстью, ведь этот процесс настолько динамичен творчески! - человек, рисующий картину шерстью, не ограничен какими-то заданными рамками, он всегда использует ту цветовую гамму, которая соответствует потребностям его души, сюжет, который наиболее близок в данный момент его состоянию.

Валяние шерсти - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться.

Сухое валяние – одна из разновидностей такого вида рукоделия, как валяние из шерсти. Только в сравнении с мокрым валянием, здесь нет необходимости использовать мыльный раствор. Поделка формируется при помощи специальных игл с зазубринами или же просто шерсть выкладывается руками, как того требует композиция. Шерстяные картины ничем не уступают по живописности обычным, нарисованным. Объем и воздушность при помощи шерсти придать картине гораздо проще, да и времени на ее создание затрачивается гораздо меньше. «Писать» картину следует с задних планов. Отрывая от ленты шерсти тонкие, почти прозрачные пряди, выкладывайте их на фон. Пряди должны перекрывать друг друга - за счет этого получается смешение красок и плавные переходы от цвета к цвету. Шерсть окрашена в яркие цвета, что позволяет делать красивые картины.

6.Выбор материала.

Для изготовления картины были использованы:

    Шерсть разных цветов

    Ножницы

    Пинцет

Деревянная рамка.

7. Технологическая последовательность изготовления картины.

Правила безопасности во время работы

    Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.

    Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.

    Пинцеты хранить в одном месте.

    Если пинцет или ножницы не нужны нужно убрать их на свое место.

    Нельзя пользоваться ржавыми, гнутым ножницами и пинцетами.

8. Экономическое обоснование проекта

Чтобы убедиться в экономической целесообразности изготовления картины своими руками, произвели расчет затрат, которые потребуются для создания изделия.

500 рублей

Оценивая стоимость картины, мы пришли к выводу, что такую уникальную картину мы никогда не найдем на рынке или в магазине за те денежные средства, которые мы потратили на материалы! Минимальная стоимость картины, написанной маслом , в магазине составляет от 2.5 тыс. рублей и выше.У получившейся картины множество плюсов. Кроме её привлекательной стоимости, эта картина отличается от всех других, уникальностью, изяществом и оригинальностью.

9. Экологическое обоснование проекта.

Р абота не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. Мы использовали только экологически чистые материалы, и считаем, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено. Все материалы, используемые для изготовления картины (картон, шерсть, деревянная рамка) легко утилизируются. Стекло рамки может использоваться для изготовления других изделий.

10. Дизайн-анализ готового изделия

Целью любой деятельности человека является достижение желаемого результата. Чтобы объективно оценивать полученное изделие и сравнивать его с желаемым результатом, необходимо опираться на кое-какие законы. Создавая работу нужно опираться на закон художественного конструирования, контраста и цветового оформления.

    Важнейшим законом художественного конструирования – это единство формы и содержания.

    В любом изделии, что - то должно быть главным, а что - то второстепенным.

Любая рукодельница, которая хоть раз увидит такую поделку, заинтересуется тем, как создать нечто подобное.

12.Заключение

Овладев техникой живописи шерстью, можно без труда выполнить неповторимое декоративное изделие.

Мне очень понравилось работать над картинами в этой технике, всегда поднимается хорошее настроение, потому, что работы приносят радость не только нам, но и нашим друзьям, родственникам и знакомым.

К тому же в современном обществе изделия, изготовленные своими руками, пользуются большим спросом среди наших знакомых и друзей. Картины, выполненные в этой технике, выглядят неповторимо и оригинально. Их можно использовать для украшения интерьера квартиры. Это будет отличным подарком.

Цель и задачи, которые мы поставили - были выполнены.

13. Литература

    М.Мэкки "Картины из шерсти и войлока". Москва. ИГ "Контэнт", 2012

    http://www.izuminki.com/2014/09/01/kartiny-iz-shersti/

    http://www.docme.ru/doc/123003/proekt-malygina



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные