Программа "шумовой оркестр". Детский шумовой оркестр Инструменты и приёмы игры на них

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного (4-5 лет) и младшего школьного возраста.

Металлофон, ксилофон
Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:

знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов

умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)

овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо)
Бубенцы (браслет на руку)

Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые, и медленные движения, меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами, или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев. Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. С ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т.д. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок или стать участником музыкального ансамбля, или исполнителем театрализованного действия.

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское

ДЕТСКИЙ ШУМОВОЙ ОРКЕСТР

Оркестровые занятия с детьми 5 – 6 лет (два года обучения; один год обучения) авторская образовательная программа

Пояснительная записка

Задача классов начального обучения – введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех музыкального образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.

Занятия по предмету «Детский шумовой оркестр» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма , начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей.

Каждый из предметов образовательного цикла подготовительных групп Детской музыкальной школы имеет свою специфику, внутреннюю логику последовательного прохождения материала, предполагает использование определённых форм работы; в то же время, у них общие цели, задачи, единые методический установки. А самое главное, они направлены на осуществление основных задач дошкольного начального обучения детей:

Привитие детям любви и интереса к музыке;

Накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса;

Выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков, приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте;

Создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.

Осуществление данных задач на начальном этапе будет основываться вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным оно станет только после практического освоения ряда навыков в игре на музыкальных инструментах, в движении, в слушании и так далее. Все эти навыки призван воспитывать предмет «Детский шумовой оркестр».

Данная Программа является попыткой систематизировать имеющиеся знания и практический опыт работы в данном направлении.

Необходимость создания Программы появилась в 2008 году. К этому времени в школе уже имелся опыт работы с маленькими детьми в группах раннего эстетического развития «Гармония». Решением руководства группы были переведены в основную школу, принят учебный план, в котором предмет «Ритмика» был заменён на предметы «Хор» и «Детский шумовой оркестр». Поскольку программы по предмету «Детский шумовой оркестр» отсутствуют в системе обучения ДМШ, то это явилось важным фактором написания данной Программы.

В процессе работы были использованы методические разработки К. Орфа, Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений С. Бублей, а так же «Возрастная психология» В. Асеева и «Психология т. 2» Р. Немова.

В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Одним из эффективных методов работы как раз и является форма музыкальной коллективной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре детского шумового оркестра. Существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Использование их вызывает огромный интерес у дошкольников, вносит разнообразие в образовательный процесс, помогает развивать музыкальные способности учащихся.

Цели данного предмета:

1) выявление и развитие музыкальных способностей детей: вокально-интонационных навыков, метроритмических навыков, развитие музыкальной памяти и слуха.

2) знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования, формирование начальных исполнительских навыков, воспитание творческих навыков (импровизация).

3) овладение элементарными теоретическими знаниями.

Для осуществления и достижения поставленных целей необходим поиск форм и методов работы с дошкольниками (с учётом возрастных особенностей). Широкое применение игровых форм – залог успеха в обучении детей дошкольного возраста. Игра – это средство, при помощи которого воспитание переходит в самовоспитание.

Для успешных результатов обучения детей на уроках детского шумового оркестра необходимо учитывать специфику музыкального воспитания в старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений. Она определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.

Принимая во внимание всё вышеперечисленное, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности , постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.

Но использование только игровых методов в работе не может привести к ожидаемым результатам. Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих.

Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.

Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения учащимися педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе педагог рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую). Для выполнения домашних заданий целесообразно привлекать на помощь родителей, производя запись задания в дневник ребёнка.

Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, созданные своими руками из баночек из-под йогурта, ведёрок из-под майонеза, отработавших своё фломастеров занимают важное место в составе детского шумового оркестра.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук – необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить детям, что звук возможно извлекать такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения. Общение детей с примарными инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Можно предлагать детям композиции, когда руководитель управляет процессом (дирижирует, устанавливает очерёдность игры – по одному, группами, вместе; динамику).

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.

Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Инструменты низкозвучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений.

Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно и они звучат фальшиво.

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей.

Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для них и для нот.

Формирование групп

Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а самое главное – добиваться хороших результатов. Поэтому максимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек (а лучше, чтобы их было 10 – 12).

На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится.

Занятия в подготовительной группе помогают выявить склонности и возможности ребёнка. Обычно родители сами решают вопрос о дальнейшем музыкальном образовании ребёнка и о выборе инструмента, не сообразуя своих желаний с его склонностями и способностями, что нередко приводит к разочарованию детей и родителей. Рекомендации руководителя могут помочь в правильном выборе родителей.

Инструменты и приёмы игры на них

Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты - маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т. п.).

Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться.

Шумовые («ритмические») ударные инструменты

Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.

Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии («нитке») без ключа и знаков альтерации, они обозначают только ритмический рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание).

Проще всего для детей инструменты, звучащие, благодаря встряхиванию.

Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.

Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.

Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка-кастаньета. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты с ручкой.

Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.

Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.

Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.

Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

Ритмические палочки (клавесы) – две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.

Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.

Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.

Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой.

Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки, имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука – скользящие удары друг о друга.

«Мелодические» ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме.

Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном до двух октав. Ограниченность возможностей делает их использование в оркестре малоцелесообразным, однако на подготовительных занятиях они могут пригодиться.

У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний – чёрным.

Ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме.

Колокольчики – по виду напоминают металлофон, отличаются протяжённым звучанием и особой нежностью и прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на обычном нотном стане.

Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть следует примерно по центру пластинки.

Основной способ звукоизвлечения – поочерёдные удары руками, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть коротким и энергичным, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены.

Контроль и учёт успеваемости

Для контроля успеваемости выставляется оценка за выполненное домашнее задание.

Для детей двухгодичного курса обучения: первый год обучения – в конце первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей; в конце второго полугодия – обязательное открытое выступление; второй год обучения – в конце первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей, в конце второго полугодия – экзамен, который считается вступительным экзаменом в ДМШ.

Для детей одногодичного курса обучения: в конце первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей, в конце второго полугодия – экзамен, который считается вступительным экзаменом в ДМШ.

План учебного процесса. (Два года обучения)

Первый год

Второй год

Один год обучения

Критерии экзаменационного выступления

Ребёнок обязательно исполняет песенку, выученную на уроке оркестра. Оценивается:

1. Грамотное и точное исполнение нотного текста и ритмического рисунка.

2. Степень овладения инструментом, умение правильно держать палочку (металлофон, ксилофон), умение пользоваться инструментом.

3. Музыкальность исполнения.

4. Умение играть цельно – без ошибок и поправок.

Условия реализации программы

1. Наличие помещения для занятий.

2. Материальная база: набор музыкальных инструментов – погремушки, трещотки, бубны, тон-блоки, кастаньеты, различные маракасы, треугольники, тарелки разных размеров, барабаны, детские металлофоны, ксилофоны (подставки под них). Это далеко не полный перечень. Дополняется баяном (аккордеоном, фортепиано), на котором играет концертмейстер.

3. Репертуар – разнообразный, доступный, охватывающий музыку различных стилей и направлений.

Учебно-тематический план. Основное содержание дисциплины. Два года обучения (дети 5 лет)

Первый год обучения

1 четверть

В течение первой четверти ребёнок должен получить представление о следующих понятиях: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие, звонкие и глухие, долгие и короткие, тихие и громкие.

Метроритмические навыки:

Короткие и долгие звуки;

Сильная и слабая доли;

Ровное движение.

Практические навыки:

2 четверть

Теория: направление движения мелодии вниз, вверх; поступенное и скачкообразное движение мелодии; пауза.

Интонация:

Знакомство и пение тетрахордов, октавного звукоряда;

Исполнение играемого музыкального материала с одновременной игрой на инструментах;

Разучивание и исполнение песенного материала в пределах кварты, квинты.

Метроритм:

Практические навыки:

Игра с концертмейстером.

3 четверть

Теория: знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш); песенные жанры.

Метроритм:

Танцевальные ритмы;

Маршевые ритмы;

Сильная и слабая доли (закрепление);

Ритмические схемы с использованием пауз;

Чередование различных схем, их усложнение.

Практические навыки:

Умение своевременно вступать, играть в ансамбле, завершить игру вместе;

Умение держать паузу;

Игра соло;

Запоминание наизусть более длинных произведений;

Накопление репертуара.

4 четверть

Работа во всех направлениях: закрепление и усложнение полученных навыков. Использование более сложного музыкального материала. Накопление репертуара.

1 четверть

Детские песенки-потешки:

Петушок», «Дождик», «Тили-бом», «Ладушки», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду».

2 четверть

Русские народные песни:

«Во саду ли, в огороде», «Во поле берёзка стояла», «Как под горкой», «Как у наших у ворот», «Ходит Ваня», «Я на горку шла», Белорусская народная песня «Савка и Гришка».

3 четверть

Белорусский народный танец «Янка», Кабалевский Д. «Вроде марша», Кабалевский Д. «Маленький марш», Кабалевский Д. «Хороводная, Красев М. «Мишка с куклой», Крылатов Е. «Колыбельная Медведицы», Русская народная песня «Ах вы, сени мои, сени», Шопен Ф. «Желание»

4 четверть

Кабалевский Д. «Игры», Левина З. «Неваляшки» (с использованием металлофоноа), Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона), Русская народная песня «Калинка», Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем»

Второй год обучения

1 четверть. Терминология: оркестровая партия, нитка, такт, размер, затакт, цифра.

Метроритм:

Двухдольная и трёхдольная пульсация;

Пауза, игра через паузу;

Умение закончить фразу, сыгранную педагогом («Эхо»);

Нота с точкой.

Интонационные навыки:

Пение с паузой;

Пение окончания фразы (поступенное движение);

Пение небольших пьес с аккомпанементом на инструментах.

Практические навыки:

Первоначальные навыки чтения оркестровой партии, исполнение своей партии по предложенной записи;

Уметь записать символами несложные ритмы из того, что изучается в классе.

2 четверть. Закрепление метроритмических, интонационных, практических навыков, полученных в первой четверти. Разучивание и исполнение детских пьес (с пением и без пения).

Игра с солистом.

3 четверть. Терминология: альтерация, мажор, минор, синкопа, пунктирный ритм, трезвучие, главные ступени лада, аккомпанемент.

Метроритм:

Синкопа;

Пунктирный ритм;

Танцевальные ритмы: полька, вальс, мазурка, рок-н-ролл.

Интонационные навыки:

Мажор, минор;

Альтерация;

Трезвучия главных ступеней;

Пение в пределах октавы, движение мелодии поступенное, скачки на терцию, кварту, квинту, сексту, септиму.

Практические навыки:

Чтение оркестровых партий, исполнение по записи;

Импровизация, исполнение и запись несложных ритмических композиций с использованием текстов и шумовых инструментов;

Игра по дирижёрскому жесту.

4 четверть.

Примерный репертуар для исполнения

1 четверть. Детская песенка «Козлик», Майкапар А. «Капельки», Русская народная закличка «Солнышко-колоколнышко», Русская народная песня «Во лузях», Русская народная прибаутка «Чепуха», Шостакович Д. «Вальс0шутка»

2 четверть. Брамс Й. «Колыбельная», Красев М. «Барабанщик», Русская народная песня «Как у наших у ворот», Русский народный танец «Яблочко», Стрибогг И. «Вальс петушков», Финская детская песенка «Мори – Мокки»

3 четверть. Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен», Джоплин С. «Рэгтайм» (фрагмент), Кабалевский Д. «Клоуны», Козлов В. «Дедушкин рок-н-ролл», Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима», Русская народная песня «Коробейники», Чешская народная песня «Пастушок»

4 четверть. Итальянская народная песня «Санта Лючия», Красе5в М. «Дудочка», Красев М. «Синичка», Латвийская народная песня «Петушок», Метлов Н. «Поезд», Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», Русская народная песня «Светит месяц», Русская народная сказка-игра «Теремок»

Один год обучения (дети 6 лет)

1 четверть. В течение первой четверти учащиеся должны познакомиться с понятиями: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие, долгие и короткие, звонкие и глухие, тихие и громкие.

Звуки: низкие и высокие, долгие и короткие, звонкие и глухие, тихие и громкие.

Темп: быстрый – медленный, замедление – ускорение.

Метроритмические навыки:

Короткие и долгие звуки;

Сильная и слабая доли;

Ровное движение;

Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной ноте, затем на соседних звуках; разучить и исполнять русские народные песенки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.

Практические навыки:

Уметь исполнить простейшие ритмические формулы;

Уметь определить и исполнить сильную и слабую доли;

Практически познакомиться с шумовыми инструментами;

Уметь исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки русских народных песенок и попевок;

Уметь прохлопать простейшие ритмические рисунки изучаемых песенок и попевок.

2 четверть. Теория: направление движения мелодии вниз, вверх: поступенное и скачкообразное движение мелодии.

Интонация: – знакомство и пение тетрахордов, октавного звукоряда; - исполнение играемого музыкального материала с одновременной игрой на инструментах; - разучивание и исполнение песенного материала в пределах кварты, квинты.

Метроритм:

Сильная доля (услышать, сыграть на каком-либо музыкальном инструменте);

Закрепление ритмических схем;

Усложнение ритмического рисунка.

Практические навыки:

Закрепление на шумовых инструментах простейших ритмических попевок;

Исполнение наизусть изучаемого песенного материала (поступенное движение, скачки на терцию, кварту, квинту);

Знакомство с дирижёрским жестом, игра по руке (синхронное вступление, исполнение, завершение);

Игра с концертмейстером.

3 четверть. Теоретические сведения:

Мажор и минор;

Нота с точкой;

Знакомство с различным репертуаром и песенным жанром (колыбельная, хоровод и т. д.).

Метроритмические навыки:

Нота с точкой;

Сильная и слабая доли – закрепление;

Ритмические схемы с использованием пауз, умение выдержать паузу;

Чередование различных ритмических схем и их усложнение.

Практические навыки: - исполнение более сложного музыкального материала.

4 четверть. Работа по всем направлениям: совершенствование приобретённых навыков на более сложном музыкальном материале.

Концертная деятельность

В конце каждой четверти проводится открытый урок для родителей, на котором исполняются 2-4 разученных произведения, показываются навыки, приобретённые детьми.

Примерный

репертуар для исполнения

1 четверть. Детские песенки-потешки: «Петушок», «Дождик», «Тили-бом», «Ладушки», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду»

2 четверть. Брамс Й. «Колыбельная», Красев М. «Маленькой ёлочке»

Речевые игры: «Кроко-роко», «Хохотальная разминка»

Русские народные песни: «Во саду ли, в огороде», «Дроздок», «Как пошли наши подружки», «Полянка», «Скок, скок», «Ходит Ваня»

3 четверть. Белорусский народный танец «Янка»

Бетховен Л. «Сурок», Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен», Джоплин С. «Рэгтайм» (фрагмент), Красев М. «Барабанщик», Крылатов Е. «Колыбельная Медведицы», Польская народная песня «Пение птиц», Русская народная песня «Ах вы, сени мои, сени», Русская народная песня «Как у наших у ворот», Русская народная песня «Солнышко-колоколнышко»,Украинская народная песня «Птичка над моим окошком»

4 четверть. Александров А. «Кто у нас хороший?», Бублей С. «Упрямый кот», Гаврилин В. «Антошка», Итальянская народная песня «Санта Лючия», Красев М. «Весёлая дудочка», Лещинская Ф «Две лошадки», Метлов Н. «Поезд», Русская народная песня «Калинка», Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», Чешская народная песня «Пастушок», Шаинский В. «Антошка»

Учебно-тематический план занятий в подготовительной группе 1А (дети пяти лет, первый год обучения)

Темы и понятия

Осваиваемый инструмент

Человеческое тело.

Звуки: высокие – низкие, долгие – короткие. Ровное движение звуков. Изготовление самодельных инструментов.

Пальчиковая игра «Утро настало»; «Петушок», «Колокола», «Тили-бом», «Дождик».

Игра «Гроза», «Дождик»; потешки «Ладушки», «Сорока-сорока». Пальчиковая игра «Утро настало»

Сильная и слабая доли. Игра простых ритмов в унисон, синхронное исполнение.

Все освоенные инструменты.

Игры: «Угадай-ка», «Гроза», «Дождик», «Утро настало». Потешки и песенки: «Ходит зайка по саду», «Лесенка», дыхательная гимнастика.

Повторение изученного в первой четверти.

Все освоенные инструменты.

Направление движения мелодии: вверх, вниз, поступенное, скачкообразное, пауза. игра «Три медведя».

Шумовые инструменты: тон-блоки, бубен, румба, ложки.

Игра «По очереди», песенки: «Маленькой елочке», «Как на тоненький ледок».

Знакомство с ксилофоном и металлофоном, освоение удара кистью. Сильная и слабая доли.

Металлофон, ксилофон.

«Во саду ли, в огороде», «Как на тоненький ледок», «Как под горкой». Игра «Кошка спит».

Хаотическое и размеренное движение, сильная и слабая доли, игра через паузу.

Освоенные шумовые, металлофон, ксилофон.

Игра «Зайчик», считалка «Про зайчика», повторение разученных песенок. Танец, марш, песня – определить характер, движение под музыку.

Закрепление изученного во второй четверти.

Все освоенные инструменты.

Повторение изученного ранее.

Повторение. Знакомство с музыкальными жанрами: песня, танец, марш. Трехдольный ритм.

Игры: «Зайка», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся.

Танцевальные ритмы: вальс, полька. Игра через паузу.

Бубен, пандейра, бубенчики, звучащие жесты: хлопок, шлепок, щелчок, притоп.

Игры: «Зайка», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся. «Джон – зайчик».

Закрепление трехдольной и двухдольной схемы, игра через паузу, игра по очереди (по показу дирижера).

Все освоенные инструменты.

Игры: «Зайка», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся. «Джон – зайчик», «Аннушка».

Закрепление, игра через паузу, игра по очереди (по показу дирижера).

Все освоенные инструменты.

Игры: «Джон – зайчик», «Аннушка».

Танец, марш, песня – определение на слух, движение под музыку.

Все освоенные инструменты.

Для примера: детские песенки, марш, полька. «Аннушка».

Все освоенные инструменты.

Сильная и слабая доли, закрепление в танцевальных, песенных, маршевых ритмах. Игра через паузу.

Все освоенные инструменты.

Речевая игра «Волшебные барабаны», «Шла лисица»; «Неваляшки».

Понятия: игра всем оркестром, игра соло.

«Во саду ли, в огороде».

Все освоенные инструменты.

«Во саду ли, в огороде», «Веселая дудочка», «Перепелочка», «Как у наших у ворот».

Подготовка к концерту.

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Концертное выступление для родителей

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Учебно-тематический план занятий в подготовительной группе 1А (дети пяти лет, второй год обучения)

Темы и понятия

Осваиваемый инструмент

Музыкальный и игровой материал

сентябрь

Повторение. Сильная и слабая доли, двухдольная и трехдольная пульсация.

Все знакомые

инструменты.

Повторение разученных игр и песенок из материала первого года обучения.

Запись партий для шумового оркестра: нитка, такт, размер.

Ксилофон, пандейра, тон-блок, барабан, треугольник.

Р. Шуман «Солдатский марш», А. Майкапар «Капельки».

Затакт, цифра.

Колокольчики, ксилофон.

Й. Брамс «Колыбельная».

Чтение оркестровых партий, игра по записи, пауза.

Треугольник, бубен, барабан, тон-блок, ксилофон.

«Козлик», р. н.п. «Во лузях», М. Красев «Барабанщик».

Концерт для родителей.

Все знакомые

инструменты.

Повторение разученного в первой четверти.

Закрепление материала первой четверти. Игра по записи, игра с солистом.

Треугольник, ксилофон, бубенчики, колокольчики, маракасы.

Д. Шостакович «Вальс-шутка», р. н.т. «Яблочко», И. Стрибогг «Вальс петушков».

Пение окончания фразы, предложенной педагогом, самостоятельная запись несложных ритмов.

Ксилофон, бубен, знакомые

инструменты.

«Морри – Мокки», «Солнышко-колоколнышко», «Ах вы, сени».

Концерт для родителей.

Все знакомые

инструменты.

Повторение разученного во второй четверти.

Понятия: мажор, минор, синкопа, лад, тоника, главные ступени лада.

Все знакомые

инструменты.

р. н.п. «Ах ты, зимушка-зима», Д. Кабалевский «Клоуны».

Танцевальные ритмы, запись несложных ритмов (с паузой и без паузы).

Все знакомые

инструменты.

В. Козлов «Дедушкин рок-н-ролл».

Синкопированный ритм, пунктирный ритм. Игра оркестровых партий по записи.

Пандейра, тон-блок, ложки.

Игра по дирижерскому жесту.

Все знакомые

инструменты.

ч. н.п. «Пастушок», С. Джоплин «Рэг-тайм».

Первоначальные навыки импровизации, запись несложных ритмических композиций.

Все знакомые

инструменты.

Ж. Бизе Хор мальчиков из оперы «Кармен», р. н.п. «Коробейники».

Совершенствование приобретенных навыков.

Все знакомые

инструменты.

р. н.п. «Светит месяц», сказка-игра «Теремок», ит. н. п. «Санта Лючия».

Подготовка к вступительному экзамену в ДМШ.

Все знакомые

инструменты.

латв. н.п. «Петушок», повторение разученных пьес.

Вступительный экзамен в ДМШ

Все знакомые

инструменты.

Концертный показ разученных пьес.

Учебно-тематический план занятий в подготовительной группе 1Б (дети шести лет, один год обучения)

Темы и понятия

Осваиваемый инструмент

Музыкальный и игровой материал

сентябрь

Звуки музыкальные и шумовые. Громко – тихо.

Человеческое тело.

«Звучащие жесты»; детские потешки: «Петушок», «Дождик», «Андрей-воробей»

Звуки: высокие – низкие, долгие – короткие. Ровное движение звуков. Изготовление самодельных инструментов из подручного материала.

Ударно-шумовые: погремушки, маракасы, бубен, трещотка, пандейра, кастаньеты,

Пальчиковая игра «Утро настало»; «Петушок», «Колокола», «Тили-бом», «Дождик», «Осенняя гамма».

Понятие: сильная и слабая доли, ударный и безударный слог. Ровное чередование длительностей.

бубенцы, ложки, треугольник, самодельные музыкальные инструменты.

Игра «Гроза», «Дождик»; пальчиковая игра «Утро настало», «Осенняя гамма»

Понятия: Дирижер, концертмейстер, оркестр, «внимание», «снять», «вступить» одновременно», синхронная игра. Повторение.

Металлофон, треугольник, тон-блок, ложки.

«Дождик», «Утро настало». Потешки и песенки: «Во саду ли, в огороде», «Поезд», дыхательная гимнастика, движение под музыку.

Повторение и закрепление изученного в первой четверти. Звуки звонкие и глухие.

Игры и песенки из репертуара первой четверти.

Повторение: какие бывают звуки? Сильная и слабая доли. Движение под музыку: характер музыки.

Шумовые инструменты: тон-блоки, бубен, румба, ложки, маракасы, треугольник.

Игра «По-оче-

реди», песенки: «Теремок», «Светофор».

Совместная игра: вступить, играть синхронно, закончить игру вместе, тишина, определить направление движения мелодии.

Шумовые инструменты: тон-блоки, бубен, румба, ложки, маракасы, треугольник, пандейра, ксилофон, бубенцы.

«Теремок», «Калинка».

Продолжение работы.

Тон-блок, треугольник, бубен, бубенчики.

Игра «Зарядка», «Теремок», мелодекламация «Тишина».

Концерт для родителей.

Все освоенные инструменты.

Повторение разученного ранее.

Повторение. Понятия: танец – вальс – полька. Трехдольный и двухдольный ритм. Сильная и слабая доли в этих ритмах. Разучивание партий песенки «Паучок и гамачок».

Бубен, пандейра, бубенчики, звучащие жесты: хлопок, шлепок, щелчок, притоп.

Игры: «Ну-ка, повтори», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся. «Паучок и гамачок», «Калинка», «Полька».

Марш, маршевая музыка. Отличие от танцевальной музыки. Громко – тихо.

Все освоенные инструменты, звучащие жесты.

«Марш», «Паучок и гамачок».

Танец, марш, песня – сравнение.

Все освоенные инструменты, звучащие жесты.

Игра «Ну-ка, повтори», Полька, «Паучок и гамачок», «Калинка».

Закрепление изученного теоретического материала. Пауза.

Все освоенные инструменты.

Все разученные пьесы. «Марш».

Повторение, закрепление, концертная подготовка.

Все освоенные инструменты.

Все разученные пьесы. «Тарарам-шурум-бурум».

Закрепление материала, концерт для родителей.

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Мажор и минор, синкопа.

Все освоенные инструменты.

«Солнечный дождь», «Брат мажор и брат минор»,

Нотная запись оркестровых партий, нота с точкой,

Ксилофоны, треугольник, бубен, тон-блок.

«Солнце», «Я играю на пианино», «Хор рыбят».

Закрепление изученного ранее. Накопление репертуара.

Все освоенные инструменты.

«Солнце», «Я играю на пианино», В. Моцарт «Колокольчики», «Как у наших у ворот».

Подготовка к вступительному экзамену в ДМШ.

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Вступительный экзамен в ДМШ.

Все освоенные инструменты.

Все разученные игры и песенки.

Лично я включаю шумовой оркестр в программу любого детского праздника, так как забава проходит всегда ярко, громко и эмоционально. Иногда можно исполнить и 3 произведения, ведь всегда хочется поменяться инструментами.

У любого ведущего детских праздников в сундучке (кстати, вот все мои ) обязательно должен быть звеняще-гремящий набор, который выручит даже в том случае, если разница в возрасте детей, присутствующих на празднике, составляет 10 лет:-).

Я условно поделила все инструменты на «платные» и «бесплатные». Сейчас перечислю все идеи, в самом конце подберу и музыкальные фрагменты, под которые приятно шуметь и греметь.

Детский оркестр «Я его слепила из того что было»

Начнем с бесплатных инструментов.

  • Шуршащие пакеты. Иногда пакеты изготавливают из такого материала, который просто сводит с ума при каждом движении и сгибе (если у кого-то в классе или автобусе такой есть, все соседи обращают внимание). Вот такой нам и нужен! Можно просто комкать в такт, уже весело.
  • Крышки от кастрюль. Ну, тут все очевидно: берем за ручки, разводим руки и… Громко получается. Только лучше использовать не эмалированную посуду, так как она быстро теряет вид, да и кусочки отлетевшей эмали могут навредить ребенку.
  • Картонные стаканчики и трубочки для коктейля. В большой стакан (400-500 мл) наливаем немного воды, вставляем трубочку. Ребенку нужно просто булькать, пуская струю воздуха в трубочку.
  • Стиральная доска. Честно говоря, не представляю, где ее можно взять современному человеку, но у аниматоров со стажем она, как правило, есть:-). Резкие движения вверх-вниз обеспечат незабываемое звучание детскому шумовому оркестру.
  • Алюминиевая банка от напитков и монетки. Банку лучше взять с безалкогольным прошлым, как вы понимаете. Бросаем туда горстку монет, трясем в руке под музыку, придерживая банку отверстием вверх.
  • Большая ложка и маленькая кастрюлька или металлический ковшик. Музыкант берет ложку за самый кончик ручки и раскачивает ее внутри кастрюльки так, чтобы получался звук колокола.
  • Надутый шарик и булавочка. Это инструмент для самых отважных. Лопнуть нужно в самый, по мнению исполнителя этой партии, кульминационный момент, когда резкий хлопок будет украшением музыкального произведения.

Детский шумовой «профессиональный» оркестр

Инструменты можно купить очень красивые. Особенно это актуально для детского сада и лагеря. Да и любому организатору детских праздников такой набор не помешает.

Все это можно купить в «Озоне» (переход по картинке).


Музыка для детского оркестра

Именно такое название подборок композиций есть на многих музыкальных сайтах с треками для скачивания. Для каждого нового мероприятия подбираем тематические мелодии.

Я больше всего люблю «Марш Радецкого» (Штраус отец). Дело в том, что хлопать в ладоши под это произведение позволено даже на больших приемах и венском балу. Почему бы детям не погреметь и не пошуршать под великую музыку. Еще мне нравится, что там четко слышны динамические оттенки, резкие переходы от форте к пиано. Здорово! Посмотрите, кстати, насколько артистичен дирижер, можно подражать:-).

Что еще? Отлично звучит любая полька — хоть народная финская, хоть классическая Рахманинова.
Песни из мультиков тоже подходят, но, на мой взгляд, оркестр должен звучать солидно, пусть даже шуточный, детский и шумовой.

Просьба к действующим аниматорам! Пожалуйста, дополните идеями мою статью в комментариях! Пусть всем детям страны будет весело!

Таисия Посашкова
Музыкальный шумовой оркестр в детском саду

Мастер-класс

Шумовой оркестр в детском саду .

Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все , кто хоть раз дал в руки ребенку незатейливый инструмент.

Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям :

Быть легкой для детей и педагогов;

Быть интересной для них;

Быть систематической;

Быть групповой формой обучения.

Учение для дошкольника должно быть не только легким и приятным время- провождением, но и интересным.

Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок» , скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка , которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж) . У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи :

Активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре .

Воспитание интереса и любви к музицированию.

Практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты .

Создание предпосылок для развития творческого мышления.

Знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Шумовые инструменты используются в детском саду для развития основ интонационного слуха и образно - ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок) . При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Позже дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звезд , песенка светлячка и т. п.) Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально .

Все партии вначале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно замечаний со стороны взрослого, и таким образом придает уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть легкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки , то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур : Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать , как звучит настоящий оркестр .

Маленькие дети обладают богатейшим воображением и, благодаря ему, ощущают необыкновенную гордость и вдохновение, принимая участие в таком оркестре . Малыши представляют, что все, что звучит, они сами сыграли! Взрослый может быть реальным дирижером и руководить детьми во время исполнения. И это все можно осуществить в группе. Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструменты, сделанные своими руками.

Таким образом, можно украсить любое событие в группе : день рождения ребенка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограмма очень способствует организации игры в оркестре . Музыка – искусство временное, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструментами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкспериментировать какие звуки можно еще извлечь из инструмента, оказавшегося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палочкой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т. п.

Исследовательская деятельность – необходимый этап в познании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разными наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а четвертое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают определения для звука, который издает яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секрету, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т. п. Вот вам и обогащение словаря.

Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрического пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипулировать ими в воздухе малышам еще сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик : Чуть ударишь этот мячик, Начинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет, И не может перестать. Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей развитию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение. А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит : Дзинь- бум, дзинь –бум, Бубен нам устроил шум Постучим. пошумим И все снова побежим. Дети должны услышать два разных способа игры на бубне : равномерные удары и звон-тремоло.

Еще одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чем я играю» . На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, указывает на прозвучавший, называя его. Что касается правильного названия инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инструменты называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (пример – тамбурин с колокольчиками) .

Каждое лето, начиная со средней группы я знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра . Мы запоминаем их название, слушаем звук и видим их изображение. Очень хорошо иметь в музыкальном уголке картинки с изображением различных инструментов, как народных, так и симфонического оркестра .

Народные духовые инструменты : Свистулька, тростниковая свистелка, дудка, свирель, сопель, рожок, жалейка, гармошка (кнопочно-духовой)

Струнные : Шарманка (щипковый) Народная скрипка, балалайка, гитара, гусли, домра.

Ударные : деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колокольчики, бубенцы, трещотки, рубель, коса. Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки – ягодки из-под мороженного, с различными наполнителями) Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики (коробочки из-под творога и йогуртов с крышечкой или натянутой сверху пленкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Веселые барабаны» Весело играем мы все в барабаны, Весело играем мы все в барабан! Ля-ля-ля… Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлепать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с ударами в инструмент. Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постукивания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумываются подговорки типа : Молоточек, тук-тук-тук, Молоточек, ты мой друг, Молоточек, тук-тук-тук, Ты мой верный друг! (затем вступают бубенчики) Дили-дили-дили-дон. Бом - бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе) Слышат все наш звон!

В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем прием игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот прием выполняется без инструмента - хлопок в ладоши и «фонарики» . В средней части пьесы играет металлофон на двух звуках до - си и треугольник, чередуясь между собой.

В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую . Даем детям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечками и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент , чтобы резинка звучала как струна. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая выходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музыкальный инструмент . Резинкой можно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, заправленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробочку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик» . С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фонограмму.

Игра «Музыкальное приветствие » . Дети держа в руках «кальмарчики» , двигаются врассыпную легким бегом, а на акцентированные концы фраз повернувшись к произвольному партнеру, щелкают резинкой и говорят «Привет!» . В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков» . Игра для любого возраста «Музыкальная карусель » . Дети берут любые инструменты и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своем инструменте, затем со сменой музыки , кладут его на пол и переходят по кругу к другому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нем. Взрослый может исполнять роль дирижера.



В продолжение темы:
Модные советы

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один...

Новые статьи
/
Популярные