Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». план-конспект урока по чтению (2 класс). Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тайное всегда становится явным". В.Драгунский « Какой может быть ра

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №4

Технологическая карта учебного занятия

Учитель : Каргалова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Сокурская СОШ № 19.

Предмет : Литературное чтение.

Класс: 2 класс.

Тема: Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Основные технологические приёмы и формы работы: обращение к личному опыту, работа со словарем, составление кластера, чтение с остановками, чтение-разведка, прием синестезии (соощущение, совосприятие, вживание в образ), анализ текста, «Задай вопрос», «Верные и неверные утверждения», работа в парах.

Планируемые результаты

Предметные результаты: развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Уметь работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные результаты:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные результаты:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Формирование УУД:

УУД

Базовый уровень

Повышенный уровень

Предметные

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), ориентироваться в содержании прочитанного, участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста, определять основную мысль текста, объяснять значение слова с опорой на контекст с использованием словарей, устанавливать взаимосвязь между событиями, мыслями, чувствами

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно - следственные связи.

№ п/п

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (личностные, метапредметные УУД)

Организационный этап

Цель: Определение готовности обучающихся к уроку.

Здравствуйте, ребята!

Ученики занимают свои места, приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Личностные : формирование мотивации к обучению.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

Мотивация учебной деятельности

Цель : учить самостоятельно определять тему и цель урока.

На каждом уроке вы узнаёте все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям, и у нас обязательно всё получится. А начнём наш урок с пословицы. Прочитайте её: «Шило в мешке не утаишь».

Предположите, что могут означать эти слова? (О правде всегда узнают).

В конце урока мы с вами еще вернемся к этой пословице и решим – верно ли было наше предположение. Как вы думаете, почему именно с этой пословицы мы начали наш урок? (будем читать новое произведение, в котором главное-говорить правду).

Учащиеся слушают учителя.

Высказывания учеников.Приём «Верные и неверные утверждения».

Самоопределение к деятельности

Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня будем знакомиться.

Ребята, любите ли вы тайны?

Что такое тайна?

Подберите слова, близкие по значению к слову «тайна».

Иметь тайны хорошо или плохо?

А для чего тайны нужны человеку?

тайное».

А что означает слово «явное»?

Назовите синонимы к слову « явное».

Тайное – явное. Как мы можем назвать эти слова?

Составляют кластер. Тайное:неразгаданное, неизвестное, секретное, скрытое, никому не сказанное

Работа со словарями русского языка

Составляют кластер. Явное:очевидное понятное, открытое, настоящее, известное.

Ответы учеников.

Актуализация опорных знаний .

Цель: Мотивация к учебной деятельности

Задача: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Физминутка

Первичное чтение. Чтение с остановками.

Просмотр фрагмента фильма до слов «Ложись–ка ты спать!».

Вам главный герой кого-нибудь напоминает из рассказов В.Ю.Драгунского?

Что вы можете сказать о Дениске, какой он?

Почему мальчик заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становится явным»

Вы смогли бы ему объяснить эту фразу?

2.Чтение до слов «…я ею давлюсь), (слушают аудиозапись)

Из-за чего произошел конфликт между мамой и сыном?

ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы.

МАЛЬЧИКИ – позицию сына.

Кто прав?

Как вообще можно разрешить конфликт?

3.Чтение до слов «…съесть все до дна!» (слушают аудиозапись)

Как разрешили конфликт мама и Дениска?

4.Чтение – разведка.

А сейчас вы пойдёте в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. Вы прочитаете ту часть рассказа, которая выделена. И после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал мальчик, чтобы каша была вкуснее. Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте. Кто первым возвращается из разведки, молча, встаёт и ищет глазами иллюстрации к рассказу.

Что мальчик сделал с кашей, чтобы она была вкуснее?

Что означает слово «Хрен»?

Объясните образное выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание».

От чего у Дениски глаза на лоб полезли?

Зачитайте отрывок с использованием слова «хрен».

Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?

5.Чтение учителем. Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.

Какие вопросы у вас возникли в ходе чтения?

У меня есть вопросы. В какой момент вам было смешно?

А что чувствовал дяденька в этот момент?

Прочитайте, как выглядел дяденька?

А что Дениска при этом чувствовал?

А кому вы сочувствовали? Почему?

Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? Найдите и прочитайте. .(“...глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а это верная примета, что мама рассердилась”)

Почему мама «смотрела долго-долго на сына? (хотела понять, что чувствует Денис)

Давайте проследим, как менялось настроение мамы?

Как менялось настроение Дениски?

Будет ли продолжение разговора у Дениски с мамой? Почему?

Как, по-вашему, что такое «взаимопонимание между родителями и детьми»?

Подведём итог: Почему мама не стала наказывать Дениску?

Понял ли он мамины слова?

Почему вы так считаете?

Ребята, давайте еще раз вернемся к пословице, с которой мы начали наш урок. Правильным ли оказалось наше первоначальное предположение или теперь вы понимаете эту пословицу по-другому?

Работа с текстом.

Ответы учеников.

Это Дениска.

Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным.

Ответы детей.

Приём синестезии.

Мама: полезно, надо утром есть кашу, заботится о сыне.

Сын: не любит, невкусно.

Уступить, договориться.

Работа с текстом.

Договорились.

Работа с текстом. Чтение с пометками.

Выполняют физминутку. Ищут газами иллюстрации к рассказу (упражнения для глаз).

Зачитывают ответы.

- пошлёпал ложкой;
-посолил;
-посыпал сахару;
-долил кипятку;
-вылил в кашу всю баночку хрена.

Работа с крылатым выражением.

Составляют вопросы. Приём «Задай вопрос» (толстые и тонкие вопросы)

Ответы на вопросы.

Зачитывают ответы.

Ответы на вопросы.

Хотела понять, что чувствует Дениска.

Выстраивают цепочку, отражающую внутреннее состояние героев. Работа в парах.

Мама: радость, веселье, гнев, печаль, огорчение. Денис: довольный, страх, стыд.

Каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали.

Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей.

Познавательные : ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности

Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в жизни. Какой урок сегодня вы получили?

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины. И я хочу поблагодарить вас за активную творческую работу на нашем уроке.

А теперь я попрошу вас показать, насколько интересно вам было на уроке. У вас на партах лежат лучик и облако. Если вам было на уроке комфортно. Всё понятно, то подойдите прикрепите на солнышко лучик, если урок вызвал затруднение, то прикрепите облако.

Оценивают своё эмоциональное состояние.

Личностные: владеют знаниями основных моральных норм поведения.

Познавательные: анализируют, обобщают и перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Информация о домашнем задании.

Цель: Сообщение объема и содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Вспомните, была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Рассказать о ней вы можете на следующем уроке. Это и будет вашим домашним заданием.

Записывают домашнее задание.

Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебное задание в соответствии с уровнем своего развития


Инесса Колушкина
Библиотечный урок-викторина по произведениям Виктора Юзефовича Драгунского. Внеклассное чтение в 4–6 классах

Внеклассное чтение , как способ формирования гармонично развитой личности

Библиотечный урок- викторина по произведениям Виктора Юзефовича Драгунского

ЦЕЛЬ :

1. Познакомить детей с творчеством В. Ю. Драгунского .

2. Отметить литературный юбилей 2013 года – 100 лет со дня рождения писателя В. Ю. Драгунского (30. 11. 1913 – 06. 05. 1972) .

3. Развивать у учащихся память и зоркость к чтению , интерес к детской литературе.

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ :

Дети младшего школьного возраста 4 – 6 классы

ОБОРУДОВАНИЕ И ДОКУМЕНТЫ

1. Компьютер. Детские презентации

2. Литературная викторина

Время проведения : 2 урока по 45 минут

Условия проведения :

1. Команда из каждого класса (7 человек)

2. Конкурс на лучшую презентацию по творчеству В. Ю. Драгунского (до 10 слайдов) . Защита презентации.

3. Конкурс на лучшее прочтение отрывка из рассказов Драгунского (1)

4. Домашнее задание. Эссе. Почему я люблю рассказы Драгунского (2)

5. Литературная викторина .

6. Угадай из какого рассказа этот отрывок.

Конкурс «Угадай из какого рассказа этот отрывок»

1. «Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок. И я не выдержал и сказал тёте Кате : - Дайте мне, пожалуйста, тоже сардельку, поскорее! И тетя Катя сразу протянула мне мисочку. И я очень торопился, чтобы Мишка без меня не успел съесть свою сардельку : мне одному не было бы так вкусно. И вот я тоже взял свою сардельку, руками я тоже, не чистя, стал грызть её, и из неё брызгал горячий падучий сок. И мы с Мишкой так грызли на пару, и обжигались, я смотрели друг на дружку, и улыбались». Ответ : рассказ

2. Интересно, какая у него борода? Неужели растет прямо из шеи, как я видел на картинке? А трубка какая? Кривая или прямая? А кортик - именной или простой? Капитанов дальнего плавания часто награждают именными кортиками за проявленную смелость. Конечно, ведь они во время своих рейсов каждый день наскакивают на айсберги, или встречают огромных китов и белых медведей, или спасают людей с терпящих бедствие кораблей.

Ответ : рассказ .

3. И он хорошо играл, громко, мне очень понравилось. Но вдруг он в одном месте сбился. У него остановились пальцы. Валерка немножко покраснел, но опять зашевелил пальцами, как будто дал им разбежаться; но пальцы добежали до какого-то места и опять остановились, ну просто как будто споткнулись. Валерка стал совсем красный и снова стал разбегаться, но теперь его пальцы бежали как-то боязливо, как будто знали, что они все равно опять споткнутся, и я уже готов был лопнуть от злости, но в это время на том самом месте, где Валерка два раза спотыкался, его бабушка вдруг вытянула шею, вся подалась вперед и запела : Серебрятся волны….»

Ответ : Смерть шпиона Гадюкина.

4. Я лежал в темноте с открытыми глазами. В окошко ничего не было видно, только чуть виднелась одна ветка. Она была похожа на верблюда, как будто он стоит на задних лапах и служит. Я поставил одеяло козырьком перед глазами, чтобы не видеть верблюда, и стал повторять таблицу умножения на семь, от этого я всегда быстро засыпаю. И верно : не успел я дойти до семью семь, как у меня в голове все закачалось, и я почти уснул, но в это время в углу за ширмой собака, которая, наверно, тоже не спала, опять зарычала. Да как! В сто раз страшнее, чем в первый раз. У меня даже внутри что-то екнуло. Но я все-таки закричал на нее :

Тубо! Лежать! Спать сейчас же.

Ответ : Расскажите мне про Сингапур.

5. Тут выбежал другой мальчик и стал в него целиться из пистолета. Я сразу схватил доску да как трахну по стулу изо всех сил. А на стуле сидела какая-то неизвестная кошка. Она закричала диким голосом, потому что я попал ей по хвосту. Выстрела не получилось, зато кошка поскакала на сцену. А мальчик в черном костюме бросился на бородатого и стал душить. Кошка носилась между ними. Пока мальчики боролись, у бородатого отвалилась борода. Кошка решила, что это мышь, схватила ее и убежала. А мальчик как только увидел, что он остался без бороды, так сразу лег на пол – как будто умер.

Ответ : «Смерть шпиона Гадюкина» .

6. И мы увидели, как в широкой степи, недалеко от леса, сидели красные солдаты, как они пели песни и танцевали под гармонь. Один солдат спал на солнышке, и недалеко от него паслись красивые кони… И веял легкий ветерок, и бежала чистая речка, а бородатый солдат у маленького костерка рассказывал сказку про Жар-птицу. И в это время, откуда не возьмись, появились белые офицеры, их было очень много, и они начали стрелять, и красные стали падать, и защищаться, но тех было гораздо больше… И красный пулеметчик стал отстреливаться, но он увидел, что у него мало патронов, и заскрипел зубами, и заплакал. Ответ «Сражение у Чистой речки» .

7. Я стал тереть. Я тер изо всех сил и в некоторых местах даже протирал кожу. Но мне все равно было очень трудно, потому что курица вдруг словно оживела и начала вертеться у меня в руках, скользить и каждую секунду норовила выскочить.

Ответ : «Куриный бульон» .

8. Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое придумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, и взрослые должны бы были их во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно. Ответ «…Бы»

9. Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

Ответ : «Он живой, и он светится…»

10. И я, непонятно почему, вдруг опять чихнул изо всех сил, с каким-то даже подвыванием чихнул, вот так : - Апчхи-уу! Ефросинья Петровна как услышала этот вой, так закричала ещё тише и слабей :

Грабят. И видно, сама подумала, что если грабят, так это ерунда, не страшно. А вот если. И тут она довольно громко завопила : - Режут!

Вот какое враньё! Кто её режет? И за что? И чем? Разве можно по ночам кричать неправду? Поэтому я решил, что пора кончать это дело, и раз она всё равно не спит, мне надо вылезать. И всё подо мной загремело, особенно корыто, ведь я в темноте не вижу. Грохот стоит дьявольский, а Ефросинья Петровна уже слегка помешалась и кричит какие-то странные слова : - Грабаул! Караулят!

Ответ : «ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ» .

11. У твоих штанов такой скверный характер, что они нарочно целыми днями подстерегают каждый гвоздик, цепляются за него и потом рвутся специально для того, чтобы позлить твою маму. Вот какие коварные штаны!

Ответ : «ПОДЗОРНАЯ ТРУБА»

12. А я выскочил и по стене шарю, где тут выключатель, и нашел вместо выключателя ключ, и обрадовался, что это дверь. Я повернул ключ, но оказалось, что я открыл дверь от шкафа, и я тут же перевалился через порог этой двери, и стою, и тычусь в разные стороны, и только слышу, мне на голову разное барахло падает.

Ответ : «ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ» .

13.. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошёл, сразу стал заикаться.

Ответ : «ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»

14. Тут в зале прямо завизжали от смеха, и я увидел в толпе, какое несчастное лицо у Андрюшки, а ещё увидел, что Люся, вся красная и растрёпанная, пробивается к нам сквозь толпу. А Мишка стоит открытым ртом, как будто сам на себя удивляется. Ну, а я, пока суд да дело, докрикиваю :

Где это видано, где это слыхано,-

Папа решает, а Вася сдаёт!

Тут уж началось что-то ужасное. Все хохотали как зарезанные, а Машка из зелёного стал фиолетовым. Наша Люся схватила его за руку и утащила к себе. Она кричала :

Дениска, пой один? Не подводи. Музыка! И. Ответ : «Где это видано, где это слыхано» .

15. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Ответ : «Тайное становится явным»

16. - Эх, Кораблев, Кораблев, - грустно и как-то безнадежно сказала Елизавета Николаевна. - Ну что ты, как попка, затвердил : «Прозрачно небо, прозрачно небо» . Заладил. А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта? Давай дальше. Ответ : Тиха украинская ночь.

17. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе : она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. Ответ : «Девочка на шаре» .

2 Конкурс для лидеров :

1. Как звали дочь Драгунского ? Ответ : Ксения

2. Имя Дениска было выбрано не случайно? Ответ : так звали сына Драгунского .

3. Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом. Какие три слова он писал? Ответ : "ДРУЖБА!ВЕРНОСТЬ! ЧЕСТЬ!”

3 Конкурс «Литературная викторина » :

1. Сколько было мальчишек и девчонок в Денискином 1 «В» классе ? Ответ : 15 мальчиков, 25 девочек. (Рыцари)

2. В какой кружок ходил 1 «В» класс ? Ответ : «Умелые ручки» .

3. Кто были руководителями в кружке «Умелые ручки» ? Ответ : восьмиклассники Толя и Володя .

4. Назовите первую учительницу Дениски? Ответ : Раиса Ивановна.

5. Как звали учителя пения Дениса? Ответ : Борис Сергеевич

6. Какая фамилия у Дениса? Ответ : Кораблев.

7. Как стал рыцарем Дениска? Ответ : Он слил 2 вина в банку из под компота и сдал пустые бутылки, и на 20 копеек купил маме конфет. (Рыцари)

8. Какого цвета глаза у Денискиной мамы? Ответ : зеленого

9. Лучший друг Дениса? Ответ : Миша Слонов.

10. Какой кинофильм пошел смотреть 1 «А» , «Б» , «В» класс ? Ответ : Алые звезды. (Сражение у чистой речки)

11. Как дети помогли красному пулеметчику? Ответ : открыли стрельбу из пистолетов и пугачей.

12. Кого хотели купить Дениска и Мишка в Живой уголок школы? Ответ : белых мышей и моллинезий, но мыши закончились, а рыбки кусались (стоили полтора рубля штука) . (Живой уголок)

13. Какой вес надо было иметь, чтобы выиграть годовую подписку на журнал «Мурзилка» ? Ответ : 25 кг. (Ровно 25 кило)

14. Как Дениска стал похитителем собак? Ответ : его попросили посмотреть за собакой Чапкой. Он ее запер, а сам пошел на речку с Ванькой Дыховым. По дороге встретил Чапку (подумал – сбежала, поймал, отнес опять домой. Опять пошел на речку и встретил опять Чапку, опять поймал и отнес домой. В итоге у него оказалось целых три одинаковых собаки. (Похититель собак)

15. Какая порода была у Чапки? Ответ : скотчтерьеры.

16. Что сделал Дениска, когда узнал, что капля никотина убивает лошадь? Ответ : он обрезал папины папиросы «Казбек» и вложил в портсигар одни фильтры. (Одна капля убивает лощадь)

17. Как Дениска с папой варили курицу? Ответ : сперва подстригали волосы на курице, потом решили опалить ее огнем, сожгли ее, мыли мылом, загнали под шкаф, помыли и бросили в кастрюлю. (Куриный бульон)

18. Назовите как Алена, Мишка и Дениска называли шишки? Ответ : Алена – сыски, Миша - хыхки, Денис – фыфки. (Заколдованная буква)

19. Куда улетела шляпа гроссмейстера? Ответ : в пруд и спланировала на лебедя. (шляпа гроссмейстера)

20. Как снял Денис шляпу с лебедя? Ответ : Он приманил птиц хлебными крошками, лебедь тоже приплыл и тоже толкался среди птиц, нагибался и шляпа слетела.

21. Какое место по плаванию в стиле баттерфляй занял Дениска? Ответ : третье место.

22. Кто еще занял третье место в стиле баттерфляй? Ответ : Мишка, Толька, Кимка и все-все.

23. У кого в колхозе гостил Дениска? Ответ : у дедушки Вали.

24. С какой попытки прыгнул Дениска с вышки? Ответ : с третьей попытки.

25. Кем мечтал стать Дениска? Ответ : астрономом, капитаном дальнего плавания, начальником станции метро, художником, рисующим на асфальте белые полоски для машин, отважным путешественником вроде Алена Бамбара, боксером.

26. Почему Дениска не захотел заменить боксерскую «грушу» своим старым Мишкой? Ответ : он вспомнил, как не расставался с ним : кормил, спал, укачивал, рассказывал сказки, любил его всей душой. «Мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара… Просто я никогда не буду боксером»

27. Как звали одноклассника , который заикался? Ответ : Петька Горбушкин. (Независимый Горбушка)

28. Как звали писателя, который пришел в Денискин класс ? Ответ : Иван Владиславович.

29. Какое слово по-английски выучил Павля за 2 месяца? Ответ : Пит.

30. Стихи какого писателя не выучил Денис? Ответ : Некрасова.

31. По версии Дениса, как называется главная река Америки? Ответ : Миси-писи.

32. Какой подарок на день рождение больше всех понравился Мишке? Ответ : гусиное горло от Дениски.

33. Какие птицы покорили сердце Дениса? Ответ : белые амадины.

34. Как звали канарейку, которая победила на конкурсе певчих кенарей? Ответ : Лимончик.

35. Как звали Денискину учительницу географии? Ответ : Елизавета Николаевна. (Тиха украинская ночь)

36. Какое любимое стихотворение у Мишки? Ответ : «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» (Тиха украинская ночь)

37. Что предложил Дениска папе, чтобы он мог узнавать свой дом и подъезд? Ответ : повесить мамин портрет. (Здоровая мысль)

38. Какая мама самая красивая в Денискином классе ? Ответ : Денискина мама.

39. Какого животного в зоопарке больше всего любил Денискин папа? Ответ : слона. (Слон и радио)

40. Как звали слона в зоопарке? Ответ : Шанго Махмудович.

41. Что Дениска показал слону? Ответ : транзисторный радиоприемник.

42. Что устроил слон возле своего вольера? Ответ : Физзарядку с населением.

43. На что променял слон радиоприемник? Ответ : на веники.

44. Почему Денис Кораблев из рассказа «Главные реки» , не выучил уроки ? Ответ : запускал змея.

45. Что было у Мишки в коробочке от спичек? («Он живой и светится» ) Ответ : светлячок

46. Какую букву не выговаривали Аленка, Мишка и Дениска? («Заколдованная буква» ) Ответ : буква «Ш» .

47. Чем закончилось выступление «Пионерского Сатирикона» ? («Где это видано, где это слыхано» ) Ответ : Я даже плохо помню, что было дальше. Было похоже на землетрясение. И я думал, что вот сейчас провалюсь совсем под земно, а вокруг все просто падали от смеха - и няни, и учителя, все, все

48. На что Мишка поменял самосвал? Ответ : на светлячка («Он живой и светится…» )

49. Какую кашу так и не смог съесть Дениска в одном из рассказов? Ответ : манную («Тайное становиться явным» )

50. Что Дениска положил в манную кашу? Ответ : сахар, потом налил кипятка, потом положил хрен. (Тайное становится явным)

51. Что обещала Дениске мама, если он съест кашу? Ответ : прогулку в Кремль. (Тайное становится явным) .

52. Как звали девочку – эквилибристку на шаре? Ответ : Таня Воронцова (Девочка на шаре) .

Рассказ «20 лет под кроватью»

53. У кого под кроватью спрятался Дениска? Ответ : у Ефросиньи Павловны.

54. Что кричала Ефросинья Павловна, когда Дениска начал чихать под кроватью? Ответ : караул, грабят, режут!

55. Кто вызволил Дениску от Ефросиньи Павловны? Ответ : папа.

56. Куда забрался Дениска от испуга в темноте? Ответ : в шкаф.

57. Что было на нем, когда он вышел из шкафа? Ответ : два платья и две шляпки.

Рассказ «Подзорная труба» .

58. Почему мама ругалась, зашивая штаны Дениски? Ответ : ей постоянно приходилось зашивать Денискины штаны.

59. Какое средство придумал папа, чтобы Дениска не рвал штаны? Ответ : подзорную трубу.

60. Кто, по мнению папы, должен был изобрести подзорную трубу? Ответ : мама

61. Какие вещи папа достал для сооружения подзорной трубы? Ответ : маленькое зеркальце, магнит, несколько гвоздочков, пуговицу.

62. Какого цвета была труба? Ответ : синего

63. Для чего мама смастерила трубу? Ответ : присматривать за Дениской.

64. Какая жизнь наступила для Дениски с появлением подзорной трубы, по его же мнению? Ответ : кислая

65. Зачем Денис ходил на Чистые пруды? Ответ : ловить головастиков

66. Что искал Денис, когда наткнулся на подзорную трубу? Ответ : футбольную камеру

67. Что понял Денис после тщательного осмотра подзорной трубы? Ответ : родители его обманули.

68. Что сделал Денис, когда обнаружил обман своих родителей с подзорной трубой? Ответ : затеял срочную драку со всеми, за что был бит, но настроение было отличное.

69. Почему Денису стало так хорошо и свободно на душе? Ответ : за ним никто не следил.

Рассказ «Смерть шпиона Гадюкина»

70. Куда положил Дениска велосипедный звонок? («Смерть шпиона Гадюкина» ) Ответ : в карман

71. Как называлась пьеса, которую поставили и сочинили ребята из 4 класса ? Ответ : «Собаке – собачья смерть» .

72. Как звали октябрятскую вожатую? Ответ : Люся

73. По чему попал доской Дениска вместо стула? Ответ : по неизвестной кошке.

74. Что кошка утащила со сцены? Ответ : бороду

75. Как позвонил телефон? Ответ : «Динь-динь-динь» , - сказал Дениска

76. Какие стихи прочитал Мишка на концерте? Ответ :

Пройдут года, наступит старость!

Морщины вскочут на лице!

Желаю творческих успехов!

«Расскажите мне про Сингапур»

77. Как зовут двоюродного дядю Дениски, который живет на севере? Ответ : Харитон Васильевич .

78. Чем поклялся дядя Дениски, что не обижается? Ответ : именным кортиком. (Расскажите мне про Сингапур)

79. Как назвал папа Дениску? Ответ : 100 грамм веснушек (Расскажите мне про Сингапур)

80. Как звали собаку из рассказа В. Драгунского «Расскажите мне про Сингапур» . Ответ : Тубо

81. Кем по профессии был дядя Дениски из рассказа «Расскажите мне про Сингапур» . (Расскажите мне про Сингапур) Ответ : капитан дальнего плавания.

«Как я гостил у дяди Миши»

1. Почему Дениска в неделю имел несколько выходных дней?

Ответ : Многие учителя болели

2. Чем болели Денискины учителя? Ответ : Аппендицит, ангина, грипп

3. Где живёт дядя Миша? Ответ : В Ленинграде

4. Двоюродный брат Дениса. Ответ : Димка

5. Чем угостил Дима приехавшего к нему в гости Дениса?

Ответ : Пельменями

6. Почему, когда Денис с дядей приехали домой, Димка не был в

школе? Ответ : Ждал приезда отца с братом

7. Куда Димка повёл брата в Ленинграде в первую очередь? Ответ : На Неву

8. Кого напоминал Дениске памятник Пушкина? Ответ : Десятиклассника

9. Где Димка с Денисом перекусили и чем? Ответ : В кафе пирожками

10. Куда отправились мальчишки на второй день? Ответ : В Эрмитаж

11. Куда дядя Миша возил братьев? Ответ : В Царское Село

12. Почему папа назвал Дениску тетерей? Ответ : Он не взял адрес у Иры Родиной

«Денискины рассказы : Арбузный переулок»

13. Сколько лет Дениске? Ответ : скоро 9 лет.

14. Почему Дениска не любил манную кашу и молочную лапшу? Ответ : из-за пенок

15. Кого папа назвал фон барон Кутькин-Путькин? Ответ : Дениску

16. Сколько лет было папе Дениски, когда немцы рвались к Москве? Ответ : 11-12 лет

17. О каком продукте рассказал папа сыну из своего военного детства? Ответ : об арбузе.

18. Почему голодному мальчишке достался просто так арбуз? Ответ : арбуз упал и раскололся.

19. С кем поделился Денискин папа арбузом? Ответ : с другом Валькой.

20. Что снилось голодным ребятишкам во время войны? Ответ : хлеб и арбузы.

21. Зачем друзья постоянно ходили в арбузный переулок? Ответ : надеялись, что будут разгружать арбузы.

22. Как повлияла история из детства папы на Дениску? Ответ : он без разговоров съел молочную кашу.

ЗДОРОВАЯ МЫСЛЬ

После уроков мы с Мишкой собрали свое имущество и пошли домой. На улице было мокро, грязно и весело. Только что прошел сильный дождь, и асфальт блестел как новенький, воздух пах чем-то свежим и чистым, в лужах отражались дома и небо, а если идти с горы, то сбоку, возле тротуара, мчался бурный поток, вроде горной речки, красивый поток, коричневый, с водоворотами, завихрениями и бурунами. На углу улицы в землю была вделана решетка, и здесь вода совершенно распоясалась, она плясала и пенилась, булькала, как цирковая музыка, или, наоборот, журчала и шкворчала, словно жарилась на сковородке. Просто прелесть...
Мишка сейчас же, как все это увидел, полез в карман и вытащил спичечный коробок. Я помог ему достать спичку для мачты, дал ему листок бумаги, мы сделали парус и воткнули все это в коробок. Сразу получился не коробок, а кораблик. Мы его спустили на воду, и он тут же поплыл с ураганной быстротой. Его вертело туда-сюда и бросало, он подпрыгивал и несся вперед, то задерживаясь ненадолго, а то давая сто узлов в час. Мы сейчас же начали озвучивать это дело, потому что мы сразу стали капитаном и штурманом - я и Мишка. Мы кричали, когда кораблик садился на мель.
- Задний ход - чух-чух-чух!
- Полный задний - чух-чух-чух!
- Полнейший задний ход - чух-чух-чух-чах-чах-чах!
И я пальцем направлял корабль куда надо, а Мишка орал:
- Пошел! Ух жжмет! Вот это дает! Полный вперед! Чух-чух-чих!
И так с дикими воплями мы бежали за корабликом как сумасшедшие и добежали до угла, где решетка, и вдруг наш кораблик завертелся, закружился в водовороте, и мы оглянуться не успели, как он клюнул носом, хлюпнул и провалился в решетку.
Мишка сказал:
- Жалко как. Утонул...
И я сказал:
- Да. Его поглотила бушующая стихия. Давай новый запустим?
Но Мишка покачал головой:
- Нельзя. Сегодня мне опаздывать из школы нельзя. Сегодня папа дежурный.
Я сказал:
- По чему?
- Его очередь, - ответил Мишка.
- Нет, - сказал я, - ты не понял. Я спрашиваю, по какому делу твой папа дежурный? По чему? По уборке? Или по накрыванию на стол?
- По мне, - сказал Мишка. - Папа дежурит по мне. Они с мамой так установили очередь: один день мама, другой папа. Сегодня папа. Уж небось приехал с работы кормить меня обедом, а сам спешит, ведь ему обратно надо!
- Ты, Мишка, не человек! - сказал я. - Ты своего отца сам должен обедом кормить, а тут занятой человек ездит с работы кормить такого оболтуса! Ведь тебе уже восемь лет! Жених!
- Это мама мне не доверяет, ты не думай, - сказал Мишка. - Я помогаю, вон в прошлую пятницу я им за хлебом сходил...
- Им! - сказал я. - Им! Они, видите ли, едят, а наш Мишенька одним воздухом питается! Эх, ты...
Мишка весь покраснел, как синяя свекла, и сказал:
- Пошли по домам!
И мы прибавили шагу. А когда стали подходить к нашим домам, Мишка сказал:
- Я каждый день свою квартиру не нахожу. Все дома одинаковые, просто путаются в глазах. А ты находишь?
- Нет, я тоже не нахожу, - сказал я, - не узнаю свое парадное. То зеленое, и это зеленое, все одинаковые, новенькие, и балкончики тоже один в один. Прямо беда.
- Так как же ты поступаешь? - сказал Мишка.
- Жду, пока мама на балкон выйдет.
- Ну, так может и чужая чья-нибудь выйти! Ты вполне можешь к другой попасть...
- Ты что, - сказал я, - да я из тысячи чужих свою маму узнаю.
- А как? - спросил Мишка.
- По лицу, - сказал я.
- На прошлом родительском собрании были все родители, и Костикова бабушка шла домой с моим папой, - сказал Мишка, - так Костикова бабушка сказала, что твоя мама самая красивая в классе.
- Ерунда, - сказал я, - твоя тоже красивая!
- Конечно, - сказал Мишка, - но Костикова бабушка сказала, что твоя самая красивая.
Тут мы подошли вплотную к нашим домам. Мишка стал беспокойно оглядываться по сторонам и тревожиться, но в это время с нами поравнялась какая-то старушка и сказала:
- А, это ты, Мишенька? Что? Не знаешь, где живешь, да? Вечная история. Ну пойдем, соседушка, уж доведу тебя.
Она взяла Мишку за руку, а мне сказала:
- Мы с одной лестничной клетки.
И они пошли. Мишка очень охотно поволокся за ней. А я остался один в этих одинаковых переулках без названий, среди одинаковых домов без номеров и совершенно не представлял себе, куда идти, но решил не унывать и стал подниматься по лестнице на четвертый этаж первого же попавшегося дома. Ведь этих домов и всего-то восемнадцать, так что если я даже все подряд их обойду, то через часок-другой наверняка буду дома, это уж точно.
Во всех наших подъездах, на каждой двери, слева привинчен звонок с красной кнопочкой. Вот я влез на четвертый этаж и нажал кнопку. Дверь открылась, оттуда высунулся длинный кривой нос и крикнул в дверную щель:
- Макулатуры нет! Сколько раз повторять!
Я сказал "извините" и сошел вниз. Ошибся, что поделаешь. Тогда я пошел в следующий подъезд.
Не успел я тихонько дотронуться до звонка, как из-за двери раздался такой хриплый и страшный лай, что я не стал дожидаться, пока меня съест какой-нибудь волкодав, а просто моментально скатился вниз.
В следующем подъезде, на четвертом этаже, дверь открыла высокая девушка и, когда увидела меня, весело захлопала в ладоши и закричала:
- Володя! Папа! Марья Семеновна! Саша! Все сюда! Шестой!
Из комнат высыпала куча народу, они все смотрели на меня, и хохотали, и прихлопывали в ладоши, и подпевали:
- Шес-той! Ой-ой! Шестой! Шестой!..
Я глядел на них во все глаза. Сумасшедшие, что ли? Я даже стал обижаться на них: тут есть хочется, и ноги промочил, и к чужим вместо дома попал, а они смеются... Но девушка, видно, поняла, что мне не весело.
- Тебя как звать? - сказала она, и присела передо мной на корточки, и заглянула мне в глаза своими синими глазами.
- Денисом, - ответил я.
Она сказала:
- Ты не обижайся, Денис! Просто ты сегодня уже шестой мальчик, который пришел к нам. Все они тоже заблудились. На-ка вот тебе яблоко, съешь, подкрепи истощенные силы.
Я не стал брать.
- Возьми, пожалуйста, - сказала она, - для меня. Сделай мне одолжение.
Ну, я сделал ей одолжение.
- Послушай, - сказала девушка, - мне кажется, что я видела тебя выходящим из подъезда, что прямо напротив нашего. Ты выходил с одной очень красивой женщиной. Это может быть?
- Конечно, - сказал я, - моя мама самая красивая в классе.
Тут они все снова рассмеялись. Без всякой причины. А девушка сказала:
- Ну, беги. И если хочешь, приходи к нам в гости.
Я сказал "спасибо" и побежал, куда показала высокая девушка. И не успел я нажать кнопку, как дверь открылась, и на пороге стояла моя мама! Она сказала:
- Вечно тебя надо ждать!
Я сказал:
- Это ужасная история! Я промочил ноги! Потому что я не могу найти двери нашего дома. Я не знаю, где наш подъезд, он похож на все остальные, как капля воды на все другие. И у Мишки такая же история! Никто не может найти свой дом! Я сегодня шестой... и есть хочу!
И я рассказал маме про кривой нос с макулатурой, и про рычащего волкодава, и про высокую девушку и яблоко.
- Надо устроить для тебя какую-нибудь примету, - сказал папа, - чтобы ты безошибочно узнавал свой дом.
Я обрадовался:
- Папа! Я уже придумал! Повесь, пожалуйста, на наш дом мамин портрет! Я уже издалека буду знать, где я живу!
Мама рассмеялась и сказала:
- Ну, не выдумывай!
А папа сказал:
- В конце концов, а почему бы и нет" Вполне здоровая мысль!

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №12 г. Борисова»

План - конспект урока

по литературному чтению

с использованием стратегии

на тему:

«В. Драгунский «Что я люблю»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Ю.В.Филиппович

Борисов, 2015

ТЕМА: ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ

«ЧТО Я ЛЮБЛЮ»

Цель :

    формирование навыка осознанного и правильного чтения;

    совершенствование навыка чтения вслух и молча;

    совершенствовать умение выделять главных действующих лиц произведения;

    актуализировать и расширять представления детей о творчестве В. Драгунского;

    соз­давать условия для формирования умения устно отвечать на вопросы;

    способствовать формированию уважительного отношения к людям, желания помогать членам своей семьи.

Оборудование: магнитофон, портрет В. Драгунского, выставка книг В. Драгунского, микрофон, карточки для речевой разминки, «солнышки», коробка с цветами

Ход урока

I. Организационный момент

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли,

Но позвал вас всех звонок.

Начинать пора урок.

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают наизусть стихотворение Э. Успенского «Если бы я был девчонкой».

III . Дыхательная и речевая разминка (звучит мелодия)

Прочитайте слова, которые Вы видите на доске, выделяя голосом ударный слог:

баран

снегири

олень

сапоги

шляпа

топор

уголок

звери.

Упражнение «Свеча», «Цветок»

IV. Вступительное слово учителя

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения составляем мнение о себе, о чертах своего характера, о человеческих качествах. Каждый человек имеет мно­жество характерных черт и качеств, которые делают его индиви­дуальностью - неповторимым, непохожим на других, а также множество качеств, которые объединяют его с другими людьми. Люди нужны друг другу, и в силах каждого из нас сделать так, чтобы тем, кто находится рядом, было хорошо.

V. Игра «Десять моих "Я"»

У Вас лежат на партах солнышки с 10 лучиками: я Вам предлагаю в середине солнечного круга крупно на­писать букву Я, а на лучах - качества своего характера (злой - добрый, жадный - щедрый, лживый - честный, трусливый - смелый, замкнутый - общительный, ленивый - трудолюбивый, неряшливый - аккуратный, глупый - умный и т. п.).

После выполнения задания проводится анализ работ, уча­щимся задаются вопросы:

Какие качества назывались чаще всего - положительные пли отрицательные?

Какие качества выбирали чаще всего?

Какое качество легче признать в себе - хорошее или плохое? Почему?

Важно уметь видеть и свои достоинства и свои недостатки, то есть объективно себя оценивать. Нельзя видеть в себе одни до­стоинства - это самолюбование, признак неверной, завышенной самооценки. Но нельзя видеть и одни недостатки - это говорит о неуверенности в собственных силах, о заниженной самооценке. И помните, если вам очень чего-то хочется и вы этого упорно бу­дете добиваться, то желание обязательно исполнится.

Физкультминутка(под музыку)

VI. Подготовка к восприятию произведения

Так случилось и с Виктором Юзефовичем Драгунским. Сначала он был артистом, затем режиссером (снимал кино), а когда у него родился сын Денис, стал писателем. С Денисом все время случались разные смешные истории, и Драгунский стал эти истории записывать. Так появилась книга «Денискины рассказы». И сегодня в гости к нам пришёл автор этих замечательных Денискиных рассказов Виктор Юзефович Драгунский. Давайте поприветствуем его (вывешиваю портрет)

Сейчас мы с Вами на мгновение превратимся в журналистов и отправимся на пресс-конференцию к В. Драгунскому, чтобы узнать всё, что Вас интересует о его жизни (учащиеся, используя микрофон, задают различные вопросы).

VII. Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Что я лю­блю»

1. Чтение рассказа учителем (с. 92).

2. Проверка первичного восприятия произведения.

Понравился ли вам мальчик? Чем?

3. Вторичное чтение текста

Чтение текста учащимися («цепочкой»)

4. Обсуждение прочитанного.

Что вы любите так же, как любит мальчик?

Какие отношения у Дениса с отцом?

5. Самостоятельное чтение.

Определите черты характера Дениски. Подтвердите это примерами из текста.

6. Выборочное чтение.

Прочитайте, почему Дениска любит ходить в зоопарк?

В каких действиях мальчика выражается его любовь к маме?

Физкультминутка для глаз

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия

Кто к нас сегодня приходил на урок? С каким его произведением мы познакомились? Какую книгу написал В. Драгунский?

Сегодня на уроке вы убедились, что каждый человек не­повторим. Доброе в себе надо укреплять, недостатки - изжи­вать. Важно научиться рассказывать о себе честно, не унижая себя, но и не скрывая своих недостатков. Если человек научится разбираться в себе, он научится разбираться и в других людях. А это поможет избежать многих ошибок в жизни.

Игра «Подари цветочек»

Ребята берут из коробки цветок и дарят однокласснику со словами: «Я дарю тебе цветочек, потому что ты... (положитель­ная черта характера того, кому делается подарок).

Конспект урока по чтению

(3 класс)

Тема: В. Ю. Драгунский «... Бы».

Цели:

1. Совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, артистизмом учащихся, развивать устную речь.

2. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством детского писателя В. Ю. Драгунского

3. Будить фантазию и творчество детей.

4. Помочь задуматься о взаимоотношениях взрослых и детей в семье, учиться понимать друг друга, быть внимательнее к людям.

5. Показать, что юмор помогает человеку в жизни.

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Выставка книг.

3. Видеокассета с «Ералашем».

4. Таблица о выразительности.

5 Стенд с рисунками детей на тему: «Мои мечты и фантазии».

6. Музыка к физкультминутке.

Ход урока

I . Организация класса.

Сегодня мы проводим необычный урок. Необычный не потому, что у нас гости, а потому, что он будет весёлым уроком.

У нас были раньше весёлые уроки?

А как вы думаете, на весёлых уроках можно чему-нибудь научиться? Об этом вы мне скажете в конце урока.

Какой раздел мы начали изучать?

О ком и о чём мы читаем в этом разделе?

II . Проверка домашнего задания.

Какое было домашнее задание?

К чему призывает Юрий Коренец?

(Чтобы люди дарили друг другу подарки без всякого повода)

Сегодня мы продолжим эту интересную тему.

III . Работа над темой

1. Вступительная беседа.

Любите смотреть «Ералаш»?

(фрагмент «Дорогие россияне»)

Кем мечтал стать мальчик?

А мама его поняла?

Что случилось бы на самом деле, если бы дети стали взрослыми, а взрослые – детьми?

Давайте пофантазируем.

Бывает ли так, что вы в чём-то не соглашаетесь со своими родителями? Не понимаете друг друга?

Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой?

Как вы думаете, мама этого мальчика была в детстве мечтательницей и фантазёркой?

2. Работа над рассказом В. Драгунского.

Откройте стр. 120

Знакомы ли вы с этим писателем?

«Друг мой», «Англичанин Павля», «Сестра моя – Ксения».

(Показываю в учебниках: «Капельки солнца», «В одном счастливом детстве», 1 ч.)

Кто герой его произведений?

(Денис Кораблёв)

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите?

Как вы думаете, о чём может быть рассказ?

(предположение детей)

б) – Прочитайте заголовок.

(открываю тему на доске)

Что означает это слово – бы?

Очень странное название рассказа.

Почему перед словом стоит многоточие? О чём это говорит?

Подставьте вместо многоточия подходящие слова – действия.

(искупался бы, нарисовал бы...)

Когда мы употребляем частицу бы?

(когда нужно какое-то условие для выполнения чего-либо)

Значит, из рассказа мы узнаем о чьих-то мечтах.

в) Чтение рассказа про себя.

Прочитайте рассказ про себя и проверьте свои предположения.

Почему вы смеялись, когда читали?

О чём же мечтал Дениска?

В чём оправдались наши предположения?

г) Чтение рассказа вслух по абзацам и работа по ним.

(табличка на доске)

1 абзац:

От чьего имени ведётся рассказ? Кто это – я? (Дениска)

Из каких слов видно, что это ребёнок?

Что надумал Дениска?

Возможно, Дениска об этом подумал после того, как мама велела сделать что-то, чего ему делать не хотелось.

Какое слово заключено в кавычки? Почему?

2 и 3 абзацы:

Что узнали о семье Дениски?

Почему Дениска сказал бы маме такие слова?

(он повторяет мамины слова, которые она не раз говорила Дениске)

О каких привычках Дениски вы узнали?

(он очень худенький, плохо ест, не любит есть хлеб, держит еду за щекой, не глотает, раскачивается на стуле за столом)

Хорошие это привычки или плохие?

(на доске:

Мама: решительно, энергично, в приказном тоне)

(Открываю запись на доске)

4 и 5 абзацы:

Как Дениска встретил бы папу?

Что чаще всего слышал Дениска от папы?

(Не любит мыть руки перед едой, или если моет, то плохо: вся грязь остаётся на полотенце. Не любит стричь ногти).

Вам родители дают такие советы?

О какой папиной привычке узнаём?

(читает газету за столом)

Как вы относитесь к этому?

(на доске:

Папа: раздражённо, даже переходя на крик)

(Открываю запись на доске)

Как же относится Дениска к бабушке?

6 и 7 абзацы:

Что значит «Как шёлковые?»

(послушные, исполнительные)

Какой приём сравнения использует Драгунский?

(эпитет)

Как Дениска встретил бы бабушку?

(Открываю запись на доске)

Вы представили эту сцену?

Всплеснул руками... Это как? Покажите.

Как бабушка относится к внуку?

(она любит Дениску. Заботится о его здоровье)

О каких увлечениях Дениски мы узнаём?

(любит играть в хоккей)

8 абзац:

Чему Дениска завидовал?

Прочитайте это предложение.

Сравнимо ли кино и мороженое?

(Нет. Родители думают, что мороженое для Дениски желаннее, чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино.)

9 и 10 абзацы:

Вы догадались, что говорили обычно родители на настойчивые упрашивания Дениски пойти с ними?

(что он и так много развлекается, и на день рождения ходил, и в цирк в воскресенье ходил, что этот фильм детям смотреть нельзя, он для взрослых)

Почему этот абзац заканчивается многоточием?

(можно ещё много назвать причин, по которым детям нельзя идти в кино)

Как Дениска реагировал на все убеждения родителей.

(он плакал, ему не нравилось, что мама ходит на каблуках по квартире, долго вертится перед зеркалом, напевает...)

11 абзац:

Кто прервал мечты Дениски?

(мама)

Можете вы предположить, что сказала бы мама Дениске?

Понравился ли вам рассказ?

Какой по жанру этот рассказ?

(Весёлый, юмористический)

Давайте мы тоже немножко отдохнём и повеселимся

3. Физкультминутка «Если весело живётся...»

4. Вопросы после чтения:

О чём же этот рассказ? Только ли о мечтах мальчика?

(Нет, о взаимоотношениях в семье, между взрослыми и ребёнком)

Драгунский прямо не говорит, но мы узнаём о многих привычках и обязанностях членов Денискиной семьи, об их взаимоотношениях. Мама с Дениской говорит, папа иногда кричит, бабушка голосит.

Почему большинство предложений в рассказе короткие? Состоят из 2 – 3 слов?

(Это предложения – команды: ясные, лаконичные)

5. Инсценирование эпизода рассказа.

А сейчас мы побываем в театре одного актёра.

Кто знает, что это такое?

Посмотрите и послушайте монолог Дениски Кораблёва в исполнении Сальниковой Саши.

6. Сведения о писателе: Драгунский Виктор Юзефович (1913 – 1972 г.)

Посмотрите на портрет Виктора Драгунского. Можно ли по портрету сказать что-либо об этом человеке?

Сейчас ребята вам расскажут о Викторе Драгунском.

Драгунский – яркий и радостно-талантливый писатель. Он был добрым, весёлым и потому – очень счастливым человеком. Свою любовь к жизни, веру в жизнь и в людей он передаёт читателям, которых у него великое множество, не только в нашей стране, но и во всём мире. Он заставляет нас задуматься о себе, о своих друзьях и о том большом мире, в котором мы живём.

Драгунский не сразу стал писателем. После окончания школы он работал токарем на заводе, шорником (шорники делают конскую упряжь), лодочником. Потом учился на актёра. Ему было 22 года, когда началась его актёрская биография: он был артистом эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».

А ещё Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, папы, бабули и дедули «животики надрывали» от смеха, такой весёлый это был Дед Мороз. Он был даже клоуном в чирке на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показать, и сальто-мортале сделать, и по канату ходить, и петь, и танцевать, и с животными общаться. Всё это Драгунский умел делать!

Когда началась война, Драгунский пошёл в военное ополчение и защищал Москву от фашистов. И ещё во время войны с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами, чтобы у них было хорошее настроение. Вот сколько всего интересного случилось с Драгунским до того, как он стал писателем.

Когда у Драгунского родился сын Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать. Так получились «Денискины рассказы». Всего было написано около 90 весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу.

Его книги читают не только у нас в России, но и в других странах. По сценарию Драгунского поставлен фильм «Весёлые истории».

Так что, если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте рассказы Драгунского!

(обратить внимание детей на выставку)

Дополнительный материал о сыне Драгунского.

Денис Викторович Драгунский, родился 15.12.1950 года в Москве. Окончил филологический факультет МГУ, работал политическим обозревателем и журналистом. Публиковал рассказы в журналах «Вопросы философии», «Дружба народов», «Новое время». Написал пьесы, которые были поставлены в театрах нашей страны и других стран. Его произведения переведены на английский, болгарский, немецкий и японский языки.

Продолжил ли Денис Драгунский дело своего отца?

IV . Итог урока.

Что же вы узнали о Дениске?

(Он большой фантазёр, мечтатель, имеет чувство юмора, любит свою семью, наблюдателен и артистичен)

О чём заставляет задуматься этот рассказ?

(Будьте внимательны друг к другу. Учитесь понимать друг друга)

(Открываю записи на доске)

Давайте последуем призыву Юрия Коринца и подарим нашим гостям сувениры-блокноты.

(Дети дарят подарки)

Только ли для детей написан этот рассказ?

Получился у нас весёлый урок? Чему мы на нём научились?

V . Домашнее задание : подготовить выразительное чтение рассказа, прочитать его родителям. (стр. 120 – 122)

Материал о Драгунском взят из журнала «Читаем, учимся, играем», выпуск № 8, 2003 год.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные