Анализ произведения «Горе от ума. Художественные особенности комедии горе от ума

Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно отметить не одну, как было принято любовную интригу (Чацкий – Софья, Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза – Петруша), но все они как бы выстраиваются «в одну линию», не нарушая единства действия. В классицистическом произведении любовной паре господ соответствовала пара слуг, пародирующая их. В «Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари…» (а теперь Молчалин мечтает стать дворянином, женившись на дочери Фамусова).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально‑политический.

Все герои произведений классицизма были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип в комедии соблюдается только в общих чертах: так называемое фамусовское общество противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый их них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном и воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

…Во‑первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное – поди‑тка, послужи…

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительность, даже злобой («Не человек – змея» – это оценка Чацкого его бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.


В классицистической комедии обязателен хороший конец, т. е. победа положительного героя и добродетели над пороком. В «Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных. К положительным можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей – родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянника княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «… он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник». И из‑за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой». Фактически же Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей – также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах страны. Они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть юмористической, фарсовой либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб, Тугоуховские, смешные в каждом своем действии, каждом своем слове. Использованы также и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Чацкий – Репетилов).

Главные герои комедии неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома Фамусовым мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем‑то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви, озлобляясь, начинает обличать всех и вся.

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта : частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума» : например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Комедия Грибоедова «Горе от ума» известна нам еще с детских лет, так как она уже давно включена в школьную программу. В этой статье мы более подробно поговорим о жанре произведения, его основных темах и идее, рассмотрим сюжет, образы главных героев, а также приведем несколько самых популярных афоризмов.

О произведении

Жанр («Горе от ума») рассмотрим ниже, а пока поговорим об истории создания. Известно, что Грибоедов начал писать пьесу в 1821 году. В эти годы писатель служил в Тифлисе, но тем не менее находил время для работы. В 1823 г. Грибоедов вернулся в Москву, где и завершил работу над комедией. Здесь он впервые прочитал произведение в кругу друзей.

Жанр

Довольно непросто определить каков его жанр. «Горе от ума» - произведение новаторское и нарушает многие канонические принципы классицизма. Как и любая традиционная пьеса, «Горе от ума» в своей основе имеет любовную интригу, но главным оказывается общественный конфликт, развивающийся параллельно. К тому же пьеса объединяет бытовую комедию, комедию характеров и общественную сатиру, что недопустимо для классицизма.

Также возникают сомнения и относительно того, можно ли назвать произведение комедией, как охарактеризовал его автор. Ведь главный персонаж совсем нетипичен и не вызывает смеха. С другой стороны, присутствуют все признаки заявленного жанра - сатирические персонажи и ситуации.

В итоге современные критики назвали произведение высокой комедией, поскольку Грибоедов поднимает в нем серьезные общественные и нравственные проблемы. А изменения, внесенные в жанр автором, обуславливаются тем, что для реализации замысла требовалось больше возможностей, чем позволяла классическая традиция.

Что нового?

Жанр («Горе от ума») не зря считается новаторским. Начнем с того, что автор нарушил в произведении единства действия. То есть вместо одного конфликта, как было принято в классицизме, Грибоедов изображает два - социальный и любовный. Также в классической комедии порок неизбежно побеждается добродетелью, но здесь и этого не происходит. Чацкий оказывается в меньшинстве и вынужден бежать.

Также по-другому изображает персонажей Грибоедов. Они не делятся на отрицательных и положительных, и наделены более реалистическими чертами: у них есть как нелицеприятные, так и позитивные качества. Например, Софья переживает личную драму, несмотря на то, что ее сложно назвать отрицательным персонажем. Девушка искренне была влюблена в Молчалина.

Из всего вышесказанного можно заключить, что своеобразие произведения состоит в том, что оно включает в себя несколько жанров, из которых ведущим является общественная комедия.

Смысл названия

При анализе пьесы невозможно не раскрыть смысл названия. «Горе от ума» - заглавие, которые помогает читателю понять основную тему, которую хотел раскрыть автор. А именно, он акцентировал внимание именно на категории ума. Начнем с того, что название отсылает нас к русской народной пословице, где описывается столкновение умного и глупого, оканчивающееся победой последнего. Таким образом, еще не прочитав текст, мы уже можем предсказать развязку.

Этот конфликт глупости и ума всегда был важен для классицизма. Но Грибоедов переосмыслил его. Не зря у современников сразу же возник вопрос: а кто же в комедии умен? Критики сходятся во мнении, что наделены этим качеством двое - Молчалин и Чацкий. Однако первому он помогает жить, а второго губит. Дело в том, что перед нами два типа ума. У Молчалина - умеренный, житейский, а у Чацкого пылкий и неприспособленный к реалиям. Таким образом, смысл названия («Горе от ума») обретает несколько другое значение. Мы видим, что несчастья приносит не просто разум, но ум определенного типа.

Главный герой произведения - Александр Андреевич Чацкий, дворянин, который после трехлетнего путешествия возвращается к своей возлюбленной Софье. Таким образом, сначала мы видим обычный любовный сюжет.

«Горе от ума» начинается с пробуждения Лизоньки, которая не выспалась из-за ночных встреч Софьи и Молчалина ведь она должна была сохранить свидание в тайне. В этот же день девушка вспоминает о своем давнем увлечении Чацким, называя его умным и незаурядным человеком. Однако это все было лишь детским увлечением, к тому же он обидел ее своим неожиданным отъездом. В этот момент докладывают о возращении Чацкого.

Молодой человек рад встрече и намеревается жениться на Софье, но та встречает его очень холодно. Фамусов также не хочет отдавать свою дочь за дворянина без высокого чина. Разгорается спор о «старых» и «новых» людях.

Постепенно Чацкий начинает подозревать, что у Софьи есть другой возлюбленный. Он становится холоден, за что обвиняется девушкой в бесчувственности.

Оставшись наедине с Лизой, Молчалин заигрывая с ней.

Третье и четвертое действие: кульминация и развязка

Комедия Грибоедова «Горе от ума» не дает читателю идеального героя: даже Чацкий изображается несовершенным человеком со своими недостатками.

Итак, главный персонаж не может понять, кто же мил Софье. Молчалина он не может считать кандидатом, так как он «жалчайшее создание», неспособное на пылкие чувства и самоотверженность. Когда же выясняется, что именно он стал избранников Софьи, Чацкий разочаровывается в возлюбленной.

Главный герой произносит обличительный монолог о современном обществе. В это же время в свете распространяется слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий безумен. В итоге герой вынужден бежать из Москвы.

«Горе от ума»: персонажи

Сначала перечислим главных героев комедии.

  • Начнем, разумеется, с Александра Чацкого. Он с детства знал Софью и был в нее влюблен. Но за 3 года до начала действий комедии отправился путешествовать. Именно с его возращением связано начало пьесы и завязка всех конфликтов. Чацкий противопоставляет себя обществу со всей пылкостью юности. Но в итоге он терпит поражение и ему приходится бежать из дома, знакомого с детства.
  • Софья Фамусова - девушка 17 лет, которая выросла без матери и была воспитана отцом. Она беззаветно влюблена в Молчалина и готова защищать того до последнего. Софья не глупа, также Грибоедов наделил ее смелостью и способностью противостоять мнению окружающих.
  • Алексей Молчалин - служит секретарем у Фамусова и живет в его доме. Он весьма осторожен и осмотрителен, помнит о своем низком происхождении. Молчалин знает, что Софья его любит. Он не отвечает взаимностью и готов притворяться ради хорошего отношения со своим работодателем.
  • И, наконец, Фамусов Павел Афанасьевич - отец Софьи, служащий управляющим в казенном доме. Для него важны две вещи - чин и мнение света. Он очень боится просвещения и образованных людей.

Второстепенные герои

Есть и другие действующие лица в пьесе «Горе от ума». Персонажи второго плана, можно сказать, делятся на две группы - это представители местного света и слуги. Первые являются отражением общественных веяний. По ним можно судить, что творится в умах представителей высшего общества. Грибоедов изображает их недалекими, закостенелыми, глупыми консерваторами. К их числу относятся Скалозуб, Тугоуховский, Хрюмины, Горичи, а также Фамусов, глава дома. Жанр («Горе от ума») предполагает наличие комического начала, которое и воплотилось в этом обществе.

Слуги не занимают столь значительного места. Они, как принято в русской литературе, отражают характер народа. Среди этой группы выделяются двое - Лизонька, служанка Софьи, помогающая ей тайно видеться с Молчалиным, и Петрушка, исполняющий роль насмешника.

Темы произведения

В пьесе далеко не одна тема. «Горе от ума» имеет обширную проблематику. Грибоедову удалось коснуться практически всех проблем своего времени. Именно поэтому пьеса долгое время была под цензурным запретом. Итак, перечислим основные темы комедии: образование и воспитание дворян, жестокость помещиков, крепостное право, бессмысленная бюрократия, погоня за чинами, борьба «старого» и «нового», аракчеевщина, французомания, либерализм, любовь ко всему иностранному. Также писатель обращается к таким извечным темам, как любовь, брак, семья, отношения между женщиной и мужчиной и пр.

Афоризмы из «Горе от ума»

Цитаты из пьесы давно полюбились читателям и «ушли в народ». Сейчас мы не всегда может даже понять, что это слова из произведения Грибоедова, настолько мы привыкли к этим выражениям.

Приведем самые известные:

  • «И дым Отечества нам сладок и приятен!».
  • «Счастливые часов не наблюдают».
  • «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног».
  • «Карету мне, карету!».

Афоризмы из «Горе от ума» пользуются такой популярностью благодаря своей меткости и удивительной злободневности, которая сохранилась и сегодня.

"Драматического писателя
должно судить по законам,
им самим
над собою признанным."
(А. С. Пушкин)

Границы жанра должны определяться задачей или целью, которую в своем
произведении ставил перед собой автор. Отмечая жанровое своеобразие комедии
Грибоедова, критики подходили к важному вопросу являются ли особенности ее
(комедии) результатом недостаточного мастерства Грибоедова-драматурга
(непродуманности плана, вялости интриги), или же они свидетельствуют о
принципиально новой задаче, поставленной Грибоедовым. Известно, что Грибоедов
первоначально определил свое произведение как "сценическую поэму". "Первое
начертание этой сценической поэмы, - писал он, - как оно родилось во мне, было
гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который
я принужден был облечь его." Это определение много говорит нам о замыслах
Грибоедова. Трагедия Чацкого должна была развернуться повествовательно, на фоне
картины современной действительности, на фоне ярких событий времени,
столкновения различных мировоззрений. Иначе говоря, театральный жанр
переосмыслялся и приобретал совершенно неожиданный облик.
Грибоедов уже в
самом начале работы над комедией сознавал новизну своего замысла, неприемлемого
для современного театра с его привычками и условиями. Для понимания этого
небезынтересно было бы отметить такой факт. Год завершения "Горя от ума" (1824)
ознаменован для Грибоедова обращением к Гете. "Гетевская атмосфера" чувствуется
и в самой комедии. (Например, фраза Чацкого из явления седьмого, действия
первого - "Где время то? где возраст тот невинный?" - является несколько
измененной цитатой из пролога "В театре" "Фауста" Гете: "So gib mir auch die
Zeiten wieder"; можно найти и другие примеры.) Грибоедов переводит отрывки из
"Фауста". (Говорили, что он собирается делать перевод всего "Фауста", которого
знал наизусть.) Нет сомнений в том, что жанровое своеобразие "Фауста" было
отмечено Грибоедовым и сыграло немалую роль в определении его творческих
замыслов. Гете именовал "Фауста" "драматической или сценической поэмой", а
отдельные главы-сцены называл песнями. Интересно, что уже после завершения
комедии Грибоедов назвал ее "драматической картиной".
Эта жанровая
неоднозначность, проявившаяся уже при создании "Горя от ума" и ярко сказавшаяся
в самой комедии, вызвала многочисленные недоумения и противоречивые оценки
(подчас и резко отрицательные). На первый взгляд новоявленная комедия была тесно
связана с предшествующей комедийной традицией. (Сам автор был известен как
создатель нескольких вполне традиционных по сюжету и композиции комедий.) В ней
формально были соблюдены законы трех единств (места, времени, действия),
сохранена нравоучительность названия. Интрига основана на разного рода
недоразумениях, которые разрешаются по ходу действия. Интригу движут звенья
случайностей (обморок Софьи, распространение ею клеветы о Чацком, задержка его
кареты, неожиданное появление Софьи в момент любовного объяснения Молчалива
Лизе). Сохранены были и традиционные комические амплуа: Чацкий - незадачливый
любовник; Молчалин - удачливый любовник и хитрец; Софья - избалованная
сентиментальная девица; Фамусов - отец, которого все обманывают, в то время как
он озабочен выгодным браком дочери; Лиза - проницательная, ловкая служанка.
Традиционны и имена-характеристики, два из которых намеренно офранцужены -
Фамусов и Репетилов (не без иронии над французской комедией). Не новы и давние
комедийные приемы - "разговор глухих" и "падение".
И все же, при всех общих
чертах с русской классицистической комедией, "Горе от ума" не укладывалось в
традиционные рамки этого жанра. Прежде всего, содержание "Горя от ума" было
намного шире традиционного содержания комедии. Обычная интрига и борьба, которую
вел Чацкий как герой обычной комедии, оттеснялась на второй план другой борьбой,
которую Чацкий вел с обществом Фамусовых, Скалозубов, Хлестовых, Репетиловых,
Загорецких. Это другое, высшее общественно-идейное содержание определило
своеобразие жанра комедии - сатиры общественных нравов, что было замечено
многими критиками и литераторами. Русская комедия(до Грибоедова) ставила своей
задачей осмеяние человеческих пороков, но осмеяние это лишь изредка поднималось
до осмеяния общественных пороков, целых социальных явлений. Недаром Белинский
писал, что "Горе от ума" - это самая злая сатира на общество. Жанровые признаки
сатиры оказали влияние на композицию комедии и на развитие главной интриги.
Именно этим вызваны остановки в действии, торможение интриги. Собственно
действие, движение уступает место длинным монологам, пространным речам. В этом
отношении показателен второй акт пьесы, представляющий собой идейный спор
представителей разных мировоззрений - Фамусова и Чацкого. При этом нужно учесть,
что все произнесенное со сцены в то время звучало куда актуальнее и
злободневнее, чем теперь. За каждым словом вставали реальные картины русской
действительности. Эта действительность узнавалась во всем - в мелких деталях,
разбросанных по всему тексту, во внесценических персонажах... Все это рождало у
современников Грибоедова целый ряд ассоциаций. Например, в начале первого
действия Грибоедов подсмеивается над традиционным дворянским воспитанием и для
этого вводит первого внесценического персонажа - старушку Рознье. Это образ
типичной старушки-француженки, не отличавшейся в молодости особой
благочестивостью. Рассказ Софьи о сне точь-в-точь взят из популярного в то время
сонника, толкующего любые сновидения. (Здесь, впрочем, очевидна и ирония над
многочисленными снами у Жуковского.)
Грибоедов не обходит стороной вопрос об
образовании, шум и споры вокруг которого не утихали в те годы. В репликах
Хлестовой, Тугоуховской, Скалозуба названы почти все виды учебных заведений,
существовавших в России в первой четверти XIX века: пансионы, лицеи,
ланкастерские школы (которые Хлестова по своему невежеству называет
"ланкарточными"), Педагогический институт... Характерная черта общества тех лет
- приверженность ко всему заграничному - проявляется и в упоминании модных
французских магазинов, и в речи персонажей, пересыпанной галлицизмами.
Можно
найти еще множество деталей, ярко рисующих быт, жизнь, нравы и привычки
тогдашнего общества.
Недоумения критиков вызвала не только резкая
общественная направленность комедии. Жанровое своеобразие "Горя от ума"
сказалось в ее трагикомизме. Камнем преткновения стал, собственно говоря, один
персонаж, не вмещавшийся ни в одно традиционное амплуа, - Чацкий. Чацкий - герой
из другого мира, ему, с его мыслями и чувствами, не место здесь, в этом
обществе, среди этих людей. Его пламенные монологи должны бы звучать в
какой-нибудь трагедии, но не в комедии. Здесь он смешон, смешон своей рассеянной
недогадливостью, наивностью, неумением скрывать мысли и чувства,
идеалистичностью, неосмотрительностью. Всей своей фигурой он вносит суматоху,
беспорядок в мирное течение жизни дома Фамусовых. Но противоречие в том, что чем
в более смешные ситуации он попадает, тем более трагичным становится его
положение.
Комическое, сатирическое, трагическое нераздельно слиты в единое
целое, и в этом - жанровая уникальность "Горя от ума". Именно - в слиянии, в
синтезе, а не в чередовании комических эпизодов с трагическими, вперемежку с
сатирическими монологами. Одновременно идет развитие двух линий, неразрывно
связанных друг с другом: Чацкий - Софья, Чацкий - общество Фамусова. (Софья и
там, и там является двигателем интриги.) И разбросанность сюжета, и внезапность
переходов от одной сцены к другой (а это не раз ставили в упрек Грибоедову!)
логически оправданы. Только логика эта не внешняя, а внутренняя, она кроется в
глубокой психологизации героев, что почти совсем не имело места в комедии
догрибоедовского периода.
Новизна комедии, наличие в ней признаков различных
жанров определили и сложность сценического воплощения пьесы. Часто она
понималась очень однобоко. Немирович-Данченко, например, писал в 1923-м году:
"...играют не пьесу, а те публицистические статьи, что она
породила..."
Прошло без четверти два века с момента написания комедии, а она,
по слова Блока, все остается "неразгаданной до конца".

Комедия — цвет цивилизации, плод развившейся общественности. Чтобы понимать комическое, надо стоять на высокой ступени образованности.
В. Г. Белинский

По жанру «Горе от ума» социальная (идеологическая) сатирическая комедия. Тема этого произведения — изображение социально значимого столкновения «века нынешнего», желающего заменить старые общественные порядки, исправить нравы общества, и «века минувшего», боящегося любых общественных перемен, потому что эти перемены реально грозят его благополучию. То есть комедия описывает столкновение прогрессивного и реакционного дворянства. Названное социальное противоречие является основным для эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года, которая обнажила многие коренные пороки русского общества. Прежде всего это были, конечно, абсолютизм, крепостное право, бюрократизм, космополитизм.

«Горе от ума» — идеологическая комедия, так как Грибоедов много внимания уделяет спорам героев по самым актуальным для своего времени вопросам, социальным и нравственным. При этом драматург приводит высказывания как Чацкого, который выражает прогрессивные взгляды, так и Фамусова, Скалозуба, Молчалина и гостей, отстаивающих консервативную точку зрения.

Важнейшим вопросом в современной Грибоедову России был вопрос о крепостном праве, которое лежало в основе экономического и политического устройства государства. Чацкий, надо признать, выступает не против крепостного строя, а смело осуждает злоупотребления крепостников, о чём свидетельствует знаменитый монолог «А судьи кто?». Герой упоминает о «Несторе негодяев знатных», который променял на три борзые собаки своих крепостных слуг, хотя Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали... (II, 5) Чацкий говорит также о хозяине крепостного театра: разорившись, он продал своих крепостных артистов поодиночке.

Все рассуждения о жестокости крепостного права не трогают представителей фамусовского общества — ведь на крепостном праве построено всё сегодняшнее благополучие дворянства. А как легко управлять-помыкать совершенно бесправными людьми! Это видно и в доме Фамусова, который пристаёт к Лизе, ругает слуг, волен наказать их всех, когда и как ему заблагорассудится. Об этом свидетельствует и поведение Хлёстовой: она велит покормить на кухне свою собачку и заодно девку-арапку. Поэтому на гневные выпады Чацкого против крепостников Фамусов просто не отвечает и уходит из комнаты, а Скалозуб из монолога «А судьи кто?» уловил только осуждение гвардейского мундира, расшитого золотом, (!) и согласился с этим.

Чацкий, как и Грибоедов, считает, что достоинство дворянина не в том, чтобы быть крепостником, а в том, чтобы быть верным слугой Отечества. Поэтому Чацкий убеждён, что нужно служить «делу, а не лицам» (II, 2). На совет Фамусова послужить он резонно отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (там же). У представителей фамусовского общества совсем другое отношение к службе — для них это средство достижения личного благополучия, а идеалом является праздная жизнь в своё удовольствие. Поэтому Павел Афанасьевич с таким восторгом рассказывает о своём дяде Максиме Петровиче, который дослужился до камергера, развлекая Екатерину шутовскими номерами. «А? Как по-вашему? По-нашему — смышлён», — восклицает Фамусов. Ему вторит Скалозуб:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы. (II, 5)

Молчалин советует Чацкому:

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить? (III,3)

Чацкий уважает умных, дельных людей, сам не боится совершать смелые поступки. Об этом можно судить по туманным намёкам Молчалина о петербургской деятельности Чацкого:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв... (III, 3)

В фамусовском обществе люди ценятся не по личным качествам, а по богатству и родственным связям. Об этом с гордостью говорит Фамусов в монологе о Москве:

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохонький, да если наберётся
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених. (II, 5)

Люди этого круга преклоняются перед иностранцами и иностранной культурой. Однако невысокий уровень образования позволяет графине-внучке Хрюминой, княжнам Тугоуховским понимать только французскую моду — они взахлёб обсуждают на балу складочки и бахрому на новых нарядах. Чацкий в своих высказываниях (особенно в монологе «В той комнате незначащая встреча...» III, 22) весьма резко осуждает низкопоклонство перед заграницей. Он, напротив, выступает как патриот России и считает, что отечественная история ничуть не уступает, например, французской, что русский народ «умный, бодрый» (там же), что, уважая чужую культуру, не следует пренебрегать своей.

Фамусовское общество испытывает страх перед подлинным просвещением. Все неприятности оно связывает с книгами и «учёностью». Это мнение предельно чётко формулирует сам Павел Афанасьевич:

Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. (III, 21)

Все гости торопятся согласиться с Фамусовым в этом вопросе, тут у всех находятся слова: и у княгини Тугоуховской, и у старухи Хлёстовой, даже у Скалозуба. Чацкий, как выразитель передовых идей своего времени, не может согласиться с подобными взглядами Фамусова и его гостей. Он, наоборот, уважает тех,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,
В чьей, по несчастью, голове
Пять, шесть найдётся мыслей здравых,

И он осмелится их гласно объявлять...(III, 22) Легкомысленное отношение к образованию и воспитанию дворянских детей закономерно вытекает из пренебрежения со стороны фамусовского общества к просвещению и наукам. Любящие родители

Хлопочут набирать учителей полки;
Числом поболее, ценою подешевле...(I, 7)

Воспитателями дворянских недорослей становятся иностранцы с сомнительной педагогической репутацией. Грустный результат подобной системы воспитания (преклонение перед Европой и презрение к Отечеству) можно наблюдать в третьем действии:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края!
Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён. (III, 22) Поскольку любовная линия является одной из двух сюжетообразующих, постольку в комедии рассматриваются и отношения в дворянских семьях. Чета Горичей становится образцовой семьёй для фамусовского общества. «Идеальный муж» Горич превращается в игрушку своей капризной жены. Чацкий высмеивает подобные отношения, да и сам Платон Михайлович жалуется на свою жизнь, скучную, однообразную, пустую (III, 6).

«Горе от ума» — сатирическая комедия, ибо в ней зло высмеиваются общественно значимые пороки героев. Практически все персонажи пьесы описаны сатирически, то есть их внешний благообразный вид скрывает внутреннюю пустоту и мелкие интересы. Таким является, например, образ Скалозуба — человека неразвитого, солдафона, который, однако, «метит в генералы» (I, 5). Этот полковник хорошо разбирается только в мундирах, орденах, палочной дисциплине. Его косноязычные фразы указывают на примитивное мышление, но этот «мудрец» является героем всех гостиных, желанным для Фамусова женихом дочери и родственником. Сатирически изображён Молчалин - внешне тихий, скромный молодой чиновник, но в последнем откровенном разговоре с Лизой он раскрывается как низкий лицемер:

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была. (IV, 12)

Теперь все его таланты получают другой смысл: он предстаёт перед персонажами пьесы и читателями человеком без чести и совести, готовым на любую низость ради карьеры. Сатирический характер и у Репетилова. Этот намекает на тайное общество, на какую-то важную государственную задачу, но всё сводится к пустому шуму и крику его друзей-собутыльников, потому что пока важное «государственное дело: Оно, вот видишь, не созрело» (IV, 4). Сатирически представлены, конечно, и гости Фамусова: мрачная старуха Хлёстова, абсолютно глупые княжны, безликие господа N и D, пронырливый Загорецкий. Исчерпывающую характеристику даёт им всем графиня-внучка:

Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать. (IV, 1) Сатирически изображает Грибоедов и Чацкого: этот энтузиаст проповедует благородные идеи в гостиной Фамусова перед самодовольными и пустыми людьми, которые глухи к проповеди добра и справедливости. На такое неразумное поведение главного героя указывал А.С.Пушкин в своём отзыве на «Горе от ума» (письмо к А.А.Бестужеву в конце января 1825 года).

Однако финал сатирического произведения не только не смешной, но даже драматичный: Чацкий потерял любимую девушку, о которой мечтал три года в разлуке; его объявляют сумасшедшим, и он вынужден уехать из Москвы. Почему же Грибоедов назвал свою пьесу комедией? Этот вопрос до сих пор обсуждается в литературоведении. Как кажется, лучшее толкование грибоедовского замысла даёт И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний»: называя «Горе от ума» комедией, драматург хотел подчеркнуть оптимистичность своего произведения. В борьбе «века нынешнего» и «века минувшего» фамусовское общество побеждает только внешне. Чацкий, один защищающий прогрессивные идеи, сломлен «количеством старой силы», при этом он сам нанёс ей смертельный удар — ведь на все его критические замечания и упрёки идейные противники ничего не могли возразить по существу и, недолго думая, объявили его сумасшедшим. Чацкий, по мнению Гончарова, опровергает русскую пословицу: один в поле не воин. Воин, возражает Гончаров, если он Чацкий, причём победитель, но одновременно и жертва.

Итак, «Горе от ума» — чрезвычайно содержательное художественное произведение. Комедия насыщена конкретным жизненным материалом грибоедовской эпохи, отражает политическую борьбу своего времени, борьбу между передовой частью дворянства и косным большинством. Драматург поднял в небольшой пьесе важнейшие общественные проблемы (о крепостном праве, о назначении дворянской службы, о патриотизме, о воспитании, образовании, семейных отношениях в дворянской среде и т.д.), представил противоположные точки зрения на эти проблемы.

Серьёзное и многопроблемное содержание определило жанровое своеобразие произведения — общественная (идеологическая) сатирическая комедия, то есть высокая комедия. Важность поднимаемых в «Горе от ума» социальных проблем становится понятной при сравнении этого произведения с другими пьесами того же времени, например с популярными бытовыми комедиями И.А.Крылова «Урок дочкам», «Французская лавка».



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные