Жан луи давид биография. Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) знаменитый французский художник

Давид Жак Луи Давид Жак Луи

(David) (1748-1825), французский живописец, общественный деятель. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. В 1775-80 в Италии изучал искусство античности, восприняв его как пример гражданственности художественного творчества. В предрево- люционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого революционного классицизма. Произведения Давида 80-х гг. ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей; "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы эпохи через образы античности впервые нашли своё воплощение в картине Давида "Клятва Горациев" (1784, Лувр), воспринятой общественностью как призыв к революционной борьбе. В портретах Давида 80-х - начала 90-х гг. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Лувр). Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", 1791, не закончена). Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре.

После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). С 1804 Давид - "первый художник" Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов ("Коронование Жозефины", 1805-07, Лувр). Поздние портреты Давида, отмеченные простотой композиции, пристальным вниманием к облику и внутреннему миру модели, прокладывали путь реалистическим исканиям живописцев XIX в. В 1816, после реставрации власти Бурбонов, был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и др.

Ж. Л. Давид. "Клятва горациев". 1784. Лувр. Париж.




























,

,



Сочинения: в русском переводе: Речи и письма., М.-Л., 1933. Литература: В. Н. Березина, Ж. Л. Давид, Л., 1963; И. А. Кузнецова, Л. Давид, М., 1965; Verbraeken R., J.-L. David jugй par son йpoque et par la postйritй, P., 1973; Brookner A., J.-L. David, L., 1980; Schnapper A., David tйmoin de son temps, Fribourg, 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Смотреть что такое "Давид Жак Луи" в других словарях:

    Давид, автопортрет (1794) … Википедия

    Давид, автопортрет (1794) Имя при рождении: Jacques Louis David Дата рождения: 30 августа 1748 Место рождения: Париж … Википедия

    Давид, Жак Луи Давид, автопортрет (1794) Имя при рождении: Jacques Louis David Дата рождения: 30 августа 1748 Место рождения: Париж … Википедия

    Давид, Жак Луи - Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. ДАВИД (David) Жак Луи (1748 1825), французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил произведения большого общественного звучания (“Клятва… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Давид (David) Жак Луи (30.8.1748, Париж, ≈ 29.12.1825, Брюссель), французский живописец. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766≈74). Ранние работы Д., в которых ощутимы отзвуки… … Большая советская энциклопедия

    - (David) (1748 1825), французский живописец. Восприняв античность как пример гражданственности и свободолюбия, стал основоположником так называемого революционного классицизма конца XVIII в., исполнил строгие по композиции и ритму произведения… … Энциклопедический словарь

    Давид, Жак Луи - (David, Jacques Louis) 1748, Париж 1825, Брюссель. Французский живописец. Выразив художественные идеалы французского общества накануне, во время и после Революции 1789, выступил не только как один из крупнейших мастеров просветительского… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - (David, Jacques Louis) (1748 1825), французский живописец; родился в Париже 30 августа 1748. В 1766 стал учеником Жозефа Мари Вьена в Королевской Академии живописи и скульптуры. Вьен пробудил в молодом человеке страсть к классической античности и … Энциклопедия Кольера

    - (David) исторический живописец, знаменитый преобразователь французской живописи конца XVIII столетия, имевший значительное влияние на направление искусства даже других стран (1748 1825). Еще в отрочестве он обнаружил выдающиеся художественные… …

    - (David) исторический живописец, знамен. преобразователь франц. живописи конца XVIII ст., имевший значительное влияние на направление искусства даже других стран (1748 1825). Еще в отрочестве он обнаружил выдающиеся художественные способности; но … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Данная картина демонстрирует нам характер и облик Жака-Луи Давида, каким художник сам себя ощущал. Он хотел, чтобы зрители узнали в нем человека волевого, сдержанного, страстного и склонного к душевному порыву. Достаточно только […]

Художник работал над картиной около двух лет и создал огромное полотно. Живописец изобразил около 150 персонажей. Каждый образ реалистичен и выполнен с точностью, мастер писал все персонажи с реальных людей. Художник давно […]

Давид – основоположник французского неоклассицизма, художественно переосмысливший стандарты классицизма и обновивший их в соответствии с эпохой. Пламенный революционер, сторонник французской революции, преданный Наполеону и считавший, что тот способен дать миру то, что […]

Работа талантливого французского художника Жака Луи Давида выполнена маслом на достаточно большом холсте. Давида считают основоположником неоклассицизма, опирающегося на труды античного наследия. Работа «Сафо и Фаон» выполнена в чертах позднего творчества художника. […]

Давид – французский художник, представитель неоклассицизма – революционного классицизма, не отторгающего старые каноны, но переосмысливающего их на свой лад. Неоклассицисты считали, что художник должен быть не просто наблюдателем и основное его предназначение […]

Вот, казалось бы, революционный живописец, воспеватель Французской революции и вдруг сюжет из древнеримской истории… Кому-то такое соседство покажется странным, но как раз именно тогда французские революционеры довольно часто обращались к римской истории. […]

Давид обучался во Французской Академии. После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить, из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Его стремление к античному искусству, полученное в Риме, а также обозрение руин Помпеи и Геркуланума, подтолкнуло к возрождению классического направления во французском искусстве. Он заимствовал классические формы и мотивы, преимущественно из скульптур, чтобы демонстрировать чувство достоинства, приписываемое древним римлянам.

Уничтожаемый жаждой безупречности, а также политическими идеями о французской революции, Давид в своих работах наложил жесткое ограничение на выражение чувств. Такое подавление в итоге вылилось в отличительное безразличие и рационализм.

Репутация в биографии Давида была в основном заработана на выставке 1784 года. Тогда он представил свою величайшую работу «The Oath of the Horatii» (сейчас в Лувре).

Это полотно, также как и «Death of Socrates» (1787, музей «Метрополитен»), «Lictors Bringing to Brutus the Bodies of His Sons», (1780, Лувр), выражало тематику соответствующей политической обстановки. Работы принесли Давиду большую популярность. В 1780 он был приглашен в Королевскую академию, работал как приближенный художник короля.

Как могучий республиканец, Давид со времен избрания в Конституционный Конвент, поддерживал уход короля и распад Королевской академии во Франции и Риме. В своих картинах революционных страдальцев, особенно в «Marat» (1793, Брюссель), его железный контроль смягчился. Драматическим портретам он придавал лоск. На некоторое время художник был заключен в тюрьму до конца политики террора.

Давид стал первым художником императора, фиксирующим события из жизни Наполеона («Napoleon Crossing the Saint Bernard Pass», 1800–01, «Coronation of Napoleon and Josephine», 1805–07, «The Distribution of the Eagles», 1810). Также биография Жака Луи Давида была известна как великолепного портретиста («Mme Recamier», 1800, Лувр). В этот период влияние Давида было наибольшим. Но его картины, более чем когда-либо воплощающие неоклассическую теорию, снова стали статичными и нечувствительными.

Во время реставрации монархии, восстановления Бурбонов, Давид провел свои последние годы в Брюсселе. Тогда он написал серию великолепных портретов. Не смотря на то, что художник недооценивал портретный жанр, в нем он наиболее прославился. Используя живых фигур охотнее, чем скульптуры, он позволял своим спонтанным чувствам раскрываться на рисунке. Последние полотна в биографии Давида (например «Antoine Mongez and His Wife Angelica», 1812, Лилль, «Bernard», 1820, Лувр, «Zenaide and Charlotte Bonaparte», 1821, музей Гетти) чрезвычайно жизненны. В них четко проявились черты зарождения нового романтизма.

Жак-Луи Давид

1748-1825гг.

французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма



Жозеф Вьен

Франсуа Буше

Когда у ребенка были замечены способности к рисованию, было решено, что он станет архитектором, как и оба его дяди.

Давид берёт уроки рисунка в Академии Святого Луки, в 1764 году родственники представляют его Франсуа Буше в надежде, что тот возьмёт Жака-Луи себе в ученики. Однако из-за болезни художника этого не произошло - тем не менее, он рекомендовал юноше начать заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа Вьена.


Королевская Академия живописи и скульптуры

Французская академия в Риме

Два года спустя, в 1766 году Давид поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена.

В 1775-1780 Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения.


Италия раскрыла Давиду глаза на античный мир. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности… Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя»


В 1771 году Давид успешно участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Битва Минервы с Марсом». Картина была написана в духе академической манеры того времени, однако же, успех картины не обеспечил Давиду желанной награды. Профессор Вьен, возможно, задетый тем, что ученик выступил, предварительно его не осведомив, в целях педагогического воздействия, отклонил премию под тем предлогом, «что для первого раза Давид может считать себя счастливым уже потому, что он понравился своим судьям».

«Битва Минервы с Марсом»

Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя»


«Антиох, сын Селевка, короля Сирии..»

В 1774 году Давид за картину «Антиох, сын Селевка, короля Сирии, больной любовью, которою он проникся к Стратонике, своей мачехе, врач Эразистрат обнаруживает причину болезни» добился, наконец, долгожданной награды, то известие о победе так потрясло его, что он упал в обморок и, придя в себя, откровенно воскликнул: «Друзья мои, в первый раз за четыре года я вздохнул легко»


В 1775г. осуществляется поездка в Италию, куда он отправляется как стипендиат Академии вместе с Вьенном.

В голове Давида уже возникали творческие замыслы, в которых он стремился к такому идеалу: «Я хочу, чтобы мои работы носили бы отпечаток античности в такой мере, что если бы один из афинян вернулся в мир, они показались бы ему работой греческих живописцев»

И уже в первой картине, показанной по возвращении из Италии, «Велизарий, узнанный солдатом, который служил под его командованием, в тот момент, когда женщина подает ему милостынго» , он попытался осуществить задуманное.

«Велизарий, узнанный солдатом..»

Показательно, что Давид берет теперь не мифологический сюжет, а исторический, хотя и овеянный легендой. Стиль искусства Давида в этой картине уже достаточно четко выявился.


Портрет графа Потоцкого, поводом к написанию портрета послужил жизненный эпизод: в Неаполе Давид стал свидетелем того, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. Пусть несколько театрален жест Потоцкого, приветствующего зрителя, но по тому, как конкретно, со всеми характерными подробностями, художник передал облик портретируемого, как нарочито подчеркнул небрежность в одежде, как противопоставил спокойствие и уверенность седока горячему беспокойному нраву лошади, видно, что художнику не была чужда передача реальной действительности в ее живой конкретности. С этих пор творчество Давида идет как бы по двум направлениям: в исторических картинах на античные темы художник в отвлеченных образах стремится воплотить идеалы, волнующие предреволюционную Францию; с другой стороны, он создает портреты, в которых утверждает образ реального человека.


«Клятва Горациев»

В 1784 году Давид пишет «Клятву Горациев» (Лувр), которая явилась первым реальным триумфом Давида и которая, несомненно, была одним из предвестников Революции. В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма, идею гражданственности. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига - одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями.



Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788; Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). Красота линейных контуров, изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов должны передать обаятельный образ ученого и его жены.

Давид в своих портретах представляет то, что непосредственно наблюдает в действительности и, может быть, даже не желая этого, создает образы людей, которые довольны собой, своим богатством и охотно выставляют его напоказ.


Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Теперь патриотические темы вовсе не надо было искать в античности, героика вторгается в саму жизнь. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства».


Людовик XVI

Активно участвовал в революционном движении. В 1792 году был избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Из-за политических разногласий в это время развелся с женой.


«Клятва в зале для игры в мяч»

«Смерть Марата»

Стремясь увековечить события революции, Давид пишет ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель).

Задача- воздействовать на чувства зрителя, дать ему урок патриотизма. Но с этой задачей здесь органически сочеталась другая тенденция искусства Давида: стремление к конкретной, индивидуальной характеристике, которая была присуща его портретам.




После контрреволюционного переворота Давид отрекся от Робеспьера, но все же был арестован и посажен в тюрьму. Во время пребывания в Люксембургской тюрьме из ее окна он пишет поэтичный уголок Люксембургского сада (1794; Лувр). Спокойствие разлито по всему пейзажу. И, наоборот, в автопортрете (1794; Лувр), написанном также в тюрьме, и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение.

Во взгляде Давида можно прочесть растерянность и беспокойство. Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов.

Автопортрет 1794г.


Бонапарт на Сен-Бернарском перевале (1801)

В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти - придворным «первым художником». Давид создаёт картины, посвящённые переходу Наполеона через Альпы, его коронации, а также ряд композиций и портретов приближённых к Наполеону лиц


«Коронование императора и императрицы»

«Присяга армии Наполеону»

В 1804 году Наполеон Бонапарт стал императором, и Давид получил звание «первого живописца императора». Наполеон требует в искусстве восхваления империи, и Давид по его заказам пишет две большие композиции «Коронование императора и императрицы» (1806--1807; Лувр) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 года» (1810; Версаль).


«Сафо и Фаон»

Портрет остается сильной стороной творчества Давида до конца его жизни, что же касается композиционных работ, то они, утратив былой революционный пафос, превращаются в холодные академические картины. Подчас его строгий стиль сменяется претенциозной изысканностью и красивостью, как, например, в картине «Сафо и Фаон» (1809; Эрмитаж).


Наступают годы реакции, и в 1814 году к власти приходят Бурбоны. Давид вынужден отправиться в эмиграцию, но, несмотря на это, в Париже его ученики продолжают чтить культ маэстро и ожидают его возвращения: «Ваши старейшие ученики Вас любят по-прежнему…» - пишут они Давиду.

«Марс, обезоруживаемый Венерой»

В период эмиграции наряду с маловыразительными композиционными произведениями, как, например, «Марс, обезоруживаемый Венерой» 1824р., он создает ряд портретов, написанных в разной манере. Выписанность деталей характеризует портреты археолога Александра Ленуара (1817; Лувр) и актера Вольфа

Портрет Александра Ленуара



Жак-Луи Давид: Автопортрет, 1791
64x53
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).

Жака Луи Давида принято считать основоположником французского неоклассицизма. На самом деле в его живописной манере соединились три направления: рококо, неоклассицизм и романтизм. Художник уже в молодые годы удостоился чести быть поставленным рядом с выдающимся французским художником эпохи рококо Франсуа Буше, создателем элегантного стиля. Отголоски чувственной и фривольной живописи Буше отчетливо прослеживаются в ранних работах Давида, таких, например, как "Битва Марса с Минервой" (1771). Здесь батальная сцена перегружена неуместными на поле брани фигурами обнаженных богинь и пухлых херувимов.


Битва Минервы и Марса Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1771, 114х140

Неоклассицизм был реакцией на господствующий в то время стиль барокко. Все чаще критики и философы призывали художников обращаться к героическим и нравственным сюжетам из античной истории, вытесняя ими фривольные, легковесные мифологические сценки.

В возрождении интереса к классической культуре не было ничего нового или необычного. Классицизм главенствовал во французской живописи XVII века, основателем этого направления считают Никола Пуссена (1594-1665), у которого Давид очень многое позаимствовал. Композиционно картина его "Святой Рох, молящий Богородицу об исцелении зачумленных" (1780) напоминает полотно Пуссена "Явление Богородицы святому Якову", а "Смерть Сократа" (1787) - полотно Пуссена "Завещание Эвдемидаса".


"Святой Рох, молящий Богородицу об исцелении зачумленных" (1780)


Исторические сюжеты
Многие полотна художников-неоклассицистов были написаны на сюжеты, взятые из истории Древней Греции и Древнего Рима. Все исторические картины Давида можно разделить на три категории: клятвы, сцены на смертном одре (например, "Смерть Сократа") и батальные сцены (например, "Леонид при Фермопилах", 1814). Клятвы и смерти пользовались особым успехом в 1780-е годы, когда эти сюжеты многие интерпретировали в свете современных политических событий. Подобные картины являлись образцами преданности, самопожертвования, героизма и высокой морали и тем самым представляли идеальный материал для революционеров-пропагандистов. Правда, в те годы Давид иногда писал исторические сцены, проникнутые романтическим духом, как, например, "Любовь Париса и Елены", 1788


Парис и Елена Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1788. 144х180

Своим появлением неоклассицизм был во многом обязан археологическим раскопкам 1740-х годов в разрушенных Помпеях и Геркулануме. Сохранившиеся здесь предметы быта, украшения открыли художникам античный мир. Еще сильнее энтузиазм творческих людей был подогрет появившимися вскоре книгами немецкого археолога и знатока античных древностей Иоганна Винкельмана (1717-1768): многотомным сочинением "Древности Геркуланума", выходившим с 1755 до 1792 года, и "Историей античного искусства" (1764). В своих исследованиях Винкельман призывал художников стремиться к созданию идеала красоты, опираясь на сохранившиеся образцы античного искусства. Книги эти стали культовыми для всей Европы.

"Весь Париж играет в Грецию, - заметил один путешественник, посетивший в те годы французскую столицу. - На головах у дам греческие прически. Даже самый мелкий фат не может позволить себе, чтобы его табакерка не была "античной"".

Как показывает "Портрет мадам Рекамье", написанный Давидом в 1800 году, мода на "греческий стиль" сохранялась до конца XVIII столетия и послужила источником для создания другого стиля - ампир, расцвет которого пришелся на время правления Наполеона.

На картинах приверженцев "греческого стиля" новая мода проявлялась в не всегда уместных архитектурных деталях, написанных как будто "под старину" натюрмортах. Не избежал этого соблазна даже закоренелый сторонник теорий Винкельмана, учитель Давида - Жозеф-Мари Вьен. Подобные элементы можно найти и на ранних картинах Давида - например, на полотне "Антиох и Стратоника" (1774) или "Велизарий" (1781). Взгляд зрителя то и дело отвлекают от основного сюжета многочисленные детали, которыми насыщена композиция.


Давид Жак Луи - Антиох и Стратоника 1774. Школа изящных искусств, Париж.


Но через несколько лет все меняется. Если обратиться к таким полотнам художника, как, скажем, "Клятва Горациев" (1784) или "Смерть Сократа" (1787), можно заметить, что композиция стала легче, сдержанней.

Это самая знаменитая картина Давида. В ней нашли отражение все стилистические особенности художника. Здесь есть и следы классической манеры Пуссена с его пристрастием к выразительным театральным жестам, и воссоздание античной атмосферы. Сюжет картины взят из старинной легенды, относящейся к VII веку до нашей эры. В то время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги. Этим семьям предстояло породниться, поэтому изначально было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей. После боя в живых остался лишь один из братьев Горациев, но, возвратившись с триумфом домой, он был проклят собственной сестрой за убийство ее жениха, одного из братьев Куриациев. Будучи взбешен, он ударил свою сестру ножом, за что был приговорен к смерти (но впоследствии помилован).
Поначалу источником вдохновения для Давида стала пьеса Корнеля "Гораций", но в ней не было сцены клятвы. Подробности воинской клятвы Давид заимствовал у Пуссена, а сама идея клятвы была, по всей видимости, взята художником из легенды о Бруте.

Перемена произошла после пребывания Давида в Италии (1775-80), именно тогда художник решил избавляться от мешающих основной идее деталей. Как говорил он позже своим ученикам, "в моем вкусе, мыслях, даже поведении иногда прорывалось нечто варварское, то, от чего я должен был отказаться, если желал достичь в своих картинах глубины и прозрачности". Большую роль здесь сыграло не только знакомство с античным искусством, но и изучение художником работ итальянских мастеров эпохи Возрождения, в первую очередь Рафаэля и Караваджо. "Я чувствую себя так, словно мне удалили катаракту. С глаз моих упала пелена, и я теперь понимаю, насколько слаб и несовершенен мой стиль, основанный на фальшивых принципах, и сколько мне предстоит сделать для того, чтобы приблизиться к сверкающей истине. Слепое копирование природы кажется мне недостойным, вульгарным занятием, нужно стремиться выше, к уровню античных мастеров и Рафаэля..."

Достижением Жака Луи Давида можно считать то, что ему удалось передать в своих работах самую суть этических идеалов Древней Греции и Рима - добродетель, героизм, самопожертвование. Чтобы выделить мысль, художник отказывался от сложных ракурсов и различных трюков с перспективой, от избытка архитектурных деталей, мебели. Постепенно Давид свел к минимуму число фигур в своих композициях, отказался от живописного фона. Происходящее на картине он заключал в подобие театральной коробки, а персонажей будто выводил к рампе.

Самые знаменитые шедевры Давида, относящиеся к течению неоклассицизма, были написаны им в 1780-е годы. Винкельман отмечал, что великую картину можно написать только в тишине и покое, вдали от мирской суеты. Именно в таких условиях Давид работал над "Смертью Сократа" и "Клятвой Горациев".

С началом Великой французской революции художник обратился к бурным событиям, что коренным образом отразилось на его манере. Теперь, уйдя с головой в политику, Давид писал торопливо, возбужденно, в работах его появились элементы, роднящие полотна художника с зарождающимся в живописи течением, которое позднее будет названо романтизмом.

Признаки романтизма особенно очевидны в картине "Наполеон на перевале Сен-Бернар" (1800), где плащ завоевателя развевается на ветру, и в предварительном, сделанном пером и тушью рисунке к картине "Клятва в зале для игры в мяч" (1791), где вздымающиеся от ветра занавеси подчеркивают возбужденное состояние бунтарей-революционеров.

Прославивший Давида неоклассический стиль с падением Наполеона очень быстро вышел из моды - очевидно, слишком уж сильно ассоциировался он с кровавыми событиями революции. На смену ему пришел более мягкий, отвечающий запросам широкой публики стиль Энгра, ученика Давида.

Революционер
Взгляды Давида на живопись были столь же непостоянными, как и его политические пристрастия. Начав как последователь стиля рококо, он после пяти лет, проведенных в Италии, встал на позицию нового течения, названного неоклассицизмом. К концу жизни бывший художник-революционер вновь возвращается к слащавым сценкам, с которых он начинал свой творческий путь. Но после таких полотен, как "Клятва Горациев" или "Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей", прославивших Давида, последние его картины казались нелепыми.

Эта картина продолжает тему, начатую Давидом в "Клятве Горациев", - конфликт между общественными и личными интересами. Брут - основатель Римской республики, решил изгнать из Рима царский род, однако его сыновья приняли сторону царской власти. Брут сделал трудный выбор - осудил своих детей на смерть. В те годы, когда Давид писал эту картину, подобная сцена не рассматривалась иначе, как призыв к свержению монархии.

Для творчества Давида характерны реалистические основы, драматическая сила, идейная целеустремленность, которая особенно сильно проявилась в годы Великой французской революции, а также стремление запечатлеть актуальные события современности. Он передал свое мастерство огромному количеству учеников, так что Делакруа, отдавая должное Давиду, назвал его родоначальником всей новой школы живописи и скульптуры.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные