Сказка о золотом яйце смысл. «Курочка Ряба»: скрытые смыслы простой сказки. Способен ли ребенок понять эту сказку

Все с детства знают сказку о Курочке Рябе.
Эта сказка пожалуй рассказывается самой первой.
В силу простоты и незатейливости сюжета?
Подождем отвечать на этот вопрос.
Смысл Курочки Рябы меня волновал давно. Мне все время казалось, что в этой сказке полно недомолвок.
Недавно, я начала изучать Курочку Рябу в очередной раз и у меня снова возникло подозрение, что Курочка Ряба рассказывает совсем не о том, о чем мы все думаем.
Я решила покопаться в вопросе и сразу же наткнулась на то, что в детских книжках печатается усеченная, адаптированная версия сказки.

На самом деле...

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.

Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
* Сказка «Дорогое яичко», Сказки Саратовской области. Саратов, 1937.

Сказка «Курочка»

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала.
Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
* «Народные руские сказки», Афанасьев А.Н.

Прочитав сказку про курочку в полном варианте, я, кажется, наконец-то поняла её смысл.
Но мне стало интересно, существуют ли какие еще версии толкования сказки.
Удивительно, но вопросом смысла Курочки Рябы интересовалась не только я)).
Вот какие есть интересные версии.

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.
Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.
По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхнний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца - это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом»


Господин Стрельников (сайт Проза.ру) считает следующее:
«Таким образом, к концу сказки вырисовывается наиболее правдоподобный вариант ее смысла. Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Золотым яичком курочка Ряба, видимо, хотела порадовать деда с бабой, но увидела, что оно причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не столь красивое, по крайней мере, не принесет горя: его можно будет спокойно разбить и съесть.
Итак, по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость - не радость» .


М.Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки "Курочка ряба" в теории объектных отношений» пишет: "Золотое яйцо снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе" и ее детородной функции".


С.З.Агранович основывает свой анализ на психоанализе: « Дед и баба - пожилые люди (не случайно!); также они воплощают человеческий коллектив (ведь это разнополая пара).
Яйцо - олицетворение жизни.
Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом).
Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, - это «антижизнь, черная метка».
Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается.
Мышь - это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь - двулика, может сотворить как добро, так и зло.
Семья попа - это модель как человеческой семьи, так и сакрального общества.
Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, происходит сумасшествие социума. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости.
Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!»
Таким образом, «детская сказка» оказывается рассказом о жизни и смерти, о социуме, и о том, как складывается борьба за жизнь. Сказка о курочке Рябе транслирует эмоции опасной для жизни ситуации: тревогу, страх, отчаяние, в конце — радость и ликование.

Удивительно, но своей версии я в не нашла.
Хотя, как мне кажется, она весьма многое объясняет.
По моему мнению, сказка учит (втолковывает с малолетства) что все зависит от всего.
Вспоминается бабочка у Бредбери - да, тот самый случай.
Случайно разбитое яйцо влечет за собой целую череду катастроф, человеческих жертв и стихийных бедствий.
Сказка говорит открытым текстом - будьте осторожны, продумывайте свои действия, от них может измениться все вокруг и вы сами, в том числе.
Сказка напоминает: остерегайтесь случайных, немотивированных поступков, они могут принести серьезные последствия.
И это даже не пресловутые пальцы в розетке и прыжок с зонтиком с 5-ого этажа. Это намного серьезнее и глобальнее!
Яйцо часто являлось объектом различных магических обрядов. С помощью яйца часто лечили - считалось, что яйцо способно вытянуть из человека болезни и порчи. Но ворожить могли не все, кому захочется, а только посвященные, четко знающие всю последовательность действий.
Безусловно, в сказке показано, как мышка (существо неразумное) случайно воспроизвела магический обряд (сотворять который, ни дед ни бабка не хотели - от того и заплакали).
Но было уже поздно.
Как разбившееся яйцо не собрать в скорлупу, так и последствия, произведенные случайным магическим обрядом, устранить практически не возможно.
Вот почему сказку про курочку рассказывают детям одной из первых - дети, прежде всего, должны понять, насколько все взаимозависимо в мире, насколько важно по незнанию не оборвать эти связи и не нарушить существующее равновесие.

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много. Вот примеры:

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем — не храним, потерявши — плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света: http://barmalei.livejournal.com/87435.html

Вот еще несколько трактовок: http://www.mirovozzrenie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=215

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагает Е.Николаева в книге «111 баек для детских психологов« (если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев) :

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал - то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

Дед и Баба хотели разбить яйцо?
Если хотели, то почему плакали?
Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
Что было в яичке, когда оно разбилось?
Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка - только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты - такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами - древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, - символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь - только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой - Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип - заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

Что вы чувствуете? - спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, - это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь - создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плач, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.

Смысл сказки

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».
Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость , которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.
Простое яичко — это простая информация . Т.е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»… и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.

Давно интересовал смысл сказки "Курочка Ряба", а он оказывается есть...

Известная детская сказка:

Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: "Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое".

Знакомая сказка?

А теперь проверим себя:

- Дед и Баба хотели разбить яйцо?

- Если хотели, то почему плакали, когда оно разбилось?

- Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?

- Что было в яичке, когда оно разбилось?

- Как часто Вы задумывались над ситуацией сказки, когда рассказывали её ребёнку?

- Зачем Вы рассказываете те или иные сказки, если они всегда полны противоречий?

- Чего Вы ожидаете от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребёнком, мы не задумываемся о том, что реально делаем. А потом удивляемся, почему он растёт такой, когда мы его воспитывали совершенно по-другому. Особенно аккуратными надо быть именно со сказками. Нет ни одной сказки, которая не несла бы в себе чрезвычайно МОЩНЫЙ психологический смысл (чаще всего в сказке бывает даже не одно "второе дно", а три - четыре). Причём информация, заложенная в сказках, несет в себе послания, имеющие гораздо большее влияние, чем все слова, сказанные ребёнку прямо. Как Вы думаете, почему даже существует такое направление в психологии, как сказкотерапия? Именно потому, что сказка способна оказывать на развитие, установки и мировоззрение ребёнка колоссальное влияние. А Вы знакомы со смыслом и "посланием" тех сказок, которые Вы рассказываете ребёнку?

" Итак, про Рябу.

Сказка - всегда метафорическая модель Космоса (не Космоса в прямом смысле, а в смысле Жизни, Мироздания). Она несёт в себе знания о том, как устроен мир и как себя надо в нем вести - опять же в метафоричной форме.

Перейдём к анализу Рябы.

Дед и Баба - модель семейных отношений, но не с информацией о взаимоотношении полов (тогда была бы молодая семья), а с информацией о Всех Людях, Живущих Вместе. У них есть некоторые ресурсы, опыт, знания. В частности, у них есть курица. Они вполне ожидают от неё предсказуемых действий: она должна нести яйца. Но вдруг курица несёт не простое яйцо, а золотое. Что это означает? Во-первых, жизнь сама решает, когда и какие сюрпризы нам преподносить. И это не зависит ни от статуса, ни от суеверий, ни от человека. В жизни есть место случайностям. Золотое яйцо здесь - как шанс, как возможность, как Событие. Но старики, будучи боязливыми, ПЕРВОЕ, ЧТО ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ С НЕИЗВЕСТНЫМ - УНИЧТОЖИТЬ. Потому что новое - всегда страшное. (Ведь можно было бы отложить яичко и посмотреть, что из него вылупится, например). И тут появляется Мышь. Очень часто в сказах мышь символизирует Случай, Руку Бога, Судьбу. Мышь отбирает у стариков (Всех Людей) то, чем они не умеют пользоваться. Поэтому Дед и Баба начинают плакать.

Но что на это им отвечает Жизнь? Не плачьте - ну, упустили вы сейчас Шанс, (яичко золотое), но я снесу вам простое (то есть хоть Вы сейчас и не готовы к новому, то те ресурсы, которые у вас были, никуда не делись, конец света с потерей шанса не наступил).

Кроме всего прочего, в оригинальном варианте этой сказки есть продолжение, в котором сообщается, что когда эту историю услышали одни - пятые - десятые родственники, кто-то от неожиданности бадью разбил, воду разлил, и так далее. Это говорит о том, что события у одного человека влияют на всё окружение.

А теперь обобщим: сколько же в пяти строчка сказки скрыто информации О ЖИЗНИ? И это я сейчас толкьо поверхностный анализ провела, по основному сценарию. А при тщательном обычно выделяется ещё три - четыре темы..."

А у вас есть мнение на счет этой сказки?

Из комментариев:
"Психоанализ Рябы". Вот сказка детская про Рябу, про мышку, деда, яйца, бабу. На первый взгляд, полнейший бред, но, что сказал бы Зигмунд Фрейд. У деда был яйца некроз, косая грыжа и фимоз. А бабку мучило желанье, хотелось секса в подсознаньи. И попросила бабка Рябу:"Пойми меня, как баба бабу. Чтоб дед ко мне ночами лез, снеси ему яйца протез. Из силикона чтоб, как груша, а то пойдешь на ножки Буша!" С протезом Ряба намудрила, из золота яйцо родила. Короче полная фигня: дед ходит яйцами звеня! Из норки выглянула мышь:" Что ходишь старый и звенишь?" И чтобы этот звон заглох, хвостом хлестнула между ног. Клянут дед с бабкой мышь - заразу, что их лишила секса сразу. Мораль усвоили мы дружно: БЕРЕЧЬ МУЖЧИНАМ ЯЙЦА НУЖНО!
Эта сказка не так проста и примитивна как иногда представляется взрослым. В ней действительно отражена модель Вселенной. За давностью лет и так как сказку рассказывали совсем маленьким, неграмотные бабушки думали, что ЯИЧКО - это уменьшительное от ЯЙЦА. Изначально Курица снесла ЯЙЦО! И размер здесь ни причём, и страусиное яйцо, и перепелиное тоже яйцо. ЯИЧКИ - это принадлежность особей мужского пола, то есть самцов. То, что дети якобы не понимают, это не совсем так, через сказки ребёнок получает информацию на бессознательном уровне о своём роде, о своём народе, о своей Родине и т.д. на архитипическом уровне.

*********
Русская сказка «Курочка Ряба» - космический календарь
Академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции.

Чтобы правильно понять глубину сюжетной линии, заложенной многотысячелетней мудростью русского народа в эту сказку, рассмотрим её ключевые термины.

Термин «стар-» в словах «старик» и «старуха» - в русском языке обозначает древность событий, равную космической - звёздной. Поэтому star - букв. старая, то есть «звезда». Суффиксы -ик и -уха обозначают лиц мужского и женского пола, соответственно.

Термин «Курочка» - орнитоморфное воплощение богини Макоши, которая олицетворяет Вселенную и Время и осуществляет власть над ними.

Термин «Ряба» - образован при помощи суффикса -б(а) «имён существительных, обозначающих процесс движения (просьба, молотьба, дружба, женитьба, свадьба и др.), но в древнерусском языке этих слов было значительно больше, и они образовывались, главным образом, от имён существительных». Сюда же относится и слово «судьба», обозначающее одну из сфер, которыми управляет богиня Макошь. Судьба - от судить + -ба; ср. русск. посл. судьба рассудит. А первая часть слова «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» (рясть, рятать), обозначающего множественность, обильность, яркость. Сравните русск. рясно «украшения, ожерелье», рясный «густой, висящий густыми гроздьями», ряса «ряд, низка, нитка ожерелья, бус», рясным-нарясно «видимо-невидимо», звёзды глядят вприпуск, ясно и рясно. Таким образом, Ряба - это космос, мерцающий-рябящий множеством своих звёзд. А полностью имя Курочка Ряба расшифровывается как «космос-Макошь, мерцающая множеством звёзд».

Яйцо - чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира - его начала и конца.

Термин «мышь» - древнейший сакральный термин. Он известен практически во всех народах с незапамятных времён. О чём свидетельствует неизменность слова «мышь»: укр. миш, болг. миш, сербохорв. миш, словен. mм, род. п. mнi, чеш., слвц. mу, польск. mysz, в.-луж., н.-луж. mу. Индоевропейская основа на согласный: др.-инд. mьs- м. «мышь», нов.-перс. mь, греч. м. «мышь, мышца», лат. mьs, алб. mi «мышь», д.-в.-н. mыs - то же, арм. mukn «мышь, мышца»; др.-инд. mцsati, musati, musnдti «ворует».

От «мышь» произведено название Млечного пути - Мышиная тропка. Согласно народному поверью, Млечный путь - это, как и радуга, дорога, по которой душа отправляется на тот свет. Ср. лит. Paыkciu kлlias, Paыkciu tгkas «млечный путь», букв. «птичья дорога, тропа», нж.-нем. kаuраt - то же, собственно, «коровья тропа». Лингвист Трубачёв, комментируя словарь М. Фасмера, добавляет, что «скорее всего, это одно из древнейших индоевропейских табуистических названий животных - *mьs, собственно, «серая», - родственное словам муха, мох».

По древнерусским преданиям, Млечный путь был сформирован молоком, вытекающим из сосцов Коровы Земун (Макоши) и Козы Седунь (Сатаны). Макошь вообще имеет три своих измерения: первое - сама Макошь, как судья, как властительница вечности и Вселенной, космоса и времени. Второе - Макошь, равная Живой воде, Жива, Доля, Среча. Третье - Макошь, равная Мёртвой воде, Мара, Недоля, Несреча. В общем, влияние Макоши на мир следующее: в пределах Макоши-вечности Макошь-Жива рождает мир заново, а после цикла жизни Макошь-Мара принимает мир в лоно смерти.

Последняя сущность Макоши - смерть - и есть МЫШЬ. А хвостик, которым мышка взмахнула и разбила яйцо, - это конец периода (кода, эры и т.п.).

Из сказанного виден и смысл космической русской сказки, который простыми словами можно передать так: во власти Макоши находятся как рождение мира, так и его смерть; души русичей, присоединившиеся к звёздам, также находятся во власти Макоши и могут получить от неё себе новое воплощение - в виде простого яйца, то есть земной жизни.
*******
Вот вам и простая сказочка!

Сегодня мы поговорим о смысловом содержании сказки «Курочка ряба».

Начинается сказочка так: «Жили были дед да баба и была у них курочка Ряба…»

Дед да баба – это Некто, кто был до раскрытия – развития нашей Вселенной, и мужское и женское начала. Возможно, это Матерь Мира, возможно, это богиня Макошь, можно предположить и другие варианты. Ясно одно, что эти величайшие Сущности являются вдохновителями (те, кто «создают – вдыхают» в пространство вокруг себя какую-то идею) развертывания нашей Вселенной. Ряба, рябит — всегда ассоциируется с переменами т. е. с движением жизни.

Сама курочка — это рождение и ухаживание за новорожденными. Золотое яичко – это Начало Начал нашей непроявленной Вселенной. Физики называют его ядро Вселенной, эзотерики – Кольцо Великого Свечения, верующие люди – обитель Бога. Плачующие дед да баба – слезы непроявленности – одиночества. В одиночестве невозможно познать – проявить себя, некого любить, не для кого жить – творить. В одиночестве теряется самый смысл этого несметного богатства – жизнь. Познаем себя в отражении.

Мелькнула мысль мышиным хвостиком и яичко лопнуло – разбилось и родилось первое «простое» яичко – мистерия творения началась! Курочка – яичко – цыпленок – курочка следующего поколения и т.д. Первая курочка «снесла», возможно, 12 яиц – ядер метагалактик. Каждое ядро метагалактики подросло – развилось и «снесло», возможно, по 12 яиц – ядер галактик. Каждое ядро галактики подросло – развилось и «снесло» по 12 яиц – ядер космосов. Каждое ядро космоса подросло – развилось и «снесло» по 12 яиц – ядер солнечных систем. Каждая солнечная система подросла – развилась и «снесла» по 12 яиц – ядер планет. Естественно, каждая последующая курочка несет более мелкие яйца. Это выдох Бога. Так создавалась Вселенная, в которой мы сотворены. (В.Д.Плыкин «Модель Вселенной», Шипов Г.И. «Торсионные поля», Акимов А.Е. «Тайны торсионных полей» и др. источники).

Подитожим, что же вкратце представляет из себя Вселенная: !.вселенная с ядром внутри, 2.метагалактика с ядром внутри, 3.галактика с ядром внутри, 4.космос с ядром внутри, 5.солнце с ядром внутри, 6.планета с ядром внутри, 7.человек с двумя центрами управления, в отличие от всех других образований во вселенной – мозгом и сердцем (разомкнутая цепочка), 8.клетка с ядром внутри, 9.атом с ядром внутри, если шагнуть дальше вглубь атома, то там ученые обнаружили …волну, т.е. материальных объектов больше нет. Вся Вселенная состоит из атомов, а значит из волн энергии и замкнулась цепочка. Кольцо сомкнулось!

Итак, жизнь – это движение и все, что вращается, создает торсионные поля, поля кручения, связывающие нас со всей вселенной. Становятся понятными слова песни: «чтобы вас на земле не теряли, постарайтесь себя не терять»!

Из каких же составляющих состоим мы, люди, а значит и все во вселенной (потому, что мы все – единое целое, «а что в малом, то и в большом»): !. физическое (твердое) тело, 2. Жидкая составляющая нашего тела (кровь, лимфа, слюна, межклеточная жидкость ит.д.), 3.газообразная составляющая (воздух в нашем теле), 4.электромагнитное поле, 5.тепловое поле (живем в определенном диапазоне температур), 6.простые атомы, 7.эфирно – световое тело (оно же жизненное, оно же энергетическое – в разных источниках по-разному). (Л.Г.Пучко «Биолокация для всех»)

И всем этим «домом» руководит, честнее и вернее сказать, учится руководить, наше сознание – эго. Эта учеба и породила все ступени социальных преобразований в обществе от первобытно – общинного строя до (очень надеемся) строя с богочеловеческим сознанием (когда у человека и мозг и сердце станут единым целым). И мы вернемся в Эдем!

Это мое видение смыслового содержания сказочки про курочку Рябу. А у вас может быть совершенно другое мнение. Какое?



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные