Конспект интегрированного музыкального занятия в логопедической группе с использованием элементов фольклора. Конспект музыкального занятия с элементами драматизации «Кто без призору в колыбели, тот весь век не при деле Конспект музыкального занятия по теа

Дети входят в зал, встают в круг (Музыкальное приветствие: «Здравствуйте») .

«День добрый, день добрый — слова эти мы говорим.

— День добрый, день добрый — слова эти мы повторим.

— Здравствуй (Катя и Маша) — рады видеть мы вас.

— Здравствуй (Саша и Слава) — в добрый день в добрый час.

— Здравствуй (Коля и Света) — с нами пойте сейчас.

Слайд: Гномик. Приходит письмо от гномика.

Музыкальный руководитель: Дети, наш добрый знакомый гномик приглашает нас сегодня в детский театр. А ещё он хочет посмотреть, смогут ли наши дети сегодня стать настоящими артистами театра. Хотите побывать в театре?

На чём же мы поедем в театр? (ответы детей ) Отправиться в театр можно на любом виде транспорта, а я вам предлагаю вспомнить такую песенку, при помощи которой мы быстро доедем до театра.

Дети вспоминают песню «Трамвай муз. А. Варламова.

Музыкальный руководитель: Проходите. Усаживайтесь поудобнее. Ребята, посмотрите,никого мы не оставили в детском саду?

Музыкальная дидактическая игра « Отзовись, кого зовут.» Дети пропевают свои имена по слогам, одновременно прохлопывая.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Я теперь спокойна, что в детском саду мы никого не оставили. А теперь поехали! А чтобы нам было веселей в дороге споём любимую песню «Трамвай».

Слайд: Театр.

Музыкальный руководитель: Мы с вами так дружно и весело пели песню, что даже и не заметили как приехали. Посмотрите, какое красивое здание театра!

Раздаётся звонок.

Музыкальный руководитель : Ой ребята, слышите? Это первый звонок — пора занимать свои места в зрительном зале. Дети садятся на стульчики перед экраном.

Слайд: Сцена.

Музыкальный руководитель: Обратите внимание, какая красивая сцена. А как вы думаете? Кто самый главный в театре? За всем следит орлиным взглядом,
начальник сцены режиссёр. Режиссёр узнав, что мы из детского сада «Гномики», решил вам подарить весёлую песню «Гномики» в исполнении артистов этого театра.

С экрана звучит песня « Гномики», где гномики играют на различных музыкальных инструментах. Вбегает гномик, здоровается с детьми.

Гном: Дети, вам понравилась наша песенка? А какая она по характеру? А на каких музыкальных инструментах играли мои друзья гномы?

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны,

Но всё, же как тут не крути,

А главный человек артист.

Музыкальный руководитель: Чтобы стать такими замечательными артистами, нужно очень много трудиться. (Грозит пальцем ). Ребята, что это я только что показала? Правильно, я показала жест. Для того, чтобы артист выразил характер своего героя ему необходимы жесты.

Гном: А какие жесты вы знаете? Покажите? А мы попробуем отгадать. Ребята, на прошлом занятии мы с вами «ели» яблоки.

Слайд: Дети едят яблоки.

Гном: Они были какие на вкус? (горькие, сладкие, кислые)

Дети показывают мимикой .

Гном: Значит, любые движения частями лица, бровями, глазами — как называются? (Мимика ). Хочу я вас ребята пригласить в театральную мастерскую. Попробуем с вами мимикой передать настроение облаков.

Мимическое упражнение «Облака» Дети стоят перед зеркалами.

Музыкальный руководитель:

По небу плыли облака,

И я на них смотрела.

И два похожих облака найти я захотела.

Вот облачко весёлое смеётся надо мной.

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

А маленькое облачко

Над озером плывёт.

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот.

Гном: Очень хорошо у вас получилось передать настроение облаков. Молодцы, вы настоящие артисты!

Музыкальный руководитель: Гномик, а наши дети хотят для тебя исполнить
песню «Русская изба» Во время пения мы будем пользоваться мимикой и жестами.

Гном: Как здорово у вас получилось мимикой и жестами передать весёлый и задорный характер песни.

Музыкальный руководитель: Дети, актёры чаще всего пользуются и мимикой и жестами одновременно. Получается единое изображение без слов. Как оно называется? Правильно — пантомима. А какие вы игры знаете, где есть пантомима? А хотите поиграть в игру «Звездочёт».

Музыкальная игра «Звездочёт»

В небе звёздочки мигают,

Звёздам хочется играть.

Звездочёт считает звёзды:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Звездочёт, Звездочёт,

Поиграй-ка с нами!

Что покажешь ты нам,

Отгадаем сами.

Звездочёт: Отгадает кто из вас, Что я делаю сейчас? (Пантомима- Ловят рыбу,
лепят и бросают снежки и т. д. )

Гном: Ребята, вы не представляете, что сейчас вы все были артистами театра пантомимы.

А сейчас разминка театральная.

Ах, артистами хотите стать?

Тогда скажите мне друзья.

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка или козу?

Или на принца, на ягу?

(Ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, причёски. )

Гном выдвигает большую шляпную коробку. Дети поют в кругу. «Песенка о шляпной коробке» сл. и муз. И. Бодраченко

Гном открывает коробку: А ну ка, друзья артисты, разбирайте костюмы и музыкальные инструменты!

Музыкальная игра «Случай в лесу»

Пошла Машенька с подружками в лес за ягодой и заблудилась. Услышав шаги зверей, она прячется за кустик. Дети играя на музыкальных инструментах передают- шелест листвы, шаги зверей (белки. Лисы, волка, медведя, зайки- который помогает Машеньки выйти из леса) В конце весёлая пляска.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы правильно, ритмично передавали движения всех зверей.

Возьмитесь за руки друзья.
И воздух глубоко вдохните
И то, что говорим всегда.
Сейчас всем громко вы скажите.
Клянусь отныне и навеки
Театром свято дорожить.
Быть честным, добрым человеком.
И зрителем достойным быть.

Ребята, вам понравилось сегодня в театре? А что вам больше всего понравилось?
Посмотрите, сколько в мастерской много театральных масок, и грустных и весёлых и смешных. Я предлагаю вам выбрать одну из них и мы увидим, какое сейчас у вас настроение.

Дети напевая песню «Трамвай» уезжают в детский сад.

музыкальный руководитель МБДОУЦРР №17,

г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, Россия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Белогорский детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению

развития воспитанников «Снежинка»

Конспект организованной совместной деятельности педагога с детьми (методическая разработка занятия по театральной деятельности)

«Чудо, под названием «Театр!»

(старшая дошкольная группа)

Номинация: «»

Конспект занятия с использованием

Интерактивной, здоровьесберегающей и ИКТ-технологий

Тема: «Чудо, под названием «Театр!»

Старшая дошкольная группа

Время проведения: 20 минут

Место проведения: Музыкальный зал

Цель: «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей средствами театральной деятельности»

Задачи:

    Социальное развитие:

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

Развитие эмоций у детей

2. Речевое развитие:

Овладение детьми невербальными средствами общения (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)

3. Эстетическое развитие:

Развитие воображения;

Приобщение к совместной дизайн-деятельности (работа с элементами декораций и афиши);

Создание выразительного художественного образа (с помощью разных видов театральных кукол)

Оборудование:

    Сказочные презентации;

    Полифункциональное трансформируемое методическое пособие «Куб сказок» – 1шт. (ширма-декорация – 1шт., афиша – 1шт., экран - 1шт., кулисы- подсказка – 1шт.), куклы – 6шт., ларец – 1шт.);

    Диск с музыкой «Поляна сказок», «Машина зарядка»;

    Оформление (кувшинки, озеро, трава, пригорок);

    Диски с презентацией-экскурсией по театру – 6шт., маски – 12 шт.

Ход занятия

    Организационный момент и сообщение темы занятия:

Дети встают в круг под музыку «Поляна сказок».

Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу, тем самым пожелаем хорошего настроения. Меня зовут Ирина Алексеевна! Сегодня я буду вашей театральной феей! Ребята, вы любите путешествовать? (Ответ детей)

Я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где с помощью людей оживают куклы и начинают говорить. Загадка о театре? (Ответ детей.) Да, верно, это театр. Какие вы молодцы. Присаживайтесь на стульчики.

(СЛАЙД – «ТЕАТР»)

Педагог: А вот и ворота волшебной страны «ТЕАТР». Хотите отправиться в эту сказочную страну? (Ответ детей)

Педагог: Как вы думаете, кто живет в этой стране? (Ответ детей: Куклы, сказочные герои)

(СЛАЙДЫ – куклы, актеры, сказочные персонажи)

Педагог: Да, ребята. Вы здорово назвали жителей страны «Театр»
Попасть в эту страну могут только актёры! Вы хотите стать актёрами? (Ответ детей) Тогда превращение начинается!

(ВИДЕО – 2 один за другим):

Видео: «Давным-давно, в удивительной стране, на сказочной поляне жили-были насекомые. Они умели разговаривать и с ними приключались разные волшебные истории. Но, однажды, налетела страшная буря, бедные жители разбежались кто куда, сказочная поляна опустела. Ребята, сегодня нужно сотворить чудо и вернуть всех насекомых на сказочную поляну. Для этого, вам надо отправиться в страну сказок – «Театр». Выполните мои задания, отгадайте мои загадки, и вы превратитесь в самых настоящих волшебников и актеров. Готовы? (ответ детей)

    Театрально – игровая деятельность

(Видео): В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? ... (Облака)

Педагог (Надевая отгадавшему куклу):
Умница…..(имя)! Посмотри какая у меня кукла, а давай ты будешь с ней работать?

(Видео): Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (Солнце) !

Педагог: Замечательно….(имя). А вот и твоя кукла.

(Видео): Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Цветы)

Педагог: Здорово….(имя). Посмотри какой красивый цветок. Давай я помогу тебе его надеть.

(Видео): На себе везет не прытко
Домик собственный... (Улитка).

Педагог: Молодец…(имя). Давай ты будешь оживлять улитку. А какой рукой тебе удобнее держать куклу?

(Видео): Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (Коровка)

Педагог: Замечательно….(имя), надевай на ножки божьих коровок, я знаю ты сможешь их оживить.

(Видео): Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая...( Бабочка )

Педагог: Здорово …(имя).Давай бабочка будет твоей куклой. А какой рукой тебе удобнее держать куклу?

Молодцы ребята, мы отгадали последнюю загадку. Давайте посмотрим на экран и послушаем, что нам скажут дальше фея Винкс.

(ВИДЕО продолжается)

(Видео): Все вы верно отгадали,
Кукол быстро разобрали.
В них спектакль отыграйте,
Актерами сегодня станьте!

Педагог: Что ж, ребята, согласны?! Тогда давайте попробуем приготовить спектакль. (Поворачиваю куб поляной).

(Имя),ты у нас оживляешь тучку, выходи. Как ты думаешь, как может двигаться твоя кукла? Покажи. (Как плавает тучка по небу, а как разговаривает. Может она общается с другими тучками? А може ее надеть на руку.) Замечательно, ты настоящий актер. А слова в сказке у тучки: Всех букашек напою! Давай поработаем куклой вместе со словами. Молодец, давай еще раз попробуем! Запомни какие движения и слова у твоей куклы. (Ребенок повторяет).

(Имя), а ты у нас оживляешь солнышко, выходи. Как может двигаться твоя кукла? (Покружится, покачаться, спрятаться за тучку). Покажи. Умница, у тебя все получается. А слова у солнышка в сказке, такие: Всю поляну я согрею! Давай поработаем куклой вместе со словами. Здорово, давай еще раз попробуем! Запомни какие движения и слова у твоей куклы. (Ребенок повторяет).

(Имя), давай попробуем оживить цветок. Выходи к нам. Как может двигаться твоя кукла? (Потянуться, позевать, спрятаться от дождика, погреться около солнышка) . Покажи. Браво. Как у тебя все ловко получается. А сейчас давай выучим слова, которые цветок будет произносить: Я цветочек, жду гостей! (Ребенок повторяет). Поработаем куклой вместе со словами. Умница, давай еще раз попробуем! Запомни какие движения и слова у твоей куклы. (Ребенок повторяет).

(Имя), а ты у нас оживляешь улитку, выходи. Как ползает улитка, а как кушает? Замечательно, ты настоящий актер. А слова у улитки в сказке, такие: Просыпайтесь все скорей! (Ребенок повторяет). Давай поработаем куклой вместе со словами. Умничка, давай еще раз попробуем! Запомни какие движения и слова у твоей куклы. (Ребенок повторяет).

(Имя), ты у нас оживляешь божьих коровок. Выходи к нам и присаживайся на пригорок. Покажи, как коровки могут бегать и меняться местами, рассматривать цветок? Молодец, как у тебя все здорово получается. Осталось выучить слова. Повторяй за мной: Сегодня мы построим домик! (Ребенок повторяет).

(Имя), в твоих руках будет оживать бабочка, вылетай на полянку. А как может двигаться твоя кукла? Покажи. (Как она летает. Посади ее на цветочек, или может быть на пригорок, рядом с божьими коровками.) Здорово, тебе осталось только выучить слова. А слова у бабочки такие: Как же тут везде красиво! (Ребенок повторяет). Давай поработаем куклой вместе со словами

Педагог: Присаживайтесь на стульчики. Ребята поднимите руку, кто запомнил, что говорит и как двигается ваша кукла. Тем, кто не запомнил, я еще раз повторю. (ответ детей ). Молодцы, теперь мы можем начать нашу сказку. Как только вы услышите имя своей куклы, вам нужно выйти к полянке и оживить ее. Не забывайте, громко и четко, произносить слова, которые мы с вами выучили. Представление начинается!

    Кукловождение и культура речи. (МУЗЫКА)

Рано утром на полянке
Прошел дождик - кап-кап –кап.
Проходи же, не стесняйся
Наша тучка – вот сюда. (Всех букашек напою!)

Вот и солнышко выходит
Жаркий день у нас стоит
Наше солнышко подходит
И вдруг что то говорит: (Я согрею вам поляну!)

Тут цветочек наш проснулся,
Хорошо так потянулся.
Поклонился, улыбнулся,
И букашкам говорит:(Я цветочек, жду гостей!)

Первой приползла улитка,(Просыпайтесь все скорей!)
Позвала с собой коровку,(Сегодня мы построим домик!)
Посмотрели вверх и видят
Бабочка летит- . (Как же тут везде красиво!)

Мы полянку оживили,
Сказку нашу сочинили.
Пусть живет народ веселый,
Под названьем – Насекомье!
Идите скорее ко мне, вернем кукол в ларец.

Ребята, вставайте передо мной. Вы настоящие актеры. Каждый из вас отлично справился со своей ролью. Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Предлагаю отдохнуть и сделать сделаем Машину зарядку.

(МУЗЫКА «Машина зарядка»- первый куплет)

4. Ритмопластика

Машина зарядка (первый куплет).

Повторяйте все за мной! Замечательно. Вы молодцы. Присаживайтесь на стульчики.

Педагог: В театре есть актеры, а есть и оформители. Они создают декорации и афиши для предстоящего спектакля или сказки. Афиша – это приглашение на представление, на которой написано название спектакля и представлены его герои. Оформить афишу можно по-разному. (Поворачивает мольберт) Посмотрите, одна из афиш. Эта нарисована. Вот название, а вот герои. (поворачиваю куб афишей ). Я начала оформлять афишу к нашей сказке. На ней есть название – «Поляна сказок», но нет главных героев. Вы поможете мне ее оформить до конца? (ответ детей ). Тогда подходите ко мне по ближе, берите героев нашей сказки и размещайте их так, как вам нравится. Вот здесь есть петелька, прикрепляйте игрушку на пуговку.

(МУЗЫКА – «Поляна сказок»)

Ребята, идите скорее сюда. Посмотрите, как красиво у нас получилось. Вам нравится? (ответ детей ). Сегодня вы научились самостоятельно оживлять кукол и оформлять афишу и если вы захотите, то теперь сможете с помощью воспитателей и родителей приготовить множество представлений и научить этому других.

    (Рефлексия)

Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стульчики. У меня есть картинки с изображением масок, но они разные: одни улыбаются, а другие грустят. Возьмите ту, которая подходит к вашему настроению. Как замечательно что у вас веселое настроение, а чтобы оно оставалось таким же, я приготовила вам сюрприз: диски с «видео – экскурсией по театру» в подарок. (МУЗЫКА - «Поляна сказок») . Желаю вам всего доброго. До свидания!

Используемая литература:

    Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.

    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.

    Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.

    Что такое театр? М, Линка-Пресс, 1997.

    Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.

    Буренина А. И. Театр Всевозможного.

    Н. Ф. Сорокина «Театр - творчество - дети» – М.: Аркти, 2004

    Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, М.: ТЦ Сфера, 2009г.

    Скорина Н.Ф.Кукольный театр для самых маленьких., Н Ф. Сорокина, Л.Г.Миланович, М.: Линка – Пресс, 2009г.

    Киселёва Л.А. Технологии кукольного театра «Сказка», С.Довольное, 2003 г.

    http://www.maam.ru/obrazovanie/teatr-v-detskom-sadu

    http://my-solnyshko.com/our-arts/spektakli/?cur_cc=12&curPos=4

    http://mp3sort.biz/viewtn.php?t=32314&start=19330

    «Музыка, игра, театр»

    Конспект игрового музыкального занятия

    Материалы к занятию:

    Карточки с изображением эмоций, шапки-маски сказочных персонажей из сказки «Красная шапочка» - волк, Красная шапочка, ширма, куклы кукольного театра, мультимедиа .

    Предварительная работа:

    Просмотр диафильма «Красная шапочка».

    Детям читают сказки «Красная шапочка» Ш. Перро.
    Слушание на музыкальных занятиях пьес «Лиса» «Волк» Е. Тиличеевой.

    Разучивание «Песенки друзей» муз. Фрида.

    Краткое описание:

    В ходе занятия активизируется использование в речи детей понятий; мимика. Занятие направлено на то, чтобы ребёнок смог проявить свою индивидуальность и неповторимость.

    Используемая методическая литература:

    «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М. Д. Маханева.

    Цель: формировать интерес к театрализованным играм.

    Задачи:

      Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике;

      Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, условия для развития фантазии, творчества в процессе придумывания диалога к сказке.

      Побуждать детей импровизировать в пляске.

      Развивать мелкую моторику рук.

      Формировать умение проговаривать свои действия.

      Выразительно передавать диалог сказочных персонажей, их характеры;

      Формировать художественно-речевые, исполнительские способности;

    Ход занятия:

    Организационный момент.
    Педагог.

    Добрый день мои друзья!

    Пальчиковая игра «Здравствуйте» автор Савинова С. Ф.

    Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

    Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

    Здравствуйте, губки (показываем губки)

    Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

    Губками «почмокали» («чмокаем»)

    Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

    Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

    И ими помахали (машем ладошками)

    А теперь все вместе –

    «Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

    Вас снова видеть рада я!

    Вы в музыкальном зале,

    Надеюсь, встречу эту ждали.

    Раз, два, три, четыре, пять
    Вы хотите поиграть?
    (Ответы детей)

    Педагог.

    Для начала я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Разминка театральная». Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

    Игра «Разминка театральная»


    Педагог.
    Артистами хотите стать?
    (Ответы детей)
    Тогда скажите мне, друзья,
    Как можно изменить себя?
    Чтоб быть похожим на лису?
    Или на волка? Или на козу?
    Или на принца? На Ягу,
    Иль на лягушку, что в пруду?
    Дети: Изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.

    Педагог.
    А без костюма можно, дети,
    Превратиться, скажем, в ветер,
    Или в дождик, иль в грозу,
    Или в бабочку, осу?
    Что поможет здесь, дети?
    Ответы: жесты и мимика.

    А что такое мимика, дети?
    Ответ: выражение нашего лица.

    Педагог.
    Бывает без сомненья
    Разное выраженье.
    А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?


    Картинки-эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.

    Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в мимическую игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»…


    (Проводится игра)


    Педагог.
    Понравилась игра?
    Педагог.
    Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?
    (Ответы детей)

    Педагог.
    А теперь пришла пора,

    Общаться жестами. Да-да!

    Послушайте музыку и подумайте, какими движениями под музыку можно передать характер героев сказок: лисы, волка.

    Слушание пьес «Лиса», «Волк» Тиличеевой

    Педагог.
    Дети, сегодня мы узнаем, как с помощью музыки можно узнать много интересного. Музыка может рассказать сказку, может изобразить разных животных, их характер и повадки. Сейчас я буду играть музыку, а вы покажете, про кого я играю.

    Звучит музыка «Волк» Е.Тиличеевой.
    Итак, кто же у нас сейчас появится?

    Дети. Волк.

    Дети изображают, как бегает волк рысцой.


    Педагог.
    Правильно, вы угадали. Вы хорошо изобразили волка. Какая была музыка, высокая или низкая; легкая или тяжелая; быстрая или медленная?


    Дети отвечают, что музыка была сердитая, низкая, тревожная, быстрая.


    Из-за ширмы появляются игрушка лисы.


    Посмотрите, к нам пришла еще лиса. Давайте поиграем. Я выберу двух детей и дам им волка и лисичку. Когда зазвучит музыка волка – танцует тот, у кого в руках волк, а когда зазвучит музыка лисы, танцует тот, у кого в руках лиса.


    Играет музыку «Лиса» Е. Тиличеевой


    Кто еще спрятался в домике?

    Отгадайте загадку:

    Бабушка девочку очень любила,
    Шапочку красную ей подарила,
    Девочка имя забыла своё,
    А ну, подскажите имя её.

    Дети. Это Красная Шапочка.

    Давайте теперь угадаем музыку Красной Шапочки и Волка.


    Проводится игра.


    Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с внучкой Красной шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет Волком, а кто Красной шапочкой. Вы готовы? Давайте послушаем?
    (Диалоги детей)

    А сейчас мы попробуем угадать, на каких клавишах звучит музыкальная пьеса про Красную Шапочку и Волка. Красной Шапочке нужно было отнести для бабушки пирожки. Она шла по лесу. У неё было хорошее настроение. Она шла, напевала песенку, когда из-за дерева появился серый волк.
    Звучит пьеса «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеева

    Педагог. Дети, какая песенка была у Красной Шапочки? (отв.)
    Музыка звучала высоко или низко? (отв.)
    Правильно, потому что Красная Шапочка – маленькая девочка, она легко и весело шагает по лесу и ничего не боится.

    А какая музыка стала, когда появился волк? Высокая или низкая?

    Ответы детей.

    Импровизация танцевальных движений.

    Рефлексия.

    Педагог. Молодцы, дети. Умеете и голосом, и в танце показать сказочных персонажей!
    Дети, а вам понравились герои этих сказок?

    Ну что ж, мы с вами послушали разную музыку, узнали, что музыка нам может о многом рассказать, а языком жестов и мимикой можно передать характер героев сказок.

    Сказать исполнителям хочется «Браво»!

    Дальнейших успехов вам всем пожелать,

    И так же всегда хорошо выступать!

    Дети поют «Песенку друзей» муз. Фрида.

    Сегодня мы с вами отправимся в чудесный мир кукольного театра, узнаем о его артистах - куклах, о том, какие они бывают, при помощи кого или чего они оживают. А на всем пути нас будет сопровождать книга Валентина Берестова «Театр кукол».
    СЛАЙД 3: В. Берестов

    На утренник детский
    Артисты спешат.
    У них в чемоданах
    Артисты лежат. СЛАЙД 4

    Ребята, расскажите, какие артисты лежат в чемодане? (Ответы детей).
    А какие «артисты спешат»? (Ответы детей).
    А вы знаете, как они называются? (Ответы детей). Они называются кукольники или кукловоды. А от каких двух слов происходит слово «Кукловоды» и почему они так называются? (Ответы детей).
    СЛАЙД 5: Кукловоды.

    Счастливей артистов,
    Наверное, нет:
    Мы в куклы играем
    До старости лет.
    И нету артистов
    Несчастнее нас:
    Никто нас не видит,
    Мы скрыты от глаз.
    Объясните, почему артисты «Скрыты от глаз»? (Ответы детей).
    А вы знаете, как называется предмет, который скрывает от глаз зрителей артистов? (Ответы детей). Вы правы, это ширма - перегородка, за которым скрывается кукловод, работающий с куклой, сама кукла действует над перегородкой - кажется, будто она движется без участия человека.
    СЛАЙД 6: Ширма.

    В начале XVII века ширмой служила остроумная "конструкция", которая выглядела так: "...впереди мужик в женской юбке с обручем на подоле, он поднял ее (юбку) кверху и, закрывшись таким образом, может спокойно двигать руками, поднимать кукол наверх и представлять целые комедии.
    СЛАЙД 7: Древняя ширма.

    Вот это у нас тоже ширма. (Педагог расставляет ширму) и сейчас за ней появится первые артисты.
    СЛАЙД 8: Виды кукол.

    (Педагог показывает из-за ширмы три основные вида кукол: тростевую, перчаточную и марионетку, затем выносит их). Давайте попробуем догадаться, чем отличаются эти куклы? (Ответы детей). Правильно, эти куклы отличаются способом управления, способами работы с ней кукловода. А теперь остановимся на каждом способе подробнее.
    По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит. Напольные находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей.
    Первая наша кукла, с которой мы познакомимся поближе – тростевая.
    СЛАЙД 9: Тростевые куклы

    Скажите мне пожалуйста, почему она так называется? (Ответы детей).
    Свое название эти куклы получили от тростей (деревянных, металлических, костяных), при помощи которых поддерживаются и приводятся в движение туловище, голова и конечности куклы.
    На следующем слайде мы посмотрим, как же устроена тростевая кукла. (Педагог с детьми рассматривает устройство тростевой куклы).
    СЛАЙД 10: Устройство тростевой куклы.

    А теперь давайте посмотрим, как кукловоды работают с тростевой куклой и попробуем сами стать кукловодами. (Просмотр видеофрагмента «Тростевые куклы»)
    СЛАЙД 11: Способы работы с тростевой куклой.

    Сейчас на примере наших тростевых кукол мы рассмотрим основные способы работы с ними. (Педагог демонстрирует основные приёмы (поднять и опустить руку, согнуть её в локте, повернуть голову), затем дети повторяют, придумывают свои движения).
    А вот как Владимир Берестов писал о тростевых куклах: короле и королеве. (Дети читают стихи).
    СЛАЙД 12: В. Берестов.

    Из бумажного куля
    Можно сделать короля.
    Уверяю вас, король
    Хорошо сыграет роль.
    Я – королева на престоле.
    Я создана для этой роли!
    Прислали бандеролью
    Меня из мастерской
    Для этой самой роли –
    И больше никакой!
    А сейчас мы познакомимся с ещё одним видом кукол, с марионетками.
    СЛАЙД 13: Марионетки.

    Марионетки - это куклы, управляемые сверху с помощью нитей или лески, которые крепятся к ваге (вага - деревянная конструкция). На следующем слайде мы увидим, как же устроена кукла-марионетка. (Педагог с детьми рассматривает устройство куклы-марионетки на слайде и «вживую»).
    СЛАЙД 14: Устройство куклы-марионетки.

    А теперь давайте посмотрим, как кукловоды работают с куклой-марионеткой (просмотр видеофрагмента «Марионетки») и поработаем с ней сами. Сейчас на примере наших тростевых кукол мы рассмотрим основные способы работы с ними. (Педагог демонстрирует основные, затем дети повторяют, придумывают свои движения).
    И про кукол-марионеток у поэта Владимира Берестова есть стихи. Давайте их прочитаем. (Дети читают стихи).
    СЛАЙД 15: В. Берестов.

    Вот король идёт в поход
    За собой войска ведёт:
    Сто громадных усачей,
    Сто весёлых трубачей
    И со связкою мечей
    Едет старый казначей.

    Воробьишка подлетел
    И на эту связку сел,
    Увидал картонный меч
    И повёл такую речь:
    – Меч картонный средь мечей?
    Это чей?
    И король ответил смело:
    – А тебе какое дело?
    Последняя кукла, с которой мы сегодня познакомимся – перчаточная.
    СЛАЙД 16: Перчаточная кукла.

    Перчаточная кукла - театральная кукла, которая надевается непосредственно на руку актера и не имеет никаких дополнительных приспособлений для управления. На следующем слайде мы увидим, как же устроена перчаточная кукла.
    СЛАЙД 17: Устройство перчаточной куклы.

    Ребята, а вы знаете, какую перчаточную куклу знают в разных странах? (Ответы детей).
    СЛАЙД 18: Петрушка.

    Эй, белобрысый из первого ряда!
    Ты не узнал меня с первого взгляда?
    Думаешь: что это за игрушка?
    А я –… (Петрушка!)

    Остёр колпачок.
    Ещё острей язычок.
    Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
    Да так, что и вы расхохочетесь сами!
    СЛАЙД 19: Кукольное представление.

    Родился Петрушка на площади, за едкие остроты и шутки прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым. Кукольники немало натерпелись от властей и церкви, поскольку злободневные шутки приводили в властьимущих. Кукольников сажали в тюрьмы, казнили, и кукол ждала та же участь. Но несмотря на это театр выжил, и его герои тоже.
    СЛАЙД 20: Такой разный Петрушка.

    В каждой стране Петрушку называют по-разному: у французов - Полишинель, у англичан - Панч, у чехов - Каншарек, у итальянцев - Пульчинелла.
    Но ведь вы уже с перчаточной куклой хорошо знакомы. На уроках труда вы делали из носка перчаточную куклу и теперь эти куклы мы будем с вами оживлять.
    СЛАЙД 21: Рука артиста.

    Превращается рука
    И в котёнка, и в щенка.
    Чтоб рука артисткой стала,
    Нужно очень-очень мало:
    Специальные перчатки,
    Ум, талант – и всё в порядке!
    Ум у нас есть, талант есть, сейчас мы разберём «специальные перчатки» и будем учиться работать с перчаточной куклой.
    СЛАЙД 22: Наши куклы

    Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений. (отработка движений). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.
    Чем дальше кукла от верхней части ширмы (эта часть ширмы называется «грядка»), тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму её поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперёд к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, её надо отвести на задний план и там опустить.
    Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую.
    Мы с вами научились основным движениям перчаточной куклы и сейчас
    разыграем стихотворения «Змейки».

    1.Змеи бывают разные,
    И желтые, и красные,
    И белые, зеленые,
    Пятнистые, узорами.
    Но красоту такую,
    Ты трогать не спеши,
    Кусачие порою,
    Хоть внешне хороши.
    Здесь красота опасная,
    Природа так решила,
    И кожу ей атласную,
    Из лоскутков пошила.
    2. Говорят, я мудрая.
    Люди, вам видней.
    Выползаю утром я
    К солнцу из корней.
    Мне послушать хочется
    Лес и тишину.
    В гордом одиночестве
    Мимо проскользну.
    Сами не обидите –
    Я не трону вас.
    Даже не увидите,
    Как исчезну с глаз.
    Вот и мы с вами побывали артистами-кукловодами в кукольном театре. А сейчас…
    Спектакль окончен.
    Видеть странно,
    Как из-за ширмы, всей в огнях,
    Встают артисты-великаны,
    Держа артистов на руках.
    СЛАЙД 23: Спектакль окончен.

    И книжка Владимира Берестова, которая нам помогала на занятии, тоже подходит к концу. Вот её последняя страница:
    Ночь пришла.
    Усталых кукол
    Сонный сумрак убаюкал.
    Были куклы на тростях,
    Оказались на гвоздях.
    И висят они, бедняжки,
    Как пальто или фуражки,
    В темноте и в тишине
    Видят публику во сне.
    СЛАЙД 24: После спектакля.

    Наше занятие, на котором мы познакомились с замечательным миром кукольного театра, подходит к концу. И в заключении я предлагаю вам вспомнить основные понятия, с которыми мы познакомились на занятии, и поиграть в игру «Как называется». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны ответить, как же это называется. (На экране высвечиваются слайды с правильными ответами).
    1. Как называются артисты, управляющие куклой? (кукольники или кукловоды).
    2. Как называется перегородка, за которым скрывается кукловод, работающий с куклой? (ширма).
    3. Как называются куклы, которые поддерживаются и приводятся в движение при помощи тростей (деревянных, металлических, костяных)? (тростевые куклы).
    4. Как называются куклы, управляемые сверху с помощью нитей или лески, которые крепятся к ваге (вага - деревянная конструкция)? (марионетки).
    5. Как называется театральная кукла, которая надевается непосредственно на руку актера и не имеет никаких дополнительных приспособлений для управления? (перчаточная кукла).
    6. Как называется самая популярная в мире перчаточная кукла? (Петрушка, Петр Иванович Уксусов).
    7. Как называется театр, в котором на сцене играют и люди, и куклы? (кукольный театр).
    На этом наше занятие окончено, и мне хочется предложить вам принять участие в создании книжки, посвященной кукольному театру. Пусть каждый из вас нарисует различные тростевые и перчаточные куклы, куклы-марионетки, ширму, кукловодов, Петрушку – всё то, что запомнилось вам сегодня на занятии. Спасибо за внимание!

    Название: Конспект музыкального занятия с элементами драматизации «Кто без призору в колыбели, тот весь век не при деле»
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, фольклор, Подготовительная к школе группа

    Должность: музыкальный руководитель высшей категории
    Место работы: МБДОУ «Детский сад №67»компенсирующего вида
    Месторасположение: Нижегородская область, г.Дзержинск

    Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
    «Кто без призору в колыбели,
    тот весь век не при деле»
    (с элементами драматизации)

    Задачи:

    • Закрепить представление детей о народной традиции – обряд «Рождение младенца», через знакомство с музыкальным фольклором (колыбельные, потягушки, хороводы, народные игры, частушки)
    • Развивать творческие способности через знакомство с народным фольклором
    • Совершенствовать умение играть на народных инструментах
    • Развивать музыкальный слух, ритм, память
    • Совершенствовать речь детей, умение свободно высказываться, обогащать словарный запас
    • Воспитывать умение слушать друг друга
    • Воспитывать любовь и уважение к своему народу через приобщение к народным традициям (праздники, посиделки, игры и т.д.)

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Муз. рук. Здравствуйте девицы- красавицы и добры молодцы!

    Дети — Здравствуйте!

    Муз. рук. — Приятно видеть вас в добром здравии.

    У нас сегодня день чудес

    У нас радость до небес!

    К нам гости пришли,

    Дорогие пришли!

    Дети- Добрый день, гости званные и желанные!

    — Милости просим! Рады гостям, как добрым вестям.

    Муз. рук. — Ребята, вы хотите оказаться в далеком прошлом?

    Дети- Хотим

    Муз.рук .-Тогда давайте заглянем в далекое прошлое. (Звучит русская народная мелодия). А помогут нам в этом наши музыкальные зеркала. Заглянем в них. Мы очутились в далекой Руси

    Посмотрите, какие вы красивые. Девочки в русских сарафанах, мальчики в нарядных рубашках.

    Воспитатель — Ребята, смотрите, а здесь все как в старину.

    — Я кажется, поняла, мы оказались с вами в русском доме.

    Давайте с вами вспомним все, что мы знаем о том, как жили люди раньше на Руси, о русском доме

    Какие главные вещи в доме?

    Дети - Стол, печь

    Воспитатель -Вот и у нас здесь есть стол, печь, лавки. Проходите, присаживайтесь. (дети садятся)

    Знаете ли вы, кто хозяин в доме?

    Дети -Знаем! Домовой!

    Муз. рук. — А какие праздники бывают в доме?

    Дети- Праздник урожая-Покров, Новый год, Рождество, Масленица, Сороки,Троица.

    Муз. рук. — Молодцы, много праздников назвали.

    А самый главный, самый важный праздник в доме — это рождение ребенка. Ребенка ждали, о нем думали, говорили, делали для него одежду, люльку, которую завешивали пологом.

    Будущая мама вела себя осторожно, и к ней относились бережно, с любовью, освобождали ее от тяжелых работ. Когда ребенок рождался, вывешивали рубашку на самое видное место во дворе — на плетень, чтобы все знали — новый человек в мир пришел!

    А хотите вы узнать, что делали после рождения ребеночка?

    Как его нянчили, пестовали, как проходил день малыша? Давайте посмотрим!

    Дети- хотим

    Дети надевают элементы костюмов бабушки и дедушки

    выходят Дед и Бабка, у бабки — запеленутая кукла, у деда — рубашка .

    Бабка . Проходите, заходите, в доме радость: у дочки нашей малыш родился.

    Дед. Повесь-ка, бабка, рубашку на видное место, чтобы все видели — новый человек родился!

    Бабка вешает рубашку, дед кладет дитя в колыбель.

    Бабка. Знаете ли вы, ребятушки, в чем лежит наше дитятко?

    Д е т и . В колыбели? В люльке?

    Воспитатель — Правильно, это люлька. Для чего наша люлька пологом завешена?

    Дети чтобы комары, мухи не залетали

    Чтоб свет не мешал

    Муз. рук. — А я знаю интересную примету.

    Чтоб узнать, кто родится, раскладывали на полу вещи и смотрели, что выберет ребенок, который ждет братца или сестрицу.

    Мужские — будет мальчик, женские — жди девочку. А вы приметы знаете?

    У меня ребята есть музыкальный клубочек .

    Пока музыка будет звучать, вы будете передавать клубочек. Как только музыка остановится, тот и говорит свою примету.

    Проводится игра «Музыкальный клубочек»

    Дети Сын похож на мать, дочь на отца — к счастью.

    — Если в день рожденья была в доме прибыль — к счастью.

    — Люльку пустой не качали

    Волос до года не стригли

    — спящим никому не показывали

    Воспитатель — Вот и мы не будем смотреть на него, чтоб спал да рос спокойно. Посмотрите-ка ушли наши родители в поле, кто в доме остался?

    Дети – дедушка, бабушка, братья, сестры

    Воспитатель Правильно Старые да малые. А кто нянька нашему малышу будет?

    Дети — старшие дети

    Муз. рук. — Да, Старшие братья и сестры, такие как вы. Сможете ли вы малышу колыбельную спеть? Как нужно петь колыбельные песни? Правильно, Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя, тишины.

    Дети — Нежно, ласково, протяжно, с любовью, напевно

    Дети поют колыбельные по желанию

    Воспитатель — Как ласково спели колыбельную для нашего малыша, молодцы. Мне кажется, что проснулся наш малыш, потягивается, ему надо спеть потягушеньки? А какие потягушки будем петь, нам помогут музыкальные карточки — символы. Затекли ручки, ножки у нашего младенца, развернем его, будем по животику поглаживать, да потягушки делать.

    (Дети вытягивают карточки (2-3 штуки) исполняют Потягушки кто говорком, кто напевом.)

    Воспитатель — Заплакал наш малыш. Как же его успокоить?

    Давайте скорей успокоим малыша.

    Дети — Нужно спеть попевку.

    (дети берут куклу в руки и поют попевку, передавая куклу по желанию)

    Воспитатель -Понравились малышу наши утешалочки, вот как весело и хорошо ему с нами.

    — Когда подрастет малыш, он уже спит меньше, сказки полюбил слушать, играть научился. Давайте и мы с вами поиграем. Сплетем игрушку для нашего малыша.

    Проводится русская народная игра «Пряха»

    (дети плетут косу из лент)

    Воспитатель – Вот и готово! Отнесу ка я ее к нашей малютке. Посмотрите, подрос наш малыш.

    Давайте ему сказку расскажем. Мы сейчас его позабавим. Поиграем в игру «Заинька серенький». Выберем ведущего по считалке.

    (Дети выбирают ведущего по считалке)

    Проводится игра на чувство ритма «Заинька, серенький»

    Заинька-серенький в гости пошёл,

    Заинька- серенький ложки нашел.

    Дети произносят слова по кругу. В центре круга стоит Заинька. Он двигается противоходом )

    Ребенок на ложках сочиняет свой ритмический рисунок, другие дети повторяют.Можно придумать любого персонажа, сказочного героя)

    Муз.рук . — Молодцы! Какие разные ритмические рисунки вы придумали.

    А еще дети очень любили дразнилки. Не для того, чтобы обидеть, а повеселиться, поднять настроение. Проходите, присаживайтесь.(сели)

    Вы назовете свою любимую дразнилку, а я вам проиграю ритмический рисунок, затем мы простучим ритм дразнилки.

    Какие вы знаете дразнилки?(дети по желанию называют, например Андрей воробей!)

    Муз. рук. — Загадаю вам загадку да не простую, а музыкальную. Приготовьте ушки, чтобы были на макушке. (простукиваю ритм знакомой русской народной песни «Ай-чу-чу» дети отгадывают)

    Муз. рук.- Умницы, справились с загадкой! А скажите мне, будьте добренькие, какая песня по характеру?

    Дети -веселая

    — радостная

    — озорная

    — игривая

    Шуточная

    Задорная

    Заводная

    — энергичная

    Муз. рук. — значит, как ее нужно исполнять?

    Дети- энергично

    Радостно

    Воспитатель — Давайте разделимся на две деревни. Курочкой у нас будет(называет имя ребенка) , а роль деда исполнит(называет имя ребенка)

    Инсценировка шуточной народной песни

    «Ай чу-чу»

    Муз. рук. – Повеселились на славу! Пришла пора хороводы водить. А помогут нам наши схемы. Будьте внимательны. Я буду менять схему хороводных движений, а вы должны выполнять движения в соответствии со схемой.

    Молодцы! А какие хороводные движения вы использовали?

    Хоровод по схемам

    (дети называют)

    Хоровод по «солнцу»

    -«Выворачивание рукава»

    — «Ручеек»

    — «Капустка»

    — «Змейка»

    -«Выворачивание круга»

    Воспитатель — Мы не только хороводы заведем, но и дружно запоем!

    Русская народная песня «Перед весной»

    Муз. рук. — Вы послушайте ребятки, загадаю вам загадку. Знаю, знаю наперед — вы смекалистый народ. Есть шкатулка у меня, не простая. Отгадаете загадку, вмиг получите отгадку!

    (Загадывается загадки о народном инструменте-балалайка, баян, бубен)

    Дети по звучанию узнают русские народные инструменты: балалайка, баян, бубен)

    Воспитатель — И у нас, в нашей горенке лежат ложки, трещотки, палочки, стиральные доски. На них мы сыграем, гостей позабавим.

    Разбираются инструменты по желанию (подгруппа детей)

    Воспитатель Эй, девчонки-хохотушки,

    Запевайте-ка частушки!

    И вы, парни, не зевайте,

    Девчатам тоже помогайте

    Муз. рук. — Ох и молодцы, ребятушки, хорошие из вас няньки получились, много вы знаете попевок, прибауток, потешек, дразнилок и на инструментах играете умело, да к то му же, частушки исполнили собственного сочинения!

    А плясать то вы умеете?

    Дед . Как это не умеют? Ну-ка ребятушки, покажите, как «русского» пляшут, а мы с бабкой вам поможем

    Общая свободная пляска под запись «Кадриль».

    (сели)

    Муз. рук — Вижу, умеете плясать, а какие движения русского народного танца вы использовали в пляске?

    (дети называют)

    — «ковырялочка»

    «самоварчик»

    «волчок»

    «качалочка»

    Бабка. (после пляски ). Ой, Дед, заплясалась я тут и совсем забыла, а у меня в печи, уже и пироги, да пряники поспели.

    Воспитатель —. А к пирогам да пряникам споем нашу любимую песню «Самовар»

    Исполняется песня «Самовар» муз. Тухманова

    Муз. рук. — Ох и интересное путешествие в прошлое мы совершили. А теперь пришла пора вернуться в наше время. Заглянем в наши музыкальные зеркала, и они перенесут нас в наш детский сад, в 2016 год, в наше время.

    Воспитатель — Вот мы и оказались снова в нашем музыкальном зале. Понравилось вам путешествие в далекую Русь?

    Дети -Понравилось

    Муз. рук. — Мы с вами были няньками для малыша. Пели ему колыбельные песни, прибаутки. Простукивали ритм, по схемам водили хороводы, сочинили частушки, т.е. занимались музыкальным творчеством. Все это, чтобы достигнуть его вершины.

    Вот у меня есть схема «Пути к вершине творчества».

    Кто-то находится в самом начале пути, есть еще над чем поработать.

    У некоторых уже многое получается – это середина пути.

    Есть и те, которые достигли вершины творчества, но впереди еще много других интересных вершин, к которым нужно стремиться.

    Определите, на каком этапе пути к вершине творчества вы находитесь. И объясните – почему.

    Дети себя оценивают

    Муз. рук. Вам спасибо за уменье, за улыбки и веселье.

    На прощанье в этот час

    Угостить хотим мы вас

    Пряники, коврижки

    Кушайте, детишки.

    До свидания девицы-красавицы и добры молодцы!

    Дети прощаются и уходят



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные