Основные этапы развития первобытного искусства. Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве. Театрально — декорационное искусство

Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных. Поэтому разные науки прибегают к реконструкции тех или иных эпизодов истории этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития, чаще всего в такой роли выступают австралийские аборигены, племена Центральной Африки и др.

Чем же характеризовалась культура первобытных народов?

Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

Приспособление к жизни окружающей природы сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители-тотемы. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности -- искусству - одно из величайших событий в истории человечества.

Функции первобытного искусства - это познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

Что же натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре?

Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Необходимо отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, а решение практических задач. Но отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство - резьба по камню, кости, рельефы.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

До недавнего времени учёные придерживались двух взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие -- схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Как и почему началось изобразительное искусство? Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен, время создания первых произведений искусства весьма относительно. Оно не началось в строго определённый исторический момент, а постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

В течение нескольких тысячелетий первобытное искусство переживало техническую эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук - до многоцветной живописи; от царапин и гравировки - до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного - до скульптуры.

Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи.

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь древнейших религиозных верований и художественной деятельности. Люди того времени верили в магию: что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений.

И все же первобытное искусство до сих пор остаётся загадкой. И причины его зарождения порождают множество гипотез. Вот некоторые из них:

  • 1) Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.
  • 2) Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку или сырой глине.
  • 3) Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за существование (осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов «освобождается» время для профессиональных занятий творчеством.
  • 4) Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, «обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями».
  • 5) Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер.
  • 6) Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое (идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом). Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.
  • 7) Искусство раннего периода можно воспринимать «не более чем отметины животных, сделанные человеческим способом». Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения (или идеограммы) наполняются значением. Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур.
  • 8) Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т.е., несло физиологическую нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов. Не исключается его тесная связь с обрядами инициации.

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

Вот что в наследие будущим поколениям оставили первобытные культуры:

  • - настенную и наскальную живопись;
  • - скульптурные изображения животных и человека;
  • - множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов;
  • - расписные гальки - чуринги, глиняные пластины, как наивные представления о душе человека и многое-многое другое.

Мария Уразовская - Июл 22nd, 2014

Развитие искусства в первобытном обществе. Часть 1.

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все населенные континенты, а по времени - всю эпоху существования человечества, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней. Современная антропология не дает полного и совершенно объективного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и извилистый путь.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение в коллективе.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно одновременно. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

На территории Франции археологи нашли статую глиняного оленя со следами ударов копьем. Вероятно, первобытные люди отождествляли реальных животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.

Периодизация

Самые древние орудия человека датируются свыше 2-х млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век, в свою очередь, делится на палеолит, мезолит, неолит. Основы такой периодизации сохраняются и в искусствоведении.

Характерной особенностью первобытного искусства был синкретизм - сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала и одновременно форматированию самого Homo sapiens (человека разумного).

На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе - прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

Искусство палеолита

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н. э.). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами - так называемые «Венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизирующие плодородие. Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Древнейшие памятники искусства были найдены в Западной Европе. Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:

  • натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет;
  • искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;
  • верхнепалеолитическое изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России - из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища).

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От использования готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься скотоводством и земледелием.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Первобытное общество

Эпоха палеолита. Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем. Вначале, возможно, он наносил предварительно рисунок углем, затем закреплял (процарапывал) его камнем, а затем раскрашивал охристыми красками.

Изображения носили магический ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (рисуночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое.

Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.

В эпоху неолита умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. В эпоху неолита изделия гончарного искусства покрывались орнаментом.

В разных странах он имел свои виды и особенности. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладевая его мастерством. Для этого учителю приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор.

Таким образом стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было.

2. Древний Египет

Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Таким образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у древних египтян. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучения им нового поколения. Существовала ли теория самого процесса обучения -- дидактика, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изображения, которые должны были строго соблюдать ученики.

Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.

Обучая рисованию, художник-педагог не заставлял ученика наблюдать и изучать природу (натуры как объекта изучения не существовало), а заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным канонам.

В этом и заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию.

3. Древняя Греция

Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники Паррасий, Эвпомп, Памфил, Апеллес и другие указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет из Аргоса написал сочинение "Канон" об идеальном пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую "Дорифор", или "Копьеносец", которая стала использоваться как учебное наглядное пособие.

К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько широко известных и хорошо себя зарекомендовавших школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

В Древней Греции рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет. Благодаря главе Сикионской школы Памфилу рисование и было введено во все общеобразовательные школы Греции. Заслуга Памфила состоит в том, что он первый понял, что в задачу обучения рисованию входит не только изображение предметов реальной действительности, но и познание закономерностей их строения. Это заставило передовых граждан Греции осознать важность обучения искусству в деле воспитания.

В Древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

О технике рисунка в Древней Греции. Рисовали преимущественно на деревянных (буковых) дощечках. Буковые доски приготовлялись двумя способами: для рисования стилусом (заостренной металлической или костяной палочкой,) доски покрывали слоем воска, иногда воск подкрашивали каким-нибудь цветом; для рисования краской и кистью буковую доску грунтовали левкасом белого цвета (излюбленный метод работы в Афинской школе). Такие доски применялись главным образом для ученических работ, Для набросков и эскизов. На вощеных дощечках рисовальщик стилусом выцарапывал рисунок, например абрис какой-нибудь фигуры.

4. Эпоха Древнего Рима

Римляне высоко они ценили произведения греческих художников.

Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.

В эпоху Римской империи художник-педагог меньше всего задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции , а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции.

5. Средневековье и Возрождение

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Во время становления христианства были варварски уничтожены теоретические труды великих мастеров Греции, а также многие прославленные произведения изобразительного искусства.

Свою долю в дело разрушения античной культуры внесли и турецкие завоевания; турки загасили последние очаги античной культуры.

В эпоху средневековьяне было четкой методики преподавания и теоретической разработки основ изобразительного искусства. Эту работу начали проводить только художники эпохи Возрождения. Не стало рисования и как общеобразовательного предмета.

Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабатывают теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие, многие другие. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности явлений природы, установить связь между наукой и искусством. Леонардо да Винчи на основе литературных сведений об искусстве Древней Греции разработал квадрат древних. Учение о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Художники Возрождения сумели не только теоретически обосновать наиболее актуальные проблемы искусства, но и возродить (отсюда и название) античное культурное наследие.

Ценные методические положения выдвинул в трактате "Три книги о живописи" Леон Баттиста Альберти. Эта работа является значительным трудом по теории рисования эпохи Возрождения. Трактат рассказывает не столько о живописи и красках, сколько о рисунке и основных положениях правильного построения изображения на плоскости. Весь процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании с натуры. В первой книге он излагает строгую систему обучения. Знакомство начинается с точки и прямых линий, затем идет ознакомление с различными углами, потом с плоскостями и, наконец, с объемными телами. Рассматривая этот труд как своеобразный учебник, мы должны констатировать здесь наличие основных дидактических положений.

Во второй книге Альберти переоценивает значение завесы, противореча методу обучения рисованию с натуры, превращая искусство рисунка в механическое проектирование натуры на плоскости. Метод заключался в следующем: между натурой и рисовальщиком устанавливалась картинная плоскость (завеса), которая могла быть двух видов: рама с натянутой прозрачной кисеей или калькой, на которой художник и делал свой рисунок, либо рама с натянутыми нитями. Чтобы рисовальщик имел постоянную точку зрения и мог точно соблюдать правила перспективы, к завесе прилагался специальный прибор (прицел), через который художник и вел наблюдения. Через завесу в виде рамы с натянутой калькой художник наблюдал предмет и делал на ней перспективное изображение натуры. Второй вид завесы -- рама с натянутыми нитями. Нити делят раму на определенное количество клеток. Бумага, на которой художник рисует, также разделена на клетки. Наблюдая через прицел натуру, рисовальщик фиксирует результаты наблюдений на своем рисунке и получает перспективное изображение формы предмета.

Этот метод рисования, помогая точно соблюдать законы перспективы, в то же время содержал существенный недостаток: превращал рисование в механическое проектирование.

"Книга о живописи" Леонардо да Винчи. В этой книге затрагиваются вопросы рисунка, и, что особенно важно, Леонардо (как и Альберти) смотрит на рисунок как на серьезную научную дисциплину. Говоря о той же завесе, которую восхваляет Альберти, Леонардо да Винчи правильно отмечает, что она вредна ученику. Весьма положительным является также метод закрепления пройденного путем рисования по памяти.

Дюрер считал , что в искусстве нельзя полагаться только на чувство и зрительное впечатление, а необходимо опираться на точные научные знания. большую ценность для обучения рисунку представляет метод обобщения формы, предложенный Дюрером. Дюрер предлагает в начальной стадии построения изображения рассматривать ее как сумму простейших геометрических форм. Дюрер поднимал проблемы педагогики, воспитания детей. Среди художников эпохи Возрождения мало кто задумывался над этим. Во введении к "Книге о живописи".

Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения , в первую очередь, отметим ту колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования правил рисования. Их труды по вопросам перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения изображения трехмерной формы предметов на плоскости. Многие художники эпохи Возрождения, увлекаясь перспективой, целиком посвящали свое время этому делу.

Художники Возрождения умело использовали данные своих научных наблюдений в практике изобразительного искусства. Даже теперь их произведения поражают глубоким знанием анатомии, перспективы, законов светотени. С донялось на небывалую высоту. Оно представляет для нас колоссальную художественную ценность и помогает развивать методику обучения рисованию.

Мастера Возрождения сумели создать высокие образцы как для художников-практиков, так и для педагогов. Они не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы искусства, но и практически доказали их необходимость. Художественная культура Возрождения дорога миру за созданный ею кодекс правил и законов изобразительного искусства. Все, кто любит и знает изобразительное искусство Возрождения, обращаются к нему как к источнику мудрости, знания и высокого мастерства.

Художники Возрождения указали последующим поколениям художников-педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования как учебного предмета. Однако Учебный рисунок самостоятельного значения в ту эпоху еще не получил. Мастера Возрождения мало касались вопросов дидактики, мало связывали дидактические проблемы с вопросами изобразительного искусства. Они не ставили перед собой задачу разработать систему обучения и воспитания.

6. Академии художеств и рисования , открывшиеся в конце XVI века

художественный искусство живопись рисование

XVII век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы - академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений -- академий художеств и художественных школ.

Особенно много было сделано академиями в области методики обучения рисунку, живописи, композиции. Преподаватели академий прежде всего думали о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они; искусство, успех художника -- это не дар божий, а результат научного познания и серьезного труда. Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Исследуя историю методов преподавания рисования, мы видим, что в академиях была четкая и строгая система обучения, стремление просветить и возвысить чувства художника.

Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Я. А. Коменским в его "Великой дидактике".

Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказался французский философ-энциклопедист Жан-Жак Руссо. В книге "Эмиль" Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо верно указывал, что занятия рисованием следует проводить среди при-роды, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту.

Педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо, Гёте обогатили теорию и практику преподавания рисования. Их теоретические труды послужили толчком для дальнейшего развития педагогической мысли вообще и в области методики преподавания рисования в частности. Сегодня их труды помогают соединить теорию искусства с теорией педагогики, дополнить принципы искусства принципами дидактики и тем самым обогатить методику преподавания рисования как в общеобразовательной школе, так и в специальной художественной.

Свои взгляды на методику обучения рисованию Песталоцци наиболее полно изложил в книге "Как Гертруда учит своих детей". Песталоцци считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измере-|нию. В соответствии с этой установкой он определяет и сам термин рисование" как установление формы посредством линий; величину же формы, указывает он, можно установить точным измерением.

После Песталоцци рисование как общеобразовательный предмет начинает вводиться во всех начальных школах. Много методических пособий по рисованию издается и для средних школ, с различными установками и методами обучения. Большой известностью пользовались труды Иосифа Шмидта -- ученика Песталоцци, Петра Шмида, Солдана, братьев Дюпюи, Гальяра.

Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования Петра Шмида. Он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на прогрессивных общепедагогических положениях. Первое его сочинение относится к 1809 году.

Шмид пользовался геометрическими моделями. Он положил на-чало развитию так называемого "геометрального метода".

По мнению Петра Шмида, рисование -- не только механическое упражнение руки, оно является и гимнастикой для ума, причем упражняются и наблюдательность, общее чувство формы, фантазия. Последовательность обучения рисунку по Шмиду должна быть та-койТсначала изображение простейшей формы -- параллелепипеда, затем изображение криволинейных форм предметов, -- и так постепенно ученика подводят к рисованию с гипсовых голов и бюстов. Каждая задача обусловливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней.

В 1835 году в Париже Александр и Фердинанд Дюпюи основали бесплатную школу рисования для учеников и ремесленников. В этой школе братья и создали методику обучения по специальным моделям. Фердинанд Дюпюи был занят разработкой методики начального обучения, Александр разрабатывал модели для обучения рисованию головы и фигуры человека.

Модели Фердинанда Дюпюи делились на пять категорий. В пер-вую входили проврлочные модели: линии, углы, замкнутые фигуры, каркасы геометрических тел, как взятых отдельно, так и с вписанными внутри каркасами других тел. Например, каркас цилиндра был вписан в каркас параллелепипеда, а каркас конуса -- в каркас пирамиды. Модели эти были сделаны из проволоки толщиной 5 мм и окрашены белой краской, а вспомогательные части -- красной. Вторая группа моделей состояла из деревянных брусков, также окрашенных белой краской. Третья группа- деревянные дощечки белого цвета: прямой угол из трех дощечек, вогнутая поверхность и т. д. Четвертая группа -- геометрические тела: куб, шар, призма. Пятая группа - модели арок. колонн, ниш, лестниц и простой мебели.

В конце 19 в. специалисты школьного преподавания рисования разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую - натурального.

С 1888 года геометральный метод был введен во всех общеобразовательных школах . Этот метод имел целый ряд преимуществ перед другими. Следуя ему, ученики привыкали рисовать более осознанно, они не просто наблюдали предмет, его форму, но и анализировали ее.

Однако очень скоро нашлись учителя, которые стали утрировать этот метод преподавания. От учеников стали требовать безукоризненной чистоты выполнения рисунка, точности и правильности вычерчивания геометрических фигур. Многие учителя неправильно понимали процесс обучения, подходили к урокам формально, сухо. Геометрические фигуры стали изучаться отвлеченно, без какой-либо связи с предметами реального мира.

Натуральный метод обучения заключался в том, что ученик дол-жен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Приверженцы этого метода доказывали, что, в отличие от геометрального, он приближает ученика к жизни, к природе. Они считали, что геометральный метод пригоден только для профессионального обучения и совершенно непригоден для общеобразовательной школы, так как якобы не учитывает возрастных особенностей детей и их интересов. Абстрактные геометрические формы, по мнению сторонников натурального метода, не соответствуют потребности детей передавать графическими способами свои впечатления от окружающего мира.

К 30-м годам XX века ведущими теоретиками по вопросам художественного воспитания детей становятся: в Германии -- Г. Кершенштейнер, в Америке - Дж. Дьюи, у нас -- А. В. Бакушинский. Несмотря на различный подход к решаемой проблеме и различную ее трактовку, все они вдохновляются общей идеей -- идеей "свободного воспитания", утверждения личности ребенка с его правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранения учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.

Эта точка зрения во многих странах Запада продолжает существовать до сих пор. Поклонники теории свободного воспитания по-прежнему культивируют метод предоставления ученику полной свободы, а педагог отодвигается на задний план.

Из вышеизложенного видно, что уже в 50-е гг. XX века во многих школах зарубежных государств строгая система преподавания нарушена, рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    Система классификации искусства на группы пространственных (пластических), временных (динамических), синтетических (зрелищных) видов. Историческое развитие, особенности и приемы использования художественных материалов в графике, скульптуре и живописи.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    История происхождения греческой драмы и первые этапы ее развития. Организация театральных представлений, архитектура театра в Греции, актеры и зрители в античном театре. Устройство театра в Древнем Риме, особенности представлений в императорской эпохе.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2014

    Обзор особенностей классицизма как основного направления искусства и архитектуры в России последней трети ХVIII века. Формы и конструкции зданий в стиле позднего классицизма. Выдающиеся архитекторы того времени. История создания Академии наук и художеств.

    презентация , добавлен 18.10.2015

    Открытие школы рисования в Одессе. Создание товарищества южнорусских художников. Развитие живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Деятельность художественного общества имени Кириака Константиновича Костанди.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    История возникновения ювелирного искусства. Изделия светского назначения. Искусство эмалевой портретной миниатюры. Ювелирные традиции Ренессанса. Мастерство ювелиров XIV века. Применение стиля времен Эпохи Возрождения в современном ювелирном деле.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Эпоха Возрождения как важный этап развития европейской культуры. Изобразительное искусство в эпоху Возрождения. Развитие вокальной и инструментальной полифонии в музыке. Отрыв поэзии от певческого искусства, богатство литературы позднего средневековья.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2009

    История развития техники масляной живописи за рубежом и в России с XVIII в. Этапы развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Современное состояние масляной живописи в Башкортостане. Технология выполнения пейзажей приемами масляной живописи.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2015

    Рост городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца XV и начала XVI века. Эпоха итальянского Возрождения. Ценностные основы искусства эпохи Возрождения. Человек в эпоху Ренессанса как главная тема искусства.

    реферат , добавлен 03.04.2009

    Отличительные признаки искусства эпохи Ренессанса. Исследование и подробный анализ известнейших произведений искусства изучаемого периода – литературы, живописи, драматургии. Оценка правомерности названия XVI–XVII вв. в Японии эпохой Возрождения.

Просмотры: 5 740

Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад).

Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.

Мустьерская культура впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь).

Возникновение мустьерской культуры датируется примерно 300 тыс. лет назад, закат культуры связывают с похолоданием и исчезновением неандертальцев около 30 тыс. лет назад. Следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита: гибридной неандертало-кроманьонской шательперонской и чисто кроманьонской ориньякской. Также некоторые черты африканской стилбейской индустрии сходны с мустьерской культурой.

Ареал культуры соответствует ареалу неандертальцев в пору их расцвета около 100 тыс. лет назад: Европа (на север до 54° широты), Северная Африка, Ближний Восток и Средняя Азия.

Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Обработка кости развита слабо.

К мустьерской эпохе относят появление зачатков искусства: на отдельных предметах находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. На некоторых памятниках присутствуют остатки охры, иногда в виде пятен, иногда — сточенным при употреблении куском (подобно карандашу).

На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. Отдельные находки могут свидетельствовать о появлении зачатков искусства — орнамента из ямок и насечек, окраски предметов, и даже изготовления антропоморфных фигурок, — еще в предшествующие эпохи. Так, «Венера из Берехат-Рама» датируется 230 тыс. лет, а «Венера из Тан-Тана» — более чем 300 тыс. лет назад. Изготовление орнамента связывается с т. н. «поведенческой современностью» (behavioral modernity) Серия находок первобытных украшений может свидетельствовать об относительном раннем начале современной культуры и о времени, начиная с которого Homo sapiens sapiens проявил способности к абстрактному мышлению. Три раковины моллюсков с перфорацией, найденные археологами в Израиле и Алжире, и изготовленные приблизительно 90 тыс. лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком. В 2007 году на востоке Марокко были найдены отдельные декорированные и перфорированные раковины, из которых, возможно, состояли бусы; их возраст — 82 тысячи лет. В пещере Бломбос (ЮАР) были найдены более 40 раковин со следами окраски и следами, свидетельствующими об использовании в бусах возрастом в 75 тыс. лет.

Эпоха палеолита (35 — 10 тыс. до н.э.), периодизация палеолита

  • Нижний палеолит (ок. 2,6 млн лет назад — 100 тыс. лет назад):

Олдувайская культура (2,6 — 1,8 млн лет назад)
Аббевильская культура (1,5 — 0,3 млн лет назад)
Клектонская культура (0,6 — 0,4 млн лет назад)
Ашельская культура (1,7 — 0,1 млн лет назад)
Средний палеолит (300 — 30 тыс. лет назад)
Мустьерская культура (300 — 30 тыс. лет назад)
Сангойская культура (500 — 12 тыс. лет назад)
Атерийская культура (90 — 30 тыс. лет назад)
Стилбейская индустрия (71,9 — 71 тыс. лет назад)
Ховисонс-портская индустрия (65,8 — 59,5 тыс. лет назад)
Эмирийская культура (ок. 47 — 36 тыс. лет назад)

  • Верхний палеолит (50 — 10 тыс. лет назад)

Барадостская культура (36 тыс. лет назад)
Шательперонская культура (35 — 29 тыс. лет назад)
Селетская культура (40 — 28 тыс. лет назад)
Костёнковско-стрелецкая культура (ок. 32 — 30 тыс. лет назад)
Ориньякская культура (32 — 26 тыс. лет назад)
Граветтская культура (28 — 22 тыс. лет назад)
Эпиграветтская культура (22 — 12 тыс. лет назад)
Солютрейская культура (21 — 17 тыс. лет назад)
Бадегульская культура (19 — 17 тыс. лет назад)
Мадленская культура (18 — 10 тыс. лет назад)
Зарзийская культура (18 — 8 тыс. лет назад)
Кебарская культура (18 — 10 тыс. лет назад)

  • Финальный палеолит (14 — 10 тыс. лет назад)

Гамбургская культура (14 тыс. лет назад)
Аренсбургская культура (11 тыс. лет назад)
Свидерская культура (10 тыс. лет назад)

(сделать подробно!)

К эпохе позднего палеолита (30—35 тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад) относят создания пластики (т. н. «палеолитических Венер») , расцвет пещерной живописи и наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости.

«Палеолитическая Венера» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом.

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульва. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.

После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошел относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры.

Культуры позднего палеолита:

  • Ориньякская культура

Франция и Испания 30—25 тыс. лет до н. э.

  • Шательперонская культура/Граветтская культура 35—30 тыс. лет до н. э.
  • Граветтская культура 26—19 тыс. лет до н. э.
  • Солютрейская культура (Испания и Франция) 19—16 тыс. лет до н. э.
  • Мадленская культура

Германия и Дания 13—9,5 тыс. лет до н. э.

  • Гамбургская культура 13—12 тыс. лет до н. э.
  • группа культур Федермессер 10—8,7 тыс. лет до н. э. (только Германия)
  • Культура Люнгбю:
    Культура Бромме 9,7—9 тыс. лет до н. э.
    Аренсбургская культура 9,5—8,5 тыс. лет до н. э.

Мезолит (10 — 6 тыс. до н.э.)

В наскальных изображениях времени мезолита (примерно с 10—8-го тысячелетия до н. э.) важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека в действии: сцены сражений, охоты и т. п.

Археологически мезолит был выделен по преобладанию в этот период микролитической каменной индустрии, в которой применялись каменные орудия c составными лезвиями из кремня или обсидиана, а также микрорезцы и другие типы микролитов. Шлифовка уже была известна, но использовалась эпизодически. В этот период происходит повсеместное распространение лука со стрелами, которые, однако, были изобретены ещё в предшествующую эпоху. Это связывают с происшедшими изменениями в охотничьем промысле. О рыболовстве свидетельствуют гарпуны и рыболовные сети. Наряду с камнем, широко применялась и кость, например, для наконечников стрел и вкладышевых орудий. Гончарство почти нигде не практиковалось. Имеются находки деревянных изделий, в том числе, и транспортных средств — лодок-долблёнок и плотов. В этот период была приручена (выведена) собака, которая, могла использоваться в охоте и в качестве сторожа.

Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических Венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становится более сложной, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из Лепенского Вира). Появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления. Появляются коллекции мелкой разрисованной гальки — по-видимому, символы умерших предков (аналогичные символические предметы используются в настоящее время аборигенами Австралии).

В палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. А в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников — не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей.

Наскальные изображения мезолита многофигурны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Детали не важны. Важны именно общность, движение — и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.

К эпохе мезолита относятся, в частности, отличающиеся необычным стилем и богатым содержанием наскальные росписи, обнаруженные в Испанском Леванте. Животные (быки, горные козы, благородные олени, кабаны и др.) здесь мчатся с бешеной скоростью, пытаясь убежать от преследующих их охотников.

Неолит (6 — 2 тыс. до н.э.)

В период неолита (примерно с 8—5-го тысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно 3—2-е тысячелетие — начало 1-го тысячелетия до н. э.) появились мегалиты и свайные постройки; изображения стали передавать отвлечённые понятия, сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; широко распространилось связанное с ними искусство орнамента).

Характерные черты неолита — каменные шлифованные и просверленные орудия.

Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.

В эту эпоху каменные орудия шлифовались, сверлились, развивались прядение и ткачество.

Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон, построенный одной из первых неолитических культур, развившейся непосредственно из местной предшествующей натуфийской культуры эпохи мезолита.

Искусство эпохи бронзы (2 тыс. до н.э.)

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека - монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство. Самостоятельными отраслями производства стали литейное, кузнечное дело, как несколько ранее гончарное, а позже - ткацкое.

Первыми металлами, которые стал использовать человек, были золото, серебро и медь. Но в чистом виде они были не пригодны для изготовления орудий труда. Вскоре научились получать бронзу (сплав меди с оловом) - и наступила эра господства металла.

Использование металла определило следующий этап в развитии человечества. Добыча и обработка металла требовали профессиональных знаний, поэтому ремесло отделилось от земледелия. Усилилась роль военных столкновений за овладение скотом, пашнями, металлом. Зародилась частная собственность, увеличилось имущественное неравенство. Завершился переход к патриархату.
Вождь стал пользоваться большой властью и особым почетом: на него смотрели как на носителя божественной силы. Когда он умирал, над его гробницей воздвигали курган. В некоторых местах, например в степном Причерноморье, над курганами устанавливали антропоморфные стелы (так называемые каменные бабы), которые служили надмогильными памятниками.

Из бронзы стали изготовлять боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды (ритоны) и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки. Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики.

Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевозможных бронзовых изделий оставались животные, каждое из которых, как уже говорилось, имело определенный магический, символический смысл. Фигуры зверей трактовались по-разному - в зависимости от назначения и характера изображения. В кургане близ Майкопа найдены отлитые из золота и серебра фигурки быков, которые были укреплены на стержнях, поддерживающих балдахин, и золотые бляшки в виде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения созданы в монументально-реалистическом стиле. Когда же фигурки животных служили украшением каких-либо предметов, изображения подчинялись формам предметов и декоративно обобщались, превращаясь в узор. Таковы гравированные рисунки на кавказских бронзовых сосудах, поясах, топорах, где в стилизованных фигурках не всегда можно распознать породу зверя. Например, сюжетная сценка на булавке в виде секиры напоминает орнаментальную вязь, но при ближайшем рассмотрении можно различить двух собак, нападающих на оленя.

Основным источником культурных и художественных ценностей той эпохи стали курганы, где сохранилось огромное количество разнообразных вещей для загробной жизни.
Кроме курганов типичными сооружениями эпохи бронзы считаются мегалитические постройки, тесно связанные с религиозно-культовыми обрядами. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры - это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Они могут быть и едва отесанными, и покрытыми рельефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком выполнены как монументальная скульптура. Менгиры, как и другие виды мегалитов, встречаются на обширных территориях Европы, Азии и Африки. Ставили их обычно на возвышениях, иногда они тянулись параллельными рядами на 2-3 км (Франция), порой были центром поселений. Возможно, менгиры являлись объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний.

Дольмены - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми. На внутреннюю поверхность плиты иногда наносились символические знаки. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгиров. Дольмены были местом захоронения членов рода. Дольмены распространены в отдельных районах Европы, Азии, Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.

Кромлехи - самые значительные сооружения древности, представляют собой расположенные по кругу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромные монолитные столбы. Кругов (концентрических) могло быть несколько. Иногда столбы перекрывались горизонтальными каменными плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. В то же время кромлехи, вероятно, служили древнейшими обсерваториями. Кромлехи известны в Европе, Азии, Америке. В Англии обнаружено около 600 древнейших каменных сооружений, назначение которых до сих пор остается тайной.

Одним из самых знаменитых английских кромлехов является Стоунхендж - мегалитическая постройка тех далеких времен, когда еще не были изобретены ни блок, ни колесо. Строители могли пользоваться только самыми примитивными инструментами - деревянными катками и веревками. Для своей эпохи Стоунхендж представлял немыслимо сложное техническое сооружение, потому что был построен из камней, весящих много тонн. Примерно в 1800 г. до н.э. Стоунхендж приобрел облик, знакомый нам сегодня: величественное каменное кольцо, образованное огромными глыбами серого песчаника, перекрытыми каменными плитами. Внутри этого кольца находилось сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, так называемых трилитов: два больших камня ставились вертикально, а сверху укреплялся третий в качестве перекладины. На верхней части больших камней делали выступы, а в перекладинах - соответствующие углубления.
На протяжении столетий о Стоунхендже слагались сказки и легенды. Может, это был храм древних римлян или друидов - жрецов у древних кельтов, обожествлявших явления природы? А что если это был огромный календарь или астрономическая модель? В последнее время высказывается предположение, что этот памятник - первая вычислительная машина. За время своего существования Стоунхендж мог служить различным целям: религиозным, магическим, научным, политическим. О божествах, в честь которых он был воздвигнут, и о свершавшихся там ритуалах нам остается только гадать. Но загадочные каменные гиганты и сегодня приковывают к себе восхищенные взоры. Это поистине величественный памятник культуры, возведенный титаническими усилиями первобытных людей.

Искусство эпохи железа (1 тыс. до н.э.)

По сравнению с каменным и бронзовым веками, продолжительность железного века невелика. Начало его обычно относят к началу I тысячелетия до н. э. (IX—VII века до н. э.) — именно в это время начинает развиваться самостоятельная выплавка железа у первобытных племён Европы и Азии. Окончание же железного века ряд исследователей относят к I веку до н. э. — к тому моменту, когда у римских историков появляются сообщения о племенах в Европе.

В то же время железо до настоящего времени является одним из важнейших материалов. Из-за этого археологи для периодизации истории первобытного мира нередко используют термин «ранний железный век». При этом для истории Европы термин «ранний железный век» используется только для начального этапа — так называемой гальштатской культуры.

Гальшта?тская культу?ра — археологическая культура железного века, которая развивается 500 лет (примерно с 900 до 400 гг. до н. э.) от культуры полей погребальных урн в Центральной Европе и на Балканах. Названа по могильнику около г. Гальштат (Хальштатт, нем. Hallstatt), который исследовал в 1846 г. австрийский горняк Иоганн Георг Рамзауэр. Основными носителями гальштаттской культуры были кельты, на Балканах — также иллирийцы и фракийцы.

Характерные предметы: бронзовые и железные мечи с рукояткой в виде колокола или в виде дуги, повернутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу, различной формы бронзовая посуда, особого типа фибулы, лепная керамика, ожерелья из непрозрачного стекла. Искусство племен гальштатской культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к богатой росписи, роскоши; разнообразные украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с фигурками зверей, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамическая посуда — жёлтая или красная, с полихромным, резным или штампованным геометрическим орнаментом.

Использовался гончарный круг. Появилось и образотворческое искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие посуду или составляющие композицию (каменная статуя хиршланденского бойца, бронзовая колесница из Штретвега в Австрии со сценой жертвоприношения, 800—600 до н. э.); гравированные или тисненные фризы на глиняной посуде, поясах и цебрах (ситулах) изображают пиры, праздники, воинов и хлеборобов, иногда людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы. Захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.

В 1-м тыс. до н.э. значительную роль сыграла скифская культура. В широком понимании - это культура многочисленных кочевых и полукочевых племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в Южной Сибири. О происхождении племен, населявших столь обширные территории, пока нет единого мнения. Установлено только, что они принадлежали к европейскому типу, а их язык - к иранской группе индоевропейской семьи языков. Возможно, скифами первоначально именовали себя лишь несколько племен или даже одно племя, которое в первые века 1-го тыс. до н.э. вторглось с востока в Причерноморье и подчинило себе близкородственное ему коренное население этих мест.

Скифские племена предпринимали далекие походы - в Урарту, Ассирию, Фракию, Палестину, Сирию, Египет, Китай. Их силу составляла конница, которая считалась непобедимой. Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами.

В конце V в. до н.э. царь Атей объединил скифов. Эпоха Атея - период подъема могущества этого народа. В его царствование в Приднепровье возник город, в котором жили военная и торговая знать и ремесленники: литейщики, кузнецы, ювелиры и косторезы. Они добывали руду и изготовляли из нее оружие, конскую упряжь, украшения. Недалеко от этого города находилась местность Геррос, где хоронили скифских царей и племенных вождей. Там были раскопаны самые знаменитые курганы - Чертомлыкский, Александропольский, Солоха, относящиеся к IV в. до н.э.
Курганы являются главным источником наших знаний о жизни и культуре скифов, однако почти все они в той или иной степени подвергались разграблениям, которые начинались обычно вскоре после захоронения.

Греческий историк Геродот, оставивший много сведений о жизни скифов, подробно описал обряд погребения царей. Тело бальзамировали, покрывали воском и укладывали на колесницу, которая объезжала все царство от племени к племени. Затем колесница прибывала в Геррос, где тело царя опускали в приготовленную могилу, наполненную дорогим оружием, сосудами с вином и оливковым маслом, различными украшениями. В других могилах, соединенных коридорами с царской, хоронили лучших коней властителя, его конюха, повара, наложницу. Все подданные царя должны были принести землю на его могилу - так возникал курган. Здесь устраивали тризну, разбивали погребальную колесницу, приносили жертвы. Через год на холме убивали пятьдесят коней и воинов и поверх снова насыпали землю. В результате высота Чертомлыкского и Александропольского курганов достигла 20 м.

Большое значение для скифов Причерноморья имели связи с расположенными на побережье греческими городам и государствами, которые находились на иной, более высокой стадии развития. Скифы продавали грекам хлеб, лошадей, получая от них вино, расписную керамику, ювелирные изделия.

Художественное творчество скифов проявилось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства. Сам образ их жизни определял характер и назначение создаваемых произведений: это были украшения человека, оружия, конской упряжи. Причем все эти произведения не только служили украшениями, но и выполняли магическую роль, выражали религиозно-мифологические представления скифов.

Наиболее яркой особенностью самобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль. В отличие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям хищников - кабанов, львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Конечно, изображались и олени, козлы, бараны, кабаны, рыбы. Большое внимание в скифском искусстве уделялось и образам фантастических животных, например грифонам - зверям с телом льва, головой и крыльями орла. Звери обычно представлены в канонических позах, выражающих напряженное состояние или борьбу.
Кроме целых фигурок мастера нередко делали только головы, клювы, копыта, лапы тех или иных зверей и птиц. Закреплено было и расположение многих изображений на определенных местах: так, на псалиях (деталь уздечки) часто встречаются лошадиные копыта или птичьи лапы, на рукоятках кинжалов - головы или клювы птиц, рыб гравировали только на конских налобниках или небольших бляшках. Обладателю вещей стремились придать качества, присущие изображенным животным, а также защитить его.

Вконтакте

ПЕРВОБЫ́ТНОЕ ИСКУССТВО - в широком смысле - искусство обществ, находящихся на стадии догосударственного и дописьменного развития; в узком смысле - искусство каменного века или развивающееся изолированно от центров цивилизаций.

Ино-гда первобытное искусство вклю-ча-ют в рам-ки по-ня-тия «тра-ди-ци-он-ное на-род-ное искусство». Есть точ-ка зре-ния, что первобытное искусство не мо-жет рас-смат-ри-вать-ся как иск-во, пред-ла-га-ет-ся упот-реб-лять тер-мин «изо-бра-зи-тель-ная дея-тель-ность». Во мно-гих ра-бо-тах первобытное искусство, на-обо-рот, не вы-де-ля-ет-ся как спе-ци-фический фе-но-мен, а его па-мят-ни-ки на-зы-ва-ют по эпо-хам и ре-гио-нам.

От-кры-тие пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва. Впер-вые па-мят-ник искусства па-лео-ли-та (изо-бра-же-ние ла-ней, вы-гра-ви-ро-ван-ное на кос-ти оле-ня) был от-крыт в 1834 году, во вре-мя лю-би-тель-ских рас-ко-пок в гро-те Шаф-фо (Фран-ция). Од-на-ко воз-раст на-ход-ки был по-став-лен под со-мне-ние, и в на-учный обо-рот её вве-ли в 1887 году. На-ли-чие ху-дож. твор-че-ст-ва в па-лео-ли-те на-ча-ли при-зна-вать по-сле то-го, как при рас-коп-ках Э. Лар-те и Г. Кри-сти в Ла-Мад-лен (1864 год) най-де-но вы-гра-ви-ро-ван-ное на бив-не изо-бра-же-ние ма-мон-та. Од-на-ко фи-гу-рам и зна-кам, об-на-ру-жен-ным в Ньо (1864 год), не при-да-ва-лось зна-че-ния, а рос-пи-си, от-кры-тые в Аль-та-ми-ре (1879 год), на Ме-ж-ду-народном кон-грес-се ан-тро-по-ло-гов и ар-хео-ло-гов в Лис-са-бо-не (1880 год) бы-ли при-зна-ны под-дел-кой. При-чи-на та-ко-го от-но-ше-ния к на-ход-кам - в гос-под-ство-вав-ших эво-лю-цио-ни-ст-ских пред-став-ле-ни-ях о лю-дях ка-мен-но-го ве-ка как о при-ми-тив-ных су-ще-ст-вах, не спо-соб-ных к ху-дожественному твор-че-ст-ву. Окон-ча-тель-ное при-зна-ние искусства па-лео-ли-та про-изош-ло по-сле от-кры-тия в 1901 году Д. Пей-ро-ни, Л. Ка-пи-та-ном, А. Брёйлем гра-ви-рованных ри-сун-ков в Ком-ба-рель и жи-во-пи-си в Фон-де-Гом.

Про-бле-ма про-ис-хо-ж-де-ния искусства. Эта про-бле-ма на-ча-ла об-су-ж-дать-ся до от-кры-тий па-мят-ни-ков па-лео-ли-тич. ху-дож. твор-че-ст-ва. В рам-ках «тео-рии иг-ры», ос-но-ван-ной на эс-те-тич. кон-цеп-ци-ях И. Кан-та и Ф. Шил-ле-ра, раз-ви-вал-ся от-ра-жаю-щий дух ро-ман-тиз-ма те-зис о том, что иск-во воз-ник-ло как ре-зуль-тат эс-те-тич. твор-че-ско-го по-бу-ж-де-ния че-ло-ве-ка к сво-бо-де от сил и за-ко-нов при-ро-ды и об-ще-ст-ва. В даль-ней-шем те-зис о вро-ж-дён-ном стрем-ле-нии че-ло-ве-ка к ху-дож. твор-че-ству ос-та-вал-ся од-ним из ос-нов-ных в ря-де тео-рий (К. Бюхер, франц. ис-сле-до-ва-тель Ж. А. Лю-ке, франц. ис-то-рик пер-во-быт-но-сти Л. Р. Ну-жье и др.). Ши-ро-кое при-зна-ние по-лу-чи-ла точ-ка зре-ния о свя-зи П. и. с ма-ги-ей, осо-бен-но по-сле ра-бо-ты франц. ар-хео-ло-га С. Рей-на-ка о все-об-щей ис-то-рии пла-стич. ис-кусств (1904).

По ме-ре на-ко-п-ле-ния фак-тического ма-те-риа-ла встал во-прос о ге-не-зи-се искусства. В середине XIX века Ж. Бу-ше де Перт вы-дви-нул ги-по-те-зу «про-сто-го эта-па», со-глас-но ко-то-рой че-ло-век пер-во-на-чаль-но под-ме-чал сход-ст-во не-ко-то-рых при-род-ных объ-ек-тов (кам-ней, рель-е-фа пе-щер-ных стен и т.п.) с жи-вот-ны-ми и че-ло-ве-ком, за-тем на-чал до-де-лы-вать ес-те-ст-вен-ные мо-де-ли, при-бли-жая к об-раз-ам, ко-то-рые су-ще-ст-во-ва-ли в его соз-на-нии, по-том при-сту-пил к са-мо-сто-ятельному ху-дожественному твор-че-ст-ву. Французский ар-хео-лог Э. Пьетт счи-тал скульп-ту-ру наи-бо-лее про-стой и древ-ней-шей фор-мой изо-бра-же-ний, воз-ник-шей в ре-зуль-та-те под-ра-жа-ния че-ло-ве-ка при-род-ным об-раз-цам. В начале XX века А. Брёйль вы-де-лил изо-бра-же-ния, ко-то-рые мог-ли быть от-прав-ной точ-кой в про-цес-се воз-ник-но-ве-ния пер-вых па-мят-ни-ков искусства: «ма-ка-ро-ны», или «ме-ан-д-ры» (груп-пы па-рал-лель-ных вол-ни-стых ли-ний, про-чер-чен-ных по гли-не паль-ца-ми или на-не-сён-ных на по-верх-ность ска-лы зуб-ча-тым ин-ст-ру-мен-том); си-лу-эты кис-тей рук, вы-пол-нен-ные как по-зи-тив-ное или не-га-тив-ное (например, от-тиск) изо-бра-же-ние, а так-же кон-тур-ной об-вод-кой. Во 2-й половине XX века А. Ле-руа- Гу-ран в соз-дан-ной им схе-ме сти-ли-стической эво-лю-ции ев-ропейского искусства верх-не-го па-лео-ли-та вы-де-лил на-чаль-ный этап (стиль I), ха-рак-те-ри-зо-вав-ший-ся отдельными зна-ка-ми и от-сут-ст-ви-ем сю-жет-ных изо-бра-же-ний. Од-на-ко от-кры-тие в Шо-ве ри-сун-ков эпо-хи Оринь-як по-ста-ви-ло под со-мне-ние эти и другие эво-лю-цио-ни-ст-ские тео-рии.

Сре-ди отечественных ис-сле-до-ва-те-лей наи-бо-лее раз-вёр-ну-тые кон-цеп-ции воз-ник-но-ве-ния искусства сфор-му-ли-ро-ва-ны А.П. Ок-лад-ни-ко-вым и А.Д. Сто-ля-ром, ис-хо-див-ши-ми из по-ло-же-ния, что искусству верх-не-го па-лео-ли-та дол-жен пред-ше-ст-во-вать этап сим-во-лической дея-тель-но-сти не-ан-дер-таль-ца и да-же ар-хан-тро-пов. Древ-ней-шим про-яв-ле-ни-ем изо-бра-зительное твор-че-ст-ва на ру-бе-же сред-не-го и верх-не-го па-лео-ли-та, по Сто-ля-ру, бы-ли «на-ту-раль-ные ма-ке-ты» жи-вот-ных - ес-те-ст-вен-ные (например, ста-лаг-мит в пе-ще-рах Ба-зуа, Ита-лия) и ис-кус-ст-вен-ные (например, леп-ные в Мон-тес-пан и Пеш-Мерль, Фран-ция) ос-но-вы, ко-то-рые по-кры-ва-лись шку-ра-ми пе-щер-но-го мед-ве-дя. В современных ис-сле-до-ва-ни-ях эти па-мят-ни-ки от-но-сят к зна-чи-тель-но бо-лее позд-не-му вре-ме-ни, к эпо-хе Мад-лен , что ста-вит вы-ска-зан-ное су-ж-де-ние под со-мне-ние.

Современные зна-ния о хро-но-ло-гии пе-щер-но-го искусства и искусства ма-лых форм опи-ра-ют-ся на ра-дио-уг-ле-род-ные да-ты, в том числе по-лу-чен-ные по пиг-мен-ту рос-пи-сей (AMS 14C). Но-вые на-ход-ки по-ка-за-ли, что древ-ней-шие па-мят-ни-ки первобытного искусства де-мон-ст-ри-ру-ют от-лич-ное зна-ние на-ту-ры, раз-ви-тые ху-дожественные об-ра-зы, сло-жив-шие-ся на-вы-ки ра-бо-ты крас-кой, слож-ные ком-по-зи-ци-он-ные ре-ше-ния. От-кры-тия при-род-ных объ-ек-тов, на-по-ми-наю-щих че-ло-ве-че-ские фи-гу-ры и под-ра-бо-тан-ных древ-ни-ми людь-ми в Аше-ле (сто-ян-ка Бе-ре-хат-Рам, Го-лан-ские вы-со-ты, Па-ле-сти-на, 1981 год; Тан-Тан), вновь де-ла-ют ак-ту-аль-ны-ми ги-по-те-зы Ж. Бу-ше де Пер-та и Э. Пьет-та. Од-на-ко про-бле-ма воз-ник-но-ве-ния искусства ос-та-ёт-ся от-кры-той.

Боль-шин-ст-во древ-ней-ших па-мят-ни-ков первобытного искусства об-на-ру-же-но на се-ве-ре Ев-ра-зии, главным образом в Западной Ев-ро-пе, с максимальной кон-цен-тра-ци-ей (осо-бен-но жи-во-пи-си) в так называемом фран-ко-кан-таб-рий-ском рай-оне (юго-за-пад Фран-ции, се-вер Ис-па-нии).

Об-щая ха-рак-те-ри-сти-ка пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва

Па-мят-ни-ки первобытного искусства из-вест-ны по об-раз-цам, вы-пол-нен-ным на твёр-дых, со-хра-няю-щих-ся до на-ших дней ма-те-риа-лах. Изо-бра-же-ния на по-верх-но-сти кам-ня пред-став-ле-ны гра-фи-кой (в том числе пет-рог-ли-фы) и жи-во-пи-сью (смотри Рос-пись на-скаль-ная), ко-то-рая со-хра-ни-лась толь-ко в пе-ще-рах. Это по-зво-ля-ет раз-де-лять на-скаль-ные па-мят-ни-ки па-лео-ли-тического искусства на ос-ве-щён-ные (рас-по-ла-гав-шие-ся на от-кры-тых по-верх-но-стях; например, Фош-Коа) и на-хо-дя-щие-ся в тем-но-те пе-щер, для ос-мот-ра и соз-да-ния ко-то-рых тре-бо-ва-лись ис-кусственные ис-точ-ни-ки све-та. С па-лео-ли-та из-вест-ны ком-по-зи-ции; не-ко-то-рым из них при-су-ще слож-ное ре-ше-ние (например, изо-бра-же-ния жи-вот-ных из Шо-ве). Цве-то-вая па-лит-ра ис-чер-пы-ва-ет-ся, как пра-ви-ло, крас-ным, чёр-ным, жёл-тым цве-та-ми, ре-же ис-поль-зу-ет-ся бе-лый. Свя-зую-щее в крас-ках не при-ме-ня-ет-ся, но они яв-ля-ют-ся спе-ци-аль-но при-го-тов-лен-ны-ми со-ста-ва-ми. Уже в па-лео-ли-те бы-ли из-вест-ны на-ло-же-ние цве-тов (например, в Аль-та-ми-ре), тех-ни-ка пе-ре-да-чи объ-ё-ма при по-мо-щи по-лу-то-нов, од-на-ко да-же в по-ли-хром-ных изо-бра-же-ни-ях гра-фическая ли-ния со-хра-ня-ет важ-ное зна-че-ние. Свое-об-раз-ны про-ца-ра-пан-ные по гли-ни-стым на-тё-кам на сте-нах из-ви-ли-стые ли-нии, из-ред-ка об-ра-зую-щие фи-гу-ра-тив-ные об-ра-зы, а так-же изо-бра-же-ния жи-вот-ных, про-чер-чен-ные и вы-ле-п-лен-ные из гли-ны на по-лу пе-щер (например, би-зо-ны из Ньо и Тюк-д’Одубер). Гра-фи-ка пре-об-ла-да-ет и сре-ди изо-бра-же-ний на кос-ти и не-боль-ших кам-нях. Древ-ней-шая скульп-ту-ра пред-став-ле-на мел-кой пла-сти-кой из бив-ня, кос-ти, гли-ны, кам-ня, а так-же ба-рель-е-фа-ми, ко-то-рые в основном вы-се-ка-лись на скаль-ных по-верх-но-стях.

Сре-ди па-лео-ли-тических фи-гу-ра-тив-ных изо-бра-же-ний до-ми-ни-ру-ют об-ра-зы бы-ков, би-зо-нов, ло-ша-дей, оле-ней, ма-мон-тов, но-со-ро-гов, мед-ве-дей, львов (птиц и рыб ма-ло). Изо-бра-же-ний че-ло-ве-ка из-вест-но на-мно-го мень-ше; пре-об-ла-да-ют жен-ские об-ра-зы, осо-бен-но в мел-кой пла-сти-ке («Ве-не-ры па-лео-ли-та»). Фи-гу-ра че-ло-ве-ка мо-жет иметь зоо-морф-ные (например, «кол-дун» из Трёх брать-ев пе-ще-ры), в том числе ор-ни-то-морф-ные (например, «жен-щи-ны-пти-цы» в Ме-зи-не, Аль-та-ми-ре, муж-чи-ны с птичь-ей го-ло-вой в Лас-ко), эле-мен-ты; есть сти-ли-зованные изо-бра-же-ния жен-ско-го те-ла (так называемые кла-ви-фор-мы). На-ря-ду с фи-гу-ра-тив-ны-ми изо-бра-же-ния-ми, су-ще-ст-во-ва-ли зна-ки, ряд из них ин-тер-пре-ти-ру-ют как сим-во-лы жен-ских по-ло-вых ор-га-нов, солн-ца, лу-ны, при-род-ных яв-ле-ний и т.д. Древ-ней-шие ор-на-мен-ты (по-ло-сы, спи-ра-ли, рас-тительные мо-ти-вы), как пра-ви-ло, об-ра-зо-ва-ны рит-мич-но по-вто-ряю-щи-ми-ся ли-ния-ми, ям-ка-ми, ок-руж-но-стя-ми и т.п. В ме-зо-ли-те и нео-ли-те изо-бра-же-ния лю-дей и жи-вот-ных де-ла-ют-ся бо-лее схе-ма-тич-ны-ми, ме-ня-ют-ся сти-ли-сти-ка и прин-ци-пы ор-га-ни-за-ции ком-по-зи-ций, бо-лее раз-но-об-раз-ны-ми ста-но-вят-ся ор-на-мен-ты.

Нет со-мне-ний, что первобытному искусству не бы-ли чу-ж-ды му-зы-ка, тан-цы, о чём сви-де-тель-ст-ву-ют, например, на-ход-ки кос-тя-ных флейт, древ-ней-шие из ко-то-рых да-ти-ру-ют-ся сред-ним па-лео-ли-том (например, Мо-ло-до-ва). В не-о-ли-те по-яв-ля-ет-ся ар-хи-тек-ту-ра (ряд поселе-ний Плодородного полумесяца; смотри так-же Ме-га-лит , Ме-га-ли-ти-че-ские куль-ту-ры).

Вклю-чён-ность про-из-ве-де-ний первобытного искусства в ре-лигиозные ри-туа-лы уже в па-лео-ли-те под-твер-жда-ет-ся рас-по-ло-же-ни-ем па-мят-ни-ков в труд-но-дос-туп-ных мес-тах пе-щер, на-не-се-ни-ем на изо-бра-же-ния «ран», за-хо-ро-не-ни-ем ста-ту-эток в специальных ямах и т.п. Воз-мож-но, уже па-лео-ли-тические сю-жет-ные ком-по-зи-ции свя-за-ны с ми-фа-ми.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные