Биография Бианки: детские годы, литературная деятельность и личная жизнь. Краткая биография В.В.Бианки для детей В бианки статья о нем из энциклопедии

Виталий Валентинович Бианки

Фото с сайта bvi.rusf.ru

Бианки Виталий Валентинович (30.01.1894-10.06.1959), детский писатель. Сын ученого-биолога. Учился на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета. Литературную работу начал в 1923. В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы, накопил огромный запас наблюдений. В первых же книгах Бианки природа, ее живой мир становятся главными героями писателя. Звери, птицы, насекомые в его повестях и рассказах приобретают свои «характеры». Увлекательные книги Бианки раскрывают перед детьми волшебный поэтический и в то же время реальный мир природы, учат проникать в ее тайны. Плодом богатых наблюдений над природой явилась «Лесная газета на каждый год» (1-е изд. 1928).

Многократно переиздававшаяся и дополнявшаяся, она превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей. Бианки - тонкий и своеобразный мастер слова. Язык его книг - легкий и красочный, насыщенный веселыми звукоподражаниями, рифмованными определениями в сказочном духе - обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка; писатель умело подводит его к постижению, «открытию» окружающего мира природы.

Бианки считал родственным своей художественной манере стиль и образность фольклора, находя в нем свойства того же «мифотворчества», что и в игре детей. В народной творческой стихии художник видел опору собственным исканиям и распространял это суждение на литературное творчество вообще: «писатель - дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения, мироопределения - народной веры, мифотворчества своего народа» (из письма в редакцию, сопровождавшего рукопись сказки-календаря, 1944).

Бианки не только усвоил, но и развил фольклорные традиции. В жанрах сказки и близких ей несказочных историй: бывальщины, охотничьего рассказа, рассказа о бытовых случаях - он создал общепризнанные шедевры: «Кто чем поет?», «Первая охота», «Лесные домишки», «Хвосты», «Теремок», «Как Муравьишка домой спешил», «Мишка-Башка», «Мастера без топора», «Кукушонок» и др.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Писатель XX века

Бианки Виталий Валентинович - прозаик.

Родился в семье известного ученого-орнитолога, окончил естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, на всю жизнь связав свою судьбу с биологией и пропагандой естественно-научных знаний. Участвовал во многих путешествиях, научных экспедициях; изучая жизнь природы, научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. Он стал одним из тех «бывалых людей», которых привлекал к работе в детской литературе С.Я.Маршак, сотрудничал в знаменитых ленинградских журналах «Чиж» и «Еж».

С 1923 Бианки входит в литературу как профессиональный детский писатель-натуралист, заполняя по существу пустующую нишу. Многое сближает в те годы Бианки с Пришвиным, прежде всего стремление воспитать в ребенке чувство сопричастности ко всему живому на земле. Однако в творческой манере Бианки сразу же проявляется и самостоятельность: если для Пришвина важно субъективное восприятие природы, ее философское осмысление, то для Бианки эталоном художественной правды являются точность и объективность создаваемой картины, ее научное содержание (знания биолога, натуралиста диктовали правила художнику).

Наибольшей известностью пользуется книга Бианки «Лесная газета на каждый год», которая создавалась в течение ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей. Ее история начинается с 1924, когда она открылась как раздел журнала «Воробей» (в дальнейшем - «Новый Робинзон»), первое отдельное издание состоялось в 1928. Затем «Лесная газета» постоянно пополнялась новыми материалами, менялась ее география, росло население, расширялся круг научных и воспитательных проблем (только при жизни писателя книга выдержала 9 отдельных изданий). Популярность объяснялась не только новизной и обильностью материала, но и открытой Бианки новой формой научно-художественного произведения, подлинной энциклопедией русской природы. Материал подбирался, как в настоящей газете, были здесь и очерки, статьи, и короткие заметки, письма, рисунки читателей, и загадки. Вместе с тем это «газета», которая не стареет, а продолжает жизнь, приноровившись к сезонным сменам года; это книга-игра, где читатель вовлечен в систему непрерывных наблюдений в практические дела, получает полезные советы, информацию о научных исследованиях и открытиях; это, наконец, единое художественное произведение, части которого связаны общими героями (охотник Сысой Сысоич, юннат Кит Великанов).

Любимый жанр Бианки - жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение - «сказки-несказки», т.е. сказки с жестким реалистическим основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению известных сюжетов: Колобок у него, к примеру,- ежик («Лесной колобок - колючий бочок»), вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят вовремя на помощь («Как Муравьишка домой спешил»). «Сказки-несказки» Бианки сочетают в себе признаки научно-художественного произведения и фольклорного, развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты ее обитателей.

Уже в небольших сказках заметно стремление Бианки к большей конкретности и психологической четкости в создании характеров героев, понятен в этой связи и переход к более крупным формам - сказочной повести, например робинзонада «Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко». Особое место занимают психологические рассказы, где героем выступает охотник, натуралист, внимательный наблюдатель. Рассказы для детей старшего возраста вошли в сб. «Нечаянные встречи», состоящий из нескольких циклов («Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и др.). В статье «Воспитание радостью» Бианки писал: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении, ребенок прежде всего почувствует друга» (Жизнь и творчество Виталия Бианки. С.191). Борьба в приобщении ребенка к миру природы была для Бианки именно борьбой, уже с момента прихода в литературу пришлось противостоять вульгарно-социологическому взгляду на детскую литературу.

Идеологические гонения сказались и на судьбе Бианки, высланного в 1930-е в г.Уральск, позже - в Новгородскую обл. Там им были написаны книги для взрослых, путевые впечатления легли в основу книги «Конец земли» (1933), «Птицы мира» (опубл. 1960), тогда же закончена повесть «Одинец» (1933).

Писатель-анималист, Бианки выступил как организатор целого направления в литературе, успешно развивающегося и сегодня. В создании «Лесной газеты» принимали участие Н.Сладков, Н.Павлова, художник-иллюстратор и писатель Е.Чарушин; в направлении, сформировавшемся благодаря творческим усилиям Бианки, развивалось творчество Г.Скребицкого, П.Мариковского, С.Сахарнова и др.

А.А.Павловский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 212-214.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Лесные были и небывальщины. Л., 1957;

Повести и рассказы. Л., 1959;

Рассказы и сказки. Л., 1960;

Лесная газета на каждый год. 10-е изд. Л., 1961.

Лесные были и небылицы. Л., 1957;

Повести и рассказы. Л., 1959;

Рассказы и сказки. Л., 1960;

Отчего я пишу про лес. Вслух про себя. М., 1975. Кн.1;

Кто чем поет? [Для детей]. СПб., 1996.

Литература:

Щеглов М. Перо вальдшнепа // Щеглов М. Литературно-критические статьи. М., 1958;

Гроденский В. Виталий Бианки: Критико-биографический очерк. 2-е изд. М., 1966;

Жизнь и творчество Виталия Бианки. Л., 1967;

Воеводин Вс. Человек стройного мира (о В.В.Бианки) // О литературе для детей. Л., 1967. Вып.12. С.167-196;

Виталий Бианки в Прикамье: К 100-летию со дня рождения писателя: [сб.]. Оса, 1993.

(1894-1959) русский писатель

Вот уже несколько поколений взрослых и детей благодаря книгам Виталия Бианки знакомятся с удивительно многоголосым и многокрасочным миром природы. Можно сказать, что Бианки создал не только литературный жанр, но и целое литературное направление, а по сути, собственную литературу, героями которой стали Жаворонки и Летучие Мыши, Коты и Медведи, Волки и Киты.

Интерес к природе Бианки унаследовал от своего отца, известного ученого-орнитолога, всю жизнь проработавшего в зоологическом музее Академии наук. С раннего детства Виталий помогал отцу зимой обрабатывать коллекции, а летом они вместе отправлялись в экспедиции или наблюдали за жизнью птиц и животных у себя на даче, расположенной на берегу Финского залива. Как позже писал сам Бианки, «отец каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени-отчеству».

Поэтому, когда Виталий заканчивал гимназию, у него не было проблем с решением вопроса, чем заниматься дальше. В 1915 году он поступил на естественное отделение Петербургского университета. Однако закончить учебу ему не удалось: он был мобилизован в армию. А после Октябрьской революции уже не вернулся в родной город и жил на Алтае в Бийске, где работал учителем в школе, а также научным сотрудником в местном краеведческом музее.

В Бийске Бианки попробовал свои силы в литературе и напечатал в местной газете свои первые рассказы и стихи о природе. В 1920 году он женился на преподавательнице французского языка Вере Николаевне Клюжевой, а через два года вместе с семьей перебрался к себе на родину, в Петербург.

Как раз в это время он познакомился с поэтом Самуилом Маршаком. Он и привел Виталия Бианки в кружок детских писателей, которым в то время руководила О. Капица. Членами и гостями этого кружка были совсем молодые, но уже известные начинающие писатели: И. Ильин, Б. Житков, Л. Пантелеев, Е. Шварц, К. Чуковский и др.

В 1923 году члены кружка начали издавать первый советский детский журнал «Воробей». В нем Бианки и напечатал свою первую сказку - «Путешествие красноголового воробья». За ней последовала целая серия детских книг, которые принесли писателю известность: «Чей нос лучше», «Кто чем поет», «Лесные домишки». Все эти книги давно уже стали классикой, и их с удовольствием читают и взрослые, и дети.

А в 1928 году выходит первое издание новой книги Виталия Бианки - «Лесная газета». Эта книга сразу же обрела множество поклонников. И для писателя она была не только самой любимой, но и самой главной в его жизни. Потому что это были не обычные рассказы о природе, а научно-художественное произведение для детей.

Писатель показал в книге, как меняется природа в разные времена года, и то, что в ней происходит весной, летом, осенью и зимой, - это не какие-то отдельные и не связанные между собой события, а непрерывный процесс, который повторяется из года в год. Впоследствии Бианки неоднократно перерабатывал и расширял «Лесную газету», подготовив незадолго до смерти ее десятое издание.

В 1930 году он вместе с художником В. Курдовым отправляется на север Восточной Сибири. Собранные во время поездки материалы стали основой книги «Конец земли».

А через пять лет, в 1935 году, писателя отправляют в ссылку, неизвестно за какие преступления. Виталий Валентинович попадает в Уральск. Однако и в ссылке он продолжает наблюдать за природой и писать книги. Только через год ему удается добиться перевода в Новгород. Тогда же из печати выходят его новые повести: «Одинец» и «Аскыр». Они были посвящены животным - лосю и шакалу. К счастью, у писателя оставалось много друзей и поклонников. Они не побоялись хлопотать за него, и в 1937 году ему наконец разрешили вернуться в Ленинград.

Зиму он обычно проводил с семьей в городе, а каждое лето они вместе выезжали в деревню, где писателя уже с нетерпением ждали деревенские друзья из детского клуба юных натуралистов. К ним добавлялись юные дачники, которые тоже хотели побольше узнать о природе, приезжали юннаты из города. Виталий Валентинович рассказывал им о повадках животных, о птицах и растениях, они вместе ходили на экскурсии в лес и в поле, наблюдали скрытую жизнь природы. И на основе этих бесед и наблюдений Бианки написал свою следующую книгу «Круг Колумбов».

Начало войны застало его в деревне: из-за болезни сердца писателя не призвали в армию. В 1942 году он уезжает в эвакуацию на Урал и поселяется неподалеку от Перми в маленьком городке Оса. Бианки и здесь продолжает активную работу: выступает в эвакуированных детских домах, работает в краеведческом музее, пишет новые рассказы. Писатель считал, что «человек не может жить одними мыслями о войне, надо жить мыслями о будущем».

После войны он снова возвращается в Ленинград. Постепенно налаживается привычный рабочий ритм: летом в деревне, зимой в городе. Писатель полон новых замыслов и планов. Однако больное сердце начинает сдавать: в 1948 году у Бианки случается первый инфаркт. Но, едва поправившись, он продолжает работать. Много сил и времени отдает Бианки начинающим писателям, помогает им советами, читает их первые произведения. Среди его учеников были С. Сахарнов, Н. Сладкое, Э. Шим.

Вместе с ними Бианки по материалам «Лесной газеты» организует радиопередачу «Вести из леса», которая в течение многих лет передавалась по ленинградскому радио.

Однако здоровье писателя продолжает ухудшаться. В 1951 году у Виталия Валентиновича случился инсульт, после чего ему стало трудно передвигаться. Но больше всего его огорчало то, что теперь он уже не мог пойти в лес или в поле, посидеть там и пообщаться с природой. Теперь ему оставалось только одно - сидеть за столом и писать, что он и делал с радостью: ведь писал он о том, что любил больше всего на свете, - о природе. В это время Виталий Валентинович составил антологию детских сказок и рассказов «Лесные были и небылицы».

Последней книгой писателя стал цикл рассказов, объединенных общим названием «Птицы мира». Но выхода ее он уже не дождался. Виталий Валентинович Бианки умер летом, 10 июня 1959 года, в то время, которое он обычно проводил в деревне, на природе.

Биография

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому разносторонние знания - вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых.

Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. Большое влияние на его творчество оказали известные русские писатели Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, С. Т. Аксаков, д.Н. Мамин - Сибиряк, американский писатель Э. Сетон-Томпсон. Его современниками и близкими по духу людьми были мастера научно - познавательной книги для детей М. Ильин, К. Г. Паустовский, В. Житков, а учениками и последователями - признанные ныне детские писатели-природоведы Н. Павлова, Э. Шим, Н. Сладков, В. Сахарнов и другие.

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни… - от этой силы. Благословенна она и во мне и в других - в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», - записывал он в своем дневнике.

Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое - Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом. Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных птиц.

Сколько часов терпеливых провел я

В легких шалашках из корабельных корзин,

Высохшей тины и веток, - птиц наблюдая,

Птицам невидимый, -

Писал он. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и фамилии". На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.

В 1915 г. он поступает в университет на естественное отделение. Но учебе помешала война и мобилизация в армию. После Октябрьской революции жил несколько лет на Алтае - работал учителем в школе, многое делал для местного краеведческого музея, предпринимал экспедиции по рекам и горам Алтая. Здесь же будущий писатель впервые проявил свои литературные способности, опубликован небольшие заметки и стихи о природе. В 1922 г. он вернулся в Петроград, полностью посвятив себя литературному труду.

С 1923 г. Бианки участвует в кружке детских писателей под руководством С. Я. Маршака, сыгравшем заметную роль в становлении детской литературы нового времени. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья» обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей младшего возраста. Начиная с 1923 г. выходят отдельными книгами «Лесные домишки»,

«Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок» и другие произведения,

Принесшие писателю известность.

С 1928 г. начинается и продолжается до 1958 г. работа писателя над его главной книгой «Лесная газета», десять изданий которой (первое - в 1928 г.), постоянно дополнявшиеся и изменявшиеся, вышли при его жизни. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов мира. В 1932 г. впервые выходит большой сборник «Лесные были и небылицы», на страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые произведения. Большой творческий

Успех принесла Бианки радиопередача «Вести из леса», продолжавшаяся много лет и очень полюбившаяся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками. Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершенной. В 1959 г. он ушел из жизни.

Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Писатель Н. И. Сладков говорит о нем как о «первооткрывателе», а сам автор называет себя «переводчиком с бессловесного». Во многих рассказах Бианки утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться в ней («По следам», «Как дяденька Волов искал волков», «Ласковое озеро Сарыкуль», «Озеро-призрак» и др.) Перед нами не скучный морализатор, а мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий (рассказ-загадка «Роковой зверь», приключенческая повесть «Мышонок Пик», «биографическое» описание животного «На Великом морском пути» и др.) Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, легко усваиваемый ребенком.

Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив… человеческую жизнь в зависимость от знания следов», - писал Бианки. К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя.

Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?" и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.

В своем дневнике писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)». В 1946 г. на эту тему им был написан рассказ «Несмышимка». Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке - «неслышимке»: «Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается тишина бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо многое знать, только тогда станет, понятен «немой оркестр луга». Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот и попался старый ученый на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика. Пришлось срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц. Важно, говорит писатель, всегда «включать свой слух на неизвестное».

Произведения Бианки - прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.

Детский писатель Виталий Валерианович Бианки родился в Петербурге в 1894 г. Валентин Львович - его отец, был ученым-орнитологом, работал хранителем в музее зоологии в отделе птиц. Маленький Виталик с двумя его братьями частенько рассматривали экспонаты этого музея, ведь они с семьей жили во флигеле музейного здания. Поэтому вполне объяснимо, что все они, впоследствии, связали с наукой род своих занятий. Вспоминая свое детство, Виталий Валерианович говорил о том, что и в самой квартире был настоящий многочисленные птицы в клетках; террариум с ящерицами, черепахами и змеями; даже аквариум с рыбками.

В 1915 г. Виталий Валерианович поступает учиться в университет, однако, его учебе помешала мобилизация в армию из-за начавшейся войны. С 1923 г. он начинает вести работу в кружке писателей для детей, организованным под руководством С. Я Маршака.. В то же время Бианки издает «Лесные домишки» отдельными книгами, в 1925 г. - рассказ «По следам», а с 1928 г. начинает работать над своей главной рукописью «Лесная газета» и длиться это до 1958 г..

Значимо повлияли на творческие направления Бианки писатель американец Э. Сетон-Томпсон и известные писатели России Тургенев И.С., Толстой Л.Н., Аксаков С.Т., Мамин-Сибиряк Д.Н. Виталий Валерианович - настоящий исследователь, путешественник и искатель приключений по жизни, выдающийся поэт, трудолюбивый деятель по своей натуре. Бианки обладал колоссальными незаурядными способностями на литературном поприще, он был великолепным рассказчиком и просто добрый и верным другом ля многих. Его последователями и учениками были Э. Шим, Н. Павлова, В. Сахарнов, Н. Сладков и многие другие.

Бианки жил до 1959 года и был одним из основоположников целого направления в детской литературе, которое раскрывается в художественном отображении лесной жизни. Книги Виталия Валентиновича Бианки до сих пор популярны среди детей и запали в душу многим. В своих произведениях он учит детей чувству патриотизма, трепетному отношению к животным и природе, сочувствию и состраданию, помощи слабым и многим добрым положительным качествам, необходимым для детского развития.

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни... - от этой силы. Благословенна она и во мне и в других - в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», - записывал Виталий Бианки в своем дневнике.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет 5-6. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, рассказывая ему про каждую птицу и зверушку. Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне, на всю жизнь.

Виталий учился в гимназии, затем на факультете естественных наук в университете, служил в армии, позднее работал учителем в школе. А СВОИМ главным лесным учителем Виталий Бианки всегда считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. В многочисленных тетрадях Бианки хранил свои записи о повадках птиц и животных, особенные местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотографии.

Через много лет эти наблюдения преобразились в увлекательные рассказы и сказки о природе.

Виталий Бианки написал: «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок», «Как муравьишка домой спешил», «Латка» и многие другие. С 1928 года начинается и продолжается до 1958 года - целых 30 лет, работа писателя над его главной книгой «Лесная газета», десять изданий которой постоянно дополнялись и изменялись самим писателем и вышли при его жизни.

Большинство рассказов Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Произведения Бианки учат любить природу и бережно к ней относиться, наблюдать за животными и быть готовым всегда прийти на помощь слабому.

Большой творческий успех принесла Бианки радиопередача «Вести из леса», продолжавшаяся много лет и очень полюбившаяся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками. Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершенной.

Умер Виталий Валентинович Бианки в 1959 году, когда ему было 65 лет.

БИАНКИ, ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1894–1959), русский писатель. Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств.

В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану . В 1917 переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок», о которых он писал: «Они лежали мертвым грузом у меня на душе. В них – как в Зоологическом музее – было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели. Тогда опять, как в детстве, мучительно захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить». Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в ленинградском журнале «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). Эта публикация стала прообразом его знаменитой Лесной газеты на каждый год (1927).

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше ? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

В статье Об антропоморфизме (1951) писатель отвергал определение себя как писателя-антропоморфиста. Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести (Одинец , 1928, Карабаш , 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки , 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик , 1926, Синичкин календарь , 1945 и др).

Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России, Северу. В 1926–1929 жил в Уральске и в Новгороде, в 1941 вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца писатель не призывался в армию, был в эвакуации на Урале, по окончании войны вернулся в Ленинград. Большую часть года, с ранней весны до поздней осени, жил за городом.

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель – дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения».

Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная газета , сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей.

В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».

За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные