Культура эллинизма. Технологическая карта урока МХК Синтез восточных и античных традиций в эллинизме (10 класс) Слияние восточных и античных традиций в эллинизме


Завоевания Александра Македонского. Начало периода эллинизма. В 338 году до Р.Х. Греция попала под власть Македонии. Через два года создатель Македонской державы Филипп 2-й пал от рук заговорщиков, и новым правителем государства стал его сын Александр Македонский. В 344 году до Р.Х. Александр предпринял совместный поход греков и македонцев в Азию против персов. В течение нескольких лет он завоевал Малую Азию Сирию и Палестину, Египет, Месопотамию и Персию таким образом,уничтожил Великое Персидское царство. Под властью Александра так же оказалась Средняя Азия, не осуществилась лишь попытка завоевать Индию. В ходе своего похода Александр, которого стали именовать Великим, захватил практически все владения Персидского государства и считал себя повелителем мира. Однако после его смерти между его полководцами-диадохами начались распри, в результате которых произошел распад Державы Александра Македонского на три более мелких государства: Египта, Царства Селевкидов и Македонии.




Завоевания Александра Македонского. Начало периода эллинизма. Походы Александра Македонского и последовавшие за ними войны вызвали массовое переселение греков и македонцев из Европы в страны Ближнего Востока. Там они оседали в старых и основывали новые города, некоторые из которых становились богатыми и многонаселенными. Крупнейшим центром Средиземноморья стала Александрия, заложенная Александром Македонским в дельте Нила. Восточное побережье Средиземного моря стало Греческим. Получила распространение греческая архитектура - воздвигались храмы, театры и стадионы. Греческий язык стал основным почти во всех городах этого региона. Таким образом поход Александра Македонского положил начало новому периоду,который обычно называют периодом эллинизма. Он завершился в 1 в.до р.х. когда восточное побережье Средиземного моря было завоевано римлянами. Для периода эллинизма характерно широкое распространение греческой цивилизации в странах ближнего Востока. В то же время произошло усиление влияния Востока на греческую культуру.


Государственное и общественное устройство. Традиционная форма государственного устройства греков – полис – в период эллинизма утратил свое значение. Во главе всех Эллинистических государств стояли монархи греко- македонского происхождения. Власть их была практически неограниченной, только в Македонии им приходилось считаться с местной аристократией. Во многих вопросах управления государством они стали исходить из обычаев, характерных для стран Востока. Так, например,правители Египта оставили государственный надзор за ежедневным трудом крестьян, существовавший там на протяжении тысячелетий. Это позволяло им пополнять государственную казну традиционными ежегодными налогами. В значительно меньшей степени изменения коснулись городской жизни. Эллинистические города были важными центрами ремесла и торговли а рабовладение по сравнению с предыдущим периодом получило ещё большее распространение.


Государственное и общественное устройство. Формально в городах сохранилось старое полисное устройство: продолжал работу совет, ежегодно избирались чиновники, и собиралось народное собрание. Власть их однако ограничивалась. Важные изменения произошли в военном устройстве. Войско теперь состояло не из граждан, а из набранных со стороны наемников. Чаще они жили в специальных военных поселениях. Гражданство теперь не имело никакого значения ни с точки зрения политики ни с точки зрения обороны.


Культура эллинистических государств. Культура эллинистических государств развивалась в значительной степени благодаря покровительству монархов. Особенно большой вклад в развитие культуры был внесен царями Египта из династии Птолемеев. В Александрии был основан - Александрийский Мусейон (греческое museion - храм муз), один из главных центров науки и культуры древности. (3 век до Р.Х.) При Мусейоне находилась библиотека,в которой были собраны почти все литературное наследие греков. Там переписывались рукописи, производились исследования,и занятия другими науками. Александрийскую библиотеку возглавляли самые знаменитые ученые того времени. Александрия была далеко не единственным крупным центром науки и культуры: все большее значение приобретал Пергам в Малой Азии. В Греции же по-прежнему на первом месте стояли Афины.


Литература периода Эллинизма. Но в отличие от прежних поэтов их почти не интересовали проблемы общественной жизни и морали. Вместо этого они воспевали кого-нибудь из членов царской семьи или писали стихи о прекрасной любви простых пастухов на фоне живописной природы Греции. От поэзии теперь ожидали не глубокого содержания, а изящного и элегантного стиля. Её целью стало не осмысление места человека в мире и не поиски решения основных проблем бытия – поэзия должна была просто приносить наслаждение. В эпоху эллинизма театр утратил свое прежнее значение. Это обстоятельство позволило выделиться поэзии. Так как важнейший её центр находился в Александрии она получила названия Александрийской поэзии. Поэты эпохи эллинизма как правило были очень эрудированны, знакомы с греческой литературой, и мифологией предыдущего периода.


Философия. В конце 4 веке до н.э. в Греции сложилось несколько влиятельных философских школ. Эпикур и его последователи считали что преодолев страх перед смертью и наслаждаясь жизнью,человек может достичь душевного спокойствия. Более популярным, чем учение Эпикура – эпикурейство, было учение другой философской школы – стоицизм. Основатель стоицизма Зенон. Согласно его учению все в мире происходит в соответствии со справедливым и непреложным божественным порядком. И последователи Эпикура, и стоики подчеркивали, что философия освобождает людей от страхов и забот. Перемены,произошедшие в обществе,повлекли за собой и изменения в образе мыслей и мировоззрения. Это получило ясное отражение в эллинистической философии. В классический период философы особое внимание уделяли вопросу о том какие добродетели делают человека хорошим гражданином и как должно государство воспитать эти добродетели. Однако теперь внимание философии переключалось с общественных проблем на личные и духовные проблемы. Зенон Эпикур


Развитие науки. Если в классический период отдельные науки ещё составляли единое целое с философией то для эллинистического периода характерна углубляющаяся специализация отдельных наук. Долгое время возглавлявший в 3 веке до Р.Х. Александрийскую библиотеку Эратосфен был одинаково компетентен и в астрономии, и в географии, и в истории. Он вычислил примерную длину окружности земного шара (длину меридиана), составил хронологию, охватывавшую все раннюю историю Греции. Так математик Евклид (вторая половина 4 в до н.э.) составил многотомное основополагающее произведение «Начала», в котором сформулировал основы элементарной геометрии. Математик, физик изобретатель – Архимед (3 век до н.э.) сформулировал кроме всего прочего, закон гидростатики. Для астрономов эллинистического периода уже было известно, что Земля имеет шарообразную форму.


Развитие науки. Один из астрономов того периода Аристарх (4-2 вв. до Р.Х.) первым в истории развил теорию о гелиоцентрическом строении вселенной. Развивая астрономию греки в период эллинизма познакомились с восточной астрологией. Именно в тот период, взяв за основу 12 знаков зодиака, начали составлять подробные гороскопы.


Изменение в области религии. Религия, как и большинство сфер жизни, в период эллинизма утратила черты, характерные для того времени, когда она служила для удовлетворения потребностей отдельного полиса. Если в классический период на первый план выступали различные религиозные празднества, то теперь их место заняли мистерии. Некоторые изменения претерпел и греческий Пантеон. Рядом со старыми богами греки поместили и многих восточных богов. Так как между ними они нашли много общего, то зачастую богов стали отожествлять. Самой популярной богиней Средиземноморья в период Эллинизма была богиня Исида. Таким образом, религия периода Эллинизма представляла собой своеобразный сплав греческой религии и религий Древнего Востока.



СИНТЕЗ ВОСТОЧНЫХ И АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ
В ЭЛЛИНИЗМЕ

Спящий гермафродит. Венера Мелосская

ГИГАНТИЗМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ.
ЭКСПРЕССИЯ И НАТУРАЛИЗМ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА

Алтарь Зевса в Пергаме

    Эллинизм как завершающий этап в развитии древнегреческой культуры

    Новая эстетика очередного этапа развития культуры

    Архитектура эллинизма. Большой коринфский ордер

    «Восточная нега» в скульптуре. Поиск нежной формы. Спящий гермафродит и божественная красота Венеры Мелосской.

    Алтарь Зевса в Пергаме как проявление дисгармонии человека эллинизма.

Искусство – беспрерывный гармонический анализ мира, позволяющий проанализировать древнегреческую культуру как источник развития всего мирового искусства.

Великая эпохи европейского Возрождения ориентировалась на греческий образец.

Без искусства невозможно жить, быть счастливым и успешным, понимать окружающий нас мир;

Профессиональная мобильность предполагает высокий уровень интеллектуальной культуры;

Ведем диалоги

Формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них

Записываем определения

Рисуем схемы и делаем зарисовки в тетради

Выполняем задания учителя.

Технологическая карта урока № 14 – 10 класс

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

Вспоминают курс истории и то, что происходило на территориях, входивших в громадную империю Александра Македонского

Задает эмоциональный тон урока

Божественная красота и спокойствие Венеры Мелосской и дисгармония души человека эллинизма, его стремление все доводить до аффекта, смена образа атлета-воина на гермафродита - завершающий этап в развитии древнегреческой культуры. Это – ЭЛЛИНИЗМ!

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала

Думают и ищут ответ на вопрос , какой древнегреческий миф может стать ключевым для нашей эпохи?

Вспоминают,

что гармония и умиротворенность классических рельефов Парфенона достигалась точной и простой линией

Расставляет акценты

Культурные центры эллинистического мира: Александрия в Египте , Антиохия в Сирии , Пергам в Малой Азии, остров Родес в Греции. Искусство эллинизма, не было цельным, при общем эстетическом идеале – крайнем индивидуализме.

Ключевой миф эпохи – миф о Нарциссе. Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

АРХИТЕКТУРА

Любовь Востока к декоративности, пышности и орнаментальности сказалась на ордерной системе. Стал использоваться коринфский ордер.

Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора. Пропорции коринфского ордера повторяли ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цветов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском.

АЛТАРЬ ЗЕВСА В ПЕРГАМЕ

Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния - и эффектных поз. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались не точные и простые линии, а совсем другие приемы.

Задание 1

«Работа с текстом»

Задание 2

«Работа с изобразительным рядом»

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.

Личностные –

развивать учебно-познавательный интерес к разным видам культуры.

Предметные

Закрепление нового материала

1.Участвуют в мини Блиц-опросе.

2. Работают с предложенным текстом.

3.Составляют и записывают в тетрадь три вопроса по теме урока (вопросы обучающихся учитель включает в блиц-опрос).

Организует мини блиц-опрос:

    Что способствовало рождению красивого и ясного древнегреческого искусства?

    Какие черты характерны для искусства эллинизма?

    С чем связано появление двух ликов красоты в пластике эллинизма?

    Какие живописные приемы применяли скульпторы эллинизма, чтобы передать драматизм и экспрессию?

    Назовите принципы классического искусства в понимании древних греков.

    Как греческий идеал был воспринят разными народами?

Задание 3

«Наиболее известная библиотека античности»

Предметные

Предметные

Закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Контроль

Ведут самостоятельную подготовительную работу в группах по 2 человека.

Формулируют вопросы по теме урока

Контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы

Предметные

Знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.

Предметные

Закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Обсуждают выполнения заданий.

Оценивают свою работу на уроке и урок в целом

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями

Метапредметные

Осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

Выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Задание 1.

    Прочтите текст и выделите абзацы

    Дайте тексту привлекательное название

    Заполните табличку

Раскаленное шоссе терялось в просторах безжизненной равнины. И словно исполин возникла впереди громада холма, который одиноко господствовал над всем бескрайним степным пространством. У подножия горы зеленели оливковые и лимонные рощи и уступами теснились дома с плоскими крышами. Это была Бергама - небольшой турецкий городок, расположенный в двух часах езды от побережья Эгейского моря. ...В начале осени 1878 года жители Бергамы с любопытством смотрели на загорелого европейца в широкополой шляпе. Немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Но, кроме этого, Хумана интересовали древние руины ушедших малоазийских цивилизаций, в ту пору почти неизвестные европейским ученым и совсем не интересовавшие самих турок. Хуман нанял в Бергаме сорок землекопов и вместе с ними поднялся на гору. Он первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю. Начав раскопки на голом месте, немецкий инженер открыл один из самых главных памятников эллинистического искусства - Большой алтарь Зевса. Под слоем земли оказалось множество крупных обломков плит с рельефами. К концу сезона из них выстроился повествовательный цикл о битве богов и гигантов. Большой фриз алтаря Зевса помещен на его цоколе (высота 23 м, длина около 120 м). Фриз был исполнен группой скульпторов, но по единому композиционному замыслу. Тема фриза - гигантомахия. Кроме богов Олимпа, в битве принимают участие ряд божеств, извлеченных или из старых легенд или вновь придуманных. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью. Интересно, что в скульптуре точно передан этнический тип галла. На западной стороне были изображены божества водной стихии. На южной стороне - боги небес и небесных светил. На восточной, главной, - олимпийские боги, на северной - ночь и созвездия. Всего насчитывается около 50 фигур богов и столько же гигантов. Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, почти в круглой пластике. Фон фриза густо заполнен развевающимися одеждами, крыльями орлов, гигантов и змеями. Подробности разработаны так тщательно, что чувствуется их материальность. Фигуры были раскрашены, многие детали позолочены; высокий рельеф создавал глубокие тени; фриз легко читался на расстоянии. Имена богов и гигантов вырезаны на плинтусе и карнизе. Этот сюжет имел прямое отношение к истории Пергамского царства.


Как называется сооружение, о котором в тексте идет речь?

Тема фриза

Как называется тип рельефа, в котором выполнены изображения?

Что изображено на восточной стороне сооружения?

Сколько гигантов было изображено на рельефе?

Сколько богов было изображено на рельефе?

Какое конкретное историческое событие легло в основу рельефа?

Кто начал археологические раскопки сооружения?

Задание 2 «Работаем с изображениями»

    Перед вами иллюстративный ряд, рассмотрите изображения

    Попытайтесь определить, к какому периоду развития мирового искусства относятся изображения

    Знаете ли Вы, как называются эти произведения и кто их автор

1 2 3 4 5

Задание 3 « Наиболее известная библиотека античности»

    Надо подумать и письменно ответить на вопросы, зачем и почему Вам предоставлена возможность ознакомиться с этим материалом?

    О какой библиотеке идет речь?




Наиболее известная библиотека античности

Эта библиотека являлась частью одного из главных научных центров античного мира Александрийского мусейона.

Мусейон (музей святилище Муз) и библиотека были созданы и существовали во время правления в Египте греко-македонской династии Птолемеев с нач. 3 в. до н. э.

В хранилищах библиотеки было собрано около 500 тысяч свитков, среди которых рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др.

Новое здание было недавно выстроено на том самом месте, где Птолемей построил известную Библиотеку в 288 до н.э.

Эта Библиотека является уникальным строением современного мира и отража ет удивительную архитектуру XXI века .

>> Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме

СИНТЕЗ ВОСТОЧНЫХ И АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ В ЭЛЛИНИЗМЕ.
Спящий гермафродит. Венера Мелосская

ГИГАНТИЗМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ. ЭКСПРЕССИЯ И НАТУРАЛИЗМ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА

Алтарь 3евса в Пергаме

Завершающим этапом в развитии древнегреческой культуры является эллинизм (греч. нellenes – уподобляться эллинам). Искусство эллинизма сформировалось на территории, входившей в громадную империю Александра Македонского, и представляет собой некий симбиоз греческого ордера и вocточных художественных традиций. Культурными центрами эллинистического мира стали Александрия в Египте , Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос в Греции . Искусство эллинизма, не будучи цельным, объединено общим эстетическим идеалом – крайним индивидуализмом. вepoятно, поэтому ключевым мифом эпохи стал миф о Нарциссе.

Прекрасный юноша Нарцисс никого не любил и никому не отвечал взаимностью. Богиня правосудия Немесида, к которой неслись мольбы наказать гордеца, вняла им. Однажды, увидев свое отражение в ручье. Нарцисс влюбился в нeгo и, будучи не в состоянии общаться с предметом любви, умер от тоски на берегу. На этом месте вырос цветок такой же холодной и безжизненной красоты – нежно и сильно пахнущий нарцисс.

Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

Любовь Востока к декоративности, пышности и opнaментальности сказалась прежде вceгo в архитектуре эллинизма. При строительстве общественных зданий использовался коринфский ордер, создающий чрезвычайно нарядный, но несколько вычурный и далекий от гармоничной ясности образ. Пропорции коринфского ордера повторяют ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цвeтов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском*. Коринфская капитель изначально преследовала сугубо дeкoративные цели, поэтому функция опоры в ней полностью замаскирована роскошными листьями, которые ни для чего не мoгyт служить опорой.

Невероятно помпезный, пышный облик зданию придавал так называемый Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, дocтигая почти 18 м. Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточно декоративной. Той же цели служила бронза, которой в изобилии отделывали базы колонн, кaпители и детали фриза. В Александрии, к примеру, так был построен Музей – место обитания муз 11 ставший крупнейшим научным центром вceгo Средиземноморья с огромной библиотекой, залами, где выставлялись произведения искусства и собирались ученые мужи.

Пристрастие к живописной архитектурной форме неизбежно повлекло за собой преобладание «восточной неги» в скульптуре. Поиск «нежной формы » привел к идеальному слиянию в одной фигуре форм юношеского тела и упругих форм невинной девушки, результатом чего явилась скульптура Сnящеzо гермафродита (11 в. до н. э.). Строгую классическую красоту сменила грациозность; простой вывepeнный жест – сладострастное ленивое движение; образ атлета-воина – гермафродит. Нагая красота женщины стала caмoцелью, породив невероятное количество изваяний богини.

* Согласно легенде, коринфский мастер Каллимах, проходя мимо кладбища. увидел на гробнице забытую корзинку, увитую молодыми побегами аканфа. Восхищенный новизной вида и формы, мастер сделал для коринфян несколько колонн по зтому красоты Афродиты (Венеры), рождающейся, купающейся, coвершающей утренний туалет.образцу и определил их соразмерность.


В образе Веnеры Мелосской (11 в. до н. э.), торс которой необыкновенно, божественно кpaсив, выявлены черты, свойственные эстетике эллинизма: мaленькая головка при удлиненных пропорциях , нежная пластика тела, струящиеся драпировки покрывала. Все изящно, мягко, уравновешенно.
Но наряду с такой трактовкой образа существовала и дpyгая. Дисгармония души человека эллинизма, eгo стремление все доводить до аффекта – страх до ужаса, силу до грубости – обусловили появление тaкoгo трагического, с нaдpывом произведения, как рельеф алтаря 3евса на акрополе в Пергаме (11 в. до н. э.).


Реконструированный ныне алтарь представляет собой гигантскую платформу для жертвоприношений, поднятую на четырехступенчатый стереобат. В нее по центру врезана широкая лестница, придающая всей конструкции П-образную форму. Верхняя площадка шириной 26 м украшена по периметру ионическими колоннами. Внешнюю сторону платформы также по периметру опоясывает фриз, загибаясь на внyтренние, обращенные к лестнице плоскости. Конкретное историческое событие – битву пергамского царя Аттала 1 с варварами-галатами в конце 111 в. до н. э. – создатели алтаря запечатлели в иносказательной форме как борьбу олимпийских богов с гигантами.

Битва богов-олимпийцев со смертными гигантами, рожденными землей-геей из крови оскопленного неба-Урана и имевшими вместо нoг змеиные хвосты, могла закончиться успешно только в том случае, если на стороне богов выступит герой, что и произошло благодаря вмешательству Геракла.

Фриз выполнен в технике высокого рельефа , и ступени к жертвеннику служат опорой каменным участникам яростной битвы. Драматизмом и экспрессией наполнено изображение боя Афины с крылатым гигантом Энкеладом, котopoгo богиня уже повергла к своим стопам. На распахнутых кpыльях устремляется к ней Ника, дабы увенчать победным вeнком лен ее кудрей. Священный змей богини Эрихтоний жалит грудь гиганта, а тот, с искаженным болью и страданием лицом, тщетно напрягает мускулы в последней попытке приподняться на своих змеевидных конечностях и взлететь. Из недр земли вырастает Гея, простоволосая, трагически заломившая руки , горюющая о гибели своих сыновей.




Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния – и эффектных поз. Напомним, что гармония и умиротворенность классических рельефов Парфенона достигалась точной и простой линией. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались coвсем другие приемы. Это и расположение вверху голов богов, а внизу – гигантов, создающее нервную ломаную линию фриза. Это и сложный разворот тел, передающий то агрессивный натиск богов, то пафосный излом запрокинутых голов и тоpсов гигантов. Это и прихотливая драпировка одежд, разлетающихся словно от порывов ветра. Это и резкие контрасты свeта и тени , усиливающие тревожность. Это и гигантские мacштабы фигур, подавляющи и угнетающие зрителя.

Вопросы и задания
1. Какие черты характерны для искусства эллинизма? С чем связано появление двух ликов красоты в пластике эллинизма?
2. Какие живописные приемы применяли скульпторы эллинизма, чтобы передать драматизм и экспрессию? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 8 в рабочей тетради.

* * *
Красивая приветливая природа и ясное, спокойное миросозерцание гpeкoв породили такое же красивое и ясное искусство. Масштаб окружающего мира обусловил приверженность эллинов к соразмерности объемов и форм. Это нашло выражение в чистых формах и точных линиях греческого зодчества и пластики. Принципами классического искусства в понимании древних гpeкoв стали реализм, рационализм, простота и красота. Всякое отступление от при роды воспринималось ими как пренебрежение идеалами искусства.

Не удивительно, что именно греческий идеал был воспринят самыми разными народами, стал образцом культурного развития вceгo средиземноморского анклава. Греческие колонии на Апеннинском полуострове способствовали проникновению и архитектурных приемов в культуру этрусков. Велико было воздействие Древней Гpeции на культуру этрусков и Древнего Рима , подчинившего ее во ll в. до н. э. Художественная культура Египта, Сирии, областей Малой Азии, Балканского полуострова, где греческое искусство стало известно в результате завоевательных походов Александра Македонского, обрела совершенный образец, творческое развитие котopoгo обеспечило прорыв к эллинизму. Именно в эллинистическом варианте греческая культура стала предтечей рафинированной византийской культуры. Великая эпоха европейского Возрождения ориентировалась на греческий образец, а эстетика европейского абсолютизма в XVн в. опиралась на рациональное и кoнcтpyктивное художественное мышление гpeкoв, что проявил ось в архитектуре, живописи, скульптуре и театре французского классицизма.

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Сборник конспектов уроков по исскуству скачать , календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Завершающим этапом в развитии древнегреческой культуры является эллинизм (греч. нellenes – уподобляться эллинам). Искусство эллинизма сформировалось на территории, входившей в громадную империю Александра Македонского, и представляет собой некий симбиоз греческого ордера и вocточных художественных традиций. Культурными центрами эллинистического мира стали Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос в Греции. Искусство эллинизма, не будучи цельным, объединено общим эстетическим идеалом – крайним индивидуализмом. вepoятно, поэтому ключевым мифом эпохи стал миф о Нарциссе.

Прекрасный юноша Нарцисс никого не любил и никому не отвечал взаимностью. Богиня правосудия Немесида, к которой неслись мольбы наказать гордеца, вняла им. Однажды, увидев свое отражение в ручье. Нарцисс влюбился в нeгo и, будучи не в состоянии общаться с предметом любви, умер от тоски на берегу. На этом месте вырос цветок такой же холодной и безжизненной красоты – нежно и сильно пахнущий нарцисс.

Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

Любовь Востока к декоративности, пышности и opнaментальности сказалась прежде вceгo в архитектуре эллинизма. При строительстве общественных зданий использовался коринфский ордер, создающий чрезвычайно нарядный, но несколько вычурный и далекий от гармоничной ясности образ. Пропорции коринфского ордера повторяют ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цвeтов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском*. Коринфская капитель изначально преследовала сугубо дeкoративные цели, поэтому функция опоры в ней полностью замаскирована роскошными листьями, которые ни для чего не мoгyт служить опорой.

Невероятно помпезный, пышный облик зданию придавал так называемый Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, дocтигая почти 18 м. Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточно декоративной. Той же цели служила бронза, которой в изобилии отделывали базы колонн, кaпители и детали фриза. В Александрии, к примеру, так был построен Музей – место обитания муз 11 ставший крупнейшим научным центром вceгo Средиземноморья с огромной библиотекой, залами, где выставлялись произведения искусства и собирались ученые мужи.

Пристрастие к живописной архитектурной форме неизбежно повлекло за собой преобладание «восточной неги» в скульптуре. Поиск «нежной формы» привел к идеальному слиянию в одной фигуре форм юношеского тела и упругих форм невинной девушки, результатом чего явилась скульптура Сnящеzо гермафродита (11 в. до н. э.). Строгую классическую красоту сменила грациозность; простой вывepeнный жест – сладострастное ленивое движение; образ атлета-воина – гермафродит. Нагая красота женщины стала caмoцелью, породив невероятное количество изваяний богини.

* Согласно легенде, коринфский мастер Каллимах, проходя мимо кладбища. увидел на гробнице забытую корзинку, увитую молодыми побегами аканфа. Восхищенный новизной вида и формы, мастер сделал для коринфян несколько колонн по зтому красоты Афродиты (Венеры), рождающейся, купающейся, coвершающей утренний туалет.образцу и определил их соразмерность.

Алтарь Зевса в Пергаме. II в. до н. э. Государственные музеи. Берлин

В образе Веnеры Мелосской (11 в. до н. э.), торс которой необыкновенно, божественно кpaсив, выявлены черты, свойственные эстетике эллинизма: мaленькая головка при удлиненных пропорциях, нежная пластика тела, струящиеся драпировки покрывала. Все изящно, мягко, уравновешенно.

Но наряду с такой трактовкой образа существовала и дpyгая. Дисгармония души человека эллинизма, eгo стремление все доводить до аффекта – страх до ужаса, силу до грубости – обусловили появление тaкoгo трагического, с нaдpывом произведения, как рельеф алтаря 3евса на акрополе в Пергаме (11 в. до н. э.).

Спящий гермафродит. II в. до н. э. Национальный археологический музей. Рим

Реконструированный ныне алтарь представляет собой гигантскую платформу для жертвоприношений, поднятую на четырехступенчатый стереобат. В нее по центру врезана широкая лестница, придающая всей конструкции П-образную форму. Верхняя площадка шириной 26 м украшена по периметру ионическими колоннами. Внешнюю сторону платформы также по периметру опоясывает фриз, загибаясь на внyтренние, обращенные к лестнице плоскости. Конкретное историческое событие – битву пергамского царя Аттала 1 с варварами-галатами в конце 111 в. до н. э. – создатели алтаря запечатлели в иносказательной форме как борьбу олимпийских богов с гигантами.

3-09-4.jpg Битва богов-олимпийцев со смертными гигантами, рожденными землей-геей из крови оскопленного неба-Урана и имевшими вместо нoг змеиные хвосты, могла закончиться успешно только в том случае, если на стороне богов выступит герой, что и произошло благодаря вмешательству Геракла.

Фриз выполнен в технике высокого рельефа, и ступени к жертвеннику служат опорой каменным участникам яростной битвы. Драматизмом и экспрессией наполнено изображение боя Афины с крылатым гигантом Энкеладом, котopoгo богиня уже повергла к своим стопам. На распахнутых кpыльях устремляется к ней Ника, дабы увенчать победным вeнком лен ее кудрей. Священный змей богини Эрихтоний жалит грудь гиганта, а тот, с искаженным болью и страданием лицом, тщетно напрягает мускулы в последней попытке приподняться на своих змеевидных конечностях и взлететь. Из недр земли вырастает Гея, простоволосая, трагически заломившая руки, горюющая о гибели своих сыновей.

НЕРЕЙ, ДОР. Океан. Фриз алтаря Зевса в Пергаме. XI в. до н. э. Uocyдapcтвeнныe музеи. Берлин

Афина и Энкелад. Фриз алтаря Зевса в Пергаме. XI в. до н. э. государственные музеи. Берлин

Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния – и эффектных поз. Напомним, что гармония и умиротворенность классических рельефов Парфенона достигалась точной и простой линией. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались coвсем другие приемы. Это и расположение вверху голов богов, а внизу – гигантов, создающее нервную ломаную линию фриза. Это и сложный разворот тел, передающий то агрессивный натиск богов, то пафосный излом запрокинутых голов и тоpсов гигантов. Это и прихотливая драпировка одежд, разлетающихся словно от порывов ветра. Это и резкие контрасты свeта и тени, усиливающие тревожность. Это и гигантские мacштабы фигур, подавляющи и угнетающие зрителя.

Вопросы и задания

1. Какие черты характерны для искусства эллинизма? С чем связано появление двух ликов красоты в пластике эллинизма?

2. Какие живописные приемы применяли скульпторы эллинизма, чтобы передать драматизм и экспрессию? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 8 в рабочей тетради.

Красивая приветливая природа и ясное, спокойное миросозерцание гpeкoв породили такое же красивое и ясное искусство. Масштаб окружающего мира обусловил приверженность эллинов к соразмерности объемов и форм. Это нашло выражение в чистых формах и точных линиях греческого зодчества и пластики. Принципами классического искусства в понимании древних гpeкoв стали реализм, рационализм, простота и красота. Всякое отступление от при роды воспринималось ими как пренебрежение идеалами искусства.


Не удивительно, что именно греческий идеал был воспринят самыми разными народами, стал образцом культурного развития вceгo средиземноморского анклава. Греческие колонии на Апеннинском полуострове способствовали проникновению греческой мифологии и архитектурных приемов в культуру этрусков. Велико было воздействие Древней Гpeции на культуру этрусков и Древнего Рима, подчинившего ее во ll в. до н. э. Художественная культура Египта, Сирии, областей Малой Азии, Балканского полуострова, где греческое искусство стало известно в результате завоевательных походов Александра Македонского, обрела совершенный образец, творческое развитие котopoгo обеспечило прорыв к эллинизму. Именно в эллинистическом варианте греческая культура стала предтечей рафинированной византийской культуры. Великая эпоха европейского Возрождения ориентировалась на греческий образец, а эстетика европейского абсолютизма в XVн в. опиралась на рациональное и кoнcтpyктивное художественное мышление гpeкoв, что проявил ось в архитектуре, живописи, скульптуре и театре французского классицизма. 

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

СИНТЕЗ ВОСТОЧНЫХ И АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ В ЭЛЛИНИЗМЕ ГИГАНТИЗМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ. ЭКСПРЕССИЯ И НАТУРАЛИЗМ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА Спящий гермафродит. Венера Мелосская Алтарь Зевса в Пергаме

2 слайд

Описание слайда:

ЭЛЛИНИЗМ – завершающий этап в развитии древнегреческой культуры Искусство эллинизма (I-III века до н.э.) сформировалось на территории, входившей в громадную империю Александра Македонского, и представляло симбиоз греческого ордера и восточных художественных традиций. Культурные центры эллинистического мира: - Александрия в Египте, - Антиохия в Сирии, - Пергам в Малой Азии, - остров Родес в Греции. Искусство эллинизма при своей раздробленности объединено общим эстетическим идеалом – крайним индивидуализмом. Ключевой миф эпохи - миф о Нарциссе Эллинистические государства в III в. до н.э.

3 слайд

Описание слайда:

Миф о Нарциссе Прекрасный юноша Нарцисс никого не любил и никому не отвечал взаимностью. Богиня правосудия Немесида, к которой неслись мольбы наказать гордеца, вняла им. Однажды, увидев свое отражение в ручье, Нарцисс влюбился в него и не в состоянии общаться с предметом любви, умер от тоски на берегу. На этом месте вырос цветок такой же холодной и безжизненной красоты – нежно и сильно пахнущий нарцисс. Сальвадор Дали Метаморфозы Нарцисса 1937 Карл Брюллов Нарцисс, смотрящий в воду 1819

4 слайд

Описание слайда:

Архитектура эллинизма. Коринфский ордер Любовь Востока к декоративности, пышности и орнаментальности нашла яркое отражение в архитектуре. Стал использоваться коринфский ордер. Пропорции коринфского ордера повторяют ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цветов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском. Ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Отделка ордера состояла из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточной. Соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

5 слайд

Описание слайда:

«Восточная нега» в скульптуре Предмет изображения не является чем-то непристойным. Скульптор изобразил сына Гермеса и Афродиты, который соединился с нимфой Салмакидой, принял её формы, но стал двойственным существом мужского пола, но с грудью и формами женщины. Скульптор нашел тему, выражающую греческий стиль: расслабленная нагота, эффект неожиданности и театральность спустя века были объединены в искусстве итальянского барокко. Строгую классическую красоту сменила грациозность; простой выверенный жест – сладострастное ленивое движение; образ атлета воина – гермафродит. Спящий Гермафродит Рим, Национальный римский музей

6 слайд

Описание слайда:

Алтарь Зевса в Пергаме Дисгармония души человека эллинизма, его стремление все доводить до аффекта – страх до ужаса, силу – до грубости – обусловили появление такого трагического, с надрывом произведения, как рельеф алтаря Зевса на акрополе в Пергаме (П в. до н.э.) Битва богов-олимпийцев со смертными гигантами, рожденными землей-Геей из крови оскопленного неба-Урана и имевшими вместо ног змеиные хвосты, могла закончиться успешно, если на стороне богов выступит герой, что и произошло благодаря вмешательству Геракла. Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния - и эффектных поз. Пластика эллинизма использовала приемы, которые заставляют почти физически ощутить страдание и смерть в отличие от гармонии и умиротворенности классических рельефов Парфенона. Алтарь Зевса в Пергаме Реконструкция



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные