Есть ли дети у синявской. «Внебрачная дочь» Магомаева требует свою долю наследства. Личная жизнь Тамары Синявской

Весна 1964 года. После большого перерыва снова объявлен конкурс для приема в стажерскую группу при Большом театре. И, как по команде, сюда хлынули выпускники консерватории и гнесинцы, артисты с периферии - многие желали испытать свои силы. Должны были пройти конкурс и солисты ГАБТ, защищающие свое право оставаться в труппе Большого театра.

В эти дни в моем кабинете не умолкал телефон. Звонили все, кто только имеет отношение к пению, и даже те, кто никакого отношения к нему не имеет. Звонили старые товарищи по театру, из консерватории, из Министерства культуры... Просили записать на прослушивание того или иного, по их разумению, пропадающего в неизвестности таланта. Выслушиваю и невнятно отвечаю: ладно, мол, присылайте!

И большинство звонивших в тот день говорили о молодой девушке Тамаре Синявской. Я выслушал народную артистку РСФСР Е. Д. Кругликову, художественного руководителя пионерского ансамбля песни и пляски В. С. Локтева и еще какие-то голоса, сейчас уже не припомню. Все они уверяли, что Тамара, хотя и не окончила консерватории, а всего лишь музыкальное училище, но, дескать, вполне подходит для Большого театра.

Когда у человека слишком много ходатаев, это настораживает. Либо он действительно талантлив, либо ловкач, сумевший мобилизовать всех родных и знакомых на «проталкивание». Что греха таить, иногда в нашем деле это бывает. С некоторым предубеждением беру документы и читаю: Тамара Синявская - фамилия известная скорее по спорту, чем по вокальному искусству. Окончила музыкальное училище при Московской консерватории по классу педагога О. П. Померанцевой. Что ж, рекомендация неплохая. Померанцева - педагог известный. Девушке двадцать лет... Не молода ли? Впрочем, посмотрим!

В назначенный день началось прослушивание кандидатов. Председательствовал главный дирижер театра Е. Ф. Светланов. Слушали мы всех очень демократично, давали петь до конца, не прерывали певцов, дабы не травмировать их. И так они, бедные, волновались больше чем нужно. Наступила очередь выступать Синявской. Когда она подошла к роялю, все переглянулись и заулыбались. Начались перешептывания: «Скоро из детского сада начнем брать артистов!» - так молодо выглядела двадцатилетняя дебютантка. Тамара спела арию Вани из оперы «Иван Сусанин»: «Бедный конь в поле пал». Голос - контральто или низкое меццо-сопрано - прозвучал нежно, лирично, даже, я сказал бы, с какой-то взволнованностью. Певица явно входила в роль того далекого паренька, предупредившего русское войско о подходе врага. Это понравилось всем, и девушку допустили ко второму туру.

Второй тур прошел для Синявской тоже благополучно, хотя репертуар ее был весьма беден. Помню, она исполняла то, что было ею приготовлено для дипломного концерта в училище. Оставался теперь третий тур, на котором проверялось, как звучит голос певицы под оркестр. «Открылася душа, как цветок на заре», - пела Синявская арию Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», и ее красивый голос наполнял огромный зрительный зал театра, проникая в самые дальние уголки. Всем стало ясно, что это перспективная певица, которую нужно брать в театр. И Тамара становится стажером Большого театра.

Началась новая жизнь, о которой мечтала девушка. Петь она начала рано (видимо, унаследовала от матери хороший голос и любовь к пению). Пела везде - в школе, дома, на улице, повсюду был слышен ее звонкий голосок. Взрослые посоветовали девочке записаться в пионерский ансамбль песни.

В Московском Доме пионеров руководитель ансамбля В. С. Локтев обратил внимание на девочку и занялся ею. Вначале у Тамары было сопрано, она любила петь большие колоратурные произведения, но вскоре в ансамбле все заметили, что ее голос постепенно становится все ниже и ниже, и наконец Тамара запела альтом. Но это не мешало ей по-прежнему увлекаться колоратурой. Она и сейчас говорит, что распевается чаще всего на арии Виолетты или Розины.

Жизнь рано связала Тамару со сценой. Воспитанная без отца, она изо всех сил старалась помочь матери. С помощью взрослых ей удалось устроиться в музыкальную группу Малого театра. Хор в Малом театре, как во всяком драматическом, чаще всего поет за кулисами и лишь иногда выходит на сцену. Тамара впервые показалась публике в спектакле «Живой труп», где она пела в толпе цыган.

Постепенно постигались тайны актерского ремесла в хорошем понимании этого слова. Естественно поэтому, что в Большой театр Тамара вошла как в родной дом. Но в дом, который предъявляет к входящему свои требования. Еще когда Синявская училась в музыкальном училище, она, конечно, мечтала работать в опере. Опера в ее понимании связывалась с Большим театром, где лучшие певцы, лучшие музыканты и вообще все самое лучшее. В ореоле славы, недостижимый для многих, прекрасный и загадочный храм искусства - таким представлялся ей Большой театр. Попав в него, она всеми силами старалась быть достойной оказанной ей чести.

Тамара не пропускала ни одной репетиции, ни одного спектакля. Присматривалась к работе ведущих артистов, старалась запоминать их игру, голос, звучание отдельных нот, чтобы дома, может быть, сотни раз повторить те или иные движения, ту или иную модуляцию голоса, и не просто скопировать, а попытаться открыть что-то свое.

В дни поступления Синявской в стажерскую группу в Большом театре проходили гастроли театра «Ла Скала». И Тамара старалась не пропустить ни одного спектакля, особенно если выступали известные меццо-сопрано - Семионата или Кассото (такова орфография в книге Орфёнова – прим. ред. ).

Все мы видели старательность молодой девушки, ее приверженность вокальному искусству и не знали, как поощрить ее. Но вскоре случай представился. Нам предложили показать по Московскому телевидению двух артистов - самых молодых, самых начинающих, одного из Большого театра и одного из «Ла Скала».

Посовещавшись с руководством миланского театра, решили показать Тамару Синявскую и итальянскую певицу Маргариту Гульельми. И та и другая до этого не пели в театре. И та и другая впервые переступали порог в искусстве.

Мне выпало счастье представлять этих двух певиц на телевидении. Как мне помнится, я говорил, что вот сейчас все мы являемся свидетелями рождения новых имен в оперном искусстве. Выступления перед многомиллионной аудиторией телевидения прошли успешно, и для молодых певиц этот день, я думаю, запомнился надолго.

С момента поступления в стажерскую группу Тамара как-то сразу сделалась любимицей всего коллектива театра. Что тут сыграло свою роль - неизвестно, то ли веселый, общительный характер девушки, то ли молодость, то ли каждый видел в ней будущую звездочку на театральном горизонте, но все заинтересованно следили за ее развитием.

Первой работой Тамары стал Паж в опере Верди «Риголетто». Мужскую роль пажа обычно исполняет женщина. На театральном языке подобная роль называется «травести», от итальянского «травестре» - переодеваться.

Глядя на Синявскую в роли Пажа, мы думали, что теперь можно быть спокойным за мужские роли, которые в операх исполняются женщинами: это Ваня («Иван Сусанин»), Ратмир («Руслан и Людмила»), Лель («Снегурочка»), Федор («Борис Годунов»). Театр нашел артистку, способную играть эти партии. А они, эти партии, очень сложны. От исполнительниц требуется так играть и петь, чтобы зритель не догадался, что поет женщина. Это как раз и удавалось Тамаре с первых же шагов. Ее паж был очаровательным мальчиком.

Второй ролью Тамары Синявской была Сенная девушка в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Роль невелика, всего несколько слов: «Боярыня, царевна пробудилась», - поет она, и все. Но надо вовремя и быстро появиться на сцене, исполнить свою музыкальную фразу, точно вступив вместе с оркестром, и убежать. И все это проделать так, чтобы твое появление было замечено зрителем. В театре, по существу, нет второстепенных ролей. Важно, как сыграть, как пропеть. А это уже зависит от актера. И для Тамары в то время было неважно, какая роль - большая или маленькая. Главное то, что она выступала на сцене Большого театра - ведь это было ее заветной мечтой. Даже к маленькой роли она готовилась основательно. И, нужно сказать, многого достигла.

Подошла пора гастролей. Большой театр собирался в Италию. Ведущие артисты готовились к отъезду. Случилось так, что все исполнительницы партии Ольги в «Евгении Онегине» должны были ехать в Милан, и для спектакля на московской сцене нужно было срочно готовить новую исполнительницу. Кто же будет петь партию Ольги? Подумали, подумали и решили: Тамара Синявская.

Партия Ольги - это уже не два слова. Много игры, много пения. Ответственность большая, а времени на подготовку мало. Но Тамара не подвела: сыграла и спела Ольгу очень хорошо. И на долгие годы стала одной из основных исполнительниц этой роли.

Рассказывая о своем первом выступлении в партии Ольги, Тамара вспоминает, как она волновалась перед выходом на сцену, но, посмотрев на партнера - а партнером был тенор Виргилиус Норейка, артист Вильнюсской оперы, - успокоилась. Оказалось, что он тоже волновался. «Я, - рассказывала Тамара, - подумала, как же быть спокойной, если уж такие опытные артисты волнуются!»

Но это хорошее творческое волнение, без него не обходится ни один настоящий артист. Шаляпин и Нежданова тоже волновались перед выходом на сцену. И нашей молодой артистке приходится волноваться все чаще, так как ее стали все больше занимать в спектаклях.

Готовилась к постановке опера Глинки «Руслан и Людмила». На роль «младого хазарского хана Ратмира» были две претендентки, но обе они не очень соответствовали нашему представлению об этом образе. Тогда постановщики - дирижер Б. Э. Хайкин и режиссер Р. В. Захаров - решили рискнуть отдать роль Синявской. И не ошиблись, хотя пришлось как следует потрудиться. Выступление Тамары прошло удачно - ее глубокий грудной голос, стройная фигура, молодость и задор делали Ратмира весьма обаятельным. Конечно, первое время чувствовалась некоторая недоработка вокальной стороны партии: отдельные верхние ноты еще как-то «запрокидывались». Требовалась еще основательная работа над ролью.

Это хорошо понимала и сама Тамара. Возможно, что именно тогда у нее и появилась мысль о поступлении в институт, которую она осуществила несколько позднее. Но все же удачное выступление Синявской в роли Ратмира повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она была переведена из стажерской группы в штат театра, и для нее был определен профиль ролей, которые стали с этого дня ее постоянными спутниками.

Мы уже говорили о том, что Большой театр ставил оперу Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь». Москвичи уже знали эту оперу в постановке «Комише опер» - театра Германской Демократической Республики. Партию Оберона - короля эльфов в ней исполняя баритон. У нас роль Оберона была дана Синявской - низкое меццо-сопрано.

В опере на сюжет Шекспира действуют мастеровые, герои-любовники Елена и Гермия, Лизандр и Деметрий, сказочные эльфы и гномы во главе со своим королем Обероном. Декорации - скалы, водопады, волшебные цветы и травы - заполнили сцену, создавая сказочную атмосферу спектакля.

По комедии Шекспира, вдохнув аромат трав и цветов, можно полюбить или возненавидеть. Воспользовавшись этим чудодейственным свойством, король эльфов Оберон внушает царице Титании любовь к ослу. Но осел - это мастеровой Шпулька, у которого только голова ослиная, а сам он живой, остроумный, находчивый.

Весь спектакль легкий, веселый, с оригинальной музыкой, хотя и не очень легко запоминающейся певцами. Три исполнительницы были назначены на роль Оберона: Е. Образцова, Т. Синявская и Г. Королева. Каждая решала роль по-своему. Это было хорошее соревнование трех вокалисток, удачно справившихся с трудной партией.

Тамара решила роль Оберона по-своему. Она ни в чем не похожа на Образцову или Королеву. Король эльфов у нее самобытен, он капризен, горд и немного язвителен, но не злопамятен. Он шутник. Хитроумно и озорно плетет свои интриги в лесном царстве. На премьере, которую отметила пресса, Тамара очаровала всех бархатным звучанием своего низкого красивого голоса.

Вообще, чувство высокого профессионализма отличает Синявскую в среде ее сверстников. Может быть, оно у нее прирожденное, а может, она воспитала его в себе, понимая ответственность перед любимым театром, но это так. Сколько раз профессионализм приходил в трудную минуту на выручку театру. Дважды в одном сезоне Тамаре пришлось рисковать, выступая в тех партиях, которые хотя и были у нее «на слуху», но как следует она их не знала.

Так, экспромтом, она исполнила две роли в опере Вано Мурадели «Октябрь» - Наташи и Графини. Роли различные, даже противоположные. Наташа - девушка с Путиловского завода, где скрывается от полиции Владимир Ильич Ленин. Она активный участник подготовки революции. Графиня же - враг революции, особа, подстрекающая белогвардейцев к убийству Ильича.

Спеть в одном спектакле эти роли - для этого нужен талант перевоплощения. И Тамара поет и играет. Вот она - Наташа, поет русскую народную песню «По небу по синему тученьки плывут», требующую от исполнительницы широкого дыхания и русской напевной кантилены, а потом она же лихо отплясывает кадриль на импровизированной свадьбе Лены и Илюши (персонажи оперы). И несколько спустя мы видим ее Графиней - томной дамой высшего света, певческая партия которой построена на старинных салонных танго и полуцыганских надрывных романсах. Удивительно, как на все это хватило умения у двадцатилетней певицы. Вот это мы в музыкальном театре и называем профессионализмом.

Одновременно с пополнением репертуара ответственными ролями Тамаре все еще дают и некоторые партии второго положения. Одной из таких партий была Дуняша в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», подруга Марфы Собакиной, невесты царя. Дуняша должна быть также молода, красива – ведь неизвестно еще, кого из девушек выберет царь на смотринах себе в жены.

Кроме Дуняши, Синявская пела и Флору в «Травиате», и Ваню в опере «Иван Сусанин», и Кончаковну в «Князе Игоре». В спектакле «Война и мир» она исполняла две партии: цыганки Матреши и Сони. В «Пиковой даме» она пока играла Миловзора и была очень милым, изящным кавалером, отлично спев эту партию.

Август 1967 года. Большой театр в Канаде, на Всемирной выставке ЭКСПО-67. Спектакли следуют один за другим: «Князь Игорь», «Война и мир», «Борис Годунов», «Сказание о невидимом граде Китеже» и др. Столица Канады Монреаль восторженно встречает советских артистов. Впервые с театром выезжает за рубеж и Тамара Синявская. Ей, как и многим артистам, приходится исполнять по нескольку ролей в вечер. Ведь во многих операх занято около пятидесяти действующих лиц, а актеров поехало всего тридцать пять. Вот и надо как-то выходить из положения.

Здесь во всю ширь сказался талант Синявской. В спектакле «Война и мир» Тамара исполняет три роли. Вот она цыганка Матреша. Всего на несколько минут появляется она на сцене, но зато как появляется! Красивая, грациозная - настоящая дочь степей. И через несколько картин она играет старую служанку Мавру Кузьминичну, а между этими двумя ролями - Соня. Надо сказать, что многие исполнительницы роли Наташи Ростовой не очень любят выступать вместе с Синявской. Ее Соня слишком хороша, и Наташе быть самой красивой, самой обаятельной в сцене бала рядом с ней трудно.

Хочется остановиться на исполнении Синявской роли царевича Федора, сына Бориса Годунова.

Эта роль будто специально создана для Тамары. Пускай Федор в ее исполнении более женствен, чем, например, у Глаши Королевой, которую рецензенты называли идеальным Федором. Однако Синявская создает великолепный образ юноши, интересующегося судьбой своей страны, изучающего науки, готовящегося к управлению государством. Он чист, мужествен, а в сцене смерти Бориса по-детски искренне растерян. Ее Федору веришь. А это главное для артистки - заставить слушателя поверить в создаваемый ею образ.

Много времени заняло у артистки создание двух образов - жены комиссара Маши в опере Молчанова «Неизвестный солдат» и Комиссара в «Оптимистической трагедии» Холминова.

Образ жены комиссара скуп. Маша - Синявская прощается с мужем и знает, что навсегда. Если бы вы видели эти безысходно взметнувшиеся, словно подбитые крылья птицы, руки Синявской, вы бы почувствовали, что переживает в этот миг советская женщина-патриотка в исполнении талантливой артистки.

Роль Комиссара в «Оптимистической трагедии» довольно хорошо известна по спектаклям драматических театров. Однако в опере эта роль выглядит по-иному. Мне пришлось много раз слушать «Оптимистическую трагедию» во многих оперных театрах. Каждый из них ставит ее по-своему, и, на мой взгляд, не всегда удачно.

В Ленинграде, например, она идет с наименьшим количеством купюр. Но зато там много длиннот и чисто оперных ариозных моментов. В Большом театре взят другой вариант, более сдержанный, лаконичный и в то же самое время позволяющий артистам шире показать свои возможности.

Синявская создавала образ Комиссара параллельно с двумя другими исполнительницами этой роли - народной артисткой РСФСР Л. И. Авдеевой и народной артисткой СССР И. К. Архиповой. Это почетно для начинающей творческий путь артистки - встать в один ряд с корифеями сцены. Но к чести наших советских артистов надо сказать, что и Л. И. Авдеева, и особенно Архипова во многом помогли Тамаре войти в роль.

Осторожно, не навязывая ничего своего, Ирина Константиновна, как опытный педагог, постепенно и последовательно раскрывала перед ней тайны актерского мастерства.

Трудно давалась Синявской партия Комиссара. Как вникнуть в этот образ? Как показать тип политического работника, женщины, посланной революцией на флот, где взять нужные интонации в беседе с моряками, с анархистами, с командиром корабля - бывшим царским офицером? Ох, как много этих «как?». К тому же и партия написана не для контральто, а для высокого меццо-сопрано. Тамара в то время еще не совсем освоила высокие ноты голоса своего диапазона. Вполне естественно, что на первых репетициях и первых выступлениях были огорчения, но были и удачи, которые свидетельствовали о возможностях артистки вжиться в эту роль.

Время взяло свое. Тамара, как говорят, «впелась» и «выгралась» в роль Комиссара и исполняет ее с успехом. И даже была удостоена специальной премии за нее наряду со своими товарищами по спектаклю.

Летом 1968 года Синявская дважды побывала в Болгарии. В первый раз она принимала участие в фестивале «Варненское лето». В городе Варна, на открытом воздухе, пропитанном запахом роз и моря, построен театр, где оперные труппы, соревнуясь между собой, показывают летом свое искусство.

Из Советского Союза на этот раз были приглашены все участники спектакля «Князь Игорь». Тамара исполняла на этом фестивале роль Кончаковны. Выглядела она очень импозантно: азиатский костюм богатой дочери властительного хана Кончака... краски, краски... и голос - красивое меццо-сопрано певицы в протяжно-медленной каватине («Меркнет свет дневной»), на фоне южного знойного вечера - просто очаровывали.

Вторично Тамара была в Болгарии на конкурсе IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов по классическому пению, где завоевала свою первую золотую медаль лауреата.

Успех выступления в Болгарии стал поворотной вехой на творческом пути Синявской. Выступление на IX фестивале стало началом целого ряда всевозможных конкурсов. Так, в 1969 году она вместе с Пьявко и Огреничем направляется Министерством культуры на Международный конкурс вокалистов, который проводился в городе Вервье (Бельгия). Там наша певица была кумиром публики, завоевав все главные награды - Гран-При, золотую медаль лауреата и специальный приз бельгийского правительства, учрежденный для лучшей певицы - победительницы конкурса.

Выступление Тамары Синявской не прошло мимо внимания музыкальных рецензентов. Приведу один из отзывов, характеризующий ее пение. «Ни одного упрека нельзя предъявить московской певице, обладающей одним из самых прекрасных голосов, слышанных нами в последнее время. Голос ее, исключительно яркий по тембру, льющийся легко и свободно, свидетельствует о хорошей певческой школе. С редкой музыкальностью и большим чувством она исполнила сегидилью из оперы «Кармен», при этом ее французское произношение было безупречным. Затем она продемонстрировала многогранность и богатую музыкальность в арии Вани из «Ивана Сусанина». И наконец, с подлинным триумфом спела романс Чайковского «Ночь».

В том же году у Синявской еще две поездки, но уже в составе Большого театра - в Берлин и Париж. В Берлине она выступала в партиях жены комиссара («Неизвестный солдат») и Ольги («Евгений Онегин»), а в Париже пела партии Ольги, Федора («Борис Годунов») и Кончаковны.

Парижские газеты особенно тщательно рецензировали выступления молодых советских певцов. О Синявской, Образцовой, Атлантове, Мазуроке, Милашкиной писали восторженно. Эпитеты «очаровательная», «объемный голос», «подлинно трагическое меццо» так и сыпались со страниц газет в адрес Тамары. Газета «Монд» писала: «Т. Синявская - темпераментная Кончаковна - пробуждает в нас видения таинственного Востока своим великолепным волнующим голосом, и становится сразу понятным, почему Владимир не может против нее устоять».

Какое счастье в двадцать шесть лет получить признание певицы высшего класса! У кого от успехов и похвал не закружится голова? Можно и зазнаться. Но Тамара понимала, что пока еще рановато зазнаваться, да и вообще зазнайство не пристало советской артистке. Скромность и постоянная настойчивая учеба - вот что сейчас для нее самое главное.

Чтобы повысить свое актерское мастерство, чтобы овладеть всеми тонкостями вокального искусства, Синявская еще в 1968 году поступает в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, на отделение актеров музыкальной комедии.

Вы спросите - почему в этот институт, а не в консерваторию? Так получилось. Во-первых, в консерватории нет вечернего отделения, а Тамара не могла бросить работу в театре. Во-вторых, в ГИТИСе она получила возможность заниматься у профессора Д. Б. Белявской, опытного педагога-вокалиста, у которой учились многие великолепные певцы Большого театра, в том числе и замечательная певица Е. В. Шумская.

Сейчас, по возвращении с гастролей, Тамаре предстояло сдавать экзамены и заканчивать курс института. А впереди защита диплома. Дипломным экзаменом Тамары было ее выступление на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, где она вместе с талантливой Еленой Образцовой получила первую премию и золотую медаль. Обозреватель журнала «Советская музыка» писал о Тамаре: «Она обладательница уникального по красоте и силе меццо-сопрано, имеющего ту особую насыщенность грудного звучания, которое так свойственно низким женским голосам. Именно это и позволило артистке превосходно исполнить арию Вани из «Ивана Сусанина», Ратмира из «Руслана и Людмилы» и ариозо Воина из кантаты П. Чайковского «Москва». Столь же блестяще прозвучали сегидилья из «Кармен» и ария Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского. Хотя талант Синявской и нельзя назвать вполне созревшим (ей не хватает еще ровности в исполнении, законченности в отделке произведений), он подкупает большой теплотой, яркой эмоциональностью и непосредственностью, которые всегда находят верный путь к сердцу слушателей. Успех Синявской на конкурсе... можно назвать триумфальным, чему, конечно, способствовало и чарующее обаяние молодости». Далее рецензент, озабоченный сохранением редчайшего голоса Синявской, предупреждает: «И все же уже сейчас необходимо предостеречь певицу: как показывает история, голоса такого типа сравнительно быстро изнашиваются, лишаются своей сочности, если их обладатели обращаются с ними недостаточно бережно и не придерживаются строгого вокального и жизненного режима».

Весь 1970 год был для Тамары годом больших успехов. Ее талант признавали и у себя в стране, и во время зарубежных поездок-гастролей. «За активное участие в пропаганде русской и советской музыки» ей присуждается премия Московского горкома ВЛКСМ. Удачно идут у нее дела и в театре.

Когда Большой театр готовил к постановке оперу «Семен Котко», на роль Фроси были назначены две артистки - Образцова и Синявская. Каждая решает образ по-своему, сама роль это позволяет.

Дело в том, что эта роль совсем не «оперная» в обычно принятом понимании этого слова, хотя современная оперная драматургия строится в основном на тех же самых принципах, которые характерны для драматического театра. Разница только та, что артист в драме играет и говорит, а артист в опере играет и поет, всякий раз приспосабливая свой голос к тем вокально-музыкальным краскам, которые должны соответствовать тому или иному образу. Скажем, к примеру, певица поет партию Кармен. В ее голосе звучит страсть и экспансивность девчонки с табачной фабрики. А вот та же артистка исполняет партию влюбленного пастуха Леля в «Снегурочке». Совершенно другая роль. Другая роль - другой голос. А бывает и так, что, исполняя одну роль, артистке приходится менять окраску своего голоса в зависимости от сложившейся ситуации - показать горе или радость и т. п.

Тамара остро, по-своему, поняла роль Фроси, и в результате у нее получился очень правдивый образ крестьянской девушки. По этому поводу в адрес артистки было немало высказываний в печати. Приведу только одно, наиболее ярко показывающее талантливую игру певицы: «Фрося - Синявская подобна ртути, неугомонному чертенку... Она буквально светится, постоянно заставляя следить за своими выходками. У Синявской передразнивание, шаловливая игра превращаются в действенное средство лепки сценического образа».

Роль Фроси - новая удача Тамары. Правда, и весь спектакль был хорошо принят зрителем и отмечен премией на конкурсе, проводившемся в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Пришла осень. Снова гастроли. На этот раз Большой театр выезжает в Японию, на Всемирную выставку ЭКСПО-70. До нас дошло немного рецензий из Японии, но и в этом малом количестве отзывов сказано о Тамаре. Японцы восхищались ее изумительно богатым голосом, который доставил им большое удовольствие.

Вернувшись из поездки, Синявская начинает готовить новую роль. Ставится опера Римского-Корсакова «Псковитянка». В прологе этой оперы, носящем название «Вера Шелога», она поет партию Надежды - сестры Веры Шелоги. Роль небольшая, немногословная, но исполнение блестящее - зал рукоплещет.

В этом же сезоне она выступила еще в двух новых для нее ролях: Полины в «Пиковой даме» и Любавы в «Садко».

Обычно при проверке голоса меццо-сопрано певице дают спеть партию Полины. В арии-романсе Полины диапазон голоса певицы должен равняться двум октавам. И этот скачок на верхнюю, а затем на нижнюю ноту ля-бемоль очень труден для любой артистки.

Для Синявской партия Полины была преодолением трудного препятствия, которое она долгое время не могла осилить. На этот раз «психологический барьер» был взят, но закрепилась певица на достигнутом рубеже значительно позже. Спев Полину, Тамара стала думать и о других партиях меццо-сопранового репертуара: о Любаше в «Царской невесте», Марфе в «Хованщине», Любаве в «Садко». Так получилось, что первой она спела Любаву. Грустная, напевная мелодия арии во время проводов Садко сменяется у Тамары радостной, мажорной при встрече с ним. «Вот идет муженек, мил-надежа мой!» - поет она. Но и в этой, казалось бы, чисто русской, распевной партии есть свои подводные камни. В финале четвертой картины певице нужно взять верхнее ля, что для такого голоса, как у Тамары, является рекордом трудности. Но певица преодолела все эти верхние ля, и партия Любавы проходит у нее великолепно. Давая оценку творчеству Синявской в связи с присуждением ей в том году премии Московского комсомола, газеты писали о ее голосе: «Ликование страсти, беспредельной, неистовой и вместе с тем облагороженной мягким, обволакивающим голосом, рвется из глубины души певицы. Звук то плотен и округл, и кажется, что его можно держать в ладонях, то он звенит, и тогда страшно пошевелиться, потому что он может разбиться в воздухе от любого неосторожного движения».

Хочется напоследок сказать о незаменимом качестве характера Тамары. Это общительность, умение улыбкой встретить неудачу, а потом со всей серьезностью, как-то незаметно для всех бороться с ней. Несколько лет подряд Тамара Синявская избиралась секретарем комсомольской организации оперной труппы Большого театра, была делегатом XV съезда ВЛКСМ. Вообще Тамара Синявская очень живой, интересный человек, любит пошутить, поспорить. А как смешно она относится к суевериям, которым подсознательно, полушутя-полусерьезно подвержены актеры. Так, в Бельгии, на конкурсе ей вдруг достается тринадцатый номер. Известно, что этот номер «несчастливый». И вряд ли кто обрадовался бы ему. А Тамара смеется. «Ничего, - говорит она, - этот номер будет счастливым для меня». И что вы думаете? Певица оказалась права. Гран-При и золотую медаль принес ей ее тринадцатый номер. Первый ее сольный концерт был в понедельник! Тоже по приметам тяжелый день. Вот уж не везет! И живет-то она в квартире на тринадцатом этаже... Но не верит в приметы Тамара. Она верит в свою счастливую звезду, верит в свой талант, верит в свои силы. Постоянным трудом и упорством завоевывает свое место в искусстве.

Синявская Тамара Ильинична

Певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (24.07.1973).
Народная артистка РСФСР (25.05.1976).
Народная артистка СССР (30.04.1982).
Народная артистка Азербайджана (2002).

Заниматься пением начала в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством В. Локтева.
В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1970 году - ГИТИС по классу пения у Д. Б. Белявской.
В 1964-2003 годах - солистка Большого театра.
В 1973-1974 годах стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан).

В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Участница музыкального фестиваля «Варненское лето» (Болгария).
Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступала в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Преподаёт на факультете музыкального театра в РАТИ - ГИТИСе.

Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва (1984-1989).
Именем Синявской - 4981 Sinyavskaya - названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.
Заслуженный деятель музыкального искусства (Международный союз музыкальных деятелей, 2016) - за особые личные заслуги в изучении, сохранении, развитии и популяризации российской художественной культуры и искусства.

Жена народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008).

театральные работы

Паж («Риголетто» Дж. Верди)
Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Флора («Травиата» Дж. Верди)
Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели)
Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова)
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова)
Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева)
Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) - первая исполнительница в России
Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)
Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2006).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Орден «Знак Почёта» (1980).
Орден Почёта (22 марта 2001).
Орден «Слава» (Азербайджан, 5 июля 2003).
Орден Ломоносова I степени (АБОП, 2004).
Орден «Почетный знак Петра Великого» (2005).
Орден «Дружба» (Азербайджан, 6 июля 2013).
I премия IX Международного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968).
Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия, 1969)
I премия IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. (1970).
Премия Московского комсомола (1970).
Премия Ленинского комсомола (1980).
Премия Фонда Ирины Архиповой (2004).
Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (2013) - за создание Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.
Орден «Честь» (Азербайджан, 2018) - за многолетнюю плодотворную деятельность в укреплении российско-азербайджанских культурных связей.

25 октября 2008 года ушел из жизни Муслим Магомаев. После трех лет затворничества Тамара Ильинична нарушила обет молчания и дала своё первое интервью.
На протяжении долгих 34 лет, если говорили: «Муслим Магомаев», непременно добавляли: «…и Тамара Синявская», и наоборот - в сознании меломанов эта блистательная пара была неразлучна и неразрывна, их семейный дуэт вызывал восторги и зависть на сцене и в жизни.



Описание их знакомства могло бы украсить завязку любого любовного романа. В Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магомаева, певца подозвал поэт Роберт Рождественский, чтобы представить своей молодой спутнице. «Муслим!» - отрекомендовался мужчина, по которому сохли тогда все женщины страны. Красавица рассмеялась: «И вы еще себя называете? Вас весь Советский Союз знает!».

Впрочем, Тамара Синявская, а это была именно она, к тому времени и сама была широко известна в - чего уж греха таить - довольно узких кругах отечественных ценителей оперного искусства. Достаточно сказать, что ее, 20-летнюю девчонку, приняли в стажерскую группу Большого театра даже без высшего консерваторского образования (редчайший случай!), а ведь когда в первом туре объявили ее фамилию и возраст, по залу прокатился смешок: «О, скоро из детского сада будут в Большой приходить». Тем не менее всего через год Тамару перевели в основной состав.

Ее бархатистое, глубокое меццо-сопрано с возможностями контральто ввергало в экстаз публику Монреаля, Парижа, Осаки, многих других городов и стран, за три года она собрала три золота на международных конкурсах вокалистов. Кстати, на самом престижном - имени Чайковского - заранее было известно, что победа предназначена восходящей тогда звезде Елене Образцовой - за ее кандидатуру дружно проголосовали все советские члены жюри, но зарубежные так же категорично высказались за… Тамару Синявскую, и под их напором первую премию разделили.

После этого конкурса видный импресарио Зарович настойчиво приглашал молодую певицу в полугодичное турне по Америке, засыпал театр и Госконцерт телеграммами, а в ответ получал стандартные отписки: «Занята в репертуаре», хотя Синявская в это время пела только Ольгу в «Евгении Онегине» и мелочь типа «кушать подано». Видно, советские искусствоведы в штатском опасались, что красавица Тамара там, за океаном, в кого-нибудь влюбится и останется - дело-то молодое, но судьба предназначила ее Муслиму и вела их навстречу.

Дмитрий Гордон

…Тогда в Баку руководство республики решило показать приехавшим на Декаду русской литературы и искусства в Азербайджане гостям чудо-город на сваях под названием Нефтяные Камни. Паром, который туда курсировал, хлебосольные хозяева уставили столами с южными яствами, но когда он отчалил, первый секретарь республиканского ЦК Гейдар Алиев, к своему удивлению, обнаружил, что Магомаева на борту нет. «И Синявской тоже», - подсказал ему кто-то, и все стало ясно без слов. Вскоре после их свадьбы Тамаре позвонил Лемешев, и она воскликнула: «Тут есть человек, который давно мечтает выразить вам восхищение вашим талантом». Мэтр благосклонно принял от Муслима восторженные слова, а потом спохватился: «Простите, но почему вы в одной квартире?». Только потом уже вспомнил, что, проезжая мимо ресторана «Баку», видел шумную толпу и ему объяснили: «Там Магомаев женится».
…Они долго обращались друг к другу на вы: может, поэтому Тамара Ильинична (наверстывая упущенное?) даже на людях называла мужа игриво Мусиком, Митей, Кутей и Тяпой (хотя свое царственное имя предпочитала слышать целиком). Бывало, что они ссорились, и Муслим Магометович, хлопнув дверью, уезжал в Баку, но потом с восточной пышностью делал первый шаг к примирению: дарил цветы и представления в ее честь.
Их навсегда соединили любовь и музыка, и Магомаев, как никто, мог понять, что чувствовала его жена, когда ее, беспартийную, заочно разбирали на партсобрании за то, что исполнила на одном из праздничных телевизионных «Огоньков» песню: мол, так можно и до эстрады докатиться! Муслим один знал, что после «Кармен», где Тамара более трех часов пела и танцевала, она теряла два килограмма, а после других спектаклей - по килограмму…
Поднимая как-то на юбилее Муслима Магометовича тост, Мстислав Ростропович пошутил: «Мы с тобой оба - члены клуба несчастных мужей солисток Большого театра»… Не знаю уж, на что намекал маэстро, но Тамара Ильинична, которая слыла с юных лет душой компании, ради супруга-отшельника полюбила уединение, а чтобы потрафить его кавказскому воспитанию, она, дама с характером, публично осудила эмансипацию и, более того, вскоре после того, как Магомаев закончил карьеру, покинула Большой.

Последний спектакль она спела в 2002 году, в возрасте, когда другие примадонны еще и не думают уходить со сцены, а с 2007-го супруги не давали уже и концертов. Они не афишировали, что Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал, перенес операцию на сосудах, но заботливая жена до его последнего вздоха была рядом… Сказки о таких парах обычно заканчиваются словами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день», однако на самом деле так не бывает. Овдовев, Синявская долго была безутешна, но собрала волю в кулак, чтобы никто не увидел на ее лице следы пролитых слез. У нее еще много дел: провести второй вокальный конкурс имени Магомаева, написать книгу… Все это необходимо, чтобы в памяти людской их любовь осталась не просто надолго - навсегда.

Признаюсь, Тамара Ильинична: давно хотел побеседовать с вами публично, тем более что вас несправедливо мало и на экране, и в прессе…
- Дима, а можно, как говорил Борис Саныч Покровский, я к вам сразу перпендикуляром выступлю? Меня на экране не мало, меня сейчас мало, и это, кстати, не вина телевидения и не упущение чье-то, а мое пожелание. Присутствовать на всеобщем обозрении я не хотела, и это мой первый после долгой паузы выход на люди…
- Спасибо…
- Плюс ко всему сегодня 25-е, а для меня этот день трудный. Три года назад я осталась одна, тем не менее, очень хорошо все взвесив, решила, что молчание это пора прервать.

- У вас удивительный тембр, а вы никогда не пытались понять, откуда такой он неповторимый?
- Откуда, не знаю, просто помню, что у мамы моей был красивейший разговорный голос. Когда ее не стало, она очень долго мне снилась: будто я ей звоню и слышу в ответ: «Тамара!» - вот словно положила свой голос мне на связки, на ушко, на сердце, и я вздрагивала, когда слышала ее во сне.
- Мама пела?
- В церкви, на клиросе. У нее был альт - низкий голос, но она никогда не выступала профессионально, потому что судьба ей выпала совсем не артистическая, очень тяжелая. Всю свою жизнь, в общем-то, мама отдала мне.
- Вы москвичка?
- Да, причем коренная.
- Зачастую москвичам сложно выдерживать конкуренцию с провинциалами, которые прокладывают, даже прорубают себе дорогу локтями. Тяжело было вам удержаться в Большом театре?
- Я даже не понимаю, о чем вы говорите, потому что вообще на эту тему не размышляла. Я родилась, открыла рот, запела…
- …и все?..
- …и никогда не думала, как сложится у меня жизнь. Мечтала артисткой быть, учительницей, врачом, но не певицей - пела с ощущением, что так и надо, что все поют.


С Марией Каллас в Москве.

- Могли бы и драматической стать актрисой?
- Об этом, наверное, лучше спросить режиссеров, которые со мной работали в опере и видели на сцене… Некоторые приглашали в кино сниматься.
- У вас поразительные глаза…
- Спасибо, вы комплиментами просто меня обволакиваете.
- Сижу, знаете, и любуюсь, а какие конкретно роли вам предлагали в кино?
- Дезире Арто, например, в фильме «Чайковский» - помните, была такая оперная певица, с которой Петр Ильич был помолвлен? Потом ее Майя Михайловна Плисецкая сыграла (не знаю уж, по каким соображениям, видимо, так композиционно перестроился материал, хотя причинами я даже не интересовалась), а Владимир Гориккер, который в свое время снимал фильм-оперу «Каменный гость», сначала записал мою партию, меня не видя.
Под мой голос исполнять роль Лауры была приглашена (все время балерина со мной, так сказать, в паре) Ляля Трембовельская, характерная танцовщица Большого театра, а когда режиссер, уже после того, как начались съемки, со мной встретился, удивленно воскликнул: «Господи, где ж ты раньше была-то?! Вполне и сама могла бы сниматься». Но я же тогда вообще была маленькой - это 66-й год.

- Говорят, какое-то время вы подражать Лолите Торрес пытались…
- Да я всю жизнь не то что пыталась ей подражать, а была в нее влюблена. Сейчас немножечко это смешно, но тогда… Муслим, кстати, раздобыл ее фильм «Возраст любви» и на мое 33-летие мне подарил, потому что я ему просто прожужжала…
- …все уши…
- …все ушки тем, как мне хотелось бы снова увидеть картину уже в этом возрасте. Дело в том, что влюбилась в нее я в седьмом классе, когда весь Советский Союз от Лолиты был без ума (18 раз этот фильм смотрела, знала его наизусть). Господи, советские дети ей письма писали - помню, в какой-то газете опубликовали письмо 12-летнего мальчика: «Я хочу жениться на Лолите Торрес»… Поэтому я и попросила Муслима найти старую ленту - хотела проверить, не поменялся ли с годами вкус, но она и тогда мне понравилась..
- Сейчас вы пытались ее снова увидеть?
- Пыталась, но… В свое время озвучивала Лолиту Торрес Виктория Чаева, артистка, по-моему, радио - у нее, если вы помните старый дубляж, был красивый разговорный голос, и я, может, даже немного подражаю ей бессознательно. (Низким голосом): «Соледат Реалес отправляется на гастроли… Анна-Мария Росалес…». Она говорила, и тут же начинала петь Лолита Торрес, и получилось так…
- …органично?
- Очень, и вдруг несколько лет назад по НТВ снова показали «Возраст любви». Я приникла к экрану, но когда Торрес раскрыла рот, у меня внутри все угасло - в результате передубляжа незабываемый тембр исчез.


В роли Элен Безуховой в «Войне и мире»

Не знаю, какая актриса озвучивала эту роль, - может, она, если эти слова услышит, даже обидится, просто ее голос не соответствовал объему голоса певческого, он ударялся куда-то в стеночку. Исчезла магия того, как героиня говорила, - голос у нее, если помните, был немножечко «на груди». Дома у нас фильмотека большая, и когда эта картина попадается мне на глаза, я думаю: интересно, как же Лолита Торрес сейчас выглядит (смеется) ?

- Тамара Ильинична, а это правда, что вас слушала и даже хвалила великая Мария Каллас?
- Правда - просто я знаю о разговоре, который происходил, что называется, за кулисами конкурса Чайковского. У меня была знакомая переводчица (она со мной ездила в Бельгию, где я тоже получила Гран-при), и ее пригласили и на IV конкурс Чайковского переводить гостям - он у нас в 70-м году был сумасшедший.
В качестве почетных членов жюри там и Мария Каллас присутствовала, и Тито Гобби, а какая обойма певцов от Советского Союза тогда выставлялась!.. Ну, сами судите: Коля Огренич (царствие ему небесное!) и Женя Нестеренко разделили у мальчиков первое место, второе заняли, по-моему, Зураб Соткилава и Владик Пьявко, а на третьем был потрясающий баритон Витя Тришин (потом я как-то мало о нем слышала). У женщин третье место получила Дуся Колесник из Украины, второе не присуждали, а первое досталось нам с Еленой Васильевной Образцовой - видите, я все помню…
Как мне перевели, Каллас воскликнула: «Мне очень нравится эта девочка (извините, это не мои слова. — Т. С. ) - у нее роскошный голос и использована только треть дарования!». Ну и еще добавила, что у нее - то есть у меня - большое будущее: в таком, в общем, духе высказывалась. В гала-концерте, который проходил в Большом зале консерватории уже по окончании конкурса, я пела «Сегидилью» из «Кармен». Каллас сидела в шестом ряду в проходе, представляете? - а поскольку я обладала приличным, можно даже сказать, 200-процентным зрением, увидела, что она вместе со мной артикулировала, так что мы пели вдвоем.

Вконтакте

Одноклассники

Имя : Тамара Синявская (Tamara Sinyavskaya)

Знак зодиака : Рак

Возраст : 75 лет

Место рождения : Москва, Россия

Деятельность : оперная певица, педагог, народной артистки СССР

Семейное положение: вдова

Именем певицы была названа малая планета Солнечной системы. Драматическим меццо-сопрано Тамары Синявской восхищалась оперная звезда Мария Каллас, а Сергей Лемешев отметил, что за 70 лет первый раз встретил на подмостках «настоящую пушкинскую Ольгу». Звезда Тамары Синявской взошла очень быстро. Не прошло и 20 лет после дебюта на сцене Большого театра, как вокалистке присвоили звание Народной артистки Советского Союза.

Тамара Синявская является коренной москвичкой, по национальности русская. Она появилась на свет за 1 год до завершения войны. Информации об отце певицы нет. Ее кумиром и семьей являлась мама – женщина талантливая, от природы наделенная красивым голосом, однако в силу жизненных обстоятельств не ставшая артисткой. Начала петь дочь следом за мамой, повторяя услышанные песни.

Тамара Синявская ощутила себя певицей в 3 года: любимым детским развлечением девочки было пение в парадных подъездах старых столичных домов с хорошей акустикой. Выводя превосходно звучавшие рулады, девочка чувствовала душевный трепет, словно в храме.

В течении дня начинающая вокалистка успевала обойти все подъезды домов по родной улице Мархлевского (сегодня Милютинский переулок). «Ария» в исполнении Синявской продолжалась, пока ее не прерывали восхищенные или возмущенные жильцы. Как-то раз они порекомендовали маме отвести дочь в Дом пионеров, где бы с ней поработали профессиональные учителя.

С тех пор Тамара Синявская пела в 2 раза больше – в Доме пионеров и во дворе, где собирала «зал» из соседских ребят. В скором времени начинающая артистка записалась в детский коллектив Владимира Сергеевича Локтева, где и пела, и танцевала.

В десятилетнем возрасте юную артистку ансамбля Локтева перевели в хор, где она за восемь лет получила музыкально-сценический опыт. Известный детский коллектив принимал участие в правительственных концертах, и Тамара Синявская чувствовала себя на сцене, как дома. Первый раз в биографии она побывала за рубежом – ансамбль Владимира Локтева гастролировал в Чехословакии.

Невероятно, но в детстве Синявская мечтала быть медиком. В доме, где проживала семья, работала поликлиника. Девочка с восхищением смотрела за работой персонала в белых халатах и вдыхала запах эфира, казавшийся ей божественным. Будущая артистка играла «в больницу», у неё была картотека с историями болезней родственников и друзей, она выписывала «рецепты», под которыми подписывалась «врач Синявская».

С детства Тамара Синявская очень любила коньки и лыжи. Зимой, когда в столице начинали работать катки, девочка была среди первых посетителей. Желание оказаться на сцене появилось в подростковом возрасте, когда Тамара Синявская с подружками ходила в кинотеатр посмотреть «Кубанских казаков» и «Дом, в котором я живу». Она выучила песни из фильмов и напевала их все время. А увидев на экране известную аргентинскую певицу и актрису Лолиту Торрес, Синявская мечтала только о карьере артистки.

В выпускном классе Синявская определилась с выбором: Тамара держала путь на театральный вуз. Однако Владимир Сергеевич Локтев, внимательно наблюдавший за артисткой ансамбля, порекомендовал идти в музыкальное училище при консерватории имени П. И. Чайковского. Синявская так и поступила и ни разу не пожалела. В училище она познакомилась с талантливыми преподавателями, которые довели вокальные способности певицы до совершенства.

В училище актриса подрабатывала, выступая в хоре академического Малого театра. За выступление хористам платили 5 рублей – деньги, которых было достаточно, чтобы купить килограмм севрюги в образцово-показательном «Елисеевском» гастрономе. В Малом театре москвичка выходила на подмостки с корифеями сцены, чьи имена в СССР были известны всем.

В дневное время Тамара Синявская училась, а вечерами выступала. Дебютировала с хором цыган в постановке «Живой труп», где вокальные данные певицы отметили и дали сольные партии в фильмах «Александр Невский» и «Москва». В 1964-м Синявской дали диплом музыкального училища. Она сдала выпускной на «5+», что в учебном заведении было редкостью. Преподаватели советовали выпускнице стать стажеркой в Большом театре, где в то время набирали группу практикантов.

Приемная комиссия Большого, куда прибыла Тамара Синявская, единогласно приняла двадцатилетнюю артистку, хотя у неё не было консерваторского образования. Но члены приемной комиссии – светила в мире музыкального искусства – Борис Покровский, Галина Вишневская и Евгений Светланов поняли, что перед ними стоит исключительный талант.

Мэтры Большого театра не считали молоденькую доброжелательную девушку соперницей, да и она о конкуренции не думала: у Тамары Синявской дух перехватывало, когда она появлялась на сцене с Ириной Архиповой, Александром Огнивцевым и Зурабом Анджапаридзе.

Спустя год Тамару Синявскую взяли в основной состав труппы, но вокалистка понимала, что останавливаться нельзя: москвичка поступила в ГИТИС, где встретила известного педагога по вокалу Дору Белявскую. Первый раз Синявская услышала, что ей есть над чем работать, Дора Борисовна превратила алмаз в бриллиант.

В театре Тамара Синявская внимательно смотрела за работой корифеев и робела. Справится с неуверенностью помог режиссер Борис Покровский, доверив молодой певице роль Пажа в опере Джузеппе Верди «Риголетто». Мужская партия Пажа у девушки получилась, в театре убедились, что певица справляется и с женскими ролями, и с травести.

Хозяйкой сцены Тамара Синявская почувствовала себя, когда основной состав труппы поехал на гастроли в Милан. В Италию отправилась единственная исполнительница партии Ольги в постановке «Евгений Онегин». Роль дали Синявской, и она с блеском справилась, услышав лестный отзыв семидесятилетнего мэтра Сергея Лемешева.

За сорок лет на сцене Большого театра певица стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство Синявскую назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы. Армию почитателей таланта Тамары Ильиничны пополнили и российские, и иностранные ценители оперного искусства.

В репертуаре Тамары Синявской была французская и итальянская оперная музыка, однако исполняя партии русской оперы, певица чувствовала себя в своей тарелке. Русскую душу оперной дивы отметили почитатели, услышавшие партию Любаши в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». Данную партию ценители и музыкальные критики называют лучшей среди работ Синявской.

В 1970 году в России состоялся конкурсный фестиваль имени П. И. Чайковского, где членами жюри были Мария Максакова, Ирина Архипова, Мария Каллас и Тито Гобби. Тамара Синявская и Елена Образцова разделили главную награду – золотую медаль. Иностранные члены жюри отдали предпочтение Синявской. Фестиваль принес оперной диве всесоюзную славу и предложения выступать на мировых сценах, однако Тамара Ильинична не гналась за сценой и не могла себе представить, что покинет Большой театр.

В 2003 году артистка ушла со сцены на карьерном взлете. Позже она рассказывала, что предпочла уйти раньше, чем услышит слова удивления по поводу карьерного «долгожительства».

У Тамары Синявской было два брака. В первом союзе ее мужем был артист балета, которому певица благодарна за то, что помог пережить уход мамы. И все бы хорошо, если бы на гастролях в Баку в 1972 году красавицу-певицу не увидел Муслим Магомаев, всесоюзный «Орфей», которого боготворили миллионы женщин. Оба состояли в браке, но они не выдержали восточной страсти Магомаева.

Артисты узаконили свои отношения в ноябре 1974 года и прожили вместе 34 года. 2 звезды ссорились и расходились, но их магнитом тянуло друг к другу, поэтому за расставаниями следовали примирения. Детей в браке не было, Тамара Ильинична всю любовь и тепло дарила супругу. Когда он ушел из жизни, Синявская на 3 года закрылась и не выходила на публику.

Тамара Синявская, покинув сцену, не отказалась от искусства. В настоящее время профессор Тамара Ильинична Синявская преподает в ГИТИСе, где заведует вокальной кафедрой. Ранее будни артистки заполняла работа, а выходные женщина проводила с любимым супругом. На сегодняшний день у Тамары Синявской есть лишь работа, а рана от утраты родного человека не зажила. Чтобы избавится от тоски она проводит занятия со студентами, которых Тамара Ильинична называет детьми.

Синявскую приглашают на сцену, предлагая оперные партии в спектаклях, но она отвечает неизменным отказом, потому что не хочет опускаться хотя бы на ступеньку вниз, а сил на прежнюю высоту не чувствует. Тамара Синявская основала и возглавила Фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.

Дискография

  • 1973 – «Царская невеста»
  • 1970 – «Евгений Онегин»
  • 1979 – «Иван Сусанин»
  • 1986 – «Князь Игорь»
  • 1987 – «Борис Годунов»
  • 1989 – Цикл песен на стихи Марины Цветаевой
  • 1993 – «Иван Грозный»
  • 1999 – «Еврейский цикл»



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные