Что такое быть патриотом своей страны. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм. и общеобразовательных дисциплин

И прививался с малых лет, иногда в принудительной форме, то уважение и любовь к государству дело каждого.

Проявления патриотизма

Патриот уважает и помнит историю своей страны, он с гордостью принимает и победы, и поражения, не пытаясь при этом высмеять или унизить государство.

Можно испытывать патриотические чувства к государству, в котором живешь, а можно находясь за тысячи километров от него чувствовать себя его частью.

Безусловно, можно назвать патриотами людей, которые ежедневно, вкладывая свои силы, трудятся на благо страны, учителей, которые воспитывают уважение к государству у детей – будущих граждан. проявляется в мелочах и складывается в одно большое чувство гордости за страну.

Быть патриотом - значит верить в будущее страны, видеть перспективы и стремится к ним, это дрожь, которая пробирает все тело при первых же аккордах гимна. Патриот готов посвятить жизнь Родине, действовать в ее интересах и умереть ради нее, если это будет нужно.

Патриотизм и эмиграция

Часто люди в связи с разными обстоятельствами покидают пределы страны. Возможно, кто-то это делает по причине нежелания жить там, где родился, кого-то вынуждает жизнь, но расстояние не может стать причиной пропажи патриотических чувств. Когда человек, живя уже под другим небом переживает за Родину, даже в мелочах, например, болеет за ее спортивную команду или небезразличен к культурным событиям это вызывает только уважение.

Лучше воспитывать и развивать в себе чувство патриотизма, чем чувство стыда и ненависти, ведь винить в неудачах свое местонахождение бессмысленно.

Если граждане страны не проникаются ее проблемами, не переживают за ее судьбу и не уважают ее, то они в первую очередь смеются над собой, над историей своей жизни. Всегда жизнь за горизонтом кажется другой, новой и более перспективной, но не зря говорят, что хорошо там, где нет нас. Лучше стараться усовершенствовать свое родное, чем засматриваться на чужое, уже кем-то созданное государственное пространство.

Будущее страны в руках ее жителей, именно они создают ей позитивный или негативный имидж для других государств, именно они творят ее историю.

Введение

«А где люди?» – вежливо спросил Маленький Принц.

«Люди?... Их носит ветер. У них нет корней»

Как актуально, пронзительно грустно, до боли душевной звучат эти слова сегодня, когда в нашем Отечестве в очередной раз распадается связь времён, когда народ производит «Иванов, не помнящих родства»,- людей, утративших духовную связь со своей малой Родиной, родным краем, его культурой.

Сегодня, в силу произошедших в нашей стране преобразований, нарушилась связь времён и резко изменилась шкала жизненных ценностей. То, что вчера высоко ценилось и считалось благом, например, бескорыстное служение Отечеству, преданность своему народу, своей профессии, сегодня в глазах многих не имеет никакой ценности.

Как видно, река времени унесла нас далеко от берегов былого патриотизма. Означает ли это, что столь яркое и благороднейшее качество наших славных предков окончательно ушло из жизни новой России или это всего лишь вынужденная пауза в развитии нашей страны?

В современной России тема патриотизма, его роли и необходимости является одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в обществе. Многие считают, что время патриотизма безвозвратно кануло в прошлое вместе с коммунистическими идеалами. Другие с этим не согласны и не мыслят возрождения и процветания России без должного патриотического подъёма граждан страны. Сегодня мы всё чаще и осознание говорим о возрождении Великой России, но без святого чувства патриотизма это невозможно.

Современное состояние российского общества требует поиска внутренних источников развития, путей реализации его духовных сил. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В.Путин, эффективно противостоять серьёзным угрозам, нависшим над современной Россией, можно только «…на основе консолидации всех слоёв общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей».

Сегодня приходит осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном и региональном уровнях. Об этом свидетельствуют государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы».

Существует значительное количество литературы о патриотизме и проблемах его формирования в нашем обществе. Это и труды классиков русской философской мысли, и исследования, касающиеся политической и исторической формы патриотизма, и работы, характеризующие условия развития патриотического движения современной России, справочная литература по современным политическим партиям, теоретические труды лидеров партий и общественно-политических движений.

В последние десятилетия интерес к проблеме патриотизма значительно возрос. Вопрос о месте патриотизма в современном обществе оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, дискуссий.

Таким образом, в последнее время проблема патриотизма в нашей стране становится всё более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведёт к росту числа молодёжных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности.

В связи с этой проблемой мы провели социологическое исследование: «Быть патриотом. Что это значит?», в котором приняли участие 128 учащихся нашей гимназии 13 – 17 лет.

Цель исследования:

выявление уровня сформированности патриотического сознания у учащихся на примере учащихся гимназии.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению понятия «патриотизм» в разные исторические периоды.

2. Выявить отношение современных школьников к проблемам патриотизма через проведение опроса.

3. Определить уровень развития патриотического сознания учащейся молодёжи.

Объект исследования:

учащиеся старших классов МБОУ «Гимназия №12».

Предмет исследования:

состояние патриотического сознания учащейся молодёжи в современных условиях.

Метод исследования:

Анализ источников(литературные, научные статьи, СМИ, Интернет)

Анкетный опрос.

1.Понятие «патриотизма» в различные периоды отечественной истории

1.1Сущность понятия «патриотизм»

Термин «патриотизм» является производным от латинского «patria» - отечество, характеризующий национальное единение, идентификацию себя с прошлым и настоящим страны, готовность взять на себя ответственность за ее судьбу и, если надо, защищать Родину с оружием в руках.

В. И. Даль зафиксировал современное ему понимание патриота и патриотизма в своем словаре в 1882 году: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к Отчизне».

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующая трактовка: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Понятие «патриотизм» имеет глубокие традиции осмысления и употребления в литературе. Вопрос о том, кто есть патриот, кто достоин звания «сын Отечества» волновал мыслителей на протяжении всей истории развития общественной мысли. Так, Радищев ставил эту проблему еще в конце XVIIIв.В работах и западников, и славянофилов во главу угла ставятся интересы Родины. «Западники» В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен пришли к мысли, что не стоит противопоставлять Россию Западу, а Запад - России. А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев первыми выразили суть этой мысли: Россия - не лучше и не хуже Запада, она другая.

1.2 Понятие патриотизма в царской России

В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество».

Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество...».

Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма». «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал великий русский патриот, философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину - любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, - мы и не должны отходить от нее».

1.3.Понятие патриотизма в Советской России

В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…».

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

1.4 Понятие патриотизма в православии

Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II:«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.».

Поместный Собор РПЦ 1990 года констатировал, что на протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. По определению Поместного Собора 1990 года, патриотизм «проявляет себя в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы».

1.5 Понятие патриотизма в современной России

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах российского государства. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога фашизма и расизма до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе патриотизма.В общественном сознании отношение к понятию «патриотизм» далеко от однозначного. Что, в частности, демонстрируют высказывания различных политических и общественных деятелей.

Геннадий Зюганов: «Обращение к нашей истории, особенно к истории советского времени, позволяет сделать важный вывод: на каждом новом этапе развития происходило уточнение и наполнение идеи единства патриотизма и социализма. Поэтому и сегодня патриотизм и социализм должны идти рука об руку в деле возрождения Великой России».

Ирина Хакамада: «…Я отношусь к нетрадиционным патриотам, а именно, к тем людям, которые не связывают патриотизм с бездумной верой в собственное государство, а которые связывают свою судьбу со своей страной, потому что именно эта страна позволяет человеку реализовать себя, как свободную личность, и достоинство которого уважает власть».

Эдуард Лимонов: «…Власть имущие, которые в свое время совершили разрушение СССР, пользуясь демократической идеологией, теперь взяли на вооружение патриотическую идеологию и эксплуатируют ее. Хотя, на мой взгляд, им абсолютно безразлично, что эксплуатировать, кого и как».

Со своей стороны, представители партии «Единая Россия» призывают не размывать понятие патриотизма и не заниматься популизмом, а проводить взвешенную государственную политику в вопросах патриотического воспитания. Бывший лидер партии Борис Грызлов связывает понятие патриотизма с историей и величием России: «Богатство России - это не только ее недра, не только и не столько нефть и газ, а огромный творческий потенциал российского народа, наше единство, наша любовь к Родине».

В целом на сегодняшний день можно констатировать наличие значительного числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания.

2. Сформированность патриотического сознания у современной молодежи

2.1 Уровень развития патриотического сознания у современной молодёжи

Как обстоят дела с чувством патриотизма у нынешней молодёжи? В ходе анкетирования учащихся 8 – 11 классов нашей школы мы выяснили, что значит патриотизм для современного подростка. Всего опрошено- 128 чел.

Первый вопрос анкеты: «Как вы понимаете слово «патриотизм»? Ответы были такими: любовь к Родине – 71%;любовь к природе – 12%; защита Отечества – 12%; верность Отчизне –4%; почитание законов – 1%.Несмотря на разные ответы на данный вопрос, в принципе они похожи и отражают понимание молодёжи своего отношения к Родине.

На вопрос анкеты: «По - твоему, патриот это…» позволил выяснить, какой смысл вкладывают в это слово респонденты. В качестве ответов были получены следующие варианты: «Человек, который старается сделать всё возможное для процветания своей Родины, тот, кто любит свою Родину»; «Храбрый, отважный защитник своей Родины»; «Любящий свою Родину, гордящийся ею»; «Верный сын своего Отечества»; «Человек, любящий своё Отечество»; «Он готов ради своей Родины на всё»; «Тот, кто живёт во имя своей страны, гордится ею»; «Человек, который любит свою страну и беспокоится за её будущее»; «Преданный Родине человек». Были и такие ответы: «Человек, который прошел начальную военную подготовку перед армией»; «Служба в армии» и другие.

По результатам анкетирования 68% опрошенных осознают себя патриотами России. Как видно, не каждый подросток считает себя патриотом, а впрочем, может они понимают, что ещё ничего не сделали для общества, для своей страны, чтобы считать себя таковыми.

На вопрос: «Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?» респонденты ответили следующим образом: 61% респондентов выбрали вариант ответа: «Я родился в России и считаю её лучшим местом на свете». У 32% респондентов на формирование патриотического сознания повлияла семья. 23% респондентов считают, что патриотизм им привили учителя, 20% опрашиваемых стали патриотами под воздействием СМИ. Наименее выражено влияние на формирование чувства патриотизма со стороны друзей – 17%, под влиянием книг, фильмов и других произведений искусства – 9%, по примеру известных людей – 7%.

Отвечая на вопрос анкеты: «Кого из известных людей вы считаете патриотами?» респонденты назвали исторические личности. 46% опрашиваемых назвали патриотами А.В.Суворова, Петра I; 32% - маршала Г.К.Жукова; 22% - А.С.Пушкина, М.И.Кутузова, Ю.А.Гагарина.

На вопрос: «Кого вы считаете героем нашего времени?» опрашиваемые ответили следующим образом: 83% респондентов не могут назвать конкретных героев, причём 37% считают, что таковых вообще нет, 36% просто не знают их, 9% думают, что герои есть, но не знают, кто они.

«Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя?» Анализируя ответы на этот вопрос анкеты, необходимо отметить «ведущее» положение среди этих праздников Дня Победы. День Победы (84%) и День защитника Отечества (58%) оцениваются как праздники значительно чаще, чем День Независимости (33%) и День Конституции (14%), что говорит о том, Победа в Великой Отечественной войне является наиболее важным событием для школьников, чем недавние важнейшие вехи в становлении современной России как государства. Следовательно, и патриотизм в сознании старшеклассников связан в большей степени с темой войны, защиты Родины, подвигов героев, чем с темой политического развития государства.

«Интересует ли тебя история символов России?» - на этот вопрос 73% опрошенных дали положительный ответ, «не интересует» - 7%, «не задумывались» над этим вопросом - 20%. Как видим, подросткам не безразлична российская символика, большинство из них интересуются её историей. Ведь государственные символы вобрали в себя историю народа, его традиции.

Общеизвестно, что любовь к Родине начинается там, человек родился и вырос. Отвечая на вопрос: «Как ты относишься к своей малой Родине?», 78% респондентов проявили себя настоящими патриотами, дав ответ «люблю», 13% - «выбрали бы другую», для 9% - «всё равно, где жить».

На вопрос о том, если бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну, респонденты ответили следующим образом: 25% опрашиваемых предпочли бы сменить своё место жительство, а уехать из страны хотят 32% учащихся, причём 14% опрашиваемых хотят уехать из страны навсегда. Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись - 81%. Рассмотрение миграционных настроений у учащейся молодёжи нашей школы показывает достаточно пессимистический настрой.

В анкете был затронут и такой важный вопрос, как служба в армии. В Конституции России записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Из анализа ответов выяснилось, что 52% респондентов считают, что все должны исполнить этот долг, 49% - служить в армии – это долг, патриотизм, 9% - уверены, что службу в армии можно заменить альтернативной службой, 8% посчитали, что «лучше избежать этого любым способом».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 32 часть2) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Вопрос анкеты: «Как можно отнестись к тем, кто не идёт на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания?» Считают, что участие в выборах является исключительным правом граждан – 64% респондентов, сделать участие граждан в выборах обязательным – 8%,опрошенных, 28% респондентов считают, что от их голосования за кандидатов в органы государственной власти или в органы местного самоуправления ничего не изменится, а потому, ходить на выборы не обязательно. Они не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию.

«Каково ваше отношение к людям другой веры, нации, расе?» На этот вопрос анкеты респонденты ответили следующим образом: дружелюбное - 35%; равнодушное – 24%; терпимое – 30%; отрицательное – нет; я к ним отношения не имею –11%.Приятно, что особого негатива по отношению к людям разного происхождения никто не испытывает, но при этом есть некоторое неприятие. Можно сказать, что национальный климат в нашей школе достаточно спокойный и толерантный.

«Можно ли считать поддержку отечественного производителя гражданами России проявлением патриотизма? Какой продукции, отечественной или зарубежной, отдаёте предпочтение вы?» 53% респондентов ответили, что поддержка отечественного производителя не является проявлением патриотизма; 47% опрашиваемых считают поддержку отечественного производителя проявлением патриотизма. 90% респондентов отдают предпочтение российским продуктам, что говорит о поддержке отечественного производителя.

На вопрос анкеты: «Есть ли будущее у России?» 69% респондентов ответили: «Россия преодолеет все трудности и будет процветать; 17% ответили: «Скорее всего, будет существовать также как и сегодня»; 12% ответили: «Пока Россия находится на пути к распаду»; 2% затруднились дать ответ. По ответам видно, что молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы.

«Что, на ваш взгляд, ещё необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?» На этот вопрос анкеты больше всего было таких ответов: «Улучшение условий жизни населения»; «Поднятие престижа страны»; «Создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы»; «Повышение авторитета армии в обществе»; «Личный пример, примеры героев войны»; «Воспитание чувства патриотизма с детского сада». Ответы на этот вопрос показывают, что молодёжь в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности.

2.2 Отношение современных школьников к проблемам патриотизма

В рамках проведённого исследования были проанализированы уровни развития патриотизма учащихся 8 – 11 классов МБОУ «Гимназия №12». Большинство респондентов считают (осознают) себя патриотами, гордятся историей своей страны и их волнует будущее России. Среди учащейся молодёжи, считающей себя патриотами России, наиболее развито чувственное, эмоциональное отношение к своей стране, народу, соотечественникам, культуре («люблю свою страну как бы то ни было», «есть чувство гордости за то, что живу именно в России…», «всегда очень болею и переживаю за представителей России в спортивных соревнованиях») – 76%. Развитость эмоционально-чувственного восприятия своей Родины связана с ближайшим окружением личности (семья, друзья, родственники) и выражается в первую очередь в любви к малой Родине (родной природе, населённому пункту). Этот компонент определяет «зачаточный» патриотизм, который способен к развитию, но необходимо целенаправленное патриотическое воспитание для формирования ценностно-мотивационного и волевого элементов.

15,4% респондентов осознают ценности своей Родины, народа, природы, родного края наравне с другими базовыми ценностями: здоровьем, личным успехом, семьей и т.д. («я – патриот; если будет необходимость, я готов действовать в интересах Родины», «для меня родная земля очень важна, и я не буду портить то место, где я живу»).

Только 8,4% респондентов стремятся поддержать Родину своей деятельностью: жить и работать в стране, служить в армии, поддерживать отечественного производителя, а также способствовать развитию страны («работаю на свою страну», «готов защищать свою страну и т.д.»). Это связано, в первую очередь, с незнанием учащейся молодёжью того, что именно необходимо делать на благо своей Родины.Арина, 16 лет: «Мы любим свою Родину, потому что в ней родились, и, может быть, есть страны, где лучше живётся, но мы об этом не знаем».

Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что патриотическое сознание учащейся молодёжи находится в своеобразном «сумбурном» состоянии: «Родину люблю, хочу ей блага, но в чём состоит это благо, и что надо делать для этого, не знаю». По результатам исследования, 86,8% респондентов определяют для себя патриотизм как «чувство любви к своей Родине и готовность действовать в интересах её благополучия и процветания». При этом патриотами России считают себя 68,0% учащейся молодёжи нашей школы. При анализе путей становления патриотического сознания личности можно выделить, что «неосознанное» становление превалирует среди учащейся молодёжи: 61% респондентов выбрали вариант ответа: «Я родился в России и считаю её лучшим местом на свете». У 32% респондентов на формирование патриотического сознания повлияла семья.

Рассмотрение России как одной из ведущих стран мира присуще 32% респондентов; 40% видят, что Россия играет определённую роль, но не решающую; 14% респондентов полагают, что Россия практически не влияет на решение основных мировых проблем. Достаточно низкая оценка респондентами положения России в мире обусловлена тем, что 47% полагают, что Россия переживает кризисные времена. Рассмотрение причин кризисного состояния России свидетельствует о достаточно позитивной оценке национальной культуры россиян и патриотизма, а причины неблагоприятных событий связываются с негативным влиянием экономических и политических факторов.

При анализе жизненных ценностей первые места занимают ценности личной безопасности и благополучия семьи. Это очевидно связано с индивидуализацией сознания молодёжи. Любовь к Родине также входит в число базовых ценностей. Но эта любовь выражается в любви и готовности действовать в интересах микрогруппы (семья, коллектив сверстников), но она практически не распространяется на страну в целом и не ассоциируется с государственными интересами.

Рассмотрение миграционных настроений у молодёжи показывает достаточно пессимистический настрой. По результатам нашего исследования оказывается, что 25% респондентов предпочли бы сменить свой населённый пункт, уехать из страны хотят 32% учащихся. В настоящее время патриотическое сознание развивается стихийно через семью и социальное окружение личности, нет стабильности в развитии системы формирования личностного патриотизма.

Таким образом, анализ данных социологического исследования позволил охарактеризовать патриотическое сознание, определить уровень развития патриотического сознания, рассмотреть любовь к Родине в системе жизненных ценностей респондентов.

Заключение

Теоретический анализ патриотического сознания и анализ данных, полученных в ходе социологического исследования, учащийся молодёжи позволяют сформулировать следующие теоретические и практические выводы.

В дореволюционный период патриотизм рассматривался как духовная категория, компонент сознания личности, который подразделялся в зависимости от форм его выражения в патриотическом поведении.

Патриотизм в советском государстве был одним из ключевых компонентов идеологии, обеспечивающей его существование и развитие. В этот период наибольшее внимание уделяется рассмотрению патриотизма как любви к Родине и готовности жертвовать ради неё своими благами и, при необходимости, – жизнью.

В постсоветский период патриотическое воспитание вместе с идеологической системой были практически разрушены, что, стало одной из веских причин нарушения связи времён и резкого изменения шкалы жизненных ценностей. Поэтому сегодня, как неоднократно подчёркивал в своих выступлениях Президент РФ, формирование здорового конструктивного патриотизма в широких массах является одной из первоочередных задач дальнейшего укрепления и развития нашей страны. Ибо патриотизм является важнейшим фактором мобилизации и сплочения народа.

Для выполнения этой задачи нужно, прежде всего, провести специальные исследования, призванные дать достаточно полную характеристику состояния патриотического сознания современной молодёжи. Наша работа – это попытка проведения такого исследования среди учащейся молодёжи нашей школы с целью выяснения сформированности её патриотического сознания.

Выводы по результатам социологического исследования:

  • Большинство опрошенных учащихся считают себя патриотами.
  • Практически все патриоты временами испытывают и гордость, и стыд за свою страну.
  • Однако чувства сильно расходятся с делом. Часть патриотов почему-то не ощущают никакого долга перед Родиной. Эта часть составляет чуть меньше половины опрашиваемых, некоторые пока не уверены в том, что они «должники».
  • Связывают патриотический долг с воинской службой ещё меньше респондентов.
  • Очень сложным и противоречивым оказался вопрос о службе в армии. Большинство учеников считают, что служба в армии не обязательна. Третья часть респондентов не могут определиться в данном вопросе.
  • Большинство респондентов не хотели бы уезжать из России. Треть опрашиваемых мечтают жить в другой стране.
  • Мало у кого есть примеры для подражания в современной России. Патриотами респонденты назвали только исторических личностей.
  • Наименее развитым у опрашиваемых является волевой элемент - стремление поддержать Родину своей деятельностью: жить и работать в стране, служить в армии, поддерживать отечественного производителя, способствовать развитию страны.

Данные результаты подтверждают необходимость поддержания и развития патриотического направления в воспитании молодёжи.

Практическая значимость нашего исследования: данную работу можно использовать при подготовке к классным часам, тематическим занятиям, к творческим мероприятиям с целью формирования у учащихся высокого патриотического сознания. Недавние события на Украине подтверждают актуальность патриотизма. Здесь мы видим яркий пример «украденной истории». Если человек не знает прошлого своей страны, он не достоин будущего и не может быть истинным патриотом

Список использованной литературы

3.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. М.: Детская литература, 1986.44 с.

4. Государственная концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. // Красная звезда. 05 июля 2003. 5 с.

5. Грызлов Борис. Официальный сайт.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Изд. Центр «Терра», 1994. 779 с.

7.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления в 2-х т. М.:АПН, 1971.430 с.

8.Журнал Московской патриархии, №9 -1990. 28 с.

9.Зюганов Г.А. Россия – Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М.: Информпечать, 1996. 26 с.

10.Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. М.: Просвещение, 1976. 35 с.

11. Лимонов Эдуард. Сайт Twiter.

12 . Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие. М.: Глобус, 2007. 330 с.

13 .Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 2000. 398 с.

14 . Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия. Моё Отечество, 2000. №1. 23 с.

15 . Розанов В.В. Уединенное. М.: Современник, 1991. 108 с.

16 . Сахаров А., Буганов В. История России. М.: Просвещение, 1997. 286 с.

17 . Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1989. 386 с.

Приложение 1

Анкета

  1. Как вы понимаете слово «патриот»?
  2. По-твоему, патриот – это…
  3. Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?
  4. Кого из известных людей вы считаете патриотами?
  5. Кого вы считаете героями нашего времени?
  6. Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя:

День Победы;

День Защитника Отечества;

День Независимости;

День Конституции.

  1. Интересует ли тебя история символов России?
  2. Как ты относишься к Малой Родине?
  3. Если бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну, как бы вы поступили?
  4. Хочешь ли ты служить в армии?
  5. Как можно отнестись к тем людям, которые не ходят на выборы?
  6. Каково ваше отношение к людям другой веры?
  7. Можно ли считать поддержку отечественного производителя проявлением патриотизма?
  8. Есть ли будущее у России?
  9. Что, на ваш взгляд, ещё необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?

Приложение2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что значит быть патриотом

« А где люди?» – вежливо спросил Маленький Принц. « Люди?... Их носит ветер. У них нет корней»

Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В.Путин, эффективно противостоять серьёзным угрозам, нависшим над современной Россией, можно только «…на основе консолидации всех слоёв общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей»

В концепции патриотического воспитания граждан РФ сказано следующее:«Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству.

В последнее время проблема патриотизма в нашей стране становится всё более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведёт к росту числа экстремистских молодёжных организаций, детской преступности и безнадзорности.

Цель исследования: выявление уровня сформированности патриотического сознания у молодежи на примере учащихся гимназии Объект исследования: учащиеся старших классов МБОУ «Гимназия №12 ». Предмет исследования: состояние патриотического сознания учащейся молодёжи в современных условиях.

Задачи исследования: Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению понятия «патриотизм» в разные исторические периоды. Выявить отношение современных школьников к проблемам патриотизма через проведение опроса. Определить уровень развития патриотического сознания учащейся молодёж и.

Методы исследования: Анализ источников (литературные, научные статьи, СМИ, интернет). Анкетный опрос.

«Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу»

Патриотизм в царской России

Патриотизм в православии

Патриотизм в Советской России

Патриотизм в современной России

Уровень развития патриотического сознания у современной молодёжи Как вы понимаете слово «патриотизм»?

Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?

Кого из известных людей вы считаете патриотами?

Кого вы считаете героем нашего времени?

Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя?

Интересует ли тебя история символов России?

Как ты относишься к своей малой Родине?

Е сли бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну

Как вы относитесь к службе в армии?

Выводы по результатам социологического исследования Большинство о прошенных считают себя патриотами Часть патриотов не испытывает никакого долга перед Родиной Большинство учеников не считает службу в армии обязательной Треть опрошенных хотят жить в другой стране Патриотами респонденты назвали только исторических личностей

Заключение Данные результаты позволяют говорить о необходимости поддержания и развития патриотического направления в воспитании молодежи

Практическая значимость исследования данную работу можно использовать при подготовке к классным часам, тематическим занятиям, к творческим мероприятиям с целью формирования у учащихся высокого патриотического сознания.

Недавние события на Украине подтверждают актуальность патриотизма. Здесь мы видим яркий пример «украденной истории». Если человек не знает прошлого своей страны, он не достоин будущего и не может быть истинным патриотом

Спасибо за внимание!

.

В.Г. Белинский

Классный час на тему : "Что значит быть патриотом сегодня?"

Цель классного часа

    Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Задачи классного часа:

Образовательные

    Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, с ролью патриотизма в будущем страны.

    Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.

Развивающие

    Формировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

    Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания

Воспитательные

    Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории;

    Воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества.

Оборудование : Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Родина это-мы

Форма проведения : классный час

На доске: « Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом »

В.Г. Белинский

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И. Ожегова

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    Вступительное слово.

Приветствие учителя:

Добрый день, ребята, уважаемые гости.

Я предлагаю вам посмотреть видео и подумать над вопросом:

Какова тема нашего классного часа?

(показ видео «Родина это-мы»)

I .Вступительное слово

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой обсуждаемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. У других

разговоры о патриотизме вызывают лишь кривую ухмылку.

"Какой может быть патриотизм в государстве, которое так обращается со своими гражданами?" - говорят старшие люди и со вздохом вспоминают те времена, когда Родиной и ее достижениями действительно можно было гордиться. Молодое поколение все чаще презрительно называет свою страну "Рашкой" и мечтает отсюда "свалить".

Именно это явилось целью нашего классного часа “Что значит быть патриотом сегодня?”

Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными, я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
А для начала давайте, подробно разберем, что означает понятие патриотизм и кто же такой патриот?

Эпиграфом к классному часу взяты слова Виссариона Григорьевича Белинского - русского мыслителя публициста, критика, философа, писателя

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом»

В.Г. Белинский

Из словаря Ожегова я выписал, что

«Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

II . Информационный блок

1. Уважение к прошлому своей страны.

«История русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей.

У важение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны. Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации

Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

Вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.

На последних выборах мэров городов на выборы пришло чуть более 20% от тех, кто имеет право принимать участие в выборах.

Чем это можно объяснить? Как можно отнестись к тем, кто не идет на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания? Кто ходил на выборы?

Вывод: В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 32) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, участие в выборах это именно право, а не обязанность гражданина.

У нас часто не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию. Поэтому участие в голосовании – это активное участие в жизни своей страны, ощущение себя её неотъемлемой частью.

3. Служба в армии.

В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива служить, даже один год, не вызывает большого желания и тем более уж удовольствия. Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противоречивые аргументы “за” и “против” службы в армии.

Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей являются:

    Армия – это напрасная трата времени”.

    Страшно за жизнь детей” “Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.

    Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.

    Дедовщина в армии.

    Там один беспредел”.

    Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.

А какого мнения придерживаетесь вы? Если бы вам представилась возможность, служили бы вы?

Вывод: Сегодня в обществе обсуждаются вопросы реформирования Российской армии, ее модернизации и даже возможном включении девушек в состав призывников. Будем надеяться, что переход Вооруженных сил на службу на контрактной основе позволит решить множество проблем, накопившихся в современной армии, сделает ее более боеспособной и мобильной.

4. Толерантность в национальном вопросе.

Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства и исключительности, противопоставления одной нации другой. В смысле пестроты национального состава своего населения Росси, пожалуй, нет равных: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед люди более ста национальностей.

Национальный вопрос в России будет еще долго стоять остро, потому что мы - многонациональное государство. Не случайно сегодня мы так часто и так много говорим о толерантности. На вопрос социологического исследования “Почему люди испытывают неприязнь к представителям других национальностей?” 46% опрошенных заявили, что такой причиной является то, что они не считаются с обычаями и нормами поведения, принятыми в России, не умеют себя вести, чужды для этой страны, следовательно не являются её патриотами. То есть, речь идет о том, что в своем поведении, в самых разных его формах, они ведут себя не так, как большинство россиян.

Национальная политика государства должна не просто помочь своим гражданам дать ответы на вопросы: “Кто мы? Откуда?”, но и объяснить исторический и актуальный смысл существования государства. Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой? Является ли фактом утверждение, что представители других стран не могут быть патриотами России?

Вывод : Принадлежность к своей стране, своему государству должна объединять людей. В истории России существует немало примеров беззаветной любви и преданности к ней со стороны представителей национальных меньшинств. Мы же не вспоминаем о национальной принадлежности тогда, когда речь заходит о разного рода достижениях: в спорте - Марат Сафин, Костя Дзю; в литературе – Чингиз Айтматов, Муса Джалиль; в медицине –, Лео Бакерия; в науке –Ландау. Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

5. Поддержка отечественного производителя.

Удивительно, но сегодня большинство россиян высказываются за поддержку отечественных товаропроизводителей и ограничение доступа на российский рынок импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Почти единогласно россияне заявляют о желании покупать российские продукты (всего 93%), что говорит о поддержке отечественного производителя, и высказываются за ограничение ввоза импортных товаров.

Поддержка отечественных производителей не должна заключаться в ограничении доступа иностранных товаров на российский рынок. Такое мнение высказал и президент России на одной из пресс-конференций в Кремле. Россия должна создавать конкурентно способную продукцию.

Президент также сказал, что этот принцип должен действовать и в отношении российской культуры: "Засилье иностранной теле-, кино и книжной продукции не может радовать наших производителей". Кроме того, в сфере культуры Россия может успешно конкурировать с другими странами.

Вывод: Возможно, утверждение, что поддержку отечественного производителя следует рассматривать как проявление патриотического начала, не совсем верно, но и небезосновательно. Делая выбор в пользу российской продукции, мы тем самым осуществляем не только поддержку, но и оказываем доверие производителю, даём ему шанс догнать и перегнать своего конкурента в своей отрасли. А развитие всех отраслевых структур делает государство сильнейшей и мощной державой.

6. Вера в возрождение России как сильной державы.

Взгляните на карту нашей страны, огромные просторы . Обширные равнины с полноводными реками, дремучими лесами и бескрайними степями раскинулись по нашей стране. Горные хребты опоясывают нашу страну каменным поясом. Недра равнин и гор - это кладовые с несметными богатствами угля, нефти, руд металлов, камней-самоцветов. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. км². Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км. Но почему же тогда мы так плохо живем ? Почему уровень жизни среднего россиянина до сих пор намного ниже, чем в любой развитой стране?

Да, эту страну надо беречь, желающие посягнуть на нашу страну было предостаточно. Есть они и сейчас…

    Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?

Вывод: Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем, что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.

Цели занятия:

  1. Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории;
  2. Умение ориентироваться в обще­ственной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки;

Задачи:

Образовательные :

  • повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;

Развивающие:

  • развивать умения работы с различной литературой;
  • умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Подготовительная часть мероприятия.

Проведение анкеты, обработка данных. Приложение№1

Класс делится на группы и получает задание (Приложение №2 (презентация), видеосюжет, оформление зала, приглашение гостей).

Проведение мероприятия

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу.
Н. Коган

Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор: « Что значит быть патриотом сегодня?»

Ученик : заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Учитель: попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию. Поэтому я сегодня приглашаю вас к свободному микрофону.

Примерные ответы учащихся

Ученик 1. «Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили - это важно, и особенно сегодня»

Ученик 2 . «Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это - настоящий патриотизм».

Ученик 3. «Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, приводящая к побегу из России. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами”

Ученик 4. «К сожалению, иногда патриотизм трактуется неправильно. На экране мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте, забивают до смерти ни в чем не повинных людей другой национальности. «Россия для русских!», «Очистим Россию от черных!» - кричат они… Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские… Но это не значит, что надо истреблять других! Существует море способов… Насилие - худший из них… Знаете, ложь всегда режет слух… Поэтому мне гнусно и яростно, что они прикрываются при этом словом «патриот».

Ученик 5. «Наверное, мало кто из нас задавал себе этот вопрос. А почему? Видимо, мы настолько заняты повседневными заботами и проблемами, что не до того. Что сейчас является главным для наших родителей? Дать нам, детям, хорошее образование. А дети сходят с ума по американским фильмам и гордо заявляют: " Мы не патриоты" И не все родители испугаются, услышав эту фразу. А может быть, нечего пугаться? Еще неизвестно, что хотел сказать этим подросток. "Я не люблю свою страну" или "Я хочу жить в богатой и процветающей стране". И все же можно с уверенностью сказать, что русские люди - патриоты. Не напоказ, нет»

Ученик 6. «Первое, что приходит в голову, когда заговаривают о патриотизме - Америка. Вот уж кто громко заявляет всему миру, что они патриоты, так это американцы. Патриотизм стал визитной карточкой США. Американцы снимают фильмы на патриотические темы, пишут об этом в прессе»

Ученик 7. «Я с такими выводами не согласен «по-моему, это ненормальный или патологический патриотизм. Бомбардировки Ирака из-за, находящегося якобы там оружия массового поражения и Югославии из-за вообще просто так - президент не понравился - это же всё последствия их "патриотизма". Их "патриотизм" не имеет ничего общего с настоящим Патриотизмом, поэтому считаю нам нечему учиться у американцев.

Ученик 6. «Искать недостатки надо не в других - в себе. Надо не критиковать и ненавидеть чужое, а делать лучше свое собственное»

Ученик 8 «Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. Как можно любить свою Родину, не зная о ней ничего?!! Можно ли считать людей, которые якобы борются за чистоту славянской расы, историю этой самой расы не знают, на их лицах написаны: агрессия и желание драться неважно с кем. Вот высказывание, которое можно прочитать на заборе "Бей жидов",- это призывает нас какой-то очередной "патриот". А, наверное, ему не приходило в голову, что знание родного языка входит в список требований, предъявляемых истинному патриоту. И настоящий патриот не будет орать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране.

Ученик 10. «А я считаю, знание государственной символики - это тоже проявление патриотизма. Мы провели небольшое социологическое исследование в школе.

Презентация. Слайд №3 . Изучая мнение учащихся нашей школы, результаты оказались следующие:

  1. 98 % опрошенных, знают, что изображено на государственном гербе;
  2. 100% знают цвета государственного флага и их расположение;
  3. 95% могут назвали первый куплет государственного гимна;
  4. Чувства, которые испытывают, когда видят или слышат государственную символику – гордость, восхищение, симпатию
  5. К акциям по распространению ленточек (трехцветных) с национальной символикой большинство опрошенных относятся положительно.

Учитель: Разговор можно продолжать долго… Всегда найдутся свои «за» и «против», найдутся и другие трактовки проблемы. В классическом смысле слово «патриотизм» никогда не меняло своего значения.

Презентация. Слайд №4.

Ученик: Вспомним слова А.С. Пушкина:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Обратимся к истории своих предков: в войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов… Они все были готовы на подвиг ради родной земли

Презентация. Слайд №5. (звучит колокольный звон, и ученик на фоне этого звучания говорит слова о А.Невском).

Ученик : Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он - родоначальник возрождения России!

Ученик: моя Родина, моя Россия в тех людях, которыми она может гордиться…

Презентация. Слайд №6. Звучит музыка Чайковского, на фоне её читают слова о Н.И.Вавилове

“Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся” - эти слова принадлежат великому русскому ученому Николая Ивановичу Вавилову. Вся жизнь и труд его были подтверждением этих слов. Всемирно-известный ботаник, генетик, путешественник и исследователь, Николай Иванович в 1929г. становиться академиком СССР. Он – первый президент Всесоюзной сельскохозяйственной академии СССР. Целью его жизни была наука. Он никогда не забывал, что он гражданин своей страны, даже тогда, когда был в 1940 году арестован и обвинён в руководстве антисоветской контрреволюционной организации. Он воспринимал Родину, как - то единственное, чего не купить, ни продать, ни сменить нельзя, хотя ему предлагали лучшие лаборатории мира. В тюрьме он продолжает много работать, пишет книгу “История развития мирового земледелия”, более ста лекций по генетике. Находясь в камере смертников, Вавилов писал: “Имея большой опыт и знания в развитии растениеводства, я был бы счастлив, отдать себя полностью своей Родине”. Он умер от голода в 1943 г. в Саратовской тюрьме…

Учитель: Примеры истинного патриотизма можно продолжать…

Презентация. Слайд №7.

Мое село над небом чистым
Ты помнишь грозные бои?
Под синевой, под обелиском
Лежат защитники твои.

72 воина Советской Армии пали смертью храбрых в январе 1943, освобождая Ливенку от фашистских захватчиков. Это солдаты и офицеры 48 Гвардейской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова Криворожской стрелковой дивизии.

Презентация. Слайд №8 .

На всех фронтах Великой Отечественной войны сражалось около 2500 воинов-ливенцев. Не вернулись 613.

Ученик: О подвигах русских людей мы можем прочитать в книгах, спросить у ветеранов, или посетить музей.

Презентация. Слайд №9. Есть музей и в нашем селе. Основное направление работы нашего музея военно-патриотическое. Большая часть экспозиций связана с военными подвигами земляков и военным периодом истории села.

Презентация. Слайд №10. Из архива музея: «Перед нами фотография Иван Ивановича Понамарёва бывшего моряка Северного флота. После ранения попал в стрелковую дивизию. Не думал, не гадал, что придётся ему первым, раньше передовых частей, с радостной весточкой о близком освобождении войти в родное село. А случилось это так. В разведку пошли втроем. Командир группы Дробязко, который отлично знал немецкий язык, радиодело, устав фашистской армии. Клетчатые немецкие плащи с глубокими капюшонами скрывали от посторонних глаз солдатские ушанки и серые шинели. А и вот родное село Ливенка. Дом, в котором родился и вырос. Только не узнал его сразу матрос. Ночь темна. А издали кажется, что дом нежилой. Окна заложены мешками. Подошли поближе, постучались. Долго никто не открывал. Наконец загремели засовы, дверь отворилась. Встретили его настороженно. По голосу не узнали, а маленький каганец сделанный из патронной гильзы, освещал только небольшой кружок стола. Немецкие плащи вызвали подозрение и страх.

Отец, откликнись. Это я - твой сын Иван!

Не погиб я батя, живой, вот он - я.

Послышались шаркающие шаги, отец, щуря глаза, подошел к говорившему, провел рукой по его щеке и сказал:

Верно! Иван, родинка на месте. Но вдруг нахмурился:

Так ты что же? Немцам продался? - возвысил он голос.

Нет, батя, мы свои, советские. Задание у нас.

Ну, ежели так, значит сын!- все еще настороженно проговорил отец.

И только утром, когда по сигналу разведчиков наступающие войска овладели станцией Палатовка и освободили Ливенку, поверил отец, что сын его Иван - моряк-североморец, жив.

За свой боевой путь Иван Иванович был награжден правительством 9 медалями среди них: медаль «За боевые заслуги» и медаль «За оборону Сталинграда», а также орден Красной Звезды и орден Отечественной Войны 2 степени.

Сейчас нашего земляка нет с нами, но мы не можем забыть о его роли в освобождении села. Ведь именно благодаря умелым действиям разведгруппы советские войска выбили противника из села с наименьшими потерями. И мы не должны забывать наших земляков.

У поэта Б. Ковтуна есть такие строки:

Не хлебом единым мы сыты!
И если в душе пустота -
То будем мы также забыты,
Не будет над нами креста.

Учитель: Память, память, память… она как костры на снегу, которые святят и святятся, согревая сердца старшего поколения, и манят к себе юность, выходящую на собственные дороги.

Ученик: А кто хранит эту память, кто комплектует материал, занимается просветительной работой? Можно ли этих людей считать патриотами своей малой родины? Кто они? Чтобы разобраться в этом, мы пригласили на нашу встречу директора музея - Кононова Александра Васильевича. (Выступление директора музея Кононова А.В.)

Презентация. Слайд № 11, 12. фотографии учителей истории - основателей музея.

Ученик: Остановимся у стенда «Воины - интернационалисты». На одной из фотографий мой отец - Кириллов Сергей Фёдорович. Свой воинский долг он выполнял в Афганистане. К нему я обратился с вопросом: «Папа, как ты считаешь служба в Армии - это патриотизм. Ведь сегодня многие молодые люди, получив диплом о высшем образовании и найдя приличную работу, не хотят служить в Армии? Есть, конечно, и те, кто просто боится, что может вернуться оттуда инвалидом. Ты считаешь, они не патриоты?» - (видеоролик или возможно присутствие участника на классном часе)

Ученик: наша группа с таким же вопросом обратилась к руководителю кадетского класса Адамову Сергею Дмитриевичу. Вот его мысли:

- «По моему мнению, идеальным показателем патриотизма армейская служба не является. Под патриотизмом я понимаю деятельность человека на благо Родины вне зависимости от профессии или должности. Оттого, как эффективно он работает, зависит деятельность всего государства. Поэтому патриотизмом является полнокровная отдача деятельности человека на благо своего народа и государства. История знает подтверждение этому. Взять, например, народное ополчение в годы Великой Отечественной войны. Часть людей из его состава совсем не являлись военнослужащими, но это не мешало им проявлять невиданное мужество и героизм. Разве это не проявление патриотизма?

А работающие в тылу по 20-22 часа в сутки, дающие фронту так необходимые боеприпасы, медикаменты, обмундирование. Крестьяне, пухнувшие с голода, но поставлявшие фронту продовольствие.

Они не служили в армии, не являлись военнослужащими, но разве можно обвинить их в отсутствии патриотизма?

Поэтому, если молодой человек получил диплом о высшем образовании, работает с полной отдачей для людей, для своей страны его можно считать патриотом. Даже если он не служил в армии, язык не повернётся обвинить его в отсутствии патриотизма»

Другое дело, защита Родины. В данном случае, служба в армии действительно является главной составляющей патриотического воспитания человека. Страх же перед армией молодой человек должен побороть, а государство должно об этом позаботиться - не допуская «дедовщины». А инвалидом могут сделать и на улице или в подворотне. Так что ж, давайте теперь никуда не выходить?»

Я думаю, что в ответственный момент для своей Родины каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для его эффективной защиты молодой человек обязательно должен пройти военную службу. Здесь государство должно занимать жёсткую позицию. И в данном случае отказ от службы - действительно можно рассматривать как отсутствие патриотизма»

Составим ассоциативный ряд

«Патриот, кто он?»

  1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
  2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
  3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
  4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
  5. Готов стать на защиту Отечества
  6. Отстаивает престиж свой страны
  7. Знает государственную символику
  8. Готов отдать своей родине все силы и способности
  9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
  10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
  11. Знает свой родной язык
  12. Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель:

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа». Именно с такими помыслами и был создан гимн своей малой родине «Ливенский вальс» нашей землячкой Надеждой Андреевной Битюцкой (ученики исполняют песню).



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные