Венера греческая богиня. Венера - богиня любви в древнем риме. Богиня Венера в мифологии

Венера - богиня - почиталась как благодетельница счастливой супружеской жизни, как божество женщины. Она была покровительницей садов, и расцвета всех плодоносящих сил природы. Если верить легенде, богиня Венера была матерью героя Трои Энея, потомки которого стали основателями Рима. Поэтому в Риме было большое количество алтарей и святилищ богини.

Ранняя Венера

Образ богини Венеры в древнейших мифах далек от романтизма. Если верить одной из ранних версий ее происхождения, то богиня выходила из пены морской, которая образовалась из крови оскопленного Урана. В этом мифе Венера - богиня - была больше покровительницей весны и жизни, а не богиней любви. Ранние скульптуры изображают не капризную прекрасную женщину, а сильную и мощную богиню, в руках которой атрибуты гетеры: букет цветов и зеркало. И самое главное отличие - на ранних изображениях,Венера - - одета, только одно плечо обнажено.

История Венеры Милосской

Образ Венеры, и любви, олицетворяет множество скульптур и статуй, но воплощенный в них образ разительно отличается. выставленная в Лувре, в отделе античного искусства, считается самым знаменитым образом великой богини.

Эта статуя была обнаружена в 1820 году одним греческим крестьянином на острове Милос. Он захотел как можно выгодней продать свою находку и спрятал ее в загоне. Там ее и обнаружил офицер Франции Дюмон Дюрвиль. Офицер был достаточно образован, чтобы понять, каким шедевром является эта статуя красоты и любви. Считается, что эта Венера - богиня - держала в руке яблоко, которое ей вручил Парис.

Крестьянин запросил за античную статую огромные деньги, которых у француза не было. Пока офицер договаривался с музеем во Франции, крестьянин уже успел продать статую богини чиновнику из Турции.

Офицер попробовал похитить статую, но турки быстро обнаружили пропажу. Завязалась потасовка за бесценную скульптуру. Во время схватки были и потеряны руки богини, которые не найдены по сей день.

Но даже без рук и со щербинками Венера - богиня - очаровывает своей красотой и совершенством. Смотря на ее правильные пропорции, на гибко изогнутый стан, просто не замечаешь эти изъяны. Эта античная скульптура почти два столетия покоряет мир своей женственностью и красотой.

Предположения относительно расположения рук богини

Есть предположение, что богиня Венера держала в руках яблоко. Но тогда каким образом были расположены ее руки? Но это преположение в дальнейшем было отвергнуто ученым из Франции Рейнаком, что возбудило еще больший интерес к античной статуе. Есть мнение, что статуя Венеры - это только одна из нескольких скульптурных композиций. Многие исследователи поддержали такое предположение, считая, что Венера была изображена вместе с войны. В XIX статую богини пытались восстановить и даже хотели приделать ей крылья.

Сейчас богиня, окруженная легендами, находится в Лувре в небольшой комнате в зале античных искусств. Экспонаты в этом отделе не стоят посередине зала, поэтому невысокая скульптура Венеры видна издалека. Если подойти к ней поближе, то кажется, что шероховатая поверхность богини живая и теплая.

>> Венера - Богиня любви, весны и плодородия

Венера - Богиня любви, весны и плодородия

Божественная, прекрасная, вечно-юная Венера (на латыни Venus ) в начале становления римского пантеона считалась богиней Весны, животворящего весеннего начала, когда в природе все оживает, начинает расти вновь, богиня пышного цветущего весеннего сада. Уже после ее стали сравнивать с греческой Афродитой. Так, постепенно, Венера приобрела многие качества и атрибуты, присущие Венере, и стала привычной для нас Богиней Любви и Красоты. Также римский народ считает Венеру своей праматерью, корни этой уверенности уходят опять же в отождествление Венеры и Афродиты. Согласно античной мифологии, Эней сын Афродиты, как всем известно - потомки Энея, чудом спасшегося из горящей по воле Агамемнона Трои, основали Рим. Нетрудно провести параллель, это еще один из основополагающих факторов особого почитания римлянами Венеры. Из самых известных архитектурных шедевров римской эпохи в честь Венеры - Сицилийский храм. Ее вечные спутники и символы - заяц и голубь, растительный мир отдал в распоряжение Венеры розу, мак и мирт.

Рождение Венеры

Venus , quod ad omnes veniat , знаменитое римское изречение: “Венера - потому что приходит ко всему”. Использовал данное изречение мыслитель Марк Тулий Цицерон в труде “О природе Богов” для обоснования своего видения происхождения имени Венера. Предположений этимологии имени Венера не одно. Во многих римских фразеологизмах имя Венеры могли употреблять как синоним любых плодов, того, что родила и отдала земля, эта аллегория связана с самым первым определением Венеры как Богини Весны и расцветающих садов. Одним из распространенных дословных переводов имени Венера является “Милость Богов”, разве не верно это? Если углубиться в языкознание и поискать корни в далекой истории, то можно найти источники для слова в санскрите, на котором vanas будет обозначать желание, vanita - возлюбленные. Оба слова идеально подходят для того, что стать этимологическими корнями имени Венеры. Не забываем более позднее римское слово vinia - милость богов, о котором уже говорилось. Все гипотезы достойные, с логическим обоснованием и неизменным тонким вкусом женственности, шарма и романтики, филологи не могут отдать предпочтение одной теории, поэтому вопрос происхождения имени Венера открыт до сих пор, таинственная богиня не спешит открывать все свои загадки любопытным.

Интересна не только история о возможном происхождении имени, но и традиционные для римской, а потом и общеевропейской культуры постоянные эпитеты для Венеры: милостивая, очищающая, лысая. Лишнее в смысловом ряду лысая ? Нет! Этот эпитет говорит о Венере, как о покровительнице женщин Рима, которые ради победы своих мужей над галлами остригли волосы для изготовления тетивы для луков и канатов для катапульт. Классическое же представление о Венере в любом из видов искусства как о богине страсти и любви, отсюда распространенное мнение о том, что среди почитателей страстной богини больше всего было молодых людей: только Венера могла разделить их восторженное восхищение любимыми женщинами и помочь найти путь к сердцам. Также римляне боялись Венеру как безжалостную по отношению к тем, кто отвергает любовь и не желает считаться с великой силой великого чувства.

Настоящими искусниками, чье мастерство не оспорено и по сей день, римляне были в создании статуй. Не секрет, что до наших дней дошло множество образцов великолепных скульптур, на одном их первых мест среди них статуи Венеры. Парижский Лувр обладает бесценнейшим экземпляром - Венерой Милосской. Второе рождение, если можно так сказать, обрела в эпоху Возрождения, во-первых, в Европе того времени повально увлекались и возрождали (отсюда и Возрождение) античное наследие, во-вторых, образ Венеры всегда считался классикой обнаженного женского тела, которому состояние наготы только добавляет естественности и красоты, является в некотором смысле необходимым проявлением чувств. Стоит отметить, что даже пуританская Великобритания не осуждала за наготу только лишь изображение Венеры. Так, еще со времен безграничной власти Рима, имя Венера стало нарицательным для всех изображений красивого обнаженного женского тела.

Загадкой остается миф о рождении богини Венеры . В традиции римского мифологического свода, Венера дочь Юпитера и Дионы, прекрасное чадо любовного союза верховного бога и богини влаги. Греческие мифы представляют Венеру-Афродиту, рождающуюся из морской белоснежной пены. Скорее всего, вы чаще сталкивались со вторым вариантом происхождения Венеры, он чаще встречается на книжных страницах и холстах художников, и уж точно все знаю гениальный шедевр Сандро Боттичелли.

Ритуалы, связанные с поклонением Венере, носили в Древнем Риме необыкновенно чувственный и одновременно праздничный характер. В дни ее почитания прекрасную мраморную статую сажали в колесницу, выполненную в форме морской раковины. Запряжены в эту дивную повозку были белые голуби, любимый птицы богини и символ ее божественной милости. По дороге процессии римляне дарили Венере пышные венки из цветов, не забывая включать в композиции розу, мак и митр, и ювелирные украшения, чаще всего из жемчуга, под стать ее коже. Молодые люди, страстные и темпераментные, всегда шли во главе процессии, их присутствие радовало богиню особенно, поскольку они отдаются любви и страсти с подлинно венерианским безумием. Чаще всего Венеру предстает перед глазами восхищенных зрителей обнаженной или в одежде именуемой “пояс Венеры”, которая только придает шарма и женственности обнаженной фигуре красавицы богини. “Венерин пояс” был распространенным вариантом одежды среди римлянок разных социальных статусов, так как женское начало объединяет и женщин знатного происхождения, и простолюдинок, а Венера дарит им бесконечною любовь и красоту.

Среди множества талантов богини, римляне выделяли способность Венеры повелевать животными, такая хрупкая богиня способна усмирить даже разъяренного льва. Супруг Венеры - Вулкан, бог огня, всепоглощающего бушующего пламени и покровитель мастеров кузнечного дела. Вулкан серьезный, даже хмурый бог, он хром на одну ногу. Венера полная противоположность супругу - кокетлива, игрива, капризна, быстра и легкомысленна. Несмотря на различия, они прекрасно понимают и дополняют друг друга, Вулкан самые великие свои ювелирные творения всегда отдает жене, чтобы украсить и без того самую прекрасную в римском пантеоне богиню. Венера ветреная, поэтому пока супруг Вулкан занят в кузне, она дарит свою любовь другим мужчинам, тем более, что ее “Венерин поясок” наделен магическим свойством - порождать страсть к Венере у каждого мужчины. Венера навсегда покорила воинственного Марса, от союза с которым родился Купидон, вечный маленький небесный лучник, разящий стрелами любви без промаха. В числе побед Венеры также Адонис и Анхис - отец Энея. Однажды своевластная и гордая Юнона попросила у Венеры ее колдовской пояс, чтобы вернуть расположение Юпитера.

Неизменной традицией любого римского праздника, устраиваемого в честь Венеры, было огромное количество живых цветов. Жрецы всегда появлялись в пышных. богатых цветочных венках, которые символизировали вечную весну. Венецианцы считают, что их город назван в честь богини, поэтому каждый год весной они бросают в море кольцо, как бы заключая брак города Венеция и Богини Венеры.

Не только Земля может похвастаться наличием названий в честь Венеры, вторая планета Солнечной системы, таинственная утренняя Звезда также носит ее божественное имя - .

Добрая и обходительная богиня Венера была символом плодородия, священных союзов и главное - любви. Ее жизнь была полна потрясений и мрачных событий, но это не помешало ей родить прекрасного сына, потомки которого являлись основателями знаменитого города Рима.

Богиня Венера – кто она?

По сказаниям, богиня Венера (в греческой мифологии Афродита) олицетворяла красоту, любовь, плотские желания и плодородие. Присутствовала она на каждом бракосочетании и хранила семейное счастье уже обвенчанных. Она помогала сдерживать обиды и огорчения, учила терпению и дарила множество детей. Считалось что внешняя красота человека – это обращение на него своего взора доброй богини. Помимо этого, Венера - богиня любви, была проводником между миров богов и людей и ее дополнительными предназначениями были:

  1. Поддержка правых римлян в войнах и битвах.
  2. Помощь распутным девушкам для обретения их счастья.
  3. Направление людей на постройку храмов для обращения к богам.

Как выглядит богиня Венера?

Римский народ точно знал, как выглядит Венера, и красоты. Ее облик запечатлен во многих писаниях и архитектурных строениях, были найдены скульптуры с ее очертаниями. Юная красавица с длинными и пышными волосами, бледной кожей и круглым лицом. Ее постоянными спутниками являлись заяц и голубь – символы весны и мира. Самое известное произведение живописи - картина Ботичелли "Рождение Венеры". Великий художник предлагает свое видение богини красоты, любви и плодородия.


Муж богини Венеры

Миролюбивая богиня Венера родила своего единственного сына от покровителя в воинственных делах и звали его Марс. Он был полной противоположностью прекрасной девушки. Внешне возлюбленный Венеры был не очень красив, в отличие от ее остальных поклонников, но это не помешало им создать семью и дать римлянам прекрасного лучника Эрота. Игривая и кокетливая красавица легко усмиряла дикий пыл своего мужа и даже живя с таким предназначением он был ласков и нежен со своей любимой.

Дети Венеры

В ее судьбе был один единственный ребенок Эрот. Он отлично владел стрелами и луком и стал основателем великого города Рима. Поэтому многие народы и считают ее прародительницей населения города. Сын Венеры смог запомниться предкам следующими поступками:

  • плаванием с Трои в Италию;
  • основателем десятков храмов, посвященных имени своей матери;
  • рождением на свет Юлия Цезаря.

Он был добрым и миролюбивым ребенком. Все свое детство и молодость он провел рядом с матерью и им было очень тяжело расстаться, когда мальчик решил уйти к людям. Марс даже ревновал его к любимой, так как он отнимал у него время, которое он мог бы проводить со своей женой. На эту тему существует даже написанная картина, на которой изображена вся семья. Взгляд мужа очень печален там, ведь супруга занималась только ребенком, забывая о своих обязанностях, как жена.

Какие таланты дает богиня Венера?

Римлянам было хорошо известно, какие таланты дает своим дочерям богиня Венера. Каждая девушка метала о ее покровительстве, ведь взамен она могла получить любовь к искусству, артистические способности, умение красиво рисовать. Она могла одарить талантом мягкого управления людьми, красноречия и кокетливости. Считалось, что если покровительница девушки стала Венера, то у нее обязательно будет много поклонников и предложений и союзе.


Богиня любви и красоты Венера – мифы

Миф о рождении богини был самым любимым у жителей Рима, и они с удовольствием рассказывали его своим детям и внукам. Считалось, что богиня появилась на свет из пены морской и была до того хрупка и нежна, что приглянулась океаническим нимфам. Они унесли ее в свои пещеры из коралловых рифов и воспитывали ее там как родную дочь. Когда древнегреческая Венера выросла и научилась заботиться о себе сама, нимфами было принято решение передать ее богам.

Подняв ее на поверхность моря, они поручили ее заботу Зефиру, легкому южному ветру, унести ее на остров Кипр. Там ее и встретили четыре Хоры, дочери Юпитера и богини справедливости. Все, кто видел ее скорее хотели склонить головы перед красотой Венеры и сопроводить ее на Олимп. Ждал ее там собственный трон, и когда он села в него, остальные боги не могли скрыть своего восхищения. Все боги предлагали ей свою руку и сердце, но она отвергала их, желая быть свободной и жить для себя.

Имя скифской "Афродиты Урании" (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень "арт", "артем" - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но... Артемида ведь не Афродита?

Неужели Геродот перепугал? Ничего подобного. Просто в античные времена греки уже успели забыть, что некогда Афродита была,., тоже Артемидой!

Дело в том, что в некоторых индоевропейских языках наблюдается чередование типа "раб - арб" (ср. "работа" и "арбайт"), "род...

Богиней - покровительницей животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где она иногда охотилась, была Диана. Ее особенно почитали сельские жители, которым она облегчала тяжелые труды и помогала при врачевании болезней людей и животных.

Царь Сервий Туллий воздвиг первый храм Дианы на Авентинском холме в Риме, и поскольку этот холм был заселен людьми среднего достатка или просто бедняками, то она стала покровительницей низших классов (плебеев и рабов). Одновременно ее почитали как богиню...

Афродита ("пеннорожденная"), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески - афрос).

Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В...

Праздник Наваратри.

Божественная Мать почитается в течение девяти и ночей Наваратри. Она почитается в трех формах - как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати.

В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги.

Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью, гордостью, ревностью. От этого необходимо очиститься в первую очередь.Именно Дурга, сидящая на тигре, входит в сердце человека и уничтожает...

Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируестя с чистотой, невинностью и творением нового.

Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати.

Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на ее берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати. На...

Первые упоминания о eshata pragmata («последних вещах») можно встретить уже у Зосима Панополитанского (IV в.) и Псевдо-Демокрита (VI в.) (Именно о нем Томас Манн в «Волшебной горе» писал, что с него и «началось вторжение иррационального бродильного материала в мир разумно-полезных идей совершенствования человечества»).

И, если первый говорит об этом вскользь («...последние вещи появляются на излете времени» то второй более пространно рассуждает об этом в своем трактате «Имут»: «Время вещи не...

В Индийской мифологии описывается время, когда злые силы сражались с добрыми, причем сражения эти происходили довольно активно, т.е. с тысячами жертв, пострадавшими и с той, и с другой стороны. Об этом повествует книжка "Деви Махатмья".

В этом трактате описывается Богиня (Деви). Богиня в Индуизме это Шакти, Сила и Желание Бога Всемогущего. Именно Она, согласно Индуизму, и разрушает все зло в мире. Ее называют по-разному, отражая Ее многогранность - Махамайя, Кали, Дурга, Деви, Лолита...

Дурга ("труднодоступная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов - уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Богиню обычно изображали десятирукой, восседающей на льве или тигре, с оружием и атрибутами разных богов: с трезубцем Шивы, диском Вишну, луком Ваю, копьем Агни, палицей Индры...


Они нашли петуха, пение которого возвещает рассвет, и изготовили зеркало, украшенное драгоценными камнями.

По их просьбе богиня Амэ-но Удзумэ плясала на перевернутом чане, и это напоминало...

Словник : Вальтер - Венути . Источник: т. Va (1892): Вальтер - Венути, с. 906-909 ( · индекс ) Другие источники : БСЭ1 : МЭСБЕ :


Венера (лат. Venus) - одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы , обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню «прекраснее, чем сама красота». Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой (φιλομειδής) улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу (νικηφόρος), воинственную (Αρεια) и царственную (Βασίλεια), которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила (Α. γεννητείρα, γαμόστολος). рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее; они позднейшего происхождения. Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания; отсюда ее эпитеты: θαλασσιά, πελαγία (морская) и Αναδυoμένη (выходящая из морской пены), Ευπλοια, Λιμνησία (дающая благополучное плавание). Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру (Εταίρα), а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет πόρνη, т. е. представительница грубой и разнузданной чувственности. Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.

Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой - неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Venus была богинею садов, весны, произрастания и расцвета; но затем В. в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы; отсюда Venus genitrix, V. Victrix, vulgivaga, libitina, celestis. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу В., как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 г. до Р. X. Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом, она носила название Citherea, Cyprida, Cnida, Pathia, Amathusia, Idalia, Erycine и др. В. посвящены, как символы любви, мирт (отсюда эпитет Myrtia), роза, яблоко, как символы плодородия - мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине - дельфин и лебедь.

В древнегреческом искусстве тип изображений Венеры прошел чрез ряд последовательных изменений. Первые пластические олицетворения этой богини, как и самый ее культ, проникли в Грецию с остр. Кипр; но происхождение их надо искать в более отдаленных странах - в Вавилонии, Халдее и Сузиане, где воздавалось поклонение божествам, по значению близким к греческой Афродите, и откуда дошли до нас терракотовые, варварски натуралистические статуэтки богини, виновницы зарождения и размножения всего живущего, изображающие ее в виде нагой, украшенной головным убором, ожерельями и браслетами, женщины, обеими руками жмущей себе груди для того, чтобы полилось из них молоко (напр. одна из статуэток Луврского музея). Через посредство финикиян, этот прототип изваяний Афродиты был занесен из Азии на Кипр, как то доказывается несколькими его воспроизведениями, найденными на сем острове. Прямое азиатское происхождение следует приписать и тем кипрским статуэткам, в которых богиня является в длинной одежде и держит в правой руке яблоко или цветок, а левую руку скрытою под одеждой, у груди. Усвоив себе эти типы, греческое искусство архаического периода долго не расставалось с ними, но потом внесло в них чисто эллинскую строгую грацию. По-видимому, в начальную пору Греция знала только одну «Небесную» Афродиту, Афродиту-Уранию, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Эврипида, низводит на землю любовь и плодородие. В своих изваяниях, она уже перестает быть беззастенчиво нагою, но облечена в хитон и тунику, в одной руке держит у груди яблоко, цветок или голубя, а другою слегка приподнимает подол своей одежды (фрагмент статуи в Лионск. музее). К прежним представлениям о богине в непродолжительном времени присоединяется понятие об ее чарующей красоте; но даже в V в. греческая пластика остается верна строгому архаическому типу. К сожалению, от этого века не сохранилось мраморных статуй Афродиты, но другие относящиеся к нему памятники представляют ее одетою вполне скромно, в длинное платье и аттический хитон. Такою мы видим ее, напр., в бронзовых статуэтках, из которых многие служила подставками для зеркал (напр. одна из бронз Копенгагенск. муз.), в рисунках на вазах и во фрагменте восточного парфенонского фриза великолепного рельефа, принадлежащего школе Фидия. Такой характер, можно сказать с уверенностью, имели и три статуи Афродиты, исполненные самим великим афинским ваятелем и «Афродита в садах» (ένκήποις) его ученика, Алкамена. По мере того, как искусство греков становилось менее религиозным, иконографический тип богини утрачивал свою строгость, делался более соблазнительным, более чувственным. Самая личность ее, так сказать, раздвоилась: рядом с прежней Афродитой-Уранией явилась другая, Афродита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Постепенные видоизменения, испытанные при этом иконографическим типом Венеры, можно проследить по значительному количеству ее статуй, относящихся к разным эпохам: мало-помалу она освобождается от одежды; сначала легкий хитон еще облекает ее тело, обрисовывая его молодые и стройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую грудь; нередко богиня одною рукою надевает себе на плечо развевающийся сзади плащ, а в другой держит яблоко (одна из статуй музея Кьарамонти, в Ватикане). Это - тип покровительницы преимущественно брачных союзов. Те же черты впоследствии получает у римлян Венера-Родительница (Venus Genetrix), лучшие статуи которой хранятся в галерее виллы Боргезе, в Риме, и в Неаполитанск. музее. Дальнейший шаг в указанном направлении составляют полуодетые изваяния, образцом которых может служить Венера Милосская, в Луврском музее - великолепная статуя, найденная в 1820 г. на остр. Милос и принадлежащая если не самому Скопасу, то одному из даровитейших его учеников (см. Ваяние табл. II). В ней верхняя часть обворожительно красивой женщины представляется в полной наготе, а нижняя, начиная с бедер, изящно прикрыта спущенною с туловища драпировкою; отбитыми и теперь утраченными руками богиня, как предполагают археологи, поддерживала на своих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало (см. Ravaisson, «La Venus de Milo», (1871); v. Goeler, «Die Venus von Milo» (1879); a также исследования Гассе (1882) и Киля (1882). Здесь художник, наделив богиню военным атрибутом, очевидно, хотел выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т. е. Победительница). Если судить по значительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и в других памятниках, - он был в большом распространении. Из таких вариаций особенно интересна т. наз. Капуанская Венера , статуя Неаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до бедер и попирающаю шлем левою ногою. В IV стол. великий скульптор новоаттической школы решается на еще более смелое видоизменение типа богини и снимает с нее всяческие покровы. Жители остр. Кос заказали Праксителю изваять для них Афродиту, но вместо одной ее статуи он исполнил две: одну - одетую, другую - совсем нагую; заказчики выбрали первую, как более согласную с религиозным преданием; вторую же приобрели книдяне, поставившие ее в небольшом храме, открытом со всех сторон, для того, чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см. статью С. Рейнаха «Книдская Венера» в «Вестнике изящ. иск.», 1888 г., стр. 189), красоте которой древние писатели расточают восторженные похвалы, изображала богиню в тот момент, когда, она, скинув с себя последнее покрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду для купанья. Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с него не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только по ее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем тип как нельзя более соответствовал чувственному вкусу тогдашних греков и следовавших за ними поколений, а потому повторялся, можно сказать, в несчетных вариациях. Наиболее близкими воспроизведениями этого типа могут считаться Beнера палаццо Браски , хранящаяся ныне в Мюнхенской глиптотеке, ватиканская Венера и одна из статуй виллы Лудовизи. В позднейшее время подражатели Праксителя стараются придать этому типу еще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад тему Венеры, выходящей из морских волн (В. Анадиомены) или идущей купаться. Из относящихся сюда статуй пользуются известностью в особенности: 1) Венера Медицейская , в музее Уффици, во Флоренции, с фальшивою подписью афинянина Клеомена, но исполненная на самом деле в Риме, в последнем стол. до Р. X.; богине приданы в ней черты весьма молодой, только что расцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одною рукою свою грудь, а другою - лоно. (см. Ваяние табл. III) 2) Венера Капитолийского музея в Риме, похожая по позе и жесту на Медицейскую, но изображающая богиню в виде женщины с вполне развитыми формами. Повторения обеих этих статуй встречаются во многих музеях, между прочим, и в Имп. Эрмитаже, где т. наз. Венера Таврическая составляет дубликат В. Медицейской, а извлеченная недавно из забвения Гатчинская Венера - дубликат Капитолийской. Тот же мотив купанья, но в другой композиции представляют статуи богини, присевшей на землю, из числа которых можно указать, как на лучшие, на Venus accroupie Луврского музея и на Фарнезскую Венеру Неаполитанск. музея. Было бы слишком продолжительно останавливаться на всех тех концепциях, в которых выражался чувственный, лишенный всякой религиозности, взгляд на богиню любви и красоты позднейших греко-римских художников, продолжавших изображать ее в наготе, то снимающею с ноги своей сандалию, то выжимающей воду из мокрой косы (статуя коллекции Торлониа в Риме), то любующийся собою в зеркало, и т. п. К разряду подобных статуй следует причислить Венеру-Калипигу Неаполитанск. музея, хотя и не скинувшую с себя туники, хотя и прелестную по формам, но, по мотиву движения и общему замыслу, впадающую в тривиальность. Замечательно, что античное искусство, под конец своего существования, вернулось в отношении Афродиты к ее первоначальному, архаическому типу, несмотря на утрату веры в нее и, во всяком случае, на коренную перемену, происшедшую в представлении о ней. Выработанный им образ богини перешел и в новое искусство, которое с эпохи Возрождения и до наших дней любило передавать в ее лице идеал женской красоты и грации. В составных композициях и группах античная скульптура и живопись сопровождали Афродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепенными божествами, каковы: Пайдиа (веселье), Пейфо (убеждение), Эвномия (гармоничность) и Хариты, или в сюжетах из цикла легенд о Трое выводили вместе с нею на сцену Париса, вручающего ей яблоко Гесперид, и Елену (превосходный рельеф Неаполитанского музея).



В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные