Самая старая рок группа ссср. Русский рок: история и основные группы. Русский рок за пределами России

Содержание статьи

РОК-МУЗЫКА В РОССИИ. Рок-н-ролл пришел в Советский Союз после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957. В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь по преимуществу эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» – главным образом «Битлз» и «Роллинг стоунз». В середине 1960-х годов появились первые в СССР бит-группы, т.е. по существу первые рок-ансамбли: «Славяне», «Странники», «Мифы», «Скоморохи» в Москве, «Авангард», «Лесные братья» в Ленинграде, «Песняры» в Минске. Чтобы обеспечить легитимность своего статуса и доступ к многотысячной аудитории первые рок-группы были вынуждены маскироваться под исполнителей «советской эстрады» – так возникали десятки вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) («Веселые ребята», «Поющие гитары»), или под квази-фольклорные ансамбли («Песняры»). В то же время рок-музыка проникала в СССР по каналам культурного обмена из «братских стран» социализма (например, большой популярностью пользовались польские «Скальды»).

В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо-американской рок-музыкой (прежде всего группами «Битлз» и «Роллинг стоунз») приобрело повальный характер. В школах и вузах крупных городов (прежде всего, в Москве и Ленинграде) создаются десятки самодеятельных ансамблей – не ВИА, а самых настоящих рок-групп (по преимуществу квартетов: три гитары и ударные), исполнявших песни из репертуара «битлов», «роллингов» и других англо-американских и европейских групп (например, суперпопулярный хит Venus в исполнении бельгийской рок-группы «Шокинг блю»). В 1971 в Горьком прошел первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором особый успех выпал на долю московских «Скоморохов» во главе с Александром Градским и челябинского «Ариэля». В это время на официальной советской эстраде рок-н-ролл был представлен облегченной коммерциализованной разновидностью – твистом (советские эстрадные хиты середины 1960-х годов Черный кот , Королева красоты и более поздний Где-то на белом свете… из кинофильма Кавказская пленница ).

На протяжении всех 1970-х годов рок продолжал оставаться маргинальным явлением советской музыкальной культуры, наряду с творчеством т.н. бардов (Булат Окуджава , Александр Галич , Юлий Ким, Владимир Высоцкий) занимая нишу полузапретного феномена. Публичные выступления рок-групп 1970 – начала 1980-х годов проводились чуть ли не подпольно: дома («квартирные концерты», или «квартирники») или в актовых залах столичных вузов. Благодаря неофициальным концертам в институтских дворцах культуры быстро приобретали известность новые команды: «Рубиновая атака», «Цветы», «Удачное приобретение», «Аракс», «Високосное лето» и др., которые в основном исполняли на английском языке «кавер-версии» международных хитов и – редко – песни собственного сочинения.

В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как «магнитиздат», представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей. «Магнитоальбомы» распространялись среди сотен фанатов. «Магнитиздат» стал важным фактором развития русского рока, в частности, обусловив равнодушие русских рокеров к сложным акустическим экспериментам. Рок-музыканты, долгое время лишенные возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму. Гитара и незатейливый «бит» ударных – к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду. Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, – это прежде всего стихи напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например, «Аквариума» (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.

Со второй половины 1970-х годов западная популярная музыка (в том числе и рок-н-ролл) проникает в СССР уже вполне официально. Единственная в стране студия звукозаписи «Мелодия» начинает выпускать альбомы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которых наряду со шлягерами из «стран социализма» попадались и хиты западных поп- и рок-звезд от Элвиса Пресли до Тома Джонса. В конце 1970-х годов в Советский Союз на гастроли приезжают Клифф Ричард, Элтон Джон и лидер европейской музыки «диско» «Бони М». Одновременно по телевидению регулярно начинают транслироваться фестивали поп-музыки из польского Сопота и с болгарского Солнечного Берега. В республиках Прибалтики в это время проводятся рок-фестивали, замаскированные под праздники молодежной народной песни («Литуаника» в Вильнюсе, фестивали в Таллине, Тарту и др.). Весной 1980 состоялся «советский Вудсток» – фестиваль «Весенние ритмы-80» в Тбилиси, на котором выступали ведущие рок-группы из Москвы и Ленинграда.

Олимпийские игры 1980 в Москве, как когда-то московский Фестиваль молодежи и студентов, стали мощным катализатором легитимации рок-музыки. В 1982 в Ленинграде было образовано первое в СССР любительское объединение музыкантов – рок-клуб, в который вошли «Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и др. Чуть позже в Москве была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова («Горбушка»). В это время сложились основные направления советской рок-музыки: классический рок-н-ролл («Зоопарк», позднее «Браво»), лирический фолк-рок («Машина времени», «Чайф») «тяжелый металл» («Август», «Ария», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Коррозия металла» и др.); панк-рок («Автоматические удовлетворители»), жесткая «новая волна» («Телевизор»), джаз-рок («Арсенал»). Возникли группы, использовавшие элементы постмодернистского стеба («Крематорий», «Звуки Му») и соц-арта («АВИА», «Бригада С», «Аукцыон»). Помимо московской и ленинградской, оформились другие региональные «школы»: уральский рок, представленный прежде всего свердловскими командами «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» «Чайф», «Настя» и близким к ним уфимским «ДДТ», сибирский рок («Калинов мост»), владивостокский рок («Мумий Тролль»). Тогда же появились лучшие альбомы ведущих рок-групп: «Кино» (Последний герой , Группа крови ), «Алиса» (JAZZ , Энергия , Шестой лесничий ), «Звуки Му» (Простые вещи , Zvuki mu ), «Телевизор» (Шествие рыб ), «ДДТ» (Я получил эту роль ), «Гражданская оборона» (Сто лет одиночества , Инструкция по выживанию ), «Агата Кристи» (Второй фронт , Коварство и любовь ), «Наутилус Помпилиус» (Разлука , Князь тишины ), «Центр» (Центромания ) и др.

Выпущенный в 1986 в США двойной альбом Red Wave с записями четырех ленинградских групп («Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино») сыграл немалую роль в легализации русского рока и в его выходе на мировую арену. После альбома Red Wave советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за рубежом. Так, «Кино» совершили в 1988–1989 турне по Франции и Японии. В 1988 «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом Zvuki mu , а затем совершили гастрольные поездки по Англии и США. Наконец, в 1988 лидера «Аквариума» Б.Гребенщиков записал в США англоязычный альбом Radio Silence , не имевший, правда, особого успеха. Выйдя из подполья, рок-музыканты быстро становятся культовыми фигурами: за исполнение главной роли в фильме Игла (1988) лидер «Кино» В.Цой был признан лучшим советским киноактером года. А советский фильм «Такси-блюз» (1989) с солистом «Звуков Му» П.Мамоновым в главной роли завоевал Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля.

В отличие от рок-музыки других европейских стран, оставшейся по преимуществу англоязычной (Голландия или Скандинавия), русский рок отчетливо самоопределяется именно как русский музыкальный феномен. Рано погибший рок-поэт и исполнитель А.Башлачев сыграл важную роль в обращении русскоязычного рока к корням русского музыкального фольклора. Правда, наряду с интересом к русской фольклорной традиции (в частности, в творчестве таких групп, как «Чайф» или «Калинов мост») русский рок увлекается явным китчем «а-ля рюс» (шапки-ушанки, балалайки , гармошки , кирзовые сапоги, косоворотки «Бригады С»). Тяга к переработке элементов «советской эстрады» и бардовской песни проявилась у необычайно популярной в 1980-е годы группы «Любэ». Одновременно на пике популярности находились такие ретро-группы, как бит-квартет «Секрет», рокабилли-группа «Мистер-Твистер» и особенно «Браво», которое во многом обязано своей популярностью харизматической солистке Жанне Агузаровой, а затем новому солисту Валерию Сюткину. В среде городских подростков большим успехом пользовались тяжелометаллические группы: «Черный кофе», «Ария», «Черный обелиск», «Железный марш» и особенно яркая «Коррозия металла», чьи выступления превращались в шумные хэппенинги с элементами стриптиз-шоу.

В конце 1980-х годов, на гребне горбачевской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино», «Алиса»). Во многом благодаря выступлениям и пластинкам этих групп в конце 1980-х годов в СССР зарождается поп-музыкальная индустрия западного образца. Типичным феноменом новой поп-музыкальной индустрии стала диско-группа «Ласковый май». Рассчитанный на молодую провинциальную аудиторию с непритязательным музыкальным вкусом (в первую очередь, на девушек от 12 до 17 лет), этот подростковый вокально-инструментальный ансамбль добился фантастической популярности в 1988–1989. Коммерческий успех «живых» концертов группы был настолько велик, что одновременно в разных городах Союза устраивались концерты под фонограмму песен «Ласкового мая» с подставными «исполнителями».

1990-е годы – период окончательного формирования российской поп-музыкальной индустрии. Некогда проникнутая мощным пафосом нонконформизма и социального или морального протеста против «системы», русская рок-музыка превратилась в конгломерат более или менее коммерчески успешных предприятий. С коммерциализацией русского рока связано и неизбежное его растворение в широком потоке поп-музыки (от Филиппа Киркорова и шоу-группы «На-На» до сладкоголосых вокальных ансамблей вроде трио «Лицей» или «девочки-скандала» Земфирыкоммерческой имитации Жанны Агузаровой).


Ленинградский рок-н-ролл.

Возникший в 1982 в Ленинграде рок-клуб не только объединил существовавшие в городе рок-группы («Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и др.), но и стал толчком для возникновения новых команд, ставших суперзвездами русского рока: «Кино», «Алиса», «Странные игры», «Телевизор», «Ноль», «Объект насмешек», «Аукцион» (впоследствии «АукцЫон»), «Поп-механика» и др. С 1983 в Ленинграде ежегодно проходили рок-фестивали, сделавшие город неофициальной столицей советского рок-движения.

«Аквариум»

занимает в истории и панораме современного советского-русского рока особое место: именно творчество этой группы в начале 1980-х годов послужило катализатором процесса консолидации ведущих творческих сил разобщенного самодеятельного рок-движения, помогло обогатить его язык многими достижениями мировой музыкальной культуры и привлечь к русскоязычному року внимание миллионной аудитории в СССР и за рубежом. «Аквариум», созданный в июле 1972 студентом Ленинградского госуниверситета Борисом Гребенщиковым и начинающим драматургом Анатолием Гуницким, поначалу отражал тягу его участников к американскому рок-н-роллу, восточной философии, бардовской песне и литературе абсурда. Первые публичные выступления группы в 1974 поразили аудиторию скорее эзотерическими темами и колоритным имиджем, нежели профессионализмом. «Аквариум» утвердился как наиболее активный участник самодеятельной рок-сцены Ленинграда. В 1974 «Аквариум» получил приз Таллиннского рок-фестиваля «За самую разнообразную программу», а чуть позже гастролировал в Москве. Широкую известность рок-ансамблю принесли его выступления в 1979 на Тартуском рок-фестивале и особенно на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980). Открытие Ленинградского рок-клуба в марте 1981 совпало с выходом первого студийного Синего альбома группы, которая получила возможность давать регулярные концерты. Следуя своему принципу «важна не форма, а содержание», Гребенщиков экспериментировал со стилем (в разное время группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения джаз-роком, панк-роком, новой волной, рэггей, хард-роком, фолк-барокко) и с составом (биг-бэнд с мощной секцией духовых, оснащенная современной электроникой рок-группа, дуэт акустической гитары и виолончели). Под влиянием Сергея Курехина «Аквариум» одно время тяготел к музыке свободных форм, причем сам Гребенщиков принимал участие в записи пластинок «Популярной механики» Курехина. Своим успехом группа обязана «магнитиздату». Осенью 1984 «Аквариум» на непродолжительное время прекратил работу, а его участники занялись реализацией собственных музыкальных проектов. После воссоединения группы концерты в ленинградском дворце спорта «Юбилейный» в октябре 1986 стали свидетельством «легализации» «Аквариума» и первым шагом к снятию запретов на рок-музыку в Ленинграде и в стране в целом.

«Алиса»

возникла в ноябре 1983 по инициативе ленинградского рокера Святослава Задерия, сделавшего свое прозвище названием новой команды. Однако подлинная история «Алисы» началась только с приходом солиста. В марте 1985 «Алиса» стала лауреатом III фестиваля Ленинградского рок-клуба. Первый альбом Энергия был сделан в жестком нововолновом ключе, с саксофоном, флейтой, скрипкой и виолончелью. Энергия стала одной из первых в русском роке пластинок, изданных государственной фирмой грамзаписи «Мелодия». По официальным данным, тираж превысил 1 млн. экземпляров. Весной 1987 «Алиса» приступила к работе над вторым альбомом БлокАда . Альбом получился заметно «тяжелее» Энергии и гораздо более цельным и продуманным. Скандалы в прессе и кратковременный арест Кинчева по сфабрикованному обвинению только разогрели интерес публики к группе. Как и «Кино», «Алиса» тяготеет к тематике романтически-социального протеста (Мое поколение и Мы вместе ) с элементами типичной для «тяжелого металла» агрессивной стилистики (альбомы Шабаш и Черная метка ).

«Кино»

– типичный пример рок-группы, чье существование всецело определялось харизматической фигурой лидера (как в английской группе «Queen» во главе с Фредди Меркюри). Сердцем и душой «Кино» был автор всего репертуара группы и ее солист Виктор Цой, создавший мифологию романтического социального и морального протеста (первоначально выпущенные в «магнитиздате» альбомы Звезда по имени Солнце , Группа крови , Начальник Камчатки ), весьма созвучного умонастроениям молодежи переходной эпохи истории СССР – постсоветской России, символически выраженным в знаменитом рефрене одного из хитов «Кино»: «Перемен! Мы ждем перемен!» После гибели Цоя в автокатастрофе группа распалась.

Московский рок.

Если Ленинград был столицей советской рок-музыки 1970-х годов, то в «перестроечные» 1980-е годы пальму первенства перехватила Москва, где продолжали активно работать рокеры «первого призыва» конца 1960-х годов (например, Александр Градский или Бари Алибасов) и мощно заявили о себе рокеры нового поколения («Диалог» и «Автограф», «Звуки Му», «Бригада С», «Форум»). Среди первых рок-групп, возникших в Москве еще в конце 1960 – начале 1970-х годов, «Машина времени» является наиболее заметной и авторитетной. Один из старейших российских рок-ансамблей, «Машина времени» возникла на гребне «битломании» московских школьников в 1968. Записанный тогда же первый магнитоальбом Машина времени состоял из одиннадцати песен на английском языке. Приход А.Кутикова в 1971 внес в репертуар «Машины времени» дерзкий драйв рок-н-ролла. Тогда же состоялся первый концерт. К середине 1970-х годов состав группы относительно стабилизировался, и «Машина времени» выработала неповторимый и узнаваемый музыкальный стиль, сложившийся под влиянием вкусов ее музыкантов – от бардовских песен романтического протеста (Марионетки ) и ностальгически-лирического «фолка» (Свеча ) до блюза и рок-н-ролла. Известность группы в основном обеспечивают полуподпольные концерты и «магнитиздат» (альбомы Маленький принц , Чужие среди чужих ). В 1981 хит Поворот был признан рок-песней года и 18 месяцев возглавлял хит-парад молодежной газеты «Московский комсомолец». В середине 1980-х годов группа прочно обосновывается в качестве «монстра» русского рока, став одной из первых коммерческих рок-групп (записи, гастроли, съемки в кино). Все официальные альбомы группы (В добрый час , Реки и мосты , В круге света , 10 лет спустя и все последующие вплоть до недавней итоговой Антологии ) становятся «золотыми».


«Ария».

В отличие от долго остававшейся на самодеятельном уровне «Машины времени», заявившая о себе в начале 1980-х «металлическая» группа «Ария» отличалась профессиональным звучанием, не похожим на советскую рок-музыку. В этом была немалая заслуга менеджера группы Виктора Векштейна, бывшего руководителя ВИА «Поющие сердца». После скандального выступления на московском фестивале «Рок-панорама-86» группа получила специальный приз за профессионализм на фестивале «Литуаника-86» в Вильнюсе. Группа записывает свой лучший альбом Герой асфальта , в который вошли такие хиты, как Улица роз и Баллада о древнерусском воине . В отличие от первых двух «магнитоальбомов», Герой асфальта был выпущен фирмой грамзаписи «Мелодия» и разошелся миллионным тиражом.

Вдали от обеих столиц

рок-музыкальная жизнь также била ключом. Рок-клубы возникали во многих больших городах – Свердловске, Челябинске, Новосибирске, Владивостоке, объединяя стихийно возникшие школьные и студенческие команды. Некоторые городские рок-объединения стали в полном смысле «школами».

Свердловский рок.

После Москвы и Ленинграда уральский индустриальный центр Свердловск стал третьим по значимости центром русского рока, давшим такие группы, как «Урфин Джюс», «Чайф», «Наутилус помпилиус», «Настя» и др.

История «Чайфа», одной из самых ярких команд свердловского рока, началась в 1975, когда десятиклассники свердловской школы Владимир Шахрин и Владимир Бегунов создали акустическую группу «Пятна» и поначалу играли проверенный репертуар – «битлов» и «роллингов», «Creedence Clearwater Revival». Тогда же музыканты записали первый магнитоальбом Верх-Исетский пруд и провели успешные концерты. После окончания ее участниками школы группа распалась, но спустя девять лет музыканты воссоединились, создав новую группу «Чай-Ф» (позднее просто «Чайф»). Весной 1985 «Чайф» записывает акустический магнитоальбом «Жизнь в розовом дыму». Через год «Чайф» выступил на 1-м фестивале Свердловского рок-клуба и сразу же обратил на себя внимание интересными текстами и рок-н-ролльно-блюзовой музыкальной стилистикой. Для записи второго альбома В субботу вечером в Свердловске собрались едва ли не все ведущие свердловские рок-музыканты. Ленинградский концерт 1986 окончательно утвердил репутацию «Чайфа» как одной из самых профессиональных команд. Тогда же группа во второй раз становится лауреатом свердловского рок-фестиваля и начинает гастролировать по Союзу. На рок-фестивале в Риге «Чайф» завоевал «приз зрительских симпатий». Весной 1989 «Чайф» сделала альбом Лучший город Европы , и в том же году стала инициатором экологического движения «Рок чистой воды», объединившего рок-музыкантов Урала, Поволжья и Ленинграда. В начале 1990-х годов выпустила альбомы Четвертый стул и Дети гор , окончательно закрепивших популярность и коммерческий успех группы.

«Наутилус помпилиус» стремительно ворвался на российскую рок-сцену в 1987. Неизвестная уральская группа побила все рекорды популярности. В следующем году слава «Нау» гремела по всей стране... История группы началась в 1978, когда студенты Свердловского архитектурного института Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий создали англоязычный рок-квартет. В 1981 состоялся первый свердловский рок-фестиваль, давший толчок для создания новых студенческих рок-групп, одной из которых и стал «Наутилус помпилиус» (первоначальное название – «Али-Баба»). Рождение группы произошло с началом сотрудничества Бутусова и поэта Ильи Кормильцева. В 1985 состоялась первая запись. В стране в середине 1980-х годов было несколько «Наутилусов», и чтобы отличаться от тезок, свердловская группа переименовалась в «Nautilus Pompilius». Тогда же были написаны главные хиты Гуд бай, Америка ! Я хочу быть с тобой , Скованные одной цепью , Шар цвета хаки . Триумф «Наутилус помпилиуса» начался с московского концерта в 1987, но оказался недолгим: в 1989 и 1990, по опросам газеты «Московский комсомолец», группа получила звание «разочарование года». В 1990-е годы «Наутилус помпилиус» прекратил существование.

«Влад-рок».

В 1984 во Владивостоке была предпринята попытка создания объединения рок-музыкантов, прототипом которого послужил незадолго до этого возникший в Ленинграде рок-клуб. В рок-клуб Владивостока вошло около десяти групп. Группа «Мумий Тролль» первой стала сознательно ориентироваться на подростковую аудиторию (магнитоальбом 1985 Новая луна апреля ). В группе выделился обладавший своеобразным обаянием солист Илья Лагутенко. Следующий альбом группы – «Делай Ю-Ю » (1990) – отличался более разнообразным музыкальным материалом и более содержательными текстами. «121 этаж» – пожалуй, самая интересная группа «влад-рока» 1980-х годов. Основанная сильным авторским дуэтом бывших ростовчан (Игорь Черкашин, автор текстов, и Эдуард Цехановский, композитор и основной исполнитель), команда играла жесткий ритм-энд-блюз. Самым знаменитым выступлением группы стало участие в первом неофициальном концерте в Доме молодежи в ноябре 1984 с музыкантами из группы «Театр». «Театр» не входил в рок-клуб Владивостока, однако именно его можно считать колыбелью «влад-рока»: студенты архитектурного факультета Дальневосточного пединститута давали концерты в подвале институтского общежития с 1979 (тогда группа носила название «Дети подземелья»), исполняя тяжелые психоделические версии хард-роковой классики начала 1970-х («Led Zeppelin») и песен «Битлз». Группа «Ветер перемен» искала более сложные формы, но их музыка оставалась во многом подражательной. К концу 1980-х годов группа распалась.

Просуществовав около года и проведя лишь несколько легальных концертов, владивостокский рок-клуб ушел в подполье. Поводом для конфликта с местными властями послужило скандальное выступление групп «Мумий-Тролль» и «121 этаж» на местном молодежном фестивале. Впрочем, «неофициальный период» существования «влад-рока» закончился в августе 1986, когда стало возможно официальное проведение фестивалей неформальных молодежных объединений. В конце 1980-х годов в городе насчитывалось несколько десятков рок-групп. Стилистический диапазон их музыки был очень широк: от подросткового хулиганства «Совета ветеранов Санэпидстанции» и панк-рока «Туманного стона» до тяжелого джаз-рока и панк-фанка «Воскресной площадки – 666».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Русский рок

Русский рок -- это рок-музыка из России и/или на русском языке. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием западной музыки, и по сей день существует в России и странах СНГ

История . Зарождение

Первые советские рок-группы появились ещё в середине 60-х на волне битломании, однако до середины 70-х русская рок- и поп-рок-музыка представляла собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей, чем и занимались многочисленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Одной из первых рок-групп, которая стала петь на русском языке, была группа «Оловянные Солдатики» (их можно услышать, например, в мультфильме «Ну погоди» -- в виде группы «Дворняги», исполняющей «У попа была собака»). Кроме того, группа записала первый в СССР полноценный магнитоальбом «Размышления» (1972 г.) (по другой версии -- которой придерживается Александр Кушнир, составитель энциклопедии «100 магнитоальбомов советского рока» -- отсчёт советской магнитофонной рок-культуры начинается с альбомов Юрия Морозова (1973 г.)). Однако в определённых кругах одним из первых рок-музыкантов в СССР считают Александра Градского, в 1964 году основавшего группу «Славяне» .

Хотя многие советские ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Песняры», «Цветы», «Земляне»), они чаще всего не называли себя рок-группами, так как рок-н-ролл считался буржуазным западным стилем. Репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, что ограничивало творческую свободу. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки и сильно ограничивало возможности для концертов. Записи этих групп распространялись среди фанатов самиздатом на магнитных лентах, а выступления чаще всего происходили на квартирниках -- стихийных домашних концертах. Самыми значимыми «магнитофонными» группами советского андеграунда 70-х -- начала 80-х были московская «Машина Времени» и ленинградский «Аквариум». Среди других ранних групп -- «Високосное лето», «Автограф», «Воскресение», «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург». Единого стиля у этих групп не было, они исполняли вперемешку и западный рок, и чисто акустические, «бардовские» песни. В этот период в СССР трудно провести границу между роком, ВИА и авторской песней.

Расцвет, 80-е

К концу 70-х -- началу 80-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей -- держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг». Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» -- «Кино», «Алиса», «Оберманекен», «Странные игры» и др.

Русский рок пережил трудный период в 1983--85 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к частному предпринимательству и грозила тюрьмой. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение», «Браво», «Коррозия Металла»; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом.

Только в 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство.

80-е в истории русского рока можно сравнить с поздними 60-ми в западной рок-музыке. В городах СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились люди, последовательно пишущие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли крупные рок-фестивали («Литуаника» -- 1985-89, «Подольск» -- 1987), «СыРок» и др. Прототипом русской рок-музыки 80-х стала англо-американская рок-музыка, а именно, такие ее направления как хард-рок, хэви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично пост-панк.

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 80-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.

Региональные сцены

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 80-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока -- Москва, Ленинград (Санкт-Петербург) и Свердловск (Екатеринбург).

Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Мифы», «Бригадный подряд» (Николай Михайлов). Культовый статус среди поклонников получили группы «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и «ДДТ» (образовалась в 1980 году в Уфе, Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Оберманекен» (Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства -- литературе, театру и кинематографу.

Москва, в которой в 1985 году была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры им. Горбунова. Известнейшие московские группы: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Бригада С» (Гарик Сукачев), «Крематорий» (Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). В Московской рок-лаборатории также стали появляться первые электронные рок-группы, такие как «Центр» (Василий Шумов), «Ночной проспект», «Биоконструктор» и другие. Для столичной рок-музыки (особенно, её первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчёркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как «Тайм-аут», «Несчастный случай», «Дюна», «Ногу Свело!» и др.

Помимо групп, исполняющих «классический» рок, в 80-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «металл»: «Ария», «Мастер», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Круиз» (Валерий Гаина), «Чёрный обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей Троицкий).

Мурманск Рок-группа Птица Вольная руководитель Андрей Горшков. Выпущено два компакт-диска <"Там, где ты", «Птица Вольная»

Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1986 году был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: «Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Настя», «Агата Кристи», «Апрельский марш». Свердловская рок-тусовка была относительно узкой, и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 70-х годов (в том числе психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, добившейся всесоюзной популярности в 80-х, стала «Наутилус Помпилиус», тексты которой были более социальны и ориентированы на массового слушателя.

Сибирь: «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Инструкция по выживанию», (Роман Неумоев), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 80-е годы было представлено в основном направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок опирался не только на англо-американский панк-рок, но и на пост-панк, гаражный рок, психоделию и даже частично на фолк-рок, и представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру.

Харьков, где с конца 80-х проводятся рок-фестивали. Наиболее известная рок-группа из Харькова -- «Разные Люди» (Александр Чернецкий), в 1989--1994 годах вторым солистом и автором песен в которой был также Сергей Чиграков (Чиж). Некоторые харьковские рок-группы исполняли свои песни на украинском или английском (как рок-группа «Дождь») языках. Наиболее известным музыкальным критиком в харьковской рок-среде был Сергей Коротков. Развитию рок-среды города также способствовало «Радио-50» -- возможно, первая частная радиостанция в СССР.

Воронеж, в котором с конца 80-х открывается Воронежский рок-клуб. Одной из ярких местных рок-групп являлась «Сектор Газа», вокалистом и автором песен в которой был Юрий Клинских (Юрий Хой).

«Красная волна»

В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей -- американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна).

После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с западными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988--89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

Конец 80-х -- начало 90-х

Конец 80-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта. В России впервые услышали о группе «Агата Кристи», игравшей писходелический постпанк, в начале 1990-х годов это был самый популярный рок-коллектив в России. Также появился панк-проекты, такие как «Смысловые галлюцинации», «Ва-БанкЪ», инструментальный ансамбль «Ноль» и рок-н-ролл группа «Ногу свело!», песня которой «Хару Мамбуру» отразила культуру 90-х и стала мегахитом и даже шлягером.

Как протестная субкультура русский рок потерял свое значение с конца 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог».

Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков «Легенд русского рока», активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины

90-е и современность

По звучанию русский рок к середине 90-х (примерно с 1993 года) снова приблизился к западной музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 90-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «не попса».

В 90-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рок-группы, в 90-х и 2000-х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио», телеканалы «A-One» и «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие.

Вслед за Юрием Айзеншписом («Кино»), появилось немало влиятельных рок-продюсеров: Александр Пономарёв («Сплин», «БИ-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», Мара), Леонид Бурлаков («Мумий Тролль», Земфира, «Братья Грим»), Александр Кушнир, Александр Елин и другие.

В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных на Западе, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Lumen», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «7раса», «Небо Здесь»). «Тяжелая» сцена расширилась с появлением современных исполнителей пауэр- и симфо-метала («Эпидемия», «Catharsis», «Mechanical Poet»), блэк- и паган-метала («Nokturnal Mortum», «Gods Tower», «Темнозорь», «Аркона»), дум -- и атмосферик-метала («Mental Home», «Dreaming Soul», «Stonehenge») и других видов металлической музыки.

Появился русский альтернативный рок в середине 1990-х, остаётся популярен и до наших дней. Изначально, это были рэпкор и трип-хоп, которые быстро «въелись» в культуру русского рока. Серьёзный толчок в сторону альтернативы сделали группы «Дубовый Гаайъ» (Дельфин), «Кирпичи», а также группа «Сектор Газа», где «Хой» использовал рэпкор в 1990-х. В 2000-х появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, ню-метала, рэпкора, эмо, металкора -- такие как «Amatory», «Jane Air», «Психея», «Apshell», «Слот», «Мои Ракеты Вверх», «Stigmata», «Rashamba» и множество других. Телеканал «A-One» активно продвигает эту сцену, учредив премию «RAMP».

Фолк-рок получил новое развитие, сблизившись, с одной стороны, с менестрельской песней («Мельница», «The Dartz», «Theodor Bastard»), а с другой стороны -- с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», «White Owl», «Tintal»). Часть групп ориентирована на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), «Буготак» (бурятский этно-рок) и др.

Русский рок за пределами России

рок русский зарождение развитие

Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Например, одна из таких рок-групп -- «Адаптация», которая, несмотря на нахождение в Казахстане (Актюбинск), имеет полное право называться русским роком. В связи с этим возникло название «советский рок», так как, по большей части, группы бывшего СССР по звучанию -- именно то, что называют русским роком. Есть группы, созданные русскоязычными эмигрантами в Израиле, Германии, США и Канаде в большинстве своём любительские и практически не известные

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рок - музыкальное направление и особое субкультурное явление. Рок-музыка 60-х, 70-х годов, "британское вторжение". Появление тяжелого рока, хард-рока, направления хэви-метал. Зарождение альтернативной музыкальной культуры. Развитие рока с 1980 по 2000 гг.

    презентация , добавлен 23.02.2012

    Истоки рок-музыки, центры ее возникновения, музыкальная и идеологическая составляющие. Рок-музыка 60-х годов, появление жёсткой музыки и расцвет гаражного рока. Альтернативная музыкальная культура. Рок-музыка 2000-х годов и аутсайдеры всех времен.

    реферат , добавлен 09.01.2010

    Понятие и история происхождения музыки, этапы ее развития. Жанры и стили музыки. "Лингвистическая" теория происхождения музыки. Становление русской композиторской школы. Отношения музыкантов с государством в советский период. Развитие музыки в России.

    реферат , добавлен 21.09.2010

    Появление западной музыки в СССР, основоположники жанра и главные деятели в І пол. XX ст. Формирование молодежных движений, реакция власти в сер. XX ст. Рок-музыка в СССР: первые исполнители и коллективы, цензура стиля, подъем рок-музыки после цензуры.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2017

    Детские годы выдающегося русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Первые испытания и победы. Первая любовь и борьба с болезнью. Завоевание признания на Западе. Творческий расцвет великого композитора, авторские концерты. Последние годы жизни.

    реферат , добавлен 21.04.2012

    Первые в СССР бит-группы: "Славяне", "Странники", "Мифы", "Скоморохи", "Авангард", "Лесные братья" и "Песняры". Изучение творчества белорусских музыкантов, играющих в стиле рок-н-ролл. Место рок-н-ролла в белорусской музыкальной индустрии сегодня.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Ритмическая поэзия (легкий удар палкой). Зарождение Хип-Хопа: история брейк-данса, история граффити, возникновение рэп-музыки. Русский Рэп: группа Bad Balance, Лигалайз, Судьба Михея, Всё ровно!

    реферат , добавлен 12.04.2003

    История американской рок-группы Nirvana. Ранние годы, первые выпуски пластинок. Работа с продюсером Стивом Альбини. Гастроли по Европе. Судьба вокалиста и гитариста группы Курта Кобейна, его последние годы и смерть. Студийные и концертные альбомы.

    презентация , добавлен 25.06.2013

    Развитие и совершенствование синтезаторной музыки: истоки, современность. История музыкальных инструментов: электрогитара, синтезатор. Эволюция звукозаписи: от фонографа до многоканальных жестких дисков. Возможности и недостатки электронной музыки.

    презентация , добавлен 07.04.2011

    Русское музыкальное общество. Камерная, симфоническая музыка. Концерты "Бесплатной музыкальной школы", основанной музыкантом М.А. Балакиревым. Развитие национальной русской музыки. Композиторы "Могучей кучки". Музыкальные произведения А.П. Бородина.

Русский рок – неотъемлемое и уникальное явление отечественной культуры. Существует достаточное количество вариантов определения этого понятия, однако большинство из них базируется на ошибочных или недостаточно точных утверждениях, среди которых наиболее распространены следующие:

— «Русский рок – та же рок-музыка, просто с русскоязычными текстами».

Как правило, к нему относят коллективы, представляющие, кроме собственно рок-музыки, достаточно широкий спектр музыкальных стилей – регги, рэп-кор, бардовскую и авторскую песню и т.д.

— «Русский рок – живая гитарная музыка».

Но, кроме традиционной гитарной музыки, исполнители часто используют электронные элементы звука или даже ставят их в основу звучания группы.

— «Русский рок – музыка протеста».

Отечественный рок не ограничивается протестными мотивами – в песнях присутствует любовная или философская лирика, текстуальный абсурд или что-либо иное.

Наличие автора-исполнителя не является обязательным – музыканты нередко исполняют песни со словами или музыкой других людей. В конце концов, не принципиально даже наличие русского языка в тексте. Некоторые рок-музыканты в своих творческих экспериментах обращались и к другим языкам, в том числе и несуществующим.

В этой связи наиболее верным будет следующее определение: «русский рок» – это музыкальное направление, которое начало формироваться в СССР в 60-е годы под влиянием западной культуры рок-н-ролла, ставшее своеобразной альтернативой советской эстрадной традиции, развивавшееся на основе внешних заимствований, совмещаемых с отечественными культурными моделями.

Истоки нашего рока — 1960-е

Интерес к рок-музыке в СССР стал появляться в 60-е. В качестве причин следует отметить начавшуюся на западе в 1963 году «битломанию». Огромная популярность коллектива «The Beatles» стала причиной проникновения в Советский Союз сперва аудиозаписей «битлов», а после – и других рок-коллективов.

В 1960-е стали появляться первые советские самодеятельные коллективы («Сокол», «Скифы», «Славяне»), которые пытались играть рок-музыку. Можно выделить такие характерные черты их творчества в этот период:

  • в первое время их репертуар состоял только из кавер-версий западных композиций;
  • собственное творчество первоначально базировалось преимущественно на композициях с английским текстом (считалось, что русский язык, в силу своих лингвистических свойств, не подходит для рок-музыки);
  • низким качеством звучания в силу отсутствия соответствующей аппаратуры.

В целом можно утверждать, что в 60-е годы рок-культура на территории СССР лишь начинала формироваться, творчество музыкантов сводилось к копированию западных творческих стандартов, а самобытной русской рок-традиции в тот период ещё не было.

ВИА и «самодеятельные» коллективы — 1970-е

Появление на западе коллективов «Pink Floyd» и «Led Zeppelin» обусловило рост популярности арт-рока и хард-рока среди советских групп в 70-е годы. Наследуя новый стиль, коллективы, тем не менее, всё больше склонялись к созданию и исполнению собственного материала.
Все коллективы этого периода могут быть разделены на две большие группы в соответствии со спецификой их музыкальных решений и отношений с официальной властью:

  • вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) («Ариэль», «Голубые гитары», «Весёлые ребята», «Цветы»). Официальные коллективы, исполнявшие лишь репертуар, утверждённый на худсоветах, и имевшие возможность издания материала на студии грамзаписи и выступления на крупных площадках. Поскольку в то время среди прочего от музыкантов требовали «умеренного звучания на сцене», на музыку ВИА налагалось множество ограничений. Так, например, не поощрялось использование гитарных «примочек», излишне экспрессивные гитарные и барабанные партии, а вокальная манера и поведение на сцене должны были максимально соответствовать академическим. Таким образом, репертуар ВИА являлся рок-музыкой лишь с позиций музыкальной гармонии и состава инструментов на сцене, в остальном же он подчинялся советским эстрадным традициям.
  • подпольные, или самодеятельные, коллективы («Автограф», «Россияне», «Мифы»). Группы, дававшие неофициальные концерты, песни которых доходили до слушателя посредством магнитофонных записей. В 70-е годы в СССР начинает распространяться практика создания магнитоальбомов – полупрофессиональных студийных записей с материалами групп. Избавленные от цензурных ограничений, самодеятельные музыканты создавали материал, концептуально более близкий к западным рок-традициям.

Фактически именно подпольная рок-музыка и послужила предтечей формирования масштабного рок-движения в 80-е годы.

Рост рок-движения. Квартирники. Появление рок-клубов — 1980-е

Внушительное количество подпольных групп, сформировавшихся к началу 1980-х, как и прежде не имело возможности выступать на крупных площадках. Более того, информация о большинстве попыток организовать подобный концерт даже на маленьких площадках местных ДК немедленно доходила до администрации, и попытки эти пресекались.

Это положило начало квартирным концертам, или «квартирникам», – массовому явлению в СССР 80-х. Они давали слушателям возможность познакомиться с песнями коллективов, а музыкантам – источник минимального заработка. Список приглашённых на эти мероприятия, во избежание утечки информации, строго контролировался.
1980-е годы ознаменовались также появлением рок-клубов.

Создание этих учреждений являлось результатом совпадения инициатив музыкантов и советской власти:

  • советское руководство было недовольно тем, что многие выступления (в том числе и квартирники) организуется нелегально и в обход Госконцерта СССР. Признавая невозможным избавиться от этой тенденции, оно приняло решение о создании рок-клубов с целью осуществить своеобразный учёт самодеятельных коллективов и сделать усиливающееся стихийное рок-движение подконтрольным.
  • многие музыканты, давно искавшие возможность концертной реализации, получали способ проведения относительно регулярных выступлений и общения с публикой, невзирая на то, что материальных средств им это не приносило.

В результате этого процесса была создана Московская рок-лаборатория и рок-клубы в Ленинграде, Свердловске и других городах. Была учреждена практика проведения регулярных рок-фестивалей.
Вместе с тем, на «допущенный к исполнению» репертуар налагался ряд ограничений. Тексты должны были подвергаться процессу «литовки», то есть утверждения, что значительно сковывало творческую инициативу. Создание рок-клубов совпало с ужесточением мер в отношении нелегальных выступлений – за подобное нарушение коллектив просто запрещали.

В 80-е годы отечественный рок наследует новые западные стили – пост-панк и нью-вэйв.

Кроме того, с началом перестроечных процессов значительное место в творчестве музыкантов занимают протестные мотивы. Это обстоятельство послужило причиной того, что русский рок начинает пользоваться небывалой популярностью не только на родине, но и в странах капиталистического лагеря.

Более того, подвергаясь постоянным ограничениям со стороны власти, рок стал для публики своеобразным «запретным плодом», что лишь подогревало интерес к нему, как к чему-то новому и непохожему на официальную музыкальную культуру. Именно в указанное десятилетие создаются или достигают пика популярности такие легендарные коллективы, как «Кино», «Алиса» «АукцЫон», «ДДТ», «Зоопарк» и многие другие.

Региональные направления в советской рок-музыке

К концу 80-х годов в нескольких крупных городах и регионах формируются самостоятельные рок-течения, обладающие собственной спецификой.

  • Ленинград

Под эгидой Ленинградского рок-клуба удалось создать наиболее мощное течение. Сюда можно отнести группы «Кино», «Алиса», «Аквариум», «Автоматические удовлетворители» и др. Эти коллективы пользовались наибольшей популярностью в СССР, а Ленинград по праву считался центром советской рок-культуры.

  • Москва

Среди «подопечных» Московской рок-лаборатории можно выделить коллективы «Центр», «Машина времени», «Воскресенье», «Браво». Поскольку Лаборатория не являлась стержневой организацией, в отличие от рок-клубов, для московских групп была характерна большая самостоятельность и последующая коммерциализация творчества, начавшая развиваться в конце описываемого десятилетия.

Творческое становление многих групп («Урфин Джус», «Наутилус Помпилиус», «Апрельский марш») Свердловского рок-клуба было связано с именем поэта Ильи Кормильцева, который являлся автором большинства текстов этих коллективов. Уральское направление характеризовалось относительной малочисленностью, влиянием западных коллективов 70-х, преобладанием клавишных аранжировок, а также оригинальным сценическим имиджем групп (ретро-милитаризм группы «Наутилус Помпилиус», опереточный стиль ранней «Агаты Кристи»).

  • Сибирь.

Здесь было сформировано массовое рок-движение, не имевшее, однако, единого центра. В Новосибирске была образована знаковая для отечественного фолк-рока группа «Калинов мост». Кроме того, здесь была создана плеяда коллективов, представлявших так называемый «сибирский панк» (омская «Гражданская Оборона», тюменская «Инструкция по выживанию») и характеризовавшихся экстремальной подачей материала, наиболее острой политической направленностью и «грязным» звучанием.

К 1991 году русский рок представлял собой массовое самодостаточное явление с собственной культурной спецификой. Это послужило основой для его дальнейшего развития и трансформации в постсоветское время.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Русский рок - это сплетение нитей души и ветра свободы, музыка, которая заставляет верить и гореть в одном порыве с мечтой. Его история насчитывает больше полувека, этот стиль можно сравнить по значимости и влиянию на общественную культуру с классической музыкой.

История русского рока

Датой его зарождения в нашей стране официально считаются 60-е годы. Тогда появились Сокол, Славяне, Интеграл. Изначально это было лишь подражанием западным рок группам, перепевка их песен.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-220079-8", renderTo: "yandex_rtb_R-A-220079-8", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

И лишь в 1970-е годы началось самостоятельное авторство, возникновение подпольных рок-групп. Тогда появились Воскресенье, Аквариум и Машина Времени. Именно это послужило толчком к формированию масштабного рок движения в 80-е годы.

Власти пытались пресечь появление рок групп, но «повальное» увлечение молодёжи роком было уже не остановить. Рок группы возникали хаотично и в больших масштабах, и хотя администрация пресекала все попытки организовать концерты в ДК или каких-либо мероприятиях, музыканты не отчаивались. Эти запреты положили начало «квартирникам, вход на такие квартирные концерты был строго ограничен, все приглашённые тщательно проверялись, чтобы избежать утечки информации. Также тяжело развивался в СССР и - одно из ответвлений русской рок сцены.

Попытки Советской власти взять под контроль стихийные организации рок концертов, не дали результатов. И тогда было принято важное в истории русского рока решение - создать рок-клубы, чтобы хоть как-то контролировать музыкантов. Властями организовывались рок – фестивали, репертуар тщательно отбирался, подвергаясь жёсткой цензуре и ограничениям. Нелегальные выступления, вне фестивалей запрещались, за это коллектив могли запретить.

Но, как известно, запретный плод сладок. Ограничения со стороны властей только подогревали интерес к этому движению, и в музыке всё больше звучало протестных мотивов. Русский рок в эти десятилетия пользовался небывалой популярностью. Возникли такие группы как «Алиса», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «ДДТ» и многие другие.

К 90-м годам русский рок уже имел собственную специфику и чёткий вектор непохожего ни на кого направления. В эти года приобрели популярность такие группы как «Сплин», «Агата Кристи».

История русского рока интересна, но стоит сказать и об основных музыкальных инструментах, применяемых в нем. Ведь рок музыку, такой как она, есть делали не только люди, но и музыкальные инструменты. Это и хватающие за душу звуки акустических и электрогитар, бас-гитар, всевозможные усилители и синтезаторы, барабанные установки.

Их история не менее интересна, и им стоит посвятить отдельную статью. Но пока, хочется добавить, что в советское время было тяжело достать качественные инструменты ведущих производителей - Fender, Gibson, и каждый имеющийся инструмент очень ценился. Зато сейчас в 21 веке вы легко можете приобрести гитары или ударные тарелки, купив их в любом музыкальном магазине. А затем собрать группу и почувствовать себя настоящим рокером.

Итак, рок жив и будет жить!

Условно, история русского рока состоит из периодов, на стыке которых будут события, изменявшие курс политики и государственный строй нашей страны. Изменение мировоззрения и уклада жизни миллионов людей, просто не могли не сказаться на культурной сфере общественной жизни, заметную роль в которой с 60-х гг. и поныне играет явление под названием «Русский рок».

Русский рок прошел длинный путь от подражания западному rock-n-roll`у до абсолютно оригинальной и самобытной культуры, выходящей далеко за рамки определений «тяжёлая музыка» или «музыка протеста». Отличительная черта русской рок-музыки – особое внимание, уделяемое текстам композиций: в песне в первую очередь ценится смысловое и эмоциональное содержание, именно поэтому их авторы, авторы русского рока полное право именоваться поэтами. Но перейдём к истории.

1960-е. Зарождение.

В Советском Союзе, как и на всей планете, рок появляется в 60-е. В середине десятилетия обе столицы наводнили первые русские битники, исполнявшие, в основном, кавер-версии на популярнейшие песни заграничных исполнителей, главным образом, легендарных и запрещённых в то время в СССР «The Beatles». Именно это и становится отправной точкой в истории русского рока.

Первыми оригинальными песнями в стиле рок, записанными в нашей стране, принято считать треки группы «Сокол»: «Где тот край» и записанная в том же году, ставшая на долгие годы своеобразным гимном появившихся в это же время хиппи, «Солнце над нами».

Так же большую известность имели ВИА «Скифы», «Аргонавты» и «Скоморохи» А. Градского. Новое музыкальное направление бешеными темпами завоёвывало себе поклонников; бит-групы выступали в качестве авторов саундтреков, так музыка ансамбля «Сокол» звучит в мультфильме «Фильм-фильм-фильм», а московская команда «Оловянные солдатики» предстала в одной из серий «Ну погоди!», в качестве группы «Двоняги», исполняющей хит «У попа была собака». Именно «Солдатикам», кстати, принадлежит авторство первого в Союзе рок-альбома «Размышления» (1972). Кроме того, по одной из версий, это был также первый в стране альбом, записанный на магнитофонной плёнке (по другой версии, автор первого магнитоальбома в СССР – петербургский музыкант Юрий Морозов (1973)).

Крайне примечателен и тот факт, что ещё в 1969г. «Скифы» вели работу над так и не увидевшим свет альбомом, претендовавшим на союзное первенство. Композиции, которые должны были войти в его состав, служат красноречивым доказательством очень высокого уровня развития рок-музыки в СССР в то время: группа, возможно, впервые в мире (!!!) стала использовать гитарные эффекты, такие как фузз, посредством изготовленных в кустарных условиях гитарных «примочек». Узнав об этом впоследствии, американцы признались, что советские рок-музыканты на несколько лет опережали их в развитии, хотя история русского рока и начинается несколько позже западного. Важно отметить, что участники группы, как и подавляющее большинство своих коллег, не имели музыкального образования – черта, ставшая почти традиционной на протяжении всей истории русского рока.

На волне набирающей всё большие обороты битломании, рок-группы возникали повсеместно, буквально в каждом училище или школе, не говоря уже об институтах. Именно так были созданы коллективы, ставшие иконами последующего десятилетия («Удачное приобретение», «Рубиновая атака», легендарная «Машина Времени», и другие).

Апогеем русского рока образца 60х годов стал первый советский рок-фестиваль, проходивший в Ереване ежегодно с 1968 по 1972 гг. и собиравший наиболее успешные команды.

1970-е. Становление самосознания.

МакаревичВ 70-е годы рок активно проникает на большую сцену. Не найдя путей к дальнейшему развитию в эпоху застоя, когда репертуар каждого ансамбля проверялся худсоветом, рок-звёзды 60-х вынуждены были организовывать эстрадные ВИА и исполнять музыку, лишь напоминавшую рок. Так появились сверхпопулярные в то время «Весёлые ребята», «Поющие гитары» и многие другие. На концертах, помимо своего обычного репертуара, эти коллективы ко всеобщей радости обязательно исполняли несколько забойных каверов на песни западных групп. Собственные песни исполнять не разрешалось, т.к. в те времена тексты и музыку для эстрады могли писать лишь люди, состоявшие в Союзе композиторов.

Но конечно, находились смельчаки, которые нарушали этот запрет. Одних из них объявляли вне закона, другим запрещали выступать в официальных залах, третьим не давали выпускать собственных альбомов, повесив ярлык «самодеятельность», но несмотря на всё это, именно такие команды имели наибольшую популярность среди прогрессивной молодёжи. Но все равно это был не лучший период в истории русского рока.

«Самодеятельным» группам не запрещалось «прикрепляться» к ВУЗам и получать таким образом площадки для выступления, что русские рокеры 70-х и делали. В Москве постоянной ареной для концертов рок-музыкантов на долгие годы стал ДК «Энергетик» Московского Энергетического Института, «засветившийся» ни в одной скандальной истории, для Ленинграда же была характерна более камерная форма выступления – «квартирник».

Поскольку государство запрещало выпуск официальных альбомов нелегальным группам, по рукам фанатов ходили концертные магнитофонные записи, которые они переписывали друг у друга бессчётное число раз. Из всех магнитофонов страны гремели «самиздатские» записи уже упомянутых «Машины Времени», «Удачного приобретения», «Рубиновой атаки», а так же новых коллективов: «Високосного лета», которому каким-то чудом удалось выпустить официальный альбом «Лавка чудес» (1978), «Воскресения», «Афтографа», а так же ленинградских «Аквариума», «Мифов», «Санкт-Петербурга» и других.

Рок-музыка того времени подразумевала под собой обязательное наличие бешеного драйва, поэтому наиболее распространены были направления hard-rock, art-rock и progressive. Более мелодичные и насыщенные смысловым содержанием песни групп «Аквариум», «Машина Времени» и «Воскресенье» были скорее исключением из общего числа.

Именно музыканты 70-х первыми открыли главную отличительную черту русского рока, как направления: только в русском языке слово «рок» имеет значение «судьба», и самосознание исповедующего эту культуру выходит за рамки простой симпатии к этому музыкальному направлению. Наш рок – это, прежде всего, особый взгляд на мир. Взгляд поэта, творца, пророка и вечный поиск ответа на вопрос о его месте в окружающей реальности.

1980-е. Расцвет. Эпоха классики

Группа БравоВ 1983-85 годах нашим рокерам всё ещё приходилось не сладко: пришедший к власти К. У. Черненко вновь начал преследование музыкантов: права самодеятельные коллективов жёстко ограничивались, их постоянно обвиняли в «тунеядстве», а организация неофициальных концертов приравнивалась к запрещённому тогда частному предпринимательству, за что сажали в тюрьму. Больше всего в это время «досталось» московским коллективам «Коррозия метала», «Браво» и «Воскресение»: концерты этих групп были запрещены, а некоторым их участникам даже довелось побывать за решёткой. С началом эпохи гласности гонения на русский рок вновь были прекращены.

Перестройка открыла многие перспективы, в том числе и свободу организации музыкальных коллективов и выступлений на коммерческой основе. В истории русского рока началась новая страница.

К началу 80-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое власть даже поддерживала, не желая провоцировать протестную стихию. Так по государственной инициативе в 1881г. был открыт ставший настоящей легендой первый в Союзе Ленинградский Рок-клуб. В его состав вошли такие мастодонты русского рока, как «Аквариум», «ДДТ», «Кино» и «Алиса», а так же «Зоопарк» Майка Науменко, «Телевизор», «Пикник», «Бригадный подряд», «Ноль», «Мифы», «Автоматические удовлетворители», бард-рокер Александр Башлачёв и многие другие. Первая частная студия аудиозаписи также появилась в Северной Столице. Её создатель – Андрей Тропилло.

Андрей ТоропиллоЧетырьмя годами позже в Москве открывается «рок-лаборатория»; с её появлением право выступать, не боясь преследований, и организовывать концерты получают и столичные музыканты.

Теперь у русских рокеров появилась возможность официально устраивать концерты и издавать альбомы. А после рок-фестиваля «Тбилиси-80» и появления телепрограммы «Музыкальный ринг» – доступ к радио- и телеэфиру. Воспользовавшись этой свободой, рок-культура расцветала с доселе небывалой силой: рождались десятки новых имён, проводились крупные фестивали «Литуаника» (1985-1989), «Подольск» (1987), «СыРок» (1988-1992) и др., и ставились эксперименты в самых разных стилях: хард-рок, хэви-метал, панк-прок и пост-панк, но главным открытием 80х стал привнесённый в русский рок ленинградцами new wave.

В 1986г., пока Советский Союз и Америка пытаются наладить дипломатические отношения, в Калифорнии происходит небывалое событие – в свет выходит альбом «Red Wave» на двух пластинках, содержащих треки четырёх советских рок-групп: «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры». Выпуск альбома произошёл по инициативе Джоанны Стингрей, американки, много времени проведшей в Союзе и не понаслышке знающей русскую рок-тусовку. Альбом фактически «прорубил окно» на Запад для русского рока: теперь наши музыканты получили право выступать с концертами и записывать альбомы за рубежом, а так же сотрудничать с зарубежными коллегами. Этой возможностью в первую очередь не преминули воспользоваться группа «Кино», совершившая в 1988-89 гг. тур по Европе (Франция-Италия-Дания), «Звуки Му», записавшие альбом в Англии и гастролировавшие в Великобритании и США, и Борис Гребенщиков, создавший англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с британским дуэтом «Eurythmics» и Крисси Хайнд из «The Pretenders».

В истории русской рок-музыки 80-е годы, по сути, являются временем её второго рождения: именно тогда наш рок приобрел те черты, по которым мы знаем его сегодня, именно тогда со сцен, магнитофонов и на квартирниках впервые звучало то, что теперь мы называем классикой русского рока. Появлялись группы, многие из которых существуют и по сей день, и журналисты, посвятившие свою деятельность рок-культуре (Александр Житинский, Артемий Троицкий).

Рок-столицы

Рубинштейна, 13Стоит также отметить важную часть истории русского рока – клубы. Вслед за Ленинградом, свои рок-клубы стали обретать и другие города нашей страны, но самыми заметными, основавшими свои «школы», являются три: Ленинградский (о нём мы уже говорили выше), а так же Свердловский (Екатеринбургский) рок-клуб, и Московская рок-лаборатория.

Московская рок-лаборатория была создана в 1985г. в ДК им. Горбунова. Легендарная «Горбушка» объединила под своей крышей множество известнейших коллективов: «Машина Времени», «Браво», «Воскресение», «Крематорий», «Бригада С» Гарика Сукачёва, «Звуки Му» Петра Мамонова, и другие. Для столичной рок-музыки сложно определить общие стилевые критерии, каждая группа стремилась к индивидуальности, но в качестве характерной черты московского рока можно назвать его несерьёзное, снисходительное отношение к реальности. Особенно развили это настроение такие московские команды как «Несчастный случай», «Ногу Свело!» «Дюна» и «Тайм-аут». Именно в Москве стали появляться первые русские электронщики («Биоконструктор», «Центр», «Ночной проспект») и металлисты («Ария», «Чёрный обелиск», «Чёрный кофе», «Коррозия металла», «Мастер» и другие).

К Свердловскому рок-клубу, помимо уральских музыкантов («Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Урфин Джюс», «Апрельский марш», «Настя», «Группа Максима Ильина»), музыка которых вдохновлёна западной психоделикой 70-х и насыщена сложными аранжировками, прежде всего, синтезатора, принято так же относить не имеющую единого центра рок-тусовку Сибири («Гражданская Оборона», «Калинов Мост», Янка Дягилева, «Инструкция по выживанию»). Её участники в большинстве своём играют панк-рок, основанный на так называемом «гаражном роке», пост-панке и частично на фолк-роке.

Среди рок-центров постсоветского пространства так же стоит отметить Харьков – место проведения регулярных рок-фестивалей. Наиболее известная харьковская группа – «Разные люди», в состав которой некоторое время входил основатель популярной команды «Чиж & Co» Александр Чиграков. «Голосом» городской рок-среды было «Радио-50» – скорее всего, первая в СССР частная радиостанция.

1990-е - наши дни

Виктор ЦойНа рубеже 80-х – 90х годов русский рок окончательно перестаёт быть андеграундом: выходят в свет фильмы с участием культовых музыкантов («Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Асса» (1987) и «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражный документальный фильм «Йя-хха» (1986) о жизни ленинградского рок-клуба). Музыка русских рокеров («Наутилус помпилиус», «Сплин», «Би-2» и др.) стала саундтреком культовых фильмов эпохи «Брат» и «Брат-2».

Однако у каждого явления есть своя обратная сторона. Несмотря на открывшиеся перспективы, 90-е годы стали трудным временем даже для русской рок-культуры. Больше не было никаких гонений, новым группам, таким как «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации», «Ноль», «Ва-БанкЪ» и «Ногу Свело!» был дан зелёный свет, но с гибелью ненавистной системы, русский рок потерял значение культуры протеста, и со временем всё больше стал превращаться в пусть и обособленную, но всё же часть шоу-бизнеса.

Далеко не всем коллективам удалось выжить в новых условиях: прежние темы были более неактуальны, требовалось найти новую струю; массовая аудитория успела привыкнуть к року, как к явлению, и встречала новые имена без особого ажиотажа; кто-то из популярных рокеров уехал за границу, кто-то умер или трагически погиб, другие просто не смогли найти себя в новом времени. Прекратили свою деятельность группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк», «Секрет», «Афтограф», «Парк Горького» и другие. Таким образом из тридцати команд-участников серии «Легенды русского рока» «в строю» осталось около половины.

С середины 90-х годов русская рок-музыка снова приблизилась к зарубежной, довольно органично вписавшись в её жанровую систему и не потеряв при этом своей оригинальности и колорита. Она стремительно перенимала направления, открытые на западе в период «железного занавеса»: панк и гранж («Король и Шут», «Наив», «Тараканы!», «Пилот», «Lumen», «Небо Здесь» и др.), пауэр- и симфо- метал («Эпидемия», «Catharsis»), паган- и блэк-метал («Аркона», «Темнозорь», «Butterfly Temple»), атмосферик-метал («Mental Home», «Stonehenge») и многие другие разновидности метала.

Так же с середины 90-х начинает свой отсчёт история русской альтернативы. Первые шаги на этом пути сделали Дельфин (в составе гр. «Дубовый Гаайъ»), группы «Кирпичи» и «Сектор Газа», а в 2000-х направление обогатили такие имена, как «Психея», «Amatory», «Jane Air», «##### (5diez)», Noize MC и многие другие. Для исполнителей альтернативного рока телеканалом «A-One» с 2005 г. учреждена специальная премия «RAMP».

Появился и новый объект противостояния: русский рок как никогда чётко противопоставил себя поп-сцене, в которую переродилась эстрада.

Многие группы в начале девяностых переиздают свои альбомы, выпускают вещи, которые в условиях советской системы никогда бы не увидели свет в официальном издании, а фирма «Мороз Рекордс» с 1996 г. по 2000 г. издаёт серию ретроспективных альбомов «Легенды русского рока», куда входят избранные песни наиболее признанных коллективов за всю историю русской рок-музыки.

Наше РадиоТеперь ведущую роль в развитии рок-музыки играют средства массовой информации («Наше радио» и «Радио Maximum», телеканалы «A-one» и «O2ТВ», журнал «Fuzz», и конечно Интернет). А так же рок-продюсеры, первым из которых был Юрий Айзеншпис («Кино), и последовавшие его примеру Александр Пономарёв («Сплин» и «Би-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», Мара), Александр Елин («Ария»), Александр Кушнир, и другие.

С 1999 года в России проходит крупнейший фестиваль русского рока «Нашествие», учреждённый «Нашим Радио». Десятки различных рок-фестивалей ежегодно проходят по всей стране.

В последнее время наблюдаются тенденции сближения русского рока и фолк-роковой музыки (берущей в России начало в так называемой «Менестрельской песне»): к русскому року причисляются такие фолк-ансамбли как «Мельница», «The Dartz», «Тролль гнёт ель», и др.

Так мы же проследили пятидесятилетнюю историю развития Рок-музыки в России. Однажды возникнув, как подражание западной музыкальной моде, русский рок превратился в заметное и значимое культурное явление со своей моралью, своей философией. Русский рок прошёл долгий и трудный путь, теперь ему открыты все пути для дальнейшего развития и совершенствования, и каким мы увидим его в будущем – неизвестно, но хочется надеяться, что он не утратит своих наиболее характерных качеств: актуальности, атмосферности, большой смысловой и эмоциональной нагрузки, разнообразия форм и поэтичности. Как известно, поэт в Росси больше, чем поэт. А рокер – больше, чем просто музыкант.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные